а) Похвальный лист от визитатора Добржанского, из третьего класса Немеровского училища, выданный 28 июня 1813. в) Свидетельство начальника Немеровского училища, об успехах в науках и поведении, выданное 12 февраля 1816 года. с) Прошение священника Иосифа Семашко , о принятии сына его Иосифа в Главную семинарию, с резолюцией на прошение, данною епископом Мартусевичем 8 мая 1816. d) Ammecmam, выданный об окончании наук в Немеровском уездном училище от 29 июня 1816 года. е) Свидетельство, выданное регенсом Главной семинарии Лесневичем о прилежании, успехах и поведении от 3 июля 1820 года. f) Дunлoм, выданный правлением Виленского университета на учёную степень магистра Богословия от 6 июля 1820 года. 3)  Возведение в иерейский сан и иерейские чины и должности: а) Ставленая грамота о рукоположении во иерея, выданная епископом Мартусевичем 29 декабря 1821 года. в) Грамота на звание Луцкого благочинного, выданная епископом Мартусевичем 7 января 1822 года. с) Грамота на избрание в асессоры коллегии, выданная епископом Мартусевичем 20 июня 1822 года. d) Гpaмoma о возведении в сан каноника, выданная епископом Мартусевичем 23 марта 1823 года. е) Грамота при пожаловании канонического креста, выданная митрополитом Булгаком 26 июня 1823 года. За исключением приложения в все остальные приложения с по включительно, писаны вчерне или набело собственною рукою архиепископа Иосифа. 1  «Те, которые полагают главною причиною восстания Католического духовенства противу существования Главной Виленской семинарии складку 15.000 руб. серебром, которую монастыри на содержание оной вносить обязаны, не совсем ещё отгадали тайну. В сем плане участвует, хоть и не с толикой силой, и белое духовенство. Введённые в оной семинарии учебные книги, в Австрийских Католических университетах употребляемые, по коим истинные пределы Папской власти приведены в надлежащую известность, с пренебрежением и опровержением правил неограниченного Папизма по сю сторону Альп и Пиренеев в одной только России оставшихся, возбудили общее опасение – нам выгодно подлежать власти, по отдалённости своей и политическим причинам на поступки наши надлежащего и бдительного внимания обращать не могущей – и бедные Виленские профессора, ежели не в собственном руководствовании, то в публичном преподавании, должны были оставить прекраснейшие и полезнейшие сочинения».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Последнее обстоятельство заставило канадских методистов примкнуть к веслиано-методистской конференции; таким образом война была причиною того, что канадские методисты (после мы увидим, что не все) отделились от епископального методизма. Война окончилась в 1815 году; она в общем нисколько не задержала роста методизма, потому что охватывала только немногие общины. К концу 1816 года епископальный методизм насчитывал 211,165 членов с 704 странствующими проповедниками. 1012 Промежуток 1816–1820 годов был временем разрешения для методистов вопроса о черных методистах. После мы увидим, что методизм распространялся между ними весьма быстро, и что они очень скоро по своему развитию стала на один уровень с методистами белыми и начали стремиться к приобретению самостоятельности или, по крайней мере, равноправности. Но методисты белые не так охотно соглашались поставить их на один уровень с собою в религиозном отношении, как они охотно стремились приобрести для них права политически свободных людей. Негры-методисты такого двоедушия не потерпели и решили отделиться от епископального методизма в самостоятельную методистскую общину. Их отделение значительно уменьшило число членов епископального методизма, и только возрастание методизма в других местностях С. Штатов не дало общей конференции почувствовать урона вследствие отделения черных методистов: в 1820 году общей конференции епископального методизма было подчинено 11 окружных конференций, которые действовали от штата Мена на севере до Миссисипи на юге, в от Атлантического океана на востоке до штата Миссури на западе. Такое блестящее положение дел облегчало урон от выделения методистов-негров и выделения общин Канады, окончательно решенного в 1820 году. Выделение негров было чувствительно только в отношении к числу членов; выделение же канадских общин сказывалось и на материальной стороне общин методизма, потому что среди методистов Канады было много крупных торговцев, которые своими пожертвованиями в пользу методистов значительно увеличивали общий фонд сборов на нужды общества.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

