В Киевской духовной академии состоялась ежегодная Международная конференция 27 октября 2016 г. 10:54 25 октября 2016 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Киевской духовной академии состоялась Международная научно-практическая конференция «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы». Организаторами научного форума выступили Киевская духовная академия и Международный институт Афонского наследия в Украине, сообщает Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви . Конференция была посвящена 1000-летию русского монашества на Афоне и влиянию монашеских традиций на духовное образование и культуру Восточной Европы. Также в этом году исполняется 200 лет со дня рождения известного иерарха и церковного ученого, выпускника Киевской духовной академии митрополита Макария (Булгакова, 1816-1882). Этому юбилею в рамках конференции была посвящена отдельная секция. Пленарное заседание прошло в трапезной палате храма преподобных Антония и Феодосия Свято-Успенской Киево-Печерской лавры . В президиуме заседания присутствовали управляющий делами Украинской Православной Церкви , ректор КДАиС митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука , почетный Архиепископ Пражский и Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор (Пулец) , глава Учебного комитета Украинской Православной Церкви епископ Ирпенский Климент , первый проректор КДА протоиерей Сергий Ющик, директор Международного института Афонского наследия в Украине Сергей Шумило и проректор по научно-богословской работе КДА Владимир Бурега. Открывая конференцию, митрополит Антоний поблагодарил гостей за участие в форуме и отметил важность научного диалога между специалистами в различных областях в целях развития духовного образования. Управляющий делами Украинской Православной Церкви сообщил, что в этом году в конференции участвуют представители церковных и светских вузов разных стран мира: Италии, Германии, России, Чехии, Словакии и Украины. Владыка Антоний озвучил  приветственный адрес Блаженнейшего митрополита Онуфрия, после чего выступил с докладом «Русское монашество на Святой Горе Афон: 1000 лет духовного подвига».

http://patriarchia.ru/db/text/4649124.ht...

В начале разговора полезно обратиться к экклесиологии таких авторитетных ученых, как раннехристианский историк Евсевий Кесарийский (Памфил, около 265–339/340), митрополит Московский Макарий (Булгаков), 1816–1882), наш недавний современник митрополит Киевский Владимир (Сабодан) (1992–2014) и основоположник Православной Церкви в Америке и автор сборника «Церковь и вера» протоиерей Александр Шмеман. Евсевию Кесарийскому, создавшему жанр церковной истории, первому удалось написать историко-теологическое исследование, придать смысл истории через соединение «антиисторической» теории Логоса с «неметафизической хронистикой» . Цитируемые Евсевием источники имели разнообразное происхождение. Это были апологетические, богословские экзегетические сочинения, документы императорских указов, послания христианских общин, труды христианских историков, выдержки из Ветхого и Нового Заветов . Согласно Евсевию, тематический круг церковной истории должен быть достаточно широк; для самого историка он состоял из хронологии «событий времен Спасителя нашего и до наших дней» и «важных дел» церковной жизни. Важным в прошлом церковной жизни, по Евсевию, является тот, «кто стоял во главе наиболее известных церковных кругов и со славой руководил ими; кто в каждом поколении — устно или письменно — защищал слово Божие; имена, нрав и время тех, кто, жаждав новизны, дошли до пределов заблуждения и, вводя лжеименное знание беспощадно расхищали стадо Христово» . В начале первой книги Евсевий Кесарийский написал, что также включит в «Церковную историю» рассказ о судьбе иудеев «сразу после их заговора против Спасителя нашего; то, когда и каким образом язычники подняли войну против слова Божия; и какую великую борьбу в свое время вели за него мученики, претерпевшие пытки и пролившие кровь» . То есть, согласно основоположнику жанра, в церковную историю входят: а) Домостроительство Божие; б) «хронистика» собственно церковной истории с момента создания христианской Церкви; в) формы и виды внешнего и внутреннего противостояния ей, и даже «нрав и время» противников церковного единства ; г) преемство церковной власти; д) событийно-хронологическая сторона текущей церковной жизни; е) деятельность христианских мыслителей (учителей и писателей), биографии христиан и подвиги мучеников. И весь этот широкий тематический круг у Евсевия скреплен взглядом на историю как на взаимодействие земного низшего и высшего миров, а церковная история мыслилась им как продолжение божественного порядка на земле.

