Л. Васадзе: - Молитвами нашего Святейшего и Блаженнейшего Патриарха Илии мы проходим потрясающий, беспрецедентный ренессанс духовности после советского периода. Его Святейшество был интронизирован в 1977 году. И во время интронизации ему задали вопрос: что делать? Потому что у нас было всего 4 епископа, 10 священников, 6 действующих храмов. И он ответил, что если один человек с чистой верой станет перед крестом - все возможно. Сегодня это сорок епископов, 1300 церквей, несколько сотен монастырей, все храмы Грузии в воскресенье битком набиты, в основном это молодежь с детьми. Туда невозможно попасть. И авторитет Церкви выше всякого другого института в Грузии, без сомнения. Все власти мира сего, приходя и уходя, борются с ней. Неважно, какая это политическая партия. А потом когда их смывает волна, они просто приползают на коленях к Патриарху, просят прощения и прикидываются его друзьями. Нет ничего более сильного и впечатляющего, чем Грузинская Православная Церковь в современной Грузии. Это и ренессанс древних искусств, церковного песнопения, и древнего искусства перегородчатой эмали и грузинского зодчества. На мой взгляд, это единственная Грузия, которая не разрушается, но развивается. Она же последняя связь между Россией и Грузией. Несмотря на все происки бесов и на все ошибки с обеих сторон. Наши с вами Церкви дружат до сих пор. Слава Богу! При таком колоссальном процессе уже установлено, что в древнейшей грузинской Православной Церкви вы знаете, что просветительница Нино и Царь Амиран, и царица Нана приняли христианство как государственную религию в 327 году. Никогда не было, чтобы какой-нибудь Патриарх правил престолом так долго. Никогда не было, чтобы весь Священный Синод без исключения был рукоположен действующим Патриархом. И никогда не было, чтобы какой-либо другой Патриарх, приняв крест Патриарха, имел всего-то шесть церквей и довел духовную жизнь страны до такого состояния, как сегодня мы видим. Поэтому без всякого преувеличения - мы живем при величайшем из Патриархов.

http://radonezh.ru/2019/01/27/vino-dlya-...

Находясь под дурным управлением, Восток был глубоко волнуем тревожным предчувствием, что должна была наступить перемена. Не только Иудея, но и окружающие страны находились в состоянии беспокойного ожидания. Так, вероятно, в тот самый год, когда раздался в пустыне голос Предтечи, египетские жрецы объявили, что они опять видели птицу, известную под названием феникса 309 . Будучи первоначально мифологической эмблемой солнца, феникс мало помалу стал считаться символом исторического круговорота жизни мира, и по воззрению египтян, появлялся в известные промежутки, чтобы сжечь себя и опять восстать из своего пепла, в таинственное знаменование окончания одного великого мирового периода и наступления другого. Он появлялся При Сезострисе, при Амазисе и при Птоломее, третьем царе македонской династии. Появление его теперь казалось необычайным, так как промежутки его возвращения раньше определялись в 1461 и 500 лет, а со времени Птоломея прошло только 250 лет. Между тем священные коллегии жрецов в Риме подтвердили то, что было заявлено египетскими жрецами. По их вычислениям также начался последний период, именно – мировой месяц Аполлона, после чего должна была наступить кончина мира. Виргилий 310 уже за поколение до Христа написал свою знаменитую четвертую эклогу, в которой изображается наступление золотого века, причем сама картина заимствована была у пророка Исаии через посредство иудейских сивиллинских поэм, имевших тогда широкое распространение