На Кипре в одной из ранних росписей в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) И. представлен в алтарной зоне в медальоне - правой рукой благословляет, в левой - Евангелие. В ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) - в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне, вместе с другими святыми, в т. ч. с Кипрскими (Спиридоном Тримифунтским, Ираклидием Тамасским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Тихоном Амафунтским, Зиноном, Николаем Чудотворцем). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1564) И. представлен вместе с прп. Акакием, еп. Мелитинским (фрески перенесены на юж. стену вимы из апсиды). В росписи кафоликона мон-ря прп. Неофита (нач. XVI в.) - в зоне вимы на сев. стене в сев. проходе, вместе со сщмч. Елевферием Иллирийским. В росписях на Балканах и на Афоне изображение И. помимо зоны вимы (в храмах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318; Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, 1335-1348; в Матейче, кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547, и др.) встречается и во фресках настенных минологиев, как правило под 31 марта (напр., в ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718) - в рост; в трапезной мон-ря Дионисиат (1568) - в мучении). Образ И., а также поясные изображения арх. Михаила и 3 святых были написаны в период палеологовского ренессанса в ныне полуразрушенной к-польской церкви, известной под названием Иса-капы (Ворота Христа). Почитание И. на Руси было особенно распространено в Вел. Новгороде, где святой, по замечанию В. Н. Лазарева, считался покровителем новгородских посадников и тысяцких, а также в соответствии с его Житием помогал в борьбе с ересью и нечистой силой. В 1183 г. в Вел. Новгороде «на Рогатеи улици» была поставлена первая церковь, освященная во имя сщмч. Ипатия Гангрского, в 1396 г. ее возвели в камне; под 1396 г. упоминается чудо от иконы Спасителя, находившейся «в святом Еупатии на Щеркове улице» (НПЛ. С. 37, 227, 371, 388). В монументальной живописи изображение И. представлено в росписи центральной апсиды новгородской ц. Спаса на Нередице (1199; фрагмент лика хранится в ЦМиАР) в нижнем регистре святительского чина, его образ на сев. стене является парным образу свт. Лазаря Четверодневного, еп. Кипрского, на юж. стене и помещен рядом с фигурой сщмч. Власия Севастийского.

http://pravenc.ru/text/673743.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский. Судя по прозвищу, И. прибыл на Русь в числе др. «попов корсунских» вместе с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем после захвата последним Херсонеса (древнерус. Корсунь) в 988 или в 989 г. В 989 г. (дата условна; в нек-рых летописях указан 992) И. был поставлен епископом Новгородским, стал одним из крестителей Руси. По свидетельству НПЛ, в 989 г. он «прииде к Новуграду… и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово» (НПЛ. С. 159-160). По версии Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), новгородцы были крещены в 990 г. 1-м Киевским митр. св. Михаилом и епископами «Фотея патриарха», а также сподвижником св. кн. Владимира Анастасом Корсунянином и дядей князя Добрыней. В 992 г. И., поставленный на Новгородскую кафедру преемником свт. Михаила митр. Леоном , «прииде к Новугороду и достолная (оставшиеся.- Авт.) требища разори» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64-65). Однако версия Никоновского свода должна быть признана недостоверной, в частности, потому, что свт. Фотий , К-польский патриарх, занимал кафедру во 2-й пол. IX в. В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается о 2 построенных И. в Новгороде в 989 г. храмах: деревянном 13-главом соборе Св. Софии и каменной ц. святых Иоакима и Анны (НовгорЛет. С. 173-174). В «Летописи Авраамки» кон. XV в. содержится известие о том, что И. одновременно со строительством Софийского собора в 998 г. «уряди себе монастырь Десятинный» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Древнейшее летописание (НПЛ, ПВЛ) таких сведений не приводит. В НПЛ говорится лишь о том, что деревянный собор Св. Софии, стоявший над Волховом в конце «Пискупле улицы», сгорел в 1045 или в 1049 г., но, когда он был возведен, не сообщается (НПЛ. С. 16, 181). Каменный собор Св. Софии, освященный в 1050 г., имел придел во имя святых Иоакима и Анны, известный с нач. XII в. (НПЛ. С. 473), однако, существовала ли до этого времени церковь с тем же посвящением, не сообщается. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь был основан, по всей видимости, не ранее XII в. Вероятно, отнесение Десятинного мон-ря к эпохе И. связано с возведением в то же время Десятинной ц. в Киеве и с Церковным уставом кн. Владимира, где говорится о десятине.

