13 Святой равноапостольный царь Мириан и святая равноапостольная царица Нана (IV в.) приняли Святое Крещение после проповеди святой равноапостольной Нины. Во время их царствования Православие было провозглашено государственной религией Грузии. Рака с мощами святых находится в Самтаврийском монастыре. – Прим. перев. 15 Имеются в виду военные действия вооружённой группировки «Мхедриони» против президента Звиада Гамсахурдия и республиканских войск. – Прим. перев. 16 Икона Божией Матери Иверская была заказана епископом Павлом (Джапаридзе) для Самтаврийского монастыря и написана на Святой Горе Афон в 1912 году. Перед октябрьской революцией 1917 года икона источала слёзы. – Прим. перев. 17 Преподобный Шио Мгвимский был одним из тринадцати сирийских святых отцов, которые прибыли в Грузию в VI веке и много постарались для проповеди христианства. Шио получил благословение на пустынножительство, но слава о его святой и благочестивой жизни разнеслась по всей Иверии. К нему стали стекаться ученики, и на месте его уединения образовалась огромная Квабтахевская лавра. Последние годы своей жизни преподобный Шио провёл в затворе в пещере. Перед своей кончиной преподобный принял Святые Дары из рук иерея, спустившегося к нему в пещеру по верёвке. Память преподобного Шио Мгвимского празднуется дважды: 9/22 мая – в день его блаженной кончины и четверг Сырной седмицы – в память о его чудесах. – Прим. ред. 18 Святая великомученица Кетевань – царица Кахетинская – происходила из царского рода Багратидов. Мученическую кончину приняла от кровожадных слуг нечестивого шаха Аббаса 13-го сентября 1624 года. Вскоре после кончины святые мощи царицы Кетевани были тайно похищены монахами августинского ордена и отвезены в Рим, где и по сей день хранятся в усыпальнице храма апостола Петра. Однако латинские монахи, желая приобрести расположение царя Теймураза I (сына царицы Кетевани), отделив от мощей честную главу и правую руку, послали в дар царю. Епископ Алавердский Иоанн положил честные мощи святой царицы под престол в Алавердском соборе. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ее старшая сестра Ксения, выйдя замуж за русского Великого князя, осталась дома, на родине. Но найдется ли еще один Романов, который женился бы на ней? Покинуть любимую страну для нее было бы мучительно. Фреденсборг устраивал ее, как место, где она проводила свои летние каникулы, но поселиться навсегда в Дании она бы не смогла. Оставались германские владетельные дома, но Ольга помнила, с каким открытым презрением относился к ним ее покойный отец, Александр III [И совершенно напрасно. Германские владетельные дома дали Дому Романовых прекрасных и преданных невест. Кстати, супруга Императора Николая I была принцессой Гессен-Дармштадтской, как и Государыня Императрица Александра Федоровна, супруга Николая II. На наш взгляд, отход от традиционных дружественных отношений с Германией и сближение с Францией и Англией, заклятым врагом России, предопределили падение Императорской России (Примеч. переводчика.)]. – По ночам мне снились кошмары, будто бы меня отправляют в ссылку. Нана просыпалась и успокаивала меня. Разумеется, поделиться подобными страхами с Мама я бы не посмела. Молодой Император часто приезжал в Гатчину из Царского села, и “иногда мне разрешали поехать вместе с ним, чтобы повидать Алики. То и дело в Гатчину приезжала графиня Воронцова, сообщавшая Мама о том, что общество недовольно высокомерием Алики. Я полагала, что все это было неправдой. Здоровье Алики становилось все хуже. Сердце у нее начало сдавать. Она страдала от приступов ишиаса. Беременности у нее проходили трудно” [С 1895 по 1901 год молодая Императрица родила четырех дочерей.]. В начале 1899 года Императрица Мария Федоровна сообщила своей младшей дочери, что летом она начнет появляться в свете. У юной Ольги похолодело сердце. Помимо всего прочего, это значило, что ей придется расстаться с многими незначительными, но так много значившими для нее вольностями: лишним часом игры на скрипке, прогулками по парку, столько радости приносившими ей занятиями живописью. “Выходы в свет” означали необходимость по всевозможным поводам появляться на людях, поездки в обществе Императрицы-Матери, приемы, банкеты, аудиенции. Но Великая княжна получила передышку сроком на год. И по весьма печальной причине.

