Том I. Годы детства, образования и духовно-училищной службы м. Макария. (1816–1857 г.) Предисловие Предлагаемый читателям историко-биографический очерк имеет своим предметом жизнь и деятельность московского митрополита Макария Булгакова , неожиданно скончавшегося 9-го июня 1882 г. Значение личности м. Макария в истории русской православной церкви и нашей духовной науки настолько общеизвестно и общепризнанно, что едва ли стоит говорить о важности и необходимости составления биографии этого иерарха. Возможен только вопрос о благовременности подобного труда. Но и этот вопрос решен уже общественным мнением в положительном смысле. Уже неоднократно высказывалось в печати желание иметь полную биографию м. Макария. И такое желание должно быть признано вполне естественным и понятным. Нет ни одного богословски образованного человека в России, который бы не слышал и не знал имени м. Макария. Вот уже несколько поколений духовного юношества воспитывается у нас по руководству догматического богословия, составленному м. Макарием. Затем ни один русский ученый, занимавшийся или занимающийся в области православного богословия и русской церковной истории, – важнейших предметов в системе нашего богословского образования, не мог и не может обойтись без богословских и церковно-исторических трудов м. Макария. И сколько у нас явилось капитальных сочинений при пособии этих трудов м. Макария! Наконец, сколько ученых представителей не только духовной, но и светской науки получили уже и впредь будут получать возможность видеть свои труды в печати, или продолжать свою учено-литературную деятельность, благодаря тем пособиям и наградам, какие ежегодно выдаются из процентной суммы на капитал, пожертвованный м. Макарием в пользу русского просвещения! Таким образом, на представителях русской науки, которую так любил и о процветании которой так заботился м. Макарий, и в особенности на питомцах наших духовных академий, которые были особенно облагодетельствованы м. Макарием, еще с самого дня смерти последнего лежит нравственный долг дать русским людям описание жизни и деятельности того иерарха, которому так много и глубоко обязана русская наука и, в особенности, духовная.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

  О некоторых известных православных богословах периода рубежа веков Кто же стоит за русским богословием этого времени? Чьи имена и произведения следовало бы назвать в первую очередь? Строго говоря, необходимо было бы просмотреть все богословские дисциплины, потому что в каждой из них найдутся ученые, занимавшиеся новыми, по крайней мере для России, неизведанными еще научными вопросами. Я же ограничусь трудами историческими, поскольку именно на ниве истории создавались самые значительные труды. Родившийся в России, а позже преподававший в Соединенных Штатах православный богослов Георгий Флоровский (1893–1979), в своем труде «Пути русского богословия», именно поэтому совершенно справедливо назвал этот период истории русского богословия «исторической школой» . Вместе с тем, понятие «историческая школа» подразумевает собой и методическую переориентацию русского богословия в целом, – ту переориентацию, которая только и дала возможность для зарождения научной деятельности в самых разных областях, а впоследствии дала ей и почву для развития: в богословии стали применять историко-критические методы. Назовем лишь несколько имен: благодаря работам в области патристики стал известен петербургский богослов В.В. Болотов (1854–1900), тем более что его реплика о филиокве вызвала широкое одобрение; Е.Е. Голубинский (1834–1912), нашедший себе покровителя в области своих историко-критических работ в лице митрополита Московского Макария (Булгакова) (1816–1882): из-под пера ученого вышло обширное, хотя и едва ли критическое описание русской церковной истории (Голубинский написал «Историю русской Церкви», включившую в себя опровержение церковного «мифического» предания). После кончины митрополита Макария у Голубинского, однако, был конфликт со Св. Синодом, в результате чего ему пришлось перевестись из Московской Духовной Академии в московский университет. Эту участь он разделил с целым рядом других академических богословов, среди которых был и известный русский историк В.О. Ключевский (1841–1911), до своего перехода в московский университет служивший сначала в Московской Духовной Академии. И, наконец, назовем здесь еще Н.Н. Глубоковского (1863–1937), преподававшего в С.-Петербурге вообще-то Новый Завет, но известность получившего благодаря своим работам о Феодорите Кирском, а также благодаря своему произведению «Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии».

