Под горой Джвари стоит дерево в ленточках. «Языческие пережитки, — говорит экскурсовод. — Люди это называют деревом счастья. Повяжут ленточку на дерево на святом месте и верят, что все будет хорошо». И у нас приходилось видеть такие деревья. XXI век — век электроники, кибернетики, а молодые люди уподобляются дикарям… Самтавро Ежевичник. Все, что связано со святой Ниной, так просто и целомудренно. Неподалеку от Светисховели построен был в V веке «княжеский монастырь» на месте тех ежевичных кустов, где стояла палатка девы-апостола. До нашего времени сохранился маленький (меньше многих наших часовен) храм святой Нины, построенный в древности над местом ее молитв о новопросвещаемом народе. Здесь она поселилась после того, как спустилась с горы над Мттхетой. В умиление приходит душа на этом месте молитв избранницы Божией Матери, месте многочисленных чудес. Здесь исцелилась царица Нана, и сюда приходил царь Мириан. А сейчас их мощи лежат под красивыми мраморными саркофагами в большом Преображенском соборе напротив маленькой церковки. Собор был перестроен в XI веке и с небольшими следами реставрации сохранился до нашего времени. Умели древние зодчие строить храмы на века. А ведь все так просто: местный камень-туф, песок с яйцом вместо цемента, простые гармоничные формы — и стоит святыня непоколебимая веками, если только руки злых завоевателей ее не тронут. Но и после разорения храмы воскресают, восстанавливают их в прежней красоте. А теперь Самтавро — не только храм, но и монастырь. Молитвенное делание святой Нины продолжается. Здесь же в Самтавро покоится тот, кто — без преувеличения можно так сказать — повторил миссию святой просветительницы Грузии уже в наше время: преподобный блаженный старец Гавриил (Ургебадзе). Когда советская идеология пыталась заменить собой христианство, старец бесстрашно публично заявил: «Нельзя говорить “слава КПСС” и “слава Ленину”, можно говорить только “слава Богу!”» За это ему пришлось претерпеть страшное принудительное лечение в психбольнице. Но он, приняв на себя образ юродивого Христа ради, продолжал ходить по улицам Тбилиси, всем своим обликом напоминая людям о любви Христовой. Многим он помог советом, многих исцелил. Он был для Грузии как старец Николай Гурьянов для России. И так же особо любил и почитал Царственных Страстотерпцев и говорил, что молится за Россию. Сейчасу раки с его мощами (удивительно быстро старца канонизировали, ведь почил он недавно — в 1995 году) не иссякает поток паломников. И в каждом храме мы видели его иконы и книги о нем. «Мама Габриэле» — звучит повсюду, и на лицах людей появляется улыбка. Из Грузии мы привезли редкую «улыбчивую икону» старца Гавриила. Пожалуй, больше не существуют икон улыбающихся святых, только Божья Матерь Вифлеемская.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

В виде отступления, Фотий входит с монофизитством в краткую полемику по существу, доказывая, что отожествление лица и естества и слияние божества и человечества во Христе в одно естество ведет к уничтожению троичности 2337 . Возвращаясь к Халкидонскому собору, Фотий в пользу его православия указывает на то, что он принял три первые собора; ясно, что он согласен с ними и ни в чем не противен (243). Затем: законы, вероопределения и каноны утверждаются или соборами, или знамениями и чудесами 2338 . Православное учение, действительно, и утверждено четырьмя соборами; между тем Диоскор и Евтихий не соборы, ибо их только двое, и знамений никаких они не сотворили. Отвергнув клевету на Халкидонский собор, будто он был созван Пульхерией, сестрой царя Феодосия, —639— из мести за Флавиана, Фотий излагает халкидонское определение и исчисляет отвергнутых им еретиков – Несторий, Арий и монофизитов всех оттенков. На этом письмо и заканчивается 2339 . Мы видим, что основным условием соединения армян с кафолическою церковью предполагается принятие халкидонского определения и трех последующих соборов. Обрядовые разности даже не упоминаются. Фотий последовательно держится своего взгляда на значение догмата и обряда: при сохранении единства в важнейших вопросах вероучения и церковного строя, различия в обрядах неважны. О дальнейшем течении переговоров с армянами узнаем из так называемых «Ответных заявлений армян». Письмо Фотия было доставлено католикосу во второй половине 862 г. 2340 чрез никейского архиепископа Иоанна 2341 . 3ахарий созвал в Ширакаване многочисленный собор из епископов и монахов в присутствии Ашода 2342 . Здесь был и сириец диакон Нана, «прославленный философ» 2343 . Склоняя армян к принятию Халкидонского собора, Иоанн Никейский произнес обширную речь или доклад догматического содержания, нечто вроде исповедания веры 2344 , —640— в котором, по требованию момента, уделялось главное внимание основному спорному пункту о соединении естеств в И. Христе. Изложив в многочисленных определениях учение о каждом Лице Св. Троицы, раскрыв Их взаимное отношение (246–247), творение мира невидимого и видимого (248), доклад Иоанна дает предварительное изложение догмата воплощения 2345 . Затем, разрывая внешнюю связь изложения, в докладе предлагаются 15 анафематствований 2346 , направленных против разных ересей 2347 и между прочим

