Поставление Герасима во епископа Владимирского и Берестейского было совершено митрополитом Киевским и всея Руси Фотием, о чем свидетельствует Настольная грамота, которая завершается такими словами: «Сего ради дана бысть сия моя грамота нашего смирения, во утверждение, боголюбивому епископу святейшия епископи, в лето 6922» . Как утверждает церковный историк архимандрит Макарий (Веретенников; род. 1951), святитель Фотий рукоположил Герасима во епископа во время своего архипастырского визита в Литву. При этом отец Макарий пишет, что новопоставленный архиерей был из свиты Киевского митрополита . В том же 1414 году Литовский князь Витовт и его подручные князья отказали митрополиту Киевскому и всея Руси Фотию (+1431) в управлении литовскими епархиями. При этом сам Витовт послал на архиерея жалобу в Константинополь Патриарху и просил для Киева и Литвы поставить в митрополиты епископа Григория (Цамблака; 1364-1420). Этим посланием литовский князь ничего не добился, и тогда он обратился к епископату епархий, бывших на его территории, для разрешения вопроса. Сначала ни один из архиереев не дал согласия на написание жалобы на святителя Фотия. Но потом «подали жалобу на Фотия, что он вовсе небрежет о своем духовном стаде в пределах литовских, собирает только церковные доходы и прибытки и переносит все драгоценные вещи из соборной церкви киевской в Москву» . Тогда же епископы постановили, что «они сами Собором могут поставить себе митрополита» . Епископат сопротивлялся Витовту потому, что он к тому времени уже ушел в католицизм. Среди участников данной ситуации был епископ Владимирский и Берестейский Герасим. В 1415 или 1416 году состоялся Собор западнорусских епископов, который сопровождался угрозами со стороны Витовта, желавшего соединить Православную Церковь с латинянами. На соборе «митрополитом Литовским и всея Руси» был избран Григорий (Цамблак), который состоял в дружеских отношениях с литовским князем. На этом же соборе был и владыка Герасим. Как свидетельствует митрополит Макарий (Булгаков; 1816-1882) в своей «Истории Русской Церкви», «епископы, если верить восточнорусской летописи, не соглашались, приводили соборное правило (12-е Халкидонского Собора), воспрещающее в одной области быть двум митрополитам, указывали на древний обычай… Витовт начал угрожать смертью за неповиновение его воле, и епископы в 15 день ноября 1416 г. в городе Новгородке поставили Григория Самвлака митрополитом Киевским и Литовским» . Судя по всему, в данном поставлении участвовал и епископ Герасим.

http://bogoslov.ru/article/6167235

Вследствие сего и св. Синод, приняв во внимание, между прочим, ходатайства епархиальных преосвященных северо и юго-западного края, воздал должную честь заслугам митрополита Иосифа, постановив в начале 1870, чтобы в день его кончины, 23 ноября, во всех церквах северо и юго-западного края совершалось заупокойное молитвенное поминовение его. Преемником митрополита Иосифа был известный в истории отечественной церкви, но своей учености, архиепископ Макарий 9 Булгаков, в мире Михаил Петрович. Родился он 19 сентября 1816 в селе Суркове, Ново-Оскольского уезда, Курской губернии. 14 июля 1837 окончил курс в Курской семинарии, в 1841 окончил курс в Киевской духовной академии, в которой 15 февраля сего же года пострижен в монашество, 25 марта посвящен в сан иеродиакона, а 29 июня – в иеромонаха. Состоя в должности бакалавра с 27 августа 1841 по 12 июля 1842 Киевской академии, а после – Санкт-Петербургской, он был утвержден 9 декабря 1842 в степени магистра богословия, а 16 октября 1844 назначен инспектором сей академии, с возведением 20 декабря в сан архимандрита. 31 октября 1847 удостоен степени доктора богословия и 20 декабря 1850 назначен ректором Сакнт-Петербургской духовной академии. 28 января 1851 рукоположен во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, с оставлением в должности ректора академии. 1 мая 1857 назначен епископом Тамбовским; апреля 18 1859 переведен на Харьковскую кафедру, а в 1862 г, апреля 8 возведен в сан архиепископа. 