Московская философско-математическая школа возникла в русле стремления к «индивидуализации» романтизма, славянофильства и неолейбницианства. Она была реакцией на «генерализацию» и деперсонализацию господствовавших в вв. философских течений. В конечном итоге она искала опору в христианском персонализме. Публикация: София. Альманах. Вып. 1. Уфа. 2005. С.179–180. Московская философско-математическая школа Автор этой статьи окончил механико-математический факультет МГУ (1959 г.), где слушал в разное время и в разных собраниях А.Н. Колмогорова, П.С. Александрова, Д.Е. Меньшова, А.А. Ляпунова, Н.К. Бари, М.А. Лавреньева, П.С. Новикова, Л.А. Люстерника, А.Я. Хинчина. Их отличала широта подхода к, казалось бы, узким проблемам, явная тяга к философским обобщениям, интерес к приложениям математики в самых неожиданных областях, учительство в самом благородном значении этого слова, выходящее за рамки только преподавания математики, изысканность интересов в сфере культуры, инициативность и организаторский талант. Тогда же, произнося эти имена, с ними связывали малопонятное слово «Лузитания», которое обозначало учеников Н.Н. Лузина. Позднее уточнилось: Д.Ф. Егоров и Н.Н. Лузин (отношения между ними – отношения учителя и ученика) возглавляли Московскую школу теории функций действительного переменного, возникновение которой восходит к 1911–1912 гг., когда появились первые статьи Д.Ф. Егорова и Н.Н. Лузина в духе основанной ими школы. Позднее, в связи с интересом автора к Π.А. Флоренскому, выплыли название «Московская философско-математическая школа» и имя Н.В. Бугаева. И наконец все стало на свои места. От Московской философско-математической школы идут две ветви: 1. Математическая: Московская школа теории функций действительного переменного, связанная прежде всего с именами Д.Ф. Егорова и Н.Н. Лузина. Непосредственные ученики Н.Н. Лузина и составляют «Лузитанию». 2. Философско-математическая: Π.А. Флоренский. При этом представители обоих ответвлений Московской философско-математической школы испытывали уважение и симпатию друг к другу. Их переписка представляет оживленный обмен философскими и математическими идеями 913 . Следует учесть также, что П.А. Флоренский внес свой вклад в развитие математической ветви. Так, его статья «О символах бесконечности» 914 была первой публикацией по теории множеств в России 915 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Разделение ее на три ветви (βος απολαυστικς, πολιτικς θεωρητικς, практическая, т. е стремящаяся к получению удовольствий, политическая, т. е. практически-деятельная, и созерцательная) 913 , хотя не всегда формулировалось досократиками, тем не менее имплицитно подразумевалось, но о какой теории здесь можно говорить? В широком смысле любое существование, направленное на познание, есть жизнь теоретическая, всякого мудреца можно считать созерцателем. Но у классических авторов греческой философии понятие теории имеет, если можно так выразиться, более вспомогательное, инструментальное значение. Здесь речь идет о созерцании, объектом которого является Первосущество, Бог . Такая теория требует определенной подготовки, предполагает обращение к духовному методу, сосредоточенность ума, для которого необходимо отрешение от городской суеты и общественной жизни 914 . Сводить смысл понятия теория к умопостижению – вполне в духе платонической традиции 915 , признаваемой и Аристотелем 916 . Но именно такая теория делает человека счастливым и потому является целью жизни 917 . Из евангелистов только у Луки встречается слово теория, причем только один раз и достаточно случайно, в описании зрелища Христа на кресте ( Лк. 23:48 ). Но и в этом употреблении слово нисколько не теряет своего величия. Через видимую грань этой страшной сцены глазам веры открывается тайна, сокрытая от века; она являет себя святым прежде всего и именно через это зрелище 918 . Но это всего лишь отдаленное сопоставление. Духовность первых веков не знала проблем, которые впоследствии волновали умы в евангелизированных странах. Собственно говоря, понятие теории отсутствует в словаре апостольских Отцов. Оно появляется только начиная с Климента Александрийского и Оригена , но после них встречается уже достаточно часто 919 . Это понятие выражает идеал, отражает способ мышления. Его греческое происхождение настолько очевидно, что сирийцы редко переводили его; даже блаж. Иероним в своих латинских переводах Оригена предпочтет транслитерировать его, а не переводить 920 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