888 Для того, чтобы чувствовать, что я расширяю свое познание, усиливаю мои способности, гармонизирую мои желания, вовсе не необходимо иметь метафизический идеал всесовершенства: внутренний рост чувствуется непосредственно. Напротив, божеское совершенство явилось лишь как абстрактная превосходная степень эмпирического совершенства. 889 Байрон (Byron) Джордж Ноэл Гордон (1788–1824) – английский поэт-романтик; член палаты лордов. В 1816 г. покинул Великобританию, жил в Италии. Байрон был участником движения карбонариев, национально-освободительной революции в Греции (умер в военном лагере). Создал тип «байронического», рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу (сила богоборческих настроений определила пафос «Манфреда» и «Каина»), трагически переживающий разлад с миром и собственную раздвоенность. 891 Впервые отдельным изданием: Женева, 1903; 2-е изд. – Одесса, 1905. Печатается по последнему изданию. Аксельрод (литературный псевдоним Ортодокс) Любовь Исааковна (1868–1946) – российский философ и литературовед. С 1892 г. сторонник марксистской группы «Освобождение труда», с 1903 г. меньшевик, в начале 1917 г. член ЦК меньшевиков. Освобождение труда», с 1903 г. меньшевик, в начале 1917 г. член ЦК меньшевиков. Труды по истории немецкой философии, критике неокантианства и эмпириокритицизма. В последние годы жизни занималась социологией искусства. 892 «Заклинаю вас, мои братья, останьтесь верны вы земле, не верьте тем, кто говорит о неземных надеждах! Отравители они, знают ли они это или нет». Ницше. Так говорил Заратустра. 894 В своей книжке «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» г. Бердяев писал: «Мы целиком отвергаем учение Канта об умопостигаемом мире и трех постулатах практического разума, – это, на наш взгляд, реакционные стороны кантианства» (с. 109). 905 Кто помнит «Исповедь» Толстого, тот легко заметит, как бесцеремонно г. Булгаков копирует вопросы скучной и сухой мистики великого беллетриста вплоть до подражания самобытной форме, которая, кстати сказать, в философствованиях самого гр. Толстого скорее барски капризна, чем философски оригинальна.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Возможно, идея «восстановления Западного Православия», принадлежащая Овербеку, могла бы быть реализована в рамках создания приходов зап. обряда в юрисдикции Русской Церкви или К-польского Патриархата, но предлагавшийся им проект восстановления «Западной Православно-Кафолической Церкви» требовал единодушного решения всех Поместных Православных Церквей, к-рое на тот момент было недостижимо. С т. зр. прот. Г. В. Флоровского , проект Овербека был изначально обречен на неудачу из-за «очевидного утопического элемента, неспособного привлечь сколько-нибудь заметное число сторонников» ( Florovsky. 1956. P. 32-33). Несогласие с деятельностью Овербека высказывали и принимавшие Православие англикане (напр., прот. Томас Хейдерли), пытавшиеся создавать в Великобритании правосл. приходы визант. обряда, совершаемого на англ. языке. Кон. XIX - нач. ХХ в. Идеи Овербека поддерживались франц. католич. пресв. Рене Франсуа Гетте (1816-1892), принятым в Православие в сущем сане с именем Владимир. В нач. 70-х гг. XIX в. он опубликовал реконструкцию чина мессы по галликанскому обряду ( Guett é e V., archipr ê tre. Ancienne messe Gallicane. P., 1872), к-рая в 1875 г. была одобрена Святейшим Синодом для богослужебного использования. В отличие от Овербека прот. В. Гетте не считал принципиальным вопрос обряда для проповеди Православия на Западе, уделяя больше внимания переводу визант. богослужений на франц. язык; реконструированная галликанская литургия совершалась им лишь неск. раз, в т. ч. в 1875 г. в домовом храме СПбДА. Схожие с проектом Овербека взгляды на правосл. служение зап. обрядов высказывал славянофил ген. А. А. Киреев (1833-1910), активно участвовавший в православно-старокатолич. диалоге. Однако если Овербек предполагал присоединение зап. христиан к Православию, то Киреев настаивал на «воссоединении» правосл. и старокатолич. Церквей, т. к., по его мнению, старокатолики являлись «восстановленной Церковью Запада», вероучение и обряды которой не противоречили правосл. вере. Позицию Киреева о допустимости использования старокатолич. редакции рим. мессы поддерживали протоиереи И. Л. Янышев и И. В. Васильев, но с ней не были согласны настоятель рус. посольской церкви в Берлине прот. А. П. Мальцев , проф. КазДА В. А. Керенский и проф. КДА А. И. Булгаков , указывавшие на наличие в старокатолич. богослужении нек-рых моментов, противоречивших богослужебной практике правосл. Церкви (помещение эпиклезы перед установительными словами, совершение литургии без антиминса и др.). В предисловии к рус. переводу чеш. старокатолич. мессы Киреев отмечал, что «литургия эта, хотя и православная, все же будет литургией западной, но ведь и во времена неразделенной Церкви литургии у Востока и Запада были различны, и это ничуть не нарушало религиозного единства» (Чешско-славянская старокатолич. литургия. 1898. С. 75). Однако идеи Киреева не получили к.-л. реализации ввиду вероучительных разногласий между правосл. Церковью и старокатоликами.

