Ср., однако, мнение А. С. Хорошева, что «Лука был поставлен собором русских епископов по предложению Ярослава», видимо, имеется в виду, что без участия митрополита-грека ( Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе… С. 18). ПВЛ. С. 67. НПЛ. С. 15. НПЛ. С. 16; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 116. Гимон Т. В.Происхождение текста Синодального списка Новгородской I летописи за 1017–1115 гг.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. 3(37). С. 21–22; он же. События XI – начала XII в… С. 620–641. НПЛ. С. 15–17. Примерно те же статьи с небольшими изменениями читаются и в НПЛмл., но статья 1039 г. отсутствует, а под 1044 г. добавлено: «Ходи Ярослав на Литву; а на весну же Володимир заложи Новъгород и сдела его» (НПЛ. С. 181). например: Гимон Т. В.События XI – начала XII в… С. 638. ПВЛ. С. 67; То же в летописях НСГ: ПСРЛ. Т. 42. С. 64. Эта летописная статья, как известно, играла одну из ключевых ролей в реконструкции ранних этапов русского летописания: А. А. Шахматов датировал 1039 г. составление Древнейшего митрополичьего свода ( Шахматов А. А. Разыскания… С. 398–420; см. также: Приселков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. М., 1996. С. 61–64). Каргер М. К. Древний Киев. Т. 2. М.; Л., 1961. С. 11; Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982. С. 7. См.: Иоаннисян О. М., Елшин Д. Д., Зыков П. Л., Ивакин Г. Ю., Козюба В. К., Комар А. В., Лукомский Ю. В. Десятинная церковь в Киеве (предварительные итоги исследований 2005–2007 гг.)//Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого света. СПб., 2009. С. 335–339; Д. Д. К вопросу о реконструкции первоначального облика Десятинной церкви в Киеве//Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. СПб., 2010. С. 363–369. Шахматов А. А.Разыскания... С. 415; ПВЛ. С. 483. Мурьянов М. Ф. О летописных статьях 1039 и 1131 гг.//Летописи и хроники, 1973. М., 1974. С. 111–114. См.: Гадло А. В. «Корсунские попы» на Руси… С. 207–213. Мусин А. Е. О некоторых особенностях древнерусского богослужения XI–XIII вв. (Церковь Преображения Господня на Нередицком холме в литургическом контексте эпохи)//НИС. Вып. 8(18). СПб., 2000. С. 216, примеч. 4.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

НПЛ. С. 20–22, 204–206. НПЛ. С. 20, 204. Там же. С. 21, 205. Женой Всеволода стала дочь Святослава Давыдовича, одного из черниговских князей, к тому времени уже более 10 лет бывшего иноком Киево-Печерского монастыря (известен как прп. Никола Святоша). Отец Святослава, Давыд Святославич, в 1095 г. также княжил в Новгороде. Там же. С. 22, 206. НПЛ. С. 473. НПЛ. С. 163. Там же. С. 22. Ср.: Там же. С. 207. Янин В. Л. Печать Новгородского епископа Ивана Попьяна (1110–1130)//Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 9. Л., 1978. С. 54–56. Янин В. Л.Печать Новгородского епископа... С. 53–56; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3. М., 1998. С. 28–29, 119. Янин В. Л. Печать Новгородского епископа… С. 54, 55, 56. В конце 1980-х гг. В. Л. Янин, обосновывая иную гипотезу (см. примеч. 108), писал о Иоанне уже как о противнике республиканских преобразований. Хорошев А. С. Указ. соч. С. 26. Там же. С. 27. Щапов Я. Н. Указ. соч. С. 68. Там же. С. 69. Янин В. Л.Актовые печати Древней Руси… Т. 1. С. 48. Мусин А. Е. 1130 год: Епископ Иоанн Попьян и кризис церковно-государственных отношений в Древней Руси//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 12. Новгород, 1998. С. 197. См. также: он же. Загадки дома Святой Софии... С. 60–61. Мусин А. Е. Загадки дома Святой Софии... С. 63. См. также: он же.1130 год… С. 202–203; он же. Древнерусское общество, епископат и каноническое право в XII–XIV вв.//Miscellanea Slavica: Сборник статей к 70-летию Б. А. Успенского. М., 2008. С. 346–347. Тихомиров М. Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI–XIII вв. М., 1955. С. 170–181. Это жалованные грамоты князей Мстислава Владимировича и Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю на волость Буец (1130 г., здесь и далее датировка В. Л. Янина: Янин В. Л. Новгородские акты XII–XV вв.: Хронологический комментарий. М., 1991. С. 135–146), князя Изяслава Мстиславича основанному им Пантелеймонову монастырю на село Витославлицы и др. (1134 г.), князя Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю на волость Ляховичи (1134 г.?), Уставная грамота новгородского князя Святослава Ольговича Новгородской епископии 1136/37 г. (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. 79–81. С. 139–141; Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв./Изд. подгот.: Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 147–148).

