5 Кормчая (Номоканонъ). Отпечатана с подлинника Патриарха Иосифа. Репринтное издание. СПб., 1997. С. 912–914. Об авторе см.: Сидоров А.И. Путь христианского любомудрия (О преподобном Никите Стифате)//ЖМП. 1992. 6. С. 33–45. 6  Павлов А.С. Номоканон при большом Требнике//Ученые записки Императорского Московского университета. Отдел юридический. М., 1897. Вып. 14. С. 320; Требник. М., 1884. Л. 289–289 об. См. также поучение митрополита Даниила (1533–1539; †1547) ( Жмакин В . Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. Приложение. С. 28). 7  Срезневский И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1903. Т. 3. Стб. 1343. 8  Златоструй. Древняя Русь X–XIII веков. М., 1990. С. 141. Острижение бороды или волос на голове подвергалось наказанию в Древней Руси. В юридическом документе, Уставе князя Ярослава Мудрого (†1054), несколько раннего времени читаем: «Аже пострижет голову или бороду, епископу 12 гривен, а князь казнить» (Памятники русского права. Вып. 1: Памятники права Киевского государства X–XII вв. М., 1952. С. 261). 9  Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI–XIII. Исследования, тексты, переводы. СПб., 1992. С. 87. 10  Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 200. 11  Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 218. 12  Филюшкин А. Василий III (ЖЗЛ). М., 2010. С. 285. Следует отметить очень большую разницу в годах между женихом-князем и его невестой (Там же. С. 283). 13 Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. М., 1986. [Ч. 1] С. 178. 14 В своем послании в Свияжск он говорит об «угодии женам» (Макарий, архим. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 400). 15 Российское законодательство Х–ХХ веков. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 301. 16 Цит. по: Осипов Д.О. Мода в обуви XV–XVI веков (по материалам археологических коллекций)//Материалы и исследования/Федеральное гос. бюджетное учреждение культуры «Гос. ист.-культ. музей-заповедник “Моск. Кремль”». М., 2012. Вып. 21. С. 248; Шокарев С. Повседневная жизнь средневековой Москвы. М., 2012. С. 312.

http://e-vestnik.ru/history/oblik_pravos...

Соломон был провозглашен наследником царского престола по ее просьбам. Мф.1:7 .  Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Соломон царствовал сорок лет (1015–975 гг. до Р.Х.). При нем был выстроен храм в Иерусалиме. Ровоам, или Реговоам, сын Соломона, царствовал в Иудее «только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных» ( 3Цар.12:17 ; 2Пар.10:17 ). Он вступил на царство в 41 год и царствовал в Иерусалиме 17 лет (975–957). После него на престол вступил сын его Авия и царствовал три года (957–955). После Авии воцарился сын его Аса (955–914). Мф.1:8 .  Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; После Асы воцарился Иосафат, или Иегосафат, сын его, 35 лет, и царствовал 25 лет (914–889). После Иосафата воцарился Иорам, 32 лет, и царствовал 8 лет (891–884). За Иорамом встречается у Матфея пропуск трех царей – Охозии, Иоаса и Амасии, царствовавших в общем с 884 по 810 год. Если этот пропуск сделан не случайно, по ошибке переписчика, а намеренно, то причину исключения из родословия трех названных царей следует искать в том, что евангелист считал их недостойными быть исчисленными в ряду наследников Давида и предков Иисуса Христа 1 . Мф.1:9 .  Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Правнук Иорама Озия (810–758) называется в Библии еще Азарией. После Озии воцарился Иофам, или Иоафам, сын его, 25 лет, и царствовал в Иерусалиме 16 лет (758–742). После Иоафама вступил на престол сын его, Ахаз, 20 лет от роду, и царствовал в Иерусалиме 16 лет (742–727). Мф.1:10 .  Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; После Ахаза воцарился Езекия, сын его и царствовал 29 лет (727–698). После Езекии вступил на престол сын его Манассия, 12 лет, и царствовал 50 лет (698–643). После Манассии воцарился сын его Аммон, или Амон (в Евангелии от Матфея, согласно некоторым рукописям, синайской, ватиканской и др., следует читать Амос, но в других, не менее авторитетных, но многочисленных рукописях – Амон), 22 лет, и царствовал два года (643–641). Мф.1:11 .  Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