http://bogoslov.ru/article/6195691

В России 12 октября 1870 г. проф. Дмитрием Федоровичем Голубинским (1832-1903), по благословению Святейшего Синода в Московской духовной академии, была впервые основана кафедра естественно-научной апологетики (взамен упраздненных новым уставом духовных школ  (1869) кафедр физики и математики). Читаемый курс включал в себя сведения по физике, химии, астрономии и преследовал цель «доказать бытие Бога через изучение целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии» . Здесь очевидна полная преемственность в подходе к осмыслению взаимоотношения естествознания и богословия, четко сформулированном еще великим М. В. Ломоносовым (1711-1865): «Физические рассуждения о строении мира служат к прославлению Божию и вере не вредны. О если бы тогда (во времена ранних Отцов Церкви. - Свящ. О. М.) были изобретены нынешние астрономические орудия и были бы учинены многочисленные наблюдения от мужей, древних астрономов знанием небесных тел несравненно превосходящих, если бы тогда открыты были тысящи новых звезд с новыми явлениями, каким бы духовным парением, соединенным с превосходным их красноречием, проповедали оные святые риторы величество, премудрость и могущество Божие!» . Многие ведущие представители православной церковной науки и богословия XIX-XX вв.: догматисты митрополит Московский Макарий (Булгаков) (1816-1882), Ректор Киевской духовной академии епископ Сильвестр (Малеванский) (1828-1908), архиепископ Черниговский Филарет (1805-1866), свящ. Николай Малиновский ; библеисты: Ректор Московской и Киевской духовных академий епископ Михаил (Лузин) (1830-1887), проф. Александр Павлович Лопухин (1852-1904) и др. - в своих трудах в различной степени использовали известные им данные естественных наук. Святитель Феофан (Говоров) (1815-1894) всегда стремился быть в курсе современной ему естественно-научной и философской проблематики, в своих трудах и письмах к частным лицам вел активную полемику с такими атеистическими построениями,  как вульгарный материализм и дарвинизм. При этом Вышенский Затворник широко использовал научные знания для иллюстрирования своих мыслей, из-под его пера изливались глубокие размышления о сущности, законах бытия тварного мира.    

http://bogoslov.ru/article/319657

архиепископ Антоний (Амфитеатров) (1815–1879) «Вселенную сотворил Бог не от вечности, но во времени или лучше, говоря словами блаженного Августина , вместе со временем… И притом вселенная существует не долее, как столько времени, сколько указывает богодухновенный бытописатель Моисей: ибо он повествует не о каком либо возобновлении прежде сотворенного мира, а о первоначальном сотворении оного. Сие видно из всего хода его повествования и из прямых слов его: и совершишася небо и земля и все украшения их. И соверши Бог в день шестый дела своя, яже сотвори ( Быт. 2: 1, 2 )… Вселенная, со всею совокупностью существ, ее составляющих, явилась в надлежащем своем виде и полноте не вдруг, а постепенно… Шесть дней творения не означают какого-нибудь неопределенного продолжения времени, в которое бы вещи, по законам только природы, образовались и раскрылись из сотворенных в начале неба и земли, но показывают истинный порядок непосредственных действий творческой силы, совершавшихся в определенное время, которое мы называем днем. Ибо, священный Бытописатель, с одной стороны, назначает каждому дню те же границы, в коих теперь заключается день, т. е. утро и вечер; а с другой – первые дни творения не различает ничем от последних – шестого и седьмого, которые без сомнения были уже обыкновенные дни. Он говорит: и соверши Бог в день шестый дела своя, яже сотвори: и почи в день седьмый от всех дел своих, яже сотвори ( Быт. 2: 2 ). Причина шестиричного или седмиричного числа дней творения сокрыта в тайнах премудрости Божией» (8. См. §76. Творение вселенной во времени. С. 83; §78. Общий порядок творения. С. 84; §79. Порядок творения в мире видимом. С. 84, 85); митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882) «Признавать за историю Моисеево сказание о происхождении мира вещественного обязываемся потому, что – 1. За историю принимал его сам Моисей. Он поместил это сказание в самом начале, как основание своей исторической книги, в которой предположил сообщить Израильтянам верные и точные понятия о Боге, как Творце мира и человека: следовательно поступил бы против собственного намерения, если бы сокрыл здесь какой либо таинственный смысл, ни для кого непонятный. А главное: на этом сказании Моисей основал закон о субботе, данный Израильтянам, при изложении которого со всей ясностью раскрыл свои мысли о шестидневном творении…

