Источники и литература Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Geschichte (860–1980). Gottingen, 1988. Fireside Harvey. Icon and Svastika: The Russian Orthodox Church under Nazi- and Soviet Control. Cambridge, 1971. Fletcher, William C. A study in survival. The Church in Russia. 1927–1943. London, 1963. Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1943. Koln-Braunsfeld, 1933. Johannes Chrysostomos. Kirchengeschichte Russlands der neuesten Zeit. 1.–3. Bd. Munchen-Salzburg, 1963–1968. Manuil (Lemesevskij).Die russischen orthodoxen Bischofevon 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie. Bis zur Gegenwart erganzt von C. Patock, 1.–4. Bd. Erlangen, 1979–1986. Rossler R. Kirche und Revolution in Russland. Patriarch Tichon und der Sowjetstaat. Wien-Koln-Graz, 1969. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998. М., 1999. Алексий II, Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов города Москвы на епархиальном собрании 21 декабря 1995 г. М., 1996. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 г. М., 1995. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1994. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. М., 1995. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 1–2. М., 1993. Валентинов А. Черная книга. (Штурм небес.) Сборник документальных данных. Париж, 1925.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

К.А. Максимович Литература Алмазов I–III – Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Опыт внешней истории. Исследование преимущественно по рукописям. Т. I–III. Одесса, 1894 [репринт: М., 1995]. Баранкова 1998 – Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. Ранняя русская редакция. Изд. подг. Г. С. Баранкова. М., 1998. Баранов 2003 – Баранов В. А. Формирование определительных категорий в истории русского языка. Казань, 2003. Барт 1975 – Барт Р. Основы семиологии (сокр. пер. с франц. Г. К. Косикова)//Структурализм: за и против. М., 1975. С. 114–163. БД I–X – Българска диалектология. Проучвания и материали. Т. I–X. София, 1962–1981. Бенвенист 1995 – Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. I. Хозяйство, семья, общество. II. Власть, право, религия. Пер. с франц. Под ред. акад. Ю. С. Степанова. М., 1995. Бенешевич 1907 – Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Т. I. Вып. 1–3. СПб., 1906–1907 [репринт: Leipzig, 1974]. Бенешевич 1987 – Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Т. II. Подготовлен к изданию и снабжен дополнениями Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым и Я. Н. Щаповым. София, 1987. БЕР – Георгиев В., Гълъбов И., Заимов Й., Илчев Ст. Български етимологичен речник. Т. I–V– . А–С– . София, 1971–1996–. Бубнов, Лихачева, Покровская 1976 – Бубнов Н. Ю., Лихачева О. П., Покровская В. Ф. Пергаменные рукописи Библиотеки Академии Наук СССР. Описание русских и славянских рукописей XI–XVI веков. Л., 1976. Буслаев 1861 – Буслаев Ф. Историческая христоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861 [переизд.: м., 2004]. Вашица 1963 – Вашица Й. Кирилло-мефодиевские юридические памятники//Вопросы славянского языкознания. Вып. 7. М., 1963. С. 12–33. Голубинский 1880 – Голубинский Е. История русской Церкви. Т. I. Период первый. Киевский или домонгольский. Первая половина тома. М., 1880. Горский, Невоструев 1859 – Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. II. Писания святых отцев. Ч. 2. Писания догматическия и духовно-нравственныя. М., 1859.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Курск. Церковь Воскресения Христова (Воскресенско-Ильинская). Воскресенско-Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Воскресенский собор был построен в 1768 году на месте деревянной церкви. До 1833 года он был главным храмом города. В 1926 году собор был закрыт, в здании был размещён губернский архив. После войны была снесена колокольня, на ее месте построено здание Дома книги. В 1995 году собор снова открыт как Воскресенско-Ильинский храм. На здании висит мемориальная табличка о том, это в этой церкви крестился Прохор Мошнин — будущий преподобный Серафим Саровский. На месте Ильинской церкви в XVII вв. находился Божедомский монастырь, упоминаемый в писцовых книгах 1631 г. С 1788 г. церковь выполняла роль городского собора. В этой церкви в 1758 г. был крещен прп. Серафим Саровский, тут же венчались его родители. Кирпичная Воскресенско-Ильинская церковь построена в 1768 г. вместо древней деревянной, пришедшей в ветхость. Здание типа восьмерик на четверике с боковыми приделами, трапезной и шатровой колокольней, второй престол Воскресенский. В 1926 г. церковь закрыли, после чего вплоть до 1995 г. здание использовалось под архивные учреждения. В 1951 г. сломана колокольня, к церкви пристроен Дом книги. В 1995 г. храм передан епархии, отремонтирован. http://culttourism.ru/kurskaya/ История возникновения этого храма восходит к далеким событиям конца XVI - начала XVII веков, к Божедомскому Ильинскому мужскому монастырю. В то время здесь располагалось особое заведение, известное как " убогий дом " . Здесь находили последний приют лица, которые по канонам тех лет не могли быть похоронены на кладбище, а именно – безродные и не имевшие крова, " убогие " , внезапно застигнутые смертью в дороге, нищие, люди, умершие во время мора. Иногда при " убогих домах " основывались монастыри, именовавшиеся " убожедомскими " или " божедомскими " . Основан монастырь был неким Корнелием (Корнилом) Брагиным. Располагался в центре Курска «на посаде ... за старым большим острогом по Московской дороге». В 1619 г. нищелюбивый Брагин «дал вклад по записи» в тогдашнюю Рождество-Богородицкую церковь Курского мужского монастыря, основав, таким образом, Божедомский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=03551