http://pravenc.ru/text/182587.html

Vol. 1213, 1990; Il battesimo delle terre Russë Bilancio di un millennio A cura di S. Graciotti. Firenze, 1991; Le origini e lo sviluppo della cristianitaґ slavo-bizantina A cura di S. W. Swierkosz-Lenart. Roma, 1992; The Legacy of Saints Kyril and Methodius to Kiev and Moscow Ed. by A.-E. Tachiaos. Thessal., 1992; Millenium Russiae Christianaë Tausend Jahre Christliches Russland, 988—1988. Ko..ln; Weimar; Wien, 1993, и др.).    История Западнорусской митрополии в 1458—1686 гг. привлекала к себе внимание исследователей разной конфессиональной ориентации. Первые работы, которые следует рассматривать скорее как собрания материалов по теме, чем собственно исследования, были написаны униатом Игнатием (Кульчинским) (Kulczynґski I. Specimen Eccelesiae Ruthenicae. Romae, 1733—1734. 2 t.) и православными учеными: епископом Амвросием (Орнатским) и митрополитом Евгением (Болховитиновым) (История русской иерархии. 1807—1816. 6 т.).    Общие курсы истории Русской Церкви, появившиеся в 1-й половине XIX b., не содержали подробного систематического изложения истории Западнорусской митрополии. Курс истории, подготовленный в 1812 г. униатом Михаилом Гарасевичем (Harasiewicz M. Annales Ecclesiae Ruthenae. Leopoli, 1862), представлял собой скорее изложение известных автору материалов, расположенных по годам, чем развернутое научное исследование. Перелом наступил с изданием тех разделов «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) (т. 9, разделы в 10—12-м т.), в которых рассматривается история Западнорусской митрополии. В этом труде впервые подробно описана церковная жизнь на украинско-белорусских землях, показаны особенности положения Православной Церкви под властью католических правителей, раскрыты причины временного упадка церковной жизни во 2-й половине XVI в. Автор дает яркую характеристику и внутренних конфликтов в православном обществе, которые привели к подчинению большинства православных епископов папе Римскому в результате заключения Брестской унии, и борьбы православного населения против унии, которую ему навязывали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

Джон Весли еще на первой конференции методистов (в 1744 г.) поднимал вопрос о необходимости устроить семинарию для проповедников методизма. Но тогда в распоряжении методистов не было ни достаточных материальных средств для такого учреждения, ни способных и достойных учителей. Пришлось отложить дело до удобного времени. Чтобы проповедники, хотя сколько-нибудь, были достойны своего имени, он (Весли) рекомендовал им заниматься постоянно чтением религиозно-нравственных сочинений. Но как бы проповедники усердно ни занимались самообразованием, ничто не могло заменить методистам отсутствующие специально-богословские школы. Проповедники-самоучки оказывались весьма нетвердыми по убеждениям: Уайтфилд уклонился в кальвинизм, Максфилд перешел на сторону господствующей церкви, Бэл стал воображать в себе вдохновенного пророка. Весли отлично сознавал причину таковых явлений, но ничего не мог сделать для осуществления своих заветных мыслей. От Весли живое сознание необходимости богословских школ перешло и к его последователям. Но и конференция, заступившая место Джона Весли, была в таком же беспомощном положении, как и он: она только лет 20 или 25 спустя после его смерти могла серьезно подумать об открытии богословской семинарии. В 1816 году конференция решительно взялась за обсуждение данного вопроса. После отделения Primitive Methodists Connexion успехи веслианского методизма были весьма значительны: общины почти удвоились; пропорционально с этим возросли и материальные средства методистов. С другой стороны между проповедниками стали встречаться личности так высоко образованные, что им можно было поручить преподавание богословских предметов кандидатам на проповедничество. Обсуждение вопроса об учреждения богословской школы с 1823 года было передано особому комитету, который должен был изыскивать для этого все необходимые средства. Но тут совершенно неожиданно возникло серьезное затруднение. Некоторым, и довольно влиятельным проповедникам и членам методизма показалось, что учреждение богословского заведения будет вредно для методизма, что от образования проповедников пострадает чистота и простота проповедничества; так представляет дело Jacoby, Что такой факт мог иметь место в истории методизма, против этого и возражать нисколько не возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