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Рост старообрядческих общин, успех старообрядцев-поповцев в воссоздании ими своей иерархии, появление старообрядческих изданий за границей и, наконец, само " открытие» русским обществом старообрядчества как мощного движения, насчитывавшего в своих рядах от четверти до трети всех великорусов, привели в конце 1850-х и в 1860-х годах к появлению обширной литературы о расколе и этих своеобразных русских " диссидентах». Со времени Никона и до второй половины XIX века в исторической литературе господствовало весьма необоснованное мнение, что, переписывая богослужебные книги, древнерусские переписчики сделали немало ошибок и искажений текста, которые с течением времени стали неотъемлемой частью русского богослужебного обряда. Кроме того, историки раскола совершенно ошибочно полагали, что в искажении церковных книг были виноваты не только древние переписчики раннего русского Средневековья, но и те первые противники патриарха Никона , которые в конце 1640-х и начале 1650-х годов близко стояли к руководству церкви и книгопечатанию и поэтому будто бы смогли внести в печатные уставы того времени ошибки, сделанные в предыдущие века. В числе этих лиц, которых считали ответственными за внесение ошибок уже в русские печатные издания XVII века, называли руководителей раннего сопротивления Никону, протопопов Ивана Неронова и Аввакума. По мнению этих исследователей из числа иерархии и миссионерских кругов, такие ошибки стали возможны ввиду отсутствия достаточного просвещения в средневековой Руси, бедности русской научной и церковной мысли того времени и, наконец, особого склада русского древнего православия, которое, по их мнению, придавало преувеличенное значение внешней набожности и обрядам. Даже такой известный ученый и историк русской церкви, как митрополит Макарий Булгаков (1816–1882), придерживался этого мнения в изданном им в 1854 году капитальном труде об " Истории русского раскола, известного под названием старообрядчества». Такую же позицию в объяснении религиозных причин раскола сначала занял и молодой казанский историк Афанасий Прокофьевич Щапов (1831–1876), который в своей магистерской диссертации " Русский раскол старообрядчества», защищенной им в 1858 году, называл движение сторонников старой веры «окаменевшим осколком Древней Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В монастырском соборном храме в честь Успения Божией Матери (приделы Благовещения и Рождества Христова), построенного в 1200 г. (после реставрации освящался в 1902 г.), почивали мощи муч. Авраамия Болгарского (см. прим. 47). Там же были погребены супруги Св. блгв. Вел. Кн. Александра Невского – Кн. Александра и Кн. Васса, а также дочь Евдокия. В монастыре была еще теплая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами Свят. Иоанна Златоуста и муч. Авраамия (XVI в.). При монастыре были школа, рукодельная мастерская и больница. Недавно обитель возвращена Русской Православной Церкви. 48 Святой Мученик Авраамий Болгарский (†1299) – родом из приволжских болгар; занимался торговлей. За исповедание христианства его соотечественники, магометане, подвергли тяжким пыткам и, наконец, отсекли ему голову. Русские купцы привезли его нетленные мощи во Владимир, где они почивали в Успенском соборном храме Владимирского Княгинина Успенского монастыря (см. прим. 46). На гробнице его лежали вериги, которые он носил под одеждой. Память 1 апреля. 49 Митрополит Макарий (Булгаков, 18.8.1816 †8.6.1882), Московский и Коломенский – русский богослов и церковный историк. По окончании курса Киевской духовной академии был назначен на кафедру русской церковной и гражданской истории. Перешел в Санкт-Петербургскую духовную академию (1842), где читал лекции по богословию. Хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии (28.1.1851). Епископ Тамбовский и Шацкий (1857), епископ Харьковский (1859, с 1862 – архиепископ), архиепископ Литовский и Виленский (1869), митрополит Московский и Коломенский (1879). Среди многочисленных его сочинений особенно важны: «История Киевской духовной академии», «Введение в богословие», «Догматическое богословие», «История Русской Церкви» в 13 томах и др. Примечательно, что, будучи митрополитом Московским, вл. Макарий работал над фундаментальной «Историей Русской Церкви» на летней архиерейской даче в селе Черкизове за Преображенской заставой, куда впоследствии не раз выезжал на отдых и владыка Арсений (что нашло отражение в воспоминаниях и «Духовном дневнике» последнего).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

