Принц Уэльсский тотчас пресек нападки Великих князей на молодого Императора, постарался приободрить своего племянника, привел в чувства высших придворных служащих, тратя многие часы на то, чтобы делами и советами помочь в чрезвычайно сложных приготовлениях к погребению Царя. – Любопытно, – задумчиво проговорила Великая княгиня, – что бы сказала его придирчивая старая мать, если бы она убедилась, что все склоняются перед авторитетом дяди Берти! Причем, где – в России! До сих пор помню те страшные дни. Я тогда ходила словно в трансе! Крейсер “Память Меркурия”, эскортируемый шестью судами Черноморского флота, доставил прах Императора из Ялты в Севастополь, где уже стоял Императорский поезд, чтобы совершить рейс длиной 1400 миль в Санкт-Петербург. Траурный поезд останавливался в Борках и в Харькове для панихид. Затем – в Курске, Орле и Туле, где тоже совершались панихиды. Трое суток гроб с прахом Александра III находился в Архангельском соборе, расположенном в стенах Кремля. По распоряжению молодого Императора в память об усопшем в Бозе Государе в Москве и Петербурге раздавались бесплатные обеды беднякам. Наконец траурный поезд прибыл в северную столицу. Целую неделю пролежал в открытом гробу прах Александра III в соборе святых Петра и Павла. Каждое утро члены Императорской фамилии, в их числе и юная Ольга, приезжали в собор, чтобы присутствовать на панихиде. – Я сопровождала дядю Берти и тетю Аликс, – вспоминала Великая княгиня. – Мы всегда ездили в закрытой карете. Я уже была не в силах плакать. Похороны Александра III состоялись 19 ноября. На них присутствовали короли и королевы почти всех стран Европы. В наполненном людьми соборе, где были погребены все Цари Династии Романовых, начиная с Петра I, последним нашел свое вечное пристанище Император Александр III. – Когда прозвучали слова: “Вечная память”, мы все опустились на колени. Гренадеры начали опускать гроб. Я ничего не видела и словно онемела. Нужно сказать, что для двенадцатилетней девочки я была слишком впечатлительной, но меня, ко всему, угнетало чувство безысходности. И у меня было такое ощущение, что безысходность эта относится и к будущему. Но своими мыслями я не могла ни с кем поделиться. Мама в те дни я совсем не видела. Все время она проводила в обществе тети Аликс и, по-видимому, никто другой ей был не нужен. Алики я знала недостаточно хорошо. В унылом Аничковом дворце я была одна-одинешенька. Не было даже парка, где я смогла бы потеряться. Все мы соблюдали строгий траур, и я не могла играть на своей скрипке. Уроков не было. Однако, несмотря на глубокий траур, не было и покоя! Вокруг была постоянная суета, иногда хотелось зареветь. И я бы заревела, если бы не дорогая моя Нана, которая успокаивала меня.

http://azbyka.ru/fiction/memuary-velikoj...

