97 Определение это направлено было против р.-католиков и протестантов и вызвано особыми обстоятельствами того времени. См. Сергия еп. О правилах и чинопоследованиях принятия не православных христиан в правосл. церковь . Вятка. 1894 г. 103–112 стр. 98 Аббат Corblet, основываясь на археологических памятниках, полагает, что в западной церкви погружательно-обливательная форма крещения была в употреблении с IV–VIII и с XIII–XIV вв. Histoire de Bapteme Tom. I. Ciener. 1881, pag. 248. См. у Алмазова, указ. соч. 321 стр. 100 Тертул. О крещении, XIII; Прог. Праксея, XXVI гл. Ср. Киприан. Пис. к Юбаяну (1 ч. 287 стр.). 102 Апост. пр. 49 В Апост. пост. (III, 16; см, VII, 43) также повелевается при погружении произносить «поимянно священное призывание Отца и Сына и Св. Духа». 103 Афанас. К Серапиону 1, 30. Тоже утверждает Дидим алекс. в «De spirit. Sanct.» cap. 24 (см. Иеронима твор. V т. 438 стр. в рус пер.), Григорий пис. Прот. македониан, 15 гл, Василий В. О Св. Духе, в Амфил. 11–12 гл. 107 В новом завете тоже слово еще встречается только у Мф. 19, 28, и употреблено в эсхатологическом смысле. В ветхом завете оно не встречается. 111 Григ. нис. Сл. огласит. 34–36 (IV т). Сл. на крещение Христово (VIII т 8 стр.) См. Злат. На Иоан. Бес. XXV, 1–2. 114 « Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам», говорить Ориген (На VI гл. Puмл. V кн.; см. Бес. VI на Лев. 3 ; Бес. XIV, на Лук.). «Божественным нашим наставникам изволися допустить к крещению и младенцев», говорится в книге «О церковной иерархии» (VII, 11). «На обычай крестить младенцев, говорить блаж. Августин, должно смотреть, как на апостольское предание (О кн. Бытия, букв. X кв. 23 гл.) О крещении младенцев в их время свидетельствуют: Иустин (его свидетельство приводится в «Посл. вост. патр. член 16, из Quaest. et Respond, ad Ortot. quaest. LVII). Ириней (Прот. ер, II кн. XXII, 4). 116 Правило собора направлено против пелагиан. Пелагиане, отвергнув бытие первородного греха в людях, учили, что младенцы крещаются не в оставление первородного греха, и что крещение им нужно не для спасения их, которое, по их учению, возможно для младенцев и без крещения, но только для того, чтобы улучшить их состояние, хорошее и само по себе. Хотя бы младенцы умер без крещения, пелагиане обещали ему (по какому-то странному различению понятий) спасение и вечную жизни, только вне царствия Божия, а крещенным давали пред некрещенными одно то преимущество, что удостоивали их высшей степени блаженства, или царствия небесного. См. у блаж. Август. De peccat. merit, et remiss. I, 20; De haeres c. 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В дальнейшей истории еврейского народа, когда он разделился на два царства – иудейское и израильское, явление ложных пророков было, можно сказать, обычной вещью, и есть полное основание полагать, что не все таковые пророки действовали злонамеренно, с сознательным обманом и ложью: по крайней мере, о тех ложных пророках, которые перед пленом Вавилонским противостояли истинному пророку Божию – Иеремии, из Св. Писания известно, что они действовали во имя Божие, но проповедывали, как Сам Господь говорит, «ложь и обман своего сердца» ( Иер.23:25–26 ), рассказывая «мечты сердца своего, а не от уст Господних» ( Иер.23:16 ): не Дух Божий говорил в них, а дух лестчий, как говорит евангелист Иоанн ( 1Ин.4:2–6 ). Приводя при этом себе на память Валаама, который, при высоте такого возвышенного пророческого озарения от Духа Божия, при глубоком благоговении, с которым он благословил народ еврейский, выразив при этом свое пламенное желание умереть вместе с сынами Израиля: «Да умрет душа моя, – говорил он, – смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» ( Чис.23:10 ), склонился потом на путь погибельный, прельстившись златом Валака, и посоветовал