12 . Есть также различие и между самими людьми. Иначе был мудр Даниил, о котором сказано: «Кто мудрее Даниила?» (Ieзek. XXVIII, 3). Иначе другие мудрецы, иначе Соломон, который своею мудростию превосходил мудрость древних, а также всех мудрецов египетских (III Цap. IV, 29 и сл.). Иное дело мудрствовать одинаково со всеми (communiter sapere) и иное мудрствовать, как подобает совершенным (perfecte). Кто 910 мудрствует одинаково со всеми, тот мудрствует о временном, о самом себе, о том, чтобы похитить что либо у другого и присвоить себе. Кто же мудрствует, как свойственно совершенному, тот не умеет (nescit) наблюдать своих выгод; но к тому, что вечно, что прилично и честно стремится он всею душой, заботясь о полезном не для себя, а для всех. 13 . Указанное различие даст нам возможность не смешивать 911 взаимоотношений честнаго и полезнаго (ut inter dao illa, honestum atque utile, errare nequeamus). Праведный и не подумает отнять что либо у другого и не захочет строить собственное благополучие на несчастии ближняго. Это правило предписал тебе и апостол, когда сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, на не все назидает. Никто пусть не ищет своего, но того, что (касается) другого» (I Kop. X, 23–24) 912 , т. е. никто пусть не ищет своей выгоды, но (каждый выгоды) другого; никто пусть не ищет почестей для себя, но для другого. Почему и в другом месте он говорит: «Один другого почитая высшим себя, каждый заботясь не о своем, но о чужомъ» (Фuл. II, 3–4). 14 . Никто также пусть не ищет милости или похвалы для себя, а не для другого. Это (достаточно) ясно, как можно видеть 913 , было раскрыто в притчах, где Дух (святой) сказал устами Соломона (per Salomonem): «Сын (мой), если ты будешь мудр, то будешь мудр для себя и для ближних; если же станешь злым, то один почерпаешь зло» (Npumч. IX, 12) 914 . Мудрый подобно праведному дает советы другим, ибо та и другая добродетель пребывают нераздельно (quando quidem consors sui est, utriusque forma virtutis).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

14 . И, однако, до сих пор только «верой, не видением, надеждой спасены мы. Надежда, которая видит, не есть надежда» 912 . Пока еще «бездна призывает бездну», но уже «голосом водопадов Твоих» 913 . Пока еще тот, кто сказал: «не могу говорить с вами, как с духовными, но как с плотскими», остается при мысли, что и сам не все постиг, и «забывая прошлое, устремляется к тому, что впереди» и «вздыхает под тяжким бременем» 914 . Душа его жаждет Бога живого, как олень источников водных, и восклицает: «когда прийду?» 915 Он хочет «облечься в небесное жилище» и зовет бездну внизу, говоря: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» и «не будьте дети умом; на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни», и «о несмысленные галаты! кто прельстил вас?» 916 . Это уже не его голос, а Твой: Ты послал с небес Дух Твой через Того, Кто «взошел на небо» и открыл «водопады даров Своих, да обрадует град Твой поток водный» 917 . Об этом граде вздыхает друг жениха 918 , уже обладающий начатками духа 919 . «Доселе, однако, стенает он в сердце своем, ожидая усыновления и своего искупления. Он вздыхает о нем – он ведь член Церкви, невесты Христовой – и ревнует о ней – он ведь друг жениха – о ней ревнует, не о себе, потому что голосом «водопадов Твоих», не своим, взывает он к другой бездне, которой в ревности своей боится: «как змей хитростью своей прельстил Еву, так и слабые умы могут повредиться, отпав от чистоты» 920 , которая есть в Супруге нашем, единственном Сыне Твоем. Как прекрасен будет этот свет, когда мы увидим его таким, как он есть, и окончатся слезы, которые стали мне хлебом моих дней и ночей, ибо ежедневно говорят мне: «где Бог твой?» 921 XIV 15 . И я говорю: «где Ты, Бог Мой?» Где же Ты? Немного отдыхаю я в Тебе, изливая душу свою в ликовании и восхвалении, в звуках торжественного празднования. Но до сих пор печальна она, потому что падает и становится бездной, вернее, она чувствует, что и до сих пор она бездна. Ей говорит вера моя, которую зажег Ты в ночи на пути моем: «почему печальна ты, душа моя, и почему смущаешься? надейся на Бога. На пути твоем есть светильник: Слово Его». Надейся и терпи, пока не пройдет ночь, мать грешников, пока не пройдет гнев Божий, детьми которого были и мы когда-то, когда были тьмой. Остатки ее мы влачим в теле нашем, мертвом по причине греха «пока не повеет днем и не разойдутся тени» 922 . «Надейся на Бога; утром встану и буду созерцать Его; всегда буду исповедовать Тебя. Утром встану и увижу спасение лица моего» 923 , Бога моего, Который «оживит и смертные тела наши ради Духа, Который обитает в нас» 924 , ибо милосердно парил Он над мраком нашей неустойчивой души. От Него в этом земном странствии получили мы и залог того, что станем светом 925 , и пока еще спасаемся надеждой, но уже сыны света и сыны Божии, а не сыны ночи и мрака, какими, однако, мы были.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

