Сегодня мы отмечаем славный юбилей – 325-летие Московской духовной академии. За три с четвертью века её бытия в её истории можно указать ряд событий, которые можно отнести, как это принято говорить сейчас, к числу знаковых. И среди них несомненно особое место занимает возвращение возрожденной Московской духовной академии в её исторические здания в Троице-Сергиевой Лавре, совершившееся осенью 1948 года. В связи с этим любопытно отметить тот факт, что на протяжении всей своей истории наша Alma mater всегда была связана с различными иноческими обителями. Так в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды начали преподавание своим первым ученикам в кельях древнего Богоявленского монастыря в Китай-городе, основанного в 1296 году святым благоверным князем Даниилом Московским. В 1687 году Славяно-греко-латинская академия обосновалась в специально устроенных зданиях Заиконоспасского монастыря на Никольской улице, где пребывала (уже под именем Спасских школ) до наполеоновского нашествия. В 1814 году академия, реформированная в соответствии с требованиями времени, была переведена в Троице-Сергиеву Лавру, где пребывала на протяжении последующих ста с небольшим лет. Даже когда наша Alma mater после официального прекращения своей деятельности в 1919 году, по выражению епископа Вениамина (Милова) (в то время иеромонаха), окончившего курс академии в 1922 году, «доживая последние дни, ютилась в разных местах города» (Москвы), занятия со студентами нелегально действовавшей академии проводились в подсобных помещениях Высоко-Петровского монастыря . А возрождение Московских духовных школ в годы Великой Отечественной войны началось в помещениях закрытого к тому времени Московского Новодевичьего монастыря. О возвращении же академии «к Троице», под покров Божией Матери и преподобного аввы Сергия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I – выпускник Московской духовной академии 1904 года, мечтал с самого момента возрождения Московских духовных школ и делал для этого всё возможное. В своей статье «Святейший патриарх Алексий и Московские духовные школы» протоиерей Вадим Смирнов (ныне – игумен Никон), в прошлом – многолетний преподаватель МДА и С, приводит следующее свидетельство покойного митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова): «Мне довелось с первых дней учиться в возрожденной школе. Я хорошо помню день 14 июня в Москве; в стенах Новодевичьего монастыря Московский Первосвятитель Митрополит Алексий служил молебен перед началом занятий. Патриарший Местоблюститель благословил Московскую Духовную школу образом " Явления Божией Матери Преподобному Сергию " и сказал: " Я верю, что молитвами Божией Матери и предстательством Преподобного Сергия Московская Духовная академия возвратится в своё историческое место – в стены Лавры и будет продолжать славную традицию прежней Академии " . И вот сегодня мы видим исполнение пророческих слов нашего Святейшего Патриарха» .

http://bogoslov.ru/article/1259980

«Собственное государево богомолье» в Звенигороде Интервью с иеродиаконом Иоанном (Горячевым), возглавляющим отдел по работе с паломниками Саввино-Сторожевского монастыря Алексей Власов Иеродиакон Иоанн (Горячев) Год назад, 16 декабря 2006 года, состоялось торжественное открытие юбилейного года, посвященного памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всей России чудотворца († 1407). Главная цель этого масштабного мероприятия, заканчивающегося 19 декабря 2007 года в стенах храма Христа Спасителя, заключалась в том, чтобы напомнить православной России об одном из самых замечательных ее святых – преподобном Савве и его обители. Саввино-Сторожевский монастырь расположен в г. Звенигороде (50 км от Москвы) на высоком берегу Москва-реки. Начиная со времени основания, обитель служила примером церковно-государственных отношений, образцом симфонии (согласия) между духовной и светской властью. Царь Алексей Михайлович, чья жизнь была спасена чудесным заступничеством преподобного Саввы, возвысил монастырь до статуса лавры. «Собственное государево богомолье» в Звенигороде впоследствии глубоко почиталось всеми Романовыми. В 1812 году из обители вывозили для всенародного моления о защите Русской земли Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери. Во время нашествия французских войск монастырь пострадал, но не был разрушен. По преданию, святой Савва явился наполеоновскому маршалу принцу Евгению Богарне с предостережениями о недопущении варварства, после чего захватчики не рискнули начать разорение обители. В 1919 году монастырь был закрыт и лишь в 1995 году возвращен Церкви. С того времени святая обитель прошла значительный путь, и многое в ней уже изменилось. Жизнь в монастыре не останавливается ни на минуту, и множество паломников ежедневно стремятся посетить обитель и помолиться у мощей преподобного Саввы. Какова жизнь в монастыре сегодня? Как и чем он живет? На эти и другие вопросы нам ответил насельник Саввино-Сторожевского монастыря – иеродиакон Иоанн, возглавляющий отдел по работе с паломниками.

