Исследователи обращали внимание на искусственность имени Кальдимар, явно образованного от «Вальдимар» переменой одной согласной. Обычно эти события сближали с историей борьбы Владимира за власть с Ярополком, но тогда не было никакого поединка. 914 Варяги просто убили его в зале каменного терема. Е. А. Рыдзевская сопоставляет этот рассказ с былинами и, особенно, с летописной статьей 6500 (992) г. из «Повести временных лет», где говорится о юноше-кожемяке, одолевшем печенега. Во всех случаях бояре и дружинники князя отказываются идти за него на поединок, а вызывается безвестный человек. Исследовательница отмечает широкое распространение этого мотива в героических преданиях всех народов. Один из первых зафиксированных в мировой литературе случаев – библейский бой Давида с Голиафом. По ее мнению, в Саге о Бьёрне сконтаминированы различные мотивы, приблизительно отражающие междукняжеские усобицы после смерти Святослава и после кончины Владимира. На самом деле в саге за банальным литературным мотивом, нежеланием дружины бороться за своего князя, скрывается воспоминание о серьезных конфликтах в близком окружении Владимира еще при его жизни. В этом отношении рассказ о Бьёрне интересно сопоставить с выступлением против Владимира его племянника Святополка, которое произошло как раз в период около 1010 г. Об этом событии пишет только немецкий историк Титмар Мерзебургский, да и то вскользь, задним числом (см.: Гл. 6. 4). 915 В его изложении не названный по имени сын Владимира был женат на дочери польского князя Болеслава. По наущению тестя он устроил заговор против отца, но Владимир, узнав все, схватил сына, сноху и их советчика, Колобжегского епископа Рейнберна, судьба которого интересует Титмара больше всего. Рейнберн в заключении умер, а судьба остальных сложилась иначе. Титмар не называет имени мужа Болеславны, а в русских летописях не говорится ничего о жене Святополка. Но в 1018 г. именно Болеслав Польский был его союзником в борьбе с Ярославом Владимировичем, следовательно, именно он стал его зятем. Сам Титмар, рассказывая очень подробно о походе Болеслава на Русь в 1018 г., называет имя Святополка, которого польский князь посадил в Киеве. Однако он никак не ассоциирует его с сыном Владимира и зятем польского князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Частные, отношения к пастве требуют от пастыря любви к пастве, благоразумия, заботливости о ней, внимательности, неусыпности, при кротости строгого обращения, при производстве дел ровности духа и спокойствия 907 . Пастырь должен чувствовать себя так родственно и тесно связанным с паствою, чтобы у него не хватало терпения жить в разлуке, с нею, но чтобы иметь общий дух и общие чувствования. Подлинно, один день составляет целую человеческую жизнь для тех, которые страдают любовью... И в этом нет ничего необыкновенного. Пастух скорбит о тельце, который отстал от стада, об овце, которой недостаёт в десятке, и птичка горюет о гнезде, которое оставлено не на долго. Один, взяв свирель, зовёт заблудившихся, и, если послушаются, радуется о них больше, нежели об остальном стаде. А другая с криком летит к гнезду, припадает к щебечущим птенцам и обнимает их крыльями. Какая же привязанность должна быть у доброго пастыря к словесным овцам, которых он любит и об оберегании которых от всяческих врагов он беспрестанно заботится» 908 . Пастырь добрый, полагающий душу свою за паству, хорошо знает её, будучи и сам знаем ею 909 . Не должен пастырь забывать и телесных потребностей и нужд своей паствы, часто бедствующей, голодающей. Уча других милосердию и состраданию, нельзя самому оставаться безучастным зрителем их бедствий. В деле организации помощи бедствующим его пример так же