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Самтаврский во имя св. Нины женский монастырь, находящийся во Мцхете, к северу от кафедрального собора католикосов. Построенный первым христианским царем Грузии Мирианом (265–342). В этом храме почивают – строитель его св. Мириан и царица Нана, на могиле которых горит неугасаемая лампада. Самтаврский собор в последующее время и до 1811 года служил резиденцией или кафедрою Самтаврских архиепископов, которые в ряду грузинских первосвятителей занимали четвертое место, непосредственно после великого митрополита Самцхийского. Древнейшая эта святыня, подобно Мцхетскому патриаршему собору, неоднократно подвергалась разрушению, испытав самую тяжелую участь при Тимуре, который разорил ее до основания. С 1811 года, т.е. после упразднения Самтаврской архиепископской кафедры, при соборе устроена женская обитель, называющаяся Самтаврским монастырем, по имени собора. Монастырь этот, почти не владеющий какими-либо имениями и не субсидируемый со стороны, вообще беден, но за то крепок духом благочестия и христианской жизни. При обители этой существует четырёхклассная с прогимназическим курсом женская школа, основание которой положено в 1856 году приснопамятным Евсевием, экзархом Грузии; за время своего существования последняя оказала духовенству, а равно и другим сословиям края, немаловажную услугу, выпуская из стен своих девиц с довольно хорошими и основательными познаниями в науках и сельском хозяйстве. Монастырь этот, пользующийся симпатиями общества, несколько раз реставрировался стараниями настоятельницы своей, игуменьи Нины (княгини Амилахвари), которая не щадит сил своих к расположению общества к пожертвованиям в пользу обители и её более или менее сносного состояния. Благодаря ей, построены: двухэтажный обширный дом под пансион и помещение сестер, обошедшийся около 11 тысяч рублей, двухэтажное же здание для помещения настоятельницы – тысячи 4, затем дом под школу и другие хозяйственные постройки, потребовавшие расхода около 7 тысяч рублей. Упомянем также про церковь св. Нины, построенную около часовни, рядом с тем самым местом, где под кущею молилась св. Нина, просветительница Грузии. Церковь эта обошлась приблизительно около 9 тысяч рублей. Ныне на очереди реставрации стоить главный храм монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостол же к Колосаем: Вышних ищите, еже есть Христос одесную Бога седя. Великого Василия от слова, еже о вере: Христос в третий день воста от мертвых по писаниих, явися Святым Его учеником и Апостолом, и прочим, яко же писано; взьтде ж на небеса и седе одесную Отца, отнюду же придет на кончину века сего. Святого Григория Богослова , еже на Святую Пасху, ему же начало: На стражи моей стану. Сущее: Христос в себе восприходит. Апостол: Христос, рече, в себе прииде, сиречь в достоинство своего Божества, от него же достоинства в малоистощися смотрения ради, вознесежеся убо седе одесную Отца; восприходите и вы в первое достоинство, еже по образу. Златоустово, от слова, еже на Вознесение Господне: Сей есть Господь славе, возшедый на небеса в восклицании и седе одесную Отца. Кирила Мниха от слова, еже на Вознесение Господне: Приидите возрадуемся Господеви, возшедшему на небо небесное, на востоки, сядящему одесную Отца, поклонимся приемшему всякую власть, на небеси и на земли. Того же: Сам Отец возгласи к грядущему по плоти: Сын мой ecu ты, сяди одесную мене. Се престол Твой, Боже, в век века. Твоя суть небеса и Твоя есть земля, вселенная и концы ее Ты основа. И посадив Отец Сына на престоле своем, и венча его десницею, воспевающим сице серафимом: Положил еси на главе Его венец от камени честного, славою и честию венчал еси Его, славу и велелепие возложил ecu нана Изложения же на первом соборе Православныя веры, еже есть: Верую во единого Бога Отца: И воскресша в третий день, и возшедшого на небеса, и седящего одесную Отца. И иных книг: Вземляй грехи, помилуй нас, вземляй грехи мира, приими молитвы наша. Седяй одесную Отца, помилуй нас! Великого Василия о таинственных: Сам вся во всех первенствуя, и возшед на небеса, седе одесную величествия Отча на высоких, иже и приидет воздати комуждо по делом его. Иоанна Дамаскина от осмогласника: Господи, аще и на судищи предста, Пилатом судим, но не отступи от престола, со Отцем седя. Того же: Во гробе плотски, во ади же со душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле бяше, Христе, со Отцем и с Духом, вся исполняя неописанный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Никто не мог понять, что это значит, – послышался тихий голос Сидонии. – А ведь так было прообразовано будущее просвещение идолопоклонников верой Христовой. Это было предвестие о твоем приходе, дорогая Нина. Они помолчали. Потом Авиафар, как бы очнувшись от раздумья, привстал и спросил, обращаясь к святой Нине: – Что, что нам делать? – Выйдем на проповедь, ибо пора, – сказала святая. Авиафар и дочь его стали проповедовать в своей общине. В первые же дни обратились ко Христу шесть женщин. Спустя неделю священники подняли народ, схватили своего главного раввина с его дочерью и заперли в темнице, намереваясь утром побить их камнями. Но это получило огласку на весь город, – слух об этом дошел и до царя Мириана. Он послал слуг освободить приговоренных к смерти и привести во дворец. – Я много думал о силе Креста, – сказал царь Авиафару. – Но не есть ли он одно из воплощений Ормузда? И приказал ему без всякого страха рассказать о том, что есть вера во Христа и в Крест Его. И Дух Святой стал говорить устами первосвященника. Изо дня в день призывал его к себе царь Мириан и приказывал говорить. Сомнения все еще гнездились в его сердце, но они быстро таяли. Он приказал своим слугам следить за тем, чтобы никто не обижал в Мцхете проповедников веры христианской. – Пусть говорят открыто на всех площадях! – сказал он. Узнав обо всем этом, царица Нана воспылала гневом и приказала строить в Мцхете новый идольский храм – огромный храм Венеры. Его построили и поставили в нем высеченную мастерами из мрамора статую богини высотою в три человеческих роста. И много нашлось угодников царицы, которые столпились в новом капище, поклоняясь статуе нагой женщины. Господь не оставил этого деяния царицы без наказания – она тяжко занемогла. Лучшие врачи и знаменитейшие знахари пытались ее лечить, но безуспешно. Болезнь делалась все страшнее. Одна из женщин, прислуживавших царице, сказала ей, что надо обратиться к человеку, который в Мцхете излечил от самых тяжких недугов множество людей, – исправил ноги хромым, открыл глаза слепым, развязал язык немым, и все это – силою молитвы ко Христу и осенением креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