21 . Много кораблей сбилось с пути в этом океане. Хотя ушами они 905 слышат и устами читают, 906 силы знания этой надежды не коснулись 907 они даже кончиком мизинца. По этой причине, несмотря на тяжкие и трудоемкие труды 908 кормчих своих и восхитительное знание свое, 909 не могут они в намерении своем презреть мир сей, что означает умерщвление человеком сердца 910 посредством смирения и самозабвения. 911 22 . Не следует нам воображать, будто в той малой частице, о которой мы говорили, и заключается дар Господа нашего. Ибо есть, опять же, такие , которые не только таким молниеподобным образом вкушают от истинных тайн, 912 но на тверди сердца их само Солнце правды 913 взошло в сиянии 914 лучей своих. «В чистом сердце запечатлелось новое небо, явление которого есть свет, и место которого – духовно». 915 23 . Очевидно, что если сердце сподобилось сделаться местом неба для Господа, удостоилось оно вершины всякого созерцания в видении откровения. 916 И это, конечно же, 917 не на мгновение, как у тех, , и не символически, 918 но длится это часами – и даже не только часами, но и днями. Подтверждение этому можно найти в повествованиях, посвященных Отцам. 919 24 . Что же касается меня, у которого раны заражены и гноятся, молю Тебя, Господи, даруй мне воспринять образ покаяния в душе моей, чтобы, когда руки мои простираются к милости и сижу я у врат благодати , удостоился я той надежды, которую получают от Тебя истинно кающиеся. 25 . Удостой, Господи, раба Твоего слезами из очей его на всякий миг смывать скверну дел его с души его, дабы, постоянно принимая помощь Твою в немощи помыслов его, получил он, по благодати, доступ ко спасению. 920 Аминь. 26 . Теперь, по благодати Господа нашего – как то, чему научились мы у Отцов – укажем в настоящих 921 Беседах, посредством какого труда начинает приближаться человек к образу жизни и чину свободы, и не всякий человек может вести такой образ жизни, но известно, что он должен пребывать в этом время. 922 Мы также укажем, когда время его и в каком чине 923 должен он подвижничать, и когда прилично человеку вести себя по законам 924 мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Древляне, услыхав, что Игорь опять идет, начали думать с князем своим Малом: " Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас разорит " . Порешивши так, они послали сказать Игорю: " Зачем идешь опять? Ведь ты взял всю дань? " Но Игорь не послушался их, тогда древляне, вышедши из города Коро-стена, убили Игоря и всех бывших с ним. Так, по преданию, погиб Игорь. Рассмотрев занесенные в летопись предания об Игоре, мы видим, что преемник Олега представлен в них князем недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным уже племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад из греческого похода, потому что не уверены в своем мужестве и боятся бури. Но к этим чертам Игорева характера в предании прибавлена еще другая - корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею, а Игорь, отпустив дружину домой, остался почти один у древлян, чтоб взятою еще данью не делиться с дружиною - здесь также объяснение, почему и первый поход на греков был предпринят с малым войском, да и во втором не все племена участвовали. Мы читали в предании, что дружина Игорева указывала на свою бедность и на богатство отроков Свенельдовых; есть известия, объясняющие нам причину этого богатства: воевода Свенельд взял на себя обязанность князя ходить за данью к племенам и воевать с теми, которые не хотели платить ее. Так Свенельд кончил дело, начатое Олегом, ему удалось примучить угличей; Игорь обложил их данью в пользу Свенельда. Война с угличами была нелегка: под городом их Пересеченом Свенельд стоял три года и едва взял его. Но в то время как Свенельд продолжал дело Олегово, примучивал племена на берегах Днепра, некоторые отряды руссов, по византийским известиям, бились под императорскими знаменами в Италии, а другие, по восточным преданиям, пустошили берега Каспийского моря. В 913 или 914 году 500 русских судов, из которых на каждом было по сту человек, вошли в устье Дона и, приплыв к козарской страже, послали к кагану с просьбою о пропуске через его владения на Волгу и в море, обещая ему за это половину добычи, какую они возьмут с народов прикаспийских.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

