149 Таков Μθοδος γιοριτικ, κταχος, помещённый в Хиландарском стихираре 18 в. Приводим текст его в русском переводе: Глас 1. Встретил авва авву. „ 2. И так его приветствовал: „ 3. Откуда ты, авв, идёшь? „ 4. Из Андрианополя. „ 5. Не знаешь ли чего о моих родителях? „ 6. Умерла мать твоя; „ 7. Тяжко умер и господин твой; „ 8. И Бог упокоил их. Подобного рода запевы были и у русских певцов прежнего времени. См. г. Ст. Вас. Смоленского „Азбука А. Мезенца“. Казань, 1888 г., стр. 5152. 151 Учение о ффорах излагается в каждом руководстве по греческому церковному пению. О падписаниях нана и азизин. см. архим. Порфирия Успенского „Первое путет. в Афон. монастыри и скиты“. „Приложения“ ко 2 отд. 2 ч. М. 1881 г., стр. 90. 152 В нашем столповом пении немалое число многогласников указано г. С.В.Смоленским в его исследовании „Азбука знамен. пения А. Мезенца“. Казань. 1888 г., стр. 51 и примеч. 1. 155 Симеон Солунский подробно излагает и устав этого пения на вечерни, утрени и часах. См. главы 345352. См. собрание сочинений архим. Павла, изд. 1879 г. ч. 1, стр. 321337 и „Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг“, Озерского, изд. 3-е. Москва, 1883 г. ч. 2, стр. 443450. В нашем церковно-нотном Обиходе синод. издания к асматикам должно отнести предначинательный псалом на всенощном бдении: „Благослови душе моя Господа“, имеющий надписание: Киевского роспева; л. 3 обор. 156 „Из воспоминаний о поездке на Афон“, г. Н. Страхова; в журн. „Русский Вестник“, октябрь, 1889 г. В последнее время открыт целый кодекс (устав) асматиков Константинопольской церкви. См. „Богословский Вестник“, январь, 1893 года. 157 Г-на А. Снегирева: „О богослужебной поэзии древней Греческой церкви до конца 4 века“; в журн. „Вера и Разум“, 1891 г. 3 и 6, стр. 185. 158 Настоящая глава о метре церковных песнопений составлена глав. обр. на основании сочинения: Dr. Karl Krumbacher „Geschichte der byzantischen Literatur“, München. 1891 г. и W. Christ et M. Paranikas „Anthologia Graeca carminum christianorum“, Lipsiae, 1871 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Церковь – это не только мы, живущие на земле, это прежде всего сотни святых, которые через благодать Святого Духа и посредством своих подвигов достигли духовной высоты и святости. Церковь преображает человека, только в Церкви можно получить те дары Святого Духа, о которых пишет апостол Павел: ..любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). Именно Церковь дала Грузии и всему миру таких великих святых подвижников, как святая Нина, просветительница Грузии, Иоанн Зедазнийский, Давид Гареджийский, Шио Мгвимский, Антоний Мартмкопский, святые цари Мириан и Нана, Вахтанг Горгасали, Арчил и Луарсаб, Давид Строитель и царица Тамар, мученица царица Кетеван и многие тысячи святых угодников. Именно в Церкви происходит невидимое для нас преображение и внутреннее умиротворение человека, именно в Церкви человек начинает ощущать свою греховность и у него появляется неудержимое желание исправиться; если человека гнетет скорбь, то в Церкви он начинает понимать суетность этой скорби, он получает утешение; если человек находится во вражде с кем-либо, то в Церкви у него появляется желание простить и примириться. Почему все это происходит? Потому что в Церкви невидимо присутствует Господь и исцеляет наши раны. Господь говорит каждому из нас: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ). Именно это необходимо современному человеку вера, надежда и любовь – то, чем жили и утешались наши отцы. Пожалуй, никогда человечество не было в таком смятении: рушатся страны и системы, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то ( Пс.38:7 ); прошедшее ушло, будущего еще нет, настоящее мрачно; единственная надежда – Господь и Его милость к Своему творению. Мы не должны терять надежду, но всегда помнить слова Иисуса Христа: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:20 ). Все неожиданно и молниеносно совершается в этом мире: строится – и тут же разрушается, и все это признак того, что время близко ( Откр.