Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Мировые музыкальные шедевры». М.И. Глинка «Жизнь за царя». Передача 3 . Вед. Н. Бульчук 09.11.2017 19:26 Николай Бульчук По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 г. он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. Первоначально Глинка собирался писать оперу на основе произведения В.А. Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил композитору использовать другую тему. Глинка вспоминал эту историю в своих «Записках»: " Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет «Ивана Сусанина». Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерно русского... " . В период после наполеоновского нашествия подвиг крестьянина казался особенно созвучен с героизмом русского народа в Отечественной войне 1812 г. Особенно волновали Глинку строки поэмы, рассказывающие о гибели Сусанина: «...как бы по волшебному действию, — писал композитор, — вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей». Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2017/11/09/19-2...

Скачать epub pdf Содержание А. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – С. А. Норову В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – А. С. Норову В. С. Норов – А. С. Норову В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – А. А. Аракчееву В. С. Норов – А. А. Аракчееву В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым А. А. Аракчеев – С. А. Норову А. А. Аракчеев – С. А. Норову А. А. Аракчеев – В. С. Норову Открытый лист А. А. Аракчеев – С. А. Норову А. А. Аракчеев – С. А. Норову А. А. Аракчеев – С. А. Норову С. С. Голицын – С. А. Норову Грамота А. С. Норову на орден Владимира 4-й степени     Дворянский род Норовых известен с XV столетия. Сергей Александрович Норов (1762–1849) дослужился до чина майора. От брака с Татьяной Михайловной, урожденной Кошелевой (1769–1838), у него было четыре сына и две дочери. Старшие – Василий и Авраам – оставили след в истории России: один как декабрист, другой как министр народного просвещения. В ранней молодости они защищали Отечество от наполеоновского нашествия, оба были ранены и заслужили любовь и уважение товарищей по оружию. Василий Сергеевич Норов родился 5 апреля 1793 г. в родовом имении Ключи Балашовского уезда Саратовской губернии. В 1801 г. был зачислен пажом в Пажеский корпус, с 1810 г. – камер-паж. В Отечественную войну 1812 г., через день после Бородинской битвы – 27 августа, был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Егерский полк. Прибыл в действующую армию 6 октября, когда состоялось сражение под Тарутином, однако в самом сражении участия принять не успел. Не участвовал лейб-гвардии Егерский полк и в следующем крупном сражении – под Малоярославцем, и впервые 19-летнему прапорщику суждено было отличиться под Красным. Трехдневное сражение под Красным (4–6 ноября 1812 г.) было одним из завершающих эпизодов в разгроме наполеоновской армии. После того, как 4 ноября отряд М. А. Милорадовича разбил корпус Евгения Богарне, Наполеон решил дать на другой день сражение для спасения корпуса Даву, оставив на произвол судьбы арьергард под командованием Нея.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Лесные угодья озера «Круглое», «Долгое» и «Нерское», луга и пахотные земли в округе села принадлежали дворцовому ведомству царя Федора Ивановича и входили в Московский уезд. Со времен обретения самостоятельности Русской Церкви 1589 г. и в особенности после изгнания польско-литовского нашествия 1612 г. В Подмосковье массово строились православные храмы, в народе ощущался духовный подъем. Местные жители в начале 17 в. на месте обветшавшей часовни построили деревянный храм во имя Казанской Божией Матери, и приселок с этого времени стал самостоятельным селом. В 1654 г. царь Алексей Михайлович, имея неограниченную доверенность и любовь к бывшему своему главному советнику, а теперь уже патриарху Никону, жалованной грамотой передал в вотчину село с лесными, пахотными угодьями и сенокосными лугами. Царский писарь при написании жалованной грамоты на передачу урочища и села допустил ошибку в названии, написав «Белые Расты» вместо «Белые Росы». Патриаршим село оставалось до 1722 г., пока не было пожаловано во владение Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому. В царской грамоте 1722 г. название села написано в единственном числе, т.е. «Белый Раст». Во второй половине 17 в. церковь частично сгорела от молнии, ударившей в колокольню. В 1786 г. на месте обгоревшей была выстроена новая тоже деревянная церковь. Деревянная церковь служила православным до 1812 г. В сентябре 1812 г., когда часть наполеоновских войск ходила с Москвы для пополнения продовольствия в г. Дмитров, (так как разведка донесла, что в районе Дмитрова пасутся стада коров) церковь неизвестно от кого сгорела (был обычай на пути французов все сжигать). Впоследствии, при расчистке погорелого храма, среди пепелища была найдена уцелевшей от огня деревянная аналойная икона с изображением Чуда Архистратига Михаила в Хонех. После наполеоновского нашествия, ослабленные материально, но бодрые духом, местные жители не осмелились больше строить деревянную церковь, а длительное время собирали средства, изготавливали и обжигали на месте кирпич и приобретали иные стройматериалы. Из истории известно, что в первые века Христианства при отсутствии храмов Литургию совершали на гробах мучеников и исповедников Христовой веры. Новый храм прихожане решили построить не на месте старого, а в стороне на месте акрополя или, как называют в народе, погоста, где были похоронены местные священники и жители села.