необходим, как и руководство в делах духовных. А потому, он чаще должен повторять себе: «Не дай мне Бог ни жить богато, когда бедные нуждаются, ни наслаждаться здоровьем, если не дам помощи болящим... Пусть могучий ветер убьёт и вихрь рассеет посев мой, если только для себя одного буду я сеять»..., и помнить, что имущество, это скоро истлевающее стяжание, может освятиться только тем, если мы будем обладать им как должно, делая соучастниками его неимущих 910 . Являясь для пасомых примером для подражания, подобно тому, как если «кто пишет картину с подлинного изображения, тот ставит пред собою подлинник, и потом картина принимает на себя списываемый образ» 911 , так добрый пастырь представляет собой образец то самопожертвования, когда исполняет должность стража, возвещая непокорному народу о грядущем мече и признавая его грехи своими 912 ; то – истинной скромности, поставляемой не в одежде, а в благоустройстве души, и выражаемой не согбением выи, не густотой усов, не обрением головы, не походкой, но смиренным мнением о себе 913 ; то – простоты и незлобия 914 ; то – преданности воле Божией и упования на Него 915 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Греческая культура его не знала. А евреи его ощущали, поскольку благодаря своему мессианскому сознанию они были повернуты к будущему» (Ср.: Е. Porret. Berdiaeff. Р. 133). 885 G. V. Florovskij, Collected Works. Т. I. Bible, Church and Tradition: an Eastern Orthodox View. Bellemont (Mass.), 1972. 888 П. Чаадаев, Неизданные философические письмй Чаадаева//Литературное наследство. Вып. 22–24. Москва, 1935. С. 53. 891 G. Florovsky, Revelation and Interpretation//A. Richardson, W. Schweitzer, Biblical Authority for Today. London; Philadelphia, 1951. P. 163–180. 892 G. V. Florovsky, The Church: her Nature and Task//Universal Church in God " " s Design. Vol. I, London, 1948. P. 42–58. 899 Заветы символизма//Борозды и межи/Собр. соч. Т. II. С. 589 и сл.; Т. Špidlík, Un facteur d " union: lapoésie. Viacheslaf Ivanoff (1866–1949)//OCP 33 (1967). P. 137. 903 G. Florovsky, The Doctrine of the Church and the Ecumenical Problem//The ecumenical review, 2. Gene 1950. P. 152–161. 908 C. Molari, L " attesa messianica oggi nel cristianesimo//Vita monastica, 41 (1988). P. 60–90. 914 И действительно, «мессианизм был свойственен не только русским, но и полякам. Страдальческая судьба Польши его обострила. Интересно сопоставить русские мессианские и эсхатологические идеи с идеями величайшего философа польского мессианизма Чешковского, который до сих пор еще недостаточно оценен. Его главное четырехтомное сочинение “Notre Ре [изд. по-фр.] построено в форме толкования молитвы Отче наш . Это есть оригинальное толкование христианства в целом, но в особенности есть христианская философия истории». См.: Н. Бердяев , Русская идея. С. 213–214. 916 Здесь уместно процитировать следующее утверждение П. Чаадаева: «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок. Наставление, которое мы призваны преподать, конечно, не будет потеряно; но кто может сказать, когда мы обретем себя среди человечества и сколько бед суждено нам испытать, прежде чем исполнится наше предназначение?» (П.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

