«Радость оная…», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru» 17.04.2013 07:29:31 Протоиерей Андрей Ткачев Праздников, в центре которых помещен Крест Христов, у Церкви несколько. Все они понуждают верующих людей поднять головы от земли и посмотреть ввысь. На небо смотрел царь Константин в тот таинственный полдень накануне битвы, когда Крест сиял на небе сильнее самого солнечного диска, и буквы складывались в краткую и многообещающую фразу: «Сим победишь». На небо смотрели христиане Иерусалима в далеком 351 году, когда среди белого дня, сияя всеми цветами радуги, знак Креста простерся по небу над городом от горы Елеонской до Голгофы. В память этого события есть у церкви праздник 7 (20) мая. На небо посмотрят люди в последнее время, когда «после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29-30). Именно знак Креста, как знак Царский, знак победы и перенесенного Христом страдания мы усматриваем в этих пророческих словах Нового Завета. Но приблизим к себе ныне эту пугающую радость. Вернее, приблизимся сами ко Кресту с радостью и трепетом. И первым делом воздадим должное царице Елене. Несколько столетий прошло со времени Евангельских событий до ее дней. Иерусалима давно уже не было на карте мира. Вместо него был переименованный Адрианом город Элия Капитолина, в котором евреям под страхом смертной казни запрещали селиться. Место крестного Искупительного страдания Христа было забыто, затеряно, и храм Венеры стоял там, где Сын Божий висел посреди двух разбойников. Сто лет. Мало это или много? Сто лет отделяют нас от праздника трехсотлетия Дома Романовых. А двести лет? Столько прошло от нас до Наполеоновского нашествия. А триста лет? А это уже расстояние от нас до Петра Первого. Не являются ли эти эпохи какой-то далекой жизнью, достойной только учебника истории? Не сон ли это? И много ли мы помним, знаем, бережем с тех пор? Что-то, конечно, бережем, но что-то и безвозвратно утратили. Точно так же можно было безвозвратно утратить память о Святых местах, если бы не Елена. А ведь от ее дней до дней Христовых страданий примерно столько же, сколько от наших дней до Петра Первого.

http://radonezh.ru/monitoring/radost-ona...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Утерянный и возвращенный 2 мин., 29.05.2012 Когда в конце 1990-х проводили капитальный ремонт Третьяковской галереи, меняли истертые мраморные ступени, которые вели в гардероб. На обратной стороне ступеней обнаружили выбитые имена героев 1812 года. Ступени в гардероб были сделаны из мрамора памятных досок храма. Ступени теперь находятся в музее храма. Фото Владимира Ештокина  В этом году исполняется 200 лет победе России в Отечественной войне 1812 года. Одновременно это и юбилей главного храма нашей страны — храма Христа Спасителя, ведь воздвигнут он был как памятник мужеству русского народа и в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. За всем, что случилось в течение последних двух веков, та война словно бы померкла, стала казаться чем-то менее страшным и менее серьезным, нежели более поздние события, память о которых все еще сильна в нашем обществе. Даже ее масштабная панорама, написанная Львом Толстым, не меняет ситуацию. Первая мировая, революция, Великая Отечественная… после всего этого к героям 1812 года мы зачастую стали относиться как к декоративным персонажам из очень далекого прошлого,  воспринимая те события через призму «Гусарской баллады», а вовсе не через сцены пылающей Москвы из «Войны и мира». Пышные наряды, бутафорские мундиры… Своего рода игра в солдатики. Отчасти это отношение перенеслось и на храм Христа Спасителя. Если сегодня о нем и заходит речь, то лишь применительно к событиям новейшей истории. Возрождение храма, споры вокруг него в последние годы. И если не знать, для чего и как он был построен, если не чувствовать того глубокого переживания, которым были движимы его строители, то неудивительными кажутся вопросы: почему надо было так много сил тратить на восстановление этого храма, зачем он вообще нужен? Почему именно к нему такое особое отношение и внимание со стороны самых разных людей? Но ответ прост. Можем ли мы представить сегодня, чтобы был взорван, скажем, мемориал на Мамаевом кургане, и чтобы потом от его реставрации отмахнулись, сославшись на то, что, мол, есть масса более важных вещей?..

http://foma.ru/uteryannyij-i-vozvrashhen...

