Предстоятель Русской Церкви совершил литию у гробницы Преосвященного Макария в Успенском соборе Лавры. Были вознесены молитвы о упокоении души приснопамятного митрополита Макария. В богослужении участвовали:  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн;  митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий ; архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий; архиепископ Верейский Евгений; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; архиепископ Петергофский Амвросий; духовенство обители. Богослужебные песнопения исполнил хор Троице-Сергиевой лавры, регент — архимандрит Глеб (Кожевников). Затем в здании Московской духовной академии состоялась церемония памятного гашения  художественной почтовой марки  «200 лет со дня рождения митрополита Макария (1816-1882), историка Церкви, богослова». В мероприятии приняли участие Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий и заместитель руководителя Федерального агентства связи И.Н. Чурсин. Для гашения почтовой марки был изготовлен памятный сувенирный штемпель, на котором указано сегодняшнее число — 7 октября 2016 года, дата выхода марки в почтовое обращение, и изображена эмблема Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария. Этим штемпелем были сделаны оттиски на марках, конверты были подписаны участниками церемонии. На почтовой марке изображен портрет митрополита Московского Макария на фоне силуэтов церквей. Тираж почтовой марки — 300 тысяч экземпляров. Номинал — 24 рубля. Художественное оформление марки принадлежит Марии Бодровой. Сегодня марки, посвященные 200-летию митрополита Макария, поступили в отделения почтовой связи и граждане нашей страны получили возможность использовать их для отправки почтовой корреспонденции по России и всему миру. По завершении процедуры гашения к присутствующим обратился И.Н. Чурсин. Участникам торжественной церемонии были вручены памятные рамы с только что погашенными почтовыми марками.

http://patriarchia.ru/db/text/4634965.ht...

Архиепископ Антоний (Амфитеатров) (1815–1879 гг.). «Будучи совершенным и единого естества с нами человеком, Иисус Христос отличается от всех людей тем, что а) приняв всю природу нашу, со всеми ее немощами, Он не принял однако же греха первородного и был совершенно свят и безгрешен, заимствовав свое человечество от Девы святейшей, предочищенной от греховной заразы… б) зачатие и рождение Иисуса Христа было необыкновенное и сверхъестественное – от одной Девы, не знавшей мужа… (8: 149). Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882 гг.). «Слово Божие учит, во первых, что Господь непричастен к греху первородному: а) Когда представляет слова ангела благовестника пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1: 35 ). Отсюда видно, что хотя Господь Иисус зачался от Девы, дщери человеческой, но от Девы, в которой душа и тело, по выражению песни церковной, были предочищены Духом Святым 299 ; зачался от Девы силою и действием того же Святого Духа, а потому и родился совершенно чистым и святым, мысль, которую ясно проповедовали св. Отцы Церкви, например: Св. Кирилл Иерусалимский : “…Не нужно мне говорить о сем много, чтобы научить тебя, что нескверно и чисто сие рождение (рождение Иисуса Христа – П. Д.)” 300 . Св. Григорий Богослов : “хотя чревоносит Дева, в которой душа и тело предочищены Духом… Таково мое слово новом рождении Христовом! Здесь нет ничего позорного; потому что позорен один грех. А во Христе не имеет место позорное; потому что Его (человечество Иисуса Христа) создало Слово, а не от человеческого семени стал Он человеком. Но из плоти пречистой, неневестной матери, которую предварительно очистил Дух, изшел самозданный Человек, принял же очищение ради меня” 301 . Св. Ефрем Сирин : “…И как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает и сокровенное естество. Он очистил Деву, и потом родился, дабы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе…” 302 . Св. Иоанн Дамаскин : “По согласию святой Девы, Дух Святой, по слову Господню, возвещенному Ей ангелом, сошел на Нее, очистил ее и даровал Ей способность, как принять в себя Божество Слово, так и родить…».