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Репо: – О Кате я услышал от друга. Специально пошел в Невскую, стоял во дворе церкви и думал про себя: «Здесь много старушек. Как бы мне узнать, какая из них Катя». В это время она прошла мимо меня, взглянула на меня своими красивыми голубыми глазами, давая мне знать: – Это я – Катя. Я попросил меня благословить.... Нана Урушадзе: – Много лет назад, во время моего студенчества, подошла ко мне Катя у могилы о. Виталия и начала говорить по-русски, я ничего не поняла – русского не знала. Потом моя подруга сказала: «Она тебе говорит, что ты тепло одета, смотри, чтоб шея не заболела». Я посмеялась и подумала, зачем ко мне пристала эта женщина. Незнакомка пошла со мной до метро Марджанишвили и все время что-то говорила по-русски. Я остановила маршрутку и села в нее, чтоб отвязаться от назойливой спутницы. На другой день я проснулась и не могла повернуть шею от боли, настолько сильная была невралгия. Потом поняла, кто была эта женщина. Больше она со мной не контактировала. Попадья Мариам Пипиа: – Не знаю, можно ли это рассказывать... Одно время Катюша жила у нас. Юродивая совершала такие вещи, что соседи ее оскорбляли и часто осуждали. И мне часто приходилось ее оправдывать. Катя все это наблюдала. Однажды, когда я спала, Катя вошла ко мне в комнату, и я оказалась свидетельницей удивительного явления. Катя была поднята до потолка и оттуда беседовала со мной, говорила, что она не сумасшедшая, и поэтому ее не надо оправдывать. После этого все изменилось. Мы вместе ходили в церковь Александра Невского. Однажды, когда мы заходили в церковный двор, она подкралась ко мне сзади и ударила именно в то место, в котором гнездилось заболевание в обостренной форме. Люди удивленно смотрели на нее и не понимали, зачем она это сделала. Через несколько недель я обнаружила себя полностью здоровой. Хатуна: – У меня к Кате двойственное отношение. Да, она часто в церкви ругалась, тушила свечи, нападала на людей. При этом она молилась св. Пантелеймону и св. Александру Невскому. Пару раз я видела, как она причащалась. В ней было и от Бога, и от темных сил примерно поровну. Иногда она буквально светилась, а временами глаза меняли свое выражение на резко противоположное. Несколько раз она ответила на мои мысли и разрешила мои сомнения, о которых я никому не говорила.

http://pravoslavie.ru/136926.html

В центре иконы изображен приготовленный из ствола мироточивого кедра столб, который Ангел поднял ввысь наподобие Воздвижения Креста. Он должен был служить главной опорой для купола строящегося храма. Это изображение имеет, кроме буквального, еще и символическое значение: 1) оно указывает на метафизическую сторону православного храма. Храм — это священное место, концентрация духовного света, где реально присутствует горний мир. Храм — явление вечности во времени и бесконечности в пространстве; 2) мистическое строительство храма — это распространение христианства на земле, оно будет продолжаться до Второго Пришествия Спасителя; 3) Небесная Церковь невидимо, но постоянно участвует в судьбах Церкви земной. Обе Церкви составляют единый мистический организм; 4) Ангел-хранитель помогает созидать храм нашего сердца. Главным столпом этого духовного храма является православная вера, стенами — надежда, вершиной — любовь. Святая Нина закончила свой жизненный путь в Кахетии. Перед смертью она просила царя исполнить ее последнюю волю — не переносить ее мощи в столичный город Мцхета, а оставить на месте — как благословение и защиту Кахетии. Недолго после прощания с девой Ниной прожил и царь Мириан. Перед смертью он завещал своему сыну Бакару обратить в христианство кавказские племена. Царь Мириан и его супруга царица Нана похоронены под сводами Самтаврского собора. Ревностным помощником святой Нины в проповеди Евангелия был потомок Элиоза Авиафар, иудейский раввин, который, приняв христианство, как апостол Павел, терпел всю жизнь скорби и шел за Христом по пути, усеянному терниями. Его смерть и могила остались неизвестными миру. Месть Персии была быстрой и жестокой. Еще при жизни Мириана персидские войска вторглись в Картли, но были отражены. Особенно долгую и кровопролитную войну с Ираном пришлось вести Грузии во время царствования Вахтанга Горгасала. Орел Византии парил далеко от Грузии, оглядывая свои необъятные владения, а лев Ирана лежал около самых ее границ, всегда готовый к смертоносному прыжку, поэтому Картли часто приходилось один на один бороться со своим могущественным врагом. Вахтанг Горгасал сражался в боях, как простой воин. О его мужестве слагали песни, его имя устрашало врагов. Но больше, чем воинскими подвигами, он прославился строительством городов и храмов, монастырей и крепостей. При нем был основан Тбилиси, а над могилой Сидонии на месте деревянной церкви — воздвигнут каменный собор. Он был великим зодчим Грузии, как Юстиниан — Византии. Мужество сочеталось в нем с кротостью, мудрость — с терпением. Когда архиепископ Михаил перед войском и народом ударил его в лицо, то царь не ответил на оскорбление, подавая пример своим подданным: почитать духовного отца больше, чем царя.