Западное христианство. Взгляд с Востока В чем отличие католического учения от православного? Откуда взялся Лютер? Как у англикан появилось женское священство? На эти и многие другие вопросы в своей книге отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов. Это переработанное и дополненное издание классического учебника по сравнительному богословию, в котором рассматриваются догматические, канонические и церковно-практические особенности различных христианских конфессий. Речь идет о римском католицизме, протестантизме и его основных ветвях — лютеранстве, кальвинизме, англиканстве, а также некоторых вероучительных течениях, возникавших в странах Европы в эпоху Реформации и более поздний период. Содержание От автора Настоящая книга составлена как развитие учебных курсов моих предшественников по кафедре Сравнительного богословия МДАиС, в частности профессора Московской духовной академии Дмитрия Петровича Огицкого (1908— 1994), курс семинарии и курс аспирантуры при МДА сотрудника Издательского отдела Германа Феодоровича Троицкого (1934—1995). Учебное пособие Д.П.Огицкого было использовано преимущественно в части, посвященной католичеству, лекции Г.Ф.Троицкого — протестантизму. Кроме того, при написании отдельных разделов привлекались статьи и материалы, собранные в издании «Хрестоматия по сравнительному богословию» (М., 2005), в особенности следующих авторов: архимандрита Плакиды (Дезей) «Блаженный Августин и Филиокве»; монаха (ныне иеромонаха) Саввы (Тутунова) «Современная римско-католическая сотериология»; архиепископа Нафанаила (Львова) «О латинском догмате непорочного зачатия»; В.Н.Лосского «Догмат о непорочном зачатии». За основу раздела, посвященного англиканству, были взяты статьи, помещенные в «Православной энциклопедии». По сравнению с предыдущими изданиями курса, дважды выходившими под названием «Православие и западное христианство» (М., 1995; 1999), курс был значительно переработан и дополнен двумя приложениями. Принципиально расширен раздел о экуменическом движении и межконфессиональных контактах. Внесены дополнения в другие главы, прежде всего касающиеся положений нового катехизиса Католической Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Псалом 50 Помилование Давиду и очищение его тяжкого беззакония даровал Господь за покаяние от сокрушенного сердца. 1–2. В конец, Псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку: егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве. Однажды, под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался на плоской кровле царского дома и увидел с кровли женщину, а та женщина была очень красива; он узнал, что это была Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии, Хеттеянина. Призвав Вирсавию к себе, Давиде совершил с ней преступление, оскорбивши честь ее и мужа ее. Желая избежать мести со стороны Урии, Давид послал его к своему военачальнику Иоаву, который с войском осаждал Аммонитский город Равву. Давид написал Иоаву письмо, в котором он писал так: «поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер. Иоав исполнил повеление Царя» ( 2Цар.11:1–4;14–17 ). Так Давид совершил два злодеяния – прелюбодейство и убийство. – «И было это дело, которое соделал Давид, зло в очах Господа». И послал Господь Нафана пророка к Давиду, и тот обличил его в этом тяжком злодеянии посредством притчи об овечке, отнятой у бедного богатым. Давид точно понял и выразил всю тяжесть такой вины и ответственности за нее, когда сказал Нафану: «жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания» ( 2Цар.11:27;12:1–4,5–6 ). Обличаемый Нафаном, Давид сознал всю глубину своего страшноаго падения и выразил свое глубоко-сокрушенное чувство в этом превосходном покаянном псалме. 3. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Сознавая вполне свое преступление и раскаиваясь в нем, Давид просит Бога о помиловании. – «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти – изгладь беззакония мои», – как тщательно очищаются грязные – кровавые пятна на одежде или изглаждается записанная на доске вина преступника. Это должно быть сделано Богом по великой милости и по множеству щедрот Его», ибо и преступления Давида, как царя и помазанника Божия, чрезвычайно велики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАФАНАИЛ (Бачкало Никита Яковлевич; 15.09.1866, с. Сорокотяга Таращанского у. Киевской губ. (ныне Жашковский р-н, Черкасская обл., Украина) - ?), иером., регент, композитор. Род. в семье верующих крестьян. В 16 лет убежал из дома в Киево-Печерскую лавру, где стал послушником и пел на клиросе. Через 4 года перешел из мон-ря в Киевский архиерейский хор, откуда в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси он был принят в хор С. В. Васильева в Москве (см. в ст. Васильевы , регенты и хоросодержатели), вскоре перешел в Синодальный хор , где пел в течение 7 месяцев. В 1887 г. стал певчим Исаакиевского собора в С.