902. Ατν, – т. е. ορανν (37 ст.) – небо. По справедливому, в контексте, толкованию Олимпиодора, под прахомъ разумеется атмосфера, окружающая землю и придающая небу пепельный или пыльный цвет. Она в своде небесном делается как бы твердою и „спаянною“ вокруг земли. 903. Гр. κβον — куб, всякий четыреугольный предмет. Т. е. сделал небо равномерным по всем направлениям, как кубический камень. 904. Слав. душы. 905. Слав. змиев соотв. δρακντων — драконов, т. е. исполинскихъ размеров и чудовищных по своему виду животных, находящихся въ воде и страшных на земле. Срав. 40, 20 – 27 и 41 гл. 906. Когда завидят их охотники, от страха прячутся в непроходимыя лесныя чащи. 907. Гр. τραγελαφων — антилопы, газели, бизоны, серны и т. п. дикия животныя, обитающия на скалах и утесах. 908. Слав. живущих нет соотв., следовало бы оскобить. 909. Гр. πλρεις τοκετο — исполнены рождения, пользуемся синод. пер. 910. Подобно быку, или другому домашнему скоту. 911. Гр. τερπομνων — слав. веселящихся, коим любуются. 912. Слав. нееласса­гр. νεελασσα — (по алекс. и син. код., а в ват. нет)­евр. , от – радоваться, от радости хлопать крыльями (Gesenius. Lex. 541); в синод. павлина. 913. Гр. συλλαβη — слав. зачнет, но гл. συλλαμβανω значит: обнимаю, охватываю, окружаю. Этим значением пользуемся. 914. Слав. асида соотв. гр. σδα­ — („благочестивая птица“. Gesenius. 1. с. 221 s.). 915. Слав. несса соотв. гр. νσσα­евр. — перо (Gesenius. 1. с. 469 s.). 916. Аист. 917. Т. е. яйца сами согреваются на земле солнечной теплотой и выводятся из них детеныши. 918. У Фильда доб. ατ, у Иеронима еа, в слав. и др. гр. спп. нет, в евр. есть. 919. Не думая, что они легко могут погибнуть. 920. В 13 – 18 стт. речь идет, по мнению нынешних толковников, о страусе, который бросает свои яйца (Delitzch. Com. in Hiob. 474 s.). Иероним и Олимпиодоръ видели павлина, страуса и ястреба, их привлекательность по красоте перьев (павлина) и высоте полета, неразумие по охране детей, и зависимость от Бога. По нашему переводу, разумеется аист. Какую бы птицу ни разумели, все указывает на ея беззаботность о детях и неразумие в этом отношении.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

898. Матье М., Афанасьев В., Дьяконов И. Искусство древнего Востока. М., 1968, с. 96 + XXVII + 320 рис. 899. Снегирев H. Древний Восток. Атлас по древней истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая, под ред. В. Струве. Л., 1937, с. IV + 260. 900. Соловейчик М. Историко-географический атлас Палестины. СПб., 1913, с. IV + 10 + 18 карт. 90l. Grollenberg L.H. Atlas of the Bible, 1956. 902. Keller W. The Bible as History in Pictures. London, 1964. 903. Kampen A. von. Die Welt der Antike. — Droenerscher Verlag, Munchen. 904. Negenman J. Grosser Bildatlas zur Bibel. Berlin, 1969. 905. Prichard J. В. The Ancient Near East in Pictures. Princeton, 1955. 906. Rowley H. Atlas de la Bible. Paris, 1969 907. Wright G. E. and Filson F. V. The Westminster Historical Atlas of the Bible. London, 1956.   22. СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ, БИБЛИОГРАФИЯ 908. Библейский популярный словарь. — ВЧ, 1874-1878. 909. Библиография древнего Востока. Книги и статьи, напечатанные в СССР с 1925 по 1934. — «Сборник Кружка по изучению древнего Востока при Гос. Эрмитаже», Л., 1935, с. 58-67. 910. Вестник древней истории. Систематический указатель за 1937-1950 гг., сост. М. Фурсовой. М., 1951, с. 29 (Приложение к ВДИ, 1951, 911. Верховский А. Библейский словарь. СПб., 1870-1876. 912. Воронцов В. Русские толкования и авторы трудов по св. Писанию в XIX " в. и в начале настоящего столетия. — В кн.: Ф. Вигуру. Руководство к чтению и изучению Библии, т. 1. Пер. с франц. М., 1916, с. 293-325. 913. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем, под ред. Л. Каценельсона и Л. Гинцбурга; т. I-XVI, СПб., б. г. 914. Знаменский H. Систематический указатель статей по св. Писанию Ветхого Завета, ч. 1-3. Казань, 1880. 915. Краткая литературная энциклопедия, т. 1-6. М., 1961-1971. 916. Михайловский Б., прот. Библейский богословский словарь. СПб., 1899. 917. Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная полная библейская энциклопедия, вып. 1-4. СПб., 1892, с. 247 + IV; 189 + III; 220 + IV; 201 + XXXIII.