седмицы. Пред этим временем монтанисты постились две седмицы вместо одной (Тертуллиан De jejun. XV; ср. Евс. V, 18; Созом. VII, 19). Этот обычай у них продолжался до V-ro в. Наконец, в последние десятилетия III-ro века или в начале IV-ro устанавливается пост пред Пасхою, как «четыредесятница»/Слово Пасха «πασχα», которое некоторые греки хотят производить от πασχειν, на самом деле есть — еврейское, pesach, отсюда pascha — (Исх. 12:21-27), греч. Διαβατηρια — хождение мимо (Ориг. Cont. Cels. VIII, 22); оно употреблялось христианами и в смысле пасхального Агнца (1 Кор. 5:7:наша Пасха — Христос заклан). — Пасха означала то целую страстную седмицу (Leidens-Kar-Woche, εβδομας μεγαλη), или весь торжественный праздник, или один-два дня недели (ср. Тертул. De jejun. XIV; De orat. XIV; Евс. Vita Const. III, 18; Епифан. 50,4)/. Это ясно следует из 5-го канона 1-го Вселенского Собора. Второй христианский праздник — Пятидесятница , по времени празднования — 50-ый день после Пасхи — и по имени совпадавший с иудейским, но имевший великое христианское содержание, как сошествие Св. Духа на апостолов и создание христианской Церкви. Замечательно, после Пятидесятницы полагался новый пост , который в некоторых памятниках называется также «четыредесятницей». По объяснению апостольских постановлений, значение этого поста следующее: после радостной Пятидесятницы, когда не постятся, снова нужно вспомнить строгость христианства. Когда возник этот пост, трудно сказать, но, если Бл. Иероним/По Мф. 9:15; Migne XXVI, с. 57 и др./приписывал еще монтанистам «тройную четыредесятницу» — одна из них падала как раз на время после Пятидесятницы, — то нет оснований, по замечанию одного исследователя (Karl Holl. Die Entstehung der vier Fastenzeiten, Berlin 1924 г. ст. 19) о постах, ограничивать этот пост только монтанистами, а следует простирать его на всю Церковь. Кроме апостольских постановлений (Constit. Apost. V, 20, 14 стр. 249) об этом посте свидетельствуют св. Афанасий (Apol. de fuga sua с. VI, XXV, 247) и Aetheria — паломница IV-ro в.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Тридцати килограммов для этого было достаточно. Вторая половина Плащаницы накрыла тело Иисуса Христа сверху и, опираясь на насыпанные благовония, не касалась с боков Его тела. Иосиф и Никодим оставили тело Иисуса Христа покрытым Плащаницей, но не связанным внешними жгутами, чтобы позволить женщинам, стоящим поодаль, прийти после окончания субботы и завершить обряд погребения. Предположение о том, что смесь смирны и алоя была в твердом состоянии, подтверждает также древний вариант чтения рассматриваемого стиха из Евангелия от Иоанна. Вместо слова mivgma , состав, смесь, в двух авторитетных древних текстах стоит слово , которое здесь означает куль, пакет. Не противоречит ли вышеизложенная последовательность событий, предполагающая, что тело Иисуса Христа не было омыто и помазано Иосифом и Никодимом, утверждению из Евангелия от Иоанна: «Они взяли тело Иисуса и связали его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. XIX . 40)? Вовсе нет. Словами «как обыкновенно погребают Иудеи» апостол Иоанн объясняет предполагаемому греческому читателю, не знакомому с иудейскими обычаями, что связывать тело покойного был необходимо по правилам погребения. Для Иоанна это обстоятельство чрезвычайно важно, так как в последующем повествовании именно связанные пелены, обнаруженные им в пустой гробнице, помогут ему понять, что тело Иисуса Христа не украли, но Он воскрес. Апостол Иоанн не утверждает, что все, требуемое законом, было исполнено при погребении. Напротив, он подчеркивает спешность погребения ввиду приближения субботнего покоя: «Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. XIX , 42).Что же касается необходимого помазания, то оно, как об этом сказано Самим Господом, было совершено заранее, накануне Пасхи: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. XXVI , 12).  Первым, кто уверовал в Воскресение Иисуса Христа, был Его любимый ученик апостол Иоанн. Он вошел в погребальную пещеру и увидел лежащие пелены и плат, который был на главе Иисуса Христа, «увидел, и уверовал» (Ин.

http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/tain...