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Так, однажды, по совершении полуночных молитв, святая Нина видела: вот из всех окрестных стран слетались к царскому саду стаи черных птиц, отсюда же они полетели к реке Арагве 566 и омывались в водах ее. Спустя немного они поднялись вверх, но – уже белыми как снег, и потом, опустившись на ветви кедра, они огласили сад райскими песнями. Это было ясным знамением, что окрестные народы просветятся водами святого крещения, а на месте кедра будет храм в честь истинного Бога, и в сем храме имя Господне будет славимо вовеки. Еще видела святая Нина, что будто горы, стоявшие одна против другой, Армаза и Задена, потряслись и пали. Слышала она также звуки битвы и вопли бесовских полчищ, как будто бы вторгшихся, в образе персидских воинов, в столичный город, и страшный голос, подобный голосу царя Хозроя, повелевающий предать все уничтожению. Но все сие страшное видение исчезло, лишь только святая Нина, подняв крест, начертала им в воздухе знамение креста и сказала: – Умолкните, бесы! Настал конец вашей власти: ибо вот Победитель! Будучи уверяема сими знамениями, что близко Царство Божье и спасение иверийского народа, святая Нина непрестанно проповедовала народу слово Божье. Вместе с нею трудились в благовести Христовом и ученики ее, – особенно же Сидония и отец ее Авиафар. Последний настолько ревностно и настойчиво спорил с прежними своими единоверцами-иудеями об Иисусе Христе, что потерпел от них даже гонение и был осужден на побиение камнями; только царь Мириан спас его от смерти. И сам царь начал размышлять в своем сердце о Христовой вере, ибо он знал, что эта вера не только распространилась в соседнем Армянском царстве, но что и в Римской Империи царь Константин победил именем Христа и силою креста Его всех своих врагов, сделался христианином и покровителем христиан 567 . Иверия находилась тогда под властью римлян, и сын Мириана, Бакар, был в то время заложником в Риме; поэтому Мириан не препятствовал святой Нине проповедовать Христа и в своем городе. Питала злобу против христиан лишь супруга Мириана, царица Нана, женщина жестокая и усердная почитательница бездушных идолов, которая поставила в Иверии статую богини Венеры 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В центре иконы изображен приготовленный из ствола мироточивого кедра столб, который Ангел поднял ввысь наподобие Воздвижения Креста. Он должен был служить главной опорой для купола строящегося храма. Это изображение имеет, кроме буквального, еще и символическое значение: Святая Нина закончила свой жизненный путь в Кахетии. Перед смертью она просила царя исполнить ее последнюю волю – не переносить ее мощи в столичный город Мцхета, а оставить на месте – как благословение и защиту Кахетии [ 1 ]. Недолго после прощания с девой Ниной прожил и царь Мириан. Перед смертью он завещал своему сыну Бакару обратить в христианство кавказские племена. Царь Мириан и его супруга царица Нана похоронены под сводами Самтаврского собора. Ревностным помощником святой Нины в проповеди Евангелия был потомок Элиоза Авиафар, иудейский раввин, который, приняв христианство, как апостол Павел, терпел всю жизнь скорби и шел за Христом по пути, усеянному терниями. Его смерть и могила остались неизвестными миру. Месть Персии была быстрой и жестокой. Еще при жизни Мириана персидские войска вторглись в Картли, но были отражены. Особенно долгую и кровопролитную войну с Ираном пришлось вести Грузии во время царствования Вахтанга Горгасала [ 2 ]. Орел Византии парил далеко от Грузии, оглядывая свои необъятные владения, а лев Ирана лежал около самых ее границ, всегда готовый к смертоносному прыжку, поэтому Картли часто приходилось один на один бороться со своим могущественным врагом. Вахтанг Горгасал сражался в боях, как простой воин. О его мужестве слагали песни, его имя устрашало врагов. Но больше, чем воинскими подвигами, он прославился строительством городов и храмов, монастырей и крепостей. При нем был основан Тбилиси, а над могилой Сидонии на месте деревянной церкви – воздвигнут каменный собор. Он был великим зодчим Грузии, как Юстиниан – Византии. Мужество сочеталось в нем с кротостью, мудрость – с терпением. Когда архиепископ Михаил перед войском и народом ударил его в лицо, то царь не ответил на оскорбление, подавая пример своим подданным: почитать духовного отца больше, чем царя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