http://bogoslov.ru/article/1337758

  Ко времени Никона и до второй половины девятнадцатого века в исторической литературе господствовало весьма необоснованное мнение, что, переписывая богослужебные книги, древнерусские переписчики сделали немало ошибок и искажений текста, которые с течением времени стали неотъемлемой частью русского богослужебного обряда. Кроме того историки раскола совершенно ошибочно полагали, что в искажении церковных книг были виноваты не только древние переписчики раннего русского средневековья, но и те первые противники патриарха Никона, которые в конце 1640–ых и начале 1650–ых годов близко стояли к руководству церкви и книгопечатанию и поэтому будто бы смогли внести в печатные уставы того времени ошибки, сделанные в предыдущие века. В числе этих лиц, которых считали ответственными за внесение ошибок уже в русские печатные издания семнадцатого века, называли руководителей раннего сопротивления Никону, протопопов Ивана Неронова и Аввакума. По мнению этих исследователей из числа иерархии и миссионерских кругов, такие ошибки стали возможны ввиду отсутствия достаточного просвещения в средневековой Руси, бедности русской научной и церковной мысли того времени и, наконец, особого склада русского древнего православия, которое по их мнению придавало преувеличенное значение внешней набожности и обрядам. Даже такой известный и ученый историк русской церкви как митрополит Макарий Булгаков (1816–1882) придерживался этого мнения в изданном им в 1854 году капитальном труде об «Истории русского раскола старообрядчества».   Такую же позицию в объяснении религиозных причин раскола сначала занял и молодой казанский историк Аф. Прок. Щапов (1831–1876), который в своей магистерской диссертации «Русский раскол старообрядчества», защищенной им в 1858 году, называл движение сторонников старой веры «окаменевшим осколком древней Руси». Все же, несмотря на свой ранний традиционно–отрицательный взгляд на старообрядцев, Щапов внес уже и в этом труде нечто новое, пытаясь вскрыть социальные причины, толкнувшие в раскол широкие массы русского народа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

Важнейшее место в системе взаимосвязанных механизмов реализации Концепции отводится выработке и применению эффективных форм государственно-общественного управления, сетевого и межотраслевого взаимодействия, социального партнёрства как средства развития воспитания, осознаваемого и осуществляемого в качестве широкой общественной практики. 4.1. Программы воспитания Для реализации Концепции государственными федеральными органами управления образованием разрабатываются примерные программы воспитания, на основе которых образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Примерные программы воспитания определяют: 4.2. Технологии воспитания Ключевым отличием технологической стороны воспитания на современном этапе становится переход: Конкретные воспитательные технологии определяются образовательными организациями самостоятельно. Содержание человека II. Сущность воспитания человека 2.1. Практики воспитания человека 2.2. Пространство воспитания человека 2.3. Сферы воспитания человека III. Содержание воспитания человека 3.1. Опыт освоения содержания воспитания 3.2. Структура воспитательных результатов 3.3. Образ воспитывающего взрослого IV. Пути реализации Концепции 4.1. Программы воспитания 4.2. Технологии воспитания УДК 37.014.3 ББК 74.04(2Рос) К 35 При поддержке: Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова М.П., 1816–1882 гг.), г. Москва К 35 Концепция воспитания человека в Российской Федерации. Проект/Под ред. чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова. – М., 2022. 35 с. ISBN 978-5-906411-74-7 © Слободчиков В.И., Остапенко А.А., Черникова Т.В., Бурлакова И.И., Теплова А.Б., Хребтова А.И., Галиев С.С., Зверев С.Ю., Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н. , Зелинский К.В., 2022 Отпечатано в типографии Свято-Симеоновского Архиерейского подворья Екатеринбургской епархии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Здесь в концепции очень правильно говорится, что детей нужно учить обязанностям и ответственности, а не правам по отношению к родителям. У меня есть факты, которые пришли за одну неделю. Дети говорят своим родителям, что они в суд подадут на них.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/06/...

