Потому Спаситель наш и говорит в Евангелии: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его [ Мф.11:12 ]. Но мы должны всегда веровать и помнить, что с нами Бог, невидимый Помощник и Соратник против всякого греха, всемогущий и скорый наш Защититель и Победитель врагов наших; с нами Владычица Богородица, возбранная Воевода наша; с нами Ангелы Хранители, с нами все угодники Божии, молитвами своими ходатайствующие за нас у Господа и житием своим поучающие нас непрестанно всячески противиться греху, молиться, поститься, внимать себе и бодрствовать непрестанно и побеждать грех благодатью Христовою. Нет выше и богоугоднее служения, как служение больным, особенно чрез исповедь и причащение Святых Таин, но от этого служения крайне старается отвратить супостат-диавол, раздражая против ближних священника, – иерей должен любить их твердой и неотпадающей любовью, особенно больных, и не раздражаться, и не себе угождать. 19 апреля. Воскресенье Недели мироносиц. Сегодня в Питере я допустил себя подвергнуться сильному гневу на Евфросинию Николаевну за возвращение назад при поездке на Пески от Петровых (обручение Быстровым) и едва отошел от гнева в силу молитвы тайной покаянной ко Господу. О плоть моя окаянная! О ветхий мой человек! Сколько в тебе гнездится страстей – самолюбия, гнева, блуда, зависти, гордости, тщеславия, корыстолюбия, вещелюбия, непослушания, презорства, ропота, уныния и прочих. 21 апреля. Благодарю Господа, явившего мне, грешному, великую и богатую милость за веру и покаяние в грехе жестокосердия и скупости относительно двух бедных женщин, бывших на вечернем (девять с половиной часов) пароходе, просивших у меня денег: одна на машинку швейную и другая на проезд в Петербург (ей дано было неделю назад пятнадцать рублей в доме Мотина). Раскаялся я, что не приготовил ранее им милостыни, а в настоящие минуты не хотел рыться в бумагах карманных. 22 апреля 1898. Благодарю Господа, даровавшего мне слово на день тезоименитства благоверной государыни императрицы Александры Федоровны, которое отдано в типографию газеты «Котлин» для напечатания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сказание высокое о подвижнике, над коим хотели посмеяться злонамеренные люди. «Правду ли, авва, говорят о тебе, что ты блудник?» – «Да», – отвечал он. «Говорят, что ты горд?» – «И это правда». – «А что ты еретик? » – «Ну, это неправда», отвечал он. «Отчего же ты признаешь себя виновным в тех грехах, а в этом нет?» – «Оттого, что ко всем вышеозначенным грехам склонна наша природа и так или иначе бываешь в них виновен, а ересь, так как она произвольна и упорна, неизвинительна в человеке и бывает причиной его погибели» 58 . Так и я ответил бы и от ереси открещивался бы обеими руками. А вы [...], как еретику, читаете целую апологетику догмата! Это обида невыносимая, и она предполагает в вас намерение [взносить] великую вину на невинного и подвергать его самой злой диффамации 59 с целью обесславить человека, задавить его. Это совсем против христианской любви, которая милосердствует, всё покрывает, снисходит, вразумляет [ 1Кор.13:4–8 ]. Чистые сердцем Бога узрят [ Мф.5:8 ]. Ради такого всеблаженного видения должно потрудиться всякому христианину в борьбе с грехом, миром и миродержцем и всё претерпеть, как апостолы, пророки, мученики, преподобные, Христа ради юродивые и все святые. Какая неизреченная доброта и красота лица Божия! Сколь благ и прекрасен Тот, Кто создал Ангельские светлости и всю красоту видимую в тварях! Беги безобразия страстей, смрада их! Антихрист будет римский папа, провозгласивший