Парфений Петров 12 янв. 1804 перев. из Иверского, а 6 июня 1809 хирот. в еписк. Архангельского. Евграф Музалевский-Платонов 9 авг. 1809 перев. из Иверского; † 11 нояб. Сергий Крылов-Платонов 17 янв. 1810 перев. из Заиконоспасского, а 14 июня 1811 – в Новоспасский. Амвросий Орнатский 11 сент. 1811 перев. из Антониева, а 27 мар. 1812 – в Новоспасский. Филарет Дроздов , из бакалавров С.-Петербургской духовной акад., 27 мар. 1812, а 6 мар. 1816 перев. в Новоспасский. Иннокентий Смирнов 7 мар. 1816 перев. из Троицкой Петергофской пустыни, а 2 мар. 1819 хирот. в еписк. Оренбургского. Владимир Ужинский 10 мар. 1819 перев. из Иверского, а 11 мая хирот. в викария С.-Петербургского. Дамаскин Россов 5 июня 1819 перев. из Троицкой Петергофской пустыни, а 14 дек. хирот. в викария Новгородского. Анатолий Ставицкий 6 февр. 1820 перев. из Ростовского Богоявленского, а 21 авг. 1822 уволен на покой; †... Фотий Спасский 20 авг. 1822 перев. из Сковородского; † 26 февр. 1838. Мануил Соловьев 1 мая 1838 произведён из наместн.; † 8 февр. 1857. Варлаам Денисов перев. в 1857 из Кирилло-Белоезерского, а 21 авг. 1860 хирот. в еписк. Екатеринбургского. Геронтий Артюховский в 1860 перев. из Балаклавского Георгиевского монастыря; до 1864. Герман Осецкий , 1866, из наместн. Александро-Невской Лавры, а 8 янв. 1867 хирот. в еписк. Сумского (викария Харьковского). Иоаким , 1869. 2 Хутынь Спасо-Варлаамиев, от Новгорода в 10 верстах, основан св. Варлаамом в исх. XII века, 1192 (Новг., I, 20). Архимандрия с 1608 г. Ныне первоклассный, под управлением викария Новгородского. [VI, 608.] Игумены Св . Варлаам Хутыньский † 6 нояб. 1193; в лике святых с начала XV века. Антоний , его преемник. Варлаам , 1207 (Новг., I, 30). Арсений в 1230 перев. в Юрьев. Исидор , 1243. Ксенофонт † 28 июня 1262. Иоанн 7 мая 1388 избр. в архиеп. Новгородского. Закхей       … Тарасий , 1440. Леонтий , 1460. Нафанаил , 1471, 76. Герман , 27 янв. 1479. Сергий , 1508–16; †… Никифор , 1517–24, отказался от игуменства. Феодосий , 21 нояб. 1531, из иноков Иосифовских, а 1 июня 1542 хирот. к архиеп. Новгородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Представители новой власти закрыли Кремль, с весны 1918 года начали поступать распоряжения о выселении монахов. Осложнилась и внутренняя жизнь братии. 26 июля 1918 года, в день празднования Собора Архистратига Гавриила, епископ Арсений и архимандрит Серафим навсегда покинули Чудов монастырь . Погостив в Зосимовой пустыни, владыка Арсений и архимандрит Серафим переехали в августе 1918 года в Серафимо-Знаменский скит к схиигумении Фамари (Марджановой), любящей духовной дочери владыки. Матушка окружила изгнанников заботой; имея в лесу близ скита маленький домик, устроила для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю – четыре Евангелия, Деяния Апостолов и Послания. Ежедневно он сослужил епископу Арсению в киновийном храме во имя святителя Иоасафа. Ежедневное совершение Божественной литургии навсегда сроднило их. Всю жизнь они считали потерянными дни, в которые не служили литургию без какой-либо основательной причины: тяжелая болезнь, путешествие или заключение. В конце лета 1919 года архимандрит Серафим был вызван Святейшим Патриархом Тихоном в Москву. Помолившись, проводил владыка Арсений своего друга и брата. Патриарх объявил, что имеет в нем нужду и желает видеть в епископском сане. Старец Алексий благословил отца Серафима на архиерейское служение. 3 января 1920 года, в день святителя Петра, митрополита Московского, в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима в сослужении митрополита Владимирского Сергия (Страгородского), архиепископа Харьковского и Ахтырского Нафанаила (Троицкого), епископа Вятского Никандра (Феноменова) и епископа Аляскинского Филиппа (Ставицкого). Вручая посох новопоставленному епископу, Святейший сказал: «Господь призвал тебя быть епископом и сподобил сего великого сана в день празднования первого святителя Московского Петра. Сказано в тропаре сему святому, что он был утверждением граду Москве. Желаю, чтобы ты был для града Дмитрова тем же, чем был святитель Петр для Москвы. Будь и ты утверждением граду Дмитрову».

