85 Имена и фамилии подписавшихся уточнены по изданию: Вифанская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1901–1917 годов (краткий генеалогический справочник). М., 1999. 92 По мнению Г. Л. Солоповой, детское имя владыки Германа, но, возможно, ему было известно и значение этого слова в некоторых северных русских говорах – «овца». 93 Святитель Макарий (Невский , 1835–1926), митрополит Московский в 1912–1917 годах, выдающийся иерарх Русской Церкви, был уволен на покой Временным правительством и жил в Николо-Угрешском монастыре под Москвой. См. о нем: Епископ Арсений (Жадановский). Воспоминания. М., 1995, с. 186–246. 94 Речь идет о ребенке-инвалиде, племяннике Н. А. Верховцевой, сыне ее покойной старшей сестры Надежды. 95 Ольга Анатольевна Талызина. (Примеч. Н. А. Верховцевой.) Была членом правления Института московского дворянства имени императора Александра III, когда в нем училась Наталья Александровна. В 1912 году «Московские церковные ведомости» 24, с. 576) упоминают о ней как о начальнице, встречавшей Государя во время посещения им этого учебного заведения. Ее имя встречается также среди арестованных по делу митрополита Петра в 1925 году. Очевидно, она входила в число лиц, близко знавших святителя Тихона. См.: А. Полозов. По благословению крестного. – Богословский сборник. Вып. 6. М., 2000, с. 319. 96 М. А. Новоселов. (Примеч. Н. А. Верховцевой.) Известен как издатель популярной в начале XX века «Религиозно-философской библиотеки», а также как замечательный церковный писатель. См. его «Письма к друзьям» (М., 1994) и обширную статью о нем Е. С. Полищука в этом же издании. Расстрелян в 1938 году. Ныне прославлен в лике святых мучеников. 103 Иеромонах Порфирий (Горшков) – старец и духовник Гефсиманского скита (бывший келейник преподобного Варнавы, старца того же скита). 104 Хиротония во епископа Рыльского, викария Курской епархии, состоялась, следовательно, 7/20 апреля 1920 года. В дальнейшем епископ Никон (Пурлевский, с 1934 года архиепископ) занимал различные кафедры, несколько раз арестовывался, в 1925–1927 годах был в Соловецком лагере. В 1937 году, будучи архиепископом Казанским, арестован и в 1938-м расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 . Евгений Казанцев (1778–1871), архиепископ Ярославский и Ростовский (1837–1853), Рязанский (1831–1837), Тобольский и Сибирский (1825–1831), Псковский (1822–1825); епископ Курский и Белгородский (1818–1822). Инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1809). Профессор философии (там же). 9 . Макарий Глухарев (1792–1847), архимандрит, духовный поэт, переводчик. О своем опыте миссионерской деятельности оставил описание под названием «Извлечения из путевых заметок миссионера» (1834–38). 10 . Тереза Авильская, Тереса Санчес де Сепеда-и-Аумада (Teresa Sànchez de Cepeda у Ahumada), Тереза Иисуса (лат. Teresia a Jesu, исп. Teresa de Jesús), Тереза Великая (1515–1582) – испанская монахиня-кармелитка (1533), реформатор ордена кармелиток, писательница, богослов, поэт, учитель Церкви, католическая святая. Одна из лучших авторов испанского «золотого века». 11 . Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – святитель, богослов, епископ Православной Церкви, митрополит Московский (1782–1867). Действительный член Императорской Академии наук (1818). Канонизирован Русской Православной Церковью в 1994. 12 . Владимир Петров (1828–1897), архиепископ. В 1865 получил назначение в Алтайскую духовную миссию, за время служения в которой открыл более 10 начальных школ. Через два года основал Центральное миссионерское училище. Содействовал построению 28 церквей. Описал путь своего миссионерского служения во многих статьях: «Письма старого и нового миссионера к молодому иноку-миссионеру», «Записки алтайского миссионера за 1865–67» и др. 13 . Макарий («Парвицкий-Невский») (1835–1926), митрополит Московский и Коломенский – миссионер, просветитель алтайцев; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». В состав Алтайской духовной миссии поступил в 1855. 14 . Нил (Исакович Николай Федорович) (1799–1875), архиепископ Ярославский и Ростовский, миссионер, ученый. Занимался подвижнической миссионерской деятельностью среди вотяков и черемис. С 1836 по 1837 приняло православие 5325 человек. С 1838 успешно продолжил свою духовную миссию в Иркутске, где был возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