Очень часто мы молимся, чтобы Господь даровал нам благодать Святого Духа, и ясно не представляем, в чем это должно выражаться. Апостол Павел разъясняет, каковы плоды Святого Духа. В Послании к Галатам он пишет: Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ) и далее добавляет: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал.5:25–26 ). Перечислением этих девяти добродетелей апостол Павел определяет требования к внутреннему миру верующего человека, к его отношению к Богу и к людям. Наличие этих добродетелей – это образ благодатного, нового человека, который живет во Христе и Христос живет в нем. Сегодня мы наблюдаем сложный, но удивительный процесс возвращения к Богу, к тем духовным и национальным ценностям, которыми жили и, я бы сказал, выжили наши родители и вообще наши предки. Что было бы с Грузией, с нашим народом, если бы мы не были православными христианами, если бы мы не имели тех традиций и твердых семейных основ, на которых воспитывались наши люди? Что бы стало с нашей родиной, если бы мы не имели таких самоотверженных защитников нашего отечества, как святые Мириам и Нана, Вахтанг Горгасали, Давид Строитель, царица Тамара, Арчил и Луарсаб, Дмитрий Самопожертвователь, царица Кетеван, тысячи мучеников, жизнь свою положивших за веру и отечество? Каждая мать растила детей как героев, защитников своей родины. Если бы не было в наших предках такой твердой веры, такой жертвенной любви, таких твердых нравственных устоев, то сегодня нашей страны и народа уже бы не существовало. Поэтому девять добродетелей, о которых говорит апостол Павел, должны быть положены в основу воспитания наших детей, и в этом должны объединиться Церковь , семья и школа. Мне хочется особо остановиться на этих добродетелях. Первой добродетелью апостол Павел считает любовь. В Послании к Коринфянам он очень подробно говорит о свойствах любви: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает... ( 1Кор.13:4–8 ). Дивные слова дивного апостола! Эти слова должны быть написаны в доме каждого из нас, чтобы они навсегда запечатались в нашем сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сав. [Марии Саввишны] Перекусихиной — она ли не была в свое время в центре всех интриг при Екатерине! И вот она тоже безмолвна под этим камнем, над которым как–то скандалезно бьёт в глаза её имя. — В три четверти девятого отправился к Василию Васильевичу Григорьеву, ориенталисту, ныне начальнику Управления по делам печати, по его приглашению у Корнилова («а я, признаться, ждал вас», — и назначил время — в понедельник вечером, его дом). В гостиной сидела жена с дамами и проводила чрез библиотеку в кабинет; там уже были трое старцев и один молодой какой–то ученый, только что вернувшийся из Германии. Василий Васильевич представил меня под видом якобы «знаменитого миссионера японского», но не назвал никого из присутствовавших. Ученый уступил место «ближе к хозяину», а сей шуточно стал рекомендовать старца–соседа в миссионеры в Японию, старец же начал рассказывать, как он однажды написал проповедь на Страстную Пятницу в образец законоучителю, и оная была произнесена последним. Стали собираться еще старцы. Константина Андреевича Скачкова я не признал, и он меня, и мы некоторое время сидели и разговаривали друг против друга, как незнакомые, пока я не спросил: «Да не господин Скачков ли?» Н. П. [Николая Петровича] Семенова тоже не узнал, и он уже после сказал о себе и рассказывал об индейце, племяннике «Нана Саиба», ныне живущем в Петербурге, подружившемся было с Великим Князем Константином Константиновичем в экспедиции и оттертым от него. Пришел и И. П. [Иван Петрович] Корнилов, мило зазвавший при прощанье на обед к себе, на который тут же и расположил, кого позвать из «восточных». Приходящим подавали чай, потом виноград и яблоки. Был еще молчаливый кавалерист, адъютант Скобелева в минувшей войне, очень умный, судя по вопросам об Японии. В двенадцать часов я ушел, получив два экземпляра книги хозяина «Россия и Азия» и обещание собрать еще книг для Миссии. 29 генваря 1880. Вторник Утром Д. Д. [Дмитрий Дмитриевич]: «Если я отдаю себя на служение Миссии, то, что же говорить о жалованье?» (После чтения письма Пр.