http://fond.ru/kalendar/675/serafim/

Троицкий Селенгинский, в городе Селенгинске, основан в 1681 г. Ныне третьего класса. [VI, 77.] Игумены Феодосий , из Темниковкого Сретенского монастыря, основатель, в 1681–92. Мисаил , 1695–1700. Макарий , 1704–1707, перев в Посольский Спасский мнтрь. Архимандриты Мисаил в 1713 перев. в Иркутский Вознесенский, а 1718 – сюда обратно. Упом. 1730–34. Нафанаил 14 апр. 1746 перев. в Иркутский Вознесенский. Илия Веприцкий , в 1756. Антоний Максимович перев. из Посольского монастыря, 1762–64; † … Виталий Изотиков , 1765–79; († …?). Игум. Иерофей , 1779 и 80. – Илия Литвинцев определён 1788, а 23 мар. 1789 перев. в Иркутский Вознесенский мнтрь. – Нифонт , 1791–96. – Афанасий , 1837–40. Архим. Амвросий , 1840–42. – Иларий , 1843–49. – Даниил , 1850–59. 4 Посольский Спасо-Преображенский, на Байкале, от Иркутска 155 вёрст, основан в исх. XVII века; известен с 1700 г.; по штатам третьеклассный. [V, 602.] 19 сент. 1836 возведён в 2-й класс. Игумены Феодосий , основатель, в 1681 162 . Мисаил , игум. Троицко-Селенгинский, наведывал в 1700. Макарий в 1707 перев. из Троицко-Селенгинского монастыря; † в 1715. Иов , в 1715–29, уволен, за старостью. Паисий Давидов , в 1729–33; перев. в Якутский Спасский мнтрь. Иларион Трусов посвящён в архим. 30 сент. 1734 и велено ему ехать в Пекин; в 1736 отбыл и 22 апр. 1741 там †. Наместники Варлаам Захаров , с 1736; † 1738. Виктор , в 1738–40, перев. в Нерчинский Успенский мнтрь. Лаврентий в 1741 отправлен в Китай с караваном. Иннокентий Пустозерцов ... После в Киренском Троицком мнтре. Дорофей Шергин определён в 1744, а в 1754 отставлен. Гервасий Леонтович , с 1754 по 1758, отставлен и предан суду; † 1760 ... Герман Шастин , в 1758–60. Антоний Максимович 1761 перев. из Нерчинского Успенского, а 1762 – в Селенгинский Троицкий мнтрь. Игумены Макарий Макарьев произведён 1763...; † 1773... Иоиль , в 1773–75; † … Андроник Седякин , бывший строитель Соезерский, определён в 1775; † 1782 … Феофил Борисов определён в 1782; уволен, за болезнью, в 1792; † 1800...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1922–1924: 1924–1927: Поликарп Тихонов Ардатовская (обн.) 1922–1922: Иувеналий Мошковский Арзамасская 1920–1928: Михаил Кудрявцев 1(14).07.1928–03(16).10.1932: Дометиан Горохов 03(16).10.1 932–09(22).10.1932: Софроний Старков 03 .1933–1934: Серапион Шеваляевский 22 .11(05.12).1934–26.02(12.03).1935: Венедикт Алентов 09(22).05.1935–1935: Стефан Адриашенко 12(25).11.1935–1939(?): Митрофан Гринёв Арзамасская (обн.) 1922–: Михаил Арзгирская 28 .08(10.09).1923–07(20).10.1923: Гервасий Малинин Армавирская 1917–14(27).06.1922: Симеон Никольский Армавирская (обн.) 31 .08(13.09).1922–03(16).08.1923: Михаил Орлинский 1923–1924: 30 .06(13.07).1924–1927: Николай Чудновцев 1927–1929: Николай Розанов 17(30).03.1928–1928: Николай Федотов 1927–1929: Василий Смелов Артемовская (обн.) –1926: Алсксандр 1926–1929: Иоаким Пухальский Иоанн Архангельская 17(30).12.1912–1921: Нафанаил Троицкий 1921–03(16)07.1932: Антоний Быстров 1924–14(27).12.1927: Софроний Арефьев, в. у. 1928–1931: 29 .07(11.08).1931–1931: Аполлос Ржаницын 1931–1933: 1933–1934: Никифор Никольский 19 .10(01.11).1933–23.05(05.06).1937: Никон Пурлевский 23 .05(05.06).1937–1939: Иоанн Соколов 1939–1944: 30 .01(12.02).1944–1944: Михаил Постников 23 .04(06.05).1944–09(22).01.1953: Леонтий Смирнов Архангельская (обн.) 1923–: Зосима Сидоровский 10(23).03.1924–25.02(10.03).1925: Арсений Покровский Владимир Путята 27 .09(10.10).1925–22.09(15.10).1926: Михаил Трубин –10(23).02.1926: Георгий Жук 22 .09(05.10).1926–1927: Михаил Орлов 25 .02(10.03).1925–1927: Василий Бехтерев 1927–22.12(04.01).1927: Симеон Канарский 08(21).02.1928–09(22).06.1928: Палладий Бельтюков, в. у. 1928–1929: Димитрий Крылов 11(24).05.1929–21.01(03.02).1930: Алексий Марков 1929–1932: Иннокентий Пустынский 1932–1933: Геронтий Шевлягин 1933–1934: Павел Громов Александр Рябцовский 17(30).12.1935–1944: Мелхиседек Николев Аскинская 13(26).02.1923–19.05(01.06).1926: Серафим Трофимов Астраханская 20 .03(02.04).1914–24.05(06.06)1916: Филарет Никольский 06(7)(19).07.1916–23.06(06.07).191 9: Митрофан Краснопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