http://pravoslavie.ru/4776.html

Чада Церкви и Отечества! приимите оружие и щит да сохраните верность и охраните веру отцов наших …. Церковь, уверенная в неправедных и нехристолюбивых намерениях врага, не престанет от всей кротости своея вопиять ко Господу о венцах победных для доблестных подвижников и благах нетленных для тех, которые душу свою положат за братию свою Московский Кафедральный Храм Христа Спасителя изначально создан как памятник воинской славы России, в благодарение Творцу за Его благодатную помощь в великом вооруженном противостоянии наполеоновскому нашествию 1812 года. Тогда христолюбивое воинство России, ее армия, ее народ противоборствовали ополчившемуся на наше Православное Отечество безбожию, стремившемуся по корить мир не только оружием, но и соблазнами власти, славы и обогащения. Возглавляемые признанным военным гением, воюющим «на земле с небом», значительно превосходящие численно, с огромным боевым опытом и с «освобожденной» совестью, войска врага, покорившие многие государства, на своем пути оставляли свидетельства богоотступничества, разоряя и опустошая храмы и монастыри, глумясь над святынями нашего народа. На следующий день по вторжении неприятеля Государь Император Александр I в своем приказе армиям воззвал к воинству России: » … не остается Нам ничего иного, как, призвав на помощь свидетеля и защитника правды, Всемогущего Творца небес, поставить силы Наши против сил неприятельских. Не нужно Мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим об их долге и храбрости …. Воины! Вы защищаете Веру, Отечество, Свободу. Я с вами! На зачинающего Бог!» В воззвании Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода, возглашенном вскоре во всех храмах России, про звучали такие слова: » … чада Церкви и Отечества! приимите оружие и щит да сохраните верность и охраните веру отцов наших …. Церковь, уверенная в неправедных и нехристолюбивых намерениях врага, не престанет от всей кротости своея вопиять ко Господу о венцах победных для доблестных подвижников и благах нетленных для тех, которые душу свою положат за братию свою …. »

http://pravmir.ru/pamyati-pochivshix-zas...

Благодатный Огонь 7: Муж света и разума Александр Семенович Шишков ПРАВОСЛАВИЕ.RU   БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ 7,  2001   ДУХОВНАЯ НИВА   МУЖ СВЕТА И РАЗУМА АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ ШИШКОВ К разгону Библейских обществ в России В Отечественную войну с Наполеоном адмирал Александр Семенович Шишков (1754–1841) занимал ответственный пост Государственного секретаря, составляя проникновенные манифесты, с которыми Император Александр I обращался к народу и армии. Вместе с Государем он совершил все боевые походы по дорогам Европы, покуда на земле не воцарился мир. Но враги России многолики: стоило нашим войскам отбросить коварные полчища за пределы своей страны и продолжить боевое дело уже на чужой территории, в Петербург под видом радетелей веры хлынули разного рода религиозные отщепенцы масонского набора — методисты, квакеры, оголтелые мистики и сектанты. Против Православия ковалась крамола, причем не менее опасная по своим целям, чем наполеоновское нашествие. Растлители душ тщились своими подлогами подменить Христову истину, чтобы замутить чад Православной Церкви, сдвинуть духовный светильник с места и угасить. Так, в 1813 году враги России стали покрывать Отечество наше черной сетью Библейских обществ. Перетолковать, извратить и опошлить Священное Писание — вот чем занялись в первую очередь крамольники. На это лгущая ученость возгревалась большими денежными средствами, подыскивались и влиятельные человеки со страстями. Естественно, такой несгибаемый православный патриот и столп русскости, каким был Александр Семенович Шишков, этот поистине великий муж света и разума, возвратясь с театра военных действий, сразу же включился в открытую борьбу с новыми супостатами. Ни ядовитые поношения литературных карбонариев из рядов размагниченной интеллигенции, ни козни царедворцев, состарившихся в вольнодумстве, не остановили боевого военачальника и доблестного оберегателя первообразного слова от поединка с масонскими провокаторами. Его позвал к подвигу призыв, начертанный на знамени народного ополчения 1612 года: «Вставай, иди, борись и побеждай!» И Шишков буквально с горсткой единомышленников сумел извести ту нечисть с лица родной земли. А было это так.

http://pravoslavie.ru/press/blagogon/07/...