http://pravenc.ru/text/468869.html

Т. 42. С. 65–66). Когда могло быть в таком случае составлено Поучение – при настоловании в 1036 г., отъезде на суд в 1055 г. или же незадолго до кончины святителя – определить не представляется возможным. См.: Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе… С. 19, 95; он же. Стефан//Великий Новгород: История и культура IX–XVII вв. (Энциклопедический словарь). СПб., 2009. С. 446. НПЛ. С. 473. В летописях Новгородско-Софийской группы, несомненно, опирающиеся на список Новгородских владык, говорится, что «поставлен бысть Новугороду архиепископ Стефан» в 6569/1060-61 г. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 121; Т. 42. С. 66). НПЛ. С. 161, 191. См.: Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарые очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001. Гиппиус А. А. До и после Начального свода: ранняя летописная история Руси как объект текстологической реконструкции//Русь в IX–X вв.: археологическая панорама. М.; Вологда, 2012. С. 55, 61. ПВЛ. С. 71. По сообщению позднейшего псковского летописания Всеслав также предприняв безуспешную осаду Пскова, «пороками шибав» его городские стены, но «отъиде ничтоже успев» (Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955. С. 18; ср. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 122; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 154). Как показал Т. В. Гимон, это известие исторически недостоверно ( Гимон Т. В. Сообщение о походе Всеслава Полоцкого на Псков в 1065 г. в летописании XV в.//Псков, русские земли и Восточная Европа в XV–XVI вв. Псков, 2011. С. 13–33). Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. С. 227. С. 470 (список князей Комиссионного списка НПЛ, восходящий к концу XI в.). «В се же лето (6571/1063) в Новегороде иде Волхов въспять; се же знамение не на добро бысть: на четвертое лето пожьже Всеслав град» (НПЛ. С. 183–184); «В лето 6575. Заратися Всеслав, сын Брячиславль, полотьскыи, зая Новгород» (Там же. С. 186). Больше подробностей приводит НПЛ старшего извода, опирающаяся на новгородского летописание XI в.: «Приде Всеслав и възя Новъгород, с женами и съ детми; и колоколы съима у святыя Софие. О, велика бяше беда в час тыи; и понекадила съ има» (Там же. С. 17; ср.: «…зая Новгород от Неревского конца и пожже; и поимав все у Святеи Софии, и паникадила, и колоколы, и отъиде» (ПСРЛ. Т. 42. С. 67). В Ипатьевской летописи сохранилось известие, что более чем через сто лет, весной 1180 г., новгородский князь Мстислав Ростиславич предпринял поход на Полоцкую землю, стремясь отомстить за обиду, причиненную некогда Новгороду Всеславом Брячиславичем, который «взял ерусалим церковныи и сосуды служебные и погост один завел [за Пол]теск» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 608), т. е., видимо, захватил часть пограничной территории ( Куза А. В. Новгородская земля//Древнерусские княжества X–XIII вв. М., 1975. С. 194).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Центральное место в цикле сказаний об О. занимает рассказ о его победоносном походе на К-поль, помещенный в ПВЛ под 907 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 29-30; Т. 2. Стб. 21-22). В НПЛ он читается после описания неудачного похода кн. Игоря под 920 г. (в ПВЛ помещен под 941), целиком заимствованного из «Хроники» Георгия Амартола и Жития Василия Нового (в ПВЛ под 912 тот же текст дополнен пересказом устной традиции - впечатлений участников похода от использования византийцами «греческого огня»); под 921 г. сообщается о сборе войска О. и кн. Игорем, о походе же О. рассказывается под 922 г. (НПЛ. С. 108-109). Летописное повествование имеет сложный состав: в нем переплетены фольклорные (эпические) мотивы, рассуждения самого летописца и фрагменты визант. письменных текстов. Согласно ПВЛ, войско О. состояло из