http://sobory.ru/article/?object=03816

В июне 1914 года Комитет общества благоустройства поселка Княж-Мещерский 8 стана Московского уезда при платформе «Востряково» Киево-Воронежской железной дороги в 12 верстах от Москвы подал в Строительное отделение Московского губернского правления прошение. В этом прошении Комитет общества благоустройства просил о разрешении построить на усадебном месте в дачном поселке Княж-Мещерский часовню в память 300-летия дома Романовых. Прошение было также подано в Московскую духовную консисторию. Московская духовная консистория 12 августа 1914 года уведомила Строительное отделение Московского губернского правления, что «не имеется никаких препятствий к означенной постройке часовни». В соответствии с протоколом 501 Совещательного присутствия Строительного отделения от 21 августа 1914 года проект часовни в память 300-летия дома Романовых в поселке Княж-Мещерский был утвержден и выдано разрешение на ее строительство. 20 октября 1914 года пристав 2 участка Хамовнической части г. Москвы передал копию чертежа часовни и разрешение на ее строительство председателю Общества благоустройства поселка Княж-Мещерский. В советское время часовня была разрушена, как любая память об императорском доме Романовых. На месте православного храма и там, где стояла часовня, долгое время была огромная яма, в которую сбрасывали мусор и бытовые отходы. Это очень хорошо видно на немецкой карте Подмосковья от 1940 года и аэрофотосъемке фашистских разведывательных самолетов от 1942 года. В советское время поселок потерял первую часть имени и стал называться просто Мещерским. Название Мещерский появилось на картах только с 1927 года. В 1964 году поселок был включен в состав территории города Москвы. Ровно через 200 лет после сожжения церкви, в 2012 г., Правительством Москвы принято решение о включении строительства храма в программу «Строительство 200 православных храмов на территории города Москвы». И на месте храма в честь Казанской иконы Божьей Матери, сожженной во время Наполеоновского нашествия в России, после ликвидации и разборке церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы «Златоверхая», при строительстве нового гостиного двора при Екатерине Великой и часовни, построенной в честь 300-летия дома Романовых, уничтоженной в годы советской власти большевиками, будет возведен храм в честь Казанской иконы Божьей Матери в пос. Мещерский. В 2014 году был освящен деревянный храм, в котором служат Божественную Литургию. В 2015 году начались строительные работы по основному каменному храму и приходскому дому.