По смыслу определения конференции 1808 года общая конференция и в таком составе (т. е. из пятой части проповедников) имела полную силу для законодательства по церковным делам епископального методизма. Но такая конференция не должна была изменять членов веры методизма, «общие правила» его, ни должна была отменять сан епископа и определения, касающиеся его деятельности («план объезда» общин); не должна была она касаться также правил, относившихся к судебно-дисциплинарной практике епископального методизма, к распределению денег, вырученных с книжной торговли, а также существовавших в виде «патентованного фонда». 1082 Итак, полномочия Генеральной конференции были значительно ограничены, соответственно ограничению числа её членов. Постановления, ограничивавшие права общей конференции, известны под именем «Restrictive Rules» и составляют вместе с членами веры и общими правилами епископального методизма главные основоположения церковной практики его. Следующая конференция была составлена уже не из всех проповедников, а из делегатов от проповедников, а потому не могла уже создавать важных преобразований по делам епископального методизма. Тем не менее ей удалось ограничить власть епископа в выборе старших проповедников для округа, которые были представителями власти епископов в их отсутствие; нужно полагать, что с 1812 года епископы представляют нечто в роде отчета о состоянии церкви методистов за 4 года (от общей конференции до другой общей конференции), и, вероятно, по побуждениям со стороны общей конференции. Другие вопросы, которые занимали конференцию 1812 года, а также конференции 1816–20 годов, не имеют отношения к изменению существенных пунктов в управлении общинами: они касались или вопроса о невольничестве, или вопросов о содержании проповедников, об испытании их и т. под. Крупным событием этого времени нужно считать выделение черных методистов в особую деноминацию и разделение Канадских Епископальных методистов на две части, из которых одна отошла к Веслианскому методизму.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

1010 Таким образом произошел первый кампмитинг (собрание под открытым небом, полевое собрание). Весть о нем распространилась по всем общинам Северо-Американских Штатов; а его плодотворность для приобретения новых членов заставила проповедников методизма ввести таковые собрания и в других местах. После мы скажем подробнее с порядке совершения camp-meeming’ob. Кампмитинги, как новинка, увлекали в члены методизма весьма многих, так что конференция 1804 года насчитывала в рядах своих членов 113,134 человека, для которых трудились 400 проповедников. Кампмитинги послужили отличным средством для распространения методизма по рассеянным поселениям тогдашних территорий Иллинойса и Миссури, где он распространялся в промежутке 1806–1816 годов, а значительный успех проповеди методистов дал им возможность приобрести некоторых последователей в последнем штате из католичества, которое было тогда принижено в С. Штатах: 1011 при тогдашнем положении католицизма методисты боролись с ним довольно успешно. Чтобы судить о быстроте распространения методизма после конференции 1804 года, достаточно показать, что в 1807 году число членов дошло до 144,590 человек, в 1811 году – до 184,567, то есть присоединялось по 10,000 человек средним числом в год; в 1812 году число членов методизма равнялось почти 190,000 с 2000 проповедников местных и 700 проповедников странствующих. – Вскоре после конференции 1812 года поднялась война между Англией и Соединенными Штатами. Так как члены епископального методизма были рассеяны по всем областям северной Америки, то во владениях штатов, соприкасавшихся с английскою Канадой, происходили постоянные сношения общин северных штатов с общинами в Канаде: в северных штатах было средоточие дел канадского методизма; оттуда канадцы-методисты получали и духовную и материальную помощь. Когда началась война, она сосредоточилась преимущественно в точках соприкосновения Канады и С. Штатов, – что было причиною невозможности продолжать прежние сношения по делам религиозным: епископально-методистские проповедники должны были прекратить свои поездки в Канаду.