Русский Дом 2001. Террор в России. Беседа с Николаем Сергеевичем Леоновым ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 8,  2001 ТЕРРОР В РОССИИ БЕСЕДА С НИКОЛАЕМ СЕРГЕЕВИЧЕМ ЛЕОНОВЫМ В последнее время дня не проходит без сообщения о терактах или подготовке к ним. Десятки убитых, раненых взрывами на Северном Кавказе. Вот что говорят о терактах политики России. Владимир Путин - Президент РФ: Снова пролилась кровь, снова жертвами жестоких терактов стали мирные жители. Будут приняты самые жесткие меры, чтобы в максимально короткие сроки найти и наказать заказчиков и исполнителей этих подлых убийств. Анатолий Приставкин - председатель комиссии по вопросам помилования при Президенте России, писатель: Основная масса граждан России продолжает выступать за смертную казнь. И это объясняется не незнанием, а биологической жестокостью нашего народа. Александр Гуров - председатель комитета Госдумы по безопасности: Нельзя исключать, что это были обычные разборки. Алексей Митрофанов - депутат Госдумы: В Чечне надо ставить точку. Уничтожать боевиков с помощью высокоточной техники и ракетного оружия. Дмитрий Рогозин - председатель комитета Госдумы по международным делам: Эти теракты - сигнал госдепартаменту США относительно природы и морали чеченских террористов. Геннадий Райков - лидер группы " Народный депутат " : К террористам должна применяться одна мера наказания - смертная казнь. Безнаказанность рождает новые трагедии. Сергей Юшенков - заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности: Власти должны, наконец, начать переговоры с Масхадовым. Владимир Семенов - глава Карачаево-Черкесии: Эти теракты - давно спланированные акции международного терроризма. - Николай Сергеевич, это мнение наших политиков. Что вы можете сказать? - Поразительно, например, высказывание господина Приставкина, что нашей нации присуща, так сказать, биологическая жестокость. Видимо, он совершенно не знает историю страны, где он живет и гражданином которой он себя считает. Вспомните наполеоновское нашествие. Наполеон разграбил Москву, сжег ее, взорвал монастыри наши. Симоновский монастырь в развалинах, Новодевичий монастырь спасли только игуменья и сестры, а мы - когда пришли в Париж? Ни одного кирпича ни из одного парижского здания не вынули. Уважительно относились ко всему, оставили на память французам " бистро " , потом сами же его и импортировали. Или время Великой Отечественной войны. Заканчивалась война, мучительная, четыре года разрушений, 20 миллионов погибших, Эренбург призывает: убей немца. Вот мстительность проявилась тут вовсю. А мы, пострадавший народ, делаем совсем противоположное: Верховный главнокомандующий отдает приказ - никаких репрессий против мирного гражданского населения Германии. Гитлеры приходят и уходят, а народ германский, государство германское остается. Где же здесь мстительность? Никогда нашей нации такая мстительность, которая мерещится господину Приставкину, не была присуща абсолютно, тем более биологическая жестокость.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200108/19.h...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             Головна / Пам " дати Павел (Кривоногов): Якщо послух сприймати як данину Бога — все правильно для друку 22 серпня 2023 р. 12:27 23 августа 2023 года Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь торжественно отметит сразу две знаменательные даты — 625-летие основания и 25-летие возвращения святых мощей преподобного Саввы в родную обитель. Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, основал монастырь в 50 километрах от Москвы на горе Стороже по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына великого князя Московского, святого Димитрия Донского. По традиции подвижник первоначально поставил на высоком берегу реки Москвы небольшой деревянный храм, освятив его в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и поселился рядом в келье. Весть о Божием угоднике быстро распространилась, к преподобному Савве отовсюду стали приходить ищущие монашеского жития и духовного руководства. Монастырь, благодетельствуемый князем Юрием, рос и благоустраивался. За два года до кончины преподобного был возведен новый белокаменный Рождественский собор, у стен которого и упокоился (ок. 1406-1407 гг.) создатель обители, через полтора столетия причисленный к лику святых. За шесть веков монастырь переживал неоднократно и тяжкие времена разорения (польско-литовская интервенция в начале XVII века, секуляризация 1764 года, наполеоновское нашествие, закрытие с кощунственным изъятием мощей преподобного Саввы при советской власти), и периоды подъема. Особенно благоволил обители царь Алексей Михайлович, давший ей статус лавры и выстроивший новый архитектурный ансамбль, возрождаемый в наши дни. Дом Романовых и впоследствии оказывал монастырю особое покровительство, чтили преподобного Савву великий князь Сергей Александрович и преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. В 1995 году Звенигородская обитель была возвращена Церкви. Во время празднования ее 600-летнего юбилея в 1998 году Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в монастырь святыню — честную главу и часть мощей преподобного Саввы, сохраненные на протяжении полувека семьей художника М.М. Успенского. В этот день, 23 августа, по благословению Святейшего Патриарха было установлено празднование второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6051261...