10 декабря 1868 назначен архиепископом Литовским и Виленским и 8 апреля 1879 – митрополитом Московским. Скончался 9 июня 1882 года. Служение на Литовской кафедре не могло не представляться для пр. Макария затруднительным, особенно в первое время, по незнакомству его с положением дела в северо-западном крае и при той запущенности в делах епархиальн. управления, которую он, между прочим, констатировал в своем отчете св. Синоду о состоянии Литовской епархии за 1869 год. 10 В первые годы своего служения в Вильне, пр. Макарий, достаточно ознакомившись с делами и лицами, с энергией стал было бороться с различными недостатками, замеченными им в церковной жизни в Литовской епархии, и сделал не мало распоряжений, более или менее целесообразных и направленных к устранению сих недостатков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В качестве доказательства традиционного церковного евхаристического реализма данный богослов приводит высказывания святых отцов: Игнатия Богоносца , Иустина Философа , Иринея Лионского , Ипполита, Кирилла Иерусалимского и Кирилла Александрийского , Киприана Карфагенского , Иоанна Златоуста , а также Соборов: I, III и VII Вселенских, а также Трулльского Собора 827 . Для него Евхаристия – истинная Жертва Христова, заменившая собой прообразовавшие её ветхозаветные кровавые жертвы. Хотя сам архиепископ не употребляет термина «пресуществление», видя в нём, очевидно, проявление чрезмерно натуралистического представления католиков о величайшем Таинстве, он, тем не менее, выражает свою веру в сущностное литургическое преложение достаточно определённо. Думается, что если бы в его время столь же остро стоял вопрос об отношении Церкви к евхаристическому консубстанциализму, то архиепископ Филарет Черниговский наверняка дал бы ответ в строго православном ключе. Неслучайно он имел обыкновение еженедельно прочитывать Катехизис святителя Филарета Московского , чтобы держать мысль в рамках Православия 828 . Отвержение евхаристического символизма выражено у Филарета Черниговского и без того весьма ярко. Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882) пишет: «Евхаристия есть такое Таинство, в котором христианин, под видом хлеба и вина, причащается истинного Тела и Истинной Крови своего Спасителя. Это Таинство превосходит все другие», в Евхаристии «изменяется самое вещество Таинства» 829 , происходит «пресуществление» 830 . Епископ Сильвестр (Малеванский) (1828–1908) верит в реальность евхаристического Человечества Христова и его тождественность по природе историческому Человеческому естеству Господа нашего Иисуса Христа 831 . «Преложение» или «претворение» 832 , в терминологии епископа Сильвестра, невозможно интерпретировать в протестантском смысле, поскольку сам епископ Сильвестр весьма определённо высказывается против протестантских евхаристических доктрин. Только образы, а не сама сущность, остаются в освящённых Дарах 833 . Епископ Сильвестр не чужд не только учения о пресуществлении: он охотно использует и сам термин «пресуществление» в своей полемике с евхаристическим символизмом и консубстанциацией. При этом он, в частности, ссылается и на «Послание восточных патриархов» 834 . Протоиерей Николай Малиновский (1861–1917): «В Таинстве Евхаристии под видами хлеба и вина Христос Спаситель преподаёт нам в спасительную пищу самого Себя – Своё пречистое Тело и Свою святейшую Кровь... Христос присутствует в этом Таинстве чрез преложение или пресуществление хлеба и вина в Его Тело и Кровь, а не как-либо иначе... Такое учение о существе Евхаристии Православная Церковь содержит и преподаёт на основании ясных свидетельств Писания об этом Таинстве и согласно с верованием Древне-Вселенской Церкви» 835 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

19 век явился эпохой необыкновенного расцвета русского духовного просвещения. Центрами высшего духовного образования были четыре академии: киевская, московская, петербургская и казанская. Они не только подготовляли высокообразованных пастырей, но печатали творения отцов Церкви и богословские журналы. Так как на православном Востоке высших школ не существовало, многие студенты из других православных стран приезжали заканчивать свое образование в России. В каждой епархии была духовная семинария, а в главных уездных городах – духовные училища. Кроме того в губернских городах были учреждены епархиальные училища для дочерей священников. Крупнейшим представителем богословской науки в 19 веке был митр. Филарет (Дроздов) , автор догматического и нравственного богословия и катехизиса, и замечательных проповедей, охватывающих все вопросы церковной жизни и догматики (1782–1867). Другим знаменитым богословом был митр, московский Макарий (Булгаков ; 1816–1882), догматическое богословие которого до последнего времени считается классическим трудом по данному предмету. Из историков Церкви надо отметить арх. харьковского, а потом черниговского Филарета (Гумилевского) , автора, кроме Истории