ему погубить Израиля, развратив этот народ сообществом и сожительством с язычниками ( 2Пет.2:15 ; Иуд.1:11 ; Откр.2:14 ); мы найдем, что история возникновения многих языческих религиозных культов обязана, с одной стороны, появлению и деятельности искренних мечтателей, убежденных фанатиков, с другой – расчетам и планам людей злонамеренных, преследовавших свои личные цели, людей, прошлое которых могло быть и светло, но настоящее и будущее, вследствие страсти и субъективных вожделений, являлось уже омраченным в чистоте намерений и целей, далеких от правоты нравственных побуждений: «По плодам их узнаете их», – говорит Господь о таких лжепророках ( Мф.7:15–16 ); «не слушай слов пророка сего, или сновидца», – говорил Господь иудейскому народу через Моисея, который скажет: «Пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им» ( Втор.13:2–3 ). «Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», – то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем» ( Втор.13:12–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Глава XXVI Об антихристе Надобно знать, что должно придти антихристу. Конечно, всякий, кто не исповедует, что Сын Божий пришел во плоти, что Он есть совершенный Бог и сделался совершенным человеком, оставаясь вместе с тем и Богом, тот есть антихрист. Но в собственном смысле и по преимуществу антихристом называется тот, который придет при кончине века. Итак, нужно, чтобы сперва было проповедано евангелие у всех народов, как сказал Господь, и тогда он придет для изобличения богопротивных иудеев. Ибо Господь говорил им: «Аз приидох во имя Отца моего и не приемлете Мене: ин приидет во имя свое, и того приемлете» ( Иоан. V:43 ). И Апостол сказал: «зане любве истины не прияша, во еже спастися им, и сего ради послет им Бог действо лести, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси неверовавшии истине, но благоволившие в неправде» ( 2 Фес. II:10-12 ). Итак, иудеи не приняли Того, Кто был Сыном Божиим, Господа Иисуса Христа и Бога, а примут обманщика, именующего себя самого богом. Что он сам назовет себя богом, об этом ангел, поучающий Даниила, говорит так: о «бозех отцев своих не смыслит» ( Дан. XI:37 ). И Апостол говорит: «да никто же вас прельстит ни по единому образу: яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемого бога или чтилища, яко же ему сести в церкви Божией, показующу себе яко Бог есть» ( 2 Фес. II:3-4 ). «В церкви Божией» — не в нашей, но в древней, иудейской; ибо он придет не к нам, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и христиан; почему и называется антихристом 215 . Итак, должно, чтобы сперва было проповедано евангелие у всех народов ( Мф. XXIV:14 ). «И тогда явится беззаконник... его же есть пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениях и чудесах ложных, и во всякой льсти неправды, в погибающих... его же Господь убиет глаголом уст своих и упразднит явлением пришествия Своего» ( 2 Фес. II:8-10 ). Итак, не сам дьявол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, — да не будет! но рождается человек от блудодеяния и принимает на себя все действие сатаны. Ибо Бог, зная наперед развращенность будущего «произволения» его, попускает дьяволу вселиться в него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Доколе Россия будет православной и усердно будет чтить Бога и Богоматерь, дотоле она будет могущественна и непоколебима, ибо от начала доселе она выходила из всех бед, укреплялась и расширялась заступлением и помощью Богоматери во всех войнах и разных бедственных обстоятельствах и российские князи и цари и христолюбивое воинство всегда усердно чтили Приснодеву и Матерь. Притча о браке царского сына [ Мф.22:2–14 ]. О безрассудной и слепой привязанности людей к временной жизни и о пренебрежении к вечной. Страстной привязанностью души к здешней жизни нарушается целость, мир, свобода, здравие души, которая естественно стремится к своему Первоначалу – Богу, причиняются скорби, печали, раны; душа впадает в бесконечную суету и отпадает от Бога. Дружба с миром есть вражда против Бога [ Иак.4:4 ]. Кто любит мир, в том нет любви Отчей [ 1Ин.2:15 ]. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною [ 1Кор.6:12 ]. Каждый день многократно Господь милостиво и державно заступает и спасает меня от страстей сердечных и от врагов невидимых, уязвляющих меня в глубине души моей, и дарует мне исцеление, прощение, мир, свободу, дерзновение, свет и силу. Благодарю Господа за непрестанную Его ко мне милость, за непрестанное спасение. Мы имеем готовую небесную помощь во Владычице нашей Богородице, Которой не имеют противники наши, не чтущие Ее по достоянию и не кланяющиеся образу Ее всечестному. Какие гениальные, могущественные вожди были побеждены нами на пространстве веков нашей отечественной истории, и всё верою в помощь Божию и Богоматери и силою Господа и Его Пречистой Матери! Славен был Карл XII как полководец, славен был Наполеон, велики были их полчища и хорошо обучены – и что сталось с ними? Сильны были в свое время татары, поработившие нас, но они побеждены помощью и заступлением Богоматери. Он, Бог наш, сокрушает стрелы, луки, щиты и меч и брань, от Его прещения дремлют и колесница и конь ( Пс.75:4,7 ). Как победили Авраам, Моисей, Иисус Навин, судии Израилевы, цари, пророки? – Силою Господа. Прострение рук Моисея, Иисуса Навина [ Исх.17:11 ; Нав.8:18–19 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Значит, по ходатайству святых Ангелов, приставленных для хранения детей, Господь примет меня в их рай. Слава Господу! 29 апреля. По поводу приглашения Ольгой А. Шауман причащать ее больного сына Петра (студента университета) я, грешный, самолюбивый, корыстный, страстный, пришел в негодование и гнев как бы из-за того, что часто зовет к этому больному (и к другим) со Святыми Тайнами; потому разгневался, что от любви евангельской отпал и поддался различным страстям, и за то какому адскому огню в душе и теле я подпал! Да, я сержусь на недостаточных прихожан из-за того, чтобы поспешить к приезжим да больше денег собрать себе (хотя и для бедных) в Кронштадте и Питере. И это бывает почти всегда. А Христос пришел на землю именно к бедным и больным, чтобы их спасать, и Апостол говорит: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать [ Рим.15:1 ]. Горько себя осуждаю и оплакиваю за греховные мои страсти, временем укоренившиеся и окрепшие и подтачивающие духовную жизнь мою. Впредь дай, Господи, с радостью, с охотою и усердием, со смирением поспешать со Святыми Тайнами к больным, ибо приблизилось Царство Небесное [ Мф.3:2 ], а корысть прочь, руки прочь. А то я рад получать подарки различные, да и всячески плоти лукавой угождать, а не на дела Божии взирать и их усердно совершать. Впредь с радостью да спешу со Святыми Дарами к больным, особенно бедным и больным, если бы даже и часто приглашали. (Записано на переднем листе Служебника.) 12 декабря (лет пять назад) младенец Димитрий семи лет видел по правую сторону алтаря служащего мне Ангела Господня (день рукоположения моего во священника). Знаменательно. Благодарю Господа. 15 мая 93. Мировой судья из [Смоленска] Александр Семенович Конопицкий рассказал мне необыкновенный сон, во время коего он видел ясно и ад с сатаною ужасающий, и светлый восхитительный рай со Христом, сети диавольские повсюду и бездну наших грехов. Повеление Господа взывать: «Господи, пощади меня и помилуй меня». Повеление касательно хора певчих ехать ко мне посоветоваться и помолиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Из-за простокваши молочной сильно страдает железа и я вместе с нею. Зачем же я ел ее? – Перестать. Поликарп Михайлов усопший – поминать, его жена жива, Александра, сын Евстафий, 17 октября. Больной душевно самоубийца, [...] Константин Аполлонович, жена Лидия Николаевна. Дмитрий Николаевич [...], жена Ольга Васильевна, дочь Надежда и сын Георгий. 