нана и давид 2014/06/24, 10:09:26 Пресвятая Богородица, Матерь Господа нашего, умоли Сына Твоего, да помилует родителей моих Владимира и Евгению и на склоне лет приведет их в церковь Свою Святую, да подаст им Дар Святаго Духа, веру в Бога крепкую нелицемерную. Мати Божия, спаси родителей моих! раба Божия Марина 2014/06/15, 15:01:25 Помяни ,Господи,новопреставленную Валентину. Сергий 2014/06/08, 10:20:45 Пресвятая Богородица! Дай мир, понимание, любовь в нашу семью. 2014/06/08, 10:12:51 Богородица! Низвергни, посрами нынешних правителей Украины, американских и западных ставленников - убийц сотни мирных жителей! 2014/06/07, 15:59:33 Царица небесная! Помолись за рабов Божиих Анатолия , Елену, Максима, Марию, Андрея! Умоли Господа, чтобы подал работу по силам и по разумению Андрею и Марии!. Умоли Господа о помощи в трудах рабу Божиему Максиму! Помолись за него, чтобы он в храм стал ходить исповедоваться и причащаться! помолись, чтобы Господь разрешил ситуацию с Ольгой, чтобы как по воле Божией все разрешилось. И мне чтобы всех ближних полюбить. 2014/06/05, 11:51:50 Пресвятая Матерь Божья Богородица Дева Мария Царица Небесная! Молю тебя помоги рабе Божьей Надежде моей доченьке . Прости меня грешную.Молю тебя помоги рабе божьей Надежде . Дай ей здоровья и силы.Помоги ей найти хорошего доброго любящего мужа, быть счастливой, родить здоровеньких детей. Помоги молю тебя. Во имя Отца и сына и Святого духа. Аминь. 2014/06/04, 23:20:12 Преблагословенная Владычице Богородице! Прошу Твоих Святых молитв, помоги не остави в беде вступить в законный брак, быть вместе всегда р.Б. Виталию и р.Б. Натальи, помоги р.Б. Виталию избавиться от блудного греха. р.Б. Наталья 2014/06/04, 18:42:09 Пресвятая Богородице, услышь мою мольбу! Избави, исцели от рассеянности и невнимания к духовной жизни, научи меня больше молчать и непрестанно молиться, всех простить, никого не винить, не обвинять, независимо кто прав, а себя укорять, потому что выбор, всегда остается за мной, научи меня смиряться в момент искушений, и принять все как Волю Божию! Матерь Божия, даруй мне память о Господе нашем, о том, что распят Он был за наши грехи, умоли Господа, даровать мне Страх Божий, чтоб не огорчать Его неисполнением заповедей и никого не осуждать! Матушка Богородице, Вратарница, прошу, помоги и заступись!

