Запад отбил все попытки СССР хотя бы мизинцем ухватиться за какой-либо пункт в Средиземном море – южной границе будущей атлантической Европы. Южные рубежи СССР были окружены военными базами. Вакуум в регионе проливов, создаваемый разгромом фашистской Германии должен был быть временно заполнен неподконтрольными СССР силами, пока не будут созданы устойчивые механизмы военно-политического характера – НАТО. Для этого англичане в конце войны высадились в Греции и воспользовались амбициями И.Б. Тито. События 1990 годов обнаруживают проявление этих же констант, к которым добавились сугубо новые интересы в области геоэкономики и направления потоков углеводородов через регион Средиземного и Черного морей и Каспия. На рубеже 90-х годов Россия ушла из Восточной Европы, «организатором» которой всегда была либо она, либо Германия. Западная Европа осталась консолидированной в НАТО. Но «социалистическая Восточная Европа», выйдя из под российского контроля рассыпалась в постверсальский ярус мелких и несамостоятельных государств от Балтики до Средиземного моря. Его надо было срочно инкорпорировать в западный постялтинский каркас под англосаксонским контролем. Во втором «Версале» расширение НАТО планировалось, прежде всего, как один из инструментов, гарантирующих незыблемость прежней атлантической эгиды. Вот ключ к пониманию слов Д. Рамсфельда: «атлантический» центр перемещается на Восток – в «новую» Европу. ЧТО СУЛИТ РОССИИ «НОВАЯ» АТЛАНТИЧЕСКАЯ ЕВРОПА? Восточноевропейские государства попадают в НАТО по разным причинам. Замена тоталитаризма на демократию не могла привести к самостоятельности малых стран, которые на стратегическом стыке соперничающих геополитических систем не могут иметь независимой внешней политики. Либо Россия удерживает их в своей геополитической орбите, либо они неизбежно, как это и случилось сегодня, оказываются втянутыми в антироссийскую комбинацию. Необходимо осознавать, что вступление в НАТО Венгрии, Польши и Чехии помимо резкого нарушения военно-стратегических симметрий сделало Североатлантический альянс более антироссийским. Причины этого имеют исторические корни. Став последней добычей религиозной экспансии католицизма на востоке Европы, эти нации были превращены в форпост латинства в славянском мире и на протяжении веков сами или в фарватере западных держав давили на Русь и православное славянство. При всех смутах России эти нации, так или иначе, участвовали во внешних акциях против России. Примеров тому достаточно от наполеоновского нашествия с участием польских легионов до интервенции в охваченную гражданской войной Россию, куда устремились и венгры, и чехи, и поляки. Вечная геополитическая реальность - историческая враждебность Польши к Руси-России - с неизменностью проявлялась во все века польского могущества и самостоятельности на Востоке Европы. После пяти веков (XIII-XVII вв.) ничем не спровоцированной экспансии на западнорусские православные земли это наивно объяснять “разделами Польши царизмом”.

