Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Павловский Петр Андреевич; 7.01.1865, Архангельск (по др. сведениям, Шенкурский у. Архангельской губ.) - 24.11.1937, Иркутск), архиеп. Иркутский. Сын псаломщика. В 1885 г. окончил Архангельскую ДС. 10 окт. того же года рукоположен во иерея к храму Нерукотворного Спаса Спасо-Прилуцкого прихода Холмогорского у. Архангельской губ. (на месте упраздненного в XVIII в. Спасского Козьеручьевского мон-ря). Приход относился к Спасо-Прилуцкому Коскогорскому миссионерскому комитету 1-го разряда (в этот разряд включались приходы, в к-рых было сильно влияние старообрядческого раскола). С 1891 г. свящ. Петр Павловский также являлся наставником и законоучителем открытой им Спасо-Прилуцкой школы грамоты. 26 февр. 1896 г. назначен епархиальным противораскольническим миссионером. Кроме того, был членом и секретарем Архангельского миссионерского совета, членом Епархиального духовно-археологического комитета (с 1900), сверхштатным членом Епархиального училищного комитета (с 1902), членом Епархиального проповеднического комитета (с 1903). В 1915 г. принял монашеский постриг с именем Павел; 17 июля того же года возведен в сан игумена, 2 авг.- в сан архимандрита, назначен настоятелем архангельского во имя архангела Михаила мужского монастыря и благочинным монастырских подворий в Архангельске. 19 марта 1917 г. хиротонисан в Петрограде во епископа Пинежского, викария Архангельской епархии. Во время пребывания Архангельского и Холмогорского еп. Нафанаила (Троицкого ; с 1919 архиепископ, впосл. митрополит) на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. замещал его в управлении Архангельской епархией. Продолжил временное управление епархией после окончания Поместного Собора, т. к. в ходе начавшейся гражданской войны территория Архангельской губ. оказалась занята военными контингентами стран Антанты (до сент. 1919) и белогвардейскими войсками (до февр. 1920), из-за чего архиеп. Нафанаил не мог вернуться в Архангельск. В дек. 1918 г. вместо Архангельской духовной консистории был образован Архангельский епархиальный совет во главе с П.

http://pravenc.ru/text/2578497.html

Псалом 71 Правосудие премудрого Царя – Мессии, внося правду и мир в жизнь народов, усилить Его власть, создаст благоденствие царства, распространить владычество до крайних пределов вселенной и сохранить Его имя благословенным во всех племенах и на все времена. О Соломоне, псалом Давиду. Псалом представляет собой молитву царя Давида о сыне и преемнике своем Соломоне, чтобы Господь соделал царствование его мирным и распространил оное до крайних пределов вселенной, так, чтобы в состав его вошли все народы и чтобы оно было единым всемирным царством Божиим. Так молясь о благоденствии царствования Соломона, Давид, в пророческом восторге, несомненно созерцал и царство Мессии, как царство правды и мира, т. е. вселенскую церковь Христову. 1–2. Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву: судити людем Твоим в правде, и нищим Твоим в суде. Царь и сын царя, это – Соломон, наследник престола отца своего, Давида. Без сомнения, Соломон воспитывался под мудрым руководством своего отца – царя и под непременным воздействием богодухновенного учения пророка Нафана; а потому и сам преуспевал в мудрости и был ее сильным представителем: тем не менее, Давид, зная по собственному опыту целой жизни, как трудно и ответственно дело суда и правления пред Богом и Его народом, как отец, молится о Соломоне, чтобы Господь даровал ему, как царю, суд. Разумеется, Соломону необходимо нужно было уметь судить, строго сообразуясь с правдой Закона Божия; а потому Давид и молит Господа, чтобы Он дал Соломону Свою правду – строго беспристрастную, точно определяющую виновность и невинность, но и не чуждую милосердие – чтобы Соломон так судил людей – весь народ и особенно нищих, коих обыкновенно и легко всегда обижают на суде судьи, пристрастные к лицам знатным и богатым, удобно поддающиеся подкупу или смущающиеся угроз. И сам Соломон просил у Господа мудрости и получил ее в высшей мере. Так, когда «тысячу всесожжений вознес Соломон на главном жертвеннике в Гаваоне, и молился, чтобы Господь «даровал ему сердце разумное, чтобы судить народ Его, и различать, что добро и что зло» – в таком деле, как суд над столь многочисленным народом: то «благоугодно было Господу, что Соломон просил этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Углич. Воскресенский монастырь. Автор: Юрий Верещагин Снято: 23 апреля 2013 Добавлено: 27 апреля 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Воскресенский мужской монастырь находится в г. Угличе, к западу от Кремля в районе совр. ул. Опарина (быв. Воскресенская) и ул. Спасской. Точная