флота и конницы (к-рая далее не упом.; в НПЛ это сообщение отсутствует). Дальнейшее повествование в ПВЛ и НПЛ близко по содержанию, но текстуально не совпадает, за исключением речей персонажей. При появлении флотилии О. византийцы «замкнули Суд» (древнесканд. sund - пролив; сканд. название бухты Золотой Рог, вход в которую перекрывала цепь) и «затворили» город. Тогда О., сойдя на берег, начал грабить окрестности К-поля (описание разбоя в ПВЛ заимствовано из рассказа о походе кн. Игоря под 941), после чего поставил корабли на колеса, а ветер, надувая паруса, погнал их к городу. Испугавшиеся греки предложили О. мир, обещая «дань», какую О. пожелает, и преподнесли ему отравленное вино, к-рое О. отказался пить («бе бо устроено с отравою»). Провидение О. еще больше напугало греков, усмотревших в нем свидетельство сходства О. и вмч. Димитрия Солунского , «посланного на них Богом». О. установил размер контрибуции: по 12 гривен на человека (в составе флота О., согласно ПВЛ, было 2000 кораблей с 40 воинами на каждом), возложил на греков дань, «юже дають и доселе княземъ рускымъ» (только в НПЛ), повесил свой щит на воротах Царьграда в знак победы и заключил «мир» с имп. Леоном (Львом VI Мудрым) и его соправителями (текст договора приведен в ПВЛ). Перед отплытием О. приказал сшить паруса из драгоценной ткани («паволочиты») для кораблей «руси» и полотняные («кропиньны», к-рые вскоре после отплытия были разорваны ветром) для словен. Возвратился О. на Русь с богатой добычей: золотом, драгоценными тканями, фруктами, винами и «всяким узорочьем».

http://pravenc.ru/text/2578285.html

И говорили некоторые князю: «Есть иеродиакон в монастыре Святого Георгия, по имени Спиридон, он достоин». А другие предлагали Иоасафа, епископа Владимирского и Волынского, а другие Гречина (Грека, или Григория, или Георгия): «Кого изберет митрополит, тот будет нашим отцом». И сказал князь Михаил: «Положим три жребия, который Бог изберет». И положили на Святом Престоле, написав имена, и послали из гридницы владычной княжича Ростислава, чтобы он выбрал того, кого выбрал Бог в служители себе и пастухом словесных овец для Новгорода и для всей его области, и выпало – Спиридон. Тогда послали за ним в монастырь и, приведя, поместили на дворе (архиепископском), до того как он отправится для поставления в Киев.) Был хиротонисан в Киеве в 1230 г. и прибыл в Новгород 19.05 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 276). Преставился в 1249 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 304). 2989 Был поставлен в Новгороде митрополитом Кириллом при сослужении епископа Ростовского Кирилла (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 304). Скончался 21.10.1274 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 322, 473), причем по желанию новгородцев сам назначил себе преемника (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 10. С. 152). 2990 Иоанн – игумен Юрьевский до 1274 г., упоминаемый на Новгородской кафедре в 1274 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 323). Следовательно, владычествовал несколько месяцев. Архиепископ Далмат перед смертью предложил Новгородцам несколько кандидатур для своего преемничества. Среди них был и игумен Иоанн, но окончательный выбор новгородцы сделали в пользу Климента. «В лто 1274. Преже преставлениа Далматова посадникъ Павша с мужи старишими биша чоломъ Далмату: «кого, отче, благословишь на свое мсто пастуха и учителя». Далмат же нарече два игумена: святого Георгиа Иоана и отца своего духовнаго Климента: «коего соб излюбите, того вамъ благословлю». Иде посадникъ на Иоанна дворъ, и созва новгородци, и сказа имъ слово Далматово; и възлюбиша вси Богомъ назнаменана Климента, и благослови его Далмат своею рукою, и по преставлении Далматов послаша в Кыево ставится». (Никоновская лет.; ПСРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1103 г. в княжеской резиденции на Городище (под Новгородом) была заложена каменная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (НПЛ. С. 19, 203; Новоселов, Хрусталев. 