В Саратове завершились Дни славянской письменности и культуры Саратов, 25 мая 2009 г. 24 мая, в День памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, в Саратове, который в этом году является столицей Всероссийского Дня славянской письменности и культуры, состоялся торжественный Крестный ход. Он прошел по центральным улицам Саратова от Покровского храма, где состоялась праздничная Боженственная литургия, до недавно отреставрированного самого старого в городе Троицкого собора, находящегося на берегу Волги. Участниками крестного хода стали гости праздника — архипастыри и духовенство Русской Православной и Поместных Православных Церквей, представители органов власти, прихожане всех благочиний Саратовской епархии. Всего в Крестном ходе приняли участие около шести тысяч человек. Молебен перед иконой святых равноапостольных Кирилла и Мефодия По окончании Крестного хода состоялась торжественная церемония открытия церковно-государственного праздника — Дня славянской письменности и культуры. Владыка Ювеналий огласил послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам праздника. Были также зачитаны приветствия и поздравления президента РФ Дмитрия Медведева, председателя правительства Владимира Путина, председателя парламентского собрания союза Беларуси и России, председателя ГД ФС РФ Бориса Грызлова. Символ праздника — вечевой колокол — был передан Саратову от Твери, которая была столицей празднования в 2008 году). Передача вечевого колокола Министр культуры РФ Александр Авдеев поздравил саратовцев с праздником и отметил, что усилиями Русской Православной Церкви этот день стал не только праздником письменности и культуры, но также торжеством христианского просвещения. В заключение торжественной церемонии Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, в сослужении Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа, Митрополита Неврокопского Нафанаила (Болгарская Православная Церковь), Архиепископа Уральского и Гурьевского Антония, Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Архиепископа Верейского Евгения, Архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана, Епископа Саратовского и Вольского Лонгина, Епископа Нежинского и Прилукского Иринея, отслужил молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию и пожелал молящимся сохранить в душе этот праздник на многие годы своей жизни.

http://pravoslavie.ru/30535.html

Великий пост 2017 В праздник Торжества Православия в Киеве впервые пройдёт великопостный концерт Музыкальные номера концерта будут сочетаться с комментариями известных богословов, регентов праздничного монастырского хора Свято-Троицкого Ионинского монастыря – протодиаконов Димитрия Болгарского и Николая Лысенко. Патриарх Кирилл: Противоядие от пропаганды греха — наша совесть Кто бы впадал в гордыню, кто бы исходил злобой, кто бы говорил ложь? Но так уж получилось, что именно пороки постепенно вошли в культуру человеческого общения, и настало время, когда пороки не только не порицаются, но и умело пропагандируются. Протоиерей Николай Соколов — об искушениях городского жителя (+Видео) Вы знаете, бывает, взгляд бросишь где угодно — в метро, в газету, в рекламу, в Интернет — сплошные искушения. Но, с другой стороны, вы должны помнить, что в Евангелии сказано: «Нужно прийти соблазну». Благословенная теснота Можно и поститься, и избегать развлечений и в храм ходить и молиться внимательнее и сосредоточеннее обычного, но… это ещё не будет началом духовной жизни. Это будет необходимой и правильной подготовкой к ней, теми шагами, которые человек обязательно, непременно должен делать навстречу Богу. Но сама духовная жизнь начинается только тогда, когда Сам Бог осеняет, оживотворяет душу человека своей благодатью. Иеромонах Димитрий (Першин) о призвании Нафанаила (+ВИДЕО) В это воскресенье, которое в нашем церковном календаре именуется Неделей Торжества Православия, в наших храмах звучат Евангельские слова, которые были написаны задолго до праздника победы над иконоборчеством. Эти слова переносят нас в то время, когда христиане еще не постились сорок дней, а постились лишь оглашаемые. Патриарх Кирилл: Чем больше в жизни лжи, тем меньше Божиего страха Мы должны воспитывать в себе страх Божий, мы должны контролировать и наши мысли, и наши поступки, и наши слова. Вот этот постоянный контроль над своим внутренним состоянием, над словами, которые мы произносим, и над делами, которые мы совершаем, и может помочь нам остановиться в тот момент, когда кажется, что нужно сказать неправду.

http://pravmir.ru/tag/velikij-post-2014/...