Трамп или Клинтон? Нет, Ульянов и Успенский Выборы в США: альтернативы для России 9 ноября, 2016 Выборы в США: альтернативы для России Трампономика и трамполитика через призму российского выбора. Иеромонах Димитрий (Першин) Американские кандидаты сдержали каждый свои предвыборные обещания: Трампу в отличие от Клинтон не пришлось признавать поражения. Аналитики ведущих СМИ прояснили прецедент: в итоге победил президент одной сопредельной державы :)) Анекдот на эту тему звучит так: Виски со льдом разрушают печень. Джин со льдом опасен для почек. Ром со льдом не полезен для желудка. А водка со льдом отключает мозг. Очень это вредная штука – лед. Соответственно: Наполеоновское нашествие – большие жертвы. Гитлеровская агрессия – большие жертвы. Чеченские кампании против боевиков – большие жертвы. Борьба в Сирии с ИГИЛ – большие жертвы. И виновата во всем этом Россия, кто же еще? А тут еще этот Трамп… Между прочим, противник абортов :)) Длинны руки сторонников традиционных ценностей… Но надо отдавать себе отчет и в том, что непредсказуемости в мире тоже не убавится. Трампономика, равно как и трамполитика предполагают радикальный разворот – и никто не знает, насколько Дональд готов идти навстречу России, следуя своим предвыборным декларациям. В частности, потому, что делать это ему предстоит вопреки жестко антироссийской позиции обеих республиканских палат, сдерживать которые все последние годы удавалось – и то лишь отчасти – президенту-демократу Обаме. Так что оба наших союзника – армия и флот – остаются таковыми. Но они ничего не смогут без третьего и главного союзника – мощной экономики и народа, которому жить на Руси хорошо. Поэтому кого бы ни выбрали в США, а в России надо читать тексты Алексея Ульянова – и про аборты, и про удушаемый антимонопольщиками малый бизнес, и про сталинизм. И еще, конечно, камнегрызную сказку Эдуарда Успенского «Таинственный гость из космоса» про инопланетного пациента и навещающего его президента, похищающего его мафиози и выхаживающих его детей. Кроме шуток, это вполне взрослая, хотя и более чем детская история про то, что человеческое достоинство, любовь и взаимопомощь – это подлинное сокровище и каждый достаточно богат, чтобы его купить.

http://pravmir.ru/tramp-ili-klinton-net-...

Троицкая церковь на Воробьёвых горах (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах в Москве — православный храм в честь Живоначальной (Святой) Троицы, расположенный в Западном административном округе (ЗАО) Москвы в муниципальном округе Раменки. Относится к Михайловскому благочинию Московской епархии РПЦ. Содержание История [ править править код ] По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I и дочь великого князя Литовского Витовта, храм уже стоял. Первым известным нам священником деревянного храма Троицы был отец Тит, который являлся настоятелем с 1628 по 1632 гг. Деревянная Троицкая церковь в селе Воробьеве по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 г. писалась в числе «жилых» московских церквей — «за Деревянным городом». До 1690 г. Троицкая церковь писалась в Пречистенском сороке Москвы, а с 1691г. она уже писалась в Загородской десятине. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Последним священником деревянного храма Троицы был отец Никифор Васильев. Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в по проекту архитектора А. Л. Витберга, автора проекта храма-памятника Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здание, построено в стиле поздне­го классицизма, как сказано в документах «...тщанием прихожан и доброхотных дателей...». Первым настоятелем каменного храма был отец Иаков Ильин. Каменный храм был возведен вблизи прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 году установили увенчанный крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1858—61 и 1898 гг. Территория церкви обнесена кирпичной оградой конца ХХв. с металлической решеткой. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкая_церко...