916 Сергий (Горошенко Владимир) – иеродиакон, постриженный и рукоположенный митропо­литом Нестором. 917 Поездка не состоялась из-за кончины В. П. Филатова 30 октября 1956 г. Позже операцию на глазах митрополиту Нестору сделал ученик академика проф. Шевалев (сообщение А. К. Карау­лова). 921 Проваторов Анатолий Яковлевич служил чтецом в Покровском храме г. Покрова. Затем был направлен в помощь администрации и клиру Антиохийского Подворья в Москве. Переписывал­ся со святителем Афанасием. 924 Михаил (Чуб Михаил Андреевич; 1912–1985), архиепископ. С 1954 г. епископ Старорусский, викарий Ленинградской епархии. С 1955 г. Вяземский, викарий Смоленской епархии. С 1957 г. Берлинский и Германский. С 1959 г. Ижевский и Удмурдский. С 1961 г. Тамбовский и Мичурин­ский. С 1962 г. Ставропольский и Бакинский. С 1965 г. архиепископ. 925 Иннокентий (Зельницкий Георгий Иванович; 1886–1968), архиепископ. В 1949 г. в хирото­нисан во епископа Винницкого и Брацлавского. С 1951 г. епископ Курский и Белгородский. С 1957 г. архиепископ. 927 Макарий Алтайский (Невский (Парвицкий) Михаил Андреевич; 1835–1926), святитель, ми­трополит. В 1855 г. поступил на службу в Алтайскую духовную миссию. До 1891 г. начальник Алтайской духовной миссии. По предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Рос­сии Тихона святителю присвоен пожизненно титул митрополита Алтайского. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. 930 «В мае 1958 г. Русская Православная Церковь впервые торжественно праздновала восстановле­ние патриаршества, правда, с полугодовым опозданием, потому что интронизация святителя Ти­хона на патриарший престол совершена была в 1917 г. на праздник Введения во храм Божией Ма­тери. Нет сомнения в том, что этот перенос юбилейных торжеств понадобился Совету по делам Русской Православной Церкви для того, чтобы церковный праздник не оказался в тесной бли­зости с очередным юбилеем Октябрьской революции, но официально причиной названы были «зимние холода». Москва встречала гостей: в составе церковных делегаций было 27 архиереев из братских Церквей. Патриарх Иерусалимский Венедикт и архиепископ Новой Юстинианы и все­го Кипра Макарий прислали Патриарху Алексию I письменные поздравления» (Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви, 1917–1997. М., 1997. С. 378).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В последние годы жизни работал секретарем епархиального управления в Париже, редактировал журнал «Православное дело», был личным секретарем архиепископа Иоанна (Максимовича) . Лука (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович; 1877–1961), священноисповедник, архиепископ. Выдающийся хирург. С осени 1920 г. заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Государственного Туркестанского университета. С 1923 г. в ссылке. 31 мая 1923 г. хиротонисан во епископа. В 1927–1933, 1937–1941 гг. в заключении и ссылке. С осени 1942 г. архиепископ Красноярский. С января 1944 г. Тамбовский и Мичуринский. С 1946 г. Симферопольский и Крымский. В 1946 г. лауреат Сталинской премии I степени в области хирургии. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Лука (Родионов Виктор Вячеславович; 1901–1950-е), архимандрит. Закончил кадетский Владикавказский корпус. В эмиграции завершил белградские пастырско-богословские курсы. Настоятель Мильковского монастыря, основал женский монастырь Нимник в Сербии. Настоятель мужского иноческого братства в г. Земуне, духовник женской общины Святого Креста. После второй мировой войны переехал в США. Писал иконы. Скончался в США. Лукьянов Сергей Михайлович (1855–1935), обер-прокурор Св. Синода. Тайный священник, сенатор. Доктор медицины. В 1894–1902 гг. директор Императорского института экспериментальной медицины, с 1906 г. член Государственного совета, в 1909–1911 гт. обер-прокурор Св. Синода. После революции на преподавательской работе. Макарий (Кучин; ск. 1635), архиепископ. С 1618 г. настоятель Костромского Богоявленского монастыря. В 1624 г. (1625?) г. хиротонисан во епископа Тобольского с возведением в сан архиепископа. Макарий Алтайский (Невский (Парвицкий) Михаил Андреевич; 1835–1926), святитель, митрополит. В 1855 г. поступил на службу в Алтайскую духовную миссию. В 1861 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха. С 1864 г. наместник Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря. Составил «Алтайский букварь», перевел богослужебные книги на алтайский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В то же время в Церковной жизни произошло важное событие: 23 ноября 1912 г. после кончины владыки Антония (Вадковского) , в столицу из Москвы был переведен высокопреосвященный Владимир (Василий Никифорович Богоявленский; 1848–1918, будущий священник). На место митрополита Владимира в первопрестольную был назначен архиепископ Макарий (Михаил Андреевич Парвицкий-Невский, будущий святитель; 1835–1926). Именно митрополит Владимир до Февральской революции 1917 г. и оставался первоприсутствующим членом Св. Синода (хотя в 1915 г. по проискам Григория Распутина и был переведен на киевскую кафедру). При владыке Владимире и прошла большая часть заседаний Предсоборного Совещания. Впрочем, параллельно с «большим» Предсоборным Совещание в 1912 г. начались работы двух «малых» – придворного и военно-морского духовенства. «Белое» придворное духовенство выдвинуло на первый план реформу духовной школы и прихода, постановив вернуться к уставу 1867 г., и отстаивая принцип единства духовной школы, против чего активно выступал В. К. Саблер. В конце октября 1912 г. по всеподданнейшему докладу военного министра, получил высочайшее разрешение на открытие ведомственного Предсоборного Совещания и протопресвитер военного и морского духовенства Г. И. Шавельский, по вопросам, касавшимся военных клириков и подлежавшим рассмотрению Поместного Собора. К 1917 г. Предсоборное Совещание имело уже множество подготовленных материалов, но его члены не могли сказать. будут ли (и если будут, то когда) эти материалы востребованы. Затянувшаяся на годы «подготовка» заставляла смотреть на будущее без оптимизма. И все же члены Совещания не теряли надежды на то, что их труд не пропадет даром. Рассматривавшее серьезные вопросы церковной жизни, Предсоборное Совещание было учреждено на основах научно-общественных организаций. Ни штатов, ни рангов, ни окладов его члены не имели. По научной специальности члены Совещания являлись представителями догматического богословия и специалистами по византийской и русской истории, а также по церковному праву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКАРИЙ (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1835 - 1926), , митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая,, свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских

http://pravenc.ru/text/81755.html

Лутцау Виктор Карлович (1907–1978) — инженер, часовых дел мастер, знакомый митрополита Питирима. Львов Николай Александрович (1751–1803) — русский архитектор, ученый, инженер, поэт. Лютер Мартин (1483–1546) — германский реформатор Церкви. Майков Аполлон Николаевич (1821–1897) — русский поэт. Макарий (Невский) (1835–1926) — митрополит Московский и Коломенский. Сын причетника Владимирской губернии. Родители переселились в Сибирь. Окончил Тобольское духовное училище, как один из лучших учеников имел возможность продолжать образование, но предпочел работу в Алтайской миссии. Занимался переводом богослужебных