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Первое и второе издания без обозначения имени автора [в третьем издании на титулах буквы «И. С.» и «Ив. Сн.», но предисловие подписано полностью: « Иван Снегирев " ]; в предисловии к четвертому – не совсем понятное умолчание о втором издании. См. еще о митрополите Платоне в Истории Московского епархиального управления со времени учреждения святейшего Синода Н. Розанова и у С. К. Смирнова в Историях Московской славяно-греко-латинской академии и Троицкой лаврской семинарии. Автобиография митрополита Платона, напечатанная Снегиревым с не совсем исправного списка, перепечатана с автографа С. К. Смирновым в «Душеполезном Чтении» 1887 года, 8 и 9. Биография архиепископа Августина написана тем же И. М. Снегиревым и напечатана, сколько знаем, два раза: в 1824 году под заглавием «Биографические черты из жизни архиепископа Московского Августина» и в 1848 году под заглавием «Очерк жизни архиепископа Московского Августина» с портретом преосвященного. Еще об Августине см. у Розанова в указанной выше Истории епархиального управления. После нескольких кратких биографий митрополита Филарета обширная его биография составлена профессором Московской духовной академии И. Н. Корсунским и напечатана статьями в журнале «Вера и разум» в продолжение 1884–1893 годов, причем московский период деятельности Филарета выдан и отдельной книгой под заглавием «Святитель Филарет, митрополит Московский». Биография митрополита Иннокентия составлена И. П. Барсуковым и напечатана в 1883 году под заглавием «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников». Дополнением к ней служат статьи об Иннокентии И. Н. Корсунского , напечатанные в журнале «Вера и разум» за 1898 год. Биография митрополита Макария составлена прот. Ф. И. Титовым под заглавием « Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский» (т. I (1816–1857 гг.), Киев, 1895; т. II (1857–1868 гг.), Киев, 1903). Некролог митр. Макария и его послужной список напеч. в 30-й (за 1882 г.) части Прибавлений к Творениям святых отцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Историю русской школьной ереси автор записки возводит к Феофану Прокоповичу . С особенной подробностью останавливается он на событиях недавнего прошлого, когда действовали библейские общества, и кроме Библии распространяли еще и книги теософические и мистические. Теперь, однако, приняты решительные меры против инославного засилия, «чтобы вертограды духовных знаний постоянно озарялись благодатным светом апостольского и соборного учения, предохранившего православный восток и с ним отечество наше от всех гибельных заблуждений запада..». В этой критике много верного. Неверен только вывод, – преодолеть западные соблазны нельзя было одними только запретительными мерами... Всего вернее, «записка» составлена была для Пратасова снова Афанасием. Во всяком случае, Афанасий думал именно так. «Будучи ректором Санкт-Петербургской академии», говорил о нем Филарет Московский , «преосвященный Афанасий утверждал, что все русские богословы до него были не православны..». В замысел Пратасова входило спешное издание новой богословской «системы», которую можно было бы немедленно ввести в обязательное обращение, как «классическую» книгу в духовных школах, по меньшей мере. Одно время от самого Филарета Московского «требовали даже именем Государя» взяться за составление учебной книги. Он за это не взялся, по слабости здоровья... Пратасов предложил затем взять на себя составление учебника Филарету Гумилевскому , который нашел это предложение «льстивым для самолюбия, но не льстивым для благоразумения, внимательного к положению дел», и уклонился. Свой курс догматического богословия Филарет вполне обработал и издал уже много позже, только в 1864-м году... Более сговорчивым оказался Макарий Булгаков (1816–1882), тогда молодой иеромонах и бакалавр Киевской академии, вызванный в 1842-м году в Петербург для преподавания богословских наук в академии, взамен ректора Афанасия, который от преподавания уклонялся, сосредоточив все внимание на преподавании других. Богословием Макарий до тех пор не занимался, чувствовал влечение и интерес скорее к историческим темам. Курсовое сочинение писал он по истории Киевской академии, для него должен был он познакомиться со старыми Киевскими рукописными курсами и конспектами по богословию, еще времен романистических. Отсюда именно, всего вернее, и его личные симпатии скорее к римско-католическим пособиям и системам. В академии догматику Макарий слушал у Димитрия Муретова (1811–1883), впоследствии (двукратно) архиепископа Херсоно-Таврического. Но никак не у Димитрия мог научиться и научился он схоластическим приемам...