-Петербурге. Будучи послушником на подворье Александрова Свирского мон-ря в С.-Петербурге, 3 года занимался на частных курсах пения у проф. О. Ф. Сеффери, а затем для постановки голоса поступил в консерваторию, где полгода учился у проф. С. И. Габеля. В то же время овладел навыками игры на фортепиано и скрипке. В 1890 г. он начал выступать в концертах; пел в операх в Панаевском театре (основан В. И. Панаевым в сер. 80-х гг. XIX в.). Стал известен как певец в С.-Петербурге и за его пределами. В Ревеле вместе с др. артистами участвовал в концертах и пел в операх. С Панаевским театром отправился в 2-годичное турне по Финляндии, Польше, Эстляндии и Курляндии. После неудачного сватовства к дочери банкира и страшного видения только что скончавшегося отца он решил оставить мир и снова уйти в мон-рь. 27 марта 1895 г. прибыл в ТСЛ, где стал помощником регента правого клироса Троицкого собора. Через 8 месяцев его определили в число послушников лавры. 28 нояб. 1897 г. официально зачислен в число братии «по увольнении гражданским начальством», 13 дек. принял монашеский постриг с именем Нафанаил в честь ап. Нафанаила (Варфоломея). 10 марта 1898 г. Н. переведен в подведомственную лавре, вновь восстановленную Смоленской иконы Божией Матери Зосимову мужскую пустынь , где организовал хор из братии. В то же время он начал писать духовно-муз. произведения, получившие распространение под названием «напев Зосимовой пустыни». 7 июня 1898 г. Н. был рукоположен во иеродиакона, 11 февр. 1900 г.- во иеромонаха. Предположительно в 1903 г. Н. познакомился с директором Синодального хора В. С. Орловым , посещал занятия в Синодальном училище церковного пения в свободное от послушаний в пустыни время. Н. получил свидетельство об обучении (РГАЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Д. 39). 23 авг. 1904 г. он подал прошение о переводе в лавру «по причине расстроенного здоровья», и 3 сент. это прошение было удовлетворено Духовным собором лавры.

http://pravenc.ru/text/Нафанаила ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЛАТОУСТОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Уфимской, затем Свердловской епархии, названо по г. Златоусту (ныне город обл. подчинения в Челябинской обл., образованной в 1934). Попытки создания вик-ства в Уфимской епархии с целью укрепления миссионерского дела среди населявших ее неправославных народов предпринимались с первых лет XX в. По Всероссийской переписи 1897 г., из 2,2 млн чел., проживавших в Уфимской губ., Православие исповедовали ок. 40%. В нач. XX в. в Уфимской епархии был разработан проект «внешней и внутренней миссии». Святейший Синод одобрил проект и определением от 12-23 июля 1910 г. учредил Уфимскую правосл. миссию, к-рая должна была действовать по специально разработанной программе, финансируемой Святейшим Синодом, под покровительством вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны . В епархии были учреждены должности 2 епархиальных миссионеров-проповедников (для проповеди среди мусульман и среди язычников) и 4 уездных миссионеров; с осени 1910 г. в ряде муж. и жен. мон-рей стали проводиться краткосрочные миссионерские курсы (для крещеных татар, чувашей, мордвы и марийцев (черемисов)), а также курсы по расколо-сектантской миссии. В связи с большим объемом работы миссии Уфимский и Мензелинский еп. Нафанаил (Троицкий) в нач. 1911 г. поднял вопрос об учреждении в Уфе кафедры викарного епископа для заведования миссионерской работой. В представлении Синоду в 1911 г. еп. Нафанаил писал: «По вероисповеданию население епархии разделяется на православных - 1 350 000, раскольников - около 50-60 000, магометан - 1 600 000, язычников около 200 000, католиков около 4000, лютеран 6000 и евреев 1500. В числе православных насчитывается татар 47 000, чуваш 67 000, вотяков 1045, мордвы 42 000 и черемис 3150. Из вышеприведенной справки явствует, что Уфимская епархия по преимуществу инородческая по населению и миссионерская по характеру епископского надзора и управления… В настоящее время управление Уфимской епархией вызывает чрезвычайно напряженную миссионерскую работу, осложняемую многочисленностью дел административных, духовно-учебных и школьных; эти обстоятельства приводят к необходимости в целях наилучшего управления епархией иметь епархиальному Преосвященному сотрудника в лице викарного епископа» ( Матвеев.