дата и обстоятельства основания неизвестны. Однако легендарные сведения относят время его возникновения к XIII в., возможно, к периоду княжения Романа Угличского. Первоначально располагался на берегу Волги, вблизи устья Троицкого ручья. Впервые упоминается во второй половине XV в.: архимандрит Нафанаил был современником угличского князя Андрея Большого, присутствовал на освящении Покровского собора в одноименном угличском монастыре в 1482 г. (Архимандрия сохранялась в монастыре до момента его закрытия в 1764 г.). По грамоте удельного князя Димитрия Жилки 1509 г. получил сельцо Синцово с деревнями, сельцо Олифннково. В 1609 г. поляки с боем взяли монастырь. Погибли архимандрит Лаврентий, около 60 монахов и около 500 граждан, защищавших обитель. В " Угличском летописце " имеется указание, что до разорения " монастырь Воскресенский строения был весь деревянного, и в нем церкви Воскресения Христова и Смоленския пресвятыя Богородицы, и собор Гавриила архангела и Марии египетской, и печерской Богородицы, со пределом апостола Иакова, брата Божия по плоти, и строение, кельи иноческие и житницы хлебные, деревянныя ж " . Впоследствии, обитель была возобновлен на прежнем месте, которое, однако, не устраивало ее насельников, поскольку в весеннее время заливалось водой. При монастыре имелась промыслово-ремесленная слобода, в которой проживало 15 мастеров различных специальностей. В Тетериной слободке, находящейся на р.Корежечне, проживали " детеныши монастырские " . С 1649 г. Воскресенскому монастырю стали отдавать деньги за содержание перевоза через Волгу. В 1654 г. вместо отобранных городских вотчин по торговым промыслам приписан Архангельский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00228

Энциклопедия церковной жизни нашего времени Книга архимандрита Тихона разошлась мгновенно. И не только потому, что написана она прекрасным русским языком, порою с добрым юмором, и всегда с теплым чувством и любовью к своим героям. Каков жанр этой книги? Может быть, это современный патерик, или сборник жизнеописаний подвижников благочестия нашего времени, или просто собрание личных воспоминаний? Пожалуй, точнее всего эту книгу можно назвать энциклопедией церковной жизни нашего времени, причем не официальной, а внутренней и духовной. О ком только из наших современников не упоминается здесь! Многие герои книги здравствуют и поныне. С большинством же из тех, кто уже ушел в мир иной, автор был связан узами личной дружбы и духовной близости, поэтому и встают они перед нами на страницах этой своеобразной энциклопедии как живые. Но прежде всего перед читателем предстает наша недавняя история – 90-е годы – незабываемое время для Церкви, когда она, вырвавшаяся из оков советского плена, стала восстанавливать и возрождать свои святыни, возвращать свои храмы, возвращаться на намоленные места. Автору книги удалось с удивительной точностью передать тот неповторимый дух времени, когда не только восстанавливались из руин храмы Божии, но возрождались и воскресали храмы души православного народа. И тут является еще одна – важнейшая – черта замечательной книги отца Тихона. И храмы Божии, и храмы наших душ воскресали не на пустом месте. Ибо в годы гонений, когда, казалось бы, невозможно было и вздохнуть свободно Церкви Христовой, хранилось и зрело на Святой Руси «семя свято». Невозможно читать без душевного трепета очерки о подвижниках Псково-Печерского монастыря, единственного в России монастыря, помимо Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который, как твердыня, как мощная крепость, хранил свет православного духа и русского благочестия. «Вредный отец Нафанаил», легендарный архимандрит Алипий, грозный и смиренный наместник архимандрит Гавриил… «Я, Воронов Иван Михайлович, гражданин Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, и мои товарищи, которые живут за этой стеною, ветераны и инвалиды Отечественной войны, многие потерявшие руки и ноги, получившие тяжелые ранения и контузии, поливали эту землю своей кровью, очищали этот воздух от фашисткой нечисти; а также мои товарищи, живущие здесь, труженики заводов, фабрик и полей, старые инвалиды и пенсионеры, старые отцы, потерявшие своих сыновей в боях за освобождение этой земли и этой воды, и все мы, проливавшие свою кровь и отдававшие свои жизни, не имеем права пользоваться своей землей, водой, воздухом и солнцем, – всем тем, что вырвали у фашистов для себя, для своего народа?» Так говорит обкомовским работникам, в очередной раз хотящим отнять у монастыря его землю и воду, наместник архимандрит Алипий, тринадцать лет державший оборону Псково-Печерского монастыря против могущественной силы атеистического государства и одержавший победу!