519 «Позвольте» – писал преосв. Анатолий Макарию 12 июня 1850 г. «прервать на минуту ваши занятия...». См. Прав. Обозр. 1888 г. т. 3 стр. 693. «Если есть между вашими учеными трудами минута свободы», – писал преосв. Иннокентий 22 октября 1816 г. – «то благоволите уделить ее нам». См. Церк. Вестн. 1883 г. 17–18. 525 А.П. Солнцев, о котором мы с сего времени будем часто упоминать, был женат на старшей сестре Макария – Анне. Он был сначала священником, а потом протоиереем в селе Сурков, родине Макария. Макарий и его зять А.П. Солнцев, были соединены узами самой искренней и глубокой родственной любви. А.П. Солнцев, как мы знаем, принимал живое участие в воспитании сироты М.П. Булгакова. 526 Из неизданного письма; это и все другие письма Макария к А.П. Солнцеву переданы нам сыном последнего прот. П. А. Солнцевым. 535 См. в воспоминаниях г Рыбакова в Прав. Обозр. 1883 г. т. 2 и у И. А Чистовича, СПБ-ская дух. Акад. за последние 30 лет СПБ. 1889 г. стр. 73. 540 См. брошюру: «Высокопреосвященнийший Макарий, митрополит Московский и Коломенский». М.1882 г. стр. 24. 543 См. арх. Спб-ской дух. Акад. по Внутр. Правл., за 1853 г. дело 65; ср. у И. Чистовича , История Спб-ской дух. Академии 1857 г. СПБ стр. 348. Мера, примятая преосв. Макарием в отношении бакалавра А Соколова, тем более замечательна, как лучшее свидетельство его глубокой справедливости, что бакалавр этот был определен раньше по рекомендации же самого преосв. Макария. 11 октября 1852 года преосв. Макарий входил в академическое Правление со следующей запиской: «По случаю открывшейся при Академии наставнической вакансии по смерти профессора Димитрия Вознесенского, я сносился с ректором Казанской духовной Академии архим. Парфением, прося его сообщить: нет ли между воспитанниками Казанской Академии, кончившими курс в нынешнем (1852) году, способного к занятию академической кафедры. Получив от него одобрительный отзыв об окончившем ныне курс воспитаннике А. Соколове, предлагаю академическому Правлению ходатайствовать пред высшим начальством о назначении Соколова в СПб-скую духовную Академию на открывшуюся должность наставника по церковному красноречию» (См. арх. СПб-ской дух. Акад. по Внутр. Правл. за 1852 г. дело 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). Портрет XIX века Макарий (Булгаков) ( 1816 - 1882 ), митрополит Московский и Коломенский В миру Булгаков Михаил Петрович. Родился 19 сентября 1816 г. в с. Суркове , Новоскольского уезда, Курской губернии в простой бедной, но вместе с тем благочестивой семье сельского священника. Семи лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми, поэтому детские годы Михаила проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но, несмотря на это, разумная и благочестивая мать его старалась дать своим детям образование. Учеба Первоначальное обучение Михаил проходил в домашней школе своего крестного отца, затем, когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в приходское Корочанское духовное училище . Проучившись здесь два года, он в 1827 г. был переведен в уездное Белгородское духовное училище при Курской духовной семинарии . В первые годы своего обучения и в приходском и в уездном училищах Михаил не отличался никакими особыми дарованиями, был очень болезненным, постоянно страдах золотухой, но в то же время отличался исключительным трудолюбием. Поворотным пунктом в развитии умственных способностей Михаила явился один исключительный случай, бывший с ним в годы учебы его в уездном училище. Нечаянно брошенный его товарищем камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние. В процессе лечения головы неожиданно исчезла постоянно мучившая его золотуха и появилось какое-то прояснение ума. Вскоре после этого случая Михаил стал одним из лучших воспитанников училища. В 1831 г. он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию . За 6 лет учебы в семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником " благородного и отлично ревностного поведения " (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии). В последние 2 года учебы в семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса.

