Вы восплачете и пр.: прикровенная речь о страданиях и смерти Господа, соответствующая выражению – вскоре вы не увидите Меня. Так действительно и было, как видим из евангельской истории: в таком состоянии духа были они после смерти Господа ( Мк. 16:10 и парал.). – А мир – все враждебные Христу и Его делу, представителями которых были начальники народные, доведшие Господа до смерти – возрадуется: потому что, по-видимому, он одержал победу над ненавистным ему, как казалось ему, врагом его, умертвив Его. Гроб Христов, бывший причиною слез учеников (ср. 20:11), был причиной радости врагов Его. Но вскоре всё это изменится: печаль ваша в радость обратится, а радость врагов – в печаль и страх. Речь – о воскресении Господа, соответствующая выражению – опять вскоре увидите Меня. Это действительно и видим из евангельской истории (ср. 20:20), видим и то, что эта радость не оставляла их даже тогда, когда они расставались со своим Учителем и Господом при вознесении Его ( Лк. 24:52 ), и достигла полной степени по сошествии на них Духа Святого, даже до того, что и страдания за Христа они начали переносить с радостью ( Деян. 5:40–41 ). – Для показания силы этих чувств печали и радости Господь сравнивает их с чувствами рождающей женщины. Образ сей в этом смысле нередко употребляется в ветхозаветных книгах ( Ис. 21:3, 26:17, 37:3, 66:7 ; Ос. 13 и др.). Пунктом сравнения чувств апостолов с чувствами рождающей женщины служит здесь именно только сила чувств и быстрая их смена; все же остальные черты служат только украшением речи (ср. Феофил.). – Когда рождает: когда приходит время родить, когда настают роды. – Теперь имеете печаль: при этой прощальной беседе (ст. 6), при страданиях и смерти Господа до Его воскресения. – Я увижу вас опять: сначала по воскресению, потом по сошествии Святого Духа, когда Господь вступит в теснейшее духовное таинственное общение с учениками (ср. прим. к 14 и далее и парал.). – Никто не отнимет: она будет постоянно в сердце вашем, и никакие скорби, бедствия, гонения, враждебные люди не исторгнут её из груди вашей, – так будет она полна, совершенна. Всё это в точности исполнилось на апостолах, исполняется и на всех верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Сын Иосии, царь иудейский Иоаким, делал неугодное Господу. В четвертый год царствования его царь вавилонский Набополассар, разрушивший ассирийское царство 470 , воцарил с собой сына своего Навуходоносора и послал его с войском покорить страны на западе от Евфрата, которые платили дань ассирийцам, но которые завоевал фараон египетский Нехао. Навуходоносор в первый же год своего царствования разбил египтян (при Кархемисе), завоевал все земли от реки Евфрата до Египта и наложил на иудейского царя Иоакима дань. При этом взял из Иудеи в Вавилон лучших отроков из царского и княжеского рода, и в числе их Даниила, Ананию, Мисаила и Азарию. Это было первое переселение иудеев в Вавилон и начало семидесятилетнего вавилонского плена. Три года Иоаким был подвластен Навуходоносору, потом отложился от него. В седьмой год своего царствования Навуходоносор с войском вступил в Иудею, переселил многих иудеев (3023 чел.) в Вавилон, взял в плен Иоакима и оковал его медными оковами. Плененный Иоаким умер (Иоаким царствовал 11 лет неполных). Вместо Иоакима воцарился сын его, Иехония. Он делал неугодное Господу, и царствовал только 100 дней. В 8-й год своего царствования Навуходоносор приступил к Иерусалиму. Иехония отдался ему во власть со своим семейством и двором. Навуходоносор переселил Иехония, все царское семейство, вельмож, воинов и мастеров в Вавилон 471 ; туда же отправил сосуды и сокровища храма и двора царского. На место Иехонии Навуходоносор поставил царем Иудеи Матфанию, третьего сына Иосии, переименовав его Седекиею ( 4Цар. 23:31–37, 24:1–17; 2 Парал. 