Церкви, догматического богословия и истории русских святых, а из духовных ораторов – арх. херсонского Иннокентия (Борисова) , автора книги «Последние дни земной жизни Господа Нашего Иисуса Христа». В духовных академиях преподавали многие выдающиеся ученые миряне, прославившие русскую науку, как А. В. Горский, В. В. Болотов , В. О. Ключевский , Е. Е. Голубинский и Н. Н. Глубоковский . Примеры благочестия и святости жизни В 19 веке прославились святостью жизни многочисленные подвижники. Одним из самых почитаемых в народе святителей был митрополит Филарет Киевский (Амфитеатров; 1779–1857). Он был сыном священника, прошел духовную школу, был ректором московской духовной академии и доктором богословия, занимая несколько епископских кафедр, но всю жизнь остался необыкновенно смиренным иноком, полным любви ко всем, кто к нему приходил. Он тайно принял схиму и проводил жизнь в подвигах молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Примечательно, что отвержение пресуществления приводит к необходимости отвергнуть вероучительный авторитет и Соборов XVII–XVIII веков, и «Православного исповедания Кафолической и Апостольской Церкви», и «Послания патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере», и «Пространного Катехизиса» святителя Филарета (Дроздова) 92 (1782–1867) и «Догматического богословия» митрополита Макария (Булгакова) 93 (1816–1882) и т.д. Что предлагается взамен? – Ничего. Не опасна ли такая позиция в условиях распространения у нас протестантизма? Разумно ли засыпать камнями несправедливой критики те «источники», которые способны утолить жажду познания истины в наш век почти поголовной религиозной безграмотности? Отцы на Соборах отстаивали не свои личные амбиции. Сформулированные ими учения не есть учение партии-победительницы, по принципу «Cuius regio, eius religio» («чья власть, того и вера») 94 . На святых Соборах излагались незыблемые истины, по внушению Духа Святого («угодно Духу Святому и нам» ( Деян. 15:28 )). Догматические формулировки одновременно выражают православную веру и отвергают то или иное её искажение, причём на все времена. Противоположное представление несколько напоминает католическую теорию догматического развития, согласно которой та или иная часть веры может то проясняться, то вновь затемняться в церковном сознании 95 . Не признали некоторые из восточных христиан авторитет IV Вселенского Собора – и отпали от полноты истины и благодати. Нельзя сознательно отвергать однажды открытую ту или иную истину веры. Такое отвержение есть «хула на Духа Святого» ( Мф. 12:31 ). Такое отвержение напоминает протестантизм с его религиозным индивидуализмом, с пренебрежительным отношением к голосу Церкви. Отменить соборное постановление может только Святой Собор, более авторитетный. В отношении пресуществления дело обстоит совсем наоборот: раздаются отдельные голоса против этого учения, тогда как соборный голос Церкви неоднократно подтверждал истинность этого учения. И сами отцы Константинопольского Собора 1691 года свидетельствуют о том, что принимают термин «пресуществление» по внушению Духа Святого, на все времена, анафематствуют носителей протестантских евхаристических идей впредь без обсуждения их учения: ведь оно уже исследовано и признано опасной ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Доколе сеешь в плоть – лакомишься, пресыщаешься, сребролюбствуешь, наряжаешься, ценишь красоту лица, знатность рода, ученость, или мудрость века сего, дивишься мишуре, глазеешь на актеров с актрисами, жадно вслушиваешься в суетные речи, смеешься, рукоплещешь, приходишь в восторг от того, о чем иногда нужно было бы плакать, или убиваешь драгоценное время в картежной или бильярдной, тут же прибавим, и фортепьянной, нимало не возбуждающей благочестивого чувства игре (если не аккомпанируешь духовным песнопениям), или проводишь в пустословии целые дни и часы? Все это нимало не принесет пользы твоей душе, когда нужно тебе будет разлучиться с телом и с миром сим, подлежащим тлению и разрушению, и предстать на суд великого Бога, создавшего тебя по образу и подобию Своему и искупившего тебя бесценною Кровию Своею от суеты мира сего, во еже бегати суеты мира. 8 апреля 1872 г. 15 апреля 1872 г. Канун Пасхи. Десять с половиной часов вечера. Брат мой, иерей Григорий, – член Христов и член наш, нашего во Христе братства. Да любим друг друга, да прощаем друг друга ради Христа, бесконечно много нам простившего и прощающего. Буди. Велики эти слова: Даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа. О, если бы так было всегда и не были бы сердца врозь, не говоря уже с людьми, но и с самим собою! 