Закрыть itemscope itemtype="" > Отпевание Н.Н. Лисового в Новодевичьем монастыре 11.01.2019 1739 10 Января 2019 года в Успенском соборе Новодевичьего монастыря состоялось отпевание Николая Николаевича Лисового. Русская народная линия опубликовала слово памяти о почившем нашего постоянного автора Леонида Евгеньевича Болотина. Теперь мы предлагаем читателям фрагмент отпевания ученого и известного общественного деятеля. Николай Николаевич Лисовой родился 23 Октября 1946 года в городе Станислав (ныне Ивано-Франковск). После продолжительной и тяжелой болезни умер 7 Января 2019 года в Москве . Российский историк Церкви и философ, исследователь, писатель, автор телевизионных фильмов, общественный деятель. Член Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) с 1974 года, заместитель председателя ИППО. Член Союза писателей России (1992). Кандидат философских наук, доктор исторических наук. Один из авторов «Православной энциклопедии». С 1967 года работал в Институте прикладной математики АН СССР ; с 1974 года - в Институте иностранных языков имени Мориса Тореза; с 1975 года - на филологическом факультете МГУ; с 1981 по 1995 год - в Государственном историческом музее. С 1995 года - старший, затем ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. Главный научный сотрудник Центра истории религии и Церкви. С 1969 года внештатно сотрудничал с Издательским отделом МП, печатаясь в издании РПЦ «Журнал Московской Патриархии» под псевдонимом «А.Вольгин» или анонимно. Во второй половине 1990-х годов вёл ежедневную телепередачу «Православный календарь» на канале РТР. В 1977 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии». В 2007 году в Институте всеобщей истории РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в.». Официальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН С.П. Карпов, доктор исторических наук А.В. Игнатьев и доктор исторических наук И.М. Смилянская. Ведущая организация - Российская академия государственной службы при Президенте РФ.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2019/yanvar/11...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пастырь добрый К 90-летию со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева; † 2.11.1995) 02.10.2017 576 Время на чтение 18 минут На протяжении всей истории нашей страны, в эпохи духовной смуты и разорения государства, появлялись великие молитвенники и заступники. Они возвещали народу правду, бесстрашно обличали грехи и пороки, всей душой искренне, по-настоящему болели за судьбу России. Вот и на исходе ХХ века, во время последней Смуты (т.н. Перестройки) - периода развала СССР , в лихолетие 90-х у нашего народа нашёлся свой духовный лидер и врачеватель - смиренный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Его проповеди, выступления, статьи и книги, вся его архипастырская деятельность не только сняли табу с самых острых вопросов современности, но для многих открыли православие как великую силу возможного возрождения России. Для нас он не только православный мыслитель и богослов, но и признанный лидер православно-патриотических сил России. Кроме того, Владыка был ещё и писателем, публицистом и являлся членом Ленинг радского областного отделения Союза писателей России, т.е. той писательской организации, в которой состою и я. (А ещё митрополит Иоанн - один из основателей Петровской Академии наук и искусств!). По этой причине, хотя и не будучи глубоко воцерковлённой, я всё же сочла своим долгом написать данный небольшой материал. При жизни митрополита было опубликовано достаточно его книг, и очень хорошо, что его работы и сейчас продолжают выходить в свет. Труды его представляют своеобразное явление церковно-общественной мысли ХХ века. Не всегда его оценки на то или иное явление, или историческое событие совпадают с современными общецерковными, но их высокое духовно-нравственное содержание, истинный патриотизм и тревога за будущее нашей страны являют собой замечательный пример для многих современных писателей. Точнее, не только для них, а для всех честных и мыслящих граждан! Как человеку, интересующемуся историей, мне хочется особо рассказать о его книге «Русская симфония. Очерки русской историософии», которая выдержала уже 10 переизданий! Книга объединяет две работы Святителя: «Самодержавие духа» и «Русь соборная». По замыслу автора они вместе представляют собой православную концепцию русской истории и русской судьбы. Для тех, кто не равнодушен к своей стране, кто пытается понять всё, что происходит с Россией и надеется на её возрождение, эта книга несомненно представляет большой интерес. В ней автор в кратких, но ёмких по глубине осмысления, исторических очерках - от русского язычества до современных проблем - через призму православия даёт нам своё видение русской истории, некоторых значимых исторических фигур, и в целом, дальнейшего развития нашей государственности. Я остановлюсь только на первой работе автора, т.к. размер журнальной статьи не позволяет дать пространный обзор всей его книги.