17 октября. 18 октября. Вечер, семь часов. Благодарю Господа, принявшего сейчас тайное мое покаяние в раздражении на слугу мою Евгению. По лишении благодати, мира, и простора, и дерзновения сердечного я с упованием обычным обратился к Богу, Спасителю моему, прося искренно и умиленно прощения в том, что из-за суеты уподобился злому врагу, а не остался верным Богу благому, кроткому и незлобливому; получил прощение и мир с дерзновением, и радость сердечную с легкостью. Слава Богу! 24 октября. Четверг. Согрешил я пред Господом и пред людьми, что ударил в неправедном гневе по щеке рабу Божию Надежду, с которой я прежде ездил в Петербурге по домам для молитвы. Она привезла ко мне для [причастия] душевнобольную жену смотрителя бывшего реального училища Варвару, которая любит много болтать. 19 октября. Благодарю, Тебя, Господи, благоволившего увидеть мне и еще день рождения и крещения и тезоименитства моего; по Твоей милости встречаю восьмидесятый год моей жизни. Милость несказанная. По грехам моим я недостоин был видеть и сороковой год жизни, а тут – восьмидесятый год. О, щедроты неисчетные Господа моего! Что я принесу или что воздам Тебе, Творче Мой, Спаситель мой, Промыслитель мой, Врач мой, Слава моя, Сила моя! Но даруй мне конец благий, Господи, и не посрами меня! Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных [ Мф.22:12–14 ]. Христос Бог, Жизнедавец наш, уподобил Себя жениху святому, прекрасному, светоносному, вечному, благоволившему обручиться вечным, нетленным, жизненным обручением в будущей неконечной жизни и в здешней, земной, предобручающему Себя верной душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Каждая страсть человеческая разлучает душу от Бога, охлаждает, оскверняет, расслабляет, омрачает, ожесточает, порабощает. Поэтому крепко надо бороться со страстями, и самые зародыши, младенцы их, надо [бы] разбивать о камень Христа [ Пс.136:9 ], чтобы быть с Ним и не разлучаться от Него на веки. Ежедневные опыты психические показывают, как пагубны страсти для души человеческой, как они сильно порабощают, пленяют душу и как трудно от них освободиться; только вера с горячим покаянием и молитвою избавляет человека от смертоносных страстей, а без веры во Христа человек делается жалкой жертвой погибели. Дружба с миром есть вражда против Бога, говорит святой апостол Иоанн [ Иак.4:4 ]. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною, говорит святой апостол Павел [ 1Кор.6:12 ]. Если ты, положим, пристрастие имеешь к чреву, к деньгам, вообще к стяжанию, к мирской чести – ты уже враг Богу и не можешь творить заповедей Христовых, быть искренно учеником Христа; ты – слуга Велиара. Вместо того чтобы папам смиренно каяться в своих вековых заблуждениях, они, к ужасу христианского человечества, здраво богословствующего, провозгласили себя непогрешимыми, закрепив за собою таким образом все старые и новые ереси и нововведения. Это явное, наглое противление Богу, это диавольская гордость. 20 ноября 1893. Суббота. Согрешил я пред Господом, тайно огорчившись на то, что мне не дали мзды за посещение в Питере одной больной молодой женщины, у которой муж офицер. Нужно бы радоваться, по духу Христову поступая, что туне преподал больной благодать Божию, помолясь Богу о больной и утешив ее словом. И вот я сознаюсь в грехе моем и обвиняю себя в страсти корыстолюбия. Впредь да не творю сего, но да радуюсь, не получив мзды за преподанную благодать, по Писанию: даром получили, даром давайте [ Мф.10:8 ]. Но какое Господь чудо сотворил со мною вечером! Мне прислала одна исцелившаяся женщина тысячу рублей (а я утром послал в Питер тысячу сто). 