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Поппэ А. В.Русские митрополии Константинопольской патриархии в XI столетии//ВВ. М., 1968. Т. 28. С. 98—102 (фото Куаленовского списка). Там же. С. 99 (фото Куаленовского списка); Darrouzes J.Op. cit. P. 344 (список ?). Поппэ А.Русские митрополии. . . С. 98—102. Darrouzes J.Op. cit. P. 403. Beck ?. G.Kjrche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Munchen, 1959. S. 174, 179. «????????? ???? " ?????» (Афинский список); «????????? ???? " ??????» (Ватиканский список). Darrouzes J.Op. cit. 343. N 62—63. Ibid. P. 349—350. To же в списке L (Reginensis 57) «Нотиции 15» (Там же. p. 381—382). В Афонском Дионисиевском списке эта Русь называется ? ?????? " ?????, т. е. «Великая Русь» в отличие от «Малой Руси». Muller L.Zum Problem des hierarchischen Status und jurisdiktionellen Abhandigkeit der russischen Kirche vor 1039. Koln; Braunsfeld, 1959 (Osteuropa und der deutsche Osten, III. 6). S. 24. Приселков М. Д.Русско-византийские отношения в IX—XII вв.//ВДИ. 1939. 3. С. 104—105. Поппэ А.Русские митрополии. . . С. 97—103. ПВЛ. Ч. 1. С. 137—139. 6585 (1077) г. «преставися Феодор архепископ новгородьскый» (НПЛ. С. 18); 6616 (1108) г. «преставися архепископ Новъгородьскыи Никита»; 6618(1110) г. «приде архепископ Иоанн в Новъгородь месяця декабря в 20» (Там же. С. 19); 6638(1130) г. «. . .отвьржеся архепископ Иоанн Новагорода и поставиша архепископа Нифонта. . .»(Там же. С. 22). «Крестися Володимир и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градом епископы и попы и диаконы» (Там же. С. 159). Там же. С. 473. Щапов Я. Н.Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики. Вып. I. С. 51; Вып. II. С. 189—190. НПЛ. С. 19. Там же. С. 22. Там же. С. 29—30. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 498. НПЛ. С. 31—32. О дате см.: Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 234 НПЛ. С. 38. Там же. С. 40. Там же. С. 44—45. Упомянут перед Матфеем в Замойском сборнике XV в., перечень которого восходит к концу XIII—XIV в. (до 1305 г.): «А се о руськых митрополитех. Первый митрополит рускыи Феопемьт, Ларион, Георгий, Иоанн, Иоан, Никола, Никифор, Никита, Михаил, Костятнин (!), Дионисии, Матфеи, Курил, Максим» (см.: Щапов Я. Н.Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики. Вып. II. С. 139).