8 апреля 1872 г. 2 Макарий (Булгаков ; 18161882) – митрополит Московский; выдающийся русский богослов и церковный историк, автор 12-томной «Истории Русской Церкви», «Истории русского раскола», «Православного догматического богословия» и других трудов; преподавал в Киевской, а затем в Санкт-Петербургской Духовных Академиях. С 1851 года – епископ Винницкий; с 1857 года – Тамбовский, затем Харьковский, Литовский и с 1879 года – митрополит Московский. 3 То есть «смерть сочетавает с собою жизнь». Слова из ирмоса 9-й песни канона праздника Успения Пресвятой Богородицы: Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть. По рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

77 Деян . 11:26:«Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». 78 Ориген. О началах. Книга 2, 11:6:«Я думаю, что святые, вышедши из этой жизни, будут пребывать в некотором месте, находящемся на земле, том месте, которое Божественное Писание называет раем, это место будет как бы некоторым местом учения, так сказать, аудиторией, или школой душ, где души будут научаться о всем том, что они видели на земле, а также будут получать некоторые указания о последующем и будущем, подобно тому, как, и находясь в этой жизни, они воспринимали отчасти некоторые откровения о будущем, хотя как бы чрез зеркало и в форме загадок, — о том будущем, которое с полною ясностью открывается в своем месте и в свое время». 79 4Цар. 2:12:«Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части». 80 Православнодогматическое богословие: в 2 т. СПб., 1895. Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков; 1816–1882) — знаменитый историк Церкви, богослов. 81 Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 753) — христианский святой, почитаемый в лике преподобных, один из отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф. Известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский ( «Диалектика» ), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. 82 Мицвá (мн.ч. мицвóт; от ивр. — «повеление», «приказание») — предписание в иудаизме, всякое доброе дело, похвальный поступок. 83 Мф.5:311 , Лк.6:20–23 . 84 Исх.20:3–17 . 85 Эзотеризм (от др. — греч. εσωτερικς — «внутренний») — субъективное мистическое познание природы, по утверждению апологетов, доступное лишь ограниченному кругу лиц. Исходит из сакральных знаний язычества и культивируется во многих культурах как некое тайное знание. В отличие от канонических религий, адаптируется к новейшим исследованиям, используя спекулятивные трактовки «научных» обоснований собственных учений.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Митрополит Макарий Булгаков (1816–1882) был питомцем Киевской духовной академии. Непосредственно после окончания курса он был там же оставлен для чтения курса Русской и всеобщей гражданской истории, но вскоре переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию на одну из главных кафедр – кафедру богословских наук. Признательное его отношение к своей alma mater, Киевской академии, выразилось в составлении им «Истории Киевской академии», изданной в Петербурге в 1834 г. В 1847 г. издан был солидный его труд «Введение в православное догматическое богословие», заслуживший ему степень доктора богословия. Вслед за этим изданы первые тома его Истории Церкви, а в 1849 г. вышел первый том самого большого труда, «Православно-догматического богословия». В следующем году он был избран ректором Петербургской духовной академии. В том же году изданы «Материалы для науки Канонического права». По выходе второго тома Догматического богословия автор был охарактеризован в отзывах иерархов, как великий образец труда на церковном поле, а Никанор, архиепископ Херсонский, отозвался словами: «не великий, а беспримерный». Авторству митрополита Макария принадлежат также «История русского раскола» и сокращение «большой» Догматики под заглавием: «Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия», составленное и изданное по определению Святого Синода, будучи предназначено, очевидно, служить учебником для духовных семинарий. До возведения на кафедру митрополита Московского и Коломенского Макарий, в сане епископском и архиепископском, последовательно занимал кафедры Тамбовскую, Харьковскую и Литовскую, особенно ответственную ввиду недавнего возвращения белорусского населения ее из унии в Православие. Может быть, пребывание его