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/03/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Письма отца Сергия Памяти протоиерея Сергия Галишева (28.09.1965–31.10.2020) 08.12.2021 890 Время на чтение 54 минут Преамбула. Мой университетский диплом назывался " Житие Диодора Юрьегорского " и " Повести о соловецких пустынножителях " как памятники литературы 17-го века " , защитила в 1988-м на «отлично с отличием» и в этом же году поступила в аспирантуру ЛГУ, тема " Соловецкая агиография в середине 17-го века " . С академками числилась там до осени 1993-го года, а из археографической лаборатории СГУ уволилась по трудовой 31.12 91-го, в 93-м полгода работала на кафедре русской литературы ассистентом (с нагрузкой на подготовительном отделении), но это был временный контракт, осенью осталась без работы и зимой 94-го уехала к отцу Павлу Адельгейму в Псков. Работала у него в Школе православных регентов воспитателем и преподавателем церковнославянского языка. Летом 94-го вернулась в Сыктывкар на кафедру журналистики, где по контракту отработала год, параллельно с февраля 1995-го работала научным сотрудником в отделе рукописей Национального музея. Бегала как савраска с работы на работу, чтобы свести концы с концами, стала болеть, и осенью 95-го с радостью ушла на " Коми гор " , где больше платили. Сначала по договору там работала, а ноября 1996-го по октябрь 1998-го в штате, пока не сократили после дефолта. Параллельно в 96-м работала научным сотрудником отдела истории КФАН УрО. Вела программы " Репетитор " по русской литературе и православную " Истоки " , смонтировала часовой фильм о пребывании патриарха Алексия в Коми на 600-летии преставления равноапостольного Стефана Пермского и 20-минутный " Краешек света " о паломничестве в Соловецкий монастырь осенью 1995-го года. За " Краешек света " получила диплом всероссийского фестиваля " Православие на телевидении " в 1998-м году и премию " Коми гор " . А также сняла и смонтировала фильм о Карсавине " Два дня в Абези " . Когда летом 1999-го закончилось моё пособие по сокращению и безработице, я устроилась в фонд " Покаяние " , где отработала до лета 2000-го и перешла на работу в СШ Сыктывкара преподавателем МХК, а на самом деле ОПК (основ православной культуры). Параллельно преподавала в Лицее при Академии Госслужбы основы этики и авторский курс " Царственные страстотерпцы как идеал православной семьи " , в декабре 2002-го за авторские программы (вторая по ОПК) присвоена высшая педагогическая квалификационная категория.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > У истоков новой истории 19.06.2019 753 Время на чтение 7 минут 17 июня на 65-ом году жизни, отошел ко Господу известный православный писатель, клирик Самарской епархии протоиерей Николай Агафонов. В 1991-1997 годах он служил в Саратовской епархии, в 1991-1995 годах был ректором Саратовской православной духовной семинарии. Предлагаем вашему вниманию его интервью о годах, связанных в его жизни с Саратовом, которое он дал несколько лет назад для журнала «Православие и современность». Свое третье рождение Саратовская православная духовная семинария пережила в 1992 году - тогда она вновь открыла двери перед молодыми людьми, желающими посвятить свою жизнь священническому служению. Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской) боролся за возобновление духовной школы еще с 1985 года. Но только в начале 90-х годов открытие семинарии в Саратове стало возможным. О том, как это происходило, рассказал нам протоиерей Николай Агафонов, ректор СПДС с 1991 по 1995 год. - Отец Николай, как Вы стали ректором Саратовской православной духовной семинарии? - Мое назначение на пост ректора СПДС состоялось в 1991 году. Как раз тогда перед Церковью встал вопрос об открытии духовных школ, ликвидированных в годы хрущевских гонений. Архиепископ Пимен, замечательный архиерей, добрейший, умнейший человек, тоже задумал возродить семинарию - в Саратове. Я в то время заканчивал Санкт-Петербургскую Духовную Академию, и его выбор пал на меня. Когда узнал о решении Владыки, то перешел на экстернат и приехал в Саратов. Начал служить в Свято-Троицком соборе и готовиться к открытию семинарии: подбирал преподавателей, собирал библиотеку. Вместе с архиепископом Пименом мы разрабатывали устав СПДС - Владыка многое подсказывал, советовал, ведь когда-то он был преподавателем в Московской Академии... Кстати, саратовская духовная школа была зарегистрирована по новому уложению самой первой из семинарий, открывавшихся на территории России в те годы. Мы очень хотели, чтобы открытие школы состоялось уже в 1991 году, но начались искушения: власти тянули с передачей здания, бывшего архиерейского дома на улице Волжской. Владыка даже выступал в горсовете, но вопрос никак не решался. Святейший Патриарх Алексий II, между тем, знал, что в Саратове планировалось открыть семинарию, потому к началу учебного года прислал поздравительную телеграмму: «Поздравляю начальствующих, учащих и учащихся с началом учебного года». Владыка Пимен, насколько я помню, дал такой ответ: «Ваше Святейшество! К сожалению, у нас пока нет ни начальствующих, ни учащих, ни учащихся, потому что нет здания для семинарии».

