Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание В 1907 г. было учреждено Ейское викариатство , 30 сент. 1916 г. указом Синода Ейский епископ был наделен особыми полномочиями и получил 12 окт. титул «Кубанский и Екатеринодарский». На Ставропольском Соборе 19-24 мая 1919 г. было принято решение образовать Черноморскую и Новороссийскую епархию, выделив ее из состава Сухумской. 18 июня 1919 г. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России учредило Кубанскую и Екатеринодарскую епархию. В 1922-1933 гг. епархия имела название «Кубанская и Черноморская», в 1933-1995 гг.- «Краснодарская и Кубанская», в 1995-2001 гг.- «Краснодарская и Новороссийская», с 2001 г.- «Екатеринодарская и Кубанская». По решению Синода от 12 марта 2013 г. из состава Екатеринодарской и Кубанской епархии выделены Армавирская и Лабинская, Ейская и Тимашевская, Новороссийская и Геленджикская, Тихорецкая и Кореновская епархии. Все 5 епархий вошли в состав вновь учрежденной К. м. Главой митрополии стал еп. Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко), являющийся также временно управляющим Армавирской и Тихорецкой епархиями. Епископом Новороссийским и Геленджикским был избран насельник Троице-Сергиевой лавры игум. Феогност (Дмитриев; 14 апр. 2013), епископом Ейским и Тимашевским - викарий Екатеринодарской епархии еп. Герман (Камалов; хиротонисан 1 мая 2011 как викарный епископ Ейский, назначен епископом Ейским и Тимашевским 12 марта 2013). Решением Синода от 25-26 дек. 2013 г. епископом Тихорецким и Кореновским избран благочинный Тихорецкого церковного окр. Екатеринодарской епархии игум. Стефан (Кавтарашвили; хиротонисан 25 февр. 2014). 19 марта 2014 г. епископом Армавирским и Лабинским избран член епархиального совета Тихвинской епархии игум. Игнатий (Бузин; хиротонисан 13 апр. 2014). 28 дек. 2018 г. по решениею Синода в административных границах города Сочи и Туапсинского района Краснодарского края путем выделения из Екатеринодарской епархии была образована Сочинская и Туапсинская епархия. Епископом Сочинским тем же решением назначен епископ Герман (Камалов) с освобождением от управления Ейской епархией. На Ейскую кафедру получил назначение епископ Колыванский, викарий Новосибирской епархией Павел (Григорьев) .

http://pravenc.ru/text/2462169.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЭКЗАРХ [болг. Йоан Екзарх] (нач. 2-й пол. IX - 1-я треть X в.), высший иерарх Болгарской Православной Церкви, писатель и переводчик эпохи болг. царя Симеона. Жизнь Об И. Э. не сохранилось упоминаний в исторических источниках, хотя он был одной из центральных фигур в болг. церковной иерархии. Его имя встречается в названиях ряда произведений, из содержания к-рых удается почерпнуть скудные сведения о его жизни и деятельности. В предисловии («Прологе») к «Богословию» он сообщает, что слышал о том, что св. равноап. Мефодий († 885) перевел канонические книги Библии. Э. Георгиев считал, что И. Э. говорит здесь о Мефодии как о живом и потому, вероятно, знал лично и св. равноап. Кирилла († 869). Хотя, несмотря на значение и широкое распространение произведений И. Э., он не вошел в число св. седмочисленников (Кирилла, Мефодия и их 5 ближайших учеников), исследователи не сомневаются, что если он и не был прямым учеником равноапостольных братьев, то непременно являлся их ближайшим последователем (см.: Икономова. 1995. С. 170; Трендафилов. 2001. С. 18-21). В «Прологе» И. Э. сообщает, что сделал перевод «Богословия» по совету мон. Докса († нач. Х в.), брата болг. царя Бориса. На основании упоминаний в неск. произведениях Симеона (с 893 болг. князь, с 913 по 927 царь) и эмоционального описания великолепия болг. столицы, а также описания князей и бояр в начале Слова 6 «Шестоднева» предполагают, что И. Э. был близок к княжескому (позднее к царскому) двору. Как считают исследователи, свободно овладеть греч. языком и получить великолепное образование И. Э. мог только в К-поле, в Магнаврской школе или в Студийском монастыре , при условии своей принадлежности к аристократическому роду ( Панарет. 1914. С. 6-7; Йонова. 1992. С. 204; Икономова. 1995. С. 169; Трендафилов. 2001. С. 19), но есть версии о его обучении в болг. провинциальной школе ( Leskien. 1904. S. 2-3; Трифонов. 1929. С. 172-174).