книг на языки алтайских племен, отдал миссионерской деятельности более 30 лет. Народ называл его «апостолом Алтая». В 1861 г. принял постриг. В 1886 г. хиротонисан во епископа Бийского. В 1891 г. назначен епископом Томским и Семипалатинским. С 1908 г. носил титул архиепископа Томского и Алтайского. В 1912 г. возведен на Московскую кафедру, которую занимал до 1917 г. Уволен на покой «по просьбе Московского духовенства». Последние годы жизни был разбит параличом, но пребывал в ясном уме. Был похоронен на приходском кладбище близ Николо–Угрешского монастыря, в 1958 г. по ходатайствую Патриарха Алексия перезахоронен в Троице–Сергиеву лавру. Макарий (Оксиюк) (1884–1961) — митрополит Варшавский и всея Польши, богослов, византинист. Родился на Украине, окончил Киевскую духовную академию. До 1942 г. занимался научной и преподавательской работой (в течение нескольких лет был заведующим книгохранилищем Украинской Академии наук. В 1942 г. овдовел и принял сан, в 1945 г. постригся в монашество, в том же году был хиротонисан во епископа Львовского и Тернопольского. Принимал активное участие в переговорах с униатами. В 1951 г. отпущен в юрисдикцию Польской автокефальной Православной Церкви, возведен в сан митрополита Варшавского и всея Польши и утвержден Главой Польской автокефальной Православной Церкви. Макариос (1913–1977) — архиепископ, глава автокефальной православной церкви Кипра и президент Кипра с 1959.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Любищев А. А. Люмьер Луи Жан (1864–1948), изобретатель кинематографии М Макарий, Патриарх Антиохийский Макарий (Булгаков Михаил Петрович; 1816–1882) – митрополит Московский и Коломенский Макарий, св. (Невский Михаил Андреевич; 1835–1926), митрополит Макаров, семинарист Малышев Александр Федорович Мальцева М. А., благотворительница Маляревский Александр Иванович (1857-?), протоиерей Мануил (Лемешевский Виктор Викторович; 1884–1968), митрополит Мария Александровна (1824–1880), императрица, супруга императора Александра II Мария Феодоровна (1847–1928), императрица, супруга императора Александра III Мария (Кудрявцева Мария Андреевна; 1875-?), игумения Мария (Лелянова Лидия Александровна; 1874–1932), монахиня Мартинсон Василий Антонович (1874–1955), протоиерей, последний ректор С.-Петербургской (Петроградской) духовной семинарии Матвеев Феодор – см.: [Казанский] Феодор Матвеевич. Матюшенский Алексий Михайлович (около 1868–1917), протоиерей Мацеевич Станислав Гилярович, каноник Мегорский Димитрий Тимофеевич (1842–1909), протоиерей Мелхиседек (Паевский Михаил Львович; 1879–1931), архиепископ Менжинский Вячеслав Рудольфович (1874–1934) Меркушов Анатолий Егорович Мессинг Станислав Адамович (1889 – расстрелян 1937) Мефодий (Великанов Михаил Матвеевич; 1852–1914), епископ Мещерский Константин Иванович (1888–1966), протоиерей; уклонился в обновленчество, позднее принес покаяние и принят в сущем сане Мирбах Вильгельм фон (1871 – убит 1918), граф Мирбах Рейнгольд Рейнгольдович, барон Миртов Петр Алексеевич (1871-?), протоиерей Митрофан (Землянский Михаил Александрович; 1863–1914), епископ Михаил Александрович (1878 – расстрелян 1918), великий князь Михаил (Горелышев Матвей Трофимович; 1850–1918), архимандрит; настоятель Троице-Сергиевой Приморской пустыни в 1901–1915 Михаил (Мудьюгин Михаил Николаевич; 1912–2000), архиепископ Михайловский Яков Яковлевич (1851–1903) – смотритель Каргопольского ДУ в 1878–1884; впоследствии протоиерей Молотов Вячеслав Михайлович (1890–1986) Молчанов Николай Георгиевич, диакон

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