36:1–10; Иер. 25:1, 46:2, 52:28 ; Дан. 1:1–6 ). Падение царства Иудейского при царе Седекии и разрушение Иерусалима (4920 год от сотворения мира, 589 год до Рождества Христова) 472 Когда народ иудейский дошел до крайнего нечестия и развращения, Господь прогневался и навел на него царя Вавилонского Навуходоносора, который разрушил царство Иудейское. Повод к этому подал сам царь иудейский Седекия (третий сын Иосии). Он был поставлен в цари иудейские царем вавилонским Навуходоносором и несколько лет платил ему дань, но вздумал отложиться от него 473 . Вследствие этого Навуходоносор со всем своим войском осадил Иерусалим 474 . Через полтора года от начала осады неприятели взяли Иерусалим. Седекия бежал из него, но был схвачен и приведен к Навуходоносору. По повелению Навуходоносора, сыновей Седекии закололи перед глазами отца, а его самого ослепили и в оковах отвели в Вавилон, где он умер в темнице. После этого храм Господень, царские дворцы и все большие дома в Иерусалиме были сожжены, стены Иерусалима разрушены, богатства храма Господня, царя и князей отнесены в Вавилон 475 , первосвященник и первые вельможи убиты, и жители царства Иудейского переселены в Вавилон. В Иудее осталось только немного бедных земледельцев ( 4Цар. 24:17–20, 25; 2 Парал. 36; Иер. 37–39, 52:1–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

После этого филистимляне два раза делали нападения на Давида, но он в тот и в другой раз разбил их ( 2Цар. 5:17–25; 1 Парал. 11:13–19, 14:8–17). Утвердившись в новой столице, Давид решился перенести туда ковчег Божий из Кириафиарима, из дома Аминадава. Для этого он собрал в Кириафиарим свое войско и народ. Поставили ковчег Божий на колесницу, запряженную волами, и повезли. Давид и все израильтяне играли перед ним на различных музыкальных инструментах. В одном месте волы наклонили его. Сын Аминадава, Оза, протянул руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, чтобы придержать его, точно как обыкновенную вещь, но Господь тотчас поразил его смертью 371 . Давид устрашился везти ковчег к себе в город и поставил его в доме Аведдара 372 . Вскоре, услышав, что Господь благословил дом Аведдара ради ковчега Божия, Давид с торжеством перенес его в свой город. В этот раз ковчег несли священники и левиты на плечах своих. Во время шествия левиты пели и играли на музыкальных инструментах, а Давид в восторге скакал перед ковчегом. Принеся ковчег в свой город, Давид поставил его в новоустроенную им скинию, принес жертвы Богу и угостил народ. Для прославления Бога, во время Богослужения в скинии Давид устроил хор из 4000 певцов и музыкантов 373 и составил много псалмов, т.е. песнопений. Царь Давид вообще во всех обстоятельствах жизни своей любил изливать перед Богом душу свою в псалмах. Собрание псалмов называется Псалтирью. В Псалтири есть весьма много пророчеств об Иисусе Христе. Например, что Он будет Бог ( Пс. 44:7–8, 109:1 ), Сын Божий ( Пс. 2:7, 109:3 ), что Он произойдет по человечеству от рода Давида ( Пс. 88:36–38 ), умрет в мучениях позорной смертью ( Пс. 21 ), сойдет во ад ( Пс. 15:10 ), воскреснет ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 67:19 ), сядет одесную Бога Отца ( Пс. 109:1 ). После перенесения ковчега в Иерусалим, Богослужение стало совершаться при двух скиниях – Моисея в Гаваоне 374 и Давида в Иерусалиме. Давид исчислил левитов от 30 лет и выше, и было число их 30000. Из них он назначил для служения при скинии 24000, писцами и судьями народа 6000, привратниками сокровищехранителями 4000, певцами и музыкантами 375 4000, и разделил их, как священников, так и левитов, служащих при скинии, на 24 череды, которые сменялись каждую субботу ( 2Цар. 6; 1 Парал. 