Украина: историческая ретроспектива и геополитическая перспектива " Наш Киев дряхлый, златоглавый, Сей пращур русских городов, Сроднит ли с буйною Варшавой, Святыни всех своих гробов? " А.Пушкин с его редкостным историческим чутьем понял на примере наполеоновского нашествия, что в решающие моменты давления Запада на Россию встает этот судьбоносный для православного славянства вопрос. Поляки в XVII веке и кайзер Вильгельм - в Первой мировой войне и Гитлер – во Второй определяли центральный задачей своего Дранг нах Остен завоевание Украины. О главной цели на постсоветском пространстве – закреплению окончательного отхода Украины от России, предупреждал торжествующий Збигнев Бжезинский в 1991 году. Сегодня, как будто в зеркале истории, посредниками в переговорах появляются «тени забытых предков» – президенты Литвы и Польши – католических государств, что задолго до возрастания Москвы поработили православную Украину и замышляли в XVI веке так называемую Балто-Черноморскую Унию, санитарным кордоном отделяющую Московию от морей и от «цивилизованной Европы». В ХХ веке Польша, выставляемая невинной жертвой пакта Молотова-Риббентропа, за полгода до него предлагала Гитлеру свои услуги для завоевания Украины, в результате чего союзная фашистской Германии Польша была бы «от моря до моря». Верная оценка истоков и мотивов украинского взгляда на мир совершенно необходима для того, чтобы рассуждать о будущем российско-украинских отношений при любом завершении кризиса на Украине, и понять политику Запада. Раздвоенность политики Украины в ее нынешних границах естественна. Почему, обретя самостоятельность, Украина вдруг становится вовсе не однозначно братским и дружественным государством, сколько бы того сегодня ни хотели миллионы украинцев? Эта антиномия заложена в самой природе вещей. Как это ни парадоксально - причина именно в генетической общности и крайней близости народов. Если русские и украинцы имеют единую культуру и язык с диалектными различиями, меньшими, чем у баварцев и саксонцев, а также общую историю, то первенство захватывают именно те идеологи, что сумеют быстро обосновать логику отдельного бытия контрастно противоположными духовными, идеологическими и геополитическими ориентирами, какими бы нелепыми они ни были для интересов самой Украины.