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/19/u_is...

Закрыть itemscope itemtype="" > Целый мир нам кажется прекрасным Обзор журнала «Вертикаль. XXI век» 78, 2023 г. 28.04.2023 591 Время на чтение 7 минут Фото: Обложка журнала Нижегородскому поэту Сергею Николаевичу Карасеву в этом году должно бы было исполниться 70 лет. Но ушёл он из жизни рано, прожив всего 42 года. Однако и этого срока хватило, чтобы оставить добрую память о себе в сердцах тех, кто его знал, с кем дружил. Родился Сергей в северной нижегородской глубинке, в Урене. Жил и учился в школе в Княгинине. Теперь на родном доме прикреплена памятная мемориальная доска в честь поэта. Окончив Казанский государственный университет по специальности «журналист», вернулся в Горький, стал работать в газетах сначала комсомольской «Ленинской смене», затем в «Нижегородской правде». Стихи же, как начал писать с раннего детства, так и не переставал. По первым двум сборникам, вышедшим в Волго-Вятском книжном издательстве, в 1983 году был принят в члены Союза писателей СССР. Третья книжка стихов «Ночные поезда», которую Сергей подготовил к печати, но уже не увидел, вышла в 1995 году. Из типографии её выкупали друзья. Сергей был похоронен в ветреный и дождливый день 20 октября 1995 года. Высказывания литераторов, критиков, любителей поэзии и подборку стихов для публикации подготовила вдова С.Н. Карасева, поэт Ирина Дементьева. Трофей Там, в Берлине, когда уезжал, Подарила товарищу рота С темной надписью светлый кинжал. «С нами бог!» – перевел ему кто-то. И солдат, как вернулся домой, Где его победителем ждали, Резал хлеб, тот, что был с лебедой, Тем кинжалом из крупповской стали. Темный сахар в ладони колол, Чистил крупные ломти селедки, И, накрыв незатейливый стол, Он кинжал положил посередке. Чтобы жители, сколько их есть (Пусть встречало солдата немного), Знали: воина русского честь Посильней чужеземного бога. Другой значительной публикацией в рубрике «Поэзия» стали два цикла Михаила Попова. Михаил Михайлович больше известен читающей публике как автор многих повестей и романов, завоевавших широкую известность и получивших солидные литературные премии. Хотя в его творческом багаже есть и сборники поэзии. О том, что прозаик талантливый поэт, свидетельствуют его подборка стихов «Тигры перемен выходят из засад» и большой цикл четверостиший «Люди, звери и герои».