13, 15, 16, 23:3–32; 24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Исторический обзор прошлого свидетельствует, что храмы были с момента изгнания первых людей из рая. До времени законодательства Моисеева, храмы заменялись жертвенниками; здесь, около жертвенников, Господь проявлял Свое особое присутствие. Авель приносил жертву Господу, и Бог эту жертву его принял ( Быт. 4:4 ). Жертва была принесена на жертвеннике, и Господь проявил особое благоволение к месту жертвоприношения. Патриарх Иаков положил первое основание для храма, поставивши камень, на котором он спал, памятником и назвавши это место «домом Божиим» ( Быт. 28:16–18 ). Во времена Моисея, по повелению Божию, был построен первый храм, называвшийся «скинией» (наметом, палаткой). «И сказал Господь Моисею... и устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их. Все (сделайте), как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исход. 25:8–9). Пророк Моисей и устроил так скинию, как повелел ему Бог, а Господь проявлял к ней Свое особое благоволение. «И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь парод, и поклонялся каждый у входа в шатер свой» ( Исх. 33:10 ). «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» ( Исх. 40:34 ). Когда евреи, поселившись в земле Обетованной, устроили свое довольно сильное царство, премудрый Соломон, царь еврейский, по заповеди своего отца, св. пророка Давида, построил в Иерусалиме величественный храм. Постройка этого храма Соломоном велась согласно с волей Божией (1 Пал. 28:11; 3 Парал. 8:43, 9:3). После того, как Соломон окончил и освятил храм в Иерусалиме, Господь явился к нему и сказал; «Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в доме жертвоприношения. Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поедать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой: и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их, Ныне очи Мои будут отверсты и уши, Мои внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни» (2 Парал. 7:12–16).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

О слезах ап. Петра//Oeuvres. 1. 189–196 [BHG 1487k]. 2295 . Похвала Леонтию монаху Ахейскому (XIV-XV) [Spur.]//Lampros S. Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ. θναι 1912–1924. 2. 161–168; Papadopoulos Α. γιος Αεντιος Παλαιολγος Μαμων ς (1377–1452)... Θεσσαλονκη 1940. 1’-8’ [BHG2235]. Литургические соч. 2296 . Св. Геннадия (Георгия) Схолария, Патриарха Константинопольского два торжественных слова в честь Божией Матери/Пер. с греч. архим. Амвросия (Погодина) //Правосл. путь. 1962. 76–116. [Предисл. 76–83, прим. 113–114]. На Успение Божией Матери/Ed. Jugie М.//РО 1922. 16. 570–587; Oeuvres. 1. 197–210. пер. 6 .2296. 98–113, предисл. 96–98, прим. 115–116. На Благовещение Божией Матери//Oeuvres. 1. 1–61 [BHG 1107g]. 2297 . На Введение во храм Божией Матери/Ed. Lampros Sp.// Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ. θναι 1912–1924. 2. 136–148;/ Εd. Jugie Μ.//Oeuvres. 1. 161–172. 8. пер. 6 .2296. 85–95, предисл. 84–85, прим. 114–115. В Неделю православия//Oeuvres. 1. 102–122 [BHG 1394b]. На Рождество Христово//Oeuvres. 1. 223–237 [BHG 1910]. На Преображение//Oeuvres. 1. 149–161 [BHG 1981]. Богословские соч. 2298 . Геннадий Схоларий . Изложение православной веры/Пер. Колоколов И. Д.//ХЧ 1828. 29. 3 сл. пер.: Ильминский (Никол. Иван.) Предварительное сообщение о турецком переводе изложения веры патриарха Геннадия Схолария . Казань 1880. 23. [Текст пам-ка на турецком с парал. греч. транскрипцией]. 2299 . Геннадия [Схолария], патриарха Константинопольского, книга О едином в Троице Боге нашем и Творце всего существующего против безбожников, т.е. думающих, что все бывает самослучайно, и против многобожников/Пер. [еп.] Арсения (Иващенко)//Странник. 1873. 2. 112–136. Оттиск: СПб. 1873. 25. Аскетические соч. 2300 . Правила св. Геннадия, патр. Константинопольского, о вере и жизни христианской/[Пер. А. П. Лебедева ]//Прибавления к Творениям святых отцов. 1845. Год 3. 5:1. 1–16 (2-я пагин). Отд.: М. 1846. 59. [Текст парал. церк.-слав. и рус.]. Киев 1846. 24. 1850. 1851. 24. 1853. 22. 1860. 22. Киев 1876.· 9 Μ. 1881. 47. [Текст церк.-слав. и рус.]. 10 М. 1883. 54. Серг. Посад 1893. 23. 1894. 1897. Киев 1903. 16. 