Москва. Церковь Рождества Христова, что в Кудрине. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Рождества Христова в Кудрине церковь (уничтожена). Село Кудрино известно с XIV века, когда принадлежало герою Куликовской битвы князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому Храброму. Впоследствии часть земель села перешла к Новинскому монастырю, а в конце XVI века по этим землям прошла стена Скородома, и небольшая восточная часть Кудрина вошла в черту Москвы. Память о селе сохранялась в названии двух московских храмов, стоявших с двух сторон Кудринской площади: Покрова Пресвятой Богородицы с запада и Рождества Христова с востока. Церковь Рождества Христова впервые упоминается в 1642 г. Строилась она на средства стрельцов, чьих дворов было много около границы города – Земляного вала. Первоначально церковь выстроили деревянной, и стояла она несколько в другом месте. В 1693 г. возвели каменную церковь около Поварской улицы, которая была одной из дорог, ведущих в усадьбу дяди царя Петра I Л.К. Нарышкина Фили, где велось в это время большое строительство. Храм выстроили типично посадский. Небольшой кубический объем венчали пять глав на тоненьких барабанах. Декор глав – арки на тонких колонках – был довольно архаичный для этого времени. С запада к основному объему примыкала трапезная, одной шириной с храмом. По основной оси на западе стояла шатровая колокольня. В южной части трапезной находился придел Казанской иконы Божией Матери, который упоминается в 1722 г. В 1758 г. титулярный советник Григорий Хрисанфович Михайлов устроил в правой апсиде главного храма, то есть в дьяконике, придел Тихвинской иконы Божией Матери. После наполеоновского нашествия церковь возобновляли. Фасады сделали гладкими, стесав наличники XVII века. Тихвинский придел перенесли в трапезную, он был помещен симметрично Казанскому приделу. Трапезную при этом не расширяли, что говорит о небольшом количестве прихожан. Интересно, что при главном посвящении храма празднику Рождества Христову, оба его придела были посвящены иконам Божией Матери. Хотя Рождественская церковь числилась по Поварской улице, ее от улицы отделял ряд участков с жилыми домами, а главный вход на церковный двор был с Трубниковского переулка, а второй – с Новинского бульвара. В 1820-1830-е гг. церковный двор по периметру обстроили типовыми деревянными одноэтажными домам причта. В 1880 г. на средства купца Бакланова при церкви открыли богадельню для двенадцати престарелых женщин всех сословий.

http://sobory.ru/article/?object=36841

Плёс. Храмовый комплекс Троицкой слободы. Троицкая церковь (зимняя и летняя) Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Ивановская область, Приволжский район, г. Плес Координаты: 57.456102, 41.512698 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ТРОИЦЫ И ВВЕДЕНИЯ, 1-я треть 19 в. ул. Корнилова, 7. Расположен на юго-западной окраине, в бывш. Троицкой слободе, на небольшой площади при въезде в город из Иванова. Важный планировочный акцент нагорной части города. Деревянная Троицкая церковь известна на этом месте еще в 1628 г., в 1712 г. она заменена новой. В 1778 г. здесь уже было два деревянных храма: летний и зимний (Введенский). В 1808 г. на месте первого из них была поставлена каменная церковь Троицы, в 1828 г. на средства купцов Г.С. и Д.В. Частухиных сооружен зимний каменный Введенский храм. В посл. четв. 19 в. к северо-западу от него построен двухэтажный дом причта. Церкви стоят рядом, параллельно друг другу. Доминирует в комплексе более крупная стройная Троицкая церковь. Стоящая к северу от нее невысокая Введенская дополняет ансамбль своими монументальными формами. Оба храма кирпичные, побелены по кладке, стены дома причта выполнены в лицевой кладке. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 92-95. Троицкий храм и Введенская церковь находятся бок о бок и встречают всех въезжающих в город со стороны Иваново. О деревянной Троицкой летней церкви есть упоминание в документах первой четверти XVII века. В 1808 году её разобрали по причине ветхости и на этом месте начали возводить каменный храм, строительство которого завершилось в 1812 году, накануне наполеоновского нашествия. Получилось великолепное строение в стиле барокко, двусветное, увенчанное пятью крупными главами. Троицкая церковь удивительно похожа на Воскресенскую, будто проектировал обе один и тот же архитектор. И это не удивительно, ведь строились они практически параллельно, в одни годы.