http://drevo-info.ru/articles/6125.html

Торжества в честь 200-летия со дня рождения митрополита Макария (Булгакова) в Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии 7 октября 2016 г. 17:58 7 октября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжествах, посвященных 200-летию со дня рождения выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, замечательного ученого и общественного деятеля митрополита Макария (Булгакова), которые состоялись в Троице-Сергиевой лавре  и Московской духовной академии . В рамках торжеств Предстоятель Русской Церкви совершил литию у гробницы митрополита Макария в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, принял участие в церемонии гашения художественной почтовой марки «200 лет со дня рождения митрополита Макария (1816-1882), историка Церкви, богослова» и осмотрел экспозицию в здании Московской духовной академии, посвященную жизненному пути выдающегося иерарха. В большом конференц-зале МДА под председательством Святейшего Патриарха состоялось торжественное заседание , посвященное памяти митрополита Московского и Коломенского Макария. Фото: С. Власов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Торжества в честь 200-летия со дня рождения митрополита Макария (Булгакова) в Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии» Фотоальбом «Торжества в честь 200-летия со дня рождения митрополита Макария (Булгакова) в Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии» Фотоальбом «Торжества в честь 200-летия со дня рождения митрополита Макария (Булгакова) в Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии» Фотоальбом «Торжества в честь 200-летия со дня рождения митрополита Макария (Булгакова) в Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии» Фотоальбом «Торжества в честь 200-летия со дня рождения митрополита Макария (Булгакова) в Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии» Фотоальбом «Торжества в честь 200-летия со дня рождения митрополита Макария (Булгакова) в Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии»

http://patriarchia.ru/db/text/4632254.ht...

митрополит Макарий (Булгаков) (19.09.1816–9.06.1882) Догматическое богословие История Русской Православной Церкви История сект и расколов Русская патрология Слова и речи Аудиокниги митрополит Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский, доктор богословия, историк, ректор СПбДА. Автор многотомной «Истории Русской Церкви», действительный член Общества истории и древностей российских при Московском университете. Биография Ранний период жизни В миру Булгаков Михаил Петрович, родился в семье православного пастыря, в селе Сурково Курской губернии, 19 сентября 1816 года. Отец Михаила, священник Пётр, служил в сельском храме, среди прихожан слыл пастырем добрым и обязательным. Для многих крестьянских детей он был не только священником, но и крестным. Мать Михаила, Стефанида Григорьевна, женщина мягкая, но рассудительная, была дочерью священнослужителя, Григория Спасского. Она умела соизмерять свою жизнь с Божьим законом, много молилась, а постилась строже, чем предписывал церковный Устав. Дети Булгаковых с ранних лет воспитывались в духе веры и христианской любви. Михаил был третьим ребёнком в семье (всего их было шесть). Родился он слабым, в детстве много болел (в основном золотухой). Глава семейства, священник Пётр, ушел из жизни рано (Михаилу в ту пору было 7 лет, старшей дочери Стефаниды Григорьевны — 10, а младшей — 3 года). Бремя заботы о детях целиком легло на плечи вдовы. Жили трудно, скорее выживали, средств не хватало, но в отчаяние не впадали, уповали на Бога. В 1823 году мать отправила Михаила к священнику и крестному, Павлу Никитскому. Он служил в нескольких верстах от их села, руководил домашней школой. Здесь Михаил обучился грамоте, получил нравственный закал. Два года спустя мать отвезла его в Корочу и определила в приходское духовное училище. Образование давалось Михаилу с трудом: слабость здоровья сказывалась и в трудности сконцентрироваться на учебном материале, и в притуплении памяти. Однако, благодаря усердию и настойчивости он всё же добился желанных успехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