себя непогрешимым, как Бог , и закрепивший на века за собой эту нелепость, утвердив ее на лживом соборе Ватиканском. Он – то лицо антихристово, о котором говорит [Писание], что он сядет в Церкви, как Бог, выдавая себя за Бога [ 2Фес.2:4 ], и уже папа провозглашает себя Господом Богом, – по крайней мере [католики] согласились на это со своими богословами 60 . Дальше этого идти некуда. С этим согласуется и то сказание в Апокалипсисе, что антихрист сначала будет притворяться необыкновенно благочестивым [ Откр.13 ; ср. 2Ин.1:7 ; 2Фес.2:2–12 ; 1Тим.4:1–6 ]. Как же, в самом деле, папе не казаться благочестивым? Какой же он был бы папа? Чем лучше обольстить народ, как не мнимым благочестием? В папе именно народ ищет благочестия, и вот из видимого благочестия выродится ехидна антихристова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Чт. 1897 г. Янв. 188 стр.) Итак, братие, будем памятовать, что мы христиане и что тела наши – храм живущего в нас Духа Божия, а аще кто Божий храм растлит, говорит св. апостол Павел, растлит сего Бог ( 1Кор.3:17 ). Будем стараться и в мыслях и на деле сохранять целомудрие, – это есть высшее достоинство человека, как существа разумно-свободного. Животное живет по влечению страстей, да и то, по природе, наблюдает меру и время в удовлетворении их, а человек должен быть выше животного. «Блуд и всякая нечистота», по слову Апостола, «не должны даже именоваться у нас, как прилично святым» ( Еф. 5:3 ). Посему будем, братие, всеми силами и средствами оберегатися от плотских похотей, яже воюют на душу ( 1Пет. 2:11 ), не предаваясь сладострастию и распутству ( Рим. 13:13 ). Особенно, братие, берегите детей своих с малых лет, словом и примером приучайте их к целомудрию в словах и делах, удаляйте их от соблазнов и искушений, от общения с дурными людьми, старайтесь сблизить их с хорошими, целомудренными людьми, и главным образом приучайте их к Богу и внушайте им страх Божий. Аминь. Беседа XXVI. О седьмой заповеди В прошедшей беседе мы говорила с вами, братие, о том, что седьмою заповедию закона Божия запрещается грех любодеяния. Запрещая этот грех, та же заповедь тем самым предписывает сохранять супружескую любовь и верность, а для тех, которые могут вместить, совершенную чистоту и целомудрие. При объяснении таинства брака мы говорили уже с вами, братие, о том, что безбрачие, сохранение девства почитается выше супружества. Сам Господь Иисус Христос Своим примером и учением ( Мф.19:11–12 ) указал на него, как на совершеннейший образ жизни. И слово Божие обещает девственникам особую награду на небе ( Откр.14:3–5 ). Но только то девство почитается выше супружества, которое сохраняется в чистоте. Если же оно не хранится в чистоте, то не может быть угодным Богу, и строго порицается в слове Божием. Блудники царства Божия не наследят, по слову Апостола ( 1Кор.6:9–18 ). Посему, братие, те, которые не могут вместить учения о безбрачии и сохранить его в чистоте, должны вступать в благословенное Богом супружество.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