http://sobory.ru/article/?object=00944

Священный Синод на сентябрьском заседании (журнал 68) по ходатайству мит­рополита Вятского и Слободского Марка включил имя архимандрита Геннадия (Парфентьева) в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Отныне память этого угодника Божия совершается в день его кончины 10 ноября. По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка материалы к канонизации собирали церковные историки — члены профильной комиссии другой епархии Вятской митрополии, Яранской, в нынешних пределах которой архимандрит Геннадий совершил свой подвиг. Об обнаруженных в ходе поисковой работы сведениях «Журналу Московской Патриархии» рассказывает один из них. PDF-bepcuя. Игумения Варвара (Скворцова) 27 ноября 2021 г. 13:00 Сегодня, когда продолжается вымирание сел и деревень, а вместе с ними из нашей жизни уходят культура и язык малых народов, находятся настойчиво этому сопротивляющиеся энтузиасты. В их числе и настоятель прихода Введения во Храм Пресвятой Богородицы Бежецкой епархии протоиерей Димитрий Лихачев, который вместе с неравнодушными людьми в селе Спировского района старается сохранить духовные и культурные ценности тверских карелов. Как ему удалось использовать гранты для восстановления собора, почему карельский язык многие годы был предан забвению, в чем особенности духовного окормления карелов и есть ли перспективы у этого села, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-bepcuя. Алексей Реутский 16 ноября 2021 г. 16:00 На заседании конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» 16 сентября 2021 года, которая проходила в Москве в Храме Христа Спасителя, прозвучал совместный доклад митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора и митрополита Тамасосского и Оринийского Исаии (Кипрская Православная Церковь). PDF-bepcuя .   15 ноября 2021 г. 16:00 У Калужской иконы Божией Матери большой юбилей. В 1771 году по молитвам к ней в Калуге была остановлена эпидемия чумы. Эта икона прославилась многочисленными исцелениями, а также заступничеством от врагов при наполеоновском нашествии. После ­закрытия Рождественского храма в 1930-х годах икону переносили в другие — действующие храмы, пока она не оказалась в Калужском краеведческом музее, а затем в Георгиевском соборе Калуги. Другой чудотворный список, ныне участвующий в крестных ходах, пребывает в кафедральном Троицком соборе. Поэтому паломники могут помолиться у двух образов в разных храмах. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/jmp/2021/10/

