Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла в Московской духовной академии состоялось торжественное заседание, посвященное 200-летию митрополита Макария (Булгакова) Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 7 октября 2016 г. 19:07 7 октября 2016 года в большом конференц-зале  Московской духовной академии  под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось торжественное заседание, посвященное 200-летию со дня рождения выдающегося деятеля Русской Православной Церкви, замечательного ученого, историка и богослова митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Перед началом заседания Предстоятель Русской Православной Церкви  совершил литию  у гробницы митрополита Макария в Успенском соборе  Троице-Сергиевой лавры , принял участие в церемонии гашения художественной почтовой марки «200 лет со дня рождения митрополита Макария (1816-1882), историка Церкви, богослова» и осмотрел экспозицию в здании МДА, посвященную жизненному пути выдающегося иерарха. В президиуме заседания присутствовали: управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий;  глава  Среднеазиатского митрополичьего округа   митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , председатель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария; председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Московской духовной академии   архиепископ Верейский Евгений ; руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы В.И. Сучков; академик РАН, член Комитета по премиям памяти митрополита Макария, председатель Экспертного совета по премиям памяти митрополита Макария С.П. Карпов. Митрополит Викентий объявил об открытии торжественного собрания и предоставил слово Святейшему Патриарху Кириллу, который выступил с речью, посвященной личности митрополита Макария и значению его наследия.  В.И. Сучков огласил приветствие мэра Москвы  С.С. Собянина , адресованное участникам торжеств. «Жизненный путь митрополита Макария — прекрасный пример веры и патриотизма, глубоких знаний и высокой культуры. Его духовное наследие очень велико, а труды будут служить для многих поколений источником размышлений и вдохновения», — говорится в приветствии московского градоначальника.

http://patriarchia.ru/db/text/4634829.ht...

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла в Московской духовной академии состоялось торжественное заседание, посвященное 200-летию митрополита Макария (Булгакова) 7 октября 2016 г. 17:48 7 октября 2016 года в большом конференц-зале Московской духовной академии под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось торжественное заседание, посвященное 200-летию со дня рождения выдающегося деятеля Русской Православной Церкви, замечательного ученого, историка и богослова митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Перед началом заседания Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию у гробницы митрополита Макария в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры , принял участие в церемонии гашения художественной почтовой марки «200 лет со дня рождения митрополита Макария (1816-1882), историка Церкви, богослова» и осмотрел экспозицию в здании МДА, посвященную жизненному пути выдающегося иерарха. В президиуме заседания присутствовали: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , председатель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений ; руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы В.И. Сучков; академик РАН, член Комитета по премиям памяти митрополита Макария, председатель Экспертного совета по премиям памяти митрополита Макария С.П. Карпов. Митрополит Викентий объявил об открытии торжественного собрания и предоставил слово Святейшему Патриарху Кириллу, который выступил с речью, посвященной личности митрополита Макария и значению его наследия.  В.И. Сучков огласил приветствие мэра Москвы С.С. Собянина , адресованное участникам торжеств. «Жизненный путь митрополита Макария — прекрасный пример веры и патриотизма, глубоких знаний и высокой культуры. Его духовное наследие очень велико, а труды будут служить для многих поколений источником размышлений и вдохновения», — говорится в приветствии московского градоначальника.

http://patriarchia.ru/db/text/4632202.ht...