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Антонии же поиде въ Новгородъ и святого Спаса въ Нередицяхъ. Князь и новгородьци рекоша Митрофану и Онтону: «идита къ митрополиту, да кого намъ прислеть, то нашь владыка»; и пустиша с нима цьрньця Васияна попа, а другого попа Бориса» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 251) «Въ лто 1220. Приде архиепископъ Митрофанъ, оправивъся богомь. и святою Софиею, въ Новгородъ марта въ 17; а Антония митрополитъ у себе въ чести, въда ему епископью въ Перемышли» ( НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 261) «Въ лто 1225. Приде архиепископъ Антонии ис Перемышля въ Новгородь и сде на свосмь стол, и ради быша новгородьци своему владыц» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 269) «Въ лто 1228. Поиде Антонии, архиепископъ новгородьскыи, на Хутино къ святому Спасу по своеи воли Тои же осени наиде дъжть великъ и день и ночь, на Госпожькинъ день, оли и до Никулина дни не видхомъ свтла дни, ни сна людьмъ бяше лз добыти, ни нивъ длати. Тъгда же оканьныи дияволъ, испьрва не хотяи добра роду человчю и завидвъ ему, зане прогоняшетъ его нощнымъ стояниемь, пниемь и молитвами, и въздвиже на Арсения, мужа кротка и смерена, крамолу велику, простую чядь. И створше вче на Ярослали дворе, и поидоша на владыцьнь дворъ, рекуче: «того для стоить тепло дълго, выпровадилъ Антония владыку на Хутино, а самъ слъ, давъ мьзду князю»; и акы злодя пьхающе за воротъ, выгнаша; мал ублюде богъ от смерти: затворися въ церкви святи Софии, иде на Хутино. А заутра въвдоша опять Антония архиепископа и посадиша с нимъ 2 мужа: Якуна Моисевиця, Микифора щитник» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 270–273). (В год 1211. Тогда же прибыл, до изгнания архиепископа Митрофана, Добрыня Ядрейкович из Царьграда и привез с собой гроб Господень, а сам постригся в Хутынском монастыре Святого Спаса, и волей Божией возлюбил его князь Мстислав и все новгородцы, и послали его на Русь для поставления; и, рукоположившись, вернулся с именем архиепископа Антония. В год 1219. В этот же год отправился Антоний, архиепископ Новгородский, в Торжок, а новгородцы ввели архиепископа Митрофана на двор для занятия кафедры (митрополичьей), а к Антонию написали; «Иди, куда хочешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«В то же лето заложена бысть Святая София Новегороде Володимеромь княземь» (Там же. С. 16), «заложи Володимир святую Софею в Новегороде» (Там же. С. 181; аналогичная запись: ПВЛ. С. 68). «В лето 6558. Свершена бысть святая Софеа в Новегороде, повелениемь князя Ярослава и сына его Володимира и архиепископа Лукы» (НПЛ. С. 181). В летописях НСГ дополнительно указано, что освящение произошло «на Въздвижение Честнаго Креста» (ПСРЛ. Т. 42. С. 65; Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 117; Т. 6. Вып. 1. Стб. 180–181). НПЛ. С. 181. В Син. (НПЛст.) говорится, что деревянная София сгорела в том же 1045 г., в котором был заложен каменный собор, «в субботу, по заутрьни, в час 3, месяця марта в 15» (НПЛ. С. 16). Согласно же младшему изводу НПЛ, пожар произошел «в лето 6557(1049)»: «Месяца марта в 4, в день суботныи, сгоре святая Софея; беаше же честно устроена и украшена, 13 верхыимущи, а ту стояла святая Софея конець Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотъке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом» (Там же. С. 181; Борисоглебская церковь была возведена Содко в Детинце в 1167 г. (Там же. С. 32, 219), что указывает на примерное время составления записи). Поскольку эти сообщения по-разному отражают хронологию событий, установление правильной даты вызвало полемику в историографии. Одни исследователи склоняются к первичности редакции НПЛмл. ( Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 221; Гиппиус А. А. К истории сложения… С. 56–57, примеч. 