Смоленск. Церковь Николая Чудотворца (Верхне-Никольская). Верхне-Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Была построена в 1794–1796 гг. на средства смоленского помещика Ивана Лесли. Здание стояло на перекрестке современных улиц Ковтюха и Володарского, между Смоленским гуманитарным университетом и станцией скорой помощи. Оно было обнесено каменной оградой, внутри которой располагалось кладбище. Церковь была закрыта в 1929 году. Сначала в ней планировали открыть Музей революции, затем курсы по переквалификации безработных. В итоге разместили метеорологическую станцию. Во время Великой Отечественной войны храм взорвали, а позже руины разобрали. На этом месте был разбит небольшой парк, рядом с которым последние годы располагалась автопарковка. Этим летом на месте Верхне-Никольской церкви был установлен поклонный крест, а митрополит Смоленский и Рославльский Исидор заявил о том, что принято решение о восстановлении этого древнего храма, в связи с чем из Санкт-Петербурга были запрошены его чертежи. В связи с ростом города в конце XVIII века появилась потребность в новых приходских церквах. В 1794-1796 годах в Офицерской слободе (район нынешних улиц Энгельса, Нахимсона, Герцена) усердием смоленского помещика Ивана Васильевича Лесли была построена Верхне-Никольская церковь. В ней имелось три престола: главный – холодный – во имя святого Николая Чудотворца, два других – теплых – находились в приделах, были освящены в память святых равноапостольных Константина и Елены и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Церкви «была дана богатая внутренняя обстановка». Суровые испытания пришлось пережить Верхне-Никольской церкви во время наполеоновского нашествия. Сначала поляк Понятовский в ней устроил конюшню, затем французские солдаты и офицеры – склад провианта. О Верхне-Никольской церкви сообщается следующее: «От пожара осталась цела, но разорена». После освобождения города от французов храм был завален вражеским провиантом, «…в церкви оказалось – муки 104, крупы и овса – 1100 кулей». Работы по очистке завершили только к 14 марта 1814 года, израсходовав на это 1300 рублей. Ввиду сильного разорения приход Верхне-Никольской церкви временно причислили тогда к Одигитриевской. Но, благодаря деятельности священника Григория Станкевича, в довольно короткие сроки был исправлен и заново освящен 24 июля 1814 года придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», утварь и все необходимое для которого «…на время взяты были из полковой церкви». На восстановление храма активно жертвовали прихожане. Смоленский епископ Иосафат подарил церкви «бархатно-малиновую ризницу», подаренную ему императрицей Марией Федоровной. В документах отмечается, что «…один неизвестный из Москвы прислал… несколько утвари».

http://sobory.ru/article/?object=43524

Состоялась торжественная церемония закрытия IV Общероссийской олимпиады по основам православной культуры 26 апреля 2012 г. 17:08 26 апреля 2012 года завершилась IV Общероссийская олимпиада по основам православной культуры 2012 года. Как и в предыдущие годы, торжественное закрытие по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Одной из тем IV Олимпиады по ОПК была Отечественная война 1812 года. Чтобы участники смогли прикоснуться к этой странице истории своей Родины, перед началом официальной части мероприятия для них была организована экскурсия по Храму Христа Спасителя, который был построен «в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия». В это время для гостей были открыты разнообразные творческие мастер-классы: составление мозаичного рисунка, роспись пасхальных яиц, резьба по дереву и другие. Кроме того, была проведена интеллектуальная викторина, где любой смог проверить свои знания православной культуры. Церемонию награждения открыл председатель оргкомитета Олимпиады, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев . В своем выступлении отец Владимир отметил необходимость развития в современном обществе системы духовно-нравственного воспитания молодежи. Он поблагодарил всех благотворителей и волонтеров, без которых олимпиадное движение не выросло бы в 2012 г. до международного масштаба. Кроме того, священник выразил глубокую благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за благословение и поддержку просветительских инициатив Университета. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , передал поздравления Святейшего Патриарха суперфиналистам. От себя он добавил, что результаты деятельности организаторов олимпиады не могут не радовать сердце, переживающее за судьбу России. Владыка Меркурий выразил искреннюю благодарность всем людям, которые не жалея ни физических, ни духовных сил заботятся об улучшении «культурного климата» в России.

http://patriarchia.ru/db/text/2185146.ht...

Храм в честь Смоленской иконы Божией матери построят к 30-летию МЧС России 17 июня, 2019. Новостная служба Он станет главной святыней спасателей 17 июня, ПРАВМИР. К 2020 году в Москве построят храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, которая спасала Москву от наполеоновского нашествия. Он появится в районе Фили-Давыдково к 27 декабря, к 30-летию МЧС России. Он станет главной святыней для спасателей, по словам куратора программы строительства храмов в Москве и депутаты Госдумы Владимира Ресина. “ В настоящее время практически завершена монолитная конструкция храма, ведутся работы по утеплению стен и наружной кирпичной кладке, все это планируют закончить до конца лета”, — цитирует Ресина РИА Новости. Храм будет двухъярусным, однокупольным с шатровым завершением и колокольней в стиле владимирской школы православного зодчества. Верхний храм рассчитан на 500 прихожан, а нижний вместит более 300. Ему дано название в честь Боголюбской иконы Богородицы: в этих местах прежде стояла церковь, посвященная этому образу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 апреля, 2024 28 июня, 2023 14 июня, 2023 13 июня, 2023 19 мая, 2023 18 мая, 2023 17 мая, 2023 15 мая, 2023 10 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/hram-v-chest-smolensko...