71) Ин III, 3: νωθεν означает к снова и свыше. 72) Ин III, 5. 73) Ин III, 8. Аналогичное духовному рождению явление — Свое «пришествие» Христос символизирует аналогичным образом молнии, которая бывает видна всюду, но не имеет определенного начала и конца, не приурочивается к определенному месту. Мф XXIV, 27 пар. 74) Мф. XVIII 3, Мф XIII, 31–33 пар. Мф III, 11; Лк XII, 49. 60. Ср. Ин XVI, 21. 75) 1 Кор II 14. Мк IV. 26—29. Впрочем, эта притча, как и указанные ниже, допускают и другое истолкование — в смысле отношения христианского духа, к обществу учеников Христовых и миру Ср. ниже. 76) Мф. XIII, 19—23 пар. 77) Ин VI, 44; XVII, 6. 9; XVIII, 37. 78) Мф III, 2; IV, 17 пар. 79) 1 Кор VI, 12. 80) Мф VII, 13: 14; Лк XIII, 24. 81) Мф. VI, 16 и др. 81) Мф. XIII, 44-46. 82) Мф IX, 15 пар. 83) Мф XXVI, 16 пар. 84) Мф VI, 25—32; Лк XII, 22—30. 85) Мф. X, 29. 30. 86) Мф VI, 11; Лк XI, 3. 87) Мф XI, 19; Лк VII, 34. 88) Мф XXV, 34 сл. 89) Мф X, 42; Mp. IX, 41. 90) Мф XII, 12 и др. 91) Мф XXII, 2 сл. XXV, ср. XXVI, 29 нар. Образ света часто встречается в Евангелии Иоанна, начиная с I, 4. 92) Лк XIV, 12—14; XVI, 19 сл. 93) Ин VII, 7; Мф X, 22. 25 и др. 94) Мф. XIII, 19. 95) Мф. XIII, 20—22. 96) Мф. VI, 32. 97) Мф VI, 11; Лк XI, 3 98) Мф VI, 34. 99) Лук XII, 16 сл. XVI, 19 сл. 100) Мф VI, 21; Лк XII, 34. 101) Лк XII, 21. 102) Мф VI, 24; Лк XVI. 13 103) Mp. X, 23–25 пар. 104) Лк XXI, 34. 35 cp. XII. 35—46. 105) Мф XI. 5; Лк VII. 22; IV, 18. 106) Ср. Лк XVI, 25. 107) Лк VI, 20—25 cp. I. 51—53. 108) Лк XIV, 21. 23. 109) Мф XXII, 11—13. 110) Лк XI, 41. 111) Лк XII, 33. 112) Мф XIX, 21. 22 пар. 113) Мк ΧII, 42—44; Лк XXI, 2-4. 114) Мф XIX, 24 пар. 115) Мф XIX, 26 пар. 116) Лк XVIII, 12. 117) Лк XVI, 9. 118) Ср. Лк XII, 13 сл. 119) Лк XIV, 16—20; Мф XXII, 1—5. 120) Mp. I, 16. 17. 121) Мф XIX, 3 сл. Mp. X, 2 сл. 122) Мф XV, 4—6; Мк VII, 10—13. 123) Мф V, 46. 47; Лк VI, 32. 33. 124) Мф X, 34—37; Лк XII, 51—53; XIV, 26—27. 125) Мф XII, 46—50 пар. Ср. Ин XIX, 26. 25. 126) Мф XIX, 4; Mp. X, 6.

http://bible.predanie.ru/professor-taree...

127) Мф. XIX, 10. 128) 1 Кор VII, 9. 129) Мф. X, 34—37; Лк XII, 51—53; XIV, 26—27. 130) Мф X, 34—36; Лк XII, 51—53. 131) Лк XII, 54. 55. 132) Лк XII, 49. 50. 133) Мф X, 32. 33. 134) Мф X. 37. 135) Лк IX, 57—62; Мф VIII, 19-22. 136) Мф XXII, 21 пар. 137) Мф XVIII, 1—4 пар. XX, 25-28; XXIII, 11; Лк XX, 25—27? Ин XIII, 4—15. 138) Мф XXIII, 37; Лк XIII, 34. 139) Мф XXIII, 38; Лк XIII; 35. 140) Мф. X, 17—22 пар. 141) Мф XVI, 24 пар. 142) Мф. XVI, 25 пар. Ин XII. 24, 25. 143) Ин XV, 18—20; XVII, 14; Мф XXIV, 9; Mp. XIII, 13. 144) Мф X, 17. 18 пар. 32. 33. 145) Ин XV, 13. 146) Ин XII, 24. 25. 147) Лк XX, 38. 148) Ин VI, 50 51; VIII, 51. 149) Лк XX, 36. 150) Мф XXI, 28—32; ср. Мф. VIII. 8—12 пар. XV, 21—28 пар. Лк VII. 44-4. 151) Лк XV, 7; XVI, 15; XVIII, 14 cp. XIV, 11; Мф XXIII, 12. 152) Мф IX, 12 пар. Лк XVIII, 14 ср. XIV, 11; Мф XXIII, 12. 153) Мк II, 17; Лк XV, 7; ср. VII, 47. 48. 154) И в этом заключалось признание исторической заслуги ветхого завета и, в частности, законнического режима. Ср. Рим. III, 20; IV, 15; VII и др. 155) Мф. IX, 1—8 пар. Иоан, V, 14. 156) Мф VII, 11; XII, 35; Лук VI, 45; XI, 13. 157) Мф XIX, 17 пар. Cp. 1 Ин IV, 16. 158) Мф VII, 11; Лк XI, 13. 159) Ma. XII, 35; Лк VI, 45. 160) Мф VII, 16—18; XII, 33—35; Лк VI, 43-45. 161) Мф VI, 22—23; Лк XI, 34. 162) Мф XII, 34—45; Лк VI, 45. 163) Мф VI, 22 23; XII, 36 37 164) Мф. VI, 21. 165) Мф V, 22 28; XII, 34; Лк VI, 45. 166) Мф XV, 19; Mp. VII, 21. 22. 167) Мф VIII, 22; Лк IX, 60; XV, 24. 82; XIX, 11 (Ma. XVIII, 11) и др. 168) Лк XV, 21. 169) Мф VI, 12: τ φειλματα μν=Лк XI, 4: τς μαρτας μν. Ср. Лк XIII, 2: μαρτωλο=XIII, 4: φειλται. Также Лк VII, 36-50. 170) Ср. Рим XIII, 8. 171) Мф VII, 11; Лк XI, 13. 172) Ин V, 42 173) Мф V, 47. 174) Мф V, 46–47; Лк VI, 32–34. 175) Мф V, 44–48; Лк VI, 3–36. 176) Евангелие стоит в этом случае вполне на почве ветхозаветной психологии. 177) Мф VI, 13; Лк XI, 4; Мф. XXVI, 41; Мк XIV, 38; Лк XXII, 46. 178) Ин IX, 41; Лк XXIII, 34. 179) Мф XII, 31; Мк III, 28. 180) Ин IX, 41; Лк XII, 47. 48; XXIII, 34.