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Враг рода человеческого возбудил любовь к идолам в сердце царя Мириан, охотившегося в лесах Мухрани и он поклялся, что по возвращении во Мцхета истребит «верующих в Распятого» вместе с царицей Нана, если она не откажется от веры Христовой. Не успел царь докончить свою клятву, как слепота поразила его. Долго взывал Мириан о помощи к идолам. Совершенно отчаявшись, царь взмолился Христу: „Бог Нины, просвети ночь сию и покажи мне путь мой, да признаю имя Твое, воздвигну крест и поклонюсь ему, построю дом для молитв и буду покорен вере Нины”. В тот же миг царю вернулось зрение и Мириан, вознес благодарность Создателю. Вернувшись во дворец, Мириан направился к Святой Нине и громко провозгласил: « Отныне верую, Апостол Господень, что Он есть истинный Бог, которого ты проповедуешь!» По совету Святой Нины Мириан отправил послов к царю Константину с просьбой прислать к нему епископа и священников, чтобы крестить свой народ. А из кипариса, под которым был по преданию погребен хитон Господа Иисуса, Мириан приказал изготовить столпы для построения церкви. Просветительской деятельностью Святой Нины в Грузии утвердилось Христианство. Как-то царь Мириан поделился со Святой Ниной, что хочет силой меча обратить в истинную веру мтиулцев (горцев), которые еще находились во тьме язычества, на что Равноапостольная ответила: «Не велено нам Господом браться за меч; Евангелием, Честным и Животворящим Крестом покажем им путь истинный» Окончив свое земное служение Богу, Святая Равноапостольная Нина предала дух свой Господу в Бодбе (Кахети). По пожеланию Святой, ее честнейшее тело было погребено в Бодбе. В последствии на ее могиле царь Мириан воздвиг храм в честь Святого Георгия. У ее гроба происходили, и по сей день, происходят бесчисленные чудеса. День памяти Святой Нины празднуется грузинской Церковью два раза в год: 1(19) июня – ее вхождение в Грузию и 27(14) января — упокоение. Житие Святой Нины, по ее же повествованиям были записано Саломеей Уджармской и Перожавром Сивниельским (день памяти 15 января).

http://pravmir.ru/svyataya-nina-gruziyu-...

Когда по проповеди святой Нины, сопровождаемой чудесами, уверовали в Христа усерднейшие идолопоклонники – грузинская царица Нана и царь Мириан, они отправили к императору Константину Великому посольство с просьбой прислать в Грузию духовных лиц для крещения их и народа. Император сказал, что он обрадован обращению в христианство иберийцев более, чем присоединению целого царства к своей империи, и немедля повелел отправиться в Грузию святому Евстафию Антиохийскому 1531 с несколькими священниками, диаконами и прочими клириками. Они же привезли с собой в Грузию и всю церковно-богослужебную утварь. По прибытии святого Евстафия в столицу Грузии Мцхет царь Мириан послал повеление правителям областей, воеводам и царедворцам, чтобы все прибыли в столицу. Когда они собрались, царь Мириан в присутствии всех принял от епископа Евстафия святое крещение, а за ним царица и дети их; у моста же на реке Куре, где прежде находилось капище языческих жрецов, устроена была крещальня, где святой Евстафий крестил правителей областей грузинских, воевод и царедворцев, почему место это было названо «Мтаварта санатлави», то есть купель вельмож. Немного ниже этой купели священники, прибывшие со святым Евстафием, крестили народ, который притекал к крещению, побуждаемый проповедью святой Нины, – если кто не примет возрождения от воды и Духа Святого, тот не увидит жизни и света вечного... Священники же ходили потом по городам и деревням для крещения и научения прочих жителей Иберии. Итак, при помощи Божией, почти вся страна приняла крещение, и евангельское благовестие утвердилось в Иберии трудами в этом деле святой Нины и святого Евстафия Антиохийского . Во Мцхете святой Евстафий освятил только что перед прибытием его построенный в царском саду храм во имя двенадцати апостолов и даровал новоустроенной Церкви Грузинской чин богослужения и вероучения православной греческой церкви. Первым епископом Грузинской Церкви поставлен был пресвитер Иоанн с подчинением его Антиохийской митрополии, почему и доныне патриарх Антиохийский называется в титуле: «И Иверским» 1532 . Таким образом, при объединении ныне церкви Грузинской с Российскою, святой Евстафий является первосвятителем целого древнейшего православного экзархата нынешней Всероссийской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