Кладбище Кладбища древнего не осталось и следов, а есть за алтарём Соборного храма несколько могил текущего столетия и три памятника. 1) Чугунный окрашен чёрной краской; на квадратном пьедестале представлена колонна, крест и обвившаяся вокруг их змея; на верхнем обломки колонны, лежащим тут же у её подножия написано «время и вечность». Под этим памятником погребено тело Подполковницы Калерии Никандровны Лисенко, урождённой Жадовской, скончавшейся 1835 года января 1-го дня, на 27 году от рождения. 2) Каменный продолговатый в виде гробницы, под коим погребено тело бывшего Настоятеля здешней обители Архимандрита Авраамия, скончавшегося в 1848 году марта 22 дня. 3) Из полированного гранита в виде пирамиды, под коим погребены тела Перемышльского помещика Ивана Антиповича, супруги его Прасковьи Дмитриевны Астафьевых и детей их младенцев: Нафанаила, Константина, Федора, Святослава, Ларисы и Евдокии; здесь же погребены тела Антипия Герасимовича и Евфимии Афанасьевны Астафьевых. 4) Против последнего из сих памятников особый вход в палатку, находящуюся внизу под приделом Св. Николая, где погребены тела: Татьяны Никифоровны и супруга её Александра Николаевича Щсрбачевых, в память коего первая построила Николаевский придел. При устройстве же паперти у трапезы Соборного храма и подведении по сему случаю колонн, найдено несколько каменных надгробных досок с надписями; доски эти были в последствии вделаны в стену трапезы Соборного храма извнутри. Вот копии с надписей на этих досках: На 1-й «Лета 7176/1662 января в 5 день на память святых мученик Феопемпта и Феоны, преставися раб Божий Стольник Савостьян Дементьевич Хитрово и погребен зде.» На 2-й «Лета 7191/1683 апреля во 2 день на память Преподобного отца нашего Тита Чудотворца, преставися раб Божий Окольничего Александра Савостьяновича Хитрово, сын его Ближний Стольник Сергий Александрович Хитрово.» На 3-й «Лета 7194/1686 году августа в 28 день, с пятка на субботу в нощи в третьем часу в четвертой четверти, преставися раб Божий Окольничий Александр Севастьянович Хитрово.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЗЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Тамбовской епархии (см. Тамбовская и Рассказовская епархия ), названо по г. Козлову (с 1932 Мичуринск (ныне Тамбовской обл.)), существовало в 1869, 1904-1930 (1935?) гг. 10 дек. 1868 г. имп. указом утверждено синодальное постановление о назначении епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии, инспектора Тамбовской ДС и протоиерея тамбовского кафедрального Преображенского собора Иоанна Москвина по пострижении его в монашество. 16 апр. 1869 г. прот. Иоанн принял постриг с именем Иоанникий, 9 мая 1869 г. в С.-Петербурге был хиротонисан во епископа Козловского. Местом жительства нового архиерея стало Козловско-Трегуляевское Иоанно-Предтеченское подворье в Тамбове. 25 окт. того же года еп. Иоанникий скончался. К. в. было возобновлено синодальным указом от 5 февр. 1904 г. 29 февр. на Козловскую кафедру был хиротонисан ректор Тамбовской ДС архим. Нафанаил (Троицкий) . Викарий получил должность настоятеля козловского во имя Святой Троицы мужского монастыря , он мог жить в находившихся в Тамбове подворьях 3 монастырей: Козловского, Трегуляевского во имя святого Иоанна Предтечи и Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни Также было определено ежегодно выделять на нужды К. в. 1,5 тыс. р. от Саровской пуст. и 1 тыс. р. от Вышенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Тамбовский еп. Иннокентий в марте 1904 г. передал в ведение еп. Нафанаила Тамбовское отд-ние Православного миссионерского об-ва, епархиальное попечительство и Лебедянский епархиальный приют для бедных духовного звания. Впосл. К. в. возглавляли епископы: Григорий (Яцковский ; 21 нояб. 1908 - 13 дек. 1912), Зиновий (Дроздов ; 17 янв. 1913 - 22 мая 1918, переведен на Тамбовскую кафедру). 25 мая 1918 г. указом патриарха Тихона титул правящих Тамбовских архиереев был изменен с «Тамбовский и Шацкий» на «Тамбовский и Козловский», хотя К. в. продолжало существовать (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 143-144). В послереволюционные годы Козловскую кафедру занимали епископы Павел (Поспелов ; 1918-1923), Димитрий (Добросердов ; 26 сент. 1923 - нач. 1926), Алексий (Буй ; февр. 1926 - июнь 1927), священноисп. Вассиан (Пятницкий ; 22 июня 1927 - 9 апр. 1930 (1935?)). С 1923 г. епископы Козловские жили, как правило, в Тамбове. С 26 сент. 1923 по 1924 г. еп. Козловский Димитрий (Добросердов) временно управлял Тамбовской епархией, местом его пребывания был Тамбов (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 273. Л. 110).