14:24. Мужская проституция. Информацию о культовой проституции см. в коммент. к Втор. 23:17,18 . Использованное здесь понятие встречается как в мужском, так и в женском роде и, вероятно, является эвфемизмом, обозначающим категорию лиц, исполняющих определенные функции. Такое же понятие используется в аккадской литературе по отношению к лицам, посвященным на служение при храмах и святилищах. «Блудники» и «блудницы» были такими же храмовыми служителями, как кормилицы и повитухи. Какие именно функции исполняли эти мужчины, точно неизвестно. 15:9–24 Аса, царь Иудеи Информацию о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Пар. 14–16 . 15:18. Тавримой, Хезион. Эти имена встречаются только в данном контексте. Арамейские источники этого периода не существуют, а в ассирийских анналах арамейские цари этого времени не упоминаются. Форма имен не вызывает сомнений в их арамейском происхождении, но никакой иной исторической информацией мы не располагаем. 15:25–32 Нават, царь Израиля 15:25. Хронология. Попытка библейского автора согласовать годы правления царей Израиля и Иудеи не всегда увенчивается успехом. По всей вероятности, первым годом царствования Асы был 914 г. до н. э., а Нават начал править не ранее 911 г. до н. э. Кроме того, несмотря на то что царствование Навата охватывает два года, фактически оно продолжалось всего несколько месяцев до того момента, когда он был убит в результате заговора осенью 910 г. до н. э. 15:27. Гавафон. Расположенный примерно в 2 милях к западу от Газера на филистимской территории, Tell el-Melat был, вероятно, всего лишь заставой на границе с Израилем (следует отметить, что он упоминается среди владений Данова колена в Нав. 21:23 ). Стратегическое значение его местоположения подтверждается упоминанием в перечне завоеваний фараона Тутмоса III (1468 г. до н. э.) и в рассказе о подавлении мятежа в Азоте в анналах ассирийского царя Саргона II (713г.до н.э.; Ис.20:1 ). 15:29. Истребление дома предшественника. Обсуждение темы политических «чисток» в период смены правления см. в коммент. к 3Цар. 1:21 . Уничтожая всех будущих претендентов на престол, Вааса повышал вероятность того, что ему будут наследовать члены его рода. Исполнение проклятия на дом Иеровоама (14:7–16) напоминает по форме «Проклятие Аккада» периода Ур III, направленное против аккадского царя Нарам-Сина, чей поступок (осквернение святыни в Ниппуре) навлек на его царство гнев богов. 15:33–16:7 Вааса, царь Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Армия поглощала силы Империи. Население изнывало под непомерным бременем. Росли налоговые требования государства, а обычные злоупотребления сборщиков, среди которых теперь, к вящему озлоблению плательщиков, встречались и иностранцы, переполняли меру терпения 914 . В городах многие продавали свою свободу, чтобы поступить на службу и под защиту к могущественному господину: нередкое явление в Византии во все времена. Против этого обычая Мануил выступил, издав закон, по которому свободным от рождения, если они продали себя в рабство, возвращалась свобода, причем кажется, что император (по крайней мере в столице) выкупал их на государственные средства 915 . Впрочем, суть социального развития, выражавшегося в росте крупного землевладения с одной стороны и обеднении и неплатежеспособности низших сословий с другой, заключалась в том, что всё более широкие слои населения утрачивали свободу и становились если не рабами, то, во всяком случае, зависимыми людьми. Победно шествующий процесс феодализации в конце концов привел к ослаблению византийского государственного организма и подорвал силы сопротивления государства. Византия еще была способна с напряжением всех сил время от времени одерживать победы во внешних войнах. Но ей недоставало сил переносить неудачи и поражения. За эпохой призрачного блеска при Мануиле вскоре последовал внутренний надлом византийского государства. 3. Попытка реакции при Андронике Комнине Общая литература: Успенский Ф.И. Императоры Алексей II и Андроник Комнины//ЖМНП 212 (1880). С. 95–130 и 214 (1881). С. 52–85; Он же. Последние Комнины: начало реакции//ВВ 25 (1927–1928). С. 1–23; Radojié N. Dva posljednja Komnena na carigradskom prijestolu. Zagreb, 1907; Cognasso F. Partiti politici e lotte dinastiche in Bizanzio alia morte di Manuele Comneno. Torino, 1912; Diehl Ch. Figures. Vol. II. P. 86–133; Сюзюмов М.