2 Голосом моим ко Господу взываю, голосом моим Господу помолюсь. 3 Изолью Ему моление мое, печаль ему возвещу. 4 Когда изнемогал во мне дух мой, были ведомы Тебе стези мои. На пути, которым я шел, расставили сети мне. 5 912 Взглянул я направо и вижу: нет человека, близкого мне; некуда мне бежать, и нет защиты душе моей. 6 Воззвал я к Тебе, Господи, и сказал: Ты упование мое, от Тебя приемлю участь мою на земле живых! 7 Внемли молению моему, ибо смирился я глубоко! Избавь меня от гонителей моих, ибо стали они сильнее меня! 8 913 Изведи из темницы душу мою, да прославлю имя Твое! Давно ждут праведники, что Ты воздашь мне по делам моим! Псалом Давида, когда преследовал его Авессалом, сын его, 142. 914 1 915 Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей, 2 916 И не вступай в тяжбу с рабом Твоим, ибо не в силах оправдаться пред Тобою никто из живых. 3 Ибо враг преследует душу мою; унизил до земли жизнь мою; посадил меня во тьму, уподобив давно умершим. 4 И изнывал во мне дух мой, содрогалось во мне сердце мое. 5 917 Вспоминал я дни древние, поучался деяниями Твоими, творениями рук Твоих назидался. 6 Воздел я к Тебе руки мои; душа моя, как земля безводная, пред Тобой! 7 918 Скорее услышь меня, Господи, изнемог дух мой; не отвращай лица Твоего от меня, да не уподоблюсь нисходящим в гроб! 8 919 Возвести мне наутро милость Твою, ибо я на Тебя уповаю! Укажи мне, Господи, путь, каким следовать мне, ибо к Тебе вознес я душу мою! 9 Избавь меня от врагов моих, Господи, прибегаю к Тебе! 10 920 Научи меня творить волю Твою, ибо Ты Бог мой; Дух Твой благой направит меня в землю правды. 11 Оживишь меня правдою Твоей, Господи, имени Твоего ради, избавишь от печали душу мою; 12 И по милости Твоей истребишь врагов моих, погубишь преследующих душу мою, ибо я раб Твой. Слава: 856 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Пс. 134 и 135 входили в чин благодарственного богослужения, которое называлось «Великий Аллел» (от Аллилуия –«хвалите Бога») и было приурочено к празднику Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4. Помяну Раав и Вавилона ведущим Мя: и се, иноплеменницы и Тир и людие Ефиопстии, сии Быша тамо. Говоря о превосходной славе Иерусалима, псалмопевец воспоминает и о других знаменитых городах и народах древности. – «Упомяну знающим Меня, от лица Господа говорит псалмопевец, о Рааве и Вавилоне» – Раавом (что значить гордый) назывался собственно змий, дракон. Так здесь, как и у пророка Исаии, называется Египет, за его хитрость, злость и гордость ( Ис.27:1 ). Напоминая о Египте на юго-западе и о Вавилоне на востоке, Господь тем самым напоминает и об их судьбе, предсказанной пророками. – «Будет в тот день, говорит Исайя, Господь потрясет все от великой реки (Евфрата) до потока Египетского... И будет в тот день, вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме». ( Ис.27:1213 ). – Обращая взор на западе, псалмопевец говорит: «и вот, иноплеменники, т. е. Филистимляне, жившие по берегу Средиземного моря, и Тир – один из двух главных городов Финикии, на северо-западе от Иерусалима, и людие Ефиопстии, жители Ефиопии, обитавшие, как и доселе, на верховьях Нила – ...сии Быша тамо, – они были там: т. е. представители этих народов все были в городе Божием, Иерусалиме, как поклонники единая истинная Бога в Его святом храме, на Сиона (ср. Пс.44:1113 ; Пс.71:811,15,17 ; ср. Ис.60:914 ). 5. Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем, и Той основа и Вышний. Слава Сиона в том, что для обратившихся к истинному Богу – возродившихся духовно Сион будет матерью. И, как матерь, Сион будет говорить, что человек и человек родился в нем, т. е. – что в нем будут постоянно рождаться новые и новые люди, как члены одного семейства – дети одной матери... Будут говорить: и Той основа и Вышний, или – что так основал Сион Сам Всевышний, т. е. по воле Всевышнего, Сион будет местом рождения и спасения истинно верующих. – Так о Сионе и пророке Исаия говорит, что «все сыны его будут научены Богом и великий мир будет у сыновей его» ( Ис.54:13 ; ср. 13,11,1217;49:2022 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