http://pravenc.ru/text/471567.html

Мониторинг СМИ Архиепископ Иларион (Алфеев): " Позитивная программа Церкви - это спасение людей " 03.06.2009 16:08 В свете кадровых перестановок в Русской Православной Церкви в центре внимания СМИ оказался новый председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион . В светской прессе говорят о его «стремительной церковной карьере», называют «молодым (он чуть старше сорока лет) перспективным епископом» и «восходящей звездой русской Церкви». Однако о том, как сам владыка Иларион относится к этому назначению, известно по-прежнему мало. Насколько уместно называть служение «церковной карьерой»? Чем жизнь «обычного» епископа отличается от жизни постоянного члена Священного Синода? Что ждет архиепископа Илариона на посту председателя ОВЦС? На эти и другие вопросы владыка ответил в интервью «Фоме». Архиепископ Иларион (Алфеев) родился 24 июля 1966 года в Москве. В 1984 году поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории, но в 1987 году по собственному желанию оставил обучение и стал послушником в Виленском Свято-Духовом монастыре. В том же году рукоположен во иеромонаха. В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную семинарию, в 1991 году — Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, а в 1993 году — аспирантуру МДА. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. С 1995 года работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 года вступил в должность секретаря по межхристианским связям. В 2002 году рукоположен во епископа. В 2003 году назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархиями. В 2009 году решением Священного Синода назначен Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода с титулом епископ Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси и возведен в сан архиепископа. Автор более 600 публикаций по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Москва. Церковь Сергия и Германа Валаамских. Карта и ближайшие объекты Основан в 1901 г.на верхнем этаже здания подворья Валаамского Преображенского монастыря, построеного в 1900-03 гг. арх. А.Н. Рооп, на земле, пожертвованной С.С. Прусаковым, с главным престолом во имя препп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Двухсветовой храм вмещал до 1 тыс. прихожан. На первом этаже в 1900 г. основана часовня препп. Сергия и Германа Валаамских. Нижний этаж был облицован валаамским гранитом, стены  из разноцветного валаамского мрамора. Пол — плиточный. Архитектура подворья в русско-византийском стиле. Святыни - список с чудотворной Валаамской иконы Божией Матери, икона св. благ. кн. Александра Невского с частицей мощей. В 1922 г. власти изъяли из храма св. 5 пудов серебряных церковных украшений и утвари. Закрыт в 1926 г. Разграблен. Сломана колокольня (на углу здания). В здании подворья находилась районная поликлиника (во время Великой Отечественной войны — госпиталь). В подворье - швейная мастерская, воскресная школа, библиотека. В 1993 г. здание возвращено РПЦ в аварийном состоянии. В начале 1995 г. для оказания помощи Научно-исследовательскому институту нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко на подворье образовано сестричество во имя Казанской иконы Божией Матери. К подворью с 1995 г. приписан домовый храм свт. Николая Чудотворца при Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. Александра Невского, благоверного князя, на подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря церковь (2-я Тверская-Ямская улица, дом 52). 27 июля 1900 г. настоятель Валаамского Спасо-Преображенского монастыря игумен Гавриил с братией совершил закладку монастырского подворья. Четырехэтажное здание было построено на углу 2-й Тверской-Ямской улицы и переулка Александра Невского, ведущего к Миусской площади. Автором проекта был архитектор А.Н. Рооп. Здание было облицовано валаамским гранитом. В нем на верхнем этаже была устроена церковь во имя валаамских чудотворцев Сергия и Германа, небесных покровителей монахов (освящена 18 октября 1901 г.). В честь этих же святых 8 октября 1900 г. освятили часовню на первом этаже подворья. Помещение часовни находилось в углу здания, вход в нее был украшен тремя арками с луковичными главками на стене, сохранившимися до наших дней. На крыше здания над часовней была поставлена небольшая звонница. В 1901 г. освятили придел Иерусалимской Божией Матери. Храм Валаамского подворья был весьма обширным и мог вмещать до 1000 молящихся.