Что бывает причиной страстей наших, их силы, продолжительности, бессилия человека, преданного им, противостоять им? – Их крайняя прелесть, насилие, влечение, омрачение ума, желание сласти плотской (в чревоугодии и блуде), тщеславие, гордость, честолюбие, желание независимости (высокие места, награды, деньги), маловерие или безверие, нечистота сердца, грубость, одебеление сердца или души человеческой. Благодать, данная человеку за его веру, усердие и труды, столь драгоценна, привлекательна, сладка, славна, что всех привлекает к человеку, имеющему ее, прославляет его, покоряет ему всех и всё, самую природу бездушную, которая слушается слова благодатного человека-чудотворца. Поэтому каждый облагодатствованный христианин да ценит ее выше всего на свете, славнее, краше, сладостнее всех красот, сладостей, богатств мирских и славы мира сего, и да стоит твердо во святыне и правде и делах добродетели во все дни жизни своей, и да полагает непрестанно восхождения в сердце своем к Богу. 18 января. Не свою волю, а Божию твори. Зовут к больному человеку напуствовать, исповедовать и приобщить – тебе не хочется, – переломи себя и охотно, с радостью и усердием да исполни дело милосердия, – и сделаешь богоугодное дело: и ближнему сделаешь отраду и утешение, и себе удовлетворение и покой. Просят крупной суммы помочь крайней нужде – жаль тебе денег, не жалко ближнего, или жалко, да денег больше жаль, – переломи свою волю и дай охотно требуемую сумму, если в силах, – и сделаешь дело богоугодное: и ближнего удовлетворишь и утешишь, и себе сделаешь нравственное удовлетворение и удостоишься блаженства, милостивым обещанного: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [ Мф.5:7 ]. А то мы склонны творить свою грешную волю, самолюбивую, эгоистическую, пагубную, глупую, а не Божию – святую, премудрую, блаженную. 22 января 1894. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы [ Лк.12:2 ]. Жена покойного композитора Чайковского 71 , столь прославленного любителями искусства светского, сказывала мне вчера, что ее муж не жил с нею как с женой, а с одним красивым юношей как с женой (да простят мне читающие и слышащие это).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Чтобы обручиться с душами верными, но осквернившими одеяние душ своих грехами бесчисленными, исказившими образ Божий и от Бога удалившимися, сделавшимися чужими для Него по грехам, Господь даровал им прекрасную, нетленную духовную одежду в Таинстве Крещения и в запечатлении Духом Святым чрез помазание святым миром. Но человек снова осквернил и одежду Крещения, и опять удалился от Бога, и оделся в смердящее рубище страстей, разорвав и обесчестив свое обручение с Богом. Господь по милосердию Своему благоволил снова дать ему одежду брачную в искреннем покаянии и в причащении Святых Христовых Таин, и человек опять получает брачную одежду и соединяется теснейшим образом с Небесным Женихом с тем, чтобы беречься всячески и опять не загрязнить одежды брачной и жить в святости. Кто же эти обрученные Христу, Жениху Небесному, души? Где они? – Эти души вы, братья и сестры. [Спрашивается]: чисто ли, украшено ли ваше брачное одеяние? Украсили ли вы ваши души добрыми делами – простотою, кротостью, благостью, смирением, милосердием, непамятозлобием, терпением, воздержанием, святостью и целомудрием? С чем вы явитесь на брачную вечерю, в Царствие Небесное, готовитесь ли вы непрестанно туда, где ожидает нас прекрасный Жених, Царь Ангелов и всех святых? Готовьтесь немедленно: время течет и приближает вас к концу жизни, а потом придется делать расчет с Домовладыкою праведным за всю жизнь. Ей, говорю, будем [все] готовиться, чтобы приобресть одеяние души чистое, святое, угодное Небесному Жениху. Аминь. 19 октября. 19 октября. Вечер. Восемь часов. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит (горячо кающегося человека) [ Мф.12:20 ]. На мне это постоянно сбывается и сбывалось всегда. Слава долготерпению Твоему, Господи, ко мне грешному. Чудное свойство Божие, самое привлекательное. 