на этой кафедре отразилось в его большой Догматике в том смысле, что он, с одной стороны, полнее вошел в знакомство с римо-католической системой догматики, считая необходимым противопоставить ей православное вероучение, и, может быть, тем самым побуждаемый, пользовался в иных случаях той терминологией, какая была тогда привычной традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил в Троице-Сергиевой лавре торжества, посвященные 200-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова) Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 7 октября 2016 г. 20:48 7 октября 2016 года, в канун дня преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в  Свято-Троицкую Сергиеву лавру . По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Лавре Фондом по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) проводятся торжества в честь 200-летия со дня рождения Преосвященного Макария (1816-1882) — выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, крупного общественного деятеля, историка, богослова, ординарного академика Императорской академии наук, почетного члена всех российских духовных академий, основателя Макариевской премии, автора монументальной «Истории Русской Церкви». Утром в Успенском соборе Лавры, где погребен митрополит Макарий (Булгаков), глава  Среднеазиатского митрополичьего округа   митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , председатель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария, в сослужении председателя  Синодального миссионерского отдела   митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна ,  архиепископа Виленского и Литовского Иннокентия , ректора  Санкт-Петербургской духовной семинарии   архиепископа Петергофского Амвросия , совершил Божественную литургию. Днем в Лавру прибыл Святейший Патриарх Кирилл. У Троицкого собора Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Московской духовной академии   архиепископ Верейский Евгений , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , а также глава Администрации городского поселения Сергиев Посад М.Ю. Токарев. По прибытии Святейший Владыка поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/4634965.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Киевской духовной академии состоялась ежегодная Международная конференция 27.10.2016 25 октября 2016 года по благословению митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Киевской духовной академии состоялась Международная научно-практическая конференция «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы». Организаторами научного форума выступили Киевская духовная академия и Международный институт Афонского наследия в Украине , сообщает Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви . Конференция была посвящена 1000-летию русского монашества на Афоне и влиянию монашеских традиций на духовное образование и культуру Восточной Европы. Также в этом году исполняется 200 лет со дня рождения известного иерарха и церковного ученого, выпускника Киевской духовной академии митрополита Макария (Булгакова, 1816-1882). Этому юбилею в рамках конференции была посвящена отдельная секция. Пленарное заседание прошло в трапезной палате храма преподобных Антония и Феодосия Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. В президиуме заседания присутствовали управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор КДАиС митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука, почетный Архиепископ Пражский и Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор (Пулец), глава Учебного комитета Украинской Православной Церкви епископ Ирпенский Климент, первый проректор КДА протоиерей Сергий Ющик, директор Международного института Афонского наследия в Украине Сергей Шумило и проректор по научно-богословской работе КДА Владимир Бурега. Открывая конференцию, митрополит Антоний поблагодарил гостей за участие в форуме и отметил важность научного диалога между специалистами в различных областях в целях развития духовного образования. Управляющий делами Украинской Православной Церкви сообщил, что в этом году в конференции участвуют представители церковных и светских вузов разных стран мира: Италии, Германии, России, Чехии, Словакии и Украины. Владыка Антоний озвучил приветственный адрес Блаженнейшего митрополита Онуфрия, после чего выступил с докладом «Русское монашество на Святой Горе Афон: 1000 лет духовного подвига».

http://drevo-info.ru/news/21451.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010