Лауреатами Патриаршей литературной премии стали Алексей Варламов, Станислав Куняев и Юрий Лощиц 22 мая, 2013. Новостная служба Об этом специальный корреспондент Правмира сообщает из зала церковных соборов Храма Христа Спасителя, где проходит торжественная церемония избрания и награждения. 22 мая. ПРАВМИР. Лауреатами Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стали  Алексей Варламов , Станислав Куняев и Юрий Лощиц. Об этом специальный корреспондент Правмира сообщает из зала церковных соборов Храма Христа Спасителя, где проходит  торжественная церемония избрания и награждения. Напомним, что в короткий список 2013 года входило девять литераторов . Справки о победителях Варламов Алексей Николаевич Русский писатель, филолог, исследователь истории русской литературы XX века. Родился в 1963 году в Москве. Окончил филологический факультет Московского государственного университета (1985). Защитил кандидатскую и докторскую диссертации (диссертация «Жизнь как творчество в дневнике и художественной прозе Пришвина»). Доктор филологических наук, профессор МГУ, преподаёт русскую литературу начала XX века и одновременно ведёт творческий семинар в Литературном институте им. Горького. Член Союза российских писателей (с 1993). Был членом общественного совета «Литературной газеты» (до 1997), редакционного совета ежемесячника «Накануне» (1995). Член редакционных коллегий журналов«Литературная учеба», «Октябрь», «Роман-газета» (с 1998). Читал лекции о русской литературе в университетах Европы и США. Визитинг-профессор университета Айовы (США, 1998). Дебютировал как прозаик рассказом «Тараканы» в журнале «Октябрь» (1987, 12). Первая книга «Дом в Остожье» вышла в 1990 году. Известность автору принесли роман«Лох» (журнал «Октябрь», 1995) и повесть «Рождение» (журнал «Новый Мир», 1995), которая победила в конкурсе «Антибукер». Роман «Одиннадцатое сентября» вызвал неоднозначные оценки критики (он вышел в журнале «Москва» в 2003 году). Автор ряда публицистических и литературоведческих статей. Член жюри литературной премии «Ясная Поляна».

http://pravmir.ru/laureatami-patriarshej...

Литература Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1. Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете//Альфа и Омега. М., 1994, 2. Андрей Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Репринт по изд. М., 1901. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. 3. Афанасий Великий, свт. Синопсис//Христианское Чтение. 1841, 24 4. Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 4. М., 1994. 5. Афанасий (Сахаров), еп., Ковровский, свт. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. Спб.: Сатис, 1995 6. Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975. 7. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 8. Василий Великий, свт. Творения. Репринт по изд. «Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари Каппадокийския». М., 1845 – 1891. М., 1991 – 1993. Ч. 1. М., 1991. Ч. 2. М., 1993. Ч. 4. М., 1993. 9. Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский). Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. 10. Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 11. Григорий Нисский, свт. Изъяснение Песни песней Соломона. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999. 12. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. 13. Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 14. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995. 15. Григорий Нисский, свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. 16. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 3. М., 1997. 17. Ефрем Сирин, преп. Творения. М.: Изд. «Отчий дом», 1995. 18. Заведеев П. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). Священное Писание Ветхого Завета. 1908. 19. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь: «Таврия», 2002. 20. Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия (святоотеческий курс врачевания души). СТСЛ, 2004.

