Не отчаиваюсь в Божией помощи Серию " Письма о духовной жизни " продолжает сборник эпистолярного наследия святителя Макария (Невского) " Не отчаиваюсь в Божией помощи " Святитель Макарий (Невский). Не отчаиваюсь в Божией помощи: Сб. писем/Сост. Г. Г. Гуличкина. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 472 с.: ил.— (Письма о духовной жизни) Предлагаемый читателям сборник содержит лишь малую часть литературного наследия святителя Макария (Невского; 1835—1926), который при жизни заслужил именования «апостола Алтая» и «патриарха алтайских миссионеров». Миссионерская деятельность святителя Макария, посвятившего более полувека апостольским трудам на Алтае, имела огромное значение для всех сторон жизнедеятельности Алтайской духовной миссии. По свидетельству одного из сотрудников владыки Макария, «нет на обширном Алтае ни одной речки, ни одного ущелья, где не знали его имени, не помнили его наставлений. Даже в самых захолустных уголках, недоступных дебрях и среди язычников имя владыки Макария произносится с великим уважением». Ниже приводятся отдельные письма из книги. Письмо к императору Николаю II Ваше Императорское Величество, Всемилостивейший Государь! С чувством глубочайшего благоговения приемлю дерзновение всеподданнейше повергнуть на Всемилостивейшее воззрение Вашего Императорского Величества мой скромный проповеднический труд. Если бы Вы, Ваше Императорское Величество, Всемилостивейше благоизволили воззрить на повергаемое к подножию монаршего престола смиренное приношение, заключающее в себе собрание речей, слов и бесед, то из него усмотреть изволили бы выражение тех верноподданнических чувств, какими преисполнены сердца пастырей Православной Церкви и в числе их смиренного автора, который всеусердно тщится провидеть и воспитывать таковые же чувства и в среде вверенной ему паствы. Буду беспредельно счастлив, если Ваше Императорское Величество Всемилостивейше воззреть благоизволите на всеподданнейше представляемые начатки печатного проповеднического труда, где во главе помещена речь, которую Ваше Императорское Величество во время путеследования чрез г. Томск 5 июля 18 41 г [ода] удостоить изволили высоким вниманием Вашим. Затем следуют речи и слова, сказанные по случаю радостных и печальных событий Императорского Дома в минувшем году, и такие беседы о воспитании, пастырское послание, воззвания и другие наставления и беседы.

http://pravoslavie.ru/6060.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ Свт. Макарий, митр. Московский. Икона. Ок. 2006 г. Иконописец иером. Филадельф (Захаров) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Свт. Макарий, митр. Московский. Икона. Ок. 2006 г. Иконописец иером. Филадельф (Захаров) (ризница Троице-Сергиевой лавры) (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1.10.1835, с. Шапкино Ковровского у. Владимирской губ.- 16.02. 1926, с. Котельники Московского у. и губ.), свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая. Род. в очень бедной многодетной семье причетника храма Рождества Пресв. Богородицы Владимирской епархии Андрея Парвицкого. В святом крещении был наречен Михаилом. Рос слабым, болезненным ребенком. С первых лет жизни большую часть времени проводил в храме, помогая отцу. В 1843 г. ввиду крайней бедности семья оставила родные места и отправилась в Сибирь - в Тобольск, где отец надеялся получить диаконское место. Михаил поступил в Тобольскую ДС, там получил фамилию Невский. Его отец, прослужив в Тобольской епархии неделю и не получив желаемого места, переехал с семьей на Алтай, в с. Верх-Ануйское Бийского окр. Томской губ. Там положение семьи причетника улучшилось. В 1854 г. М. А. Невский окончил Тобольскую ДС со степенью студента, 2-м по разрядному списку, что давало ему право на поступление в духовную академию. Однако он желал посвятить жизнь миссионерству среди непросвещенных народов. Вначале, под впечатлением сообщений об апостольских трудах архиеп. Камчатского, Курильского и Алеутского свт. Иннокентия (Вениаминова ; впосл. митрополит Московский и Коломенский), он собирался участвовать в просвещении алеутов и др. племен Сев. Америки, но после беседы с одним из своих родственников решил избрать миссионерское служение среди коренных народов Алтая (в то время там проживали неск. тюркоязычных племен со своими языками и обычаями, обобщенно именовавшихся алтайскими «татарами» или «калмыками»; только в ХХ в., во многом благодаря деятельности Алтайской духовной миссии (АДМ), произошла консолидация алтайских этнических групп в единую народность).