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/28/...

Закрыть Облик и общественно-политические взгляды Государя Императора Николая II по воспоминаниям зубного врача Его Величества С.С. Кострицкого Доклад на конференции «1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства» Инна Симонова   03:05 05.02.2022 2512 Время на чтение 18 минут Фото: из архива автора Доклад кандидата исторических наук, историка-источниковеда И.А.Симоновой был прочитан на конференции « 1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства» 30 Января 2022 года.   Как известно, в судебной практике при идентификации участников уголовного дела прижизненная и посмертная стоматологические экспертизы зачастую играют ключевую роль. К сожалению, в деле, связанном с расследованием убийства Царской Семьи, до сих пор не удавалось обнаружить прямые свидетельства врачей о лечении ими зубов Государя Императора Николая II, Его Августейшей Супруги, Наследника Цесаревича и Великих Княжон. Следователь-криминалист Следственного комитета РФ Владимир Николаевич Соловьев, расследовавший обстоятельства гибели Венценосной Семьи с 1991-го по 2015 год, так говорит об этом в своей книге «Ошибки и подлоги в следствии по Царским останкам», опубликованной всего лишь неделю назад на одном из интернет-сайтов: «Следствие уделяло огромное внимание поиску медицинской документации в российских и зарубежных архивах. …Большие надежды я возлагал на фиксацию стоматологической помощи, выполненной ялтинским врачом Сергеем Сергеевичем Кострицким. ...В 1995 г. В Париже я встретился с внуком С.С. Кострицкого — Сергеем Сергеевичем Кострицким (На самом деле фамилия сына дочери Людмилы Сергеевны Кострицкой — Пельтцер! — И.С.) Он рассказал о том, что дед его написал воспоминания на русском языке…». Далее в своей книге В.Н. Соловьёв приводит выдержки из своего письма на имя первого заместителя министра иностранных дел Игоря Сергеевича Иванова от 12 апреля 1995 года: «В настоящее время появилась информация о том, что Сергей Кострицкий, родной внук Сергея Сергеевича Кострицкого — лейб-медика, зубного врача семьи императора Николая Второго, живет в Лиме и является послом Перу в Сингапуре. (Я должна пояснить, что здесь речь идёт о другом внуке Кострицкого — по линии младшего сына Леонида, Сергее Леонидовиче Кострицком. — И.С.).

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/05/...

Закрыть Памяти митрополита Иоанна Снычёва 02.10.2020 677 Время на чтение 4 минуты Памяти митрополита Иоанна Снычёва 2 ноября 2020 года исполнится 25 лет, как перестало биться сердце всероссийского пастыря Иоанна (Снычёва), бывшего в 1990-1995 г.г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, а до того - на протяжении 25 лет - епископом (архиепископом) Куйбышевским и Сызранским. Владыка Иоанн – - всё тот же взгляд, Что и четверть века назад. Благодать Божия – имя ему. Голос пастыря всероссийского До сих пор звучит, как церковный колокол. Не набат, но очень близко… Собирается православный народ На молитву, да на крестный ход, На всеобщее покаяние, На молитвенное стояние. Как же нам не хватает Владыки Сейчас, в наши дни, как и тогда! Всё стало призрачно и зыбко, Ощущение того, что скоро – беда. 2 ноября 1995 года в приёмной А.А.Собчака в Санкт-Петербурге ушёл в мир иной один из выдающихся наших современников – Владыка Иоанн Снычёв. В помещении было душно, мэр задержался на час, сердце 68-летнего митрополита не выдержало духоты в помещении, переполненном людьми. Митрополит Иоанн – выдающаяся личность и выдающийся архиерей нашего времени. Он смело говорил то, что считал нужным, не оглядываясь по сторонам. Современному священству есть чему поучиться у Владыки. Прежде чем стать митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским в 1990 г., он 21 год пробыл епископом, а затем архиепископом Куйбышевским (Самарским) и Сызранским. Я достаточно часто бываю в Самаре и Самарской области и знаю, как самарцы с благодарностью вспоминают Владыку Иоанна. Жил он очень скромно, к нему (правящему архиерею) легко было попасть на личный приём. До сих пор в либеральных кругах митрополит Иоанн критикуется за традиционализм, т.н. антисемитизм, монархизм, национализм и анти-западничество. Однако слишком много мусора было нанесено (и наносится по сей день) на светлое имя Владыки. В основе политических воззрений Иоанна лежала библейская идея, что власть (суверенитет) исходит от Бога, а не от народа. Поэтому критерием всякой истинной власти может быть лишь откровение. На этом основании наиболее оптимальной формой государственного устройства является монархия в её самодержавной форме, которая воспринимается как «богоучреждённая форма существования православного народа». Единственным противовесом власти монарха должна быть Церковь, которая обеспечивает баланс духовной и светской власти — симфонию властей и " теономию " . При такой монархии царь — помазанник Божий, олицетворение богоизбранности и богоносности народа, молитвенный предстатель и ангел-хранитель. В своей самодержавной власти он не ограничен ничем, кроме выполнения обязанностей общего служения; «конституция» такой монархии — Евангелие. Идеалом подобного монарха для митрополита Иоанна служил Иван Грозный (Иоанн IV).