http://azbyka.ru/fiction/memuary-velikoj...

Атмосфера в монастыре благодатная. Игумения Феодора молодая, сестер — 30, приветливые, благообразные, образованные. Здесь уже три года живет послушницей моя духовная дочь из Питера Нана. Она, бедная, чуть не упала в обморок, увидев меня, и оказала нам прекрасное гостеприимство. Она, слава Богу, нашла здесь свое счастье. А на гробнице св. Нины каменная плита теплая, живая, янтарного цвета, словно мощи святые. А внизу храм в честь родителей святой Завулона и Сосанны, под ним течет целебный ледяной источник с купелью, из которой вышли окрепшими и обновленными. Оттуда мы переехали долину и поднялись высоко в горы, в обитель сщмч. Авива Некресского. Он — один из 13 сирийских отцов VI века и был замучен персами-огнепоклонниками. Там несколько древнейших храмов IV, VI, VII веков. И охватывает тебя трепет от ощущения глубины веков и связи поколений, благоговейно целуешь живые камни и духом внемлешь хору умолкших голосов: «Помяни, Господи Боже наш, всех, на месте сем служивших и подвизавшихся, ихже имена Ты, Господи, веси…» Там оказалась и группа молодых грузинских ребят и девушек со своим батюшкой о. Давидом, и мы дружно послужили молебен св. Авиву, и было удивительно и трогательно, как переплетаются прошлое и настоящее, смена поколений, в древнейшей церкви звучат вновь молодые голоса и поют хвалу живому Христу, и золотистый тихий свет святыя славы Отца Небесного в вечерних сумерках таинственно заливал нас и говорил, что Царствию Христову не будет конца. 28 апреля, вторник, вечер. Сегодня побывали словно во сне, в ином измерении времени и пространства… В 80 км на юго-востоке от Тбилиси, на границе с Азербайджаном простирается холмистая Гареджийская пустыня. Безкрайняя степь, напоминающая Монголию, где пасутся стада овец, и высочайшее небо, где парят величественные орлы. И тишина, тишина, звенящая, аж до боли в сердце… Сейчас весной степь зеленеет, склоны холмов покрыты ковром алых маков и причудливых, огромных ирисов, цветут белые кустарники, а летом все выжжено палящим солнцем и кишат скорпионы и змеи… И вот в этой пустыне со зверьми поселился в VI веке один из сирийских отцов прп. Давид со своими учениками, и «процвела пустыня яко крин». Он основал в скалах Лавру, вокруг которой в пещерах жили множество отшельников и пустынников. Здесь же в XVII веке в день Пасхи были замучены персами 6000 монахов, чьи мощи хранятся в алтаре соборного храма.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

и деву святую Нино. С этими мыслями он поскакал на охоту в Мухранские горы, Вдруг страшной грозой был остановлен, и молнией яркой Очи Господь у него ослепил. Стал он молиться «домашним богам», Но мрак становился все гуще, страх охватил его бедное сердце, И он возопил: «Боже Нино, я верю в великую благость Твою! Отныне я знаю — только Христос может душу спасти». Встал он с колен, просветились не только телесные очи, Но сердце воскресло. Шел он по улицам Мцхеты И громко взывал: «Прославьте, все люди, Бога Нино, Христос — наш избавитель». Вскоре деву-апостола Матерью он назовет и попросит словом своим просветить Весь иверский народ. Дева прошенье исполнит, А царь Мириан в славный Царьград отправляет послов С просьбой прислать в город Мцхету епископа и иереев, Чтобы свершить чин Крещенья над всеми, кто славит Христа. Проповедь дивной Нино в эти дни прозвучала не