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Явление Бога на водах – широко распространенный мотив в псалмах и в пророческой литературе. Вопрос о том, почему именно вода была субстанцией, восприимчивой к таким явлениям, и почему они нередко описываются как некоторое грозное прещение (наряду с другими местами, где вода «проторгается» весенними потоками как непосредственная Божья милость), еще будет рассматриваться. Теперь обратим внимание только на два обстоятельства. Во-первых, в рассматриваемом отрывке речь идет о водах нижних (Красное море) и верхних (грозовые облака). Возможно, само переплетение двух мотивов (Исхода и грозы) обязано этому сопоставлению двух явлений – природного и исторического: с одной стороны, разделения моря перед евреями, бежавшими от египтян, а с другой стороны, расторжению облачности, как бы порванной молниями, после «очищения» большой грозой, когда наступает ясная погода и светит солнце. Во-вторых, при всей красочности описания «чудес» все-таки «следы» Бога «не будут узнаны». Отметим, что при анализе описаний воды в Библии всегда следует внимательно рассматривать вопрос о том, какая вода имеется в виду – верхняя, нижняя или, может быть, они обе. Это существенно ввиду того, что, например, в Апокалипсисе змей – главный противник человечества – после падения с неба поселяется в море. Верх и низ тварного бытия изоморфны друг другу, они в равной степени обладают глубиной и неисчерпаемостью (с точки зрения человека), что позволяет им носить на себе землю, которая «повешена ни на чем» ( Иов 26:7 ). С этим связаны представления о хрупкости мира: средневековая иудейская традиция считает горы «висящими на волоске», почти то же самое говорится в книге Сираха об островах: «Помышлением Его укрощена бездна, и Он насадил на ней острова» ( Сир 43:25 ). Морской остров – не самое актуальное для древних евреев географическое понятие, но в библейском словоупотреблении под «островами» могут пониматься и целые страны, континенты 913 . Вселенная утверждена «на водах» и «на потоках» 914 . Премудрость Сираха, таким образом, уточняет способ этого космического строительства: Бог посредством одной мысли (λογισμς) заставил бездну притихнуть, как бы «утомиться», после чего, как растения, насадил (φτευσεν) в ней обитаемые части суши – острова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Закрыть Мы не ожидали такого интереса к конкурсу! Оргкомитет конкурса «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы» подводит первые итоги Редакция РНЛ   09:07 06.03.2017 914 Время на чтение 4 минуты Итак, завершился первый этап конкурса историософских и политологических сочинений «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы», объявленного Фондом Святителя Марка Эфесского при информационной поддержке «Русской народной линии». 26 февраля в 23.59 закончился прием сочинений для участия в конкурсе. Теперь можно подвести первые итоги. Они стали для Оргкомитета весьма и весьма неожиданными. Причем, неожиданность эта - приятная. Честно признаемся, мы не ожидали такого интереса к конкурсу! Мы получили 139 (!) работ, выполненных 155 авторами (шесть работ подготовлены двумя авторами, две - тремя и одна коллективом из семи авторов). Среди авторов сочинений 12 докторов наук самых разных профилей: философских, исторических, политических, социологических, филологических, экономических и даже геолого-минералогических. 29 участников конкурса имеют степень кандидата наук также в разных областях гуманитарного знания, впрочем есть кандидаты физико-математических и технических наук. Среди авторов конкурсных работ 19 членов профессиональных творческих союзов - писателей, журналистов и кинематографистов, их книги читатели видят на полках магазинов. Это само по себе свидетельствует о высоком профессиональном уровне конкурса. 16 участников конкурса занимаются политической и общественной деятельностью, т.е. тема конкурса имеет для них прикладной характер. Как впрочем и для десяти конкурсантов-учителей и четырех конкурсантов-священнослужителей Русской Православной Церкви. Особенно отрадным стало для Оргкомитета активное участие в конкурсе молодежи. 22 автора присланных на конкурс работ являются аспирантами, магистрантами, студентами, а двое даже школьниками старших классов. Понятно, что работам студентов и школьников трудно будет конкурировать с работами кандидатов и докторов наук. Поэтому Оргкомитет конкурса принял решение учредить специальную молодежную премию и наградить ею лучшую работу молодого автора конкурса.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/06/my...