http://pravoslavie.ru/5120.html

Зашелестел камыш у берега, и зашуршали, захлопали паруса у Ахтияра, каркнул где-то ворон, послышалась последняя скорбная молитва над зашитыми в белый саван морскими служителями. Шли куда-то матросы, весело стучали топорами плотники, где-то рядом метнулся карп, и тут же раскаленное ядро шлепнулось в воду... Мелькнула ласточка, и теплая женская улыбка согрела сердце. Напрягаясь, всматривался в своих боевых командиров — Дмитрия Сенявина, Ивана Поскочина, Ивана Селивачева, Александра Сорокина, Гавриила Голенкина, Евстафия Сарандинаки. Молодцы! Хорошо ведут корабли! Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения и прошлое. Вдали от моря заканчивал жизнь величайший флотоводец Отечества. Казалось, слава покинула его навсегда. Покинула раньше, чем закончилась жизнь. А может, и впрямь море не было российской стихией тогда, может, и не могли оцепить истинное величие несухопутного гения в России? Ведь чуть более ста лет назад лежала она на Великих восточно-европейских равнинах, отрезанная от морей и океанов, являя собой обширную сухопутную державу, вроде бы и не помышляющую вырваться на морские просторы. Удаление от моря Ушаков был удален от моря в начале XIX века, в преддверии грозного наполеоновского нашествия. Тогда-то раздался панический и усталый голос: «Все! Хватит тратить средства на морской флот. Россия не морская держава». Словно бы и не было славных побед на морях, словно не бороздили Балтику и Черноморье, Белое и Охотское моря отечественные корабли, словно не трепетал дотоле в Средиземноморье и Атлантике Андреевский флаг. Может быть, проявилась тут и та боязнь морских просторов, сухопутная ограниченность, что всего сто двадцать лет назад была образом мысли некоторых правителей Российского царства? Правителей, возможно, да, но не народа, не русских людей, не потомков древних русичей, которые ходили по Днепру, Десне, Днестру на дальние расстояния. Путь из «варяг в греки» имел на своем протяжении все водные пути — речные, озерные, морские.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Историческая враждебность Польши к России и православному славянству - это смыслообразующее ядро польского самосознания. С Болеслава Смелого до Владислава, то есть до " разделов Польши царизмом " , в течение пяти веков ничем не спровоцированного натиска, Речь Посполитая, слепо забыв о защите своих западных земель, немедленно занятых немцами, лелеяла мечту об унижении православных варваров и о католической славянской империи. При всех смутах и внутренних драмах России эти нации, так или иначе, участвовали во враждебных внешних акциях против нее. Примеров тому достаточно от наполеоновского нашествия до интервенции в охваченную гражданской войной Россию, куда устремились и венгры, и чехи, и поляки. Что бы ни писали о " русском империализме " , общим итогом является факт, что с Х до середины ХХ столетия именно Запад с острием из восточноевропейских католиков постоянно продвигался на Восток, а рубежи колыбели русской государственности едва удерживались. Только Ялта и Потсдам изменили положение, сделав на пятьдесят лет сферой влияния СССР всю территорию Восточной Европы и, как отметил патриарх англосаксонской исторической мысли А.Тойнби " Запад впервые за тысячу лет ощутил на себе давление России, которое она испытывала все века от Запада " . И в этот период Польша, Венгрия, Чехословакия, спасенные русскими, оказались куда менее надежными членами советского блока, чем даже побежденные и разделенные немцы. Если немцев Горбачев буквально вытолкал к их западным собратьям, то поляки, венгры и чехи, забыв о Судетах и линии Одер-Нейссе - даре Советского Союза, оплаченном кровью Сталинграда, бунтовали против своего положения сателлитов СССР и подверглись вмешательству для сохранения блокового равновесия. Все это говорит о глубоких религиозно- исторических мотивах их нынешней эйфории от шанса реванша над Россией. Религиозно-философские основы питают и раздвоенность политики Украины, которая в Хартии Украина - НАТО подписала формулировку о стратегической цели - интеграции в " атлантические структуры " .

http://pravoslavie.ru/analit/global/rosw...

Как идеологическая, так и геополитическая схема нового передела мира напоминает не только Первую и Вторую мировые войны. Сегодня встают в единую логическую цепь и наполеоновское нашествие, и времена конкистадоров и великих географических открытий, сопровождавшихся чудовищными даже по тем меркам избиениями туземцев. Так что геополитический вызов гитлеровского рейха означал вовсе не только " извращение " истории немцев. Наоборот, этот эпизод немецкой истории в значительной степени был уродливым выражением идеи исключительности и права диктовать свою волю, лежащей в глубинном культурно-историческом сознании Запада в целом. Это одно и то же начало, которое можно найти у Геродота и гуманиста Ф.Петрарки, просветителя И.Г.Гердера и философов Гегеля и Ж. де Местра - пренебрежение ко всему незападному и неудержимое влечение к власти и хлебу, что великий европеец Бл. Августин называл " libido dominandi " - похотью властвования. Это непреодолимая склонность делить мир на " тварей бессловесных " и " право имеющих " . Нацизм с его языческими корнями выразил это в делении на наций первого и второго сорта. Сегодня это по-своему выражает американский мессианизм, основанный на кальвинистской уверенности в своей роли " орудия Бога " в истории. Священная Римская империя германской нации обосновала служением Истине свою экспансию огнем и мечом. Сегодня М.Олбрайт без стеснения заявила, что США и НАТО будут защищать силой по всему миру " западные ценности " . Очевидно, что на самом Западе этим ценностям ничто и никто не угрожает, но в мире около пяти миллиардов людей исповедуют собственные ценности, выросшие на иной религиозно-философской основе. Это означает, что демократический Запад, как и Европа франков, как католические ордена будет навязывать огнем и мечом свои " ценности " остальным, которые не имеют права на историческую инициативу. Рейтинг: 6.9 Голосов: 11 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/5101.html