повсюду 311 . На то же глубокое предчувствие в древнем мире о готовившейся великой перемене в состоянии человечества указывает легенда о смерти великого бога Нана, которая, по свидетельству Плутарха, составилась в царствование Тиверия. «В то время, – рассказывалось в ней, – один корабль, отплывший из Корфу, по странной причине остановился, и кормчий, египтянин Тамиус, услышал со стороны Эхинадских островов громкий голос, который назвал его по имени и велел ему, когда он прибудет в Палод, всем сообщить, что великий бот Нан умер. Епиптянин сделал, как ему было сказано, но едва он распространил весть об этом по берегам, которые были ему указаны, как вокруг раздался великий вздох и этот таинственный звук наполнил мореплавателей страхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Но если царь земной благосклонно смотрел на распространение веры Христовой среди своих подданных, то диавол не мог вынести торжества Евангельской проповеди в покорных ему прежде народах. Он старался возжечь в людях ненависть к ученикам Христовым, и первой среди противников христианства была царица Нана . Жестокая сердцем, она не могла примириться с высоким христианским учением о всеобъемлющей любви, и небесное учение казалось ей отвратительным. Святая Нина возносила теплые молитвы ко Господу Богу, чтобы Он Сам, ими же весть судьбами, смягчил жестокое сердце царицы и направил ее на путь покаяния и вечного спасения. Святая усилила свои подвиги поста и молитвы, и благодать Божия и свет деяний равноапостольной Нины мало-помалу приготовляли добрую почву для сеяния слова Божия. Язычники города, видя дневные и ночные бдения святой Нины, удивлялись им. Внимание их невольно обращалось на святую подвижницу, и они часто расспрашивали ее, кто она, откуда пришла, во что верует и чему учит. Пользуясь таким вниманием к себе, св. Нина незаметно сеяла в сердцах грубых язычников семена спасительной веры, и число ее учеников постепенно увеличивалось. Сила ее проповеди была велика, тем более, что Господь творил руками св. Нины многие чудеса. Так, в городе была одна жестокосердная вдова, которая не только сама отвращала слух свой от истины и поносила веру Христову, но и в других старалась возбудить ту же ненависть, останавливая и не допуская до св. Нины многих желающих послушать ее проповеди. У вдовы этой был единственный сын, который был одержим тяжким недугом. Мать приложила много стараний и потратила немало средств для излечения его, она ходила от одного врача к другому, обращалась ко многим знахарям, но отроку нисколько не становилось легче. Врачи наконец решительно объявили матери, что болезнь ее сына неизлечима. Лишенная врачами надежды и убитая горем, мать пришла наконец к св. Нине и принесла с собой больного отрока: она пала в ноги святой и со слезами молила облегчить невыносимые страдания сына.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОНН НИСИБИНСКИЙ [Нана; сир.  ,   или  ; арм. ; араб.   или  ] († после 862), архидиакон Сирийской яковитской Церкви , богослов, апологет и экзегет. Биография Биография Н. Н. реконструирована А. ван Руем на основе многочисленных сир., арм. и араб. источников (см.: Roey. 1948. P. 3-25). Н. Н. был архидиаконом в г. Нисибин (ныне Нусайбин в Юго-Вост. Турции). Ок. 815 г., будучи еще молодым человеком, по поручению сиро-яковитского арабоязычного богослова Хабиба Абу Раиты ат-Такрити († ок. 835), с к-рым состоял в кровном родстве, Н. Н. принял участие в публичных прениях при дворе арм. кн. Ашота Мсакера († 826). (В своих письмах Абу Раита называет Н. Н. «Ильян» (  ), что, по-видимому, следует читать как «ан-Нан»:   - точная калька сир. формы имени Нана с заменой сир. артикля на арабский.) В этих дебатах, посвященных христологии и проводившихся, по всей вероятности, на араб. языке, Н. Н. отстаивал доктрину, согласно к-рой во Христе признавалась одна слитная природа, состоящая из двух - божественной и добровольно воспринятой человеческой. Его оппонентом, защищавшим халкидонское вероучение, выступил знаменитый арабо-правосл. богослов Феодор Абу Курра , еп. Харранский, специально для этого приглашенный в Армению. Согласно ряду арм. и сир. антихалкидонитских источников (хроники Вардана Великого, Михаила Сирийца и др.), Н. Н. удалось полностью опровергнуть аргументацию еп. Феодора и добиться его изгнания из Армении. В 827-828 гг. Н. Н. наряду с Абу Раитой ат-Такрити участвовал в Решайнском Соборе в качестве одного из обличителей Нисибинского еп. Филоксена (о содержании обвинения достоверно ничего не известно). Н. Н. принимал активное участие в полемике против мусульман и иудеев. Согласно караимскому автору аль-Киркисани (X в.), Давуд ибн Марван аль- Мукаммас , первый иудейский богослов, писавший по-арабски, долгие годы был учеником Н. Н. и под его влиянием даже перешел в христианство, однако впосл. вернулся в иудаизм. Аль-Киркисани также сообщает, что Н. Н. был не только знаменитым философом, но и «врачом по профессии», однако эта информация не находит подтверждения в др. источниках (см.: Da   wu   d ibn Marwa   n al-Muqammis . Twenty Chapters (‘Ishru  n Maqa  la)/Ed., transl., annot. S. Stroumsa. Leiden, 1989. P. 15-16). Косвенным свидетельством участия Н. Н. в антимусульм. полемике является то, что в годы гонений против христиан он оказался в числе видных христ. богословов и архиереев, заключенных в тюрьму в Самарре по приказу халифа аль-Мутаваккиля (847-861). Н. Н. провел в заточении неск. лет, но не отрекся от христ. веры. После убийства аль-Мутаваккиля Н. Н. был освобожден и в 862 г. уже присутствовал на Ширакаванском Соборе Армянской Апостольской Церкви . Точная дата его кончины неизвестна. Сочинения

http://pravenc.ru/text/2577947.html

[Преосвященного] Нестора о сладком и горьком). Увидим, на деле так ли будет. — Студент третьего курса Медицинской академии Владимир Аполлонович Гильтебрандт. До часу пробыл. — Пуля — от дерева на охоте, — «я тебе говорил — не попадешь». Дарвинизм (в смысле поэтизма) в чтении (на собрании Общества Естествознания), что дитя переживает все эпохи человечества, начиная от животного. Грубость и гримасы… В два часа был в «Училище слепых воинов», на Петербургской, в Большой Белозерской; восемь человек слепых; поводырь полуслепой, только что женившийся. Без него — слепцы в Церковь — и под лошадей: «А где же наши слепые?» — четверо лежали разметанными. Учитель плетенья корзин — здоровый немец Карл Петрович. Учитель для киевского заведения, здесь практикующийся. Авдотья Дмитриевна Кованько и — «что же, баба!» Пожертвование двух корзин и жертва по пятнадцать копеек; чернобровая казачка, жена слепца — кухарка. — Я рассказывал о слепцах в Японии. — «Глаза на мокром месте». — В четыре часа к Цивилькову, — сотня гиацинтов, тюльпанов и прочих. К пяти часам у Николая Петровича Семенова. Он только что из бани. Старший сын с уроком пения. Обед. Страхов. О Данилевском и чтение его неразборчивого письма о Дарвине. Рассказ о Коссовиче. — «Великий ученый — дитя в житейских делах», — как Коссович обманут и состарен был преждевременно Головиным (что «печатня»), Рамчендер — индийский принц, племянник «Нана