евангелистов и сказание гласов и недельных евангелий в продолжении всего года. В месяцеслове – славянские названия месяцев: рюнъ (сентябрь), листопадъ, гроуденъ, просниець, сченъ, береоолъ, травнъ, иокъ, червенъ, аревъ. 19 октября: прпобнаго. ца. нана. 3 мая: стго феодосыа (печерского.) – Кроме вышеприведенной записи о времени написания, в сем евангелии есть еще нисколько приписок, изъясняющих позднейшую судьбу этого памятника (две приписки на л. 228-м, затем – на переплетной доске и по листам, начиная с 3-го, – напечатаны у Горского и Невоструева и у Буслаева). Из этих приписок видно 1) , что Евангелие сие, в 1144 году писанное, в XVI в. и гораздо раньше принадлежало Галичской кафедральной церкви, на Крылосе (местечко близ Галича, с монастырем Успения Божией Матери). Гедеон Болобан, епископ галичский, львовский и каменец-подольский в июне 1576 г. видел в означенной церкви эго евангелие, положенное туда «от лет давних». 2) Около 1679 г. оно перешло в руки молдавского митрополита Досифея и им назначено было к возвращению на свое место – Крылос. 4) Неизвестно, как и когда оно попало в руки справщику, бывшему учителю греческого языка в Москве, пред Лихудами, иеромонаху Тимофею, после смерти, которого перешло в 1699 г. на печатный двор, „в книгохранительную палату”. Эта рукопись – древнейший, с обозначением года, кирилловский список четвероевангелия – принадлежит, бесспорно, к замечательным памятникам древнеславянской и в частности древнерусской письменности и по тексту и по своим фонетическим, морфологическим и лексикальным особенностям. Давнее местонахождение его в местечке Крылос, близ Галича, в связи с некоторыми особенностями языка, позволяет считать Галичское Евангелие древнейшим памятником письменности юго-западно-русской. Поэтому-то исследователи истории русского языка, желая проследить в древнерусской письменности черты русских наречий, отличающих ныне юг от севера и запада, с особенным вниманием останавливаются на Галичском Евангелии 1144 года. – Калайдович, Иоанн экз.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Нередко, доходя до огромной Сенатской площади, Великая княгиня останавливалась и разглядывала бронзовую статую Петра Великого. – Мне часто казалось, что он смотрит на меня, его собственного потомка. Мне по душе была история его жизни. По душе был его город. Думаю, он, этот город, вдыхал в меня жизнь. В нем было столько мужества и упорства. В моем доме на Сергиевской никому до меня не было никакого дела. Эти утренние прогулки отвлекали меня от грустных мыслей. У Ольги кроме Нана не было никого. С братом Михаилом она теперь виделась не так часто, как прежде: он был занят военной службой и сердечными делами. С сестрой Ксенией она никогда не была по-настоящему близка. А перекладывать свои проблемы на плечи Императора, и без того обремененного множеством забот, Ольге не позволяла совесть. Алики постоянно недомогала. Внешне покладистая, Великая княгиня в душе была бунтаркой. Мнимый ее брак не ожесточил ее, а лишь усилил жажду по настоящему чувству. Здоровая, нормальная женщина, она мечтала стать супругой и матерью. Вместо этого она лишь носила имя человека, который добросовестно сопровождал ее на всех приемах и вечерах, изредка проводил полчаса в одной из ее гостиных. Разговоры его, по существу, сводились к недавним выигрышам или проигрышам; он был чрезвычайно озабочен своим здоровьем и с откровенной неприязнью смотрел на многочисленных питомцев “жены”. Апрельским днем 1903 года Великая отправилась из Гатчины в Павловск, чтобы присутствовать на военном смотре. Она беседовала с офицерами, как вдруг заметила высокого пригожего мужчину в мундире офицера Лейб-Гвардии Кирасирского полка. Она никогда еще не встречала его прежде. И ничего о нем не знала. Их взгляды встретились. – Это была судьба. И еще – потрясение. Видно, именно в тот день я поняла, что любовь с первого взгляда существует. Великая княгиня с трудом дождалась окончания смотра. Она заметила, что высокий офицер разговаривает с ее братом Михаилом. – Оказалось, что они друзья. Я узнала, что мужчину зовут Николай Куликовский. Что он из известной военной семьи, хотя для меня такие подробности не имели никакого значения. Я просто сказала Михаилу, что хочу познакомиться с этим человеком. Михаил понял меня. На следующий же день он устроил обед. Как все это происходило, я уже и не помню. Мне было двадцать два года, впервые в жизни я полюбила, и я знала, что любовь мою приняли и ответили взаимностью.