Я тоже встала на колени и обняла его. И так радостно мне стало после этого! Его поступки были непонятны посторонним, но нам, его духовным чадам, он так открывал наши немощи. «Уберёмся в алтаре», – как-то раз сказал мне старец. Я встала у алтаря, а он зашёл в алтарь и молился. Прошло много времени. Вдруг он выбежал из алтаря с криком: «С икон течёт миро!». Я увидела, что алтарные иконы были покрыты миром, и поняла, что отец Гавриил молился так усердно, предчувствуя приближение этого чуда. Мироточение продолжалось около месяца. Но потом все привыкли к чуду и уже относились к нему без должного благоговения – и мироточение прекратилось. Однажды в монастыре совершалась епископская хиротония. Во время литургии старец непрерывно разговаривал и всем мешал. Сначала это терпели, но, когда он подошёл к амвону, встал рядом со священником и сказал: «Ты не заслуживаешь этого места, здесь должен стоять я», терпение лопнуло, и владыка благословил вывести старца из церкви. Два послушника подошли к старцу, но, прежде чем его вывели, он успел ещё раз сказать священнику: «Ты ещё не понял моих слов». Прошло некоторое время, и тот, кого хиротонисали, отошёл от Церкви. Ни одно слово, произнесённое старцем, не было пустым. Он стяжал внутреннюю благодать, многое знал и провидел. А всё внешнее – мнение окружающих людей – было для него не важно. Монахиня Нана (Агладзе) Ещё живя в миру, я узнала, что в Самтаврийском женском монастыре подвизается прозорливый старец отец Гавриил и очень хотела познакомиться с ним. И вот однажды я пошла к нему за благословением. Мне нравилась жизнь в монастыре, нравилась молитвенная атмосфера, но расставаться с миром ещё было тяжело. Меня одолевали сомнения. Старец, увидев мою внутреннюю раздвоенность, крепко сжал мне руками голову, с большой любовью благословил, и все мои сомнения исчезли. С помощью старца я осталась в монастыре. Старалась как можно чаще бывать у него и в храме старалась стоять рядом с ним. Моим первым послушанием были уборка и мытьё полов. Я уставала, но старец ободрял меня: «Твоё спасение – в физическом труде».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В ходе работ были заменены перекрытия, кровля, окна, двери, воссозданы исторические ступени из доломита, отреставрированы фасад и колокольня. Авторами проекта выступили архитектор Р.И. Болиев и инженер-конструктор К.М. Магкеев. К проектным работам были привлечены известные специалисты: архитектор Е.В. Марценюк и инженер И.Г. Стрельбицкий. Профессионалам удалось в ходе реставрации не только воссоздать исторические объемно-планировочные решения, но и приспособить столетнее здание к современным требованиям, в том числе в вопросах безопасности. Первоначальная планировка памятника была утрачена из-за многочисленных внутренних переделок; внутреннее убранство храма, алтарь и купол уничтожены. Только в ходе реставрации обозначились фундамент апсиды и отличительная черта Владимирского храма — алтарь, ориентированный на юг. При восстановлении главного фасада были выявлены окна, заложенные кирпичом. Теперь храмовые окна не только восстановлены, но и украшены витражами, выполненными в технике Тиффани; в витражных композициях используется аланский орнамент. Венчает храм ложный купол со световым фонарем, не нарушающий внешний архитектурный облик. Отреставрированную звонницу украшают 13 колоколов с изображением святых и надписями на осетинском и русском языках.  Росписи Владимирского храма выполнены художниками объединенных мастерских под руководством И.А. Красовского, Д.И. Иванникова, Т.П. Нацвина. В росписях преобладает тема духовной и исторической связи России и Алании. Уникальной особенностью росписи храма святого Владимира стали фрески со сценами крещения Алании и Руси. В парусах — образы Марии Ясыни, Александра Невского, Николая Туальского, Сармата Писпирийского, Алония Египетского. На стенах храма помещены изображения просветителей Осетии — основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова, создателя первой женской гимназии в Осетии протоиерея Аксо Колиева, апостола Осетии епископа Иосифа (Чепиговского). Также здесь запечатлены значимые для осетинского народа в духовном и историческом плане события: подвиг Задалески Нана, чудо святого Георгия, явленное Хетагу, встреча с аланами апостола Андрея Первозванного.

http://patriarchia.ru/db/text/5694890.ht...