Начитанный и интеллигентный, он ещё студентом был вхож в дом протоиерея (и в будущем настоятеля в 1881–1883) Казанского собора Александра Петровича Булгакова (1823–1883), родного брата митрополита Московского (с 1879) Макария (1816–1882). По окончании курса Академии он женился на дочери о. Александра – Людмиле. Окружённый сановным родством, занимавшим влиятельное положение и в Церкви, и в обществе, М. И. Соколов решил всецело посвятить свою жизнь служению Церкви. Приняв священный сан, он стал законоучителем в учебных заведениях С.-Петербурга. О. Михаил 23 января 1872 года был хиротонисован во священника к обустроенной и освященной в декабре 1871 года домовой церкви равноап. Марии Магдалины, размещенной в новом боковом флигеле при Ивановском девичьем училище, в которое влились другие четыре „девичьи школы“ Императорского Человеколюбивого Общества. Это училище, в котором о. Михаил стал служить и преподавать Закон Божий, находилось на Торговой ул., 14 (ныне – ул. Союза Печатников). Там обучались девочки «благородного звания», которых готовили к работе в качестве гувернанток и учительниц. Кроме того, в домовом храме Ивановского девичьего училища молились как ученицы соседней Коломенской гимназии, так и воспитанницы Мариинского института слепых девиц, в котором о. Михаил также был законоучителем. Целью этого заведения было религиозно-нравственное воспитание и обучение слепых девочек в возрасте от 7 до 13 лет. Здесь их также учили доступным для них искусствам и рукоделию. О. Михаил трудился в Елизаветинском Училище (1872 – 1874). Оно находилось по адресу 13-я линия В.О., 14. В Училище на 6-летний курс обучения принимали дочерей обер-офицеров военной и гражданской службы недостаточного состояния, а также сирот, которым при приёме было от 10,5 до 12,5 лет. Получив среднее образование, они обычно становились домашними или школьными учительницами. О. Михаил преподавал им Закон Божий и был священником домового храма Училища во имя свт. Спиридона Тримифунтского. С 1874 по 1882 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

112 Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков, 1816–1882) – историк Русской Православной Церкви, богослов, публицист. С 1844 г. – профессор, а в 1850–1857 – ректор С.-Петербургской Духовной Академии. Редактор журнала “Христианское чтение”. С 1854 г. академик по отделению русского языка и словесности императорской Академии наук. В 1879–1882 гг. митрополит Московский и Коломенский. Автор фундаментальных исследований: “История Русской Церкви” (СПб., 1857–1883. Т.1–12), “Православно-догматическое богословие” (СПб., 1849–1853. Т.1–5, этот труд удостоен Демидовской премии). 114 Фаррар Фредерик-Вильям (1831–1903) – английский богослов и духовный писатель, профессор Кембриджского университета. В России с интересом читали его книги: “Жизнь Иисуса Христа” (перевод А.П.Лопухина , книга выдержала несколько изданий на русском языке), “Жизнь и труды апостола Павла”, “Первые дни христианства”. Фаррар и поныне в почете у благочестивых читателей. 118 Мы с ним говорили по-русски, а если бы говорили по-еврейски, он назвал бы Эрец Ишфоэль, т.е. земля Израильская. 120 Все письма на еврейском языке, относящиеся к священным книгам, называются языком святым, поэтому признается за богохульство, если имена Божии произносим на этом святом языке; на других же языках грехом не считается. 121 На еврейском языке слова “главою угла” звучит как-то громче; по-моему, правильный перевод этих слов будет: главою края в широком смысле этого слова – целой местности, страны. 122 Между героями Максима Горького есть субъекты, вполне заслуживающие названия «сынов человеческих», они, так сказать, под влиянием евангельской закваски отреклись от всех и всего ради новой, Христом данной заповеди: «Любите друг друга, как и Я возлюбил вас». 123 На торжестве посвящения католического епископа графа Шембека его дядя гр Георгий Мошынский произнес знаменательную речь о еретичестве гр.Л.Н. Толстого. Приводим выдержки из этой речи. 126 Асимптота значит линия, которая, усильно приближаясь к кривой и простираясь хотя бы до бесконечности, никогда не может с нею встретиться.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Шесть дней творения не означают какого-нибудь неопределённого продолжения времени, в которое бы вещи, по законам только природы, образовались и раскрылись из сотворённых в начале неба и земли, но показывают истинный порядок непосредственных действий творческой силы, совершавшихся в определённое время, которое мы называем днём . Ибо священный бытописатель, с одной стороны, назначает каждому дню те же границы, в коих теперь заключается день, т.