http://sobory.ru/article/?object=09505

Николаевский. Никольский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский женский монастырь, открытый в 1995 году на базе бывшего пионерского лагеря и Никольского храма в селе Николаевское и включающий: 1. Храм в честь Святителя Николая (Никольский храм) 1860 года 2. Домовой храм в честь Иверской иконы Божией Матери 1995 года. 3. Храм в честь сщмч. Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского в г.Чернушка, открытый в 1999 году в приспособленном здании бывшего кинотеатра «Луч» (построенного в 50-е годы ХХ века); 4. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в д. Зверево (храм с 1945 года, часовня с 1886 по 1928 годы); 5. Храм-часовня в честь Рождества Христова в с. Рябки (с 2002 года); 6. Часовня в честь Рождества Христова в д. Атняшка (с 2005 года, построена на месте сгоревшего в 1992 году деревянной церкви); 7. Часовня в честь Рождества Иоанна Предтечи в с. Есаул; 8. Часовня в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в с. Тюй. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Чернушинский район. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Краткая история Свято – Никольского женского монастыря. В конце XVIII века на месте будущего Николаевского храма существовала небольшая деревня Панова, насчитывавшая до 100 душ мужского пола. Удачное местоположение, близость речки Танып (в прошлом – судоходной) привлекли внимание помещика Елисея Леонтьевича Чадина, владельца крепостных крестьян, проживавших в этих местах. Здесь он и решил устроить себе резиденцию. С целью расширения своих владений, Чадин выкупает землю в 4-х верстах вниз по течению реки Танып, близ речки Ямашки. Крестьяне переселяются на вновь приобретённые земли, а на месте бывшей деревни Панова строится винокуренный завод, помещичий дом и заводская слобода. Таким образом появился в начале XIX века Николаевский завод. В течение века менялись владельцы Николаевских земель. В 1848 году умирает помещик Ф. Д. Суворов и Николаевское имение в 1851 году было куплено у вдовы бывшего владельца Павлом Дмитриевичем Дягилевым, известным заводчиком и меценатом тех времён, дедом известного импресарио Сергея Дягилева.

http://sobory.ru/article/?object=16153

Новое. Никольский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1995. Адрес: 601807, Владимирская область, Юрьев-Польский район, п/о Хвойный, с. Новое Координаты: 56.5567, 39.5178 Проезд:Северо-западный выезд из райцентра Юрьев-Польский по указателям " Горки " . Через 10км в пос. Хвойный указатель и правый поворот на север, 3км до с. Новое. Асфальтированная дорога. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Подворья: Спиридона Тримифунтского в селе Горки храм-подворье Приписные приходские и бесприходные церкви: Троицы Живоначальной в Афинеево Николая Чудотворца в урочище Краски Карта и ближайшие объекты 28.09.1995 получила статус женского м. существовавшая поначалу тайно женская монашеская община, образованная старцем схиархимандритом Гедеоном (Абрамовым, ум. 1994). Он был настоятелем (1963-94) приходского храма в с. Новом Юрьв-Польского р-на, где и был образован м. Храм свт. Николая известен c XVII в. На месте старого, деревянного храма в 1826 был возведен существующий поныне новый, каменный. В ХХ в. храм не закрывался. В обители - пять чудотворных икон Божией Матери, к-рые были перенесены в храм с. Новое после закрытия окрестных храмов. Из книги " Монастыри России " " Свято-Никольский женский монастырь Село Новое расположено при р. Селекше, в 12 км от Юрьева-Польского. В документах XIII в. оно значится государевой дворцовой вотчиной, в конце XVII в. пожаловано братьям, боярину Петру и окольничему Василию Абрамовичам Лопухиным. Пётр Абрамович Меньшой (ум. 1698) начал службу в 1658 г. стольником, потом он стрелецкий полковник. С 1678 по 1680 г. – начальник Рейтарского приказа. С 1688 г. – окольничий, ведает Ямским приказом, потом приказом Каменных дел. С 1690 г. боярин, начальник приказа Большого дворца и дворцового Судного приказа. В 1698 г. царю Петру была подана челобитная от священников Архангельского собора Московского Кремля с прошением защиты от боярина Петра Лопухина, чей управляющий «убивает до сметри её (Архангельской церкви) крестьян, а суда на него нет». Пётр Абрамович был подвергнут пытке, при которой скончался. Василий Абрамович (1646-1698) начал службу в 1668 г. стряпчим, в 1676 г. пожалован в стольники. Во время стрелецкого бунта (1682) он стрелецкий полковник «за верную службу в Москве безотлучно» пожалован поместьями. В 1689 г. – окольничий, глава приказа Казанского дворца, с 1691 г. боярин. В 1697 г. после открытия заговора Соковнина подозрение пало на родственников царицы Евдокии (перой жены Петра I), обвинение не было доказано, но многие Лопухины высланы из Москвы на воеводства.