2013). Степень причастности Н. к этому событию неизвестна. В духовной грамоте (сохр. в копии XVI в.) прп. Антония Римлянина († 1147) говорится, что Н. благословил его на создание на правом берегу Волхова, под Новгородом, Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря : «...изыдох на место сее, не приях и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа» (ГВНиП. 103. С. 160). Легенда о «римском» происхождении прп. Антония фиксируется не ранее XVI в.; по мнению ряда исследователей, скорее всего он был ранее киево-печерским монахом, как и Н. (см.: Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР. 2001. [Вып.]: Севернорус. мон-ри. С. 13-14; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде. М., 2002. С. 8; Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерус. живописи. М., 2007. С. 94-98; Печников. 2016. С. 198-202). В дек. 1104 г. Н. мог участвовать в Киеве во встрече прибывшего на Русь нового митр. Никифора I , а в следующем году - в поставлении 3 епископов (или кого-либо из них) - святителей Амфилохия Владимирского (27 авг.), Лазаря Переяславского (12 нояб.) и Мины Полоцкого (13 дек.). Краткие записи об этих хиротониях имеются в новгородской летописи (НПЛ. С. 19, 203). Скончался Н. 30 (НПЛ. С. 19) или 31 (Там же. С. 203) янв. мартовского 6616 (1108/09) г. ( Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 218, 220, 229; ср.: Щапов. 1989. С. 62, 67, 207 (исследователь указывает годом кончины Н. 1108-й)) и был погребен в Софийском соборе в приделе во имя святых Иоакима и Анны («Положен бысть у Святеи Софеи в Акима и Анны» - ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 140; НПЛ. С. 473). На средства Н. («стяжаниемь святого владыкы» - НПЛ. С. 19, 203) уже после его кончины, весной 1109 г., начались работы по росписи кафедрального Софийского собора, задуманные, очевидно, еще при жизни епископа (до этого полвека кафедральный храм стоял нерасписанным; отдельные фрески в галереях созданы в посл.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

С. 56, 256). ПВЛ. С. 109; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240; Т. 2. Стб. 230. ПВЛ. С. 112, 117; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 263, 265. «Святополк и Володимер посласта к Олгови, глаголюща сице: “Поиди Кыеву, да поряд положим о Русьстей земли пред епископы, и пред игумены, и пред мужи отець наших, и пред людьми градьскыми (курсив мой.– М. П.)”» (Там же. С. 96). НПЛ. С. 19, 202. Патерик Киевского Печерского монастыря. С. 92; Древнерусские патерики… С. 38. Ядрышников В. А., Гордиенко Э. А. Никитский (Никтинский) корпус//Великий Новгород: История и культура IX–XVII вв. (Энциклопедический словарь). СПб., 2009. С. 350. ПВЛ. С. 119; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 280–281; Т. 2. Стб. 256–257; ср.: НПЛ. С. 19, 203. НПЛ. С. 19, 203. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. 103. С. 160. «В лето 6616… месяца генваря в 30» – в Синодальной рукописи (НПЛ. С. 19); 31 zydfhz – в младшем изводе НПЛ (Там же. С. 203). См. также: Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 218, 220, 229. Ср.: Щапов Я. Н. Указ. соч. С. 62, 67, 207 (исследователь указывает годом кончины Никиты 1108 г.). «Положен бысть у Святеи Софеи в Акима и Анны» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 140; см. также: Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 169–175, 187–189. Гроб епископа Никиты был обретен 30 апреля 1551 г. В связи с общерусской канонизацией святителя 1558 г. в конце 50-х – начале 60-х гг. XVI в. были составлены 4 редакции его Жития ( Охотникова В. И. Житие Никиты епископа//Великий Новгород: История и культура IX–XVII вв. (Энциклопедический словарь). СПб., 2009. С. 177–178; см. также: Смирнова А. Е. Два безбородых Древней Руси: Святитель Никита Новгородский и его агиограф Маркелл//От средневековья к Новому времени: Сборник статей в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 118–142). В. Л. Янин высказал скептическое мнение относительно обнаруженных мощей свт. Никиты, поскольку приписываемые ему мощи принадлежат человеку молодому, около 20 лет, или человеку более старшего возраста «евнухоидной конституции» ( Янин В.