28 ноября. Воскресенье. Двенадцать часов ночи. Тяжко согрешил и согрешаю часто пред Богом и пред прихожанами и посторонними (приезжими) непослушанием, огорчением и раздражением с озлоблением, когда приглашают или прежде приглашали к духовной требе – дать молитву родильнице, или крестить, или причащать больного и больную. Оттого это происходит, что я привык все требы и молитвословия исполнять из корысти и для достаточных людей или ездить в Петербург и другие города, хотя я и раздаю большую часть бедным же в городе Кронштадте и в других. Даже и в Петербурге я неохотно и редко езжу со Святыми Тайнами для приобщения больных. Это диавольское противление, леность, гордость, корысть, нелюбовь к ближнему, тогда как любовь должна быть на первом месте при всех моих словах и действиях, быть душой всех моих помыслов, намерений и действий. Впредь да не будет сего и да буду для всех послушным, с любовью, охотой и смирением рабом. Аминь. Содеянные мною согрешения прости, Господи, долготерпеливе и незлобиве! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Милостям ко мне Божиим нет числа: каждый день, падая в душе тайно и уязвляясь люто от демонов озлоблением или разными помыслами против ближних, я за покаяние тайное или явное всегда получаю прощение, и милость, и мир, и свободу с дерзновением и, умирая, воскресаю от мертвых, обветшавая – обновляюсь, омрачаемый – просвещаюсь. Благодарю Господа, долготерпящего мне и непрестанно милующего меня. Римские папы и католические богословы в своих заблуждениях догматических дошли до геркулесовых столбов – Nec plus ultra, дальше идти уже нельзя 75 . Католичество и папство само себя расшатывает и подкапывает и во истлении своем истлеет. Будучи погрешимы как люди и нагромоздив много лжи в католической богословской системе и особенно в практике, они, как бы смеясь над собою и над истиной Божией, провозгласили себя непогрешимыми, закрепив как бы печатью истины все неправильные нововведения католической веры, допущенные в предшествовавшие века по разделении Церквей: и догмат об исхождении Святого Духа и от Сына, и учение о нахождении в опресноках не только Тела, но и Крови Христовой, и учение об индульгенциях и чистилище и прочее. 6 марта 1894. Воскресенье. Неделя Православия. Грешники не веровавшие и не покаявшиеся по кончине ужаснутся своего безотрадного положения, узнав, что так близко к ним было на земле Царствие Божие – и они не восхотели воспользоваться им, восхитить его, по словам Господа: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его [ Мф.11:12 ]. Спадет тогда с лиц их повязка прелести, которою они допустили обольстить себя и которою жили и утешались, проводя время в праздности, в играх, в корыстолюбии, в роскоши, в объядении и пьянстве, в блуде и разврате, в обидах и притеснениях низших и бедных, в скупости и жестокосердии, в глумлении над Церковью и ее учением, Таинствами, богослужением и святыми обрядами. Если ты не любишь обличения старших и более тебя опытных в жизни духовной и обыкновенной или старших по сану и званию, то ты гордец и самолюбец и не научился главному в жизни христианина – смирению и самоосуждению и любви ко всем и ложно почитаешь врагами своими тех, кои желают тебе добра и исправления. Исправься в этом немедленно и не будь мудрым в себе и пред собою разумным. Считай себя ниже всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Посему Даниил ещё говорит: и святое место будет опустошено, и грех отдан в жертву, и повержена правда на землю, и он действовал и весьма преуспевал (8:11–12). И ангел Гавриил, изъясняя его видение, говорит об этом: и в последнее время царства их восстанет царь весьма бесстыдный лицемер и разумеющий [темные] вопросы; сила его велика, и удивительно