1913. Геннадий Схоларий . О Вере и жизни христианской// 1) Из духовной сокровищницы: Краткие мысли и заметки в Бозе почившего Афон. старца иеромонаха Арсения [Минина А. И.]. Геннадий (Схоларий), патриарх. Правила Святого Геннадия: (О Вере и жизни христианской). Курск 1990. 32; 2) Василий Великий . Нравственные правила. Геннадий (Схоларий), патриарх. О Вере и жизни христианской/Сост. и пер. Крамера А. СПб. 1993. 48 [Геннадий: 37–47].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Образная речь понятна (ср. 11:9–10 и парал.): свет – Христос, провозвестник истины, просвещающей людей (1 и парал.), находящийся теперь уже на малое время между иудеями; ходить во свете – достигать спасения верою во Христа, входить в Царство Его: тьма – противоположное истине, ложь, омрачение духовное (ср. Рим. 1:21 ); омрачённый духовно блуждает во тьме, не видит спасительной цели жизни ( 1Ин. 2:11 ). Итак, надобно веровать во Христа – свет, пока этот свет светит, пока продолжается ещё ненадолго земная жизнь Его между иудеями, чтобы стать им сынами света, т. е. просвещёнными истиною. Зайдёт этот свет для них скоро, тогда они будут блуждать в жизни, как путники в тёмную ночь. Как точно исполняется это пророческое слово Господа над иудеями от дня, в который говорил Господь, даже до сего дня! После вознесения Господа народ иудейский слышал слово апостольское о спасении верою в распятого Мессию, но, ослепив себя неверием в Мессию, жившего среди него, он (в массе) отказался от веры в слово апостольское; это слово принято было некоторыми из них, но народ (как национальность, как отдельное целое) не уверовал во Христа вознёсшегося. И с тех пор народ еврейский (за некоторыми частными исключениями) блуждает в пустыне мира, как путник в неизвестном месте, застигнутый тёмною ночью, без духовной цели, без руководителя. – Отошёл и скрылся: вероятно, на гору Елеонскую или в Вифанию, где Он проводил в то время ночи, днём уча в храме (ср. Лк. 21:37 ). – Это была, кажется, последняя (см. прим. к ст. 44) речь Господа к народу в храме. Последние слова этой речи дышат не угрозой, как в прежние дни, а нежною заботливостью, отеческим увещанием, состраданием и любовью: пока среди вас Учитель истины – Мессия, веруйте в Него, чтобы быть вам сынами света – истины. 37. Ин. 12:37 . Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, Ин. 7:31 ; Деян. 2:22 . 38. Ин. 12:38 . да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Ис. 53:1 ; Рим. 10:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Это прообразованное водами потопными крещение спасает нас воскресением Иисуса Христа: спасает, то есть избавляет от проклятия и вечной смерти, которые суть неизбежные следствия греховности человека, не примиренного с Богом в его естественном, необлагодатствованном состоянии. Спасительную силу крещение имеет в воскресении Иисуса Христа в том смысле, что именно воскресением Своим из мертвых Христос привел искупленное Его страданиями человечество к Богу Отцу для вечного блаженного единения с Ним в Царстве славы. Эту спасительную силу крещения человек усвояет верою в воскресение Христово. – Который, восшедши на небо, и проч.: пострадавший Праведник за свои страдания превознесен Богом Отцом превыше всего, – этим изображением оканчивает апостол изображение дела Христова, начатое в 18-м стихе, и возвращается естественно к мысли о неповинном страдании христиан (ст. 17; ср. 1Пет. 4:1 ). Христос неповинно пострадал, умер плотию, но живой духом сходил с проповедаю во ад, воскрес, вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца со славою и властию: и вы, христиане, вооружитесь тою же мыслию в своих неповинных страданиях ( 1Пет. 4:1 ). – Восшедши на небо: см. прим. к Мк. 16:19 ; Лк. 24:50–51 ; Деян. 1:2–11 и парал. – Пребывает одесную Бога: см. прим. к Мк. 16:19 . – Которому покорились и проч.: как Богочеловеку, принявшему после страданий в прославлении и по человеческой природе власть Божескую, а следовательно, верховную и над небесными духами (ср. Евр. 1:4 и парал.). В понятии