http://bible.predanie.ru/professor-taree...

Как отвергнутый Христом злой принцип жизни, диавол стал владыкою мира, не уверовавшего во Христа, но изгнан из сердец верующих. Поэтому люди, верующие во Христа, выходят из — под власти лукавого 208 ). Есть неизбежное двойство в том, что Христос не судит мир, спасает его, и побежденный Им диавол как молния спал с неба, однако не· верующий мир уже осужден, и власть диавола стала над ним более прочною, чем была когда-либо прежде. 1) Дан. XII, 2. 2) Mp. X, 30; Лук, XVIII, 30. 3) Мф XIX, 29. 4) Мф ΧΧV, 46. 3.) Мф XVIII, 8. 9; Mp. IX, 43. 45. 4.) Лк X, 25 «наследовать жизнь вечную»=28 «жить». 5) Лк XIV, 14. Но Ин V, 29 всеобщее воскресение — одних к жизни, других для осуждения. 6) Мф. XIX, 28. 7) Лк XXII, 30; Мф. XXVI, 29; Mp. XIV, 25. 8) Мф VIII, 11; Лк XIII, 29; XVI, 23. 9) Лук XX, 36. Даже для XX, 38 «у Бога все живы» ср. 4 Макк. XVI, 25. 10) Мф VII, 13. 14; Ин III, 16. 11) Мф XVIII, 8. 9; XXV, 46; Mp. IX, 43 сл. 12) Мф VIII, 22: Лук IX, 60. 13) Лк XV, 24. 32. 14) Ин XII, 25. 15) Ин III, 36; V, 24; VI, 47; X, 10. 28 16) Ин XI, 24. Также VI, 39. 40. 44. 17) Ин V, 24. 25. 18) 1 Ин III. 14. 15. 19) Ин VI, 50–51; VIII, 51. 20) Ин XI, 25–26. 21) Ин V, 26; VI, 57; Мф XVI, 16. 22) Ин VI, 32. 33 ср. 1 Ин V, 11. 23) 1 Ин 1, 2. 24) Ин IV, 2. 25) Ин VI; 63; Мф ΧΧVI, 41 пар. 26) Лк XX, 27 сл. Мф XXII, 23 сл. Mp. XII, 18 сл. 27) Ин XIII, 34 35; XIV, 23; XV, 9. 10. 28) Лк X, 27. 28. 29) 1 Ин IV, 8. 30) 1 Ин IV, 12. 16. 31) 1 Ин III, 14. 15. 32) Гал. V, 22. 33) Ин III, 15 сл. V, 24; VI, 40. 47. 34) Мф XXV, 46; также XIII, 43; XIX, 16-21 пар. Ср. Рим. V, 21. 35) Ин XVII, 3. 36) 1 Ин IV, 7. 8; также I, 2. 3; II, 20 сл. 24—25. 27. 37) Ин VIII, 32. 38) Лк XII, 32. 39) Ин IV, 13. 14 ср. VII, 38. 40) Ин VI, 35. 58. 41) Ин X, 9–10. 42) Мф. V, 48. 43) Лк X, 41. 44) Мф VI, 25—34. 45) Мф XVII, 20; Mp. IX, 23. 46) Мф VI, 24; Лк XVI, 13. 47) Мк XI, 24 пар. 48) Ин XIV, 27; Мф VI, 34; Лук: VII, 50. 49) Мф XVII, 25. 26. 50) Иов. XV, 14. 51) Рим. VII, 15. 24. 52) Мф VI, 22; Лк XI, 34. 53) Мф VI, 12 пар. 54) Мф VI, 11—13.7 55) Мф. XI, 25—30. 56) Мф XI, 19; Мк II, 15 сл. Лк VII, 37 сл. XIX, 5–10. 57) Лк XV. 58) Мф XVIII, 10. 14 . 59) Мф. VI, 26—30. 60) Мф. V, 8. 61) Ин XIV, 23; XV, 9-11. 62) Мф. IX, 15; Mp. II, 19; Лк V, 34. 63) Мф. XIII, 16–17; Лк X, 23. 24; XI, 28. 64) Мф XIII, 44–46. 65) Лк V, 39 66) Мф V, 29–30; XVIII, 8. 9; Мк IX, 49 сл. 67) Мф. V, 3 сл. Лк VI, 20 сл. 68) Лк X. 20. 69) Мф XV, 13. 70) Ин I, 12–13; 1 Ин IV, 7.

http://bible.predanie.ru/professor-taree...