http://pravoslavie.ru/49744.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Западное христианство. Взгляд с Востока В чем отличие католического учения от православного? Откуда взялся Лютер? Как у англикан появилось женское священство? На эти и многие другие вопросы в своей книге отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов. Это переработанное и дополненное издание классического учебника по сравнительному богословию, в котором рассматриваются догматические, канонические и церковно-практические особенности различных христианских конфессий. Речь идет о римском католицизме, протестантизме и его основных ветвях — лютеранстве, кальвинизме, англиканстве, а также некоторых вероучительных течениях, возникавших в странах Европы в эпоху Реформации и более поздний период. Введение Содержание От автора Настоящая книга составлена как развитие учебных курсов моих предшественников по кафедре Сравнительного богословия МДАиС, в частности профессора Московской духовной академии Дмитрия Петровича Огицкого (1908— 1994), курс семинарии и курс аспирантуры при МДА сотрудника Издательского отдела Германа Феодоровича Троицкого (1934—1995). Учебное пособие Д.П.Огицкого было использовано преимущественно в части, посвященной католичеству, лекции Г.Ф.Троицкого — протестантизму. Кроме того, при написании отдельных разделов привлекались статьи и материалы, собранные в издании «Хрестоматия по сравнительному богословию» (М., 2005), в особенности следующих авторов: архимандрита Плакиды (Дезей) «Блаженный Августин и Филиокве»; монаха (ныне иеромонаха) Саввы (Тутунова) «Современная римско-католическая сотериология»; архиепископа Нафанаила (Львова) «О латинском догмате непорочного зачатия»; В.Н.Лосского «Догмат о непорочном зачатии». За основу раздела, посвященного англиканству, были взяты статьи, помещенные в «Православной энциклопедии». По сравнению с предыдущими изданиями курса, дважды выходившими под названием «Православие и западное христианство» (М., 1995; 1999), курс был значительно переработан и дополнен двумя приложениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. 1831–1867 гг. Часть вторая. 1842–1849 гг. Источник 309 Обновивший жизнь нашу спасительным рождеством своим да благословит вам, о. наместник, и братии, новое лето, да, отлагая дела ветхого человека, во обновлении жизни ходим. Давно, видно, не писал я к вам. Простите. Некоторые заботливые дела много взяли времени, и отвлекли от переписки. Писал я вам, что княгиня Шаховская хочет помогать Дивеевским, и даже не отреклась бы для сего ехать к ним; но, как трудно представить, какую действительную пользу принесло бы ее присутствие, то надобно знать, в каком положении дело их, и что им нужно. Пора бы иметь от вас ответ, но его нет. Между тем слышу, что межевание купленной ими земли не произведено, и что лес на ней рубят. Нельзя ли кого, значащего в губернии, попросить, чтобы остановили истребление леса, чем побудили и к скорейшему размежеванию? Чтобы вам побывать в Песноши, о том, думается мне, написал я вам разрешение. А чтобы вам ехать и в Голутвин, о том, кажется, и вы не спрашивали; да и нужно ли? Путь же не мал, и возьмет не мало времени. О Боголепове писал я к князю Сергию Михайловичу. Что последовало, о том посылаю при сем подлинные документы. По делу Стефана Федоровича 4 подают надежду. Если взять Савватия, то представьте, кого в помощника ризничему. Иеремию можете прислать. Нафанаила так долго я вижу служащим исправно, прилежно к церкви и трезво, что, кажется, надобно отпустить его Иеромонахом. Так ли? За Н. не прогневайтесь на меня. Не могу себя уверить, что присутствие его будет с миром, и без вреда для Анании. Княжна Цицианова может, по желанию своему, вручить святые мощи Страстновской Игумении. Та или другая напишет о сем мне, все равно. Я утвержу хранение в церкви. Если княжне приходит желание положить другие части св. мощей в Лавре, – это, конечно, хорошо и полезно, по множеству притекающих сюда для общения со святыми и освящения от них. Некоторые, аще изволит, может отдать сюда ныне, а некоторые для своего утешения и охранения удержать при себе, написав мне, чтобы после нее взяты были в Лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Псалом 50 Помилование Давиду и очищение его тяжкого беззакония даровал Господь за покаяние от сокрушенного сердца. 