20 февраля 1840г. Николай I разрешает Свято-Троицкую часовню передать единоверцам, а 30 марта началась сама передача ее комиссией в составе управляющих заводов Д.В.Белова, П.Д.Данилова, Ф.И.Швецова, жандармского подполковника Жадовского, судьи Соболева, начальника полицейского отделения Нижнего Тагила П.Ф.Львова и священника И.С. Пырьева с понятыми.Полицейские оцепили ограду часовни. Узнав о передаче часовни единоверцам, раскольники разогнали стражу и стали стеречь свою святыню. Начались смута и беспорядок. Ф.И.Швецов – авторитетнейший из людей Нижнего Тагила, пытался убедить раскольников в правомерности принятого решения. Однако староверы не унимались и твердили, что не желают повиноваться и ни за что попа в часовню не пустят. Тогда губернатор Огарев срочно посылает с нарочным министру внутренних дел сообщение о том, что творится в Тагиле, и просит санкционировать радикальные меры по пресечению неповиновения раскольников. Докладывают императору, а тот краток и категоричен: «Очистить часовню от мятежников, оставя ее в распоряжении священника». 12 мая губернатор сам приезжает в Тагил и приступает к повторной передаче часовни. Раскольникам объявлена монаршья воля, но все напрасно, бунтари отказались выходить наружу. Тогда 15 мая начался штурм часовни с применением физической силы. Подогнали пожарные машины и на неповинующихся стали лить воду. Большую часть людей удалось вытеснить из часовни. Поскольку за процессом следил сам император, усмирение старообрядцев не могло быть растянуто во времени. В тот же день штурм был завершен взятием часовни, а 18 мая на ней установили православный крест. По указу Святейшего Синода Свято-Троицкая часовня 27 декабря 1841г. обращена в церковь в «древнем стиле», как и просили единоверцы, а 4 июня 1842г. она была освящена в единоверческую церковь. В том же году Пырьев получил грамоту на освящение места под алтарь. На месте часовни начинается строительство каменной церкви. Главный Троицкий престол освящен о.Нафанаилом в 1885г. Позднее освящены и приделы: южный – Святого Николая Угодника в 1886г., северный – Рождества Пресвятой Богородицы в 1887г. В 1894г. все три престола из-за их ветхости были заменены на новые. С тех пор и до событий XX века церковь оставалась неизменной. На колокольне, считавшейся одной из самых высоких в Нижнем Тагиле, висел большой колокол. Его глуховатый звук слышали жители всего поселка. Рядом стояли два двухэтажных дома. В одном жили священник и дьякон, в другом размещалась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=01209

3). Так решительно и твердо исповедует Давид ясное сознание первородного греха: а в этом лежит основание потребности для человека сверхъестественной помощи Христа Искупителя. 8. Се бо истину возлюбил ecu, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми ecu. Сознавая, что природа человеческая в самом зачатии своем не чужда греховности, Давид, вместе с тем, признает и исповедует, что это не может служить к его оправданию в содеянных им преступлениях, ибо – в помощь человеку, при его борьбе с греховными наклонностями, дано откровение воли Божией. – «Вот Ты, Господи, возлюбил истину,» т. е. желаешь ее видеть в душе и жизни человека, а потому – безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси – открыл мне явно, определенно то, что было неизвестно, что составляло тайну Твоей Премудрости, именно – открыл требование своей всеблагой и премудрой воли в законе, преимущественно в десяти основных заповедях, из которых три так вероломно попраны теперь своеволием, – в пожелании жены ближнего, в прелюбодеянии с нею и в убийстве ее невинного мужа (ст. 4–5). 