только Для ближних, но каждое утро толпы людей собирались Послушать ее вдохновенное слово, проникнувшись жаждой Таинство веры принять в водах освященных. Царь Мириан, ожидая царьградских гостей, решил К их прибытью храм возвести на том месте, что дева покажет. Им указала Нино на кедр огромный. Стали его корчевать, Срубили шесть веток, сделав колонны из них, а ствол не давался — Не удавалось и срубленный с места его передвинуть. Ночью Нино обливала слезами чудесное древо — Бог ей открыл, Что под ним почивает священный хитон, в руках у Сидонии славной Хранимый. Чудо свершилось: явились небесные силы, Подняли столп и к небу его понесли, а потом водворили на место, Мцхету сиянье объяло, и славили люди Всевышнего Бога. Храм был построен и назван Светицховели — в честь Животворящего древа столпа, и освящен в честь двенадцати славных Апостолов лика. И ныне главной святыней в Иверии он остается. Прибыл епископ из Антиохии и с ним иереи. В водах Куры принял святое крещение царь Мириан, супруга его Нана-царица, Вельможи и князи, и сонмы народа. Был для Иверии избран епископ, А дева-апостол снова отправилась в путь — возвещать о Христе

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

Так, однажды, по совершении полуночных молитв, святая Нина видела: вот из всех окрестных стран слетались к царскому саду стаи черных птиц, отсюда же они полетели к реке Арагве и омывались в водах ее. Спустя немного, они поднялись вверх, но — уже белыми как снег, и потом, опустившись на ветви кедра, они огласили сад райскими песнями. Это было ясным знамением, что окрестные народы просветятся водами святого крещения, а на месте кедра будет храм в честь истинного Бога, и в сем храме имя Господне будет славимо во веки. Еще видела святая Нина, что, будто, горы, стоявшие одна против другой, Армаза и Задена, потряслись и пали. Слышала она также звуки битвы и вопли бесовских полчищ, как будто бы вторгшихся, в образе персидских воинов, в столичный город, и страшный голос, подобный голосу царя Хозроя, повелевающий предать все уничтожению. Но все сие страшное видение исчезло, лишь только святая Нина, подняв крест, начертала им в воздухе знамение креста и сказала: — Умолкните, бесы! настал конец вашей власти: ибо вот Победитель! Будучи уверяема сими знамениями, что близко Царство Божие и спасение Иберийского народа, святая Нина непрестанно проповедовала народу слово Божие. Вместе с нею трудились в благовестии Христовом и ученики ее, — особенно же Сидония и отец ее Авиафар. Последний настолько ревностно и настойчиво спорил с прежними своими единоверцами-иудеями об Иисусе Христе, что потерпел от них даже гонение и был осужден на побиение камнями; только царь Мириан спас его от смерти. И сам царь начал размышлять в своем сердце о Христовой вере, ибо он знал, что эта вера не только распространилась в соседнем Армянском царстве, но что и в Римской Империи царь Константин, победив именем Христа и силою креста Его всех своих врагов, сделался христианином и покровителем христиан . Иберия находилась тогда под властью римлян, и сын Мириана Бакар был в то время заложником в Риме; поэтому Мириан не препятствовал святой Нине проповедовать Христа и в своем городе. Питала злобу против христиан лишь супруга Мириана, царица Нана, женщина жестокая и усердная почитательница бездушных идолов, которая поставила в Иберии статую богини Венеры .