http://pravenc.ru/text/1841698.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛЛАДИЙ Иванович Попов (27.01.1879, с. Устье Кадниковского у. Вологодской губ.- сент. 1937, с. Ижма Печорского округа Коми АССР), сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Коми святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из многодетной семьи священника. Сестра П. была замужем за священником сщмч. Иоанном Павловским . Поступил в Архангельскую ДС, но в 1894 г. был уволен из 2-го класса по личному прошению; впосл. продолжил учебу и в 1901 г. окончил семинарию по 2-му разряду. В 1903-1905 гг. учился в Казанском ветеринарном ин-те. В 1906-1913 гг. служил учителем во 2-классной школе в с. Сизябском Печорского у. Архангельской губ. В 1913 г. рукоположен Архангельским и Холмогорским еп. Нафанаилом (Троицким ; впосл. митрополит) во иерея к Сретенской ц. с. Гам Печорского у. Каменный храм в Гаме, достроенный в 1912 г., первоначально был приписным к Мохченскому приходу. Самостоятельный Гамский приход образован по указу Синода от 6 июня 1915 г. С этого времени П. являлся настоятелем Сретенского храма. Помимо пастырского служения с 1913 г. занимался педагогической деятельностью: был заведующим и законоучителем Гамской церковноприходской школы, а с 1914 г. еще и Мохченского 2-классного приходского уч-ща. В 1917-1918 гг. также преподавал на Мохченских педагогических курсах и в Гамском сельском уч-ще. После установления советской власти был вынужден прекратить преподавательскую деятельность, продолжал служить священником гамской Сретенской ц. Занимался крестьянским хозяйством, помогал односельчанам как врач и как ветеринар. В 1925 г. Сретенский храм был закрыт местными властями. П. остался жить в Гаме. В 1930 г. у него были конфискованы лошадь и корова. В 1933 г. привлекался к суду по обвинению в хранении иностранной валюты, но был оправдан. 31 июля 1937 г. арестован. Содержался в заключении в с. Ижма. Обвинялся в том, что «после опубликования новой Конституции систематически вел среди колхозников антисоветскую агитацию, направленную против советской власти, искаженно истолковывал новую Конституцию среди колхозников и единоличников, ждет войны и падения советской власти». Не признал себя виновным. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД Коми АССР от 21 сент. 1937 г. Точная дата исполнения приговора неизвестна (но не позднее 25 сент. 1937).