После освобождения в Париже был организован Французский Православный институт имени святого Дионисия, в котором Владимир Лосский читал курс догматического богословия. Библиография: «Догматическое богословие» (Париж, 1964–1965; М., 1991), «Соблазны церковного сознания» (1950), «К вопросу об исхождении Св. Духа» (1957), «Всесвятая» (1967), «Богословие света в учении св. Григория Паламы » (1968), «Кафолическое сознание» (1969) и др. Макарий (Булгаков) , митрополит Московский (1816–1882) – выдающийся богослов и церковный историк. Сын сельского священника, окончил Курскую Духовную Семинарию и Киевскую Духовную Академию, принял монашество и был назначен преподавателем русской церковной истории. С 1842 года – преподаватель догматического богословия в С.-Петербургской Духовной Академии. Получил степень магистра за книгу «История Киевской Духовной Академии» (СПб., 1843), и доктора богословия – за книгу «Введение в православное богословие» (СПб., 1847), с 1850 – ректор в С.-Петербургской Духовной Академии. С 1846 года начали выходить первые тома его многотомной «Истории Русской Церкви» (переизд. в 1994–1997), а с 1849 года – первые тома 5-томного «Православного догматического богословия» (переизд. репринтом в 1993), которые до сих пор остаются непревзойденными учебными и исследовательскими трудами. В 1854 году был избран академиком Академии наук и многих исторических и археологических научных обществ, с 1879 – митрополит Московский. Оказывал значительную материальную помощь нуждающимся профессорам, учредил премию за лучшие ученые сочинения и учебники по истории Церкви, богословским и светским наукам (премия имени митрополита Макария восстановлена в конце 1990-х годов и присуждается Российской Академией наук и Московской патриархией). Мейендорф Иоанн , протопресвитер (1926–1992) – русский православный богослов, патролог, церковный историк, византолог, один из выдающихся ученых и деятелей православия в XX веке. Родился в Париже в эмигрантской семье, в 1949 году окончил Православный Богословский институт преподобного Сергия, в 1958 году защитил докторскую диссертацию о богословии святого Григория Паламы , рукоположен во священника Затем переехал в Нью-Йорк, где стал профессором и с 1984 года ректором Свято-Владимирской Духовной Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Среди иерархов — выходцев из ученого монашества имелись выдающиеся богословы, научные интересы которых отвлекали их от административной деятельности, заставляя раньше уходить на покой  . Типичной фигурой в их ряду является митрополит Евгений Болховитинов (1767–1837): на всех многочисленных кафедрах, которые ему приходилось занимать, он интересовался более архивами, нежели текущими делами. Велики его заслуги в развитии русской церковно–исторической науки. Таков же был и Макарий Булгаков (1816–1882), который после десяти лет епископского служения признавался: «Ах, как скучна епископская служба, скорее бы на покой!» Ему был в то время всего 51 год. Самым главным делом была для него работа над «Историей Русской Церкви»  . Ученым по призванию был также архиепископ Филарет Гумилевский (1805–1866), но его способностям и основательным богословским познаниям трудно было развернуться в николаевскую эпоху. Его работа об отцах Церкви получила отрицательную оценку Святейшего Синода и вызвала неодобрение Протасова за то, что он назвал «Катехизис» Петра Могилы западной схоластикой. Этот печальный опыт послужил причиной колебаний Филарета, когда ему было предложено написать руководство по догматическому богословию. «Эти предложения, — пишет он А. В. Горскому, — льстивы для самолюбия, но нельстивы для благоразумия, внимательного к положению дел. Я и теперь еще не касаюсь сего дела». Работа над историей казалась Филарету более соответствующей сложившейся ситуации  . Неблагоприятно отразилась научная работа на карьере епископа Порфирия Успенского, заставив его уйти на покой. Его труды и по сей день опубликованы только частично. Ученым по призванию был епископ Иннокентий Смирнов (1784–1819), человек кроткий, расположенный к мистике. Известность как историк Церкви заслужил епископ Макарий Миролюбов (1817–1894). Велик ученый вклад в области церковной археологии и палеографии также епископа Амфилохия Казанцева (1818–1893). Архиепископ Афанасий Дроздов (1800–1876) имел обыкновение сжигать свои работы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Историю русской школьной ереси автор записки возводит к Феофану Прокоповичу. С особенной подробностью останавливается он на событиях недавнего прошлого, когда действовали библейские общества, и кроме Библии распространяли еще и книги теософические и мистические. Теперь, однако, приняты решительные меры против инославного засилия, «чтобы вертограды духовных знаний постоянно озарялись благодатным светом апостольского и соборного учения, предохранившего православный восток и с ним отечество наше от всех гибельных заблуждений запада…» В этой критике много верного. Неверен только вывод, — преодолеть западные соблазны нельзя было одними только запретительными мерами… Всего вернее, «записка» составлена была для Пратасова снова Афанасием. Во всяком случае, Афанасий думал именно так. «Будучи ректором Санкт-Петербургской академии», говорил о нем Филарет Московский, «преосвященный Афанасий утверждал, что все русские богословы до него были не православны…» В замысел Пратасова входило спешное издание новой богословской «системы», которую можно было бы немедленно ввести в обязательное обращение, как «классическую» книгу в духовных школах, по меньшей мере. Одно время от самого Филарета Московского «требовали даже именем Государя» взяться за составление учебной книги. Он за это не взялся, по слабости здоровья… Пратасов предложил затем взять на себя составление учебника Филарету Гумилевскому, который нашел это предложение «льстивым для самолюбия, но не льстивым для благоразумения, внимательного к положению дел», и уклонился. Свой курс догматического богословия Филарет вполне обработал и издал уже много позже, только в 1864-м году… Более сговорчивым оказался Макарий Булгаков (1816–1882), тогда молодой иеромонах и бакалавр Киевской академии, вызванный в 1842-м году в Петербург для преподавания богословских наук в академии, взамен ректора Афанасия, который от преподавания уклонялся, сосредоточив все внимание на преподавании других. Богословием Макарий до тех пор не занимался, чувствовал влечение и интерес скорее к историческим темам. Курсовое сочинение писал он по истории Киевской академии, для него должен был он познакомиться со старыми Киевскими рукописными курсами и конспектами по богословию, еще времен романистических. Отсюда именно, всего вернее, и его личные симпатии скорее к римско-католическим пособиям и системам. В академии догматику Макарий слушал у Димитрия Муретова (1811–1883), впоследствии (двукратно) архиепископа Херсоно-Таврического. Но никак не у Димитрия мог научиться и научился он схоластическим приемам…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