902 Digest. L, 15, 4 § 2 (из Ulpianus, нач. ΙΙΙ ст.): Is vero, qui agrum in alia civitate habet, in ea civitate profiteri debet, in qua ager est; agri enim tributum in eam civitatem debet levare, in cujus territorio possidetur. 903 С IV ст. по Хр. таким периодом был 15-летний индиктион (Marquardt Staatsverwaltung, ΙΙ, 236–238). 904 А на такую именно цель перепись, помимо самой связи ее с известным цензом Квириния, указывает необходимость для всех отправиться «кождо во свой град», (т.е., в центральные пункты переписных участков, вслЪдствие чего и Иосиф отправляется из Галилеи в Вифлеем, чтобы записаться здесь с Марией (если σν Μαριμ относится к πογρψασθαι). 905 Подлинный текст выражения Евангелиста имеет 2 вариации, отличающиеся едва заметным оттенением мысли посредством члена пред πγραψ: υτη () α’πογραφ πρτη γνετο γεμονεοντος τς Συρας Κυρηνου. Обе вариации имеют для себя сильные основания в древнейших рукописях; существенного значения член в данном случае никакого не имеет, и в обоих случаях остается один и тот же смысл. 906 Хотя при этом, конечно, остается не устраняемым вопрос, не повторялась ли эта перепись позднее по прошествии узаконенного (5–10-летний) периода и чрез повременное исправление окладных листов. 909 Opes publicae continebantur, quantum civium sociorumque in armis, quot classes, regna, provinciae, tributa aut vectigalia, efc necessitates ac largitiones. Quae cuncta sua manu perscripserat Augustus addideratque consilium coercendi intra terminos imperii, incertum metu an per invidiam. 914 Huschke, 3 и д. Wieseler, Synopse 77, Beitrage 53–56. Rodbertus. V, 241 и д. Zumpt, 149–155. Marquardt., II, 205 и д. Вот указанные свидетельства: Cassiodorus: Variarum, III, 52: Augusti siquidem temporibus orbis Romanus agris divisus censuque descriptus est, ut possessio sua nulli haberetur incerta, quam pro tributorum susceperat quantitate solvenda. Hoc auctor Hyrummetricus redegit ad dogma conscriptum, quatenus studiosus legendo possit agnoscere, quod deberet oculis absolute monstrare.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Католический богослов предлагает создать общеевропейскую антисектантскую организацию 30 ноября 2006 г. 16:35 Католический богослов Фридрих Грис уже двадцать лет занимается борьбой с тоталитарными сектами и деструктивными культами. Он входит в правление FECRIS — неправительственной организации при Совете Европы, исследующей религиозные культы. Эта организация, созданная в 1994 году в Париже, имеет полномочия рассматривать рассматривать заявки на регистрацию религиозных организаций и запрещать культы, признанные опасными для личности. FECRIS имеет ассоциированных членов не только в Европе, но и в США, Канаде и Южной Америке. На конференции «Вероисповедания и новые религиозные движения в Болгарии — проблемы и перспективы на пороге ЕС» он, в частности, заявил: «Существует два определения секты. Первое — любая религиозная группировка, порвавшая с Церковью (от лат. «sectum» — отделенное, отсеченное). Второе, которое обычно и подразумевается в разговорах о сектах — группа, чье учение и практика противоречат общественным представлениям о нравственности, человеческом достоинстве, правах, и свободе, и чья деятельность приводит к психическим, социальным и экономическим конфликтам и угрозам. Такие группы и называют «сектами» или «деструктивными культами». Конечно, точную границу провести трудно: перед нами широкий спектр религиозных движений, от вполне безопасных до исключительно вредоносных. Важно понять, что религиозная свобода имеет свои границы — там, где под угрозу ставится физическое или психическое здоровье людей или социальная и экономическая жизнь общества. Вспомните самоубийство членов секты «Храм народа» в ноябре 1978 года, когда погибли 914 человек, в том числе много детей. Вспомните массовое самоубийство сектантов «Ветви Давидовой» в Техасе в 1993 году. Вспомните газовую атаку в токийском метро, устроенную сектой «Аум Синрике» в марте 1995 года. Вспомните самоубийства сектантов из «Храма Солнца», когда во Франции и в Канаде в 1994-1997 годах покончили с собой 74 человека. Ведь это только малая часть списка жертв деструктивных культов.

http://patriarchia.ru/db/text/166778.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010