1–2. В конец, Псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку: егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве. Однажды, под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался на плоской кровле царского дома и увидел с кровли женщину, а та женщина была очень красива; он узнал, что это была Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии, Хеттеянина. Призвав Вирсавию к себе, Давиде совершил с ней преступление, оскорбивши честь ее и мужа ее. Желая избежать мести со стороны Урии, Давид послал его к своему военачальнику Иоаву, который с войском осаждал Аммонитский город Равву. Давид написал Иоаву письмо, в котором он писал так: «поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер. Иоав исполнил повеление Царя» ( 2Цар.11:1–4;14–17 ). Так Давид совершил два злодеяния – прелюбодейство и убийство. – «И было это дело, которое соделал Давид, зло в очах Господа». И послал Господь Нафана пророка к Давиду, и тот обличил его в этом тяжком злодеянии посредством притчи об овечке, отнятой у бедного богатым. Давид точно понял и выразил всю тяжесть такой вины и ответственности за нее, когда сказал Нафану: «жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания» ( 2Цар.11:27;12:1–4,5–6 ). Обличаемый Нафаном, Давид сознал всю глубину своего страшноаго падения и выразил свое глубоко-сокрушенное чувство в этом превосходном покаянном псалме. 3. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Сознавая вполне свое преступление и раскаиваясь в нем, Давид просит Бога о помиловании. – «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти – изгладь беззакония мои», – как тщательно очищаются грязные – кровавые пятна на одежде или изглаждается записанная на доске вина преступника. Это должно быть сделано Богом по великой милости и по множеству щедрот Его», ибо и преступления Давида, как царя и помазанника Божия, чрезвычайно велики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Нафанаил, архиепископ Черниговский и Нежинский (Савченко Николай Иванович) Родился в городе Белгороде Курской губернии в семье протоиерея. Обучался в Курской духовной семинарии. 10 июня 1825 года окончил Киевскую духовную академию и определен бакалавром. 29 ноября 1827 года утвержден в звании магистра. 15 октября 1832 года – инспектор Тверской духовной семинарии. 17 марта 1833 года пострижен в монашество; 4 июля рукоположен во иеродиакона, а 11 июля – во иеромонаха. С 15 июля 1834 года – ректор Подольской духовной семинарии; 9 сентября того же года возведен в сан архимандрита и 30 ноября назначен настоятелем Каменец-Подольского Свято-Троицкого монастыря. С 5 мая 1839 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря. 26 августа 1845 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 25 февраля 1850 года – епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии. 19 декабря того же года переведен епископом Полтавским и Переяславским. 13 сентября 1860 года назначен епископом Архангельским и Холмогорским. С 18 августа 1871 года – епископ Черниговский и Нежинский. 31 марта 1874 года возведен в сан архиепископа. Скончался 4 марта 1875 года. Погребен в алтаре главного Троицкого храма Троице-Ильинского монастыря под Черниговом. Преосвященный Нафанаил – архипастырь милостивый, покровитель вдов и сирот. Он основал в Архангельске приют для девочек, приобрел для него обширное место и небольшой дом, чем положил начало женскому епархиальному училищу. В 1860 году построил теплый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Красногорском Богословском Преображенском монастыре. Владыка Нафанаил хотя и был примерный монах, но в служебной деятельности нередко был неправ, оказывая безграничную доверчивость некоторым лицам, умевшим завладевать его расположением. Кроме того, он легко поддавался первому впечатлению, по которому и составлял мнение о человеке, а потому одним верил на слово во всем, а другим без всякой причины ни в чем не доверял. При таком его характере нечестные люди, умевшие носить маску благонамеренности и благочестия, пользовались его милостью, а духовная консистория делала, что хотела. Архиепископ Нафанаил был близким и любимым другом митрополита Ионы (Василевского, † 1849), экзарха Грузии, который скончался на его руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн Избран новый Предстоятель Православной Церкви