http://isihazm.ru/?id=363&c_pid=17

Житие святой Лиобы Эту малую книгу о жизни и добродетелях святой и преподобной девы Лиобы я посвящаю тебе, о дева Христова Хадамут, чтобы ты могла иметь удовольствие от ее прочтения и поразмышлять с пользой для души. Желаю тебе получить благодатию Божией в награду вечное блаженство от Христа, Чьей невестой ты теперь являешься. От всей души искренне прошу тебя и прочих сестер, непрестанно призывающих имя Божие, молиться обо мне, Рудольфе, монахе из Фульды, недостойном и грешном, чтобы, несмотря на свое недостоинство, я смог бы быть сопричтенным к избранникам Христовым и предстательством тех, кто поистине угождает Господу, получить прощение грехов и избежать вечного наказания. Прежде чем начать житие блаженной и преподобной девы Лиобы, я молю ее Небесного Жениха, нашего Господа и Спасителя Христа, давшего ей мужество одолеть силы зла, дать мне вдохновение для описания ее дивных добродетелей. Я не смог узнать все подробности ее жизни. Расскажу то немногое, что узнал из писаний четырех преподобных мужей. Им, в свою очередь, об этом поведали четыре ученицы Лиобы: монахини Агата , Фекла , Нана и Эолоба. Каждый из тех мужей записал все в соответствии со своими способностями и оставил на память для последующих поколений. Один из них, святой иеромонах Маго, умерший около пяти лет назад, имел с упомянутыми монахинями дружеские отношения и, часто навещая их, любил вести с ними душеполезные беседы. Тем самым он мог узнать многое о жизни святой Лиобы. Маго аккуратно записывал то, что слышал от монахинь. Но, к сожалению, большую часть его записей разобрать нелегко, ибо он, стараясь повествовать кратко, не разъяснял многие факты достаточно для их полного понимания. По моему мнению, причиной этому послужило его желание перенести на пергамент как можно больше фактов и подробностей, хранившихся в его памяти, поэтому-то он и делал свои краткие записи, планируя в будущем на досуге привести их в порядок и сделать в виде книги, доступной для понимания читателей. Но смерть сего мужа была внезапной, она помешала ему достичь окончательной цели, потому его записи и сохранились в не совсем пригодном виде. И это не по моей самонадеянности, а по повелению преподобного отца и владыки аббата Рабана я постарался собрать воедино все разрозненные записи, оставленные упоминавшимися мужами.