http://sobory.ru/article/?object=00204

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Честной Пояс Богородицы. Чудеса нашего времени Честной Пояс Богородицы. Чудеса нашего времени   Честной Пояс Богородицы, разделенный на сегодняшний день на три части, является единственной реликвией или святыней, которая сохранилась от Ее земной жизни и хранится в Священной Великой Обители Ватопед. Приведенные ниже истории записаны в Ватопеде в особенной книге, истории Пояса. Мы на портале Святой Горы Афон высылали пояски. Многие чудеса, которые происходили в России, описывали наши читатели в комментариях в разделе: О Проекте .         Чудеса нового времени Чудеса, перечисленные здесь, свершились с 1992 по 2007 г. и взяты выборочно из монастырского архива. 1. Сложно было обрести детей. Отец Феотим, уроженец Конго, учился на богословском факультете в одном из университетов Греции. У него были проблемы с деторождением, чего сильно желал, и попросил поясок Честного Пояса. О результатах пишет он сам. 3–12-1995 Мефонис, 23. Афины «Мы всегда должны славить имя Богочеловека Христа и почитать имя Пресвятой Госпожи Богородицы, матери всего мира. Мы получили Святой Пояс в марте 1992 года. В мае 1992 года моя супруга забеременела и при помощи кесарева сечения родила мальчика весом 2900. Мы крестили его в честь Матери Господа и нарекли его Мариос. Врачи подтвердили, что нам было почти невозможно завести детей. В апреле 1995 года супруга моя была на восьмом месяце беременности, и у нее возникли проблемы. Надо было делать кесарево сечение, чтобы ребенок родился живым, хоть и ранее срока. Супруга моя надела поясок Святого Пояса на два дня перед операцией. Ребенок, девочка, весившая до этого 1400 г, родилась в два раза больше по весу». Отец Феотим и Эвангелия Цала 2. Настал желанный миг. Афины «Я хочу рассказать вам о чуде, которое произошло с моей супругой, когда она носила поясок Святого Пояса, который передал мне священник вашей Обители в августе 1992 года во время моего посещения Афона. Но прежде чем я поведаю об этом, я хочу рассказать вам о другом чуде, которое произошло с нами обоими и в корне изменило нашу жизнь. Мы жили чисто мирскою жизнью, погруженные в грехах и во лжи, которые щедро подаются светской жизнью. Мы шли по пути, ведущему нас, как казалось, к благополучию и радости, но, по сути, этот путь растлевал наши души и вел нас к смерти нашей бессмертной души.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2879

О нашем поражении Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 От редакции . Сегодня было бы весьма затруднительным найти — по крайней мере в определенных церковных кругах — столь же “модную”, столь же “популярную” тему, как тема конца света. Книги в духе объемного и роскошно изданного сборника с поистине грозным названием “Россия перед Вторым Пришествием” постепенно заполоняют прилавки книжных магазинов, торгующих литературой, так или иначе посвященной религиозной проблематике. На первый взгляд, подобный интерес, возможно, напоминает нам ту первохристианскую обращенность к проблемам эсхатологии, что превалировала в церковном сознании в течение двух веков после исторического факта Боговоплощения. Чаяние Парусии — Второго пришествия Спасителя в мир и наступления Его Судного дня — явилось, по сути, одним из наиболее значимых мотивов в раннехристианской письменности. Эсхатологические ожидания, характерные для древнейшего периода бытия Новозаветной Церкви, выраженные словами библейского Откровения св. Иоанна Богослова: “Ей, гряди, Господи Иисусе!” (Откр 22:20) — сделались настоящим знаменем первых христианских мучеников и епископов, мужей апостольских и апологетов. Однако нынешние эсхатологические чаяния в среде современных “алармистов” оказываются совершенно отличными от образа первохристианского ожидания Парусии. В I—II вв. по Р. Х. верующие уповали прежде всего на Второе Пришествие Христа. Нынешние же “апокалиптики” с нетерпением и даже несколько нездоровым интересом ждут в первую очередь появления в мире — пусть и ненавидимого ими! — антихриста, с увлечением отыскивая и подмечая вокруг себя все более и более зримые признаки его приближения. Наряду с этим в современном христианстве присутствует и иная, но столь же неприемлемая крайность, отражающая собой в корне ошибочный взгляд на перспективы земной истории, провозглашающая реальную возможность бесконечного и непрерывного дальнейшего существования нашего мира в его теперешнем состоянии, в его вековечной непреходящести и неизменности. Забывая об обещанном нам Самим Спасителем грядущем страшном и грозном Судном дне, такие неумеренные оптимисты твердо верят в возможность построения вполне материального “Царства Божия” на земле, в условиях сегодняшней земной реальности — иначе говоря, поврежденной грехом, мучающейся по человеческой вине тварной природы. Для них слова Апокалипсиса — и о Парусии и об антихристе — в равной мере малозначащи и легковесны, поскольку их расчеты явно не согласуются с перспективой очистительного и всепоглощающего пламени Судного дня. Подменяя христианское понятие о Богочеловеке собственным горделивым упованием на самостоятельное и, по сути, антихристианское стяжание “человекобожия”, они увлеченно заняты возведением современной Вавилонской башни — нового и счастливого мира “свободы, равенства и братства”.