Храм Рождества Божией Матери (Дютьково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] В сохранившихся Писцовых книгах имеются сведения о том, что уже в 1583 году село « Дютково Звенигородского уезда, с деревянною церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы находилось в вотчине Саввы Сторожевского монастыря». Подверглась разорению в начале 17 веке в связи с польско-литовским нашествием. «В 1624г. церковь деревянная стоит пуста от литовских людей, у церкви двор вдового попа Остафья; пашни церковныя земли полосмины, сена 25 копен». В 1765 году по указу императрицы Екатерины II, село Дютьково вместе с церковью Рождества Пресвятой Богородицы перестает быть собственностью монастыря и переходит в разряд казенных или государственных. В 1839 г. согласно «Клировым ведомостям» Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Дютьково «устроена благолепно; деревянная, и такая же колокольня, покрыта железом. Утварью достаточна. Внутри расписана на масле по местам живописью. Причта положено: священник, дьякон, дьячок и пономарь. В 1873-1879 гг. на месте деревянной церкви возведен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами Святого Пророка Илии и Преподобного Саввы Сторожевского. Сразу после революции здание Церкви Рождества Богородицы со всей церковной утварью было объявлено собственностью Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов. Сохранился документ, датированный 1925 годом под названием «Соглашение граждан прихода села Дютьково со Звенигородским Советом Рабочих и Красноармейских депутатов». Храм оставался открытым почти до самой войны. Серьезный ущерб Храму был нанесен во время войны с гитлеровской Германией. Вся земля здесь полита кровью, усыпана снарядами и человеческими останками. В 1946 году группой граждан было подано Прошение в администрацию г. Звенигорода об открытии Храма рождества Богородицы в Дютьково. Однако, в просьбе верующим было отказано. К концу XX столетия храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Дютьково находился в гораздо более ужасающем состоянии, чем в 1624 г., после нашествия литовского войска, а так же после разорения от наполеоновской армии в 1812 году и фашистко-немецких захватчиков после второй мировой войны.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Икона Божей Матери Корсунской «Икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающее», – так ярко и огненно говорят об одном из русских Богородичных образов, почитаемого как «от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше». Икона Божей Матери Корсунской , одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяющая Русский мир, от Херсонеса и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы, почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.). В малоазийском городе Ефесе пребывала икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. Считается, что в 988 году список с этой иконы был принесен в Киев из Корсуни святым равноапостольным князем Владимиром. Этот список получил название Корсунской иконы Божией Матери. Корсунский образ Богоматери относится к иконописному типу «Умиление» («Елеуса»). Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870–1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» рассказывает о том, что чудотворный образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а позже – в Москву, где и находился в алтаре Успенского собора (пропал в 1812 году во время Наполеоновского нашествия ). Другой список Корсунской иконы был принесен на Русь дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая Есть предание, что другой список этой иконы был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Приняв постриг, княжна основала в Полоцке женскую обитель и построила в ней каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого. Позднее преподобная Евфросиния возвела новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Преподобная направила к византийскому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами и с просьбой прислать список с образа Пречистой. Просьба Евфросинии была исполнена, и Михаилу был вручен список с чудотворной Ефесской иконы.