141), другие – НПЛст. (Син.) ( Янин В. Л. Церковь Бориса и Глеба в новгородском Детинце: О новгородском источнике Жития Александра Невского// Янин В. Л. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 245–246; исследователь, в частности, указал на недостоверность сведения НПЛмл. о первоначальном местоположении Софийского собора); высказывалась также точка зрения, что в первоначальном виде записи Син. речь шла о гибели в пожаре не новгородского, а старого киевского Софийского собора ( Сивак С. И. О деревянной Софии в Новгороде//Russia Mediaevalis. 1992. T. VII, 1. C. 9–15). Недавно вопрос был обстоятельно рассмотрен Т. В. Гимоном, пришедшим к выводу, что сообщение Син. восходит к новгородскому летописанию конца XI в., а НПЛмл., как полагает и А. А. Гиппиус, – к летописному своду конца 60-х гг. XII в. ( Гимон Т. В. События XI – начала XII в... С. 643–650).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

С. 60-79; он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 136-138; см. также: Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 595-596; Печников. 2017. С. 245-346); по мнению др. исследователей, не учитывающих фактора конфликта Н. с киевским князем начиная с июля 1147 г.- грамота была составлена ок. 1148 г. ( Греков. 1929. С. 19-20; Черепнин Л. В. Русские феод. архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1951. Ч. 2. С. 115; Каштанов С. М. Жалованные акты на Руси XII-XIV вв.//Средневек. Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 21-32; он же. Исследования по истории княжеских канцелярий средневек. Руси. М., 2014. С. 86-93; Седов Вл. В. О ранней истории новгородского Пантелеймонова мон-ря//ДРВМ. 2011. 4(46). С. 13-31). В 1135 г. вместе с блгв. кн. Всеволодом Мстиславичем Н. заложил в Новгороде каменную ц. Успения на Торгу. 5 дек. 1136 г. с участием кн. Святослава (Николая) Ольговича и, очевидно, Н. «великымь священиемь» был освящен собор в честь свт. Николая Чудотворца на Ярославовом дворище (Николо-Дворищенский), заложенный еще в 1113 г. (НПЛ. С. 20, 24, 204, 209). В 1146 г. «въ граде» (в юж. части новгородского Детинца) была освящена деревянная ц. в честь святых Бориса и Глеба. Годом раньше каменная Борисоглебская ц. была заложена кн. Ростиславом Мстиславичем под Смоленском на Смядыни - месте мученической кончины св. Глеба. Летописец Н. отметил оба этих события (НПЛ. С. 27, 213-214). Активизация поминовения святых страстотерпцев, вероятно, была связана с миротворческим направлением церковной политики митр. Михаила (покинувшего Русь к 13 авг. 1146), деятельным сотрудником и единомышленником к-рого был Новгородский епископ. В 1144 г. в Новгороде были расписаны притворы Софийского собора, а в 1151 г.- возведены церкви свт. Василия Великого и святых Константина и Елены. 23 апр. следующего года во время большого пожара сгорело 8 новгородских церквей на Торговой стороне, а также «варязьская», т. е. ц. св. Олава, принадлежавшая сканд. купцам (НПЛ. С. 29, 215). В том же году архиепископ поновил собор Св. Софии - купола были обиты свинцом, а его стены покрыты известью (НПЛ. С. 29, 215). По гипотезе А. А. Турилова , основанной на интерпретации записи об освящении собора Св. Софии в месяцеслове псковского Апостола 1307 г. (указание на Киев и дату 952 г. исследователь считает результатом ошибок переписчиков), в 1152 г. Новгородский кафедральный собор после проведенных там Н. ремонтных работ был переосвящен ( Турилов А. А. Два византийско-русских историко-архитектурных сюжетца//Σοθια: Сб. ст. по искусству Византии и Др. Руси в честь А. И. Комеча. М., 2006. С. 455-457). В 1153 г. Н. прибыл в Ладогу и заложил в этом городе храм в честь свт. Климента, папы Римского; в том же году игум. Аркадием (к-рый, очевидно, покинул Пантелеимонов мон-рь еще при жизни кн. Изяслава Мстиславича) под Новгородом был основан Аркаж (Аркадиевский) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь .

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Им же полюбился его духовный отец Климент, Богом отмеченный, и благословил его архиепископ Далмат на епископство собственной рукой.) Был поставлен в Киеве зимой 1276 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 323). Дата преставления – 22.05.1299 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 329–330, 473). 2992 Был избран управляющим епархией в 1299 г. (Новгородская Первая лет.; ПСРЛ. Т. 3. С. 330). Там же сказано, что на поставление в Новгород прибыл митрополит Максим с Ростовским епископом Симеоном и Тверским епископом Андреем, которые и совершили епископскую хиротонию 29.07.1300 (ПСРЛ. Т. 3. С. 330). По сообщению Новгородской Первой лет. в 1308 г. ушел на покой из-за болезни, благословив на свое место Давида (ПСРЛ. Т. 3. С. 332) Скончался в 1310 г. в Благовещенском монастыре (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 369–370). Память – 23.12 и 23.01. 2993 По сообщению Новгородской Первой лет., был избран народом, а затем благословлен архиепископом Феоктистом на поставление в 1308 г. 05.06.1309 был поставлен во архиепископа Новгородского во Владимире (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 332–333). Вторая дата – дата кончины, по Новгородской Первой лет. (Там же. Стб. 339, 474). 2994 По сообщению Новгородской Первой лет. избран новгородцами после кончины архиепископа Давида в 1324 г. В 1325 г. он упоминается уже как архиепископ, а в 1326 г. прибыл в Новгород (ПСРЛ. Т. 3. С. 340). В 1330 г. архиепископ Моисей покинул кафедру и принял схиму, благословив себе преемника (ПСРЛ. Т. 3. С. 342). В 1352 г. в связи с кончиной архиепископа Василия, бывшего преемником святителя Моисея, новгородцы, по сообщению Никоновской лет., послали письмо к митрополиту Св. Феогносту с просьбой вернуть им в качестве архиепископа Моисея и получили благословение митрополита (ПСРЛ. Т. 10. С. 224). В 1359 г., по свидетельству Новгородской Первой лет., архиепископ Моисей вторично добровольно оставил кафедру (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 365). Под 1362 г. в Новгородской Первой лет. говорится: «Постави Моисии владыка церковь камену святое Благовщение на Михаилов улиц». (ПСРЛ. Т. 3. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Традиционно местную канонизацию И. связывают с открытием его мощей, к-рое произошло в 1439 г. НПЛ Младшего извода сообщает об этом кратко: «Того же лета обретено бысть тело архиепископа Иоана, при коем быле суздалце под Новымъгородом» (НПЛ. С. 420; ср.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 436; Т. 30. С. 199). Согласно Слову «О проявлении мощий святаго», являющемуся 3-й ч. основной редакции Жития И., вслед. падения камня из свода в приделе св. Иоанна Предтечи в Софийском соборе открылась гробница неизвестного архиерея в нетленных ризах. Свт. Евфимию II (Вяжицкому) , архиеп. Новгородскому, во сне явился И., сообщил, что мощи принадлежат ему, и повелел 4 окт. праздновать память князей и епископов, погребенных в новгородском Софийском соборе (ВМЧ. Стб. 341-345; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 445-447). Характеристика свт. Евфимием явившегося ему И. как «великого святителя Божиа» говорит о том, что почитание И. уже было распространено. Так, с одной стороны, уже в «Слове о знамении Святыя Богородица» ок. сер. XIV в. И. характеризуется как «святый... архиепископ» (БЛДР. Т. 6. С. 448); с другой - к 30-м гг. XV в. точное местоположение гробницы И. в соборе было забыто, что заставляет сомневаться в сообщении Жития о многочисленных чудотворениях до открытия мощей святителя. (Янин, исследовавший некрополь Софийского собора, высказал предположение, что мощи, открытые в 1439, принадлежали не И., а его брату Гавриилу, скончавшемуся после И. (мощи находились не возле стены, где должно было быть более раннее погребение, а на некотором расстоянии от нее); см.: Янин. 1988. С. 160-161, 166, 168, 185.) С 1439 г. святитель именуется в текстах не Илией, как в современных ему источниках, а Иоанном (см. список Новгородских владык в Комиссионном списке НПЛ сер. XV в.: НПЛ. С. 163; ср.: Там же. С. 473). Житие И. сохранилось в неск. редакциях. Первоначальная редакция дошла в 2 вариантах, представленных старшими списками в Прологах: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3933 (1479 г., Новгород) и БАН. 33.12.4 (нач. XVI в.); помимо этого первоначальная редакция также вошла в ВМЧ. Житие в данной редакции содержит краткое жизнеописание И.: сведения о его происхождении, о служении в ц. сщмч. Власия, о возведении на кафедру, о строительстве церквей с братом, о принятии схимы, о кончине и о погребении. Л. А. Дмитриев полагал, что данная редакция была составлена до сер. XIV в., прежде появления «Слова о знамении Святыя Богородица».