http://ruskline.ru/opp/2020/10/02/pamyat...

Из жизни митрополита Московского и всея Руси Макария Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 Первоиерарх Русской Церкви, Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 дек.) был канонизирован. Подробнее об этом — в нашей статье! Митрополит Макарий На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, созванном в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси, был канонизирован лик русских святых и среди них — Первоиерарх Русской Церкви, Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 Одновременно на Соборе было принято решение: “Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия”. Это позволяет проводить параллель между нынешними церковными событиями и событиями середины XVI в. В 1547 г. в Москве проходил Собор, на котором “уставили… праздновати новым чудотворцам в Русской Земли, что их Господь Бог прославил, Своих Угодников”. После чего участники Собора разъехались по своим епархиям собирать материал для новых канонизаций. Через два года состоялся другой Собор, на котором также решался только один вопрос: прославление новых русских святых. Инициатором Соборов 1547 и 1549 гг. был выдающийся иерарх Русской Церкви — Митрополит Московский Макарий. Знаменательно, что сей “чюдный”, по отзыву современников, Святитель был причислен к лику святых на Соборе в связи с 1000-летием Крещения Руси; эта канонизация совпала с 425-летием со дня его блаженной кончины. Родился будущий Митрополит в 1482 г. в Москве; при Крещении он был назван Михаилом в честь Архистратига Небесных сил. В конце XV в. он принял постриг в Пафнутиево-Боровском монастыре. Здесь простым иноком он подвизался около 30 лет, а в 1523 г. был возведен Митрополитом Даниилом в настоятели Можайского Лужецкого монастыря. В 1526 г. архимандрит Макарий поставлен в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, а с 1542 г. до своей кончины в 1563 г. он — глава Русской Церкви.

http://pravmir.ru/iz-zhizni-mitropolita-...