884.  Говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13. 37). 885. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об авве Агафоне, гл. 39. 886. Лк. 21. 34. 887.  Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 888. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 135. 889. Слово 17, гл. 2 и 8. 890. Слово 89. 891. Св. Исаак Сирский. Слово 21. 892. Сир. 7. 39. 893. Пс. 33. 22. 894. Лествица. Слово 6. 895.  Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11. 34). 896. Мф. 10. 30; Лк. 21. 18. 897.  Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15. 8). 898. Преподобный Иоанн Карпафийский. Гл. 25. Добротолюбие. Ч. 4. 899. Histoire du Christianisme par Fleury. Liv. 21, chap. 19. 900.  Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 901. Лк. 14. 17. Объяснение блаженного Феофилакта. 902. Патерик Скитский. — Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 903.  По лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4. 14). 904.  Безрассудно надмеваются плотским умом своим (Кол. 2. 18). 905.  По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 906. 2 Кор. 10. 5. 907. Святой Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 1. О рассуждении. 908.  Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 909.  Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 1). 910.  Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море (Исх. 15. 3–4). 911.  Расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря (Исх. 15. 8). 912. (Исх. 15. 6). 913. Исх. 15. 2. 914. Исх. 15. 14–15. 915.  От величия мышцы Твоей да онемеют, как камень (Исх. 15. 16). 916.  Доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, в святилище, которое создали руки Твои (Исх. 15. 16–17). 917.  Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

884. Говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13. 37). 885. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об авве Агафоне, гл. 39. 886. Лк. 21. 34. 887. Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 888. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 135. 889. Слово 17, гл. 2 и 8. 890. Слово 89. 891. Св. Исаак Сирский. Слово 21. 892. Сир. 7. 39. 893. Пс. 33. 22. 894. Лествица. Слово 6. 895. Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11. 34). 896. Мф. 10. 30; Лк. 21. 18. 897. Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15. 8). 898. Преподобный Иоанн Карпафийский. Гл. 25. Добротолюбие. Ч. 4. 899. Histoire du Christianisme par Fleury. Liv. 21, chap. 19. 900. Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 901. Лк. 14. 17. Объяснение блаженного Феофилакта. 902. Патерик Скитский. — Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 903. По лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4. 14). 904. Безрассудно надмеваются плотским умом своим (Кол. 2. 18). 905. По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 906. 2 Кор. 10. 5. 907. Святой Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 1. О рассуждении. 908. Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 909. Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 1). 910. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море (Исх. 15. 3–4). 911. Расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря (Исх. 15. 8). 912. (Исх. 15. 6). 913. Исх. 15. 2. 914. Исх. 15. 14–15. 915. От величия мышцы Твоей да онемеют, как камень (Исх. 15. 16). 916. Доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, в святилище, которое создали руки Твои (Исх. 15. 16–17). 917. Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 21).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