http://azbyka.ru/fiction/memuary-velikoj...

Православные святые Англии официально почитаются Русской Церковью Заграницей, Сурожской епархией РПЦ, митрополией Британских островов и Ирландии Антиохийского Патриархата… Дарья 29 сентября 2016, 09:09 Подскажите, а он православный святой? Я почему-то в святцах не могу найти упоминания о нем. ГАЛИНА 31 января 2012, 19:56 Мне очень дорог весь рассказ о Святителе Свитине,хочется поклонится ему, поцеловать его икону ,Святитель Свитин моли Бога о нас,вечна ему память. С ДЕТСТВА ЛЮБЛЮ ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ АНГЛИИСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ,АНГЛИЙСКИЕ ФИЛЬМЫ ГОТОВА СМОТРЕТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ,НАВЕРНОЕ В МОЕЙ ДУШЕ ЖИВ СВЯТИТЕЛЬ СВИТИН,Я ОЧЕНЬ БЫЛА БЫ РАДА,ЧУДУ- ВЕДЬ МОЯ ДЕВИЧЬЯ ФАМИЛИЯ СВИТИНА. Александр 17 августа 2009, 16:55 Какие красивые имена:Свитин.Эдмунд,Эдуард...Если бы наши священники не были бы суеверны,предавая именам как таковым абсолютного значения,то меньше бы людей уходили бы из Церкви.Оказывается есть имя Эдуард и Эдмунд.И эти имена " православные " !Думаю,прежде чем священник захочет крестить,он должен ознакомиться с ономатологией(теорией имён),чтобы не возникало проблем с наречением имени новокрещаемому. В крещении Георгий 20 июля 2009, 23:12 Полностью согласен с Еленой. Хорошо, что появляются " новые " для нас имена христианских святых. Как мало мы об этом знаем!!! Благослови господи пишущих о них. Но что нас ждет впереди, если открывается такое количество святых заступников. Спаси нас милостивый Христос их молитвами. servus Dei 20 июля 2009, 19:46 Елена, так святой Свитин и есть наш родной, православный святой. cervus Dei 20 июля 2009, 19:44 Святелелю отче Свитине, моли милостивого Бога спастися душам нашим. НАНА 17 июля 2009, 13:16 О СВЯТИТЕЛЬ СВИТИН МОЛИ БОГА О НАС.АМЕН! Елена 16 июля 2009, 12:11 Спаси Христос! Замечательная статья.Талантливая по всем параметрам. Захотелось на английскую лужайку, поклониться английскому святому Свитину. Как-будто наш, родной, российский святой. Благодарю. Елена. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31180.html

Царица София, получив это письмо из рук блаженной, чтобы передать царю Мириану, с поспешностью и радостью отправилась в путь. Она уже подъехала к левому берегу реки Арагвы против Мцхета, но переезд через реку, из-за сильного разлива, был невозможен. Стоя на берегу реки и увидев на другой стороне ее храм, воздвигнутый в царском саду, София воспламенилась желанием поскорее поклониться в нем Истинному Богу и лобызать там мироточивый столп. Забыв о явной опасности, призвав с крестным знамением имя Господа Иисуса Христа, она пустилась одна в реку. Сохраняемая Богом, София благополучно достигла другого берега, где ее ожидали епископ и огромное множество народа. Сам царь Мириан с царицей вышел ей навстречу. Царица София сначала вошла в храм и, приложившись к мироточивому столпу, тут же пожертвовала город, называемый Баратиани, и местечко Буди на украшение храма. Затем, после долгой и усердной молитвы, она обратилась к царю Мириану, приветствовала его и вручила ему письмо от блаженной и святой Нины. Прочитав его, царь пролил слезы и чрез несколько дней с супругой своей, с епископом и со всем его клиром, взяв также с собой сына своего Рева с супругой его Саломией, со всеми вельможами и множеством народа отправился