http://pravenc.ru/text/2578729.html

Сорока. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких. /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты На рубеже XIX - XX вв. в Сороке были две церкви. «Ныне в Сорокском приходе две церкви: Зосимо-Савватиевская и Свято-Троицкая. Зосимо-Савватиевская церковь уже третья, если не более, в Сорокском селении. Время построения первой в точности не известно; но, по всей вероятности, оно восходит к половине XV ст., если принять во внимание, что в селе Сороке скончался в 1435 г. преподобный Савва, соловецкий Чудотворец, и погребён был каким-то игуменом Нафанаилом, жившем при бывшей здесь часовне. Вероятно, вскоре же после того соловецким монастырём и устроена была первая церковь в честь Пресв. Троицы с приделом в честь Зосимы и Савватия Соловецких. Церковь существовала, кажется, до половины нынешнего столетия и, наконец, за ветхостью разобрана. Вместе разобранной при учреждении прихода на средства того же монастыря в 1853 г. была устроена и тогда же освящена новая, которая, к сожалению, сгорела в 1862 г. Тогда на добровольные пожертвования устроена была третья, до ныне существующая, церковь уже с одним престолом в честь препод. Зосимы и Савватия, зданием деревянная, имеющая форму квадрата, одноглавая, тёплая». Этот третий храм был устроен владельцами местного лесного завода — Николаем Петровичем и Митрофаном Петровичем Беляевыми. «Начатый постойкой в 1892 г., он освящён был 10 июля 1894 г. Преосвящ. Никанором совместным с бывшим тогда, а ныне покйным, настоятелем Соловецкого монастыря, о. Архимандритом Варлаамом. < > Храм этот великолепной архитектуры, имеет форму восьмиконечного креста и стоит не менее 17000 р. со всей утварью и убранством» Так же, как и Кемь, живописно выглядел Сумский посад с моря и при близком знакомстве с ним путешественника. Посетивший его в 1868 году А. Михайлов писал: «Нигде по всему Беломорскому побережью не встречал я ни города, ни посада, в которых сохранились бы так хорошо древний, допетровского времени, стиль построек, как в посаде Сумском.

http://sobory.ru/article/?object=53661

Один из видных иерархов Болгарской Православной Церкви митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев) был гостем Всероссийских Дней славянской письменности и культуры, которые отмечались в Саратове в мае сего года. Владыка участвовал в соборных богослужениях в Духосошественском храме Саратова и в возрожденном Свято-Троицком соборе Вольска. Он посетил многие храмы Саратовской епархии и нашел время для общения с нами — журналистами епархиальных СМИ. — Наши читатели практически ничего о Вас не знают; расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути. В какой семье Вы родились, как проходило ваше детств митрополит Неврокопский Нафанаил ривело Вас в Церковь? — Я родился в селе Копривлен близ греческой границы, в ста километрах от Святой Горы Афон. Из поколения в поколение мужчины нашей деревни в зимнее время уходили работать в афонские монастыри. И приносили оттуда книги, которые там издавались, особенно в Зографском монастыре. Поэтому в селе было много духовной литературы. Во время постов из монастырей Святой Горы к нам приходили монахи исповедовать мирян. Конечно, все это было до сорок шестого года, то есть до того момента, когда Болгария вошла в социалистический лагерь; но и в трудные времена вера в нашем селе не была уничтожена. Моя бабушка, царство ей небесное, была глубоко верующей женщиной. Пока она была жива, ничто в нашем доме не совершалось без молитвы. В праздники все мои близкие посещали храм. Конечно, многие тогда боялись, потому что государство стремилось отделить Церковь от государства и народ от Церкви. Но Господь помогал, благодать Его в нашей жизни действовала. В нашем селе был очень хороший священник. Он заботился о людях, о спасении их душ, невзирая на все препятствия, которые ему создавали. Даже то, что он ходил всегда в рясе, могло восприниматься как вызов. Это был пример, поучительный для многих. Когда умирала моя бабушка, этот священник пришел к нам в дом, чтобы исповедать и причастить ее. Благоговение, с которым он относился к своему служению, запомнилось мне на всю жизнь. Епитрахиль, крест, Евангелие были у него завернуты в ткань. Прежде, чем эту ткань развернуть, он вымыл руки, перекрестился, поцеловал эту ткань и лишь затем развернул. И отношение людей было настолько благоговейным, что воду, которой священник мыл руки, они не выплескивали наземь, а выливали в огонь, на угли, чтоб ее никто не топтал. Вот в такой обстановке я вырос, несмотря на коммунистические времена.