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Почвенничество Ф.М. Достоевского стремилось преодолеть крайности славянофильства и западничества, выступая с идеей органического развития русской жизни. Акцент делался на том, что сутью русской «почвы» (народной жизни и вообще русской души) является христианский евангельский идеал. Отсюда содержание почвенничества сводилось к выявлению христианских черт русского характера, русского государственного строя, отечественной культуры и быта. В нравственной области важнейшими для Ф.М. Достоевского являлись темы жалости, сострадания, любви и жертвенности, освященные примером Христа. Используя сведения аскетической литературы, писатель удачно раскрывал психологию гибели и возрождения человеческой личности. Эстетизм занимал важное место в мировосприятии Ф.М. Достоевского, но это эстетизм православный, понимающий под высшей Красотой Самого Христа. §40. Митрополит Макарий (Булгаков) Московский (1816–1882 гг.) заслуженно почитался современниками как великий и даже «беспримерный» богослов. Он является автором фундаментальных исследований по догматике и церковной истории; также потрудился в области канонического права, полемического богословия и гомилетики. Главные сочинения митр. Макария: «Введение в богословие», «Догматическое богословие» и «История Русской Церкви» в тринадцати томах. Из двухсот составленных им проповедей наиболее интересны публицистические проповеди на современные темы. Важно отметить, что краткий курс догматики, составленный митр. Макарием для духовных семинарий, был переведен на греческий язык и и употреблялся в богословских учебных заведениях Востока. Здесь мы встречаем, возможно, первый, но далеко не последний пример обратного влияния русской богословской мысли на Восточное Православие. §41. К.Н. Леонтьев ( 1831–1891 гг.) – религиозный мыслитель и публицист, считавший себя византистом и идейным консерватором в противовес практическому консерватизму. В своих многочисленных статьях, эссе и письмах он ярко, иногда справедливо, а иногда пристрастно обличал современные явления, начиная от буржуазного западного либерализма и кончая отечественным славянофильством и почвенничеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   Историю русской школьной ереси автор записки возводит к Феофану Прокоповичу. С особенной подробностью останавливается он на событиях недавнего прошлого, когда действовали библейские общества, и кроме Библии распространяли еще и книги теософические и мистические. Теперь, однако, приняты решительные меры против инославного засилия, “чтобы вертограды духовных знаний постоянно озарялись благодатным светом апостольского и соборного учения, предохранившего православный восток и с ним отечество наше от всех гибельных заблуждений запада...”    В этой критике много верного. Неверен только вывод, — преодолеть западные соблазны нельзя было одними только запретительными мерами...    Всего вернее, “записка” составлена была для Пратасова снова Афанасием. Во всяком случае, Афанасий думал именно так. “Будучи ректором Санкт-Петербургской академии,” говорил о нем Филарет Московский, “преосвященный Афанасий утверждал, что все русские богословы до него были не православны...”    В замысел Пратасова входило спешное издание новой богословской “системы,” которую можно было бы немедленно ввести в обязательное обращение, как “классическую” книгу в духовных школах, по меньшей мере. Одно время от самого Филарета Московского “требовали даже именем Государя” взяться за составление учебной книги. Он за это не взялся, по слабости здоровья...    Пратасов предложил затем взять на себя составление учебника Филарету Гумилевскому, который нашел это предложение “льстивым для самолюбия, но не льстивым для благоразумения, внимательного к положению дел,” и уклонился. Свой курс догматического богословия Филарет вполне обработал и издал уже много позже, только в 1864-м году...    Более сговорчивым оказался Макарий Булгаков (1816—1882), тогда молодой иеромонах и бакалавр Киевской академии, вызванный в 1842-м году в Петербург для преподавания богословских наук в академии, взамен ректора Афанасия, который от преподавания уклонялся, сосредоточив все внимание на преподавании других. Богословием Макарий до тех пор не занимался, чувствовал влечение и интерес скорее к историческим темам. Курсовое сочинение писал он по истории Киевской академии, для него должен был он познакомиться со старыми Киевскими рукописными курсами и конспектами по богословию, еще времен романистических. Отсюда именно, всего вернее, и его личные симпатии скорее к римско-католическим пособиям и системам. В академии догматику Макарий слушал у Димитрия Муретова (1811—1883), впоследствии (двукратно) архиепископа Херсоно-Таврического. Но никак не у Димитрия мог научиться и научился он схоластическим приемам...