Саиба». Статьи и переводы Семенова. — Домой вернулся во втором часу ночи. 30 генваря 1880. Среда Утром у наместника, по заказу его вчера вечером в десять часов; о беспокойстве Владыки касательно дела Миссии, Обер–прокуроре и Абазе; объясненье истинного течения дела. Наместник посоветовал успокоить этим Владыку. У последнего о. Исайя из Новгородского Юрьевского монастыря. — Краткое объяснение. Владыка о Никонове — «не любит монахов», о Мельникове — «хороший человек». — К П. А. [Петру Андреевичу] Гильтебрандту. Жена — Мария Максимовна, волнующаяся и с некоторыми признаками начинающейся горячки.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Рассказывал много о препятствиях на его пути; к счастию, — человек не слабый и притом глубоко опытный и крайне храбрый — не стесняется ни перед кем (случаи его препирательств с С. Бор. Потемкиной, — где он просто приказывал ей: «замолчите»). — Тут же пожертвовал на Миссию пятьдесят рублей из суммы, присланной ему для добрых дел Стахеевым из Елабуги, и советовал написать ему. Насчет вещей из Дворца сказал, что много есть икон, которые можно отдать, и обещался поговорить с управляющим Дворца. Насчет моего представления Цесаревне выразился, что это необыкновенный факт: «До сих пор только двое были представлены и имели разговор с Цесаревной — Митрополит Макарий и вы». — От него заехал к Владимирскому протоиерею, благочинному Соколову, чтобы спросить о пожертвованиях из Церкви, — дома не застал. Заезжал к Путятиным. Ольга Евфимиевна — пребледная и слабая, простудилась, но перемогается; просила меня поверить списанное русскими буквами с японских нот «Хвалите», — японскую азбуку знает верно. 9 генваря 1880. Среда Утром пришел о. Николай Ковригин из Сан–Франциско. Много рассказывал тамошних дрязг и оправдывал себя. Бедный, жаль его — семь человек детей; Духовное начальство дало ему пенсию в полжалованья — 1500 рублей в год; но он без места и без репутации. Обещался говорить за него пред Митрополитом и Иваном Петровичем Корниловым, чтобы ему попасть в Швейцарию. При нем же пришел член Археологического Общества Александр Николаевич Виноградов, рекомендуя себя в живописцы для Японской Миссии. Говорит красно и учено, Восток знает превосходно, но, кажется, больше теоретик, чем практический хороший живописец. Обещался быть у него сегодня вечером, чтобы видеть его коллекции по иконописи. Вышедши вместе с Ковригиным в двенадцать часов, отправился к Петру Андреевичу Гильтебрандту. Марья Максимовна, супруга, принявши очень ласково, угостила семгой, за которой сама же и сбегала, и наливкой. — Петр Андреевич, по–всегдашнему, мило ораторствовал, между прочим, о том, что «Новое время» развращает нравственность, с чем и я согласен, читая иногда «Новое время» и наталкиваясь на грязные рассказы вроде «Нана». — В Новодевичьем монастыре показали распоротые ризы и прочие облачения, собранные доселе мною, — сказывается, что почти все годно только на выжигу.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

и страстотерпец царь Вахтангь I, умирая от раны, обратившись к окружавшим, сказал: «Вот я уже отхожу… Ты мой первенец, сказал он наследнику своему, тебе передаю мой царский венец, братьям твоим я дал уделы и они должны повиноваться тебе и твоему роду» 724 . И русский летописец, подражая Картлис Цховреба, почти тоже самое вложил в уста умирающего Ярослава. «Наряди сыны своя, повествует летопись, рекь им: се азъ отхожю света сего, сынове мои; имейте в собе любовь…Се же поручаю в собе место стол старейшему сыну моему и брату вашему... сего послушайте... и