http://pravenc.ru/text/468947.html

В. Столярова насчитывает 16 дошедших до нашего времени рукописных книг, к-рые можно связать с лазаревской книгописной мастерской кон. XI - нач. XII в.). Т. В. Гимон обосновал гипотезу о составлении в начальный период епископства Н. 1-го новгородского летописного свода (включившего Начальный свод, составленный в Киево-Печерском мон-ре ок. 1093), а также первых частей перечней Новгородских епископов и новгородских князей ( Гимон. 2012. С. 584-687; Он же. Новгородское летописание XI - сер. XIV в. как социокультурное исслед.: Докт. дис. М., 2014. С. 129). Рукопись этого свода была привезена на берега Волхова, вполне вероятно, именно Н. или кем-то из его окружения. Не исключено, что этот свод был продолжен ведением годовых записей в кон. XI - нач. XII в.; именно тогда, по наблюдениям Гимона, уникальные сообщения о Новгороде появляются в летописании на регулярной основе (см.: НПЛ. С. 202-203). Обращает на себя внимание то, что статья НПЛ 1096 г. записана определенно на Софийской, «епископской» стороне Новгорода (сначала сгорел «он пол», т. е. противоположная сторона Волхова, затем Детинец, где находились Владычный двор и Софийский собор - НПЛ. С. 19, 202). Почитание Как святой киево-печерский инок Н. почитался уже к нач. XIII в., когда была составлена первоначальная редакция Киево-Печерского патерика, в к-ром говорится, что «и ныне со святыми чтут святаго и блаженаго Никиту» (Древнерус. патерики. 1999. С. 38; Абрамович. 1930. С. 127). Но уже в памятном летописании под 1096 г. Н. назван преподобным («молитвами преподобнаго епископа Никыты» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240), а согласно новгородской летописной записи 1108/09 г., Н. (возможно, уже при жизни) называли святым в то время и в Новгороде («стяжяниемь святого владыкы» - НПЛ. С. 19, 203). Е. Е. Голубинский предполагал, что общерус. почитание Н. было установлено в 1547 г. на одном из Соборов, созванных митр. Московским свт. Макарием ( Голубинский. Канонизация святых. С. 91, 102), однако это мнение не подтверждается данными источников (см.: Янин.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

9. 352 Экуменический институт в Боссэ 36. Программные единицы комиссии, отделы, департаменты]. 36 Программная единица 1 " Вера и свидетельство " ] 9. 361 Комиссия «Вера и церковное устройство» 9. 362 Комиссия «Всемирная миссия и евангелизация» 9. 363 Рабочая группа « Церковь и общество» 9. 363 Рабочая группа «Диалог с людьми живых вероучений и идеологии» 37 Программная единица 2 " Справедливость и служение " ] 9. 371 Комиссия Церквей по международным делам (КЦМД) 9. 371–1 Борьба с милитаризмом и гонкой вооружений, проблемы разоружения… 9. 371–2 Проблемы прав человека 9. 371–3 Преодоление очагов военных и политических кризисов 9. 371–4 Экономические угрозы миру 9. 371–5 Экологический кризис и сохранение естественных ресурсов 9. 371–6 Другие проблемы 9. 372 Комиссия по участию Церквей в развитии (КУЦР) 9. 373 Комиссия «Программа борьбы с расизмом» 9. 374 Комиссия межцерковной помощи, помощи беженцам и служение миру 9. 374–1 Венгерское агентство межцерковной помощи (ВМП) 9. 375 Христианская медицинская комиссия 38 Программная единица 3 " Образование и обновление " ] 9. 381 Рабочая группа по образованию. 9. 382 Рабочая группа «Женщина в Церкви и обществе, женщины в экуменизме 9. 383 Рабочая группа «Обновление и общинно-приходская жизнь» 9. 384 Рабочая группа «Молодежь» 9. 385 Рабочая группа «Богословское образование» 9. 386 Миряне в Церкви и обществе 9. 387 Местный экуменизм 9. 39 Представительство Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве. 9. 4 Вопросы Православия во Всемирном Совете Церквей 9. 5 ВСЦ и РКЦ (Совместная рабочая группа РКЦ и ВСЦ: «СОДЕПАКС» – комитет по обществу, развитию и миру) 9. 6 ВСЦ и Всемирные конфессиональные семейства 9. 7 Церкви – члены ВСЦ из социалистических стран во Всемирном Совете Церквей 9. 8 Другие всемирные, региональные и национальные экуменические организации 81 Всемирные организации] 9. 811 Всемирная студенческая христианская федерация (ВСХФ) 9. 812 Христианская ассоциация молодых мужчин (ИМКА). 9. 813 Христианская ассоциация молодых женщин (ИВКА

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010