23. Антоний Черновский , митрополит Молдавский (хирот. 1739) определён 29 мая 1740, а 6 сент. 1742 перев. в Белгород. 24. Амвросий Дубневич хирот. 8 сент. 1742 из архим. Троице-Сергиевой Лавры; † 23 февр. 1750, в Глухове. 25. Ираклий Комаровский хирот. 8 сент. 1752 из архим. Черниговского Троицкого Илиинского монастыря; 19 окт. 1761 уволен туда же на покой; † 26 окт. 1765. 26. Кирилл Ляшевецкий 19 окт. 1761 перев. из Воронежа; † 14 мая 1770. 27. Феофил Игнатович хирот. 17 окт. 1770 из архим. Саввина Сторожевского монастыря; † 27 сент. 1788. 28. Иерофей Малицкий хирот. 6 дек. 1788 из архим. Черниговского Елецкого монастыря; с 1 апр. 1796 митрополит Киевский. 29. Виктор Садковский , архиепископ, 13 мая 1796 перев. из Минска; в 1799 повелено именоваться «Малороссийский Черниговский»; † 11 нояб. 1803. V. Архиепископы Черниговские и Нежинские 30. Михаил Десницкий 18 дек. 1803 перев. из викариев Новгородских; 18 нояб. 1806 пожалован в архиепископа; в 1815 назначен в Псков, но там не был; с 26 мар. 1818 митрополит С.-Петербургский. 31. Симеон Крылов-Платонов 16 июня 1818 перев. из Тулы; 17 сент. 1819 пожалован в архиепископа; 26 сент. 1820 перев. в Тверь. 32. Лаврентий Бакшевский 26 окт. 1820 перев. из викариев Московских; 22 авг. 1826 пожалован в архиепископа; 14 мар. 1831 уволен на покой; † 17 дек. 1837, в Переяславском Даниилове мнтре. 33. Владимир Ужинский 28 мар. 1831 перев. из Курска, а 19 сент. 1836 – в Казань. 34. Павел Подлипский 26 сент. 1836 перев. из Костромы; с 26 мар. 1839 архиепископ, а 18 апр. 1859 уволен на покой; † 27 нояб. 1861, в Переяславском Даниилове мнтре. 35. Филарет Гумилевский 2 мая 1859 перев. из Харькова; † 9 авг. 1866. 36. Варлаам Денисов , из еписк. Оренбургских, перев. 9 нояб. 1866; с 31 мар. 1868 архиепископ; 16 авг. 1871 уволен от управления; † 18 янв. 1872, в Новгород-Северском мнтре. 37. Нафанаил Савченко 17 авг. 1871 перев. из Архангельска; 16 апр. 1872 пожалован в архиепископа; † 4 мар. 1875. Новгород-Северская епархия учреждена в 1785, упразднена в 1799.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4–5. Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Господь явил свою милость в том, что завещал завете или поставил договор с избранными своими, т. е. с народом Израильским, в лице его патриархов, Авраама, Исаака, Иакова, а потом Давида. Господь явил истину свою в том, что клялся Давиду – подтвердил ему завет свой клятвой, – ему, как вернейшему рабу своему. При этом Господь сказал Давиду: до века уютоваю семя твое, иначе – потомство твое будет существовать из века в век; и созижду в род и род престол твой, – твой царский престол будет переходить в твоем потомстве из рода в род и останется в оном навсегда. – Такое обетование Давиду действительно было дано Господом. – «Когда царь Давид жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, тогда сказал царь пророку Нафану: «вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром», и выразил желание построить Господу храм. Но Господь, чрез того же пророка Нафана, сказал Давиду: «когда исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами своими; то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему и Я утвержу престол царства его на веки.. ( 2Цар.7:1–4,8,12–16 ). 6–8. Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих? Бог прославляемь в совете святых, Велий и Страшен есть над всеми окрестными Его. Милости Божии, являемые народу Израильскому, прославляются на небе и на земле. – «Небеса возвещают всем о чудных делах Божиих», ибо эти и такие дела Промысла Божия совершались в жизни народа при посредстве всех поднебесных сил природы. – А на земле истина Божия возвещается в церкви святых, – в собрании избранного народа в святом храме, особенно более достойными чтителями имени Божия, они с наибольшею ревностью возвещают истину откровения Божия и подтверждают ее святость своей непорочной жизнью. Таков был особенно царь Давид, таков и преемник его песнопения псалмопевец Еоам, составитель сего псалма. – Все святые прославляют Господа: ибо – «кто в облаках сравнится с Господом»? – разумеется, никто