http://sedmitza.ru/lib/text/431663/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в марте 1682 г. В 1682-1731 гг. Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. Архангельская и Мурманская. В к. 1995 из состава Архангельской епархии выделены Мурманская и Сыктывкарская епархии. С 1995 г. Архангельская епархия имеет наименование - А. и Х. е. До дек. 2011 г. территория - в границах Архангельской области и Ненецкого АО, кафедральный город - Архангельск, кафедральный собор - во имя пророка Илии. Епархия делилась на 4 благочиннических округа: Северо-Архангельский (Приморский, Лешуконский, Пинежский, Виноградовский р-ны Архангельской обл., Ненецкий АО), Котласский (Котласский, Вилегодский, Ленский, Красноборский, Верхнетоемский р-ны), Вельский (Вельский, Коношский, Устьянский, Шенкурский, Няндомский р-ны) и Плесецкий (Плесецкий, Каргопольский р-ны). Правящий архиерей - митр. Даниил (Доровских) . К 1 февр. 2001 г. в А. и Х. е. существовало 93 прихода (27 городских, 66 сельских), 52 храма, 4 мон-ря (3 муж., 1 жен.), в клире епархии состояли 80 священников и 26 диаконов. 27 дек. 2011 г. А. и Х. е. включена в состав Архангельской митрополии ; из состава Архангельской епархии выделены Котласская (в административных границах Вельского, Верхнетотемского, Вилегодского, Коношского, Котласского, Красноборского, Ленского, Няндомского, Устьянского, Шенкурского р-нов) и Нарьян-Марская (в границах Ненецкого АО, Лкшуконского и Мезенского р-нов Архангельской области, архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа) епархии. Решением Священного Синода от 9 марта 2017 г. из состава епархии выделена Плесецкая епархия . Новая епархия образована в границах Каргопольского, Онежского, Виноградовского, Плесецкого р-нов и ЗАТО " Мирный " . А. и Х. е. в кон. XVII - нач. XX в. Начало распространения христианства в Подвинье относится ко времени вхождения его в Новгородскую землю, что произошло не позднее кон. XI - нач. XII в. По уставу новгородского кн. Святослава Ольговича 1136 г. Заволочье платило десятину Новгородской кафедре. Большая роль в христ. просвещении края принадлежала архангельскому во имя архангела Михаила и корельскому во имя святителя Николая Чудотворца мон-рям (основаны в кон. XIV-XV в.). Во 2-й пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по рекам Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. Архангельск (Нов. Холмогоры) вошли в Митрополичью (с 1589 Патриаршую) область, в 1674 г. эти территории вновь присоединились к Новгородской епархии. В 1571-1584 и 1613-1617 гг. земли по рекам Двина и Вага были подчинены Вологодской кафедре.

http://pravenc.ru/text/76432.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Верховский Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты 18 ноября в Москве состоялась презентация книги Александра Верховского " Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг " . Название книги нуждается в комментариях. Русские православные националисты – это множество организаций, групп и изданий, объединенных тем, что они не только увязывают свой русский национализм со своим православием, но и ставят (хотя бы на уровне деклараций) православную идентичность выше национальной. Это движение, видимо, можно рассматривать и как политическое, и как религиозное. Границы рассматриваемого спектра групп – от радикальных борцов с ИНН и кодами до круга Сретенского монастыря; центральный же " массив " ассоциируется с Союзом православных граждан. Весьма дискуссионным является вопрос, насколько к этому движению применимо понятие " фундаментализм " . Или должны использоваться какие-то другие понятия? Эти вопросы достаточно подробно разбираются в заключительных главах книги. И говоря коротко, вывод такой: большую часть этого движения можно счесть или фундаменталистской или достаточно близкой к фундаментализму. Но основная часть объема трехсотстраничной книги – сравнительный анализ взглядов православных националистов по всему кругу проблем, которые вызывают в их среде активные дискуссии. То, что в их кругу общепринято, лишь упоминается, но не обсуждается детально. Все-таки книга – научная, а не полемическая. Следует подчеркнуть, что анализ проведен именно в указанных хронологических рамках. Книга готовилась довольно долго – около трех лет, и в какой-то момент было решено установить верхнюю планку – конец 2001 года (11 сентября и " поворот Путина на Запад " – важная веха для православных националистов). Нижняя планка – осень 1995 года: избирательные кампании 1995-1996 гг., кончина митрополита Иоанна, вдохновителя и признанного лидера всего движения. В сравнении вырисовывается определенная идеология, повторим – и политическая, и религиозная. Ее-то и можно назвать " политическим православием " . При этом, конечно, нельзя забывать о внутренних различиях. И особенно – о соотношении этой идеологии с официальными позициями Московской Патриархии, менее разработанными и политизированными (пока?), чем у православных националистов. Соответственно, в книге каждая глава сравнительного анализа начинается именно с краткой характеристики позиции Патриархии.