http://pravoslavie.ru/37942.html

«Все у вас да будет с любовью» (О протоиерее Борисе Развееве) Есть люди, с которыми уже при первой встрече начинаешь общаться как с давним другом. Отец Борис был человек очень добрый. Он был необыкновенно открытый, всегда доброжелательный к любому. С людьми сближался сразу, словно давно готовился к этому. За 20 лет дружбы я не припомню даже ничтожного искушения или недоразумения в наших отношениях. Познакомился я с ним в Уфе летом 1991 года. Наше священство началось почти одновременно. Он был рукоположен в уфимском кафедральном соборе преподобного Сергия Радонежского в день памяти этого великого святого – 8 октября 1990 года. Меня архиепископ Александр (Тимофеев) рукоположил 23 сентября 1990 года, в неделю пред Воздвижением, в обители святого Сергия Радонежского (в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы). Приезжая летом в Уфу на отдых к родителям, по воскресным и праздничным дням я служил в кафедральном соборе, а в будние дни часто бывал в храме Рождества Пресвятой Богородицы, настоятелем которого владыка Никон (Васюков) поставил отца Бориса вскоре после хиротонии. Эта каменная церковь, расположенная на бывшей Приютской улице, была освящена 6 сентября 1909 года епископом Уфимским Нафанаилом (Троицким; 1864–1933). В 1934 году храм был закрыт и подвергся частичному разрушению: был снесен купол, уничтожена часть опорных столбов. Однако более печальным было другое: святой храм подвергся сугубому осквернению – в 1955 году в нем был устроен кинотеатр. В алтаре находилась кинобудка, а в основной части храма, где когда-то молились прихожане, сидели лицом на запад зрители и смотрели кино. Решение о возвращении храма было принято исполкомом горсовета в августе 1991 года, однако администрация кинотеатра не спешила с выездом. Тогда отец Борис призвал верующих, и они вынесли из храма все кресла для зрителей. Начались работы по восстановлению храма. Средств совершенно не было, но все были охвачены удивительным воодушевлением. Члены недавно образовавшейся общины готовы были трудиться днем и ночью. Была совершенно невыразимая радость соучастия в каком-то великом общем деле, которое ведет к спасению. Эта радость соединялось с надеждой, что страна, пережившая духовно-нравственную катастрофу, оживет. Это не было наивным ожиданием. Уфимским священникам в те годы иногда приходилось крестить в день по 100 человек и более. Сам я видел в будний день летом весь двор храма преподобного Сергия заполненным людьми. Потом я узнал, что иеромонах Мартиниан (Личманюк) читал молитвы перед их крещением.