174. A; in Ephes. 5:4. t. XXVI. col. 520. A; in Ezech. 18:7. t. XXV. 174. B; Evseb. graec. Theoph. у Handm. 101; Ениф. Haer XXX. 14. p. 107) и диалоги ( Мф. 16:17 и 18:22 в Cod. Tischeud. III; Иерон. In Matth. 12:13. t. XXVI. col. 78. А–В, – adv. Pelag. III. 2. t. XXIII. col. 570–571, – Ориг. у древне-лат. пер. к Мф. 19:16 . М. XIII. 1293–1294), но и события евангельской истории (явление Крестителя Иерон. adv. Pelag. III. 2. t. XXIII. 570–571, – Епиф. Haer. XXX. 13. Dind. II. 105, – крещение Господа у Иер. In. Jes. 11:1. 24. 144–145. Епиф. ibid. p. 106, – искушение Господа диаволом Cod. Tisch. III к Мф. 4:5 , – Преображение Господне на горе Фавор Ориг. In Joh. II. 6. t. XIV. 132. С. ср. In Jcrem. t. XV. 4. М. t. XIII. 433. В, – Иер. In. Mich. 7:6. XXV. 1221. D–1222. A, – In Jes. 40:12. XXIV. 405. А. исцеление сухорукого каменщика Мф. 12:13 у Иер. In Matth. M. XXVI. 78. А–В, – история с богатым совопросником. У Ориг. In Matth. 19:16 в лат. древн. перев. М. t. XIII. 1293–1294, – история о жене грешнице, обвинявшейся пред Христом у Папия – Евс. Н. Е. III. 39. 16. р. 150; торжественный вход Господа в Иерусалим (?) у Иерон. посл. к Дамасу Migne XXII. 379, – хотя Иерон. и не называет прямо евангелие евреев, – тайная вечеря у Епиф. ib. § 22. р. 116, – отречение ап. Петра в Cod. Tisch. III к Мф.26:74 – о Вараве у Иерон. In Matth. 27. 16. М. t. XXVI. 206. В, – расседение вместо завесы косяков у храмовых врат у Иер. In Matth. 27:51. М. XXVI. 213. А. и Epist. 120. ad Hedibiam. VIII. 1. t. XXII. 992, – и явления воскресшего Господа Иакову у Иерон. De vir. ill. с. 2. M. XXIII. 611–614 и Игнатию у Иерон. De vir. ill. с. 16. М. 633; In Isa. M. XXIV. 628. А–В; Игн. ad Smyrn. cap. 3. Funk, 1. 236 ср. Евс. Н. Е. III. 36. II. р. 144. Вообще же, судя по свидетельствам Ирин. и Епиф. (о назареях, что они имеют τ κατ Ματθαον εαγγλιον πλη στατον βραστ, и евионеях, что они пользуются искаженным евангелием Матфея) и по указаниям Иеронима (что переведенное им на латинский язык евангелие евреев было только другою редакцией евангелия Матфея), необходимо заключать о существенном сходств древнейшей редакции евангелия евреев и назареев с нашим греческим евангелием Матфея (подробнее см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но, во 1-х, единственною и действительно научною почвою тут может служить так называемое «Евангелие Евреев» (оно же «Назареев и евионеев»), представляющее, по всем признакам, искаженный оригинал Матфея. А между тем это евангелие, по общему содержанию мало отличаясь от греческого Матфея (Игнатий у Иерон. De vir. illustr. cap. XVI. M. XXIII. 633; ср. Евс. H. E. III. 36. 11. p. 144; Игн. Smyrn. с. III F. 1. 236; Папий у Eus. H. E. III. 39. 16. Hein. p. 150; Егезипп у Евс. Н. Е. IV. 22. 7. р. 189 Ириней Haeres. 1:26. 2. St. p. 255, – III. 11. 7. p. 467: Климент. Алекс. Strom. II. 9. Pott. 1. 453; Ориген Hom. in Ierem. t. XV. 4. M XIII. 433. В; In Johan. t. II. 6. M. XIV. 132. с; In Matth. t. XV. 14 в древне-латинском переводе М. XIII. 1293–1294 – внизу; Евсевий Н. Е. III. 25. 5. р. 130–131, – III. 27. 4. р. 133; Евсев. на Сир. языке Handm. стр. 30:96. Епифаний Наег. XXIX. 9. Dind. II. 89 – XXX. 3. р. 92–93 ср. §§ 4. 