http://religare.ru/2_7478.html

поиск:   разделы   рассылка Григорий Померанц Послесловие к трагедии Источник:  Континент Григорий ПОМЕРАНЦ – родился в 1918 г. в Вильно (ныне Вильнюс). Окончил ИФЛИ. Участник Великой Отечественной войны. В 1946 исключен из ВКП(б) за " антипартийные заявления " . В 1949 г. арестован по обвинению в антисоветской деятельности, осужден; освобожден (1953) и реабилитирован (1958). Философ, культуролог, публицист. Автор книг " Сны Земли " (Париж, 1958), " Неопубликованное " (Мюнхен, 1972), " Открытость бездне. Встречи с Достоевским " (М.,1990), " Собирание себя " (М., 1993), " Выход из транса " (М., 1995), " Опыты философии и культурологии " (М., 1995), " Страстная односторонность и бесстрастие духа " (М. – СПб., 1998), " Записки гадкого утенка " (М., 1998) и др.; вместе с З. Миркиной " Огонь и пепел " (М., 1993), " Великие религии мира " (М., 1995). Член Русского ПЕН-Центра. Постоянный автор " Континента " . Живет в Москве. Григорий ПОМЕРАНЦ Послесловие к трагедии Георгий Митрофанов. Трагедия России. " Запретные " темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике. С.-Петербург: Моби Дик. 2009. – 240 с. 1 Книга протоиерея Георгия Митрофанова стоит того, чтобы ее прочесть, продумать... Интересны собранные им данные о позиции церкви во временно оккупированных областях. Радует призыв покаяться в церковном конформизме двадцатых и последующих годов. Однако слово " конформизм " не всегда употребляется к месту, например, к генералу Брусилову за его призыв поддержать Красную армию в 1920 году. Врангель тогда еще оборонял Крым, – напоминает нам о. Георгий. Но в то время, когда опубликован был призыв Брусилова, Врангель не оборонялся, а наступал, используя переброску советских войск на Запад. Именно там неожиданно возникла серьезная угроза – со стороны Польши. Дождавшись поражения основных сил белой армии, Пилсудский двинул войска на Восток, захватил Киев и явно собирался присоединить к Речи Посполитой всю Правобережную Украину. Именно тогда, во имя России единой и неделимой, Брусилов призвал отбить у поляков " мать городов русских " (он, конечно, не предвидел, что Украина сама по себе станет заграницей). Врангелем Советы занялись позже, когда Пилсудский был отброшен и с Польшей заключен мир. В событиях осени 1920 года Брусилов никакого участия не принимал и до конца своей жизни оставался в тени.