и ничто, – ни сила звезд, ни сила ветра... Также и «кто между сынами Божиими уподобится Господу»? – разумеется, никто – ни между ангелами на небе, ни между святыми людьми на земле... Иначе: и светила небесные, эти мнимые боги, и святые люди, какие-бы они ни совершали знамения и чудеса, совершают их по силе и воле Творца Вседержителя. – Посему-то Господа и прославляют все святые Его, как великого и страшного над всеми окрестными – над всем, что окружает Его, т. е. на небе и на земле, – великого по обнаружению силы и власти, – страшного, как судию, неизменного в своей правде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

6 нояб. 1907 г. был награжден набедренником. С 1907 по 1910 г. Н. возглавлял хождение по окрестным уездам с чудотворным образом прп. Сергия, о чем написал в 1910 г. очерк «Кое-что о чудотворной иконе Сергия Радонежского». Свидетельством профессионализма Н. явилось приглашение его в 1910 г. в Синодальную комиссию по вопросам церковного пения. Ввиду предстоящих торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых (1912-1913), и посещения лавры имп. Николаем II (с 12 марта 1912 по 6 нояб. 1913) Н. был назначен регентом 1-го лаврского хора (Троицкого собора). 9 июля 1912 г. за труды во время празднеств по случаю открытия в Москве памятника имп. Александру III он был награжден золотым крестом «из Кабинета Его Императорского Величества». 24 мая 1913 г., во время посещения лавры имп. семьей, под упр. Н. была исполнена сочиненная им кантата в честь 300-летия царствующего дома Романовых. После закрытия ТСЛ 4 нояб. 1919 г. Н. до 1925 г. служил в с. Боркове Александровского у. Владимирской губ. В 1925-1927 гг. был регентом в с. Новосергиевский Погост Покровского у. (ныне Новосергиево Ногинского р-на Московской обл.). В 1927 г. переехал в Москву, где в течение месяца был регентом ц. свт. Николы на Болвановке, 4 месяца - регентом Троицкой ц. в Кожевниках. Затем недолгое время руководил хором в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад), в течение 7 месяцев был регентом в московском Богоявленском мон-ре. В 1927 г. по приглашению Орехово-Зуевского еп. Никиты (Делекторского) Н. стал клириком единственной действовавшей в Орехово-Зуеве ц. Рождества Пресв. Богородицы. Через год из-за доноса на Н. Синод предложил ему оставить этот храм и выбрать любой др. приход. В том же году Н. вступил в Драмсоюз, из Московского отд-ния к-рого иногда получал выплаты за свои муз. рукописи. Уставший от постоянных переездов 62-летний Н. ушел на покой и остался жить в Орехово-Зуеве. К этому времени он купил здесь дом и обзавелся небольшим хозяйством. Чтобы прокормиться, он был вынужден просить милостыню на паперти. По праздникам его духовные чада собирались у него дома, вместе молились и пели. Так продолжалось до 1930 г. 29 янв. 1930 г. в ОГПУ на Н. и 6 монахинь было заведено уголовное дело (ст. 58.10 УК) по обвинению в агитации против налоговой политики советской власти и в «возбуждении религиозных масс» по поводу закрытия церквей. Они были арестованы, в доме был произведен обыск, началось следствие. После месячного ареста в марте особое совещание ОГПУ г. Москвы постановило освободить осужденных из-под стражи, лишить избирательного права и права проживания в Московской, Ленинградской и ряде других областей. Дальнейшая судьба Н. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/2564770.html

а)      Митрополиты По переводе высокопр. Гавриила Кременецкого в Киев, Петербургским архиепископом сделан Тверской архиепископ Гавриил Петров, который, с 1775 года, по смерти Новгородского митрополита Димитрия Сеченова, получил титул митрополита. После Гавриила Петрова были следующие митрополиты: Амвросий Подобедов , из архиепископов Казанских (1799–1818), Михаил Десницкий , из архиепископов Черниговских (1818–1821), Серафим Глаголевский, из митрополитов Московских (1821–1843), Антоний Рафальский (1843–1848) и Никанор Клементьевский (1843–1856), оба из архиепископов Варшавских, Григорий Постников , из архиепископов Казанских (1856–1860). С 1-го июля 1860 года Петербургскою епархией управляет высокопреосвященнейший митрополит Исидор Никольский , переведенный сюда из митрополитов Киевских. Архипастыри С.