е. утро и вечер; а с другой – первые дни творения не различает ничем от последних – шестого и седьмого, которые без сомнения были уже обыкновенные дни . Он говорит: и соверши Бог в день шестый дела своя, яже сотвори: и почи в день седьмый от всех дел своих, яже сотвори ( Быт.2:2 ). Причина шестиричного или седмиричного числа дней творения сокрыта в тайнах премудрости Божией» 812 . Митрополит Макарий (Булгаков) : Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882) «Признавать за историю Моисеево сказание о происхождении мipa вещественного обязываемся потому, что – За историю принимал его сам Моисей . Он поместил это сказание в самом начале, как основание своей исторической книги, в которой предположил сообщить Израильтянам верные и точные понятия о Боге, как Творце мipa и человека: следовательно, поступил бы против собственного намерения, если бы сокрыл здесь какой-либо таинственный смысл, ни для кого не понятный. А главное: на этом сказании Моисей основал закон о субботе, данный Израильтянам, при изложении которого со всей ясностью раскрыл свои мысли о шестидневном творении... Под именем шести дней творения Моисей разумеет дни обыкновенные . Ибо каждый из них определяет вечером и утром: и бысть вечер, и бысть утро, день един...; и бысть вечер, и бысть утро, день вторый..., и т.д. А кроме того, как мы уже заметили, соответственно этим шести дням, в которые Бог сотворил все дела свои, и по окончании которых почил и освятил день седьмый, Моисей заповедовал Израильтянам, чтобы и они шесть дней недели делали, а в день седьмый субботу святили Господу Богу своему...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

То, чего, может быть, не хватало Равноапостольному в глазах греков, то для русских с избытком покрыто его щедрой и ласковой добротой. И даже легкий, светский, как бы слишком веселый характер этой добродетели (пиры!) не повредил церковному образу святого князя. В этой оценке церковная интеллигенция вполне сошлась с народом. В былинах о Красном Солнышке народ совершенно забыл о Крестителе Руси, но сохранил память о его пирах. Былинное «столованье, почестей пир» и церковные «нощныя милостыни, деньныя щедроты» лишь два преломления одного луча. Один светлый образ, на заре нашей христианской истории, заворожил навсегда «новые люди новокрещеные» – народ, духовно созданный им или воскрешенный из «идольской льсти». 3 Макарий (Булгаков) , митрополит Крутицкий и Коломенский (в миру Михаил Петрович Булгаков) (1816–1882) – историк церкви, автор многотомной истории Русской Церкви, богослов. Ординарный академик Академии наук (1854). 5 terminus post quem (лат.) хронологическая граница, за которой предполагается начало, возникновение чего-либо; позже. 6 terminus ante quem (лат.) – хронологическая граница, ниже которой предполагается возникновение чего-либо; раньше. 7 Мансикка Вильо Йоханнес (1884–1947) – русский и финский филолог финского происхождения, диалектолог, фольклорист, исследователь русского и финского фольклора, древнерусского язычества. Известен своей работой «Религия восточных славян». Был действительным членом Академии Финляндии. 8 Серебрянский Николай Ильич (1872–1940) – незадолго до революции, в 1916 году, ему присвоена степень доктора церковной истории. Он получил место доцента в Московской духовной академии и переселился в Сергиев Посад. С 1917 года Николай Ильич – ординарный профессор академии. С 1918-го – профессор Православной народной академии, в 1919–1920 годах – профессор Воронежского университета. В 1921–1923 годах преподавал в педагогическом техникуме на родной псковской земле, в Пушкинских Горах. С сентября 1923-го – профессор по истории церкви в Московской Богословской академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Святейший Патриарх возглавил очередное заседание Макариевского фонда 30 августа 2007 г. 18:08 30 августа в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание комитета Фонда по премиям памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) . В работе заседания приняли участие члены комитета фонда мэр Москвы Ю.М. Лужков , президент РАН академик Ю.С. Осипов, председатель фонда с 2003 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий , архиепископ Истринский Арсений , председатель Экспертного совета член-корреспондент РАН С.П. Карпов, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» и главный редактор Большой российской энциклопедии С.