Однако поставивший перед собой задачу полного уничтожения всех форм религиозной жизни большевистский режим и возглавлявший его Сталин все-таки во время Великой Отечественной войны изменили свою позицию. Изменили по вполне определенным причинам. Массовое возрождение церковной жизни на оккупированной немцами территории (оккупационными властями было открыто около 9000 храмов, тогда как Сталин отдал Церкви всего 718 храмов. Так что, по-Вашему, нам теперь следует " боготворить " и Гитлера?!) требовало от Сталина ответных мер пропагандистского характера. Нужно было показать, что и на неоккупированной территории церковная жизнь существует, а освобождение Красной армией оккупированных территорий не будет означать ликвидации религиозной жизни. Также можно сказать и о другом: о возвращении русской классики, погон в армии, музыке и архитектуре. Все это имело лишь пропагандистский характер, ставивший единственную цель – сохранить режим. Многие наши соотечественники, покинувшие Россию после Гражданской войны, откликнулись на этот сталинский обман и вернулись на Родину. В результате большинство из них ждали кандалы и чечевичная похлебка. Вы ставите в заслугу Сталину то, что он восстановил " великое русское пространство " . Но, как известно, оно было потеряно наследниками " вождя всех времен и народов " . Именно Сталин заложил " бомбу замедленного действия " , по своей воле перекраивая " великое русское пространство " , создавая искусственные границы между бывшими советскими республиками. В результате этой сталинской политики мы пожинаем плоды экстремизма, национализма и ксенофобии. Сейчас осталась только одна связующая скрепа на территории исторической Руси (нынешних России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других ныне независимых государств) – это Русская Православная Церковь. Если б не эксперимент в виде национально-территориального деления бывшей Российской империи, то и не встал бы вопрос разделения единой страны и прекращение ее существования в начале 1990-х годов. Наша Святая Церковь на протяжении столетий была и всегда будет со своим народом и в горести, и в радости. Наше духовенство разделяло участь народа в лютые года ордынского ига и в 1612 году, во времена наполеоновского нашествия и в окопах Первой мировой войны, во времена красного террора и в застенках сталинского ГУЛАГа, в годы Великой Отечественной войны, во дни распада единого Отечества и во времена тяжелых экономических потрясений.

http://religare.ru/2_75405_1_21.html

Особое место в теме возрождения православных святынь занимает вопрос жизни самих священников и церковнослужителей, оставшихся со своими прихожанами и храмами в полностью разоренных местностях. Они, также как и их паства, испытали все тяготы и опасности войны. Так, среди убитых в Малоярославце был диакон Черноостровского монастыря Вонифатий. По причине недуга он добровольно отказался уйти из обители вместе с братией. Вместо этого тяжелобольной черноризец принял соборование и остался дожидаться неприятеля и своей дальнейшей участи, уповая и в духовном, и в буквальном смысле исключительно на волю Божью Причины его смерти неизвестны, но так или иначе в ней были виноваты солдаты Великой армии, которые захватили и удерживали монастырь. Большая часть священников не только лишилась службы и доходов с нее, но была полностью разорена, потеряв абсолютно все. «Имянной список священно- и церковнослужительским Калужской епархии, нуждающимся в пропитании, одежде и обуви, получившим вспоможение; с чем и росписка представлена» указывает на необходимость доставки для них самых элементарных вещей. Кроме имущества служители храмов потеряли и свои дома («у коих домы во время нашествия неприятельскаго разорены до основания») И это в преддверии зимы! Так, в Малоярославце у протопопа Леонтия, настоятеля Казанского собора Пантелеимона Стефанова и пономаря Федора Васильева дома сгорели. У диакона Василия Васильева и дьячка церкви Иоанна Предтечи от домов только «остались стены» Типичная ситуация для городов, через которые прошла армия Наполеона Всего по епархии погорельцев из сословия священно- и церковнослужителей (включая членов семей, например, священнических вдов) значилось 42 человека Из них по Боровску – 19 (или 16 священников и 6 членов их семей Итого – 22 или 25 человек. В Малоярославце, городе уничтоженном войной, число таковых было меньше – 12 Соотношение цифр потерь, как видим, было больше для Боровска, на территории которого не происходило генерального сражения. Причина этого противоречия понятна: благодаря неприятельской хитрости город был застигнут авангардом армии Наполеона врасплох. Жители же Малоярославца успели покинуть свои дома и спасти часть имущества. Помощь выдавалась деньгами. В Малоярославце ее получили 12 человек. Больше всех было передано соборному протоирею Леонтию Дмитриеву – 450 рублей, а также дьячку Успенской церкви Софону Васильеву – 270 рублей. Приходские священники получали по 300 рублей. Меньше всех получил пономарь Предтеченской церкви Петр Алексеев – 120 рублей