http://pravenc.ru/text/2561280.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Роль Н.И.Ильминского в области христианизации кряшен 14.04.2008 571 Время на чтение 8 минут 29 февраля 2004 года в первое воскресение Великого поста на Торжество Православия Кряшенский приход г. Казани совместно с Общественной организацией кряшен г. Казани отметили 135-летие со дня отправления первого богослужения на кряшенском языке. Организации богослужения, а также создание кряшенского алфавита с переводом Священного Писания на кряшенский язык были уделом Николая Ивановича Ильминского (1822-1891) с его сподвижниками Василием Тимофеевичем Тимофеевым (1836-1896), о. Макарием (Михаил Андреевич Невский 1835-1926) и других. 11 августа текущего года дети Воскресной школы Кряшенского прихода в качестве паломников посетили надгробие святителя Макария (Невского) в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и пропели на родном языке богослужение в дань уважения и признания его заслуг перед кряшенской общиной. Н.И.Ильминский - просветитель кряшен - родился 23 апреля 1822 года в Пензе в семье священника. Учился в Тамбовской духовной семинарии, а потом в Казанской духовной академии (1842-1846). В ее правление представил работу " Рассуждение о Вселенских соборах вообще " (НА РТ, ф. 10, оп. 2, д. 639). В 1847 году при Казанской духовной академии был создан Переводческий комитет, куда вошел и Н.И.Ильминский. В 1854 году в академии зарождается противомусульманское отделение, преподавание в котором поручается бакалавру Н.И.Ильминскому. К 1854-1856 годам относятся первые печатные труды Н.И.Ильминского. " Записки академии наук " опубликовали его ученую работу " О первом походе монголов на Россию. В пособие к изучению арабского и татарского языков и самого мухаммеданства " (1854 г.). В " Записках археологического общества " (1854 г., т. III) была напечатана его первая статья: " Татарские надписи времен Казанского царства в Лаишевском уезде " . Затем в 1855 году им было издано, с дозволения Святейшего Синода и на счет учебных капиталов, арабское сочинение " Китаб Биркили " , - изложение основных понятий мухаммеданского вероучения и нравоучения. В 1857 году последовало другое его издание - " Бабер-намэ " , автобиография султана Бабера, в подлинном тексте, как пособие к изучению джагатайского наречия и вообще тюркского языка, - издание весьма важное в науке, обратившее на себя внимание западных ориенталистов. В Трудах восточного отделения археологического общества в 1856 году помещена его статья " Замечания о тамгах и унгунах " (отд. III, 138).

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/14/...

Новосибирск. Церковь Макария, митрополита Алтайского. Макарьевская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В Дзержинском районе города Новосибирска идёт строительство храма в честь известного миссионера, «апостола Алтая» святителя Макария Алтайского (Невского). Православный храм строится в парке имени Дзержинского, возведение ведёт СУ-54, ответственным за строительство 19 марта 2012 г. назначен протоиерей Владимир Бобров. Закладной камень на месте строительства храма 23 июня 2012 г. освятил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. По словам митрополита Тихона, Святитель Макарий, во имя которого возводится храм, многое сделал для просвещения Сибири, активно обращал жителей Алтая в православие, при нём были построены новые школы и приходы. Именно митрополит Макарий освящал начало строительства в Новониколаевске первого моста через Обь и собора Александра Невского, построенного одним из отцов-основателей города Николаем Тихомировым. Крупная каменная пятиглавая церковь в духе тоновской архитектуры, с трёхъярусной высокой колокольней над западным притвором строится в рамках «Программы-120». На сегодняшний день строители вышли на уровень возведения храмовой колокольни и куполов. Историческая справка: Святитель Макарий (в миру Михаил Андреевич Невский) родился в 1835 г. во Владимирской губернии. В 1843 г. его семья переехала в Сибирь. В 1884 г. он становится епископом Бийским, в 1891 г. - епископом Томским и Енисейским. Был митрополитом Московским и Коломенским (1912-1917 гг). В 1920 г. получил титул митрополита Алтайского. Скончался в 1926 г. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых. Строительство храма во имя Святителя Макария началось в феврале 2012 г., окончание намечалось на 2017 г., но продолжается по сей день. Здание храма возводится на пожертвования прихожан. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=54278