http://pravenc.ru/text/Златоустовское ...

Митрополит Неврокопский Нафанаил: С истиной будут бороться до Судного дня Один из видных иерархов Болгарской Православной Церкви митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев) был гостем Всероссийских Дней славянской письменности и культуры, которые отмечались в Саратове в мае сего года. Владыка участвовал в соборных богослужениях в Духосошественском храме Саратова и в возрожденном Свято-Троицком соборе Вольска. Он посетил многие храмы Саратовской епархии и нашел время для общения с нами — журналистами епархиальных СМИ. — Наши читатели практически ничего о Вас не знают; расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути. В какой семье Вы родились, как проходило ваше детство, что привело Вас в Церковь? — Я родился в селе Копривлен близ греческой границы, в ста километрах от Святой Горы Афон. Из поколения в поколение мужчины нашей деревни в зимнее время уходили работать в афонские монастыри. И приносили оттуда книги, которые там издавались, особенно в Зографском монастыре. Поэтому в селе было много духовной литературы. Во время постов из монастырей Святой Горы к нам приходили монахи исповедовать мирян. Конечно, все это было до сорок шестого года, то есть до того момента, когда Болгария вошла в социалистический лагерь; но и в трудные времена вера в нашем селе не была уничтожена. Моя бабушка, царство ей небесное, была глубоко верующей женщиной. Пока она была жива, ничто в нашем доме не совершалось без молитвы. В праздники все мои близкие посещали храм. Конечно, многие тогда боялись, потому что государство стремилось отделить Церковь от государства и народ от Церкви. Но Господь помогал, благодать Его в нашей жизни действовала. В нашем селе был очень хороший священник. Он заботился о людях, о спасении их душ, невзирая на все препятствия, которые ему создавали. Даже то, что он ходил всегда в рясе, могло восприниматься как вызов. Это был пример, поучительный для многих. Когда умирала моя бабушка, этот священник пришел к нам в дом, чтобы исповедать и причастить ее. Благоговение, с которым он относился к своему служению, запомнилось мне на всю жизнь. Епитрахиль, крест, Евангелие были у него завернуты в ткань. Прежде, чем эту ткань развернуть, он вымыл руки, перекрестился, поцеловал эту ткань и лишь затем развернул. И отношение людей было настолько благоговейным, что воду, которой священник мыл руки, они не выплескивали наземь, а выливали в огонь, на угли, чтоб ее никто не топтал. Вот в такой обстановке я вырос, несмотря на коммунистические времена.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

I. История Санкт-Петербургской епархии, с учреждения, 1-го сентября 1742 года, единоличной епископской кафедры до наших дней Предварительные сведения Год учреждения епархии. – Перечень иерархов. – Общее обозрение перемен, происходивших в епархиальной власти и под ведомых ей учреждениях. – Способ изложения сей истории. В предшествовавшей настоящему труду, истории православной церкви в пределах С.-Петербургской епархии, мы достаточно выяснили, что С.-Петербургский край, в церковно-каноническом отношении, состоял с древнейших времен, за исключением местностей, ближайших к Пскову, в смотрении новгородских иерархов, а с 1721 года – под непосредственным ведением высшей церковной власти в России, т. е. Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода. Единоличное же епархиальное управление для С.-Петербурга и уездных его городов с селами, о чем приходится теперь писать, следуя порядку времени, установлено только в 1742 году, в самом начале царствования Императрицы Елисаветы Петровны. С того времени, в течении ровно 130-ти лет, кафедру С.-Петербургской епархии, в непрерывном преемстве, занимали следующие лица: епископ Никодим, архиепископы: Феодосий, Сильвестр, Вениамин и Гавриил I; митрополиты: Гавриил II, Амвросий, Михаил, Серафим, Антоний, Никанор и Григорий. Все иерархи, включительно по настоящее время, пребывание свое постоянно имели и ныне имеют в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. В настоящее время С.-Петербургской епархией управляет первенствующий член Святейшего правительствующего Всероссийского Синода, высокопреосвященный митрополит Исидор, с титулом Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского, и в звании священно-архимандрита Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. С 1817 года при С.