9–10. Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренные. Сознавая свою крайнюю виновность и вместе совершенную беспомощность загладить вину – очистить свое беззаконие, Давид снова просит Господа об очищении. – Окропи меня иссопом, и я буду чист, – так, как это обыкновенно совершалось по закону об очищении: пучком травы иссопа брали воду очищения с пеплом от жертвы рыжей юницы и окропляли кающегося. Омыеши мя и паче снега убелюся, – еще полнее, нежели окропление, было омовение всего тела: при омовении, я, говорит Давид, буду чище, нежели снег, служащий наглядным образом самой чистой, блестящей белизны. – А чтобы убедиться в том, что эти священные обряды окропления и омовения действительно соделали Давида чистым, он просит о том откровения Божия, Слуху моему дай радость и веселие, – подобно тому, как прежде дал мне услышать обличение, угрозу и огорчение чрез пророка Нафана, так теперь, чрез него же, возвести мне прощение греха моего, а вместе с тем и радость и выражение радости во вне – веселие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В 1861-м году: «Письмо Бориса Петровича Шереметева к боярину Тихону Никитину Стрешневу» («Чтения в Общ. Ист. и Древн.», кн. «Село Николо-Гостунское с его древностями» Белявского уезда, Тульской губернии (там же, кн. «Старица Евфросиния» («Домашняя Беседа», вып. 28); «Тит молчальник», умерший около 1824 года и похороненный в городе Козельске, Калужской губернии» (там же, вып. 36); «Журнальные заметки», письмо к редактору (там же, вып. 41 и 49); «Индифферентизм», из письма И. В. Киреевского к N (там же, вып. 46); «Нафанаил, иеросхимонах Задонского монастыря» (там же, вып. 47); «Алексей Петрович Прокудин» (вып. 50). В 1862 году: «Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома, и принадлежащей к оному Крестовой церкви» («Калужские Епарх. Ведом.», 1–4, 6–8. Отдельно: Калуга, 1862 г. и 1888 г.); «Древние акты монастырских архивов и церквей Калужской епархии» (там же, 9); «Историческое описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря» (там же, 13–15, 17, 19, 22–23); «Записки инока, уроженца города Калуги, о его странствии в святый город Иерусалим из Москвы через Молдавию, Турцию и Египет, в самом начале прошедшего столетия» (там же, 20). Это – «Записки» священника Иоанна Лукьянова. – Отдельное издание: Калуга, 1862 г.; «Последние русские православные пустынножители», материалы для истории русского монашества («Домашн. Беседа», вып. 20–26); «Церковно-историческое исследование о древней области Вятичей, входившей с начала XV и до конца XVIII столетия в состав Крутицкой и частью Суздальской епархии» («Чтения в Общ. Истории», кн. 2). – Отдельно: М. 1862 г.; «Ответ г-ну Сп–кову на его вопрос: были ли у нас в древней Руси епископы не монахи»? («День», 35). – Отдельно: М. 1862 г., за подписью: «Ставрос»; «Рассказ очевидца о действиях преосвященного Иакова по обращению раскольников в Саратовской губернии с 1832 по 1839 год». СПб.; «Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни» с видом оной с западной стороны. СПб.; «Собрание писем блаженные памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария», М. 1862 г., т. и 1863 г., т. II. В 1863 году: «Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии» («Чтения в Общ. Истории», кн. Отдельно: М. 1863 г.; «Великий пост во святом граде Иерусалиме», из писем к С. О. Б-у, т. е. к Семену Онисимовичу Бурачку («Душеполезное Чтение», кн. 2, 3, 4). Отделно: М. 1864 г.; «День годовой памяти покойного архимандрита Оптинской пустыни Моисея» («Калужские