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Московских святителей (5 октября) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИГНАТИЙ Симоновский, Московский (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), иконник, прп. (пам. в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак ИОВ (Иван; † 1607), свт. (пам. 5 апр., 19 июня, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 23 мая - в Соборе Ростовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 1-й патриарх Московский и всея Руси ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1835 - 1926), , митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая,, свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ПЕТР (Полянский Петр Федорович; 1862-1937), митр. Крутицкий, патриарший местоблюститель (1925-1936), сщмч. (пам. 27 сент., в Соборе Московских святтителей, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе святых Челябинской митрополии)

http://pravenc.ru/rubrics/128871.html

(Фотография поздняя, иерарх в сане митрополита) 6 мая 1913 и 7 мая 1914 г. Скорбященский монастырь посещал митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский). Св. митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский) 18351926 Великий миссионер и подвижник, просветитель малых народов, прозванный “апостолом Алтая”. На Московской кафедре в 1912 – 1917 гг. Незаконно удален с кафедры Временным правительством. Портрет работы неизвестного художника начала ХХ в. Из Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Память 16 февраля/1 марта На 1915 г в обители и на монастырском хуторе было 265 монахинь и послушниц. Монастырский хутор (57 десятин) находился при с. Нетесове в 8 верстах от станции Крюково СПб-ской железной дороги. 1914 г. Указ Св. Синода об открытие на основе училища Высшего Богословского женского института. 8 ноября 1916 г. Открытие в монастыре Высших Женских Богословско-Педагогических Курсов (Женский богословский институт) Заведующий епископ Можайский ДИМИТРИЙ (Добросердов) Фасад здания Женского училища, в котором в 1916 — 1918 гг. располагались Высшие женские богословско-педагогические курсы (Женский богословский институт). Здание сохранилось в перестроенном виде, занято милицейской частью. Священномученик архиепископ ДИМИТРИЙ (Добросердов) 1864 – 1937 Епископ Можайский, викарий Московской епархии в 1914 – 1918 гг., затем в 1919 – 1920 гг. и (в сане архиепископа) в 1934 – 1937 гг. Видный просветитель и педагог. В 1916 – 1918 гг. – заведующий Высшими женскими богословско-педагогическими курсами в Скорбященском монастыре. В 1920-е гг. борец с обновленческим расколом. Неоднократно пребывал в заключении. Расстрелян 23 октября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой. Память 8/21 октября 8 ноября 1916 г. В совершении Богослужения и в торжестве открытия Высших женских богословско-педагогических курсов приняли участие Митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский), Епископ Волоколамский ФЕОДОР (Поздеевский), заведующий Курсами Епископ Можайский ДИМИТРИЙ (Добросердов), епископ Верейский МОДЕСТ (Никитин), епископ Аксайский ГЕРМОГЕН (Максимов), а также Великая Княгиня ЕЛИЗАВЕТА ФЕОДОРОВНА, обер-прокурор Святейшего Синода Н.П.Раев, профессоры Московской Духовной Академии и Московского Императорского Университета.

http://pravmir.ru/150-let-skorbyashhensk...

  Введение Синодальный период истории Русской Православной Церкви (далее − РПЦ), ведущий свой временной отсчет от петровских, «противных православной традиции» 4 , преобразований, начатых в 1718 г. учреждением Духовной Коллегии и открытием в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода, ознаменовался активизацией миссионерской деятельности, «возделыванием новых нив» на территории от Урала до берегов Тихого океана. Именно это направление деятельности на протяжении двух столетий способствовало «постепенному восстановлению канонической дееспособности и определению новых путей в повседневной жизни» 5 . В течение XVIII в. православные миссионеры, проповедуя веру христианскую, просвещая и крестя язычников, укрепляя в вере новокрещенных, открывая для них школы, переводя тексты богослужебных книг на языки народов Сибири, «вводя практику православного богослужения на инородческих языках» 6 , основывая монастыри и строя храмы, прошли почти всю сибирскую землю, возобновили миссионерскую деятельность на Камчатке, снарядили первую Православную миссию в Пекин. Особое внимание было уделено воспитанию в Сибири образованного духовенства из представителей коренных народов. Среди имен тех, кто просвещал народы Сибири, Дальнего Востока, Камчатки и Китая в XVIII в., были «проповедниками веры во языцех монгольских», митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский) (1650−1727), епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий) (1680−1731), епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий (Нерунович) (1690-е − 1741), епископ Иркутский и Нерчинский Софроний (Кристалевский) (1703−1771). Святителю Софронию принадлежат замечательные слова напутствия отбывающим на новые земли к некрещеным народам, ставшие основой проповеднической деятельности РПЦ на огромных просторах Сибири, Дальнего Востока, а позднее – и на Аляске. Он призывал «делами проповеди и светильником любви согревать мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит» 7 . Просветительская деятельность РПЦ в XIX в. связана с именами таких ее крупнейших подвижников, как архимандрит Макарий (Глухарев) (1792−1847) – переводчик Священных и богослужебных книг на языки алтайских народов и создатель Алтайской миссии; митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) (1835–1926) – создатель алтайской письменности; архиепископ Иркутский и Нерчинский Михаил (Бурундуков) (1770−1830) – основатель Забайкальской миссии; архиепископ Иркутский и Нерчинский Нил (Исакович) (1799−1853) – переводчик текстов Священного Писания на бурятский язык; архиепископ Иркутский и Нерчинский Парфений (Попов) (1811−1873) – создатель Иркутского Комитета Миссионерского общества и основоположник церковно-издательской деятельности в Забайкалье.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