13. 14. р. 94. 105–106, – § 22. р. 116; Феодорит Haer. Fab. II. 1. М. LXXXIII. 388–389; Иероним, переведший это евангелие на латинский язык, упоминает о нем в Comm. in Michaeam (7:6) М. XXV. 1220. D–1222. A; in Ezech. 18:7. M. XXV. 174. В; In Jes. 40, sq, – 11:2, pr. ad Lib. XVIII. M. XXIV. 405. A. 144D–145. B. 628. A–B. vir. ill. с. II. М. XXIII. 611–614; ib. с. XVI. 633, ср. Евс. Н. Е. III. 36. 11. р. 144 и Игн. ad Smyrn. cap. III. Funk. 1. 236. Comm. in Matth. 6:11. M. XXVI. 43. B, – 27:16. col. 206, B, – 12:13, col. 78. A–B. – 23:35. col. 174. A, – 27:51 col. 213. A, – in Ephes. 5:4. t. XXVI. col. 520. A, – Adv. pelag. lib. III. cap. 2. t. XXIII. col. 570–571, – Epist. ad Hedibiam 120, cap. VIII. 1. t. XXII. col. 992, – Никифор в стихометрии считает в этом евангелии 2200 стихов, – наконец codex Tischendorfianus III 9 ст.: варианты к Мф. 4:5; 16:7; 18:22 и 26:74), содержало не одни только изречения Господа (как Кл. Ал. Strom. II. 9. Pott. 1:453; Evs. Syr. Theoph. y Handm. 30 и 96, – Иерон. in Matth. 6:11, t. XXVI. 43. B – πιοσιος – mahar, – ib. 23. 35. col.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В горнице святого и славного Сиона, вкусивши со своими учениками ветхозаветную пасху и исполнив Ветхий Завет, Он умыл ноги ученикам, показывая (этим) символ святого крещения и потом, преломив хлеб, дал им, говоря: «приимите, ядите, cue есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» ( Мф. XXVI. 26 1Кор. 11:24 ). Подобным же образом, взявши и чашу с вином и водою, передал им, говоря: «пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы изливаемая во оставление грехов ( Мф. XXVI:27-28 ); «cue творите в Мое воспоминание» ( Лк 22:19 ). «Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Сына человеческого возвещаете и воскресение Его исповедуете, дондеже приидет» ( 1 Кор. 11:25-26 ) 187 . Итак, если «Слово Божие — живо и действенно» ( Евр. IV:12 ) и «вся, елика восхоте Господь, сотвори» ( Пс. CXXXIV:6 ); если Он сказал: «да будет свет, и бысть, да будет твердь,... и бысть» ( Быт. 1:3, 6 ); если «словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их» ( Пс. XXXII:6 ); если небо и земля, огонь и воздух и «все украшение их» совершены словом Господним, а также и это благороднейшее живое существо — человек; если Сам Бог Слово, восхотев, сделался человеком и из чистых и непорочных кровей святой Приснодевы бессеменно составил Себе плоть, то ужели Он не может сделать хлеб Своим телом, а вино и воду — Своею кровью? Он сказал «в начале: да произведет земля бытие травное» ( Быт. I:1, 11 ), и даже доныне она, по орошении дождем, производит свои прозябения, возбуждаемая и укрепляемая божественным поведением. (Так и здесь) Бог сказал: «cue есть Тело Мое»; и «cue есть Кровь Моя»; и «cue творите в Мое воспоминание»; и по Его всесильному повелению бывает так (и будет), пока Он придет, ибо так сказано: «дондеже приидет» ( 1 Кор. XI:26 ); и через призывание является дождь для этого нового земледелия, — осеняющая сила Св. Духа. Ибо, как Бог все, что Он сотворил, сотворил действием Святаго Духа, так и ныне действие Духа совершает то, что превышает естество и чего не может вместить ничто, кроме одной только веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