Пути парижского богословия Парижских богословов у нас знают не все. А из тех, кто знает, — не все любят. Более того, их «подозревают». Хотя уж чего-чего, а злонамеренности и коварства у этих богословов-беглецов не было ни на грош. 22 мая, 2012 Парижских богословов у нас знают не все. А из тех, кто знает, — не все любят. Более того, их «подозревают». Хотя уж чего-чего, а злонамеренности и коварства у этих богословов-беглецов не было ни на грош. Осенью 1922 года от пристани Васильевского острова в Петербурге отошли два немецких лайнера. Они везли бесценный «груз», — пассажиров, чьи имена составляли гордость и славу русской культуры и науки. Их изгнала страна, которую они любили и которой преданно служили. Конечным пунктом этого морского путешествия был порт города Штеттин — в дальнейшем же большинство из них ожидала полная неизвестность. Приютом для многих изгнанников стала Франция. На французской земле их трудами было сохранено и приумножено всё самое ценное, увезённое с родины. То издание, по которому я читал «Войну и мир», на изрядную долю состояло из французского текста. Все разговоры в салоне мадам Шерер, переписка главных героев, реплики в диалогах в том памятном мне издании были даны так, как они произносились — на языке энциклопедистов и тогдашних салонных остряков. Что поделаешь, французская культура в описываемые Толстым времена реально владела умами представителей русского дворянства. Потом будет подобное увлечение немецким идеализмом и английской политэкономией. А пока даже о таких исконно русских душах, как пушкинская Татьяна, можно было сказать лишь так: Она по-русски плохо знала, Журналов наших не читала И изъяснялася с трудом На языке своём родном. Итак, писала по-французски… Протопресвитер Александр Шмеман Причём не только любовная лирика пользовалась языком уже пропетой «Марсельезы». Император Александр, переживший мистическое озарение в дни наполеоновского нашествия и ощутивший на себе руку Провидения, читал Евангелие тоже на этом языке. Стоит ли удивляться, что после окончательного прихода к власти большевиков именно в Париже, а не в Мадриде и не в Стокгольме, оказалась самая значительная община русской эмиграции. Подобное тянется к подобному, и в силу тех же законов поздние волны эмигрантов оказывались в США именно потому, что слушали рок-н-ролл и читали Хемингуэя, то есть находились под обаянием англоязычной культуры.

http://pravmir.ru/puti-parizhskogo-bogos...

Разделы портала «Азбука веры» ( 34  голоса:  4.3 из  5) Оглавление Пути парижского богословия. Архимандрит Киприан (Керн) Осенью 1922 года от пристани Васильевского острова в Петербурге отошли два немецких лайнера. Они везли бесценный «груз», — пассажиров, чьи имена составляли гордость и славу русской культуры и науки. Их изгнала страна, которую они любили и которой преданно служили. Конечным пунктом этого морского путешествия был порт города Штеттин — в дальнейшем же большинство из них ожидала полная неизвестность. Приютом для многих изгнанников стала Франция. На французской земле их трудами было сохранено и приумножено всё самое ценное, увезённое с родины. То издание, по которому я читал «Войну и мир», на изрядную долю состояло из французского текста. Все разговоры в салоне мадам Шерер, переписка главных героев, реплики в диалогах в том памятном мне издании были даны так, как они произносились — на языке энциклопедистов и тогдашних салонных остряков. Что поделаешь, французская культура в описываемые Толстым времена реально владела умами представителей русского дворянства. Потом будет подобное увлечение немецким идеализмом и английской политэкономией. А пока даже о таких исконно русских душах, как пушкинская Татьяна, можно было сказать лишь так: Она по-русски плохо знала, Журналов наших не читала И изъяснялася с трудом На языке своём родном. Итак, писала по-французски… Причём не только любовная лирика пользовалась языком уже пропетой «Марсельезы». Император Александр, переживший мистическое озарение в дни наполеоновского нашествия и ощутивший на себе руку Провидения, читал Евангелие тоже на этом языке. Стоит ли удивляться, что после окончательного прихода к власти большевиков именно в Париже, а не в Мадриде и не в Стокгольме, оказалась самая значительная община русской эмиграции. Подобное тянется к подобному, и в силу тех же законов поздние волны эмигрантов оказывались в США именно потому, что слушали рок-н-ролл и читали Хемингуэя, то есть находились под обаянием англоязычной культуры.

http://azbyka.ru/fiction/vozduh-nebesnog...