Я. Внутренняя политика Андроника Комнина и разгром пригородов Константинополя в 1187 г.//ВВ 12 (1957). С. 58–74; Jurewicz О. Andronik I. Komnenos. Warschau, 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛОГИЯ [греч. ελοϒα - благословение], в христ. традиции одно из возможных наименований получивших благословение хлеба , воды , елея , а в нек-рых случаях - сосудов, их содержащих ( ампул и проч.), или иных святынь (небольших икон и проч.), раздаваемых в память о посещении мон-рей или совершении паломничеств. В НЗ греч. слово ελοϒα помимо своего основного значения использовано в отношении евхаристической Чаши (1 Кор 10. 16: τ ποτριον τς ελοϒας - семитизм, о происхождении, связи с иудейской практикой и точном значении к-рого существуют разные т. зр.; см. обзор в кн.: Thiselton A. The First Epistle to the Corinthians. Grand Rapids e. a., 2000. P. 752-768), а также в отношении материальной помощи, посылаемой в Иерусалим поместными общинами (2 Кор 9. 5). В христ. лексиконе II-IV вв. термин ελοϒα встречается как обозначение Евхаристии - или таинства в целом, или непосредственно Св. Даров (см.: Iust. Martyr. I Apol. 67. 5; Acta Thomae 26; 29; Orig. In Ier. hom. 19. 13; Euseb. Hist. eccl. V 24. 15; Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 66; возможно, в этом же значении слово употреблено в 14-м и 32-м Лаодик.). В нек-рых памятниках IV-V вв. словом ελοϒα названы хлеб и вино, принесенные верными для совершения Евхаристии (Const. Ap. VIII 31. 2; Aug. Contr. litt. Petil. 3. 16. 19; Idem. Ep. 36. 8. 19), или приготовленные, но еще не освященные Дары (Areop. EH. 3. 2; 3. 3. 8) (см.: Stuiber. 1965. Sp. 914-916). В последующую эпоху Е. стали называть не евхаристический, а получивший отдельное благословение хлеб, раздаваемый больным ( Greg. Turon. Hist. Franc. 5. 14; Idem. Glor. Conf. 30), нуждающимся ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 85) или всем верным (в т. ч. в визант. традиции - хлеб, благословляемый за всенощным бдением, см. Благословение хлебов и др.) (см.: Franz. 1909). Подобный хлеб мог формироваться, аналогично просфорам , с использованием особой печати с тем или иным рисунком, так что верхняя корка выпеченного хлеба-Е. могла иметь определенное изображение; сохранился ряд печатей визант. времени, предназначенных для изготовления хлеба-Е. (см.: Galavaris. 1970).

http://pravenc.ru/text/187216.html

XIV. ст. 244–248 и в «Актах Исторических, I, 104: «Что, господине говорил еси о подьяческом ставлении, которые подъяки малы ставлены, неженаты и которые обещаются девствовати, тем ослобожено и дияконский и ерейский сан взяти, а которые се женят, тем не войти в дияконский сан, ни в ерейский, да и список ми еси прислал о том от божественных правил: ино, господине, Апостольское правило 26 в причет прежде брака пришедшим велит чтецем и певцом токмо, аще хотят, да женятся; а ваши господине подъяки мало ся рознят с четцы и с певцы, только одних стихарем и входу во свят алтарь; а четцех и певцом ведь писано предолтарие, приимшии рукоположение от епископа, верх пострижен, посящи кратки фелонь, а подъяки аще имеют вход во святый олтарь, а ведь не причащаются, причастие им токмо в великое говейно бывает; в Анкирьскаго собора правило 10-е в толковании того правила, сице глаголет: аще диякон преж поставления вопрощен будет от епископа, свидетельствует о себе предстоящими ту, яко не могу девьствовати, но хощу на общение браку приити, да не възбранится ему и по поставлении к браку приити и пребывати в той службе и чести, а подъяки ведь робята глупие, над собою того не ведали; ино ми ся мнит, как бы то подобно тому Анкирскому правилу, что будет им непоступно в дияконский чин или в ерейский, а в подъяческий сан познают, пригоже им держати после женитвы». 