р. 250–251), Иринея (Haer. III. 3. 4. р. 433–436 ср. Eus. H. E. III. 28. 6. р. 134–135 чрез Поликарпа), Климента Александрийского (Quis dines salv. 42. Pott. II p. 958 sq Eus. H. E. III. 23. 5–14. p. 121–126), Оригена (Com in Matth. tom. XVI. Migne. 1385. A–B), Аполлония (Евс. V. 18. 14. p. 224). Иеронима (Lib. do vir. illustr. Migne, XXIII. 624 sq и Comra. in. Galat. 6:10. Migne, XXVI. 433. C.) и др. Ирин. Contra haer. IV. 27. 2. Stieren, p. 651 (начало Фрагмента см. cap. 27. 1. p. 648: Quemadmodum audivi a quodam presbytero, qui audierat ab his, qui apestolos viderant et ab his qui didicerant, – Funk, fragm. VI. A. p. 303): veniet Filius in gloria Patris, exquirens ab actoribus et dispensatoribus pecuniam, quam eis credidit cum usuris, – et quibus plurimum dedit, plirimum ab eis exiget (Funk, frag. VI. 10. p. 306): cp. Мф.16:27 ; Мк.8:38 ; Мф.25:19 sqq. Лк.19:15 sqq. 12:48. Ibid. § 4. St. p. 633, F. § 15. p. 307: quemadmodum ibi (т. е. в Ветхом Завете) in pluribus eorum, qui peccaverunt, non bene sensit Deus; sic et hic vocati multi, pauci vero electi (cp. Мф.20:16 ): quemadmodum ibi injusti et idololatrae et fornicatores vitam perdiderunt, sic et hic (в Новом Завете; судя по параллели с Ветхим Заветом и с посланиями апостола Павла, надо разуметь писанное евангелие) – et Domino quidem praedicante, in ignem aeternum mitti tales ( Мф.25:41 ), et apostolo dicente… similiter et hic oculus quoque effoditur scandalizans et pes et manus, ne reliquum corpus pariter pereat ( Мф.18:8:9 cp. 5:30)…; ib. St. p. 654, F. § 19. p. 308: et quemadmodum ibi in Aegyptios, qui injuste puniebant Israel, vindicta a Deo fiebat; sic et hic, Domino quidem dicente: Deus autem non faciet vindic, – tam electorum suornm, quicunque clamant ad eum die et nocte? Etiam dico vobis, faciet vindictam eorum cito ( Лк.18:7–8 ); et apostolo in ea quac est ad Thessalonicenses epistola ista praedicante: siquidem justum… ( 1Фес.1:6–10 ). Параллель между посланием ап. Павла, Ветхим Заветом и писанным евангелием – очевидна… Ib. XXVIII. 1. р. 654. F. § 21. р. 308–309 ср. Мф. 10:15 Лк. 10:12 . Еще: Lib. II. с. 22. § 5. Stieren р. 359, Funk, frag. XII. p. 310–311: о 50-летнем возрасте Христа: Quia autem XXX annorum aetas prima indolis est juvenis et extenditur usque ad XL annum, omnis quilibet confitebitur, a XL autem et L anno declinat jam in aetatem seniorem, quam habens Dominus noster docebat, sicut evangelium ( Ин. 8:57 )

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010