http://pravoslavie.ru/59035.html

Стремясь распространить веру Христову на всей подвластной ему территории, М. задумал силой обратить своего зятя Пероза и кавказских горцев. Однако св. Нина и еп. Иоанн воспрепятствовали этому и сами просвещали горцев: «царальцев, пховцев, цилканцев и гудамакарцев» в Цобени, «эрцо-тианетцев» в Жалети. Лишь немногие приняли крещение, и тогда М. увеличил подати, взимаемые с кавказских горцев. Св. Нина отправилась в Ран, чтобы обратить в христианство Пероза. В с. Боди (ныне Бодбе, муниципалитет Сигнахи) она заболела, туда же прибыл царский двор; св. Нина дала последние наставления М. и его подданным (в частности, она просила не переносить ее тело в Мцхету, а похоронить в Боди) ( Леонти Мровели. 1955. С. 125, 128; Он же. 2008. С. 64-65). По сведениям источников, ГПЦ при М. окормляли неск. архиереев, среди которых был «глава епископов», имевший титул архиепископа; первым стал предстоятель Церкви Иоанн I, получивший сан архиепископа в конце своего правления. Юрисдикция Картлийской Церкви простиралась на всю территорию Картли, имевшую земли не только в Вост. Грузии, но и в Западной - Эгриси (подробнее см. в ст. Грузинская Православная Церковь ). Спустя 25 лет после Крещения Картли скончались сын М. и зять арм. царя Трдата Рев, в том же году заболел М. Перед кончиной он позвал св. Нану и сына Бакара и завещал им половину царской сокровищницы «отнести к могиле Нино», чтобы с течением времени «не поколебалось значение» Боди, а также попросил епископов прославлять место погребения св. Нины. Бакару повелел строить гос-во на христ. основах и бороться с идолопоклонством. На крест св. Нины, сделанный из виноградной лозы, он повесил царский венец и затем возложил его на Бакара. М. был похоронен в кафоликоне мцхетского монастыря Самтавро с сев. стороны среднего юж. столпа. Св. Нана умерла на 2-й год после кончины М. и была похоронена рядом с супругом ( Леонти Мровели. 1955. С. 129; Он же. 2008. С. 65-66). Ист.: Мокцеваи Картлисай: Шатбердская и Челишская редакции//ПДГАЛ. 1964. Т. 1. С. 81-163; Леонти Мровели. Обращение Картли св. Нино//КЦ. 1955. Т. 1. С. 72-138; он же. То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 44-74; Георгика: Сведения визант. писателей о Грузии/Греч. тексты с груз. пер. С. Каухчишвили. Тб., 19612. Т. 1 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Житие Петра Ивера: Сирийская ред./Издал и коммент. снабдил И. Лолашвили. Тб., 1988 (на груз. яз.); Мокцеваи Картлисай: Обнаруженные синайские редакции. Тб., 2007 (на груз. яз.); Святая Нина, просветительница Грузии: Избр. источники. Мцхета, 2015 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2563312.html

В детском конкурсе будут показаны фильмы: «Моя ужасная няня» (Великобритания, реж. Керк Джонс), «Рождественский подарок» (Грузия, реж. Нана Джанелидзже), «Монгольский пинг-понг» (Китай, реж. Нин Хао) и другие. Куба представлена в анимационном конкурсе фильмом Емели Крус Мендас и Аданое Лимы Круус «Горизонты». В конкурсе телевизионных художественных фильмов заявлены российские сериалы «Брежнев» (реж. Сергей Снежкин, в главной роли Сергей Шакуров), «Грозовые ворота» (реж. Андрей Малюков), «Паломничество в вечный город» Владимира Хотиненко, польский «Спасенный чудом» Януша Заорского и «О вреде табака» (Сербия, реж. Петар Зец). Специальным событием фестиваля станет премьера фильма «Солидарность. Солидарность», созданного 13-ю польскими режиссерами, среди которых Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси. Также пройдет показ фильма Кшиштофа Занусси «Персона Non grata» с участием Никиты Михалкова. К 60-летию народного артиста России Николая Бурляева в рамках фестиваля состоится творческий вечер и ретроспективный показ фильмов с участием юбиляра и других известных актеров и режиссеров отечественного кинематографа. Зрители увидят фильмы «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Игрок», «Лермонтов», «Военно-полевой роман» и другие. На церемонии открытия фестиваля будет вручена традиционная Премия имени С. Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф». Традиционно пройдут творческие встречи для солдат и офицеров частей Российской Армии, расквартированных в Московской области, учащихся и студентов высших и средних учебных заведений; внеконкурсные показы в районных центрах; гала-представления известных актеров; презентационные вечера стран-участниц фестиваля; благотворительные акции для детей-сирот. В рамках фестиваля пройдут III съезд МОКСПН и международная конференция «Единение славянских культур — альтернатива глобализации». Главными фестивальными площадками форума станут Дворец культуры «Россия», Кинотеатр «Премьерный», Дворец молодежи «Дружба», Дворец культуры «РАТЕП» (г. Серпухов), Дворец культуры «Протон» (г. Протвино), КДЦ «Молодость» (г. Пущино), ДК «Дружба», ЦД «Чайка» (г. Чехов), Кинотеатр «Юность» (г. Ступино), КД «Родина» (г. Кашира), Кинотеатр «Родина», Кинотеатр «Молодежный», Киноконцертный зал при администрации, Кинотеатр «25 кадр» (г. Подольск), Кинотеатр «Искра» (г. Видное) и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/108546.htm...

Пуфендорф Самуэль (1632–1694) — немецкий юрист; представитель естественно–правового учения в Германии — 167 Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837) — поэт — 277, 291–295, 298 Пясецкий Павел Яковлевич (1843–1919) — доктор медицины, художник–путешественник; автор книги «Путешествие по Китаю в 1874–1875 гг.» (СПб,. 1880. Т. 1–2) — 159 Пятницкий, протодиакон Исаакиевского собора — вероятно, Пятницкий Василий Петрович — выпускник Санкт–Петербургской Духовной семинарии (1876), секретарь Канцелярии Святейшего Синода (с 1879 г.) — 72 Радецкий Федор Федорович (1820–1890) — генерал–адъютант, генерал от инфантерии, член Военного совета и почетный член Николаевской Академии Генерального штаба; герой Кавказа, Дуная и Шипки — 118 Раевская — возможно, Раевская Клеопатра Дмитриевна — дочь гвардейского поручика; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 262 Раздобров Тимофей, отец — в 1868 г. вместе с Павлом Прусским отошел от старообрядчества, присоединился к православию и был рукоположен в сан священника единоверческой церкви — 202 Разумов Николай Васильевич — выпускник Казанской Духовной академии (1850); секретарь Казанской Духовной консистории (с 1859 г.), член Казанского Братства Святого Гурия; секретарь Калужской Духовной консистории (в 1880–х гг.); сотрудник «Миссионерского сборника» и «Известий Казанской епархии» — 299–301 Разумовский Петр Степанович (1815–1889) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1849); священник церкви петербургского Воспитательного дома (с 1856 г.), протоиерей (с 1857 г.), настоятель Смольного собора (с 1868 г.); наблюдатель за преподаванием закона Божия в Учреждениях ведомства императрицы Марии — 129 Раина (?), болгарская королева — 291 Раиса Ник. — Костерева Р. Н., жена П. М. Костерева, близкая знакомая отца Николая — 195 Ракочий (?), владелец магазина в Петербурге — 104 Рамчедер — индийский принц, племянник Нана Сахиба, живший в Петербурге-159, 183, 191, 209 Расторгуев, московский купец — 275 Расторгуев Владимир Егорович — начальник 2–го отделения Хозяйственного управления Святейшего Синода — 87, 110, 202, 206, 240

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Смерть за имя Христово да будет тебе дороже жизни твоей, такой смертью обретешь нескончаемую жизнь. Где только найдешь огнепоклонство - уничтожь его, а идолов предавай огню и золу их, смешав с водой, дай испить поклоняющимся им. То же самое передай и детям твоим. Я надеюсь, что кавказские горцы перестанут противиться вере нашей; ты же с усердием следуй во всем сказанному мной всем сердцем твоим, и предай себя Сыну Божию, рожденному прежде век, вочеловечившемуся в последние дни для нашего искупления. Силой Честного Креста ты победишь врагов твоих. С великой честью храни