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прославлен в лике святых как священномученик на Архиерейском Соборе РПЦ (2000). 7 Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783–1867) – митрополит Московский и Коломенский, первый доктор богословия в России, один из членов Библейского общества и переводчиков Священного Писания на русский язык. 9 Макарий, митрополит (в миру Михаил Петрович Булгаков) (1816–1882) – историк церкви, богослов. С 8 апреля 1879 – митрополит Московский и Коломенский. Ординарный академик Академии наук (1854). 10 Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783–1867) – митрополит Московский и Коломенский, первый доктор богословия в России, один из членов Библейского общества и переводчиков Священного Писания на русский язык. Филарет, архиепископ Казанский и Симбирский (в миру Федор Григорьевич Амфитеатров) (1779–1857) – ректор Тобольской, а затем Казанской семинарии. Выдающийся миссионер и переводчик Священного Писания на татарский язык. Причислен к лику святых в 2005 году. 11 Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий) (1863–1936) – митрополит Киевский и Галицкий с 1918 года. После Гражданской войны в эмиграции. Создатель и первый председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей. 12 Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867–1944) – 12-й патриарх Московский и всея Руси. Богослов, автор богослужебных текстов. 15 Русские мистики начала XX века были сторонниками соборного начала в организации Православной Церкви. Вместе с тем они стремились не умалять догматическую и сакраментальную сторону православной религии, но, расширив и углубив ее, сделать из нее правильные выводы. Это течение имеет некоторые сходства с англо-католическим течением в Англиканской Церкви (прим. Г. П. Федотова ). 17 Беспоповцы – одно из основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения является идея об уже совершившемся воцарении Антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии. 18 Хлысты – одно из старейших русских внецерковных религиозных течений, экстатическая разновидность духовных христиан, возникшая в середине XVII в. среди крестьян. Самоназвание – «люди Божьи», «Христова вера».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Телу и крови Господней... должно воздавать единую и нераздельную божескую честь и поклонение, каковыя подобают Спасителю нашему Иисусу Христу. Должно причащаться... как можно чаще, по примеру христиан первенствующей Церкви. Евхаристия есть истинная безкровная жертва – и хвалебная, и благодарственная, и умилостивительная 443 . Вскоре начала издаваться «Догматика» Макария (Булгакова) , будущего митрополита Московского (1816–1882). Первое ее издание вышло в 1849–1853 годах, и до конца ХІХ века последовало еще четыре издания. «Догматику» Макария отличает дух системы, за что его часто обвиняли в следовании схоластической методике. В общем учении о таинствах Макарий, перечисляя заблуждения различных протестантских сект, проводит параллель между ними и нашими безпоповцами, считавшими, что необходимы только два таинства – Крещение и Покаяние. Подробно описывая литургию, Макарий приводит значительную часть анафоры, повторяя учение катихизиса о том, что «самое важное действие в последней части литургии» – произнесение установительных слов и эпиклеза. По освящении святых даров в Евхаристии находятся и преподаются верующим уже не хлеб и вино, а истинное Тело и истинная Кровь Господа... чрез преложение или претворение самаго существа хлеба и вина в существо Тела и Крови Христовой, то есть чрез пресуществление. Слово: пресуществление... выражающее совершенно ту же самую мысль (что и аналогичные восточные термины. – Авт.), начало входить в употребление на западе с половины XI века, а на востоке с XV, когда встречается оно у Геннадия, Константинопольского патриарха... С того времени слово это, как правильно и весьма сильно выражающее мысль догмата, стало постоянно употребляться православною Церковию наравне с