-Петербургской митрополии установлено первое викариатство. Епископами-викариями при митрополитах состояли в порядке, один за другим, следующие лица: Филарет, Владимир, Григорий, Никанор, Смарагд, Венедикт, Иустин, Нафанаил, Христофор, Платон, Агафангелл, Леонтий, Герасим, Аполлос, Палладий и Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Женщина и война (Телепрограмма, 08.05.06) (комментарий в русле истории) Свято-Троицкий Ставропигиальный мужской монастырь в Джорданвилле Православная Русская Зарубежная Церковь Архиепископ Нафанаил Эта статья была написана при первосвятительстве в Русской Православной Церкви заграницей митрополита Филарета (Вознесенского) (†1985) Православная Русская Зарубежная Церковь, возглавляемая ныне Митрополитом Филаретом, а ранее возглавлявшаяся Митрополитом Антонием и Митрополитом Анастасием, исповедует себя неотъемлемой частью исторической Русской Церкви, вскормившей и воспитавшей русский народ, и создавшей его великое государство. Зарубежная Церковь внимательным, любящим и преданным взглядом следит за каждым движением в жизни Церкви на нашей Родине, радуется ее успехам, скорбит о ее падениях. Она преклоняется пред подвигом тех мучеников и исповедников, которые бесстрашно пошли за имя Христово на неописуемые страдания в концлагерях. Представители нашей Церкви неустанно повествуют об этих подвигах русских людей в иностранных и инославных сферах, часто старающихся заткнуть свои уши и не слышать об этих страданиях, все же тревожащих их полууснувшую совесть. Зарубежная Церковь бережно хранит боговдохновенное церковное достояние, унаследованное ею от тысячи лет православного христианского бытия России, не поддаваясь тем веяниям модернизма и реформаторства, которые так сильны сейчас повсюду. Зарубежная Церковь изо всех своих сил борется за чистоту веры и за ее неподвластность силам зла, господствующим в мире. Зарубежная Церковь высоко ценит свою полную неподчиненность кому бы то ни было, и свое глубокое единство с чадами мученической Церкви Российской, с теми архипастырями, пастырями и мирянами, которые исповедуют веру Христову посреди гонений, не идя ни на какие компромиссы со злом.

http://sedmitza.ru/text/405648.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАВЕЛ (КРАТИРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Павел (Кратиров) Еп. Павел (Кратиров) В Харьков епископ Павел вернулся осенью 1922 года, но нигде не служил. 17 сентября 1922 года Харьковский архиепископ Нафанаил (Троицкий) был привлечён к суду и выслан из Харькова. В город он больше не вернулся, и поэтому на общем собрании духовенства и мирян, которое состоялось осенью этого года в Старо-Троицкой церкви было принято решение: " Для возглавления Харьковской епархии должен быть приглашён епископ Старобельский Павел " . С конца 1922 года еп. Павел и возглавляемое им духовенство начали борьбу с обновленческим расколом . Арест и высылка 17 марта 1923 года арестован и проходил по групповому делу " Дело епископа Павла (Кратирова) и др. Харьков, 1923г. " вместе с 13-ю священниками и двумя мирянами. Для защиты арестованного епископа в суде верующие собрали два миллиарда рублей, чтобы нанять адвоката, но он не потребовался: суда не было. 15 мая 1923 года Особой комиссией НКВД УССР по административным высылкам приговорён к трем годам высылки за пределы Украины вместе с прот. Благовещенского собора Николаем Федоровичем Колчицким , прот. Загоровским Николаем Михайловичем , свящ. Радченко Павлом Митрофановичем , мирянами - Габиевым Сергеем Александровичем и Стешенко Петром Петровичем. 21 мая того же года был освобождён под расписку и выехал в Крым . В 1923 году был назначен епископом Ялтинским , викарием Таврической епархии , в том же году был уволен на покой. В августе-сентябре 1923 года был одним из кандидатов на Вологодскую кафедру . 16 августа 1923 года отслужил первую литургию в Вологде , 4 сентября был назначен управляющим Вологодской епархией . 27 сентября уехал из Вологды. 27 ноября 1923 года назначен епископом Александровским , викарием Владимирской епархии . С 1923 по начало 1925 года - служил во Владимире , Великом Устюге , Москве , неоднократно подвергался арестам.