покорности не заключается здесь понятия принуждения, или насилия, но добровольности. – Ангелы, Власти и Силы: наименования некоторых из девяти чинов Ангельских. Подробнее развито учение о них в посланиях святого апостола Павла ( Рим. 8:38 ; Еф. 1:21 ; Кол. 1:10 и др.). Три чина именуются здесь без сомнения в замене всех девяти: ибо Богочеловек восприял власть над всем миром Ангельским ( Евр. 1:4 ). Глава 4. Наставления христианам относительно разных нравственных качеств и добродетелей (1–11), особенно же о неповинном злострадании (12–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Под именем этой надежды на исполнение обетования Божия разумеет апостол, без сомнения, надежду на пришествие Мессии, так лелеемую всеми иудеями и основывающуюся на обетованиях Божьих. Неверующие иудеи ждут еще Мессию, Павел проповедует, что Мессия сей есть Иисус из Назарета, умерший за всех и воскресший, и вот за эту-то надежду иудеи и обвиняют его и он стоит перед судом (см. прим. к Деян.23:6 ). – За надежду на обетование и пр.: см. прим. к Деян.13:32 . – Которого исполнение (т.е. пришествие Мессии) надеются увидеть наши двенадцать колен: древнее теократическое обозначение всего народа израильского, как одного целого народа Божия. Хотя это разделение на колена давно уже сгладилось: отчасти – пленом и рассеянием десяти колен при Езекии, отчасти – пленом вавилонским, отчасти – позднейшими (и вынужденными, и добровольными) переселениями в языческие страны, сгладилось как в самой Палестине, так и в рассеянии; тем не менее однако же в сознании народном всегда оставалось представление о целом народе как состоящем из двенадцати колен, где бы они ни обитали, в Палестине ли или в рассеянии (ср. Иак.1:1 ). – Усердно служа Богу и непрестанно: именно в ожидании исполнения того, что обещано Богом отцам, т.е. явления Мессии, который есть, так сказать, средоточие всего служения Богу евреев, которым они живут и дышат. – За сию-то надежду, о которой я проповедую как уже осуществившейся в лице Иисуса из Назарета, убитого иудеями, но воскресшего из мертвых и сим воскресением до несомненности засвидетельствовавшего о себе как об обетованном и пришедшем Мессии ( Деян.13:32 и парал.), за сию-то надежду и обвиняют меня Иудеи ( Деян.25:19 ; Деян.23:6 и парал.). Иудеев особенно раздражало то, что учение о воскресении Иисуса из Назарета апостол полагает в основание своей проповеди о царстве Мессии; они никак не хотели признать этого воскресения, и вот апостол в аффектации своей речи обращается в лице царя Агриппы как бы ко всем иудеям, а в лице Феста и прочих язычников – как бы ко всем язычникам с прямым вопросом: ужели они невероятным почитают, что Бог воскрешает мертвых? Апостол имеет в виду собственно воскресение Иисуса Христа (которого Бог воскресил: см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ст. 3. Ирод царь смутися и весь Иерусалим с ним. Ирод не имел естественных прав на царский престол в Иудее: он был Идумеянин; был известен за грубого тирана и окружен общею ненавистью подданных. При вести о рождении иудейского царя он смутился страхом, а Иерусалим взволновался ожиданиями и надеждами. Ст. 4. Собрав вся первосвященники, т. е. всех, начальствующих над священниками (1 Парал. 24, 5, 6 и др.), и книжники людские, которые назывались также законниками ( Лук. 7, 30 ), писцами или книгочиями (1 Парал. 