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

460 ПРП, вып. 2, стр. 116 – 120; см. А. Н. Насонов. Указ. соч., стр. 93 – 100. Походы в Подвинье начались давно: под 1032 г. сообщается о походе Улеба к «железным воротам», видимо в устье Сев. Двины, и отмечено, что «опять мало их приде» (есть мнение, что речь идет о Карских воротах – М. И. Белов. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX b. М., 1956, стр. 34). Ср. огромные поборы с Подвинья в XIV – начале XV b. – 5000 рублей, 50000 белок, 6 сороков соболей (НПЛ, стр. 380 – 381, 393, 415; см. Л. В. Данилова. Очерки по истории землевладения и хозяйства в Новгородской земле в XIV – XV bb. М., 1955, стр. 204 и сл.). 461 А. Н. Насонов. Указ. соч., стр. 188 –190; на какие-то доходы претендовал и Смоленск. – ПСРЛ, т. II, стб. 550 (1172 г.). 462 Столкновение при Юрии Долгоруком. – НПЛ, стр. 28 (1149 г.), ПСРЛ, т. II, стб. 367 (1148 г.); при Андрее Боголюбском. – НПЛ, стр. 39 (1168 г.), ПСРЛ, т. IV, вып. 1, стр. 163, т. I, вып. 2, стб. 353 (1166 г.); при Всеволоде Юрьевиче. – НПЛ, стр. 43 (1196 г.) и позднее – НПЛ, стр. 59 (1219 г.), ПРП, вып. 2, стр. 120. 467 ТОДРЛ, т. V. М. – Л., 1947, стр. 188; ср. А. В. Циркин. Руоско-мордовские культурные связи в X – XIII bb. Автореферат диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Саранск, 1964, стр. 6. 468 Т. Левицкий. «Китаб ар-Рауд ал-ми’тар» Ибн Абд ал-Мун’има ал Хими’ари (XV b.) как источник сведений о восточной, центральной и северной Европе. – «Проблемы востоковедения», т. III. М., 1960, стр. 135; T. Lewicki. Die Vorstellungen arabischer Schriftsteller des 9. und 10. Jahrhunderts von der Geographie und von den ethnischen Verhaltnissen Osteuropas. – «Der Islam», Bd. 35. Berlin, 1960, S. 37; А.  П. Смирнов . Очерки. – МИА, вып. 28, 1952, стр. 157 – 161; М. Г. Сафаргалиев. Заметка о буртасах. – «Записки Мордовок, научно-исслед. института», т. 13. Саранск, 1950, стр. 88 – 96. О вядах см.: А. В. Соловьев. Заметки к «Слову о погибели Русской земли». – ТОДРЛ, т. XV. М. – Л., 1958, стр. 102 – 104.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ср. мнение А. В. Гадло, что «десятинный клир не оказал ему (Ярославу.– М. П.) поддержки. Его глава принял сторону врага Ярослава и тем явно скомпрометировал всю корсунскую общину» ( Гадло А. В. «Корсунские попы» на Руси… С. 203–204). О недоверии Ярослава Иоакиму по той же причине пишет А. Ю. Карпов ( Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2005. С. 61–63, 274, 284). «В лето 6506. В Новегороде владыка Аким уряди себе монастырь Десятинный, а Святую Софею заложи дубову конець Пискупли улици, над Вольховом, и сверши ю о двунатцати версех» (ПСРЛ. Т. 16. Вых. ДанныеС. 40; ср.: Новгородские летописи (так называемые Новгородская вторая и Новгородская третья летописи). СПб., 1879. С. 2, 173–174, 181). Эти сведения зачастую с доверием принимаются в историографии (см., например: Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе. С. 14; Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. С. 61). НПЛ. С. 16, 181. Первое сообщение, по обоснованному мнению Т. В. Гимона, восходит к новгородскому летописанию конца XI в., второе – к летописному своду 60-х гг. XII в. ( Гимон Т. В. События XI – начала XII в… С. 634–649). Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 34. В одном из уникальных и ранних по происхождению сообщений Синодального списка НПЛ говорится: «В лето 6525. Ярослав иде к Берестию. И заложена бысть Святая София Кыеве» (НПЛ. С. 15). Речь, безусловно, идет о начале строительства нового (видимо, также деревянного) храма Св. Софии, который строился вместо сгоревшего, о чем сообщает в своей хронике современник – Титмар Мерзебургский в 1018 г. ( Титмар Мерзебургский. Хроника. М., 2009. С. 177). Когда был построен этот погибший в пожаре первый киевский храм Св. Софии, неизвестно, вполне возможно, что он действительно возник в связи с основанием на Руси митрополии в конце X в. ( Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 25), что, однако, не дает твердых оснований для мнения об одновременном возведении храма с таким посвящением в Новгороде. НПЛ. С. 473. См.: Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//Книжные центры Древней Руси: Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 93; Секретарь Л. А. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь//Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2006. С. 456; она же. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 284–285. См. об урочище Десятина: Мусин А. Е. Загадки Дома Святой Софии. СПб., 2013. С. 25 (исследователь связывает название местности с существовавшей здесь с XI в. городской таможней, где налог, согласно нормам церковного Устава Ярослава, собирался в том числе каждую десятую неделю в пользу епископа).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Въ лто 1220. Приде архиепископъ Митрофанъ, оправивъся Богомъ. и святою Софиею, въ Новгородъ марта въ 17; а Антония митрополитъ у себе въ чести, въда ему епископью въ Перемышли.» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 259–261) (В год 1218. В этот же год прибыл из Владимира архиепископ Митрофан Новгородский в Новгород и новгородцы поместили его в монастыре Благовещения Святой Богородицы. В год 1219. В этот год поехал архиепископ Антоний в Торжок, а новгородцы ввели архиепископа Митрофана на архиерейский двор на кафедру, а к Антонию послали: «Иди, куда хочешь». Но Антоний вернулся в Новгород в монастырь святого Спаса в Нередицах. Князь и новгородцы сказали Митрофану и Антонию: «Идите к митрополиту, кого он нам пошлет, тот наш епископ»; и отправили с ними иеромонаха Вассиана и священника Бориса. В год 1220 прибыл архиепископ Митрофан, оправданный Богом и Святой Софией, в Новгород 17 марта, а Антонию митрополит воздал честь, дал ему епископство в Перемышле.) Скончался 03.07.1223 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 263). 2983 В миру – Добрыня. Привез в Новгород из Царьграда частицу гроба Господня, после чего постригся в Хутынском монастыре. Был избран для замены владыки Митрофана (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 259–261) В 1219 г. был изгнан с кафедры, но вернулся в город. Для разрешения спора с владыкой Митрофаном отправился в Киев. Был перемещен на Перемышльскую кафедру. В 1225 г. вернулся в Новгород на свою кафедру. В 1228 г. оставил кафедру по собственной воле и удалился в Хутынский монастырь. Через некоторое время был возвращен на кафедру по волеизъявлению веча. «Въ лто 1211. Тъгда же бяше пришьлъ, прже изгнания Митрофаня архиепископа, Добрына Ядриковиць изъ Цесаряграда и привез съ собою гробъ господень, а самъ пострижеся на Хутин у святого Спаса; и волею божиею възлюби и князь Мьстислав и вси новгородьци, и послаша и въ Русь ставитъся; и приде поставленъ архиепископъ Антонии» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 250) «Въ лто 1219. Того же лта иде Антонъ архиепископъ новгородьскыи на Тържкь; новгородьци же въведоша архиепископа Митрофана въ дворъ опять на столъ, а къ Онтонию послаша: «поиди, кде ти любо».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010