В Мадриде совершен молебен в память освобождения России от наполеоновских войск 28 ноября, 2013. Новостная служба ‘Совсем недавно крупный европейский политик заявил, что понятия ‘народ’ и ‘Родина’ в рамках новой Европы не имеют смысла и подлежат упразднению. Мы должны помнить о русских и испанских героях, чтобы этой мечте не суждено было сбыться. 28 ноября. ПРАВМИР. В рамках празднования 400-летнего юбилея Дома Романовых и 200-летия заграничных походов русской армии 1813-1814 годов в мадридском храме св. равноап. Марии Магдалины был совершен молебен «Об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Об этом сообщается на  сайте Корсунской епархии . Молебен памяти воинов, жизнь свою за веру, царя и Отечество положивших, был совершен по чину святителя Филарета Московского клириками храма протоиереем Андреем Кордочкиным и иереем Андреем Борисюком на церковно-славянском и испанском языках. В богослужении приняли члены ассоциации «Добровольцы Мадрида», хранящие память об испанских солдатах, воевавших против наполеоновский войск. Накануне Послу РФ в Испании Ю. П. Корчагину была вручена копия знамени 2-ого батальона испанского пехотного полка имени Императора Александра I. Императорский Александровский полк состоял преимущественно из испанских солдат, перешедших на русскую сторону из наполеоновской армии во время ее вторжения в Россию в 1812 году. После этого эти солдаты пополнили ряды русской армии, и по указу императора Александра I из них был сформирован полк имени императора. «И для испанцев, и для русских война с Наролеоном была вопросом сохранения своей идентичности, своего исторического бытия. Эта задача стоит перед нашими народами и сейчас. Совсем недавно крупный европейский политик заявил, что понятия «народ» и «Родина» в рамках новой Европы не имеют смысла и подлежат упразднению. Мы должны помнить о русских и испанских героях, чтобы этой мечте не суждено было сбыться», — сказал настоятель храма в приветственном слове. На богослужении присутствовали руководитель Российского Центра Науки и культуры в Мадриде Э.А. Соколов, главный хранитель музея — панорамы “Бородинская битва” Л. Л. Ивченко, представитель общества потомков участников войны 1812 года В.И. Алявдин, прихожане и гости.

http://pravmir.ru/v-madride-sovershen-mo...

Ворсино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о храме относится к 1629 году. Из записей в писцовой книге Боровского уезда видно, что деревянный храм Успения с погостом являлся вотчиной Архангельского собора Московского Кремля, что жили при церкви священники, дьяки, пономарь и просфорница, имелись пахотные земли. А более поздние переписные книги Боровского уезда дополняют картину: церковь имела два придела св. Архистратига Михаила и св. муч. Параскевы Пятницы, была деревянная одноглавая, схожая с церковью Покрова Пресвятой Богородицы села Высокого, перенесена была из Московской губернии в середине XVII века. К началу XVIII века храм обветшал, и в 1712 году крестьяне села Ворсино обратились к протопопу Архангельского собора Московского Кремля Феодоту Козмину с прошением о возведении нового здания церкви. Высочайшим указом Царя Петра Алексеевича было постановлено вместо ранее предполагаемой каменной церкви строить, за недостатком средств, деревянную церковь Успения с приделом Архистратига Михаила. В 1720 году храм был достроен и освящен, и прослужил еще 140 лет. Храм устоял в нашествие наполеоновской армии, но в 1860 году сгорел. С 1898 года началось строительство каменного храма с главным престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы и двумя приделами св. Архистратига Михаила и Вознесения Господня. Знаменательно, что судьба новой каменной церкви связана с именем святой мученицы Императрицы Александры Федоровны: в ответ на просьбу прихожан для завершения строительства храма по личному распоряжению Государыни Императрицы были посланы необходимые средства, и к 1917 году строительство было завершено. По материалам pafnuty-abbey.narod.ru В 1712 г. запечатан указ о строительстве на кладбище в с. Ворсино каменного храма в честь Успения Божией Матери вместо ранее существовавшего деревянного, а деревянный перевели в г. Боровск. Его построили на старинном погосте (в 1821 г.), где раньше был храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом Михаила Малеина построенный после Литовского разорения и морового поветрия царем Михаилом Федоровичем. Строил деревянный Успенский храм в г. Боровске на старом погосте о. Петр Иванов. В 1720 г. каменный Успенский храм в с.Ворсино был освящен и были выданы антиминсы на оба престола. В каменном храме было два придела: один в честь Успения Пресвятой Богородицы, а другой в честь Архистратига Михаила. Территория на старом кладбище в Ворсино входила в вотчину Архангельского собора (Московского).