343-348 НАЗОРЕИ в ветхозаветном иудаизме люди, давшие определенные обеты Богу: не стричь волос, воздерживаться от употребления вина и не касаться мертвых 348-350 НАКИПАРИ ц. во имя вмч. Георгия (сван.- Джграг) Местийской и Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 350-352 352-355 НАМЕСТНИК должностное лицо в России в разные периоды ее истории, в Великом княжестве Литовском и нек-рых др. гос-вах, а также в РПЦ 355-356 356-366 366-367 НАНА св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 23 мая и 1 окт. (с супругом, царем Картли св. равноап. Мирианом)), груз. царица (сер. III - сер. IV в.) НАНТСКИЙ ЭДИКТ эдикт умиротворения, подписанный 13 апр. 1598 г. франц. кор. Генрихом IV Бурбоном в г. Нанте 367-371 НАПЕВКА пласт устного пения в совр. старообрядческой богослужебно-певч. культуре, исполнение к.-л. песнопения не по крюковым книгам (письменной версии), а изустно, по сложившейся в общине традиции 372-373 НАПИСАНИЕ О ПРАВОЙ ВЕРЕ («Написание о правой вере, изложенное Константином блаженным Философом учителем о Боге на славянском языке»), догматическое сочинение, приписываемое равноап. Кириллу (Константину Философу) 373-374 НАПРАВНИК Направник Эдуард (в правосл. крещении Димитрий) Францевич (1839-1916), рус. дирижер и композитор 374-375 НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ предмет христ. богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого правосл. храма 375-383 384-385 385-391 НАРВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1887-1927 гг. 2. Эстонской Православной Церкви, существовало в 2009-2011 гг. 391-393 НАРКИСС (I в.), ап. от 70 (пам. 31 окт. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 31 окт. и 30 июня в Соборе всех апостолов), еп. Афинский 394-395 393-394 НАРОДЫ МОРЯ большие этнические группы, которые, согласно егип. источникам, в кон. XIII - нач. XII в. до Р. Х. перемещались по древнему Ближ. Востоку, опустошая города и страны, и в конце концов вторглись в Египет

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

Протестантская Методистская Церковь Б. объединяет ок. 100 тыс. верующих; центр в г. Анехо (Того); Баптистский всемирный альянс имеет 3 тыс. приверженцев (1998); действуют общины различных сект: Свидетелей Иеговы, церквей Христа, церкви Назарян, Ассамблеи Бога и др. Протестанты имеют 257 миссионерских центров, семинарию в Порто-Ново. Англиканская Церковь представлена еп-ством Бенина, входящим в Провинцию Нигерии. Церковь Провинции Нигерии является автономной Церковью Англиканского Содружества . Православных небольшое число, среди гл. обр. российских граждан, работающих в российских представительствах или оказавшихся здесь вслед. замужества. Местные церкви. В стране много мелких независимых объединений: Святая христианская Церковь (с 1947), Небесная Церковь Христа, Херувимов и Серафимов (с 1933), Методистская Африканская Церковь, к-рая откололась от методистской в 1927 г. Мусульмане большей частью живут на севере, северо-востоке страны, на границе с Нигером и Нигерией; исповедуется ислам суннитского толка. Действуют мусульм. ордена Тиджанийя и Хамалийя. Традиционные верования представляют собой политеизм с обширным пантеоном божеств, в к-рый входят и обожествленные духи сородичей (тэводу). Основными почитаемыми богами являются бог неба (Нана-Булуку), богиня земли (Сагбата) и бог грома (Ксевиозо). В честь них построены и действуют храмы. Большое влияние сохраняют жрецы традиц. культов. Распространение христианства В XV в. на прибрежную территорию Б. проникли европейцы, португальцы Ж. ди Сантарен и П. ди Эскобар. В XVI в. побережье Б. было превращено в крупный район работорговли (отсюда название - Невольничий берег). Свои фактории создавали здесь франц., голл., англ. купцы. В XVI-XVII вв. на побережье существовали неск. гос. образований (Аллада, Вида, Аджаче). К XVII в. относятся первые сведения о сложившемся на территории совр. Б. гос-ве Дагомея. Первые католич. миссионеры появились в Дагомее в 1660 г. Франция оказывала поддержку католич. миссиям. В 1680 г. в Виде была построена небольшая церковь, здесь служили франц. и португ. священники. Создана сеть начальных школ. Дагомея на протяжении десятилетий поставляла помощников миссионеров в др. колонии Французской Зап. Африки. В 1830 г. в Дагомее насчитывалось 2 тыс. католиков. Активная работа католич. миссионеров началась в 1860 г., когда Дагомея обратилась к Африканской миссии Лиона. В 1900 г. было уже 5 тыс. католиков. В 1913 г. открыта семинария. В 1928 г. состоялась ординация первого африкан. священника.

http://pravenc.ru/text/78088.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010