Как сказано в документе, Всемирный русский народный собор готов внести свой вклад в разработку этих тем и объявляет о начале широкой дискуссии по всему спектру обозначенных вопросов на площадке Дискуссионного клуба ВРНС. «В этом же формате мы считаем необходимым обсудить тематику солидарного общества как социальной модели, в наибольшей степени соответствующей задачам цивилизационного развития нашей страны, а также вопрос о правовом статусе русского народа, уже неоднократно поднимавшийся на соборных слушаниях и секциях. Предложения и подходы по этой проблематике нашли отражение в специальном документе, который представлен вниманию общественности для обсуждения. Выработка собственных подходов по ключевым направлениям общественной жизни страны и готовность отстаивать их перед лицом внешних сил также станет дополнительным фактором укрепления гуманитарного суверенитета России», - говорится в документе. По словам его авторов, главная тема Собора — «Рубежи истории — рубежи России» — призвана отразить чрезвычайную важность сохранения национальной исторической памяти для защиты как физической целостности России, так и ее духовного суверенитета. «Не случайно нынешний год официально объявлен годом истории. В этом году мы отмечаем целый ряд ключевых для нашего исторического пути юбилейных дат. Это состоявшееся 1150 лет назад образование Русского государства в Новгороде. Это 400 лет преодоления Смутного времени и изгнания польско-литовских интервентов из Кремля. Это 200 лет отражения Наполеоновского нашествия. И, наконец, 70 лет Сталинградской битвы, ставшей поворотным пунктом Второй Мировой войны. Каждая из этих дат напоминает о героическом пути, пройденном нашими предками, об отражении нескольких приступов западной экспансии, угрожавшей основам нашей цивилизации. В 1612 году ратники Минина и Пожарского отстояли дух народа, защитив Православную Веру от католического натиска. В 1812 году воины Кутузова защитили душу России, русскую культуру от наступления секуляристской культуры Запада. Наконец, в 1942 году герои Сталинграда спасли Русь от физического уничтожения в нацистском рабстве. Каждое из этих знаменательных событий имеет сакральное значение в национальном самосознании. Мы не можем допустить забвения этих побед, а тем более — их преднамеренной исторической фальсификации», - подчеркивается в Соборном слове.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/04/so...

Князь А.М.Голицын начал также постройку особого двухэтажного корпуса для необычного для больницы учреждения - картинной галереи из венской коллекции своего брата, собранной им во время Великой Французской революции, когда все подобные вещи продавались в Европе за бесценок. Он хотел, чтобы молодые русские художники могли изучать искусства на родине по классическим образцам. Она была открыта только в 1810 году при С.М.Голицыне, руководившем больницей 52 года - первая в Москве бесплатная и публичная галерея, где экспонировалось 477 картин и зарубежных мастеров. В завещательном предписании Голицыных были правила о допущении посетителей кроме " крестьян и в лапти обутых, совсем не понимающих художества " , а молодым художникам были назначены особые дни и часы для работ над копированием. Галерея существовала недолго. В 1816-1818 г.г. ее коллекция была распродана с аукциона в целях расширения больницы и большей частью потом ушла за границу. Зато в двухэтажном особняке были открыты новые мужские отделения. Больница уцелела в 1812 году, когда в ней был открыт лазарет для русских воинов, раненных на Бородинском поле. Французы не стали трогать медицинское учреждение, нужное им для лечения собственных воинов и поставили у больницы караул. Она считалась главной городской больницей во время нашествия, и здесь лежал весь французский генералитет. Здесь же русские и французские походные доктора, привезенные в составе наполеоновской армии, совместно лечили и русских и французских раненых. В стенах больницы французский врач Ларрей отнял ногу у русского офицера А.С.Норова, раненного на Бородинском поле, который позднее стал министром народного просвещения. В 1854 году он посетил Голицынскую больницу и пожертвовал в ее храм образ Казанской Божией Матери. Некоторые из этих иностранных врачей потом навсегда остались в России. Например, И.А.Ру, взятый в плен казаками под Смоленском, в 1815 году получил звание лекаря в Харьковском университете, приехал в Москву и стал ординатором в Голицынской больнице, а позднее - помощником ее инспектора и главного доктора.