http://sedmitza.ru/lib/text/4099831/

Очень многие минские церкви превратились из православных в греко-католические. Обеспокоенные происходящим, православные минчане в 1611-1612 годах организовали несколько собраний, на которых решили возвести новый православный храм и основать при нём православный монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла. Землю пожертвовала княжна Авдотья Друцкая-Горская, среди жертвователей оказались ещё 52 горожанина. Возводили собор под руководством нескольких православных монахов виленской Свято-Духовой обители, которых специально прислал в Минск настоятель монастыря архимандрит Леонтий (Карпович). Строительство заняло всего год. К концу 1612 года стены были готовы, а уже в следующем году в Свято-Петропавловском монастыре совершались богослужения. Новая минская обитель подчинялась виленскому Свято-Духову монастырю, который в те времена признавал над собой власть Патриарха Константинопольского. В свою очередь, в ведении Петропавловской обители находились один женский монастырь в Минске, а также мужские монастыри в Логойске и Прилуках. Почти 200 лет Петропавловская церковь оставалась в Минске единственным действующим православным храмом. Сюда наведывались видные православные иерархи - в частности, в 1635 году приезжал киевский митрополит Пётр (Могила). Однако установление католического государства, не жаловавшего православие, не способствовали процветанию храма и монастыря. Ко второй половине XVIII века Петропавловский монастырь попал в бедственное положение. Число братии не превышало пяти человек. Собор ветшал, сквозь щели в него зимой наметало снега. Возрождение храма началось после вхождения Минска в состав Российской империи. В 1795 году Петропавловский собор переосвятили в честь небесной покровительницы государыни Екатерины II - великомученицы Екатерины. Монастырь же перевели в другое место. Ещё несколько лет Екатерининский собор оставался кафедральным, однако в 1799 году превратился в обычную приходскую церковь. Во время наполеоновского нашествия 1812 года французы устроили в храме лазарет, попутно разорив церковное имущество.

http://sobory.ru/article/?object=08772

Поскольку новоустроенный храм не вмещал всех желающих поклониться чудотворной " годуновской " иконе Богоматери Одигитрии Смоленской, в 1811 г. епископом Серафимом была предпринята его перестройка. Отделка храма была закончена к лету 1812 г., но в связи с нашествием наполеоновской армии освящение храма было отложено. После изгнания неприятеля и приведения церкви в " благолепный " вид (французы устроили здесь хлебный склад) она была освящена епископом Иринеем. Прямоугольное в плане двухэтажное здание построено в формах классицизма. Над четырехскатной кровлей в центре возвышается деревянный куб барабана с купольным покрытием, увенчанным крестом. Угловые грани барабана декорированы парами ионических колонн. Симметрично зданию по верху крепостной стены поставлены две одинаковые колокольни. Главный, обращенный к Днепру фасад здания по средней оси оформлен тосканским ордером с фронтоном и балкончиком над проездной аркой. По преданию, с этого балкона 6 августа 1812 г. Наполеон наблюдал за русскими войсками, отступавшими по Старой Смоленской дороге. В некоторых источниках даже сообщается, что " с балкона этой церкви Наполеон лично наводил пушку по русским войскам, отступавшим на той стороне Днепра " . В церкви было два престола: один - в честь иконы Богоматери Одигитрии, второй - в честь иконы Спаса Нерукотворного. Между иконостасами этих престолов под особой сенью находилась чудотворная " годуновская " икона Богоматери Одигитрии Смоленской. Сохранилась цветная фотография интерьера надвратной Одигитриевской церкви, сделанная Прокудиным-Горским (http://sobory.ru/photo/238780). Глядя не неё, как-то не хочется говорить о смешении стилей: здесь все пронизано духом величия. Роспись стен имитирует отделку дорогими породами мрамора. В двухъярусных иконостасах иконы первого ряда разделяются золочеными колоннами, витыми внизу и с великолепными композитными капителями вверху. Вторые ярусы представляют собой высокие, обильно украшенные резьбой фронтоны над царскими вратами, с такими же резными картушами по обеим сторонам. В картуши вставлены овальные иконы. В центре, между двумя иконостасами, высокая сень с голубым, усыпанном золотыми звездами куполом и тяжелым темно-красным, забранным с боков бархатным балдахином. Купол сени увенчан большой царской короной, по краям купола расположены три резные картуша, также с помещенными в них овальными иконами. Под сенью, за завесой из множества лампад, находится чудотворная икона Богоматери Одигитрии Смоленской в великолепном, усыпанном драгоценными камнями окладе.