http://pravoslavie.ru/32222.html

После бичевания и пыток мучеников вывели за городские стены и вместе с аскетом Онамом забили камнями (SynCP. Col. 243). В Минологии имп. Василия II Иоанн, Саворий и Исаакий названы епископами, вместе с к-рыми пострадали пресвитеры Дапий и Исаакий (PG. 117. Col. 169-172). В нек-рых списках визант. синаксарей (напр., Messan. 103, XII в.) Дапий именуется Агапием, в др. рукописях (напр., Ambros. B. 104. Sup., XII-XIII вв.) вместо Дапия или Агапия указан Папа, к-рый, как и Исаакий, назван епископом. Под тем же днем в Синаксаре К-польской ц. и в Минологии имп. Василия II обозначена память евнуха Воифазата (Гугштазад) и Сасана, а также мужей и жен, пострадавших с ними. Воифазат с младенчества был христианином; он не стал поклоняться солнцу и огню и был схвачен вместе с Сасаном и многими другими христианами, которые после жестоких пыток предали Богу души. В то же время были обезглавлены жены-отшельницы Фекла (Текла) и Анна и с ними многие другие; 3 девы, не названные по имени, посечены мечами. На месте, где была пролита кровь мучеников, выросла смоковница, от которой верующие получали исцеления. Позднее манихеи, ненавидевшие чудеса Божии, срубили дерево (SynCP. Col. 243-244; PG. 117. Col. 172). В нек-рых визант. Синаксарях обозначены имена пострадавших с Воифазатом и Сасаном: Ноилмар, Заруандин (Зарун); к женам-отшельницам Анне и Фекле добавлены Вауфа (Байута), Динах (Динак), Тендус, Мама, Малохия; также приводятся имена приснодев: Нана, Асти и Малах (SynCP. Col. 243-244). Ассемани на основании изданных им мученических актов датировал кончину епископов Шапура и Исаакия 399 г. (ActaSS Orient. P. 97). В Римском Мартирологе, подготовленном в 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Баронием , содержится под 20 нояб. краткое упоминание о епископе Н. и пострадавших с ним (MartRom. P. 534; MartRom. Соттепт. P. 535). В современной редакции Римского Мартиролога память Н. и И. обозначена под 10 нояб.; в краткой заметке Н. назван епископом и старцем, И.- его учеником и юношей (MartRom. (Vat.). P. 582). Ист.: BHO, N 806; изд.: ActaSS Orient. P. 97-103; Bedjan. Acta. T. 2. P. 284-289. Лит.: Labourt. Christianisme dans l " empire Perse. P. 107-109; Sauget J.-M. Narset, Giuseppe//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 732-740. Е. А. Заболотный Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.)