http://pravmir.ru/o-nashem-porazhenii/

О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 3 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 Перепечатано из: “Труды V съезда русских академических организаций”. ч. 1, София, 1932, сс. 485—500. Автор принял священнический сан в 1932 г. Протоиерей Георгий Флоровский (1893—1979) — выдающийся православный богослов, внесший неоценимый вклад в становление богословских школ Свято-Сергиевского института в Париже и Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке. — Ред. I. Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Констанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: “теперь называемая София” (II, 43). Во всяком случае во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел (1 Кор I:24). В IV в. много говорили и спорили о Божественной Премудрости, в особенности в связи с знаменитым стихом Притч 8:22 “созда мя в начало путей своих…” Это была основная экзегетическая тема в спорах православных и ариан; и обе спорящие стороны были согласны, что Божественная Премудрость, о которой говорится в библейской книге, есть Сын Божий. Такова была богословская традиция. Еще Ориген резко подчеркивал, что только имя Премудрости есть первичное и собственное имя Сына (см. Comm. in Iohann. I. 22). В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом и Премудростью и Силой… Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV в. храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям… У Юстиниана не было поводов изменять посвящение, когда вместо сгоревшего старого храма он воздвиг новый. В его время, во время напряженных христологических споров, опять-таки всего уместнее было посвятить “великую церковь” именно Христу, Премудрости и Слову.

http://pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-pre...

Очерки жизни православного народа в годы гонений Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 6, 1995 22 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 6, 1995 (Воспоминания и размышления) Семьдесят лет, прошедших с октября 1917 г., принято описывать в мрачных, темных тонах. С церковно-исторических позиций они заслуживают другой оценки: это была славная, героическая эпоха в истории русского Православия. Церковь выдержала жесточайшие гонения, сохранила чистоту веры, укрепилась сонмом мучеников. Если причислить к сонму святых всех ее новомучеников, то в Русской православной Церкви будет святых больше, чем во всех остальных поместных Церквах вместе взятых, — вот в чем сущность и содержание истории Православия в России в XX веке. Но Церковь не только страдала. Она в сложнейших, небывалых в истории трудных обстоятельствах проповедовала, учила, готовила кадры духовенства, занималась апологетикой. Это все делали, конечно, скрытно, стараясь не оставлять каких-либо следов для органов государственного сыска. В немногих оставшихся открытыми храмах продолжалось богослужение, совершались таинства. К сожалению, новые поколения, включая и большинство современного духовенства и даже епископата, очень плохо представляют себе жизнь православного народа в революционные, послереволюционные и даже в послевоенные годы. В своих записках я пытаюсь наметить лишь эскиз общей картины жизни православного народа — членов Русской Православной Соборной и Апостольской Церкви в послереволюционные годы, особенно в последнее предвоенное десятилетие и, может быть, в первые послевоенные годы. Свидетельские показания и размышления частных лиц всегда страдают отрывочностью и повторениями. Автор чувст-вует эти недостатки, присущие его скромному труду, и просит терпеливого читателя считаться с особенностями жанра. Гонения на Церковь после 1917 г. — не случайный эпизод в ее истории, произошедший по вине неожиданно пришедших к власти большевиков, Ленина и его соратников. Они — закономерный итог истории Российской империи. Нельзя эпоху гонений XX в. противопоставлять предыдущим десятилетиям и столетиям.

http://pravmir.ru/ocherki-zhizni-pravosl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010