http://pravoslavie.ru/40.html

Николай Бердяев утверждал, что в русском народе дух пребывает в потенциальном, непроявленном состоянии, он «плавает» в «душевно-телесной стихийности». Сама по себе Россия как бы бессильна организовать упорядоченную жизнь. Мужественное, освобождающее и оформляющее начало приходило в Россию извне: было греческим в старину, французским или немецким в Новое время. Получается, что «плавает» этот народ в «душевно-телесной стихийности» тысячу лет, а великая Россия, героическая ее история и богатейшая культура созданы греками, немцами и французами. Выводы о неоформленности и потенциальности нашей русской души самому автору милы и симпатичны потому, что они отражают историческую недооформленность русской интеллигенции и оправдывают ее старательное равнение на западный порядок. Но многих внимательных читателей Бердяева в Европе таковые черты национального характера могли раздражать и побуждать «дооформить» русскую неупорядоченную массу. Собственные вожделения немцев, подкрепленные авторитетными выводами русской мысли, становились государственной стратегией. При этом остается необъяснимым, почему упорядоченная, дисциплинированная немецкая армия при многих попытках «дооформить» Россию ни разу не брала Москвы. В то время как русская неупорядоченная масса, не проявляя желания влезать в германские дела и ни разу по своей инициативе не нападая на Германию, неоднократно оказывалась в Берлине: во времена Елизаветы Петровны, в наполеоновское нашествие (в котором принимали участие немецкие войска), в 1945 году (вопреки сталинскому террору). Подобные выводы о русском характере и России далеко не безобидны, ибо могут оказаться приглашением для некоторых «цивилизованных» властителей проявить на российских просторах свое «дисциплинирующее, организующее и оформляющее» начало. Идеологи немецкой экспансии на Восток были хорошими специалистами по русской литературе и публицистике. Книга Н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» с 1933 года переиздавалась на всех европейских языках в течение 15 лет, прежде чем вышла на русском языке.

http://pravoslavie.ru/988.html

Но наступать дальше сил у французов уже не было. Кавалерия пыталась атаковать русскую пехоту, но была отражена лейб-гвардией Конного и Кавалергардского полков. Ночью на поле остались лишь конные разъезды обеих сторон, множество оружия и мёртвых тел. Враг потерял, по разным оценкам, от 22 тыс. до 60 тыс. человек. Русские потеряли от 38,5 тыс. до 50 тыс. человек. Русская армия лишилась 22 генералов, французская – 49. К утру наша армия отошла к Можайску, враг остался на месте собираться с силами. Французы страдали от голода и жажды: все ручьи были завалены мёртвыми телами и замутнены кровью. Можайск наполнился тяжелоранеными русскими воинами; большинство из них не выжили. «Французские солдаты... были поражены таким большим количеством убитых и раненых и таким незначительным числом пленных, которых было менее восьми сот! Обыкновенно по числу этих последних и определялся успех. Убитые говорили скорее о храбрости побеждённых, чем о нашей победе. Если уцелевший неприятель отступал в таком блестящем порядке, гордым и не теряющим мужества, что значило для нас приобретение какого-то поля битвы?» – воспоминания графа де Сегюра. «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты. Французы в ней показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми», – оценка Наполеона. «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника», – оценка Л. Н. Толстого. Более месяца спустя убегающие остатки вражеской армии вернулись на Бородинское поле: «Миновав Колочь, – вспоминал де Сегюр, – все угрюмо продвигались вперед, как вдруг многие из нас, подняв глаза, закричали: перед нами расстилалась утоптанная, опустошённая, разорённая почва; все деревья были срублены на несколько футов от земли; далее – виднелись холмы со сбитыми верхушками, – самый высокий из них казался самым изуродованным. Мы находились словно на погасшем и разбросанном вулкане. Земля вокруг нас была покрыта обломками касок, кирас и оружия, сломанными барабанами, обрывками военных мундиров и знамен, обагрённых кровью... На этой всеми покинутой почве валялось около 30 000 наполовину обглоданных трупов. Над всем этим возвышалось несколько скелетов, застрявших на одном из обвалившихся холмов. Казалось, что сама смерть утвердила здесь свое царство: Император проехал быстро. Никто из нас не остановился: холод, голод и неприятель гнали нас вперед».