-Петербургские, носившие сперва титул Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, с 1864 года носят титул Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского. К титулу присоединяются еще слова: «Первоприсутствующий Член Святейшего Синода и священно-архимандрит Свято-Троицкой Александроневской Лавры». б)      Викарии Петербургский архипастырь сперва не имел своего викария; викарий был при митрополите Новгородском. Петербургское викариатство учреждено 5 авг. 1817 г.; когда викарием сделан был архимандрит Филарет Дроздов (после митрополит Московский), с титулом епископа Ревельского. До 1865 года было 24 викария с этим титулом. Когда Эстляндия перешла к Рижской епархии, викарий стал называться Ладожским. До ныне Ладожских епископов было 9, включая нынешнего (1884) преосв. Арсения. В 1859 году учреждено викариатство Выборгское. Сперва этот титул носили Ректоры спб. Дух. Академии: Нектарий Надеждин, Иоанникий Руднев и Иоанн Соколов. В 1867 году ректором академии был сделан протоиерей И. Л. Янышев, и тогда Выборгский епископ занял место второго викария при С.-Петербургском митрополите. Всех Выборгских викариев было шесть. Ныне в этом сане состоит преосв. Сергий. В конце 1883 года звание викария Ладожского опять соединено с должностью ректора академии. Так как Петербургские викарии, пребывая в столице, имея близкое отношение к управлению всей росс. церкви, а главное – служа под ближайшим руководством опытнейшего из архипастырей, приобретали богатый запас опытности по управлению епархией, то они были, почти всегда, первыми кандидатами на самостоятельные архиерейские кафедры и потому очень часто менялись. Большинство из них не служило и трех лет. Дольше всех служили: Венедикт Григорович (1833–1842), Нафанаил Савченко (1845–1850) и Гермоген Добронравин (1873–1881). Некоторые из Петерб. викариев были после митрополитами, как напр.: Филарет Дроздов , Евгений Болховитинов , Михаил Десницкий , Никанор Клементьевский и Григорий Постников .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1924 г. православные Харькова находились в тяжелом положении. Большинство церковных приходов было захвачено обновленцами, в юрисдикции Патриаршей Церкви оставалось всего 3 городских храма. Кроме того, временно управлявший Харьковской епархией после ареста и высылки Харьковского митр. Нафанаила (Троицкого) Бахмутский архиеп. Иоанникий (Соколовский) вел предосудительный образ жизни. В этих условиях делегация харьковских священнослужителей и прихожан обратилась летом 1924 г. к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) с жалобами на архиеп. Иоанникия. Патриарх принял решение о переводе архиеп. Иоанникия в др. епархию, а харьковчанам предложил избрать себе в архипастыри достойного человека из числа местных священников. На общем собрании правосл. духовенства Харькова кандидатом в епископы был избран пользовавшийся уважением в городе вдовый прот. Константин Дьяков. Для хиротонии он выехал в Москву, где патриарх определил ему по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита быть епископом Сумским, викарием и временным управляющим Харьковской епархией. Принял монашеский постриг с сохранением имени Константин. 8 сент. 1924 г. архиерейскую хиротонию К. в московском храме в честь Рождества Пресв. Богородицы в Бутырках возглавил свт. Тихон. По прибытии в Харьков К. подал 2 окт. 1924 г. заявление с просьбой о регистрации его как правящего епископа в губотдел Наркомата юстиции, а 20 февр. 1925 г.- в адм. отдел при губисполкоме, к к-рому перешли функции контроля над деятельностью религ. орг-ций на местах. Однако К. не получил регистрации, т. к. гос. власть продолжала поддерживать обновленцев, а структуры Патриаршей Церкви не имели официального статуса. Положение православных в Харькове еще более осложнилось, когда в нач. 1925 г. архиеп. Иоанникий, отказавшийся подчиняться высшей церковной власти, захватил со своими сторонниками кафедральный храм во имя Жен-мироносиц. После этого в подчинении у К. в Харькове осталось только 2 церкви - ставший кафедральным Ново-Троицкий храм на Москалёвке и кладбищенский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/1841998.html