http://religare.ru/2_73238.html

сведений о жизни И. М. весьма многочисленны и разнообразны. Первое (несохр.) жизнеописание И. М. было составлено вскоре после его кончины Иоанном Мосхом и Софронием Софистом, к-рый с большой степенью вероятности может быть отождествлен со свт. Софронием , патриархом Иерусалимским ( D é roche. 1995. P. 25-36). Ему же приписаны 2 посвященные И. М. эпиграммы, сохранившиеся в составе Палатинской антологии (The Greek Anthology/Engl. transl. by W. R. Paton. L.; N. Y., 1917. Vol. 2. P. 360-362). О содержании утраченного Жития можно судить по первым главам т. н. анонимной версии Жития И. М., изданной И. Делеэ (BHG, N 887v), по тексту эпитомы, представляющей собой синаксарную заметку неясного происхождения (BHG, N 887w-x), и по Житию, составленному прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 888; PG. 114. Col. 896-965). Наибольшее распространение в Византии получило Житие И. М., написанное Леонтием , еп. Неапольским, по заказу свт. Аркадия I , архиеп. Констанции Кипрской, в 641-642 гг. (возможно, работа над Житием была начата еще в 30-х гг. VII в.). Леонтий был земляком И. М.: Неаполь (ныне Лимасол, Кипр) находился в неск. километрах от Амафунта, родины святителя. Различные редакции Жития были детально проанализированы В. Дерошем ( D é roche. 1995. P. 37-95), к-рый выделил пространную (BHG, N 886d, издана А. Ж. Фестюжьером), краткую (BHG, N 886, издана Г. Гельцером), среднюю, или сокращенную (ближе к краткой, чем к пространной), и смешанную редакции (2 последние не изд.). Наиболее близкой к утраченному оригиналу является пространная редакция, сохранившаяся в ркп. Vat. Ottob. gr. 402, XI-XII вв., и Vat. gr. 1669, 916 г. (нояб. Минея студийского происхождения). Наиболее ранний перевод Жития на лат. язык принадлежит Анастасию Библиотекарю и выполнен для папы Николая I не позднее 867 г. на основе краткой греч. редакции Жития (BHL, N 4388-4389; PG. 93. Col. 1613-1668). Также известны переводы Жития на вост. языки: сирийский (BHO, N 511, не позже VIII в.), возможно отражающий более раннее состояние текста, чем сохранившиеся греч. списки ( D é roche. 1995. P. 39-41), грузинский и арабский (VIII-IX вв.), частично использованный в хронике Евтихия Александрийского. Отношения между версиями этих переводов окончательно не выяснены. Слав. перевод Жития И. М. (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Стб. 812-880) предположительно выполнен на основе краткой версии Жития в кон. IX в. К нач. XIII в. (после 1204) относится Похвала И. М., написанная прп. Неофитом Затворником (BHG, N 889). Она вошла в 1-ю книгу панегириков прп. Неофита, сохранившуюся в ркп. Paris. gr. 1189, и в основном представляет собой переложение Житий Симеона Метафраста и Леонтия Неапольского, хотя и содержит ряд дополнительных сведений неясного происхождения (имя матери И. М., количество его детей) ( Galatariotou. 1991. P. 31-34, 266). Сведения об участии И. М. в борьбе с ересью монофелитства можно найти также у прп. Максима Исповедника в «Диспуте с Пирром» (PG. 91. Col. 333).

http://pravenc.ru/text/469614.html

свящ. Игорь Иванов В Рождественскую ночь 2019 года на 73-м году жизни отошел ко Господу известный российский писатель 1 и ученый 2 Николай Николаевич Лисовой (23.10.1946–7.01.2019), кандидат философских наук 3 , доктор исторических наук 4 . Символично то, что сороковой день со дня его кончины пришелся на праздник Сретения Господня. Сейчас, когда завершил свой земной путь «Московский Златоуст» (как называли Николая Николаевича за его ораторский талант), можно сказать, что он, в самом деле, являл собой достойный пример церковной образованности, сочетая в себе таланты поэта, писателя-публициста, оратора и ведущего телепередач 5 , философа-богослова и историка Церкви 6 и Отечества 7 , широко образованного и эрудированного человека, своего рода “византийского-полигистора”, родившегося и сформировавшегося, как ни странно, именно в советскую эпоху 8 . Сведения о научной деятельности вполне подтверждают многогранность личности Н. Н. Лисового и его научных интересов. Высшее образование он получал в Москве, сначала на факультете теоретической и экспериментальной физики МИФИ, а затем на физико-математическом факультете МГЗПИ, который блестяще окончил в 1967 году. В 1968 году он поступил на заочное отделение Института философии АН СССР, где в 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию. Он работал в следующих учреждениях: с 1967 года в Институте прикладной математики АН СССР; с 1974 года – в Институте иностранных языков имени М. Тореза; с 1975 года – на филологическом факультете МГУ; а с 1981 по 1995 годы – в Государственном историческом музее. С 1995 года – старший, затем ведущий, научный сотрудник Института российской истории РАН, а также главный научный сотрудник Центра истории религии и церкви. В 1995–2019 годах Николай Николаевич служил заместителем Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, состоя его членом с 1974 года (в советское время оно именовалось Российское палестинское общество при АН СССР). Он активно работал в Обществе, сотрудничал с редакцией Палестинского Сборника, неоднократно выступал с лекциями по истории Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010