http://pravoslavie.ru/46311.html

Казанский Тамбовский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский Богородичный монастырь — мужской монастырь Тамбовской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в городе Тамбове. Основан около 1670 года старцем Иосифом с южной стороны города Тамбова. В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых. Содержание История [ править править код ] Казанский Богородичный мужской монастырь был основан и построен в XVII веке с южной стороны города Тамбова старцем Иосифом. В 1679 году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенец и Цна в районе села Донское. В монастырской собственности находились земли Троицкой Дубравы, Троицкого Караула, хутор Трёх Лощин, берег реки Кариан и земли близ села Татаново. Из-за пожаров, которые часто возникали в городе Тамбове, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся. Значительное его переустройство произошло в середине XVIII века. По благословению епископа Тамбовского Пахомия (1758-1766 гг.) на территории Казанской обители стала располагаться архиерейская резиденция. Новый деревянный архиерейский дом, консистория, баня, конюшенный двор, хозяйственные службы были выстроены рядом с братским корпусом и храмом. Каменное строительство зданий и храмов Казанского мужского монастыря датируется последним десятилетием XVIII века. Много трудов по строительству и благоустройству Казанской обители положили епископ Феофил (Раев), управлявший Тамбовской епархией в 1788-1811 гг. По его поручению были возведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней, — Казанский и Иоанно-Предтеченский. Возводил храмы бывший Саровский послушник Нафанаил. В историю строительства монастыря вошли имена протоиерея С. А. Березнеговского, архитектора по образованию, и инженера-архитектора А. С. Четверикова. Здания монастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русской архитектуре. Летняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была заложена в 1791 году. Освящена в 1796 году епископом Тамбовским и Шацким Феофилом (Раевым). Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни, которая в то время относилась к Тамбовской епархии. Знаменательным является то, что в 1793 году в Казанском монастыре Преосвященным Феофилом во иеромонахи был рукоположен преподобный Серафим Саровский. Преставившийся о Бозе епископ Феофил (Раев) был погребен у южной стены внутри Казанского собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Тамб...

Кафедральный собор Рождества Богородицы (Уфа) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор Рождества Богородицы - кафедральный собор Уфимской епархии. Самый большой, красивый и вместительный православный храм Уфы, который может принять в любые дни до нескольких тысяч человек одновременно. Содержание История [ править править код ] На генеральных планах Уфы начала XIX в. уже обозначено место для будущей церкви в восточном конце Приютской улицы. Однако закладка еп. Антонием (Храповицким) и само строительство одной из последних градо-уфимских церквей началось значительно позже – в 1901 г. Церковь встала в створе сразу двух перпендикулярных улиц – Приютской (н. Кирова) и Томской (н. Чапаева). Место под неё было избрано таким образом, что она оказалась на одной линии, идущей через Сергиевскую и Покровскую церкви на север. Соединение этой прямой с осью вновь проектируемой Приютской улицы и было избрано местом под Рождество-Богородицкий храм. Вокруг него была образована квадратная Приютская (Рождественская) площадь; на противоположном, западном, конце Приютскую улицу открывала Алек-сандровская церковь с симметричной Александровской площадью. Построена церковь в 1901–1909 гг., в основном, на средства уфимского купца-храмоздателя, гласного Городской Думы Никифора Мироновича Патокина. Торжественно освящена во имя Рождества Пресвятыя Богородицы 6 сентября 1909 г. еп. Нафанаилом (Троицким). Северный придел освящён в честь Николая Чудотворца, южный – во имя Архистратига Михаила. Архитектурой Рождественского храма был избран «кирпичный стиль», только что оп-робованный при возведении градо-уфимской Никольской вокзальной церкви. Стилистика узорочья темно-красного кирпича церковных стен, развитая и усовершенствованная в эпоху Александра III, стала символом возвращения к архитектурным традициям допетровской Руси. В 1909–1934 гг. здесь служили священники-новомученики: Алексей Кулясов (Горшу-нов), Василий Лезенков. Последние 12 лет перед закрытием приход придерживался обнов-ленческой ориентации, здесь были свои епископы и архиепископы, отличные от господствующей сергианской иерархии. После закрытия в апреле 1934 г. здание церкви пустовало, потом здесь были: склады, самолётные мастерские. В советские годы церковь была осквер-нена, но уцелела. Большие разрушения храму принесла его перестройка конца 50-х гг. под кинотеатр, словно в насмешку над Русской Православной Церковью и национальным само-сознанием он был назван «Йондоз». Сняты главный купол и деревянный барабан, завершение колокольни, сооружены пристройки и нелепый портик при входе, заменены перекрытия.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010