http://sobory.ru/article/?object=04121

Пугачёвское восстание 1773-1775 годов вновь обратило казанский кремль в крепость, которую восставшие обстреливали пушками в течение двух дней. 14 июля 1774 года войска Емельяна Пугачёва были вынуждены отступить от Казани. Тем не менее, Емельян Пугачёв всё же побывал в кремле Казани — он содержался там в одном из казематов перед отправкой на казнь в Москву. C 1774 года архитектор В. И. Кафтырев начал воплощать в жизнь высочайше утвержденный регулярный план городской застройки Казани, в котором предусматривалось возведение в кремле ансамбля Присутственных мест. Началась комплексная застройка прилегающих к кремлю площадей и улиц. Он стал её отправной точкой — от него радиально отходили широкие улицы. XIX век [ править править код ] В 1800 году издатель и просветитель Максим Невзоров оставил описание главной крепости обширной Казанской губернии: «В ней находится соборная Благовещенская церковь, Спасо-Преображенский 2-го класса мужской монастырь, церковь Киприана и Иустины, архиерейский дом с духовною консисториею, присутственные места и соединенный с ними генерал-губернаторский дом со всеми службами, артиллерийский цейхгауз, гауптвахта, старый оберкомендантский дом, колодничьи казематы, деревянные старые провиантские и соляные магазины». Во время Наполеоновского нашествия, на территории Казанского кремля действовал завод по изготовлению и ремонту пушек. К концу XIX века сложился как сам внутренний архитектурный комплекс кремля, так и окружавший его современный городской ансамбль. XX век [ править править код ] После революции 1917 года, в 1920—1930-х годах, в период борьбы с религией, в Казанском кремле были разрушены колокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора, церковь Киприана и Иустинии, Спасская часовня при Спасской башне, утрачены иконостасы, чтимые иконы и реликвии кремлёвских церквей. В советский период продолжается археологическое изучение кремля (с 1917 года: Н. Бороздин, Н. Калинин, с 1976 года — А.Х. Халиков), начатое ещё в XIX веке профессором Казанского университета Н. П. Загоскиным, П. А. Пономаревым и другими казанскими краеведами. В1960-е была образована Татарская реставрационная мастерская. С образованием Республики Татарстан в 1992 году казанский кремль становится резиденцией Президента Республики Татарстан.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Крем...

С религиозной точки зрения отречение монарха – помазанника Божия, противоречит акту Священного Его Коронования и Миропомазания, как и взятых им на себя обязательств перед народом. В труднейшие часы исторической народной жизни Монарх должен блюсти свою власть и властью добиваться народного спасения. Вспомним Петра I в часы стрелецкого бунта; императора Николая I, шествующего по улицам столицы навстречу восставшим декабристам; царя Алексея Михайловича во время Разинского бунта; императрицу Екатерину II  во время пугачёвщины. Кутузова – во время Наполеоновского нашествия, Сталина – во время войны с фашистами. В среду и пятницу Русь непременно молились и пела тропари Спасу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице! Главной заботой было – пробудить в народе отчелюбие, справедливость, волевой и творческий настрой, чувство общественного единения и верного направления народных молитв и действий. Русская знать, способная ответственно управлять и направлять русское общество, медленно созревала при Петре I, Елизавете Петровне и Екатерине II. Европа и Азия шла на нас не только войнами, кочевыми набегами, но и революциями. «Профессорами» знати были французские революционеры, базарные жулики, откровенные уголовники, заговорщики, убившие Петра III и Павла I, декабристы, позже – западная демократия и либерализаторы. От них – идея строить Россию без царя в голове. Все декабристы сообща освободили только трёх крестьян, либералов хватило только на перестройку, развалившую страну. Император Николай I удержал Россию на краю гибели и спас её от бессмысленного и беспощадного бунта. Он дал русской интеллигенции, способной только подражать, срок, чтобы одуматься, обрести национально-государственный смысл жизни. Западники, народовольцы предпочли террор: Нечаев, Бакунин, подобные Петру Верховенскому, увлеклись стрельбой, подкопом дворца, взрывами поездов и бомбометанием. Священная основа национального бытия многократно подверглась ими поруганию, и злодейству. Трон пал и никто не поднял и не развернул упавшего знамени, никто не встал под ним открыто. Крушение монархии есть крушение самой России. Развернулось бесчестие, по Достоевскому, и оскудение духа.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/05/vl...