http://drevo-info.ru/articles/13675109.h...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Все у вас да будет с любовью» (О протоиерее Борисе Развееве) 05.05.2011 528 Время на чтение 12 минут Есть люди, с которыми уже при первой встрече начинаешь общаться как с давним другом. Отец Борис был человек очень добрый. Он был необыкновенно открытый, всегда доброжелательный к любому. С людьми сближался сразу, словно давно готовился к этому. За 20 лет дружбы я не припомню даже ничтожного искушения или недоразумения в наших отношениях. Познакомился я с ним в Уфе летом 1991 года. Наше священство началось почти одновременно. Он был рукоположен в уфимском кафедральном соборе преподобного Сергия Радонежского в день памяти этого великого святого - 8 октября 1990 года. Меня архиепископ Александр (Тимофеев) рукоположил 23 сентября 1990 года, в неделю пред Воздвижением, в обители святого Сергия Радонежского (в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы). Приезжая летом в Уфу на отдых к родителям, по воскресным и праздничным дням я служил в кафедральном соборе, а в будние дни часто бывал в храме Рождества Пресвятой Богородицы, настоятелем которого владыка Никон (Васюков) поставил отца Бориса вскоре после хиротонии. Эта каменная церковь, расположенная на бывшей Приютской улице, была освящена 6 сентября 1909 года епископом Уфимским Нафанаилом (Троицким; 1864-1933). В 1934 году храм был закрыт и подвергся частичному разрушению: был снесен купол, уничтожена часть опорных столбов. Однако более печальным было другое: святой храм подвергся сугубому осквернению - в 1955 году в нем был устроен кинотеатр. В алтаре находилась кинобудка, а в основной части храма, где когда-то молились прихожане, сидели лицом на запад зрители и смотрели кино. Решение о возвращении храма было принято исполкомом горсовета в августе 1991 года, однако администрация кинотеатра не спешила с выездом. Тогда отец Борис призвал верующих, и они вынесли из храма все кресла для зрителей. Начались работы по восстановлению храма. Средств совершенно не было, но все были охвачены удивительным воодушевлением. Члены недавно образовавшейся общины готовы были трудиться днем и ночью. Была совершенно невыразимая радость соучастия в каком-то великом общем деле, которое ведет к спасению. Эта радость соединялось с надеждой, что страна, пережившая духовно-нравственную катастрофу, оживет. Это не было наивным ожиданием. Уфимским священникам в те годы иногда приходилось крестить в день по 100 человек и более. Сам я видел в будний день летом весь двор храма преподобного Сергия заполненным людьми. Потом я узнал, что иеромонах Мартиниан (Личманюк) читал молитвы перед их крещением.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Маленькая историческая победа Дмитрий Лучкин о присвоении мурманскому аэропорту имени Святого Царя-Мученика Николая II 05.12.2018 771 Время на чтение 5 минут 4 декабря были подведены итоги конкурса «Великие имена России! Время признаний» . По итогам конкурса аэропорту г. Мурманска, вполне вероятно, будет присвоено имя Государя Императора Николая Второго. Однако смущает то обстоятельство, что широкой общественности, за исключением уважаемых жителей Мурманска (а я убежден, что мурманчане прекрасно знают историю своего края), практически неизвестно, чем же связаны между собой город – герой Мурманск и Государь Император Николай Второй. В телевизионных новостях о победе в присвоении имени Николая Второго аэропорту в конкурсе было сказано как бы вскользь, а об истории основании города, значении этого события не было сказано ни слова. 06.07.1916. была наложена резолюция Императора Николая Второго о даровании городу, расположенному на восточном берегу Кольского залива, имя Романов-на-Мурмане. 4 октября 1916 года архиепископ Архангельский Нафанаил (Троицкий) при большом стечении военных моряков и рабочих совершил чин освящения места будущего Никольского храма, который, к сожалению, до революции так и не был построен. Интересная деталь! Улицы города должны были носить имена членов Императорской фамилии. Николаевской (теперь – Ленинс кий проспект), Алексеевской (улица Воровского), Ольгинской (улица Ленинградская). Проблема незамерзающих портов, как и задача выхода в мировой океан, для России всегда была актуальной. До революции незамерзающих портов с развитой инфраструктурой было крайне мало. В основном это порты на Балтийском и Черном морях. Большая Азиатская программа Императора Николая Второго при полной ее реализации смогла бы существенно решить задачу России выхода в Мировой океан. Но уже во время Русско-японской войны стало совершенно очевидным, что осуществление подобной программы придется отложить, поскольку морские страны тихоокеанского бассейна и западные страны будут продолжать препятствовать в осуществлении этих планов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/05/ma...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010