http://sobory.ru/article/?object=07486

Выставка в Эрмитаже в честь 200-летия победы над Наполеоном открылась молебном и парадом 25 декабря, 2012. Новостная служба ‘Исторически праздник издания манифеста и указа о возведении храма всегда отмечался молебнами и парадами. Таким образом, мы пытаемся воссоздать важный государственный праздник’, — сказал на открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. 25 декабря. ПРАВМИР.  Выставка «Гроза 1812-го года», посвященная 200-летию манифеста Александра I «О принесении благодарения Богу за освобождение России от нашествия неприятельского» и указа о возведении храма Христа Спасителя,  открылась 25 декабря в Эрмитаже благодарственным молебном, сообщает Интерфакс-религия . Открытие выставки предваряло торжественное построение роты почетного караула с выносом исторических боевых знамен и исполнением военных маршей. «Исторически праздник издания манифеста и указа о возведении храма всегда отмечался молебнами и парадами. Таким образом, мы пытаемся воссоздать важный государственный праздник», — сказал на открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Основой выставки стали батальные полотна Питера Хесса, выполненные по заказу Николая I для размещения в залах Зимнего дворца и воспроизводящие все крупнейшие сражения военной кампании. Их дополняют многочисленные рисунки и гравюры, многие из которых выполнены непосредственными свидетелями событий, а также вещественные памятники войны: боевые русские и трофейные знамена, наградные медали, ордена, предметы обмундирования и снаряжения русских войск. Также на выставке представлены трофеи, захваченные в боях русской армией. Среди них — захваченный казаками жезл маршала Даву, образцы вооружения наполеоновской гвардии, французские знамена. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/vystavka-v-ermitazhe-v...

Москва. Церковь Николая Чудотворца, что в Кошелях. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Николая, святителя, в Кошелях церковь У Яузских ворот, в небольшом треугольном квартале, ограниченном Устьинским проездом, Устьинской набережной и Яузской улицей, где сейчас расположен сквер с памятником пограничникам, стояла приходская церковь святителя Николая в Кошелях. В этом месте у впадения реки Яузы в Москву-реку с XVII века находились Серебряническая и Кошельная слободы. В первой жили ремесленники, работавшие на Монетном дворе, а во второй – мастера, делавшие кошельки. По другому объяснению, жители по берегам Яузы были рыбаками и ставили сети-кошели. Никольская церковь с приделом святых князей Бориса и Глеба впервые упомянута в связи с большим московским пожаром 1547 г. Церковь оставалась деревянной почти до конца XVII века и сгорела в пожаре 1688 г. Каменный храм на том же месте заложили 3 июля 1692 г. В 1691 г. прихожане Кошельной слободы выбрали Иакова Петрова Сафьянникова старостой Никольского храма: «Быть ему у тое церкви в старостах у церковного каменного строения, до которого времени церковь Божия каменна совершена будет». Строительство и отделка шли долго, и только 30 июля 1706 г. храм освятили. Храм выстроили кубическим, с небольшой трапезной, в которой с юга размещался придел святых Бориса и Глеба, а с севера вдоль фасада всего здания шла паперть. Наверху под четырехскатной крышей был сделан ряд кокошников, отделенных от стены широким карнизом. Храм завершался одной главой с красивым многогранным барабаном. Стены основного здания и алтарные апсиды были украшены фигурными наличниками из лекального кирпича. В 1740 г. проводилась перестройка церкви. Трапезная с Борисоглебовским приделом стала теплым храмом. Тогда же возвели и трехъярусную колокольню. Этот район в 1812 г. выгорел полностью, сгорели сады по берегам Яузы, погибло большинство домов. Пустые места на соседних улицах оставались до 1820-х гг. После наполеоновского нашествия Никольский храм восстановили довольно быстро, несколько обновив фасады, но не тронув его основные декоративные детали. Треугольный квартал застроили по периметру невысокими, в основном двухэтажными домами, фасады которых выходили во внутриквартальный двор, который был и церковным. Храм святителя Николая возвышался над всем кварталом, и его прихожанами были только окрестные жители. В 1870 г. архитектор П.П. Пономарев составил чертежи, фиксирующие состояние храма. В 1875 г. был утвержден проект перестройки, а строительство закончили к 1877 г. По проекту трапезную расширили, и в ней симметрично южному приделу с севера устроили придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://sobory.ru/article/?object=34842

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010