Среди первых христиан тщетно искать тех, кто призывал бы подобно Ленину в 1914 году и Власову в 1943 году, к поражению собственного правительства в войне на том основании, что государство не соответствует идеалам. Хотя языческая Римская империя совершала на христиан гонения, они не призывали к дезертирству или пацифизму – порождению атеистического и индивидуалистического сознания. Доблестные воины-христиане Святой Георгий Победоносец, Андрей Стратилат, Прокопий, Феодор Стратилат, не сомневаясь, служили мечом языческому римскому государству и принципиально отказывались обнажить меч ради себя. В таком переживании Отечество – это вовсе не обожествляемое конкретное государство с его институтами, несовершенствами и грехами. Но именно с ними " эту варварскую страну " или " проклятый капиталистический режим " отождествляют и либеральные, и ультракрасные " граждане мира " – ведь у либералов " где хорошо, там и отечество " , а у " пролетариев и вовсе нет отечества " кроме социализма. В ходе Великой Отечественной Войны проявилось, что " унесенные ветром " либералы, в свое время приветствовавшие разрушение православной России и революцию, меньше любили Россию, чем они ненавидели " большевиков " , отнявших у них плоды этой революции. Но почвенники, например, А. Деникин, С. Рахманинов, никогда не симпатизировавшие революционным идеям, тем не менее желали победы Красной Армии, ибо сохранение любимого Отечества для будущих поколений для них было выше желания увидеть при жизни крах ненавистного " режима " . Любовь оказалась больше ненависти, как и требует заповедь... Именно против такого традиционного единства национального организма в сознании в течение десятилетия была направлена проповедь совершенно ложной интерпретации " гражданского общества " . Как идеологическая, так и геополитическая схема нового передела мира напоминает не только Первую и Вторую мировые войны. Сегодня встают в единую логическую цепь и наполеоновское нашествие, и крестовые походы и время великих географических открытий, сопровождавшихся чудовищными даже по тем меркам избиениями туземцев. Так что гитлеровский эпизод немецкой истории в значительной степени был уродливым выражением глубинного исторического сознания Запада в целом.

http://pravoslavie.ru/5138.html

Церковь была духовным оплотом всенародного противостояния врагу. Но не только теплыми молитвами Русская Церковь помогала в битве с врагом, но и также жертвовала на военные нужды большие средства церковных денег. Синод тогда же пожертвовал на военные нужды 1,5 млн церковных денег. Одна только Троице-Сергиева лавра отдала на борьбу с врагом 70 тысяч рублей ассигнациями, 2,5 тысячи серебром, а также около 100 килограммов серебра и изделия в слитках [ [XI] ]. Но главным со стороны Церкви было и другое. Русская Церковь, единственная в то время идеологическая сила, занималась информационной работой и пропагандой среди населения страны, могла вдохновить православный народ всех сословий Российской империи. Священники в своих проповедях на службах доводили до прихожан информацию патриотического и военно-политического характера. В 1812 году десятки миллионов подданных Российской империи были крестьянами, жившими в тысячах сёл и деревень, разбросанных на необъятных пространствах. К тому же подавляющее большинство из них были неграмотными. В этих условиях только Православная Церковь и её священнослужители могли максимально быстро и доходчиво объяснить своей многомиллионной пастве катастрофическую опасность нашествия на Святую Русь наполеоновских полчищ, состоящих из «двадесяти языков» [ [XII] ]. Формировались полки народного ополчения, вместо военных знамён были церковные хоругви, а на головных уборах воина был нашит христианский православный крест. В Отечественной войне 1812 года принимало участие около 200 военных священников, в каждом полку была походная церковь и икона, покровительница воинской части. В благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия по указанию императора начался строиться храм-памятник во имя Христа Спасителя. Одним из важных результатов Отечественной войны 1812 года явился значительный рост православного самосознания нации: нежданно нагрянувшие беды и страдания, вызванные вражеским нашествием, вновь напомнили каждому о бренности земного бытия, и человеческие души с еще большой верой устремились к «Единому Зиждетелю» – Богу. В немалой степени усилился и авторитет Церкви: народ знал о ее огромной материальной помощи войскам и по достоинству это оценил, знал он и о священниках, принимавших участие в партизанском движении, и о некоторых иереях-патриотах, расстрелянных у стен храмов, которые они пытались защитить от ограбления и осквернения французскими войсками. Наконец, у всех перед глазами был реальный факт огромного – не только политического, но и духовного, религиозного – значения: именно православное воинство смогло победить, а частью освободить народы неправославной (в основном католической) Западной Европы [ [XIII] ].