В основе этого «верующего мышления» лежит правосл. вера, соединяющая человека с Богом и Церковью и образующая цельность души и «внутреннее средоточие духа» в качестве необходимых предпосылок нравственной жизни и познания Б. Архиеп. Филарет (Гумилевский) (1805-1866) в «Православном догматическом богословии» отмечает, что мысль о Б. Божием не выводима из к.-л. начала. «Бытие Божие,- пишет архиеп. Филарет,- само есть начало всему, условие, без которого невозможно ни бытие, ни показание, основная истина, на которой держится все истинное» (Ч. 1. С. 48). Для митр. Макария (Булгакова) (1816-1882) вопрос о Б. представляет интерес в связи с темой творения и основными целями существования мира и человека; в «Православно-догматическом богословии» он пишет, «что все существующее вне Бога произведено Им из ничтожества, или из совершенного небытия в бытие» (Т. 3. С. 351). При этом митр. Макарий отмечает, что библейское понимание творения носит конкретный характер, под Б. подразумевается сотворенный Богом мир с населяющими его существами. Кроме того, он рассматривает Б. как дар Божий и благо: Бог, сотворивший мир «по бесконечной своей благости, желал, чтобы и другие существа вкусили сладость бытия и стали причастниками Его благости» (Там же. С. 371-372). Проф. Киевского ун-та св. Владимира С. С. Гогоцкий (1813-1889) в «Философском лексиконе» в ст. «Бог», рассматривая вопрос об отношениях между Б. безусловным и Б. обусловленным, отмечает 2 существенные (но не единственные) стороны проблемы. Если Бог как Б. безусловное в онтологическом аспекте - Творец мира, Б. обусловленного (ограниченного, являющегося и т. д.), то в познавательном - «идея безусловного бытия», считает Гогоцкий, «присутствует незаметно в самом первом положении о бытии случайном и ограниченном» и «дает возможность образоваться в нас понятию об этом последнем» (Т. 1. С. 332). Одновременно Гогоцкий обращает внимание на то обстоятельство, что размышление над конечным, ограниченным, случайным Б. с необходимостью заставляет нас предполагать существование Б.

http://pravenc.ru/text/153741.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010