http://sobory.ru/article/?object=45449

Дмитрий Пожарский (1578-1642) намного пережил своего боевого соратника и сподвижника. Мужественный, храбрый и прямодушный, он участвовал в многочисленных сражениях и военных кампаниях, был воеводой и государственным деятелем. По словам жалованной царской грамоты, князь Пожарский " стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шаткости " . На одре смерти он со слезами вспоминал своего друга " Минича " , приняв постриг под именем Косьмы. Из столицы прах героя и полководца провожали тысячи простых людей. Погребли его в Спасо-Евфимиевском монастыре, в родовой усыпальнице Пожарских, воздвигнув великолепную часовню с иконой Спасителя. В 1886 году в Суздале на народные деньги был воздвигнут бюст-памятник с надписью - " Дмитрию Пожарскому -Благодарная Родина " . Имена спасителей и героев Отечества навечно в памяти народной! Они - в названиях улиц и площадей, боевых кораблей и теплоходов, в бронзе и граните монументов, обелисков и воинских храмов. Подвиги национальных героев воспеты лучшими писателями, поэтами и художниками России. Мужественные и бесстрашные, они и сегодня - символы воинской доблести, богатырской силы, ратной славы! Долго помнили русские люди о героях-вождях Первой Отечественной войны 1612 года... Еще Михаил Ломоносов (1711-1765) предлагал увековечить память о славном нижегородце Кузьме Минине. Но сама идея о сооружении памятника национальным героям впервые возникла в русском обществе в 1803 году. По инициативе нижегородцев в 1808 году был объявлен конкурс на лучший проект, победителем которого стал скульптор И.П. Мартос. Памятник решено было установить в Москве, а для Нижнего Новгорода изготовить обелиск. Наполеоновское нашествие приостановило начатые работы... В грозном 1812 году имена славных мужей с особой силой прозвучали в манифесте Александра I, обращенного к народам России: " Да встретит враг в каждом дворянине - Пожарского, в каждом духовном - Палицына, в каждом гражданине - Минина. Соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках, - никакие силы человеческие вас не одолеют " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Император Павел I в 1800 году задумал соорудить в Петербурге Казанский собор. Эта ответственная работа была поручена крепостному графа Строганова А. Воронихину (1760–1814). Александр I в 1801 году заложил первый камень. 15 сентября 1811 года состоялось освящение этого величественного собора. Андреевский собор в Кронштадте освящен в 1817 году (архит. А. Захаров). Единоверческая Никольская церковь в Петербурге – в 1827 году. Сооружены великолепные Преображенский (1828) и Троицкий (1838) соборы в Петербурге. Император Александр I при вторжении Наполеона в Россию дал обет воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя. Указ о сооружении был подписан в декабре 1812 года в Вильне, когда он узнал о том, что последние части разбитой наполеоновской армии изгнаны из пределов России. Были представлены многие проекты. Утвержден план архит. А. Витберга. Николай I в 1832 году избрал новый проект архит. К. Тона. В 1839 году в присутствии государя состоялась закладка храма. Через 20 лет постройка была готова. В 1860 году приступили к украшению внутренней части храма. 26 мая 1883 года в присутствии Александра III храм был освящен. Он вмещал в себя 10.000 человек. Этот всероссийский памятник Богу за победу в Отечественной войне был разрушен большевиками в 30-х годах XX столетия, а остатки материала от него пойдут на строительство московского метро. В Киеве восстановлена древняя Десятинная церковь в честь Рождества Божией Матери, разрушенная татарами в 1240 году. В 1896 году освящен долго строившийся величественный Владимирский собор. В Херсонесе, на месте крещения князя Владимира в 1891 году освящен Владимирский собор. В Варшаве в 1877 году и позднее были построены два собора. Александро-Невский разрушен поляками. В Вятке, в Орле, в Риге, Вильно, Самаре, Томске и других городах строились и освящались изумительные церковные постройки. Значительные вспоможения на дело восстановления и строительства церквей отпускали после нашествия французов правительство и Синод. После воссоединения в 60-х годах униатов, правительство щедро помогало храмам Западного края, пришедшим в жалкое состояние под властью поляков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К середине 1920-х годов, после закрытия Чудова монастыря и передачи обновленцам храма Христа Спасителя, Богоявленская церковь в Дорогомилове стала кафедральным собором. В начале 1930-х годов в нем был рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха будущий патриарх Пимен (Извеков). Храм был закрыт и снесен во 2-й половине 1930-х годов. На его месте выстроили многоэтажное жилое здание (улица Большая Дорогомиловская, дом 21). Новым кафедральным собором стала церковь Богоявления Господня в Елохове. http://rutlib.com/book/21735/p/3 Первые записи в летописи о деревянной церкви Богоявления в Дорогомиловской ямской слободе внесены в начале XVIb. Каменный храм был возведен на ее месте в 1727 г. Во время Наполеоновского нашествия 1812 года Богоявленский храм пострадал от пожара, частью разрушился, но был скоро восстановлен. В 1835 г. к храму был пристроен придел в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали», в 1861 г. – приделы в честь Сергия Радонежского и Тихона Задонского, в 1874 г. – новая колокольня. В марте 1898 г. духовенство и прихожане решили построить новый просторный Богоявленский собор по образу Храма Христа Спасителя, для чего собрали более 150 тысяч рублей. По проекту церковь Богоявления начале XVIII в. должна была быть снесена, но, судя по всему, рука у строителей не поднялась. Старая церковь стала трапезной нового собора. В 1908 г. митрополит Владимир (Богоявленский), принявший впоследствии мученический венец, освятил новый храм, а последний его готовый придел «Утоли моя печали» в 1910 г. освящал епископ Трифон (Туркестанов). Богоявленский собор в Дорогомилове стал третьим в Москве по величине и вместимости (10 тысяч человек) после Храма Христа Спасителя и Успенского собора в Кремле и самым крупным приходским храмом первопрестольной. В 1922 г. Дорогомиловский Богоявленский собор вынужденно стал и долго оставался кафедральным московским собором, в котором часто служил заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский). В 1938 году храм Богоявления в Дорогомилове был разрушен.