23, 4) и которые, изучая закон, часто находились на общественной службе – вопрошание от них: где Христос раждается? Вопрос волхвов о царе иудейском Ирод передает собранному совету, как вопрос о Мессии. Ст. 5. Они же рекоша ему: в Вифлееме Иудейстем, тако бо писано есть пророком: и ты Вифлееме – из тебе изыдет вождь, иже упасет люди моя – Израиля. Пророчество пророка Михея приводится первосвященниками не буквально, но в свободной передаче и с стремлением к более ясному для иноплеменника Ирода выражению мысли: вместо Вифлееме доме Евфрафов, см. Мих. 5, 2 , читаем здесь: Вифлееме, земле иудова; вместо еда мал еси, еже быти в тысящах иудиных, – читаем: ничим же меньши еси во владыках (областях) иудовых. Ст. 7. Тогда Ирод тай (остерегаясь, чтобы кто-нибудь не помешал его худому замыслу) призва волхвы и испытоваше от них время явльшияся звезды. Ст. 8. И послав их в Вифлеем, рече: шедше испытайте известно о отрачати: егда же обрящете, возвестите ми, яко да и аз шед поклонюся Ему. Узнав от книжников место рождения Христа Царя. Ирод желает – по рассказу волхвов о звезде – угадать и время, чтобы, следуя этим признакам, принять самые верные меры к истреблению Рожденного. Сверх того и волхвам поручает тщательно разведать о Младенце и сообщить ему. Что волхвы отвечали Ироду о времени, когда являлась звезда! – Евангелист нам не сообщает, и можно только догадываться об этом. Мы знаем, что волхвы находят св. семейство в Вифлееме, который оно должно было оставить по прошествии дней очищения ( Лук. 2, 22 ) для отправления в Иерусалим, где Младенец принесен быть в храм и поставлен пред Господом. Итак, пришествие волхвов в Иерусалим, отправление их в Вифлеем и поклонение Младенцу, – все это имело место раньше 40 дней по рождении. Далекий путь из Персии требовал не мало времени, – может, быть, двух или более недель. Между тем, звезда не однажды явилась ( φανντος), а являлась ( φαινομνου ст. 7) в продолжение известного времени. Наконец, Ирод считал для себя опасными и повелел избить младенцев Вифлеемских, не только рожденных в последние два месяца, а и всех, начиная с рожденных за 2 года (ст. 46). По сему нужно думать, что звезда являлась еще до Рождества Христова, пока, ко времени сего последнего, волхвы путем размышления и наблюдения за звездою не пришли к убеждению в величайшем событии и к решимости отправиться на поклонение новорожденному Царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

парал.), заменил собой великолепный, однако же во всем существенном устроенный по образцу скинии храм, разрушенный Навуходоносором и восстановленный после плена, хотя и не в прежнем великолепии, но с большим значением для будущего, ибо в нем имел явиться Мессия (Аггея 2:9). Символическим значением как скинии, так и храма было то, что они посвящены были в дом для обитания Иеговы (сн. Исх. 25:8  и мн. др. и 2 Самуил, или Цар. 7:5; 1 Парал. 28:6 и др. 478 ). «Как символ царства Божия в Израиле, скиния завета (как и потом храм) была центром теократии, которым исполнялось назначение ветхозаветного избранного народа: его призвание в народ Божий» 479 . Символически выражавшееся через скинию (срав. название ее mischchan от schachan жить, обитать, сн. Чис. 16:9; 31:47  и др. с Апок. 21:3 , с чем согласны и названия ее «дом Божий» срав. Исх. 23:19  и др. «скиния сближения ohel moëd Иеговы со Своим народом, срав. Бэра) пребывание Бога среди израильского народа было осуществлением союза, который Он заключил с Израилем, исполнением Своего обетования: Я приму вас в Свой народ и буду вашим Богом ( Исх. 6:7; 19:5,6 ), – земным субстратом жизненного общения, в которое Он вошел в благодатном снисхождении с семенем Авраама, – видимым изображением царства Божия в его до христианской стадии развития, как σκι μελλντων, как тень духовного жизненного единения того времени, когда Бог сделает жилище Себе в сердцах верующих, и Отец в Сыне через Святого Духа прославит их славой чад Божиих, так что они в Сыне и Святом Духе будут одно с Отцом, созерцая Его славу ( Ин. 17:20–24 ), – в чем состоит завершение царства Божия и цель человечества» (Кейль, «Библ. Археол.» стр. 121). Вот в сущности та великая идея, которая проникает новозаветное толкование ветхозаветного места Богослужения вообще: оно, следовательно, чисто типологическое 480 . И притом, описав, согласно Исх. 25–27 , устройство главнейших частей скинии ветхозаветной, св. апостол Павел прямо говорит, что она есть «παραβολ ες τν καιρν τν νεστηκτα» ( Евр. 9:9 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010