http://bogoslov.ru/article/4862842

В годину наполеоновского нашествия на первое место выдвинулась проблема защиты русской культуры, культурной идентичности – на фоне глобального натиска франкоцентризма, французского языка и культурных стандартов. Неслучайно именно после победы над Наполеоном и освобождения от наложенных в XVIII веке на нашу элиту духовных оков произошел бурный расцвет русской культуры, русской философской мысли, наступил " золотой век " Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Хомякова, Киреевского. Творцам русской культуры была необходима эта победа, чтобы отойти от подражания образцам Парижа и Версаля и обрести веру в силу собственного народа. Кроме того, упразднив геополитический проект Бонапарта, Россия создала благоприятные условия для национально-культурного разнообразия самой Западной Европы. Наконец, самым страшным испытанием для России стало гитлеровское нашествие. Под угрозой оказалось само физическое существование нашего народа. Но было бы абсолютно неверно представлять Великую Отечественную войну как исключительно войну за выживание. На ее полях решался принципиальный вопрос человеческого бытия, вопрос о справедливости: равны ли люди Земли в своем достоинстве, или же они делятся на высшие и низшие расы? Иными словами: можем ли мы, члены огромной человеческой семьи, по-христиански обращаться друг к другу со словами " Братья и сестры! " , либо мы навеки разделены непреодолимыми генетическими и культурными барьерами? Глубоко символично, что обнародованный руководством нашей страны призыв на борьбу с гитлеровским захватчиками начинался словами " Братья и сестры! " и был адресован всем соотечественникам, независимо от их национального происхождения, вероисповедания и политических взглядов. Это был призыв к общенациональной солидарности, это было обретение понимания ее значения как одной из базисных ценностей, без которых общество обречено на распад и уничтожение. В минувшем году на Всемирном русском народном соборе мы определили солидарность как силу, связывающую народ, обеспечивающую единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.

http://religare.ru/2_97047.html

До этого же идея «нового мирового порядка была высказана вождём Третьего Рейха Адольфом Гитлером и его министром пропаганды Йозефом Геббельсом: « Фюрер выразил своё непоколебимое убеждение в том, что Рейх станет хозяином всей Европы. Ещё не раз нам придётся вступить в бой, но эти сражения, несомненно, приведут нас к самым замечательным победам. От них путь к мировому господству буквально неизбежен. Владеющий Европой возьмёт в свои руки бразды правления всем миром». Как мы видим, меняется лишь страна, претендующая на роль гегемона, готовящегося существовать за счёт кого-то, но идея этой гегемонии остаётся прежней и неизменной. Святитель Феофан, Вышенский затворник, писал, что Господь не раз наказывал Россию Западом. Было смутное время 1612 года, наполеоновское нашествие 1812 года, которое было послано за увлечение высшего общества идеями и литературой французского просвещения, кажется уже забыли тот урок, писал святитель [«Созерцания и размышления. Краткие поучения», М., 2007, с. 93]. К сожалению, на исторических ошибках наше общество пока не научилось учиться, что дважды показал нам многострадальный XX век. А в XXI мы чрезмерно увлеклись английским, достаточно пройтись по улицам в любом крупном городе, чтобы убедиться в этом… И сегодня Господь нам вразумляет снова Западом (теперь англосаксонским) как раньше Францией (1812) и Германией (1914, 1941)… Во многом идея мировой гегемонии одной страны или народа проистекает из поверхностной трактовки Ветхого Завета, что свойственно для протестантизма. Протестанты, подобно древним иудеям, начинают мыслить себя как некий особый «народ Божий» с б ольшими правами, чем у иных народов. Экономист В. Катасонов так говорит о иудейской сущности протестантизма: «При всех расхождениях в экономических интересах иудеев и протестантов роднило самоощущение своей «исключительности» и, соответственно, презрительно-пренебрежительное отношение ко всем остальным». Мы наглядно видим, как в подобном понимании Священного Писания теряется идея каждого человека как образа Божьего. Выходит, что одни якобы существуют для благополучия других.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/07/za...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010