23 октября. Видел во сне пред утром двух свиней живых, облепленных тестом, как делают пред Пасхой, в Великую Пятницу или Субботу. Эти свиньи – ты, чревоугодник. Ночью на 25 октября (с пятницы на субботу.) Видел пред утром, часа в три, покойного императора Александра III, молящимся в моей спальне, усердно молящимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Эту мысль пророк раскрывает посредством сравнения поведения страдающего Спасителя с образом кроткого агнца, которого пред закланием, обыкновенно связывали, причем он все это переносил терпеливо. Предсказание пророка о кротком и безропотном перенесении Спасителем Своих страданий исполнилось с буквальною точностью. По свидетельству евангелистов, на все издевательства, глумления, насмешки и всевозможные поругания со стороны мучителей Невинный Страдалец отвечал величайшею кротостью и смирением (Мф. XXVI, 62–63, 67–68; XXVII, 12–14; Mpk. XV, 3–5 ; Лук. XXIII, 9, Uoah. XIX, 9–10 ). То же самое подтверждает св. апостол Петр, когда излагает следующее учение об Иисусе Христе: Иже укаряем, противу не укаряше стражда, не прещаше: предаяше же судящему праведно ( 1Nemp. II, 23 ). а) Суд над ним состоялся при полном смирении с Его стороны. Однако кто род Его изъяснит? Ибо жизнь Его была взята с земли, притом же Он не за Свои грехи веден был на смерть, а за беззакония людей Моих (8 ст.). В первых словах сего пророчества указывается на то, что Иисус Христос не будет судиться по законам человеческого правосудия, ибо враги воспользуются Его кротостью и отнесутся к Нему пристрастно. Действительно, евангельская история показывает что суд над Иисусом Христом не был отправлением правосудия по законам иудейского судопроизводства, но был совершен по приговору неправедных судей вследствие того, что так требовала возмутившаяся толпа иудеев, которая в ослеплении своей яростной злобы не знала границ своим требованиям и готова была пойти на что угодно, только бы предать Его смерти 90 . Словами: род же Его кто исповесть? пророк имеет ввиду противопоставить жалкому, униженному состоянию Страдальца в подвиге истощания, Его божественное величие по предвечному рождению от Бога Отца и Божескому достоинству. Эта великая истина не сознавалась мучителями, равным образом они находились в неведении и относительно тех славных действий страданий Раба Господня, в силу которых Он сделается Искупителем мира и по человеческому естеству достигнет божеского величия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Г. Евангелие. а) Начало Евангелия: 3–4 главы. 62) Явление Предтечи с проповедью о Грядущем Спасителе и крещением на Иордане: Мф.3:1–12 . 63) Крещение Спасителя, как внешнее приуготовление Его к мессианскому служению: Мф.3:13–17 . 64) Искушение Спасителя, как внутреннее приуготовление Его к мессианскому служению: Мф.4:1–11 . 65) Начало мессианского служения Спасителя в Галилее: Мф.4:12–25 . б) Первая часть Евангелия – царское служение Спасителя: 5–7 главы. 66) Историческое введение к Нагорной Проповеди и первая часть её – блаженства и их значение для мира. Общие замечания о Нагорной Проповеди и о лжетолкованиях её Толстым и другими. 67) Тема второй части Нагорной Проповеди ( Мф.5:17–20 ) и учение Господа: об убийстве ( Мф.5:21–30 ), о разводе и клятве ( Мф.5:31–37 ), о мщении и любви ( Мф.5:38–47 ), – заключение второй части Нагорной Проповеди ( Мф.5:48 ). 68) Третья часть Нагорной Проповеди: Мф.6:1–7:29 . в) Вторая часть Евангелия – царское служение Спасителя: 8–25 главы. 69) Спаситель как носитель немощей и болезней человеческих: Мф.8:1–17 . 70) Краткое истолковательное обозрение Мф.8:18–10:50 с более подробным объяснением: 8:18–22, 29–32, –9, –13 –10, 10. 13. 23. 34–36. 40–42. —50— 71) Краткое истолковательное обозрение XI–XIII глав с более подробным объяснением 11:20–30 и 12:22–45. 72) Краткое истолковательное обозрение XIV–XVII глав с более подробными объяснительными примечаниями к 14:14–21 и парал. 15:32–38, –16:13–20, 28, –17:1–9, 19–21 и парал. 21:21–22 и 24–27. 73) Краткое истолковательное обозрение XVIII–XXV глав с более подробными объяснительными примечаниями к Мф.19:3–15 и парал. Лк.16:1–14 , —21—26, –16:25–28, –21:1–22, –22:16–46, –23:1–39, –24:15, 26–28. г) Третья часть Евангелия – первосвященническое служение Спасителя: 26–27 главы. 74) Краткое истолковательное обозрение XXVI–XXVII глав с более подробным объяснением 26:7–29, 36–50, –27:3–10, 46–47. Д. Окончание Евангелия – победа Спасителя над смертью и злом, Его воскресение и вознесение: 28-я глава. 75) Краткое истолковательное обозрение 28-й главы евангелия по Матфею: победа Спасителя над смертью и злом чрез воскресение Его из мертвых и вознесение на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мф.25:44—45.   Тогда отвещают Ему и тии, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или в темнице, и не послужихом Тебе, тогда отвещает им, глаголя: аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих менших, ни Мне сотвористе . Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. По всей справедливости милосердный наследует Царство, потому что он преуспевал в любви, которая составляет основание добродетелей и часть которой есть милосердие. А немилосердный справедливо отсылается в огонь, потому что вместо любви он преуспевал в ненависти, которая составляет основание пороков и часть которой есть немилосердие. Первый подражал милосердному и человеколюбивому Богу, а второй — немилосердному и человеконенавистнику дьаволу. Мф.25:46.   И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный . И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Горе всем грешникам, но особенно — немилосердным. Глава XXVI Мф.26:1—2.   И бысть, егда сконча Иисус вся словеса сия, рече учеником Своим: весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие . Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Так как законная Пасха падала на 14-й день месяца, как было установлено относительно ее законом, то очевидно, что Иисус Христос сказал это ученикам в 12-й день месяца. В этот именно 12-й день Он вкушал вечерю в доме Симона прокаженного, в 13-й день — у того, в доме которого была приготовлена горница, а на 14-й день падала Пасха. Сказал это, показывая, что смерть Его близко, потому что во время самой законной Пасхи Он должен был пострадать. Не сказал просто: «предан будет» , но — «на пропятие» , так как просто Он был предан иудеями спустя один день, т.е. в 13-й день, потому что этот день еще продолжался, когда Он после участия с учениками в Тайной Вечере был предан злоумышленникам, — а на распятие Он был предан только спустя два дня, именно 12-й и 13-й. В 14-й день, как сказал евангелист (27, 26), «отпусти им» (Пилат) «Варавву: Иисуса же бив предаде (им), да Его пропнут» . Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Объяснение. Иисус Христос назван Пастырем, как и Сам назвал Себя Он, говоря: «Я есмь Пастырь добрый»: Ин.10:11 . Этот Пастыреначальник, во время земной жизни Своей, избрал Себе помощников-апостолов: Мф.10:1–5 ; Лк.10:1 , а затем основал в Церкви пастырей, учителей, пророков и друг.: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 . Бог и в ветхом завете высоко превознёсся, как говорит Писание: Исх.15:1–21 , и у нас, христиан православных, должно быть славословие и прославление Его не только словом, но и делом, так, чтобы, по словам Христа, и посторонние лица видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного: Мф.5:16 ; Пс.102:2–6 . Откр.1:20 . «Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей». Объяснение. Под ангелами церквей нельзя разуметь никого иного, кроме епископов, почему и говорится дальше: «ангелу Ефесской церкви напиши... ты много переносил... ты ниспал... покайся»: Откр.2:1–5 и проч. Всё это не приложимо к блаженным духам, называемым ангелами в собственном смысле, а приложимо только к человеческим предстоятелям церквей или епископам, как, напр.: Тит.1:5 ; 1Тим.5:22 . Существование таких предстоятелей в век апостольский совершенно опровергает еретическое учение о всеобщем равенстве членов Церкви: 2Тим.2:20 ; Еф.4:11–14 . Исх.19:5–6 . «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым». Объяснение. Хотя Бог чрез Моисея и говорил народу Израильскому, что они будут называться царством священников, когда будут соблюдать завет Божий, однако и в ветхом завете было особое, Самим Богом установленное на все время ветх. завета священство: Исх.40:12:15 ; срав. Лев.8 гл. и др. Отправление известных религиозных обязанностей всецело принадлежало только законно постановленной, богоучреждённой иерархии. Царь Озия был наказан проказой за самовольное вхождение во святилище и воскурение фимиама на алтаре кадильном, что имели право делать только священники: 2Пар.26:16–23 . А Корей, Дафан и Авирон, самовольно избранные взбунтовавшимся обществом для священнослужения, были поглощены со всеми бунтовщиками и их семействами разверзшейся землёй: Чис.16:3–5:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Впоследствии от живущих у моря, то есть от Ефрема, Вениамина и Манассии, Кааф, хотя он уже и получил от Вениамина по второму жребию, и остальная часть его рода получают долю от Ефрема. Затем Гирсону выпадает жребий от половины колена Манассии, обитавшего в святой земле, а во второй раз он получает долю от другой половины колена Манассии ( Нав.21:6:27 ). Надлежало, однако, и жившим на севере получить что-то от священнической благодати, дабы не казалось, что совершенно лишены они небесных даров. Поэтому от тех, кто были на севере последними по порядку, то есть от Дана, Неффалима и Асира ( Чис.2:25 и далее), Кааф снова получает первый жребий от Дана, но не среди священников, а среди прочих; Гирсон получает второй жребий от Асира, и тот же Гирсон получает третий жребий от Неффалима ( Нав.21:6 ). 