http://azbyka.ru/palomnik/Можайск

После грубой, хотя и обычной в то время выходки вяземского педагога, отец М. Глухарева отдал сына 1 сентября 1800 г. в смоленскую духовную семинарию, и он таким образом вышел из непосредственного влияния семьи. Нет нужды говорить, как далеки были от педагогического идеала духовные школы того времени. В частности, о смоленской семинарии можно найти любопытные страницы в книге г. И. Сперанскаго 9 . Можно, однако думать, что М. Глухарев был помещен не в общежитии, а на частной квартире в доме какого-нибудь благочестивого семейства, которое могло умерить всю силу вредного влияния на мальчика дурного товарищества и школьной обстановки. В Смоленске М. Глухарев учился до 1813 г., когда должен был закончить полный семинарский курс. В сущности, учение прервалось раньше: по случаю наполеоновского нашествия семинаристов распустили по домам 11 июля 1812 г. 10 Вновь началось учение только в первых числах сентября 1813 г., но уже 16 числа М. Глухарев был назначен учителем латинской информатории, т. е. того класса, в котором изучались этимология латинского языка, правописание и чистописание. Из семинарии М. Глухаров вынес знание языков латинского, французского, немецкого и еврейского, богословия, истории, географии, арифметики, латинского и российского красноречия. Вступая в должность учителя, М. Глухарев имел уже за собой и некоторый педагогический опыт. По закрытии семинарии в 1812 г., он в Тверской губернии обучал детей одного помещика, вероятно из вяземских, причем, вращаясь в светской среде, перенял те светские манеры и ту благовоспитанность, которыми после выделялся из толпы товарищей-студентов петербургской академии. Учителем информаторского класса М. Глухарев был недолго, и, по свидетельству аттестата, «в сей должности находясь, исправлял оную препохвально и вел себя по жизни честно»; вместе с другими учителями сказывал положенные проповеди . Когда, по синодальному указу 22 мая 1814 г., потребовались и из Смоленской семинарии студенты для образования второго курса Петербургской академии, то 4 августа, по резолюции смоленского преосвященного, вместе с студентом Захарией Смирягиным был отправлен и учитель Глухарев, причем правление семинарии на экипировку их и путевые расходы издержало 565 р. 30 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Герцог объяснил причину своей просьбы лейб-гусару П.П. Новосильцеву. Вот как рассказывает об этом издание XIX века: «Разговаривая о Бородинской битве и вообще о кампании 1812 года, бывшей столь гибельною для французского войска, герцог спросил Новосильцева, не сможет ли он сказать, где находится монастырь святого Саввы и далеко ли он от Москвы. Такой вопрос от человека, никогда не бывавшего в России, удивил Новосильцева; и в самом деле, где мог слышать герцог о таком пустынном месте, находящемся близ небольшого уездного города Московской губернии? Он сказал герцогу, что в монастыре этом ничего такого нет… Герцог, улыбнувшись, поблагодарил за любезность и сказал: “Вас, наверное, удивляет, что я знаю о монастыре святого Саввы, несмотря на то, что там нет ничего замечательного. Вы еще более удивитесь, если я вам скажу, что я, католик, хочу поклониться вашему святому Савве. Я в этом дал обет умирающему человеку, а именно отцу моему. Он взял с меня честное слово, что, если судьба когда-нибудь приведет меня в Россию, непременно отыскать место, где погребен святой Савва, и поклониться ему”». Принц Эжен (Евгений) Богарне Итак, сын выполнил завещание отца, Евгения Богарне, поклониться русскому святому. Однако изумление стало лишь больше: как это бывший враг мог завещать подобное? Ведь за наполеоновской армией никак не было замечено почитание христианских святынь и святых. Наоборот, во время нашествия «двунадесяти язык», как называли войну 1812 года, наши святыни разорялись, осквернялись, разрушались. Если Наполеон презрительно называл православные храмы «мечетями», то чего можно было ожидать от той солдатни, которая собралась в его армии со всей «просвещенной» Европы? Шло издевательское уничтожение христианства во всех местах, которые захватывали французы. Вспомним ужасающую картину оставленной наполеоновской армией Москвы: сотни разоренных храмов, превращенные в конюшни соборы Кремля, пожарища, расстрелы. Но монастырь преподобного Саввы Сторожевского не пострадал, и вот почему.

http://pravoslavie.ru/63906.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010