словом: преложение. Здесь митр. Макарий дает ссылки на Досифея, патриарха Иерусалимского, «Православное Исповедание Веры» свт. Петра, «Послание Восточных Патриархов» и чин архиерейской присяги 444 . [Христос] присутствует в сем таинстве не одним Телом Своим и Кровию, но всем существом, то есть и душею Своею, которая нераздельно соединена с Его Телом, и самым божеством Своим, которое ипостасно и нераздельно соединено с Его человечеством... в каждой части – до малейшей частицы – предложеннаго хлеба и вина находится не какая–либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово всегда целое и во всех частях единое, и в каждой части... присутствует весь Христос по существу своему, то есть с душею и божеством 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

328. Макарий, митрополит (в миру Михаил Петрович Булгаков) (1816-1882) — историк церкви, богослов. С 8 апреля 1879 — митрополит Московский и Коломенский. Ординарный академик Академии наук (1854). 329. Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783-1867) — митрополит Московский и Коломенский, первый доктор богословия в России, один из членов Библейского общества и переводчиков Священного Писания на русский язык. 330. Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий) (1863-1936) — митрополит Киевский и Галицкий с 1918 года. После Гражданской войны в эмиграции. Создатель и первый председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей. 331. Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867-1944) — 12-й патриарх Московский и всея Руси. Богослов, автор богослужебных текстов. 332. Подробность, которую, можно опустить (прим. Г. П. Федотова). 333. Мёлер Иоган Адам (1796-1838) — немецкий католический богослов и историк церкви. 334. Русские мистики начала XX века были сторонниками соборного начала в организации Православной Церкви. Вместе с тем они стремились не умалять догматическую и сакраментальную сторону православной религии, но, расширив и углубив ее, сделать из нее правильные выводы. Это течение имеет некоторые сходства с англо-католическим течением в Англиканской Церкви (прим. Г. П. Федотова). 335. Поповцы — часть, старообрядцев сохранивших священство и таинства. 336. Беспоповцы — одно из основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения является идея об уже совершившемся воцарении Антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии. 337. Хлысты — одно из старейших русских внецерковных религиозных течений, экстатическая разновидность духовных христиан, возникшая в середине XVII в. среди крестьян. Самоназвание — «люди Божьи», «Христова вера». 338. Селиванов Кондратий Иванович (?-1832) — крестьянин, создатель секты скопцов, автор «Оград», выдавал себя за чудом спасшегося императора Петра III.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил в Троице-Сергиевой лавре торжества, посвященные 200-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова) 7 октября 2016 г. 15:17 7 октября 2016 года, в канун дня преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру . По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Лавре Фондом по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) проводятся торжества в честь 200-летия со дня рождения Преосвященного Макария (1816-1882) — выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, крупного общественного деятеля, историка, богослова, ординарного академика Императорской академии наук, почетного члена всех российских духовных академий, основателя Макариевской премии, автора монументальной «Истории Русской Церкви». Утром в Успенском соборе Лавры, где погребен митрополит Макарий (Булгаков), глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , председатель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария, в сослужении председателя Синодального миссионерского отдела митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна , архиепископа Виленского и Литовского Иннокентия , ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии   архиепископа Петергофского Амвросия , совершил Божественную литургию. Днем в Лавру прибыл Святейший Патриарх Кирилл. У Троицкого собора Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , а также глава Администрации городского поселения Сергиев Посад М.Ю. Токарев. По прибытии Святейший Владыка поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/4632126.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010