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Основные даты жизни 1816 рождение 182527 обучение в духовном училище г.Короча 182731 обучение в окружном училище при Курской духовной семинарии, г. Белгород 183137 обучение в Курской духовной семинарии, г.Белгород 183741 обучение в Киевской духовной академии монах (15 февраля), иеродиакон (25 марта), иеромонах (24 июня), бакалавр русской церковной и гражданской истории бакалавр богословских наук в СПбДА, затем магистр богословия экстраординарный профессор богословских наук архимандрит, инспектор и ординарный профессор СПбДА ректор СПбДА епископ Винницкий, викарий Каменецко-Подольской епархии епископ Тамбовский и Шацкий епископ Харьковский и Ахтырский архиепископ архиепископ Литовский и Виленский, доктор русской истории митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода неожиданная кончина и погребение Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Первые годы жизни (1816–1823) Митрополит Макарий – в миру Михаил Петрович Булгаков – родился 19 сентября 1816 года в селе Сурково Новооскольского уезда Курской Губернии (ныне – Новооскольский район Белгородской области). Его отец Пётр Булгаков был священником села Сурково. Как пастырь, о. Пётр оставил по себе самую добрую память, которая более полувека сохранялась среди прихожан. Он часто говорил в храме назидательные простые поучения и безотказно посещал дома своих пасомых по случаю крестин, венчаний и др. Многим беднякам в пору летнего рабочего времени было трудно найти восприемников, поэтому священник Пётр приходил им на помощь и сам становился крестным отцом крестьянских детей. Мать Михаила Булгакова, Стефанида Григорьевна, была дочерью священника Григория Спасского из Корочанского уезда. Получившая домашнее воспитание, она была женщина очень разумная, мягкая и благочестивая. Она усердно посещала церковные службы. Продолжительные домашние молитвы сопровождала частыми земными поклонами. Помимо строгого соблюдения постов, Стефанида Григорьевна постилась и сверх положенного уставом. С особым вниманием и любовью она всегда слушала чтение Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского . В 1850 году на её пожертвования был устроен жертвенник в местной приходской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1. Детские годы митрополита Макария 2 . Время рождения Михаила Булгакова. Родители, братья и сестры его. Детство его. Болезненность. Первоначальное обучение. 19 сентября 1816 года у священника Флоровской церкви, села Суркова, Новооскольского уезда, Курской губернии, Петра Фомича Булгакова и жены его Стефаниды Григорьевны родился сын. В тот же день дитя было крещено, при чем ему нарекли имя Михаила. С крещением дитяти должны были поспешить потому, что оно родилось крайне слабым. Восприемниками Михаила при крещении были: священник Троицкой церкви, слободы Троицкой, Павел Никитский и дворовая титулярного советника Димитрия Ребинина девушка Варвара Виноградова. Родители новорожденного Михаила были люди бедные и простые, но вместе с тем набожные и благочестивые. Сам о. Петр Булгаков был сын диакона с. Доброго Колодезя, Тимского уезда. Он учился сначала в низшем курском училище и затем в Белгородской духовной семинарии. Полного семинарского курса он, впрочем, не окончил. По крайнему недостатку средств у его бедного отца, он должен был уволиться из философского класса семинарии в 1811 году. Вскоре после выхода из семинарии, Петр Булгаков вступил в брак с Стефанидой Григорьевной, дочерью священника слободы Вознесенской Корочанского уезда, Григория Спасского, а в октябре 1811 года он был уже рукоположен архиепископом Феоктистом во диакона Флоровской церкви села Суркова. В сане диакона о. Петр Булгаков оставался немного более трех лет. В декабре 1814 года он, по собственному желанию и по ходатайству о нем любивших его прихожан, был рукоположен тем же преосвященным Феоктистом во священника церкви с. Суркова. Как пастырь, о. Петр Булгаков оставил по себе самую добрую память. Память эта даже и доселе сохраняется по преданию среди прихожан с. Суркова. О. Петр, по общему преданию о нем, имел хорошие умственные дарования, так что он не мог окончить полного семинарского курса единственно только по бедности своего родителя. К делу пастырского служения о. Петр относился с любовью и употреблял все усилия к тому, чтобы сделаться добрым пастырем своих прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010