митрополит Макарий (Невский ; 1835–1926), занимавший с 1912 по 1917 годы Московскую кафедру, ревностный миссионер, просветитель Алтайского края, молитвенник и аскет, обильно облагодатствованный дарами Святого Духа; протоиерей Алексий Мечев (1859–1923) 69 – “старец в миру”, как его называли современники. Подобно святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому , отец Алексий жизнью и служением, которое проходило в Москве, воплотил идеал молитвенника, доброго пастыря, ищущего заблудшую овцу; иеросхимонах Алексий (Соловьев ; 1846–1928) 70 – старец Зосимовой пустыни во Владимирской епархии. Господь одарил старца Алексия многими дарами, среди которых выделяются дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости. Именно через его руки совершился Промысл Божий о святителе Московском Тихоне, жребий с именем которого на выборах Патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя. Многих вел он к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывал к покаянию, к поиску “единого на потребу” ( Лк 10:42 ); иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьев; 1866–1949) – еще будучи мирянином отличался не только высоким православным благочестием, но и поистине чудесным даром духовного утешения всех “страждущих и обремененных”, встречавшихся на его жизненном пути. Великое служение старца изобиловало дарами прозорливости, исцелениями болящих и другими чудотворениями, память о нем благоговейно почитается православными христианами не только в Петербургской епархии, но и по всей России и за ее пределами. Незабываем подвиг веры и христианского благочестия святых мужей прошлых веков. Вера Христова мужественно была засвидетельствована 34 преподобномучениками Спасо-Преображенской Валаамской обители. 20 февраля 1578 года 18 достоблаженных старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твердость в православной вере. Избиение совершил военный отряд из новообращенных лютеран. Впоследствии в день их убиения в Валаамской обители ежегодно совершалась заупокойная Божественная литургия и соборная панихида об упокоении священноинока Тита, схимонаха Тихона, иноков Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, послушников Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первые иконописные образы И. созданы к его прославлению в 1977 г. Святителя пишут, как правило, в богослужебном облачении - в саккосе, омофоре и митре (иногда в мантии и клобуке). К ранним произведениям принадлежит поясная икона 70-х гг. XX в. мон. Иулиании (Соколовой) - И. представлен с крестом и жезлом в руках (как свт. Иоасаф Белгородский). Подобный образ написан ею для московского храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 220). На иконе работы игум. Зинона (Теодора) из иконостаса придела в крипте Успенского собора лавры святитель изображен с благословляющей десницей, с Евангелием в левой руке (ок. 1980). Ставший иконографическим образцом рисунок И. выполнен для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной в кон. 70-х - 80-х гг. XX в. (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 206). В сер. 90-х гг. XX в. в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры иером. Иннокентием (Николаевым) написан ростовой образ на крышку раки И. В ризнице лавры находится 2 поясных образа святителя кон. XX в. (мастерская Худож.-производственного предприятия «Софрино» РПЦ). На нек-рых иконах он представлен на фоне Москвы, в житии, а также в группе Московских святителей (икона ок. 2006, ЦАМ СПбДА). Его образ включается в совр. композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», «Собор Московских святых» (2004, иконописец И. В. Ватагина, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве). Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 998; Петров Н. И. Указатель Церк.-археол. музея при КДА. К., 18972. С. 54. 2626; Духовные светочи России. С. 179-182. Кат. 158-159; Каталог збережених пам " яток Киïвського Цepkobho-apxeoлoriчhoro музею, 1872-1922 рр. К., 2002. С. 40, 153. 70. Я. Э. Зеленина, Е. В. Лопухина Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1835 - 1926), , митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая,, свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/389619.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010