http://pravoslavie.ru/5154.html

Х Табынские чтения Башкортостанской митрополии прошли в онлайн-формате 27 ноября 2020 г. 12:59 26 ноября 2020 года состоялись Х Табынские чтения Башкортостанской митрополии , которые в этом году в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции прошли в онлайн-формате. Чтения были посвящены теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» в связи с грядущим в 2021 году 800-летием со дня рождения святого князя. Конференция собрала представителей государственных и муниципальных властей, традиционных конфессий, научных кругов и общественности. Техническую поддержку при организации трансляций оказало Министерство образования и науки Республики Башкортостан. На официальном УоиТиве-канале Уфимской епархии более 1100 человек посмотрело прямое включение с пленарного заседания. Запись трансляции доступна на епархиальном канале. Работу чтений по традиции открыл доклад митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона , в котором он раскрыл значение личности князя Александра не только для истории Отечества, но и для духовной жизни страны на протяжении многих столетий после его кончины. Участников чтений приветствовал К.Б. Толкачев, председатель Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, подчеркнувший важность общественного обсуждения нравственных вопросов на такой обширной общественной площадке. В приветствии участникам чтений председатель Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при главе Республики Башкортостан А.М. Фаттахов подчеркнул значение укрепления патриотизма как духовного фундамента многонациональной страны. Верховный муфтий Талгат Сафа Таджуддин, председатель Центрального духовного управления мусульман России, в своем выступлении проследил этапы становления единства разных народов России в различные исторические периоды. По мнению докладчика, общая история народов России, по замыслу Всевышнего, способствовала тому, что в стране сложилось особое духовное пространство, окормляемое традиционными авраамическими религиями, проповедующими единобожие. Вера в единого Бога — хорошая основа для диалога и сотрудничества. В результате 193 больших и малых народа пришли к согласию и смогли победить захватчиков — и французское наполеоновское нашествие, и германский фашизм, и в этом велика роль Александра Невского.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Храмы Москвы Материал из Азбука паломники Храм Христа Спасителя (Москва) [ править править код ] Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов. Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах. Храм имеет статус Патриаршего подворья. Адрес: ул. Волхонка, 15, Москва, Россия, 119019 Телефон: +7 495 637-12-76 Подробнее... Благовещенский собор Московского Кремля [ править править код ] Существующий девятиглавый собор был построен в конце XV — начале XVI столетий, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет — древнейший архитектурный памятник Москвы. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. За дверью располагается археологическая экспозиция музеев Кремля. Правда, в данный момент она закрыта на реконструкцию. Год постройки: между приблизительно 1484 и приблизительно 1489. Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы, Гавриила Архангела, Собора Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Александра Невского, Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Раннемосковский Адрес: Москва, Кремль, Соборная пл. Подробнее... Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях [ править править код ] Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях - еще один древний памятник зодчества Московского Кремля, дошедший до наших времен. В конце XIV в. вдова Дмитрия Донского княгиня Евдокия повелела возвести храм в память о Куликовской битве. Церковь была построена из белого камня в 1393-94 годах на месте старого деревянного храма Воскрешения Лазаря и служила домовым храмом женщинам, жившим в княжеском дворце.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Москвы

Смоленск. Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани. Саркофаг Давида Ростиславича в церкви Архангела Михаила. Фотограф Н.С. Петров. Научный архив ИИМК РАН; илл. из издания Ивочкин Д.А., Трапезников И.А. Возвращение в Смоленск. СПб., 2015 Щемелинин Иван Владимирович 1 июня 1919 Карта и ближайшие объекты В летописи под 1197 годом в связи с сообщением о смерти князя Давида Ростиславича имеется похвальное слово усопшему князю, содержащее отрывок: " Сам бо сяков обычай имеетъ - по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княженьи своем, такое же несть в полуночной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчюгом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнены " . Свидетельство летописи о возведении церкви князем Давидом Ростиславичем позволяет определить рамки, в которые укладывается ее постройка - между 1180 и 1197 г. Карамзин считал, что церковь возведена после 1195 года, Писарев предложил датировать ее 1194 годом. И.И. Орловский, исправляя очевидную ошибку в рукописи Михаило-Златоверхого монастыря, реконструировал приведенную там дату как 6696, т.е. 1188 г. Н.И. Брунов во всех своих работах датировал церковь 1191-1194 гг. М.К. Каргер, анализируя различные версии, пришел к выводу о их равной бездоказанности. История сооружения известна только в самых общих чертах. Первоначально называлась " чудо архистратига Михаила " . В документе 1610 г. названа " Михаилово чудо " . Свирская - то ли от названия одного из приделов (но источники XVII в. приводят другие названия приделов), то ли, как предположил Писарев, от слова Северская. Обычно указывают на перестройку церкви после 1634 года. В частности, на плане Гондиуса ее верх показан в полуразрушенном виде. О возможной перестройке в XVII в. говорит и посвящение одного из приделов Алексею человеку Божьему - патрону царя Алексея Михайловича. В конце XIX столетия в архиерейских покоях хранился антиминс, выданный в ноябре 7221 (1713 г.) Смоленским и Дорогобужским митрополитом Сильвестром на освящение церкви " чуда архистратига Михаила " . Переосвящение было связано, по-видимому, с большими строительными работами, ибо в конце XVIII в. этим годом датировали постройку Михаило-Архангельской церкви. Позднее ремонтные работы проводились в 1765 году (возобновление росписи и установка жел. крестов над куполом и алтарем) и несколько раз после Наполеоновского нашествия - в 1820, 1836 и 1851 гг.). В 1833 году к церкви с юго-западной стороны был пристроен придел Бориса и Глеба, ныне не существующий.

http://sobory.ru/article/?object=00078

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010