В 1951 г. В. определено быть епископом Монтевидеоским, викарием Сан-Паульской епархии РПЦЗ (Бразилия), хиротонию совершили 12 июля того же года Женевский еп. Леонтий (Бартошевич) и Брюссельский и Западноевропейский еп. Нафанаил (Львов) в Успенском храме Лондона. 23 авг. В. прибыл в Бразилию и получил в ведение Троицкий приход в Сан-Паулу. Через нек-рое время В. создал при Троицком храме монашескую общину, к-рая опекала детский приют и типографию, издавала ж. «Православное обозрение». Большое внимание уделялось миссионерской деятельности как среди рус. эмигрантов, так и среди местного населения. Трудами В. и братии Троицкой общины были основаны приходы в г. Гояния и в мест. Педрейра (близ Сан-Паулу). В 1955 г. В. был назначен викарием Канадской епархии РПЦЗ с кафедрой в Эдмонтоне (пров. Альберта) с поручением управления западноканад. приходами. В том же году в мест. Гранада, в 75 км от Эдмонтона, В. основал Успенский скит для размещения братии и типографии Троицкой общины, переведенных из Сан-Паулу. В 1958 г. возведен в сан архиепископа с присвоением титула Монреальского и Канадского, включен в Архиерейский Синод РПЦЗ. Стараниями В. в Монреале было приобретено здание для кафедрального собора, обустроено архиерейское подворье, в Оттаве основан Покровский храм, в Мансонвилле (пров. Квебек) построен Преображенский муж. скит. По инициативе В. в епархии неоднократно проходили всезарубежные съезды рус. молодежи. С 1976 г. В. являлся одним из заместителей первоиерарха РПЦЗ митр. Филарета (Вознесенского) . После кончины митр. Филарета († 21 нояб. 1985) для избрания нового главы РПЦЗ был созван Архиерейский Собор, открывшийся 20 янв. 1986 г. После 2 туров голосования В. и архиеп. Женевский и Западноевропейский Антоний (Бартошевич) получили равное и наибольшее количество голосов, вслед. чего было принято решение избрать митрополита жребием. 22 янв. В. возглавил РПЦЗ, 25-26 янв. в Знаменском синодальном соборе Нью-Йорка состоялся чин настолования и возведения его в сан митрополита Восточноамериканского и Нью-Йоркского. При В. в РПЦЗ были проведены канонизации мн. святых, в т. ч. архиеп. Иоанна (Максимовича) (1994).

http://pravenc.ru/text/158840.html

Данный раздел нашей «Патрологии» является единственным пока систематическим обозрением церковной письменности русского зарубежья. Мы будем говорить о семнадцати церковных писателях. Разумеется, этим числом не исчерпывается их список, но изучение выбранных нами авторов дает достаточное представление о вопросе. Вне нашего обзора остаются многие и многие достойнейшие зарубежные церковные писатели Русской Зарубежной Церкви и других юрисдикций, чей вклад в сокровищницу церковной письменности весьма важен. Хотя бы назовем наиболее известные имена: проповедники и наставники: архиеп. Андрей (Рымаренко), архиеп. Никон (Рклицкий) . архиеп. Серафим (Иванов), архиеп. Нафанаил (Львов) , еп. Митрофан (Зноско-Боровский) , митр. Виталий (Устинов), митр. Лавр (Шкурла), протопресв. Валерий Лукьянов, прот. Виктор Потапов, игум. Амвросий (Коновалов): катехизаторы: прот. Серафим Слободской (по его «Закону Божию» после «перестройки» воцерковлялась вся Россия), протопресв. Василий Бощановский, прот. Василий Демидов; канонисты: еп. Григорий (Граббе), проф. М.В. Зызыкин; патрологи: архиеп. Василий (Кривошеин) , архим. Киприан (Керн) , архим. Амвросий (Погодин) , прот. Георгий Флоровский ; агиографы: прот. Сергий Четвериков , монахиня Варвара (Суханова), монахиня Таисия; литургист: И. Гарднер; церковные песнописцы: архиеп. Антоний (Сенкевич; написал службы святым царственным мученикам и преп. Оптинским старцам), архиеп. Антоний (Медведев; написал службы новомученикам и исповедникам Российским и свят. Иоанну/Максимовичу/), архиеп. Алипий (Гаманович; написал службу преп. Алипию иконописцу Печерскому); церковные историки: проф. Г. Знаменский, В. Русак; догматисты: В. Лосский , Н. Кусаков (Чурилов); поэты и мистики: преподобномуч. Мария (Скобцова), Иосиф Муньос; наставники аскетизма: преп. Силуан Афонский , архим. Феодосий Карульский, схим. Никодим Карульский , архим. Софроний (Сахаров) , иером. Антоний (Торп), монахиня Иоанна (Помазанская). Говоря о церковной письменности русского зарубежья, невозможно обойти молчанием центр православного просвещения и издательской деятельность – Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Большая часть церковных писателей зарубежья, о которых речь впереди, связана с находящимися при монастыре печатней Преп. Иова Почаевского и Свято-Троицкой семинарией. Отличительные черты джорданвилльского богословского направления – традиционализм и духовная трезвенность в сочетании с умеренностью и рассудительностью. Благодаря джорданвилльскому влиянию названные черты стали определяющими и для всей церковной письменности русского зарубежья.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

«Делекторский Феодор свящ., студент 70-го курса Московской академии. Юбилейный гимн Императорской Московской Духовной Академии 1814–1914, принесенный в дар Almae Matri студентом LXX (70) юбилейного курса священником Феодором Делекторским и церковным композитором – Свято-Троицкия Сергиевы Лавры иеромонахом Нафанаилом 4 . Москва, Нотопечатня Гаврилова 5 , 1915. 8 mag. Тит. + 2–7 Стихи на титул – «Дай Бог...» Гимн – слова свящ. Ф. Делекторского. Canticum Centenaniae Almae Matri stud. Th. Delectorsky». Текст гимна и стихотворения на столетие МДА 6 «(Гимн на столетие Императорской Московской духовной академии 1814–1914. Слова свящ. Ф. Делекторского. Муз. иеромонаха Нафанаила.) На титуле приводятся стихи – эпиграф Ф. Делекторского. Дай Бог , чтоб от твоих, добрейшая, щедрот, Обогатив свой ум наукой богословской, Питомец твой с любовью к Церкви шёл в народ И сердце не закрыл тогою философской. Пусть истина сияет на земле, Пусть вечная любовь нас согревает; Пусть не страшит нас мир во зле, Пусть путь креста нас не смущает. Евангелие, крест на знаке юбилейном Любви и Истине служенье означают, Пусть первенцы твои, на поприще идейном? Бессмертие стяжав, нас вечно просвещают. На с. 2: Гимн... Слова Ф. Делекторского Припев: Привет Академии! Профессорству здравье! Цвети, украшайся, добрейшая мать! Студенчеству мудрость – венец испытанья, А ректора честью достойно венчать. I Сто лет миновало, родная, Но ты юна вечно. Благодарно тебя вспоминая, Привет шлём сердечный. II Гимном мы почтим завет Профессоров славных, Ведь его как сотню лет Воспевает хор избранных. III Божья истина да будет Солнцем вечно ясным, Тяжкий труд кто не забудет – Научный прекрасный. IV Профессора пусть встречают Знак любви, привета. Усопших вечно поминают, Живым – многая лета. Canticum Centenariae Almae Matri Stud. Th. Delectorsky Припев: Vivat Academia, vivat professores! Ornent Theologiae flores Almam Matrem! Fructus sapientiae coronent studentes Rector noster Dominus dingus sit honore! I Centenaria noster Mater

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Как писал в дневнике прот.Н.К.Чуков, отнестись снисходительно к о.о. Боярскому и Красницкому просил Патриарха и его старый друг Л.Д. Аксенов [v] . При всей одиозности личности Красницкого, Патриарх отнесся к нему «более снисходительно, чем к Евдокиму, который, не будучи архиереем, представлялся ему менее опасным, чем Евдоким», - писал епископ Григорий (Граббе) [vi] . «В порядке Патриаршей милости», то есть до Собора, 19 мая 1924 г. Патриарх согласился принять в общение протопресвитера В.Д.Красницкого и предложил Синоду рассмотреть вопрос о включении его и членов его группы, но не в состав Синода, а в состав Высшего Церковного Совета [vii] . 