в Америке 14 ноября 2012 г. 16:30 13 ноября 2012 года открывшийся в городе Парма (штат Огайо, США) XVII Всеамериканский Собор избрал шестым Предстоятелем  Православной Церкви в Америке Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Филадельфийского и Восточной Пенсильвании. Собор, в котором участвовали пятьсот девяносто делегатов, начался с Божественной литургии в Свято-Троицком храме Пармы; ее совершил Местоблюститель Православной Церкви в Америке архиепископ Детройтский Нафанаил, управляющий Румынской епископией, в сослужении сонма иерархов и клириков. Затем состоялось голосование для избрания нового Предстоятеля, оно проходило в два тура и завершилось, согласно Уставу Православной в Америке, тайным голосованием членов Священного Синода. Имя избранного Первосвятителя огласил Местоблюститель архиепископ Нафанаил, вслед за этим состоялось наречение Высокопреосвященнейшего Тихона во Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады. Архиепископ Тихон (в миру Марк Моллар) родился в Бостоне 15 июля 1966 года. Окончил Wyomissing High School (Рединг, штат Пенсильвания) в 1984 году. В 1988 году получил степень бакалавра искусств по французскому языку и социологии в Franklin and Marshall College (Ланкастер, штат Пенсильвания), после чего переехал в Чикаго. В 1989 году принял Православие и в том же году начал обучение в Свято-Тихоновской семинарии Православной Церкви в Америке. Через год поступил в монастырь святителя Тихона Задонского (Саут-Кейнан, Пенсильвания) в качестве послушника. После получения в 1993 году степени магистра богословия назначен преподавателем Ветхого Завета в Свято-Тихоновской семинарии. В 1995 году архиепископом Германом (Свайко) пострижен в малую схиму с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Московского. В том же году рукоположен во диакона и пресвитера. В 1998 году возведен в сан игумена, а в 2000 году — в сан архимандрита. В декабре 2002 года Митрополитом Германом (Свайко) назначен заместителем настоятеля монастыря святителя Тихона Задонского.

http://patriarchia.ru/db/text/2591137.ht...

В рамках программы мероприятий памяти архимандрита Матфея (Мормыля) в Московском концертном зале «Зарядье» выступил хор Троице-Сергиевой лавры 16 сентября 2019 г. 19:48 15 сентября 2019 года в  Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии   отметили десятую годовщину преставления главного регента и уставщика хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры заслуженного профессора МДА архимандрита Матфея (Мормыля). В рамках памятных мероприятий вечером 15 сентября в Московском концертном зале «Зарядье» состоялся концерт с участием хора Троице-Сергиевой лавры. Торжественные мероприятия памяти отца Матфея организовал фонд «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» при поддержке Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии. Репертуар концерта был составлен на основе дискографии, созданной отцом Матфеем за годы его служения; в программу вошли не все известные песнопения концертного хора Троице-Сергиевой лавры, но самые значимые в творческой деятельности отца Матфея и его коллектива. В начале концерта хор пропел «Вечную память» приснопоминаемому регенту. На экране демонстрировался фрагмент из фильма, где отец Матфей спрашивает певчих: «Как слышно, братья? Удобно ли стоять?» По взмаху руки отца Матфея на экране хор на сцене запел «Приидите, поклонимся», и все песнопение было пропето под управлением отца-архимандрита. С приветственным словом к зрителям обратился ректор Сретенской духовной семинарии , наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архиепископ Верейский Амвросий . Далее хор исполнил песнопения «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» (музыка иеромонаха Нафанаила), «Союзом любве» (музыка Петра Турчанинова) и «Уне тебе бяше, Иудо» (музыка Александра Кастальского). Все песнопения были обработаны архимандритом Матфеем (Мормылем) для мужского хора. В продолжение концерта на экране демонстрировались фрагменты интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием , хоровым дирижером народным артистом СССР Владимиром Мининым и руководителем Московского Синодального хора заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым.

http://patriarchia.ru/db/text/5500446.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010