http://sobory.ru/article/?object=34503

Мы очень рассчитываем на освящение в этом или в будущем году храма Первоверховных апостолов Петра и Павла. У этой надвратной церкви, расположенной по Крапивенскому переулку, трудная судьба. Построенная незадолго до Отечественной войны 1812 года, она была осквернена во время наполеоновского нашествия, вторично освящена уже перед самой революцией, после чего богослужения в ней надолго прервались. Сейчас она активно возрождается. Ее уникальность в богослужебном смысле в том, что самый первый храм нашей обители, заложенный здесь митрополитом Петром (разумеется, деревянный), имел посвящение именно в честь апостолов Петра и Павла. Освящение храма, расположенного на месте древней боярской усадьбы предков царя Петра по материнской линии Нарышкиных (до сих пор, пожалуй, самого проблемного в нашем монастыре с точки зрения сохранности памятника), послужит восстановлению исторической связи с прошлыми эпохами. Ведь вспоминая митрополита Петра, мы обязательно вспоминаем и о его духовном сыне — великом князе Иване Калите. Безусловно, без его согласия митрополичье благословение на перенесение первосвятительской кафедры в Москву не могло быть исполнено. Но, скорее всего, гораздо большее по сравнению с политической конъюнктурой момента значение здесь имела духовная связь, установившаяся между митрополитом Петром и Иваном Калитой. Великий князь, постоянно раздававший нуждавшимся милостыню, считался первым на Москве благотворителем. Вероятно, это вызвало в митрополите особое к нему расположение как к нищелюбцу. Разумеется, великий князь, подобно своему отцу Даниилу Московскому, видел залог будущего величия русских земель и народа в единстве. Именно из желания сплотить русских вокруг устоев христианской веры — без крови, без политических интриг (на которые, кстати, были способны его собратья и ближайшее окружение), а вовсе не из амбиций стать верховным правителем Руси, он согласился выстраивать новую государственность вокруг Москвы — города, где располагался его удел. Решение митрополита Петра утвердить здесь свой престол в этом свете иначе, как провиденциальным, не назовешь. Именно митрополит Петр повелел заложить в Москве кафедральный Успенский собор, в основание которого затем полагаются его святые останки. Позднее же именно ему было суждено стать первым святым этого града. Вот таким духовным смыслом мы надеемся наполнить предстоящее празднование.

http://e-vestnik.ru/church/vysoko-petrov...