К 85-летию митрополита Антония Сурожского Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 Основные публикации митрополита Антония Сурожского на русском языке 1 Отдельные издания Проповеди и беседы. — Париж, 1976; переизд.: М.: “Либрис”, 1991. Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Проповеди. — Сурожская епар­хия, 1982; переизд.: М.: Свято-Данилов монастырь, 1993. Доп. изд.: Су­рожская епархия, 1995; переизд.: Киев: Киево-Печерская лавра, 1997. Беседы о вере и Церкви/Центр по изучению религии. — М: СП Интербук, 1991. Молитва и жизнь/Авторизован. пер. с англ. Т. Майданович . — Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. О встрече. — СПб.: Сатисъ, 1994.2-е изд., испр. идоп.: Клин: Христианская жизнь, 1999. (Сборник содержит беседы и интервью, опубликованные ранее в периодических изданиях). Таинство любви: Беседа о христианском браке. — СПб.: Сатисъ, 1994. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. Любовь всепобеждающая: Проповеди, произнесенные в России. — СПб.: Сатисъ, 1994. Войду в дом Твой… — СПб.: Сатисъ, 1994. 2-е изд.: Минск: Виноград, 1998. Дом Божий: Три беседы о Церкви. — М.: Путь, 1995. 2-е изд. там же, 1998; 3-е изд.: Минск: Виноград, 1998. Человек перед Богом. — М.: Центр по изучению религии, 1995. (Книга содержит беседы как уже публиковавшиеся в периодике, так и неизданные). Жизнь. Болезнь. Смерть. — М.: Зачатьевский монастырь, 1995; 2-е изд. 1997. 3-е изд.: Минск: Виноград, 1998. Беседы о молитве. — СПб.: Сатисъ, 1996. Воскресные проповеди. — Минск: Минский кафедральный Свято-Духов собор, 1996. Духовное путешествие: Размышление перед Великим постом/Пер. с англ. — М.: Паломник, 1997. 2-е изд.: Минск: Виноград, 1998. “Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…”: Беседы на Евангелие от Марка, гл. 1–4. — М.: Даниловский Благовестник, 1998. Пути христианской жизни: Беседы. — М.: Альпари (по заказу храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских), 1998. Ступени [Беседы]. — Село Решма (Ивановской обл.). Макариево-Решемская обитель, 1998. (Христианский собеседник. Вып. 40). Изд. газеты “Свет Православия”.

http://pravmir.ru/k-85-letiyu-mitropolit...

Коломна. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм «за рекою за Коломенкою святых страстотерпцев Бориса и Глеба» упоминается среди других церквей города в документах XVI в. До XVII в. он оставался деревянным. Каменная церковь была построена в 1716—1726 гг. на средства состоятельных жителей Запрудской слободы К.Житникова и Н.Набокова. Во второй половине XVIII — начале XIX вв. к Борисоглебской церкви присоединили трапезную с алтарем во имя святых праведных Захарии и Елисаветы. Входы украсили колоннами, круглые закомары заменили карнизами, четыре барабана расставили вокруг центральной главы. Святыней храма была икона святых братьев начала XIV в. — в полный рост, с житийной каймой по краю. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Потом здание использовали под ремонтные мастерские, под склады. В Великую Отечественную войну здесь ремонтировались танки. В советское время была разрушена колокольня, стерты росписи на стенах, в трапезной части пробита стена для въезда транспорта, в полу выкопана большая яма. В момент передачи общине в 1995 г. Борисоглебская церковь являлась самой порушенной и пострадавшей в Коломне. С 1995 г. началось ее возрождение. Написана и установлена в иконостасный ряд икона святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба — копия прежней. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=314 Храм в честь св. князей Бориса и Глеба расположен в старой части г. Коломны – Запруды, которую населяли раньше купцы и ремесленники. Впервые он упоминается в документах XVI в. До XVII в. церковь была деревянной. Храмовая икона XIV в. «Святые Борис и Глеб с житием» сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. Каменная церковь была построена в 1716-1726 гг. неизвестным зодчим в стиле русского барокко, на средства местных состоятельных жителей К. Житникова и Н. Набокова. Во второй половине XVIII – начале XIX вв. храм перестроили: была пристроена трапезная в честь праведных Захарии и Елисаветы. Пятиглавие на тонких световых барабанах сохранилось, но в окончательном варианте главы оказались широко расставленными по углам. Нарядные оконные наличники упростили. К южному пределу пристроили крыльцо с колоннами. Дом, в котором родился писатель И.И. Лажечников, крещенный в Борисоглебской церкви, стоял неподалеку от храма. Вероятно, его родители были прихожанами этого храма. Сохранились сведения, что в начале XX в. Борисоглебский храм неоднократно посещал Ф.И. Шаляпин, которому нравилась акустика храма. При храме действовала церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=08654

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010