http://pravoslavie.ru/74500.html

В Калужской митрополии состоялись праздничные богослужения в день памяти праведного Лаврентия Калужского 26 августа 2019 г. 17:42 23 августа 2019 года, в день памяти святого праведного Лаврентия, Калужского чудотворца, в Свято-Лаврентьевском мужском монастыре в городе Калуге, на месте упокоения честных мощей святого, праздничное богослужение возглавили митрополит Калужский и Боровский Климент , архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан и епископ Козельский и Людиновский Никита . За Божественной литургией архипастырям сослужили наместник Лаврентьевской обители иеромонах Пафнутий (Архипов), наместник Успенской Тихоновой пустыни архимандрит Тихон (Завьялов), протоиерей Анатолий Рыжков, протоиерей Андрей Жиганов, секретарь Калужской епархии игумен Мефодий (Пронькин), отцы благочинные, настоятели и клирики приходов и монастырей Калужской, Козельской и Песоченской епархий. Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. На сугубой ектенье были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире на Украине. За богослужением молились заместители губернатора Калужской области Д.А. Денисов и В.А. Быкадоров, калужское духовенство, монашествующие и многочисленные паломники из разных городов России. Проповедь о подвиге праведного Лаврентия произнес иерей Константин Комаров. Литургия завершилась крестным ходом на святой источник праведного Лаврентия Калужского, где был отслужен водосвятный молебен. По преданию, этот источник существует еще со времен святого, и для многих местных жителей он стал целительным. Архипастыри окропили верующих святой водой. По окончании праздничных богослужений глава Калужской митрополии поздравил духовенство и верующих с праздником и произнес проповедь. Гостей поздравили воспитанники воскресной школы при монастыре. Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», — как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вот что такое русский священник! 20.01.2022 10:54:37 Протоиерей Николай Булгаков В Неделю по Рождестве Христовом 12 января 1969 года в нашей Церкви появился новый священник – Валериан Кречетов. В Покровской церкви Московской духовной Академии и семинарии его рукоположил в иерейский сан её тогдашний ректор владыка Филарет (Вахромеев), впоследствии Почетный Экзарх Беларуси. Прекрасный день: Рождество и Воскресение Христовы! Почти все эти годы – больше полувека – Батюшка прослужил в Покровском храме села Акулово под Москвой, возле Можайского шоссе. Храм этот действует с 1807 года. Северный придел посвящен Казанской иконе Божией Матери, южный – святителю и чудотворцу Николаю. Храм был возведен за пять лет до наполеоновского нашествия, с тех пор не закрывался и все эти годы защищает Москву с запада – Матерь Божия покрывает ее и всю страну Своим Покровом по молитвам священнослужителей и всех верных. Тот, кто хочет действительно знать и возвещать правду о нашей Церкви, кто хочет объективно относиться к ее служителям, может посмотреть на подвижнический труд таких батюшек, как отец Валериан, и сказать безпристрастно: вот что такое настоящий русский священник! Это еще Николай Васильевич Гоголь, слова которого Батюшка часто вспоминает, дал нам пример такого отношения ко всем людям: ценить их по вершинам, – на примере своего отношения к Пушкину. Батюшка так устроен: чего интересного ни услышит, тут же всё вставляет в свои проповеди, – потому что христианство, как учил его родной отец, протоиерей Михаил, – это не философия, это жизнь. Батюшка все эти годы на каждой Литургии после Евангелия неизменно произносит проповедь – не написанную, конечно, какой там! Её и записать-то потом для книги не просто, она ведь живая, и в этих живых интонациях – оттенки духовного смысла. Батюшка – кладезь житейского, педагогического, общественного опыта. Вот уж, кажется, наизусть знаешь за треть века, какой пример он сейчас приведёт по такому-то поводу, – и всё равно: снова и снова он что-то новое и необычное, мудрое и весёлое извлекает из своей бездонной «кунсткамеры».

http://radonezh.ru/2022/01/20/vot-chto-t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010