21 мая Патриархом Тихоном и митрополитами Тихоном (Оболенским), Серафимом (Александровым) и Петром (Полянским) был подписан протокол деяний Св. Синода об организации полного присутствия ВЦУ в составе Священного Синода и ВЦС: «В состав Священного Синода впредь до созыва очередного Поместного Собора включить следующих лиц, под председательством Его Святейшества, Святейшего Патриарха: митрополита Сергия (Страгородского) Нижегородского, Кирилла (Смирнова) Казанского, Тихона (Оболенского) Уральского, Серафима (Александрова) Тверского, Петра (Полянского) Крутицкого, архиепископа Нафанаила (Троицкого) Харьковского, архиепископа Димитрия (Беликова) Томского, архиепископа Павла (Борисовского) Вятского, архиепископа Григория (Яцковского) Екатеринбургского, архиепископа Евгения (Зернова) Благовещенского, архиепископа Иосифа (Петровых) Одесского, епископа Серафима (Остроумова) Орловского. В состав Высшего Церковного Совета, на тот же срок, имея в виду резолюцию Его Святейшества на заявлении протопресвитера В.Красницкого, под председательством Его Святейшества, ввести нижеследующих членов: митрополитов Тихона (Оболенского) Уральского, Серафима (Александрова) Тверского, Петра (Полянского) протопресвитера В. Красницкого, протоиереев А.Смирнова, И.Артоболевского, В.Виноградова, Д.Боголюбова, Анемподиста (Алексеева), мирян А.Рахманова и В.Белоликова; заместителями гр. Грачева и И.П.Опарникова» [viii] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь Схема расположения памятников I. Успенский мон-рь II. Иоанновский мон-рь III. Острог IV. «Новый город» 1. Успенский собор. 1497 г. 2. Введенская ц. с трапезной палатой. 1519 г. 3. Церковь арх. Гавриила. 1531–1534 гг. 4. Церковь св. Иоанна Предтечи. 1531–1534 гг. 5. Церковь св. кн. Владимира. 1554 г. 6. Святые ворота. 1523 г. 7. Казенная палата. XVI–XVII вв. 8. Церковь прп. Сергия Радонежского с трапезной палатой. 1560–1594 гг. 9. Преображенская ц. 1595 г. 10. Стены Успенского мон-ря. XVI в. 11. Свиточная башня. XVI в. 12. Мереженная башня. XVI в. 13. Грановитая башня. XVI в. 14. Стены Иоанновского мон-ря. Кон. XVI в. 15. Глухая (Котельная) башня. XVI в. 16. Святые ворота Иоанновского мон-ря. XVI в. 17. Поварня. XVI в. 18. Церковь свт. Епифания Великого. 1645 г. 19. Церковь прп. Евфимия, еп. Кипрского. 1653 г. 20. Большие больничные палаты. XVIII в. 21. Стены «Нового города». 1653–1682 гг. 22. Большая Мереженная (Белозерская) башня. XVII в. 23. Косая башня. XVII в. 24. Ферапонтовская (Московская) башня. XVII в. 25. Казанская башня. XVII в. 26. Вологодская башня. XVII в. 27. Кузнечная башня. XVII в. 28. Троицкие ворота 29. Тюрьма 30. Архимандричьи кельи. XVII в. 31. Монашеские кельи. XVII в. 32. Священнические кельи. XVII в. 33. Кельи (т. н. Монастырский архив). XVII в. 34. Кельи (т. н. Духовное уч-ще). XVII в. 35. Кельи (т. н. Домик келаря). XVII в. 36. Поваренные кельи. XVII в. 37. Хлебенная башня. XVII в. 38. Поваренная башня. XVII в. 39. Малая больничная палата. 30-е гг. XVIII в. 40. Колокольня. 1961 г. 41. Церковь прп. Кирилла. 80-е гг. XVIII в. 42. Каменные сени над часовней и крестом 43. Церковь Ризоположения из с. Бородавы. 1485 г. 44. Деревянная мельница. XIX в. Согласно Житию, первоначально прп. Кирилл хотел подвизаться в уединении. Но к нему стали приходить ученики, в основном из Симонова мон-ря. В Житии упоминаются 2 брата - Зеведей и Дионисий, а также Нафанаил, ставший келарем. Среди учеников прп. Кирилла были также прп. Мартиниан Белозерский, Христофор, 3-й игумен обители и известный книжник. Перед кончиной основателя в К. Б. м. проживало уже 53 насельника, но после морового поветрия скончались игум. Иннокентий и более 30 монахов. Согласно монастырскому синодику, за XV в. в К. Б. м. умерли не менее 300 чел. С 1397 по 1526 г. в обители умерло ок. 600 монашествующих, с 1526 по 1623 г.- более 1600 ( Никольский. 1897. Т. 1. Вып. 1. С. 47-48). В 1601 г. в К. Б. м. проживало 184 чел., в 1621 г.- 189 чел. (игумен, 13 соборных старцев, 13 священников, 6 диаконов, 20 головщиков и клирошан, 136 служебников-старцев). К монастырю были приписаны и мирские люди, стрельцы - всего ок. 350 чел., которые в основном проживали за стенами обители в специально построенных «дворцах». Кроме того, в больнице и богадельне при К. Б. м. находилось более 100 нищих (Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского мон-ря. 1655/1656 г. М., 2002. С. 16-17, 27. Примеч. 44).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010