Наполеоновская война – Отечественная война 1812 года, обрушившаяся на Россию, привела страну не только к жертвам и разорению западных губерний, значительному разрушению Москвы, но и к обострению национально-патриотических и религиозных чувств. Русская Православная Церковь оставалась духовным оплотом всенародного противостояния врагу. В самом начале нашествия французов тогдашний митрополит Московский Платон (Левшин) отправил императору Александру I послание, в котором предсказал поражение Наполеона и торжество России. Вскоре это письмо стало известно всей просвещенной части русского общества. Одновременно владыка передал государю в благословение икону преподобного Сергия Радонежского, написанную на доске от гроба этого великого святого, названного им в письме «древним ревнителем о благе нашего отечества» [ [VII] ]. Очень большую роль сыграло духовенство Русской Церкви в победе России над наполеоновской коалицией. В своей докладной записке к Кутузову генерал Дохтуров ходатайствует о награждении отца Василия такими словами: «Священник Васильковский в бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову» [ [VIII] ]. В военное время роль полкового священника становится важнее и ответст­веннее. Огромное психологическое и физическое напряжение в боевой обста­новке требовало духовной поддержки для всего личного состава подразделений и частей со стороны пастыря Церкви. Постоянная опасность, близость смерти непроизвольно переносили мысли воинов к вопросам вечности, смысла жизни. На эти и другие вопросы ответ должен был давать полковой священник [ [IX] ]. Задачей военных священников было объяснять русским солдатам священный характер этой войны, которую благословляют Бог и Православная Церковь. Подвиги русских православных солдат были лучшей оценкой деятельности военного духовенства. Бородинское сражение длилось 12 часов, все это время полковой священник Василий Васильковский был на передней линии сражения. Он исповедовал и причащал раненых, а также подбадривал солдат полка, призывая их, не щадя живота, послужить царю, Отечеству и вере [ [X] ].

http://bogoslov.ru/article/4862842

Однако внешне он ничем не отличался от обычной шатровой сельской приходской церкви. Ничего от этой постройки до наших дней не сохранилось, разве что гробница преподобных Кирилла и Марии в юго-западном углу храма. Покровская обитель не слишком сильно пострадала от секуляризационной реформы 1764 года, поскольку как раз в это время здесь развернулось интенсивное строительство. В начале XIX века митрополит Московский и Коломенский Платон благословил строительство нового Покровского собора. Была нанята артель каменщиков Алексея Крюкова, жителя соседнего села Мячково. Автором проекта был Иван Трофимович Таманский, ученик знаменитого Матвея Казакова. Работы начались в 1811 году с разбора старого храма. От него остались лишь крепкие места во внутренних стенах, которые были использованы при строительстве. По известным причинам, а именно из-за наполеоновского нашествия, летом 1812 года работы остановились. Сам монастырь не был затронут войной. И уже в 1813 году строительство возобновилось. Правда, завершала кладку стен и сводов собора другая артель мастеров, возглавляя выходцем из Владимирской губернии Яковом Тимофеевым. Спустя четыре года после начала строительства храм был закончен. 9 июля 1816 года его освятил архиепископ Дмитровский Августин, получивший вскоре после этого сан архиепископа Московского и Коломенского. Собор сегодня - второе старейшее сооружение монастыря после Святых ворот, он считается главным украшением обители. В 1935 году фрески забелили извёсткой, и восстановили их только после того, как обитель была возвращена РПЦ в 1989 году. Тогда же были восстановлены утраченные детали фасадов, декоративные главки, внутреннее убранство, пол из каменных плит. Одним из узнаваеиых элементов храма является его ротонда. Несмотря на свою массивность, ротонда собора придаёт зданию вертикальную ориентированность и некоторую лёгкость. Восемь больших окон с полуциркульным завершением дают достаточно света для освещения внутреннего пространства храма. Купол ротонды завершает небольшой глухой барабан, увенчанный луковкой с крестом.

http://sobory.ru/article/?object=00081

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010