«Верный Богу и Царю земному», почтеннейший Московский Первоиерарх (иже во святых) митрополит Макарий (Парвицкий-Невский, 1835–6.02.1926), в 1913 г. был членом Святейшего Синода, но, «как это ни странно, содержание Синодального послания от 18 мая 1913 г. об Афонских имяславцах стало известно ему, члену Синода митрополиту Макарию, только благодаря церковной периодике» 1091 . Значит, «Послание» состряпано и опубликовано в обход этого заслуженного Святителя, о котором «Отец Иоанн Кронштадтский говорил: «У вас свой есть лучший молитвенник» 1092 , под председательством которого Суд Московской Синодальной Конторы вынес оправдательное решение об имяславцах. Святитель Макарий «разрешил главарей Имяславия от запрещения» 1093 . Имеющим духовные саны разрешил священнослужение. Расселил многих по разным монастырям. Под нажимом советской власти и старанием анархически настроенных владык, как ревностный защитник Монархии упразднён от управления епархией; с восстановлением патриаршества был отправлен «на покой», но пребывал тут же в Москве. Владыка Макарий остался доволен о Христе Иисусе, что у него в Духовной Академии были два учёных мужа: Новосёлов и Муретов, профессора Московской Духовной Академии, которые, на своё иждивение, приняли 50 человек иноков-имяславцев, изгнанников со Св. горы Афонской за Имя Господне. «Должно сказать, что митроп. Макарий в отношении имяславцев действовал по завету старца игумена Германа, настоятеля Смоленско-Зосимовой пустыни, который в ответ на запрос Св. Синода об Афонском споре ответил, что «молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому поднятый вопрос следовало бы покрыть любовью» 1094 . «Митрополит Вениамин (Федченков) . В 1938 г., находясь в Балтиморе и занимая пост главы Патриаршей Церкви в Америке, написал Доклад об имяславии, по просьбе Митроп. Сергия (Страгородского) , который тем самым хотел выяснить позицию по этому вопросу Митроп. Вениамина 1095 . В этом докладе есть такие слова: «В 1907 г. «На горах Кавказа» появилась в печати. А напечатана была эта книга после просмотра её и, следовательно, одобрения старцами Зосимовой пустыни (о. Германом, а это был человек высокодуховный, делатель молитвы Иисусовой, бывший в общении с епископом Феофаном Затворником ) .... Епископ Феофан ( Быстров , тогда ещё архимандрит) прочитал её, разумеется, основательно. И тоже не нашёл ничего соблазнительного. Старец Герман был заочно знаком с о. Иларионом, так как тот писал ему в 1911 г. письмо с просьбой о помощи и защите Кавказских пустынножителей» 1096 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Издатели постарались дополнить текст необходимым количеством примечаний, облегчающих его понимание. Для лучшего усвоения прочитанного большая часть цитат из Священного Писания приводится по русскому переводу Библии издания Московской Патриархии 2010 года. Исключение сделано лишь в немногих случаях, когда церковно-славянский текст Священного Писания своими стилистическими или смысловыми особенностями полнее раскрывает мысль автора. Нравственно-богословские воззрения святителя в первую очередь отражают его духовный облик – облик смиренного подвижника, простого, не любящего ничего вычурного, искусственного. Проповедуя учение о Боге и высокие истины христианской нравственности, святитель говорит об этом очень просто, чтобы слушатели его усвоили дух Христова учения, а не прельстились формой, в которую облечено это учение. Безыскусственность и доступность его речи делают проповеди удобным пособием для церковных проповедников и доходчивым христианским чтением как в храме, так и в кругу семьи. Многообразие затрагиваемых святителем Макарием тем, охватывающих события и явления церковной, государственной, общественной и личной жизни за большой отрезок времени, предлагает богатый материал историкам, а глубочайший духовный опыт и христианская оценка событий позволят современному читателю почерпнуть много полезного для своей духовной жизни. Желаем вам получить от чтения истинное христианское утешение, вразумление и укрепление для прохождения благочестивого жития, исполненного преданности Промыслу Божию. В Послании к Ефесянам ( Еф.3:8–21 ) святого апостола Павла есть слова, которые вполне отражают суть служения святителя Макария и содержание его равноапостольского подвига: Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом... Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. Житие святителя Макария (Невского; 1835–1926), митрополита Московского и Алтайского

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1835 - 1926), , митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая,, свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских

http://pravenc.ru/rubrics/123216_2.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010