http://pravenc.ru/text/2564706.html

Иногда император отпирал особый ящичек в своем письменном столе и, радостно поблескивая глазами, доставал оттуда свои “сокровища” и показывал их своей любимице. “Сокровища” представляли собой коллекцию миниатюрных животных из фарфора и стекла. – А однажды Папа показал мне очень старый альбом с восхитительными рисунками, изображающими придуманный город под названием Мопсополь, в котором живут Мопсы [Альбом с рисунками, изображающими Мопсополь, представлял собой совместное произведение Александра III и его старшего брата Николая. У жителей города были лица, похоже на морды мопсов. Оба Великих князя нашли в себе, очевидно, достаточно вкуса, чтобы не сделать свою сатиру слишком уж очевидной, и предпочли вместо бульдогов изобразить мопсов. Рисунки относятся к 1856 году, когда Александру III, тогда еще Великому князю, было одиннадцать лет, и когда все россияне были ожесточены против Великобритании и Франции, затеявших Крымскую войну.]. Показал он мне тайком, и я была в восторге от того, что отец поделился со мной секретами своего детства. Слушая воспоминания Великой княгини о ее раннем детстве, я был поражен одним обстоятельством: на первом плане у маленькой Ольги были Император, Нана, братья и сестра, за ними – целый сонм слуг, солдат, моряков и разных простолюдинов. Но о своей матери Великая княгиня говорила очень мало. Доверенные беседы с отцом начинались лишь после того, как Императрица покидала кабинет супруга. Затем огромный дворец снова наполнялся придворным штатом, но детские воспоминания Ольги не сохранили никаких впечатлений от этих людей. Должно быть, перед глазами маленькой девочки проходили целые вереницы представителей иностранных владетельных домов, фрейлин, дворецких, конюших. Всех их она видела часто. Должно быть, и слышала о них. Но для маленькой Царевны самые теплые воспоминания связаны не с роскошью и великолепием придворных церемоний. Утренние встречи с отцом отбрасывали свой яркий и чистый свет на всю дальнейшую жизнь Великой княгини. – Отец обладал силой Геркулеса, но он никогда не показывал ее в присутствии чужих людей. Он говорил, что может согнуть подкову и связать в узел ложку, но не смеет делать это, чтобы не вызвать гнев Мама. Однажды у себя в кабинете он согнул, а затем разогнул железную кочергу. Помню, как он поглядывал на дверь, опасаясь, как бы кто-то не вошел!

http://azbyka.ru/fiction/memuary-velikoj...

Использование естественных наук позволяет изучать такие сложные явления, как взаимодействие религ. общин (прежде всего мон-рей) со средой, или восстанавливать, опираясь на археоботанику, условия питания, посты и праздники, отношение к пище пустынников в мон-рях Египта V-VII вв. (Ком-эн-Нана). Наряду с этим развиваются и традиц. методы исследований, опирающиеся на иконографию монастырских комплексов (напр.: Baumann P. Spätantike Stifter im Heiligen Land: Darstellungen und Inschriften auf Bodenmosaiken in Kirchen, Synagogen und Privathäusern. Wiesbaden, 1999). III. Археология паломничества. Особым направлением археологии В. и. является изучение паломничества как историко-культурного явления. В той части, к-рая связана с изучением архитектурных комплексов св. мест в Палестине и за ее пределами в визант. эпоху, она тесно смыкается с архитектурной и монастырской археологией наряду с исследованием таких известных центров паломничества, как Калъат-Симъан в Сирии или Абу-Мина в Египте. Комплекс Дора-Дор , раскопанный Клодин Дофен,- огромный храм эпохи имп. Юстиниана I в Тивериаде (на горе Береника), где местной реликвией служил культовый камень бронзового века, заложенный под престол; т. н. комплекс Кафизма Богородицы сер. V в.- одно из главных св. мест, почитавшееся как место отдыха Св. семейства на их пути в Египет. Этот комплекс открыт в 1992 г. на землях К-польского Патриархата, между Иерусалимом и Вифлеемом, в наст. время раскопан его главный храм, октагональный в плане, с обширными, роскошными мозаичными полами. Это один из первых храмов, посвященных Богородице после постановлений Эфесского и Халкидонского Вселенских Соборов. Вне Палестины одним из самых известных мест визант. паломничества был чрезвычайно богатый памятниками Эфес - столица провинции Асия и место Вселенских Соборов. Сюда сходились для поклонения местам, связанным с памятью Богородицы, Марии Магдалины, апостолов Павла и Тимофея, евангелиста Иоанна, дочерей ап. Филиппа, пещеры Семи отроков Эфесских. В 1895 г.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010