так раздели им грады» 725 . Предчувствуя свою кончину, царь Мириан, обратившись к наследнику, произнес: «Благодарю многомилостивого Бога, творца неба и земли, Который, пленного дьяволом , спас меня от лица ада... Ты, Нана, сказал царице... после моей смерти раздели на две части царские наши сокровища, и одну часть отдай на усыпальницу Нины нашей просветительницы, чтобы вследствие изменчивости времени не поколебалось во веки то место... Также умолял епископов, дабы они прославляли величие того места (усыпальницы), так как она достойна почитания» 726 . Подобно Картлис Цховреба и русский летописец, свидетельствуя о заслугах просветителя России равноапостольного Владимира, жалуется, что: «не воздаем почести противу оного възданью. Аше бо он не крестил бы нас, говорит летописец, то ныне были быхом в прелести диаволи... нам бо достоить за нь Бога молити понеже тем Бога познахом» 727 . Царь Мириан (Мерван) после своего обращения остался с прежним языческим своим именем. Тоже самое повторяется с Владимиром, хотя сей последний при св. крещении и получил имя Василия. Св. Нина скончалась 14 января и церковь грузинская установила в этот день ее память, тоже самое повторилось и в русской летописи: день кончины св. равноапостольного Владимира – 15 июля- сделался днем чествования его памяти и подвигов. Картлис Цховреба сравнивает св. царя Давида Возобновителя 728  и великую царицу св.Тамару 729  с равноапостольным Константином и русский временник св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как у нас любят превозносить кого-то, да еще особенно если этот кто-то из-за границы приехал, вот мол какой подвиг- такой великий, а поехал к типа никчемной бабке. Да он нормальный просто, а у нас это за героизм почитаться стало. Все душевно огрубели и гиена гордыни массово жрет всех. Ни бабушек тех, ни отцов,одни манагеры. Евгения 24 января 2011, 00:13 Обидно за русских священников. Научиться бы у Владыки Василия смирению и мудрости для прошения пред Господом о помиловании согрешивших предков. Спаси, Господи, Россию. Святые страстотерпцы, молите Бога о нас Нана 23 января 2011, 20:50 СПАСИБО ВАМ! Марина 23 января 2011, 13:57 Спаси, Господи, отец Тихон! Радости и крепости Вашему сердцу! духовное чадо владыки Василия Марина Юлия 23 января 2011, 01:29 Спасибо, о.Тихон, отлично как всегда! А мне вспомнилась Литургия в большом соборе Донского монастыря(1993г.или 94г.?)Владыка на амвоне в белом облачении , величественный и необыкновенно красивый, говорит:- " Господи,призри с небесе и виждь, и посети виноград сей...его же насади десница Твоя... " Он это СКАЗАЛ ТАК, что я для себя впервые поняла слова " хочется упасть ниц... " - такая сила, любовь и великое сердце звучали в этом благословении. ЦАРСТВИЕ ЕМУ НЕБЕСНОЕ! Ирина 21 января 2011, 20:22 Владыка Василий , как живой стоит перед глазами, я как - будто слышу его голос, спасибо Вам, отец Тихон, за эти воспоминания, низкий поклон Вам!С нетерпением жду книгу. мария 21 января 2011, 19:23 Есть подобный послушник-современник: о. протосинкелл Петр (Улемек), до недавнего времени - игумен одного рашского и второго метохийского монастырей СПЦ, теперь, (увы! для нас, мipяh) Святогорец-Хиландарец Дарья 21 января 2011, 16:18 Спасибо за слова о добре. Дмитрий 21 января 2011, 15:53 Ссылка на версию для печати располагается на картинке с принтером , между текстом статьи и комментариями. Адрес версии для печати данной статьи - http://www.pravoslavie.ru/put/print44113.htm Юлия 21 января 2011, 14:30 А почему исчезла кнопка " ВЕРСИЯ для ПЕЧАТИ " ?