разрушит 462 , устроит и сделает, и истребит сильных и народ святой; и ярмо его будет как цепь золотая вокруг шеи, коварство в руке его, и он возвеличится в сердце своем, и коварством своим погубит многих, и станет во зло многим, и разобьет рукою как яйцо (8:23–25). Затем означает и время его тиранства, в которое признаны будут святые, приносящие Богу чистую жертву: и в половине седмины, говорит, прекратится жертва и возлияние, и в храме будет мерзость запустения и до окончания времён будет полное запустение (9:27). Половина седмины же означает три года и шесть месяцев. (5) Из всего этого открываются не только подробности богоотступничества и дела того, кто восстановит в себе всё диавольское заблуждение, но и то, что есть Один и Тот же Бог Отец, возвещенный пророками и открытый Христом. Ибо если Господь подтвердил пророчества Даниила о кончине [мира], говоря: когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила ( Мф. 24:15 ), то ангел Гавриил изъяснил Даниилу видения, а он есть архангел Творца мира, благовестивший Марии видимое пришествие и воплощение Христа, то очевидно оказывается, что есть Один и Тот же Бог, пославший пророков и обещавший Сына и призвавший нас к познанию Своему. XXVI [Иоанн и Даниил предсказали разрушение Римской империи, предшествующее кончине мира и вечному Царству Христа] (1) ещё яснее о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне царство 463 , показал ученик Господа Иоанн в Откровении, изъясняя, что такое десять рогов, виденных Даниилом; он говорит, что ему было сказано: и десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Поэтому если еще и есть какой-то «географический» резон не вносить в восточные святцы, например, имена римских мучеников, известных по древнейшему Иеронимову списку (но ведь мученики не перестают быть из-за отсутствия в тех или иных святцах мучениками!) , то для Мелитона такого основания быть не может. Надежнейшим и бесспорным свидетельством почитания Мелитона древней Церковью является письмо (ок. 190 г.) Поликрата Ефесского, сохраненное Евсевием (см. ниже. фр. D4), в котором Мелитон назван наряду с другими наиболее почитаемыми отцами «великим светилом веры», жизнь которого была целиком «в Духе Святом». Если без имени Мелитона не обходились даже старые курсы патрологии (сам же архиеп. Сергий ссылается на «Учение...» Филарета, §§ 43–5 – см. т. 1, с. 84–9; кстати, Филарет именует Мелитона святым!), то что говорить о патрологиях нынешнего века, после открытия сочинений св. Мелитона и фактического подтверждения их выдающейся роли в истории древней Церкви? В-третьих, в нынешнем столетии Мелитон Сардийский внесен в святцы Греческой Церкви (см. выше предисловие От составителя). Наконец, имеющиеся в обращении как в России, так и в Греции святцы и «жития святых» нуждаются в целом в серьезнейшей и детальнейшей проработке и уточнении (ср., напр., хотя бы наши предисловия к мученичествам Иустина и Аполлония ). Поскольку русской и греческой агиографической науки как таковой пока нет, объем работы не позволяет надеяться на его исполнение в ближайшем будущем. 6 См. также фр. A4 и комментарий к ст. 565 гомилии. О плохо известных нам квартодециманских спорах и отношении к ним Мелитона см. у Hall " a, p. XXIV–XXVI, а также Lohse 1953. Cantalamessa 1970 и Grossi 1976 b. Подробнее ниже, c. 483–4. 9 Многочисленные примеры такого словоупотребления, идущего от Мф. 19:12 , см. у Perler, р. 8, п. 1 (Иуст. 1 Ап. 15:4; Афинаг. Прош. 33:1; Терт. К жене 1, 6 и др.). Ср. у Репана, 113. Конечно, иное толкование не исключено, но оскопление предпринималось не столько вследствие буквального понимания евангельского текста, сколько с целью зашиты от обвинений со стороны язычников или толков о безнравственном поведении (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010