4 . Кто может постичь все это? Кто способен хотя бы проследить и запомнить порядок этих тайн? Но если только по букве мы можем объяснить этот трудный текст и размотать запутанный клубок мест и людей, связанных этим историческим повествованием, то что мы скажем о заключенных в нем тайнах, в которых смутно отражено распределение будущего наследия и в которых предвозвещается разделение святой земли – той земли, которую «наследуют кроткие» ( Пс.36:11 ; Мф.5:5 )? Кто изъяснит многоразличные местоположения станов, как в воскресении будет совершаться это распределение среди каждого священнического или левитского сонма святых, дабы, как говорит Апостол, ничего в воскресении не совершалось беспорядочно, но «каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» ( 1Кор.15:23–24 )? Тогда, без сомнения, будут соблюдены и местоположение станов, священническое распределение и порядок, и зазвучат трубы. Ибо Бог расположил на небе звезды и устроил их в определенном чудесном и неизъяснимом порядке: одни Он разместил по земной оси на севере, иные – на востоке, иные – на западе, а иные – на южном своде. И мне думается, что, возможно, Бог подобным образом устроит в Царствии Небесном тех, кто в воскресении мертвых будут по числу и яркости, «как светила на тверди» (ср. Дан.12:3 ; 1Кор.15:41 ), тех, кто, безусловно, происходит от семени Авраама (ср. Быт.15:5 ; Исх.32:13 ), согласно расположению звезд и областей небесных: одним Он даст удел на востоке, иным – на западе, иным – на юге, а иным, тем, кого знает, – на севере, ибо «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ) благодатью Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XXVI. О том, почему были закопаны каменные мечи, и о жертвеннике, который устроили за Иорданом два с половиной колена

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Другая же падоша в тернии, и взыде терние, и подави их ( Мф.13:4–7 ). Сие самое выражая, Господь сказал. Ибо далее, объясняя причину сию ученикам Своим, так рек: вы же услышите притчу сеющего. Всякому слышащему Слово Царствия, и не разумевающему, или сомневающемуся, или слабо в сердце оное приемлющему, приходит лукавый, и восхищает всеянное в сердце его: сие есть, еже при пути сеянное. А на камени сеянное, сие есть слышай Слово, и абие с радостью приемлет е: не имать же корене, или твердости в себе, но привременен есть, непостоянен. Посему бывши печали, или гонению Словесе ради, ради благочестия, абие соблазняется, тотчас и отпадает. А сеянное в тернии: се есть слышай Слово, и печаль века сего, мирские прискорбия, и лесть богатства, и плотская похоть, подавляют Слово, и без плода бывает ( Мф. 13:18–22 ). Поистине, и небесная, нетленная пища повреждается и тленной делается, и плодоносное семя неплодным творится незаконным употреблением непокорных человеков. Почему хваля вашу, Христиане, ревность, к частому посещению святого храма относящуюся, и благодаря вас за усердие и внимательное слушание Проповедуемого Слова Божия, с любовью прошу и молю не оставлять ныне собираемой духовной пищи до заутра, не отлагать действования ее на внутренность до другого времени, которое не в нашей состоит воле и будет ли еще дано нам, не известно; но ныне же и обращать ее на то, на что она сообщается, именно, на исправление жизни и на приобретение блаженной вечности. А иначе всякому известно да будет сие Великого Ходатая нашего изречение: отметаяйся Мене деяниями своими, не последованием житию Моему, и не приемляй глагол Моих в сердце свое с тем, чтобы исполнять оные в точности, имать судящего ему, имеет того, который будет судить его и осудит его на вечные мучения как по смерти, так и на Страшном суде. Слово, Еже проповедуя глаголах, то самое Слово судит ему в последний день ( Ин.12:48 ). Аминь! Беседа XXVI. О том, что заблаговременно должно заниматься трудами духовной жизни, дабы воспользоваться в свое время и плодами оной

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010