906 Письма 23, 29, 38 (2), 39. Русск. пер. п. 21 стр. 78–79: мне следовало писать через клирика ... необходимо было поставить несколько новых..., я сделал Сатура – чтецом. Ср. 8, письмо 30, стр. 111–112, письмо 31, стр. 115–116. 908 Wieland говорит (op. cit. s. 106), будто чтецы здесь причисляются к επαστικοι. На самом деле к «освященным» здесь причисляются лишь пресвитер и диакон (Ср. пр. 19). 909 Instructioncs, Migne, Ser. lat. 5, с. 20: Lectores moneo quosdam cognoscere tantum, Et dare materiam ceteris exemplo vivendi, Certamen fugere lites totidemque servare…. 914 Corpus iuris can Richter, II, 66: «Quod si ministeriis quatuor minorum ordmum exercendis clerici caelibes praesto non erunt, suffici possint etiam coniugati vitae probatae, dummodo non bigami.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

190 ...на прстолех. –Далее в рукописи читается приписка (в других списках она находится не в тексте, а на поле), сообщающая, что при Романе болгарский царь Симеон (893–927) дошел до стен Константинополя и захватил Одрин (Адрианополь) (имеется в виду поход 914 г.). 191 ...яко приповсти земленые прича... муже зубонасаждени... – Имеется в виду миф о Язоне, посеявшем зубы дракона, из которых выросли вооруженные воины. 192 ...стну Семирамид... – С именем Семирамиды (Шеммурамат), ассирийской царицы (810–806 до н. э.), в античности связывались представления о диковинных архитектурных сооружениях,. например о висячих садах в Вавилоне, в действительности сооруженных в VI в. до н. э. 193 ...столпъ... Халански... – Согласно библейской легенде – гигантская башня (то же, что Вавилонская башня). Название – Халанский – из апокрифа. 194 ...правосъвтники приемъ мужа добронравны... –- В греческом тексте далее следует сравнение со спутником Геракла Иолаем и спутником Тезея Перифеем. 195 Роман... от сынов своих извръжен бысть... – В декабре 944 г. Роман был низложен Стефаном и Константином и сослан на остров Прота, где спустя 4 года умер. 196 ...заходя старородный Крон... – В греческом тексте говорится о Кроносе, поверженном его сыном – Зевсом. 197 Таже чада Романова... царь Констянтин, измтну их... – Сыновья Романа были низложены и сосланы в январе 945 г., однако инициатором расправы был не сам император, а поддерживавшая его дворцовая партия. Константин сторонился политики, занятый научным и литературным трудом: ему принадлежат книги «О фемах» (о географии страны), «О церемониях византийского двора», «Об управлении империей». 198 ...Варду Фоку... – Варда Фока до 954 г. являлся доместиком схол Востока – главнокомандующим войсками восточной части империи. 199 ...Василиа... – Василий, побочный сын императора Романа I Лакапина от рабыни скифянки, евнух. Он был паракимоменом (начальником службы личных покоев императора). При Константине VII он был влиятельнейшим лицом в гражданском управлении империи. Отстраненный в начале царствования Романа II, он вновь вышел на политическую арену при Никифоре Фоке и Цимисхии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1819 г.); письма к нему самому – от Бутурлина, из Флоренции (в письме к Анастасевичу от 18 окт. 1815), Адеркаса (в письме к Анастасевичу от 13 мая 1811 г.), Казанского «Владыки» Амвросии Протасова (в письме к Анастасевичу от 29 апр. и 13 мая 1819 г.), из Казани от о. Епифания, ректора Акаддаи к Анастасевичу от 17 окт. и 17 нояб. 1815 г.), и от Ходаковского (в письме к Анастасевичу от 25 нояб. 1819 г). Наконец Архиеп. Тверской Гавриил Розанов писал