Л. Кравец. Открывая заседание, Святейший Патриарх Алексий отметил, что после предыдущего вручения премии митрополита Макария прошло уже два года. За это время Экспертный совет рассмотрел большое количество материалов, представленных на соискание премии. «Итоги рассмотрения будут представлены на сегодняшнем заседании с тем, чтобы мы утвердили премии, которые соискатели заслужили своими исследованиями и трудами», — сказал Святейший Патриарх. Обращаясь к участникам заседания мэр Москвы Ю.М. Лужков отметил, что деятельность Макариевского фонда способствовала развитию диалога Православной Церкви и ученого сообщества. Подобную мысль высказал и сопредседатель Макариевского фонда архиепископ Екатеринбургский Викентий, который подчеркнул, что деятельность Макариевского фонда является ярким свидетельством того, как Церковь и наука могут вместе трудиться во благо Отечества. Владыка Викентий рассказал участникам заседания о том, как отмечалось 125-летие преставления митрополита Макария. Председатель Экспертного совета Макариевского фонда член-корреспондент РАН С.П. Карпов в своем выступлении отметил, что прием работ на рассмотрение был завершен позднее, чем обычно, из-за большого числа представленных исследований. Он также отметил высокий уровень этих работ. С. Карпов рассказал, что настоящий конкурсный период 2006-2007 годов ознаменован многими юбилейными датами, связанными с именем митрополита Макария (Булгакова). В этот период отмечалось и будет отмечаться 190-летие со дня рождения митрополита  Макария (1816 г.), 125-летие преставление (1882 г.), 150-летие начала издания основного многотомного труда владыки Макария «Истории Русской Церкви», 140-летие подачи митрополитом Макарием императору и обер-прокурору Святейшего Синода прошения «о ежегодных премиях для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий». Первая церемония вручения возрожденных Макариевских премий, которую возглавили Святейший Патриарх Алексий и Президент РАН Ю.С. Осипов, состоялась ровно 10 лет назад — 19 сентября 1997 года. Пресс-служба Московской Патриархии   Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/289242.htm...

Ему принадлежит также мемуарный труд «Воспоминания», в которых живо и интересно повествуется о важных событиях церковной жизни, свидетелем которых был автор. В «Воспоминаниях» дан ряд талантливо очерченных портретов церковных и государственных деятелей, которых знал мемуарист: митрополитов Макария (Булгакова) , Платона (Городецкого) , Исидора (Никольского) , архиепископов Смарагда (Крыжановского) и Афанасия (Дроздова), обер-прокуроров К. П. Победоносцева , В. К. Саблера. Первым опытом полного изложения догматики в 19 в. стал вышедший в 1848 г. труд ректора Киевской духовной академии архимандрита Антония (Амфитеатрова) , впоследствии архиепископа Казанского, «Догматическое богословие». В 1852 г. вышла пятитомная «Полная система догматического богословия» пресвященного Макария (Булгакова) . Митрополит Макарий родился в 1816 г. в Тамбовской епархии. Образование получил в Киевской академии, с 1842 г. преподавал в Петербургской академии. В 1851 г. состоялась его архиерейская хиротония. С титулом епископа Винницкого он несколько лет состоял ректором СПбДА. Впоследствии занимал Тамбовскую, Харьковскую и Литовскую кафедры. Скончался в 1882 г. в сане митрополита Московского. Это был один из самых разносторонних и плодовитых русских богословов и известный церковный историк, его труды составили целую эпоху в церковной науке. «Догматика» митрополита Макария многократно переиздавалась, была переведена на французский язык. В книге собран большой, почти исчерпывающий библейский и патристический материал. Архиепископ Никанор (Бровкович) находил в «Догматике» митрополита Макария «необыкновенную мерность и верность богословского взгляда, необыкновенный дар найти и указать границу между положением богословским и небогословским, между догматической богооткровенной истиной веры и положением человеческого, хотя и богословского мнения». А историк П. Знаменский писал, что этот «труд совершеннейший из всех, какие до него являлись». В действительности, по полноте материала макариевская «Догматика» не знает себе равных в русской богословской литературе. Она и поныне остается прекрасным справочником.