Епарх. Ведомости», 12); «Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря», с видом оного с восточной стороны, СПб.: «Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря», СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1870 г. он впервые заявил о себе как о церковном историке, причем сразу – очень весомо, опубликовав в «Воронежских епархиальных ведомостях» и 21–22) «Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря». Впоследствии его книга отдельными изданиями выходила трижды: два раза в Москве (1871 и 1873 гг.) и третий – в Санкт-Петербурге (1893 г.). Это последнее, наиболее полное и выверенное издание и легло в основу публикации, предлагаемой читателям. Но отец Геронтий не ограничился только историей воспитавшей его Задонской обители. В 1870 – начале 1900-х г. из-под пера о. Геронтия вышли издания, рассказывающие о других задонских монастырях (Тюнинском Богородице-Тихоновском и Тихоновском в урочище «Скит»), а также подвижниках веры и благочестия, подвизавшихся в Задонске: Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом; друге и сотаиннике св. Тихона схимонахе Митрофане; иеросхимонахах Агапите и Нафанаиле; старицах Евфимии Григорьевне и Матроне Наумовне. Отдельную книгу о. Геронтий посвятил жизнеописанию блаженной памяти архимандрита Димитрия (Григорьева), настоятеля Задонского Богородицкого монастыря, так много сделавшего для духовного и материального устроения иноческой общины. Из-под пера задонского историка-черноризца вышли и труды об обителях соседнего Ельца – Знаменской женской и Троицкой мужской. Более того, постепенно имя иеромонаха-историка становится известно далеко за пределами Воронежской епархии. И его уже специально приглашают для написания истории знаменитых монашеских обителей. Так было в связи с 500-летием Кирилло-Белозерской обители, куда иеромонах из Задонска отправился по пригласительному письму настоятеля архимандрита Никодима от 3 декабря 1896 г. А в 1899 году к о. Геронтию по случаю 100-летнего юбилея Тульской епархии обратилась уже настоятельница здешнего Каширского монастыря игумения Тихона. И летописец из Задонска с честью справился с порученным. Оба исторических описания были изданы отдельными книжками, сопровождаемыми благодарностью автору. Помимо исторических сочинений, посвященных упомянутым Кирилло-Белозерскому и Никитскому монастырям, о. Геронтий составил и издал описания Короцкого женского монастыря на родине св. Тихона Задонского , Можайского Лужецкого Ферапонтова и Волоколамского Иосифова мужских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В 1910 г. в связи с обширностью епархии, а также для усиления борьбы с расколом в Корелии было учреждено Кемское викариатство. В ведение епископа Кемского находились приходы и монастыри Пинежского у. Местопребывание викария - Артемиев Веркольский монастырь и один из административных центров Корелии с. Ухта, в котором было устроено подворье этого монастыря. Средства на содержание викария и подворья в Ухтомском приходе выделялись из сумм Артемиево-Веркольского монастыря. С 14 февр. 1913 г. корельские приходы 2-го благочиния Кемского у. Архангельской епархии переданы в подчинение новоучрежденного Сердобольского викариатства Финляндской епархии на основании особых правил; викарии Архангельской епархии получили титул «епископы Пинежские». С 13 окт. 1913 г. по 19 марта 1917г. викарии Пинежские не назначались. Викарии Пинежские управляли Артемиевым Веркольским монастырем на правах настоятеля. В канун созыва Поместного собора РПЦ 1917-1918 гг. в епархии шло оживленное обсуждение путей переустройства епархиального управления. Эти вопросы находились в центре внимания при обсуждении проектов создания Архангельского епархиального братства. Подготовка проекта братства инициирована в 1916 г. еп. Нафанаилом (Троицким). Проект, подготовленный консисторией («Архангельское епархиальное братство при Архангельском кафедральном соборе им. о. Иоанна Сергиева») предусматривал создание организации, координирующей благотворительную и просветительскую деятельность монастырей, братств и учреждений епархии. Должно было способствовать возрождению приходской жизни. Проект прот. М. И. Попова предусматривал переустройство жизни епархии «на началах соборности». Должно было заменить существовавшую систему управления (организация приходских братств в подчинении епархиального). Во главе братства - правящий архиерей. Основная цель: развитие «...в каждом приходе епархии истинной пастырской деятельности... " , " молитвенное объединение архипастыря с паствой». В нач. апр. 1917 г. возник Союз объединенного духовенства г. Архангельска, председатель союза — прот. И. А. Попов, секретарь — свящ. А. Нечаев. Цели — «объединение духовенства и мирян Архангельской епархии для успешного достижения общецерковных задач в условиях современности; поддержка православной веры и церкви в новых условиях свободного демократического строя; поддержка существующей законной власти в стране;  ...осуществление в церковной жизни древних канонических начал церковной свободы и соборности и проведение в церковной жизни выборного начала».

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

В школе учились дети различных национальностей: в 1910 г. среди 90 мальчиков было 25 русских (по-видимому, из Вятской губ.), 2 чуваша, крещеный татарин и 62 марийца. Отец Анастасий в первую очередь приглашал на учебу марийских детей: игумен «целыми днями обходил черемисские деревни, увещевая их жителей не чуждаться русской школы и церкви» (Уфимские ЕВ. 1902. 9. С. 584). Преподавались Закон Божий, церковный устав, русский язык, история, география, арифметика и др. предметы. «В школе чистота и порядок,- свидетельствовал еп. Нафанаил (Троицкий) , посетивший К. м. в 1909 г.- Везде все выкрашено. Пред иконами, убранными цветами, горят лампады, а на стенах - географические карты» (Второе миссионерское путешествие. 1909. С. 57). Дети постепенно знакомились с христианскими обрядами и основами православной веры. Богослужения совершались при пении всех учащихся, в числе к-рых весьма значительную часть составляли язычники. Песнопения исполнялись как на церковнославянском, так и на марийском языке. В среднем в год в школе принимали Православие от 2 до 7 чел.; к 1910 г. в школе крестились 58 марийцев-язычников и 15 татар-мусульман. Ежегодно неск. человек, окончивших школу при К.-Б. м., сдавали экзамены в Казанской учительской семинарии и получали учительские свидетельства. К 1910 г. было подготовлено более 25 учителей для школ грамоты и более 15 псаломщиков для инородческих приходов. Для обеспечения достойного уровня подготовки учащихся игум. Анастасий пригласил квалифицированных педагогов, в т. ч. выпускников Казанской учительской семинарии В. Алексеева, Н. Петрова, Н. Кельбедина, выпускника центральной марийской школы Братства свт. Гурия Н. Яковлева. Школа К.-Б. м. считалась лучшей среди миссионерских школ Прикамья, Поволжья (Нижегородской, Казанской, Вятской губ.) и Урала (Пермской губ.). Игум. Анастасий организовал прекрасный хор из учащихся, который участвовал в богослужениях, совершавшихся как на церковнославянском, так и на черемисском языке. С 1901 г. в мон-ре устраивались внебогослужебные беседы и народные чтения, состоявшие из докладов на актуальные церковные темы, в перерывах ученики школы исполняли церковные песнопения на черемисском (марийском) языке. За заслуги по духовному ведомству 14 апр. 1904 г. игум. Анастасий был награжден наперсным крестом, от «Св. Синода выдаваемым».

http://pravenc.ru/text/1470151.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010