http://pravoslavie.ru/44113.html

– Как хорошо, – прошептал Император. Все собравшиеся опустились на колени. За окнами дворца сгущался туман. Где-то трижды пробили часы. Голова Государя упала на грудь Императрицы. Послышались первые слова молитвы об упокоении души в Бозе почившего Государя Императора Александра III Александровича. – Затем наступила мертвая тишина. Никто не рыдал. Мама по-прежнему держала Папа в своих объятиях. Тихо, как только возможно, все мы поднялись, подошли к Папа и поцеловали его в лоб и в руку. Потом поцеловали Мама. Казалось, словно туман, стоявший за стенами дворца, проник и в комнату, где мы находились. Все мы повернулись к Ники и впервые поцеловали ему руку. – При этих словах голос Великой княгини снова задрожал. Хотя дворец был наполнен родственниками, девочка, должно быть, чувствовала себя совершенно покинутой. Никто не осмелился обратиться к Императрице, убитой горем. У молодого Государя была его невеста; у сестры, Ксении – муж; брат, Великий князь Георгий, совсем изнемог, и ему было не до маленькой сестренки. У Великого князя Михаила были собственные обязанности. Остальные, не успев прийти в себя после тяжелой утраты, горько плакали, обсуждали вопросы, связанные с трауром, строили предположения, как изменится атмосфера Императорского двора. Молодой Император, убитый горем, был окружен толпой дядей и министров его усопшего родителя. У Ольги же не было никого, кроме верной Нана. Должно быть, лишь одна миссис Франклин понимала, что для двенадцатилетней девочки детство кончилось. Привязанность к отцу была основой всего ее существования. Детские шалости, невзгоды и печали, радости и успехи, беззаветная любовь к Родине, к простому люду, гордость за прошлое страны и вера в ее будущее – всем этим она делилась со своим отцом, который был для маленькой Ольги одновременно Государем, советчиком и другом. Вера, а не строгое воспитание, которое получила Великая княжна, – вот что помогло ей выстоять в те дни. Поделившись со мной теми давними воспоминаниями, Ольга Александровна снова заговорила о своем отце – на этот раз более уверенным голосом:

http://azbyka.ru/fiction/memuary-velikoj...

Л. Ж. де Сталь — 317 «Крестовый календарь» — издание А. А. Гатцука (СПб., 1873–1918) — 293 «Критика отвлеченных начал» — диссертация В. С. Соловьева (опубл.: М., 1880) — 241 «Мелочи Архиерейской жизни» — Лесков Н. С. Мелочи архиерейской жизни: (Картины с натуры). СПб., 1879 (второе издание: СПб., 1880) — 259 «Нана» — роман Э. Золя (1880) — 132 Новый Завет — 279 «Одиссея» — 146 «Очерки Цейлона» — Минаев И. П. Очерки Цейлона и Индии: Из путевых заметок русского. СПб., 1878. Ч. 1–2. — 241 «Песнь Песней» — 221 «Письмо к другу» — сочинение Павла Прусского — 202 «Приобщения пред смертью Преподобного Сергия» (рукописное сочинение отца Симеона) — 286 «Пророк» — рассказ А. А. Дьякова (псевд. А. Незлобии), опубликован в журнале «Русский вестник» (1880. 4) — 262 «Психология» Чистовича — Чистович И. А. Курс опытной психологии. СПб., 1868 (второе издание: СПб., 1876) — 240 «Религиозное врачебноведение и адвокатура» (статья в «Новом времени» за 9 февраля 1880 г.) — 169 «Россия и Азия» — Григорьев В. В. Россия и Азия: Сборник исследований и статей по истории, этнографии и географии, написанных в разное время В. В. Григорьевым ориенталистом. СПб., 1876 — 158 «Русская история» — Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1851–1879. Т. 1 — 29–254 «Русская церковная история» Толстого — Толстой М. В. Рассказы из истории русской церкви. М., 1879. Изд. 4–е. Кн. 1–5, — 266 «Русские Богоносцы» — Лесков Н. С. Русские богоносцы: Религиозно–бытовые картины. СПб., 1880 — 259 Санскритско–немецкий лексикон — Bohtling Otto R. Sanskrit–worterbuch. SPb., 1852–1875. V. 1–7 (сокращенный вариант: To же. SPb., 1879–1889. V. 1–7); словарь до сих пор не потерял научного значения — 166 «Священная история» Богословского — Богословский М. И. Священная история Нового Завета. Изд. 1–4. СПб., 1859–1871 — 258 «Фиктивный брак» — роман С. Долгиной (1876) — 183 «Япония и Россия» — Николай (Касаткин И. Д.). Япония и Россия. СПб., 1879 — 135, 151, 188 «Burk of ours», английский роман времен Наполеона I — Lever Charles James.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010