898.  Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть навеки (Пс. 91. 8). 899. Кирпич — по-славянски плинфы. 900.  …праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу (Исх. 5. 17). 901.  …разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8. 4). 902.  Возвратитесь, …дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер. 3. 22). 903.  …пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему], пусть только останется мелкий и крупный скот ваш (Исх. 10. 24). 904. Помышления подвижника, если будут вращаться в земном и суетном, то непременно привлекут его к плотской жизни и к согрешениям. 905. Исх. 10. 25. 906.  …что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14. 22). 907. Ис. 33. 2. 908. Поучение 13. О том, как переносить скорби. 909.  Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне (Пс. 138. 22). 910. Поучение 19, состоящее из кратких изречений. 911. Поучение 17. 912.  Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7. 5). 913.  Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным (Авв. 2. 15). 914.  …любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4. 8). 915. 1 Кор. 13. 5, 7. 916.  …составляем одно тело… а порознь один для другого члены (Рим. 12, 5). 917.  …страдает ли один член, страдают с ним все члены (1 Кор. 12. 26). 918. Поучение 6 о том, чтоб не осуждать ближнего. 919.  По иному мнению: подобен чистому сосуду по наружности, но внутри наполненному смрадною скверною: когда откроют его, то зловоние обнаруживает свое присутствие в нем. 920. Поучение 7. О самоукорении. 921. Поучение осьмое. О памятозлобии. 922. Гал. 5. 22, 23. 923. Лк. 6. 37. 924. Рим. 19. 21. 925.  «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу…» (Пс. 29. 10). 926.  …истинно говорю вам: не знаю вас (Мф. 25. 12). 927. Гал. 6. 12; 1 Тим. 4. 2. 928. Мф. 11. 29. 929.  …если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста (Иер. 15. 19). Поучение 17. О наставлении братии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

902. Пример с пожеланием Калигулы встречается у Кьеркегора неоднократно. См. примеч. к первой, «эстетической» части «Или — или». 903. См.: Лк 18, 11: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…» 904. Здесь у Кьеркегора игра слов: уже известное нам «уныние» («Tungsind») созвучно глаголу в выражении «давит тяжко» («tynge»). 905. Букв.: за всё, замещающий собой всё, т. е. по преимуществу, как таковой (дат.). 906. См.: Диоген Лаэрций. Жизнь знаменитых философов. «Антисфен». 6.11,13–15. 668 907. См.: Мф 16, 26: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» 908. См.: Мф 20, 3: «…выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно…» 909. См.: 1 Кор 15, 31: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем». 910. Он неохотно согласился показаться, а воображение принцессы уже представляло себе образ прекраснейшего мужчины, которого она надеялась увидеть в своем напряженном ожидании. Однако какой контраст между оригиналом и идеалом, поскольку появился всего лишь затрапезный, повседневный образ, — один из тех обычных людей, чья физиономия не выказывала ни гениального взора, ни чувствительного духа! (нем.) (см.: Музэус И. Оруженосец Роланда — Musaus J. A. Rolands Knappen. Volksmarchen der Deutschen. I. Wien, 1815. S. 129). 911. Убегая от бедности по морю, по скалам, сквозь пожарища (лат.) (Гораций. Послания. 1.1.46). 912. В уме, в сознании (лат.). 913. См.: Гал 6,7: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает». 914. Формирующее стремление (лат.), то есть своего рода «креативное усилие». Кьеркегор впервые употребляет это латинское выражение в «Понятии иронии»; позднее оно возникнет и в «Философских крохах» в связи с отсылкой к «Науке логики» Гегеля (2.1.3), где, правда, тот говорит скорее о внутреннем, инстинктивном стремлении.

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010