протоиерей Герасим Шорец Скачать epub pdf (на литовской кафедре – 1868–1879) «Павел насади, Аполлос напои, Бог же возрасти» ( 1Кор. 3:6 ). После разделения (1448) Русской Митрополии на Московскую и Киево-Литовскую, находившуюся в пределах Литовско-Польского государства, митрополиты последней утвердили свою кафедру в столице Литвы, гор. Вильне. В 1596 г. Киево-Литовская митрополия отпала в унию. Нынешняя Литовская епархия, с кафедрой в г. Вильне, учреждена в 1839 г. приснопамятным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом Семашко , виновником возсоединения с Православной Церковью 1½ миллиона униатов и католиков Литвы и Белоруссии. После 35-летнего управления епархией митрополит Иосиф скончался 23 ноября 1868 г. Преемником его, 10 декабря того же года, был назначен архиепископ Харьковский Макарий Булгаков , впоследствии митрополит Московский, знаменитый ученый, богослов и историк, автор 12-томной Истории Русской Церкви и 5-томного Догматического богословия, на которых воспитывались многия поколения русского духовенства. Служебный стаж архиеп. Макария: епископ Винницкий, викарий Подольской епархии 1851–1857 г.г.; епископ Тамбовский – 1857–1859 г.г.; епископ Харьковский – 1859–1868 г.г.; в сан архиепископа возведен в 1862 г.; архиепископ Литовский – 1868–1879г.г.; митрополит Московский – 1879–1882 г.г.. Почетный член Московского и Харьковского университетов. Ординарный акаде мик Императорской Академии Наук. Его труды, кроме упомянутых Русской Церковной Истории и Догматичского богословия: Введение в курс догматического богословия, История русского раскола старообрядчества, История Киевской Духовной Академии. Родился в 1816 г., скончался в 1882 г. Погребен в Троице-Сергиевой лавре. Читатель должен иметь в виду, что территория Литовской епархии, населенная народом русским (белорусской ветви) и православным, в течение многих веков входила в состав Литовско-Польского государства – Речи Посполитой. Здесь в 1596 г., в гор. Бресте, родилась церковная уния, которая распространялась и насаждалась мерами правительственного воздействия. Подавляющее большинство русского населения вынуждено было принять унию и в течение нескольких веков с нею сроднилось, окатоличилось и ополячилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 19.09.1816, с. Сурково Новооскольского у. Курской губ. (ныне Шебекинский р-н Белгородской обл.) - 9.06.1882, Москва), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов. Род. в бедной семье сельского свящ. Петра Булгакова. В детстве часто болел. В возрасте 7 лет лишился отца. Мать Стефанида Григорьевна, дочь священника, осталась вдовой с 6 малолетними детьми. Первоначально обучался в домашней школе своего крестного отца свящ. Павла Никитского (в 7 верстах от дома), в возрасте 9 лет был определен в приходское Корочанское ДУ. В 1827 г. переведен в уездное Белгородское ДУ, которое окончил в 1831 г. В 1837 г. окончил Курскую ДС, в 1841 г.- КДА. В первые годы обучения в приходском и в уездном уч-щах Булгаков не отличался особыми дарованиями, был очень болезненным. Поворотным пунктом стал случай, происшедший в уч-ще ( Титов. 1895. Т. 1. С. 19). Когда его сверстники играли на дворе, Михаил уходил с учебником за поленницу. Однажды нечаянно брошенный камень рассек ему голову. В процессе лечения неожиданно исчезли физические боли и произошло «прояснение ума». Вскоре после этого случая Булгаков стал одним из лучших воспитанников училища. За 6 лет учебы в семинарии Булгаков проявил себя даровитым учеником и в течение последних 2 лет обучения сам читал лекции студентам низшего отд-ния семинарии. Ректор Курской ДС архим. Елпидифор (Бенедиктов) особенно благоволил к нему. Благодаря преподавателю рус. языка Д. С. Любицкому буд. митрополит выработал ясный лит. стиль, на к-рый обращали внимание все рецензенты и критики его богословских и исторических трудов. В КДА особое влияние на Булгакова оказали ректор архим. св. Иннокентий (Борисов) , проф. Я. К. Амфитеатров , а также проф. архим. Димитрий (Муретов) , читавший курс догматического богословия. Впосл. М. многократно обвиняли в заимствованиях из лекций архим. Димитрия, киевские профессора М. Н. Скабалланович и М. Ф. Ястребов активно защищали М. ( Ястребов. 1887; Скабалланович. 1911).

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010