Архиеп. Херсонскому Иннокентию от 20 окт. 1836 года о м. Евгении, что он де «удостоивает меня писем своих и мои приемлет» (Твер. епарх. вед., 1884 г., 14) 10 . – Из других материалов, необходимых биографу покойного Киевского святителя и опущенных г. Шмурло, можем указать на этот раз: на резолюции преосв. Евгения, печатающиеся в настоящем году на страницах Вологодских епарх. ведомостей, на бумаги В. Г. Анастасевича, хранящиеся в Румянцев. Музее 912–914), на бумаги прот. И. И. Григоровича (Моск. Рум. Музей, 1346), на «Четыре письма гр. Н. П. Румянцева к И. И. Мартынову» (там же, 55), на 5 писем его же Анастасевичу (там же, автографы) и на письма гр. Д. И. Хвостова к какому-то Христофору Осиповичу (Моск. Императорский исторический музей, 1 ) 11 . Конечно, есть немало материалов и в огромных портфелях, оставшихся после смерти Н. П. Румянцева и хранящихся теперь в Музее его имени 12 , но, по временным правилам музея, мы не получили позволения ознакомиться с этими любопытными материалами... Кроме названного труда о высокопреосв. Евгении, г. Шмурло почти одновременно с ним издал «Библиографический список литературных трудов Киевского м. Евгения Болховитинова », вып. 1 (Спб.), захватывающий 1785–1803 года 13 . Вместе взятые, эти работы молодого ученого настолько полно и обстоятельно рисуют ученую деятельность нашего автора в «ранние годы его жизни», что нет никакой надобности возвращаться к тому, что составляет их содержание. Вот почему мы совсем вычеркиваем из своего сочинены приготовленный было нами краткий очерк того же периода из жизни м.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Благодарю тя, владыко мой, Господи Исусе Христе, яко съподобилъ мя еси недостойнааго съповдателя быти святыимъ твоимъ въгодьникомъ, се бо испьрва писавъшю ми о житие и о погублении и о чюдесьхъ святою и блаженою страстотрьпьцю Бориса и Глба, 913 понудихъ ся и на другое исповдание приити, еже выше моея силы, ему же и не бхъ достоинъ – грубъ сы и неразумичьнъ, къ симъ же яко и не бхъ ученъ никоеиждо хытрости, нъ въспомянухъ, Господи, слово твое, рекъшее: «Аще имате вру яко и зьрно горущьно и речете гор сей: преиди и въврьзися въ море, и абие послушаеть васъ». 914 Сина ум азъ гршьный Нестерь приимъ и оградивъся врою и упованиемь, яко вься възможьна отъ тебе суть, начатъкъ слову списания положихъ, еже о житии преподобнааго отьца нашего Феодосия, бывъша игумена манастыря сего святыя владычиц нашея Богородиц, его же и день усъпение нын праздьнующе память творимъ. Се же якоже, о братие, въспоминающю ми житие преподобнааго, не сущю же съписану ни отъ кого же, печалию по вься дни съдрьжимъ бхъ и моляхъся Богу, да съподобить мя по ряду съписати о житии богоносьнааго отьца нашего Феодосия. Да и по насъ сущеи чьрноризьци, приимьше писание и почитающе и, тако видяще мужа доблесть, въсхвалять Бога, и въгодника его прославляюще, на прочия подвигы укрпляються, наипаче же яко и въ стран сей такъ сий мужь явися и угодьникъ Божий. О семь бо и самъ Господь прорече: «Яко мнози приидуть отъ въстокъ и западъ и възлягуть съ Авраамъмь и съ Исакъмь и Ияковъмь въ царствии небесьнмь» 915 и пакы: «Мнози будуть послдьнии пръвии», 916 ибо сии послдьнии вящии прьвыхъ отьць явися, житиемь бо подражая святааго и пьрвааго начальника чьрьньчьскууму образу, великааго мню Антония 917 чьрньчьскууму образу. И се же чюдьне, якоже пишеть въ отьчьскыихъ кънигахъ: «Слабу быти послдьнюму роду»; сегоже Христось въ послдьниимь род семь такого себе съдльника показа и пастуха инокыимъ, б бо измолода житиемь чистъмь украшенъ, добрыими длесы, врою же и съмыслъмь паче. Его же нын отьсюду уже начьну съповдати еже отъ уны вьрсты житие блаженааго Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010