мироточивый столп, да будет всегда и во всем надежда твоя на Господа, и во время отшествия твоего в вечный покой да пребудешь непоколебимо в исповедании Святой Троицы " . Затем царь Мириан велел принести к нему крест св. Нины, полученный им из рук блаженной, надел на него корону царскую и велел приблизиться к себе сыну своему Бакару, перекрестил его, снял с креста корону и возложил ее на голову сына своего. Потом, приобщившись Св. Тайн, св. царь Мириан мирно отошел в вечный покой ко Христу Богу. Бакар похоронил его в верхней церкви Самтаврской, с южной стороны от главной колонны храма, у стены, под частицей св. мироточивого столпа, которую царь Мириан заложил в стене во время освящения храма. Через два года скончалась и блаженная царица Нана, ее похоронили там же, вместе с ее супругом, по левую сторону его гроба . Спустя много времени умер также царь Бакар, и его похоронили близ его матери - святой Наны, с левой стороны. МОЛИТВА СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЕ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЕ ГРУЗИИ О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистину велие украшение Церкве Православный и изрядное похвало народу ивериискому, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила есй драгами власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкве Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстойши, да дарует благочестивеишему Императору нашему мир, дол годенствие и во всяком добром начинании поспешение, да приведет Господь нас в небесное Свое царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Но батюшка сам представляет меня — и молодые грузины смотрят доверчиво, радостно, улыбаются мне. Поют для меня грузинские песни. Слушаю и вспоминаю слова отца Максима: «Для меня Петербург и Москва — родные города. Петербург помог мне обрести много друзей, познакомил с русской культурой, с духовным отцом. Москва дала мне силу и мужество». И я думаю: пока живы такие люди, как отец Максим, — никакие политики не смогут внушить простым людям, что грузины и русские — враги. Пока живо его поколение — мы помним, какими родными мы были. И я могу приехать в Тбилиси и знать, что меня встретят здесь настоящие друзья. Рейтинг: 10 Голосов: 1667 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Нана 6 апреля 2017, 09:48 Грузия и Россия,две православные государства, всей душой хочется чтобы наша любовь и дружба была незапятнной, мы братья и сестры во Христе на веки, и я так рада читать комментарий русских, теплые слова благословения. Господи благослови Россию и Грузию, нашу дружбу и наши взаимоотношения Сергей Старательный 12 марта 2017, 16:43 Как всегда, такие беседы помогают настроиться на " духовную волну " .Низкий поклон о.Максиму и Ольге Рожнёвой! Юрий 7 марта 2017, 20:42 дай Бог здоровья отцу Максиму. наташа 7 марта 2017, 20:21 Господи благослови батюшку Максима. Любовь Н. 7 марта 2017, 18:26 Спасибо за эту статью! Она вся наполнена духом радости и кроткости, и история этой семьи и отца Максима помогает нам смиренно принимать доставшиеся нам скорби, благодарить Господа и не терять любовь. Храни Господь отца Максима! Ирина 7 марта 2017, 10:48 Очень хорошая и поучительная статья,очень тепло написана.Благодарю Вас,Ольга,вы находите таких замечательных людей в наше такое сложное время.Благодаря таким людям,пастырям,как о.Максим,мы не отчаиваемся от всего происходящего вокруг.Слава Богу,что даёт нам таких Добрых людей,по словам самого батюшки! Екатерина 6 марта 2017, 23:17 Радостью наполняется сердце, когда видишь, что Грузинская Православная Церковь выстояла в непростые годы самоопределения Грузии, что не поддалась она расколам и ересям благодаря таким молитвенникам, как о.Максим и его духовные отцы!Святые Угодники Божии, в земле Грузинской просиявшие, известные и неизвестные, молите Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/101592.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010