к св. Нине, намереваясь упросить ее переехать в город Мцхета. Но, несмотря на все слезные просьбы царя Мириана и прибывших с ним, св. Нина не согласилась оставить новую, только что основанную Церковь Кахетинскую. Сидящие вокруг св. Нины царицы Нана, Саломия и София и множество других людей просили ее рассказать им подробно о своей жизни: " Расскажи нам,—говорили они,—госпожа наша, кто ты, какого рода, как пришла для спасения нашего и нашей страны? Где ты воспитывалась? Освободительница пленных, поведай нам, по какой причине называешь себя пленницей? " Тогда св. Нина начала свой рассказ следующими словами: " Дщери веры Христовой, близкие сердцу моему царицы! Видя любовь мою ко Христу и веру в Него, вы желаете знать жизненный путь бедной рабыни? Я расскажу его вам, и вы узнаете обо всем. Жизнь моя приблизилась уже к концу, и душа моя скоро отрешится от тела моего, желаю почить сном моей матери на веки . Но принесите чернила и письменные принадлежности и напишите бедное и ленивое мое житие, дабы оно было известно детям вашим, также как и вера ваша, и то, как вы меня приняли, и знамения Божий, которые вы видели, и все, чему вы были свидетелями " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Эка не переставала язвить. — Моя мама там уже, наверно, тонну просфор за меня передала. Так что ты не очень напрягайся. Маико и тут не спасовала. — А тебе не по ногам? Расслабся. Я за своих родителей-атеистов подаю, и тебя пишу за компанию. Большое дело. — Ну, как? Есть результат? — Вскинулся я. Маико, несмотря на рубенсовские формы, легко подпрыгнула и, вытянувшись в стойке, отрапортовала. — На западном фронте без перемен. — Потом уже в своей обычной манере добавила. — Было бы странно, если бы что-то координально изменилось. Я, что, вам великая святая, чтоб кого-то вымаливать. Я же говорю, в церковь не ради чудес хожу. Я вошел в раж. Неужели ничего от ее прошлых увлечений не осталось в этом жизнерадостном колобке. — Маико, а как у тебя на личном фронте, если не секрет? — Лучше всех! — у нее засверкали глаза. Эка ответила за нее. — Приколись, Вахо! У Маико официальный жених! Учится в семинарии. Сейчас эти двое шизов чувства на прочность проверяют. Саба, как попугай, ей твердит: ” Учти, быть женой священника — тяжелый крест!». Ух, с каким удовольствием я бы придушила эту зануду! — У тебя нулевые шансы! — смеется будущая попадья. Я балдел от Маико все больше и больше. Классная девчонка. Везет же тому семинаристу. Но дело даже не в этом. Я не верю в координальное человеческое изменение. Конечно, меряю всех своей меркой. А тут был факт на лицо. Передо мной был другой человек. Бесспорно, в ее метаморфозе не обошлось без участия мамао, нет, скорее, кого-то повыше. По любому надо запастись адресочком этого священника. Не удивлюсь, если он и раковых больных лечит. Пока я анализировал свои чувства, Эка активизировалась. — Маико, как мне тебя жаль. Ясно, выйдешь ты замуж за своего святошу, штук пять детей родите, а потом ты превратишься в такую тетку, как моя мать. У меня уже аллергия на этих верующих. — Вайме, Эка, имей совесть, — взорвалась Маико. — Тетя Нана божий человек, трудяга и жертвенная мать. — Ты прекрасно знаешь, что этот божий человек тебя не любит и говорит про тебя гадости. Я за объективность.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-mariya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010