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скачать epub pdf Прошло 13 лет, как с нами нет архимандрита Иннокентия (Просвирнина) , который скончался в день памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла (12 июля 1994 года). К этой дате приурочиваем публикацию статьи отца Иннокентия из «Журнала Московской Патриархии» о митрополите Макарии (Булгакове) и академике Е. Е. Голубинском , которая заканчивается словами «Вечная им память!» Многотрудное дело создания основ Истории Русской Церкви выпало на долю преимущественно четырех выдающихся учёных прошлого столетия: архиепископа Филарета (Гумилевского) , профессора-протоиерея Александра Васильевича Горского – ректора Московской духовной академии, митрополита Макария (Булгакова) и академика Евгения Евстигнеевича Голубинского. Два последних внесли особо весомый вклад в сокровищницу не только русской церковной, но и вообще исторической мысли. Они привлекли огромный новый фактический материал, впервые попытались, исходя из внутренней сущности развития церковной жизни, выдвинуть такие методологические проблемы, которые еще предстоит решать. В 1972 году исполнилось 90 лет со дня кончины митрополита Макария (1816–1882) и 60 лет со дня кончины академика Е. Е. Голубинского (1834–1912). Труды обоих вытекают из предшествующих попыток составления Истории Русской Церкви. Краткое рассмотрение этих попыток позволит понять, почему многотомные исследования митрополита Макария и академика Е. Е. Голубинского имеют основополагающее значение для церковно-исторической науки. Первые общие соображения об истории Русской Церкви появились в работах русских гражданских историков XVIII века – Татищева, Щербатова и Болтина, в просветительско-рационалистическом духе своего времени считавших, что духовенство мешает просвещению народа, отличается корыстолюбием и стремится к власти, зачастую в ущерб интересам светского правительства. Лишь в конце XVIII века благодаря попечительству Московского митрополита Платона в духовных учреждениях стали заниматься историей родной Церкви. Сам митрополит Платон в 1805 году издал двухтомную «Краткую Российскую Церковную Историю», «счастливо начиная ею ряд систематических работ по нашей науке» 6, с. 912]. Светило русской церковно-исторической науки начала прошлого века Преосвященный Евгений Болховитинов (впоследствии Киевский митрополит), будучи убежден, что, пока не проведена черновая работа по сбору и упорядочению источников и материалов, рано писать Историю Русской Церкви, неутомимо разыскивал и публиковал всё новые и новые документы. «Это был один из величайших собирателей, которые когда-либо существовали»,– отзывался о нем М. П. Погодин. Для историографии Русской Церкви важное значение имеет шеститомная (семь книг) «История Российской Иерархии» (М., 1807–1815 гг.), подготовленная митрополитом Евгением совместно с иеромонахом Амвросием (Орнатским) на основе рукописного, сочинения датчанина А. Селлия (иеромонах Никодим, умер в 1746 г .).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Из отечественных авторов фундаментальная работа в области догматического богословия принадлежит митрополиту Московскому Макарию (Булгакову ; 1816–1882) «Православно-догматическое богословие» (СПб., 4-е изд., 1883; т.1–2; реприрт: М.,1999). В последние годы вышло несколько работ в данной области: Михаил Помазанский , протопресвитер, Догматическое богословие, М.,2001; архим. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), Догматическое богословие, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002 и др. В Православной Церкви работа по кодификации церковно-правового материала проводилась с первых веков христианской государственности. Формировались сборники, включавшие не только каноны, но и государственные законы по церковным делам (эпитомы – извлечения или краткие изложения). Эти сборники получили названия Номоканонов (греч. nomos – закон; kanon – канон, устав). Самым известным и авторитетным является «Номокакон в XIV титулах» Константинопольского патриарха Фотия (IX в.). Он состоит из двух частей. Первая часть – кодифицированный сборник канонов. В нем 24 титула, каждая из которых разделена на главы. Принцип деления – предметно-тематический. В главах имеются отсылки на каноны и государственные законы. Вторая часть Номоканона – Синтагма (греч. syntagma – вместе построенное, соединенное). В ней содержатся тексты канонов. «Те, которые едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут…» (Ис. 66:17. Как это следует понимать? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Приведенный стих является сокращенным и немного измененным повторением 3–7 стихов 65 главы. В них Господь обличает грубые нарушения законов евреями. По закону Моисея свиное мясо было запрещено в пищу ( Лев.11:7 ; Втор. 14:8 ), потому что свинья относилась к нечистым животным. Ветхозаветные запреты относительно пищи были отменены Иерусалимским апостольским Собором ( Деян.15:19–20 ). Апостолы лишь постановили, чтобы ученики Христовы «воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010