Затем следует исцеление тещи Симона-Петра от горячки ( Лук. 4, 38 – 39 ), причем ни один евангелист (ср. Матф. 8, 14 – 15 и Марк. 1, 29 – 31 ) не указывает связи между чудом и верой. Дальнейшее общее указание на чудеса исцелений также у всех трех евангелистов сделано без указания на отношение к ним веры ( Марк. 1, 32 – 34 и Лук. 4, 40 – 41 ), а у св. Матфея здесь дается обобщение исцелений для соотношения с пророчеством Исаии о Мессии, как носителе немощей и болезней человеческих (8, 16 – 17). Сообщаемый после того одним ев. Лукой чудесный лов рыбы (5, 1 – 11), как и исцеление Капернаумского бесноватого ( Лук. 4, 31 – 37 и парал.), вызывает только ужас и трепет в ап. Петре и его сотоварищах (ст. 9. 11), выразившийся в просьбе Петра подобной просьбе Гадаринцев ( Матф. 8, 34 и парал.), чтобы Господь вышел от него, как человека грешного (ст. 8). Знамение это очевидно имело образно-символический характер призвания и предъуготовления ПетрСр. Иоан. 21, 2 – 11 . и его сотоварищей – Иакова и Иоанна к апостольскому служению (ст. 10 – 11), почему о нем умалчивает св. Матфей (4, 18 – 22), как и ев. Марк (1, 16–20). Соответствие веры Ап. Петра вере сотника здесь оказывается только по отрицательной и низшей стороне веры («уйди от меня, потому что я человек грешный, Господи!» – говорит ап. Петр, – «Господи! я не достоин, чтобы под мой кров вошел Ты» -говорит сотник). Но, между тем как вера Ап. Петра ограничивается этим сознанием его недостоинства пред Святым Божиим и потому соединяется с невольным ужасом греховной совести, вырывающимся в трепетном крике к своему нравственному идеалу: уйди от меня, – Капернаумский сотник к сознанию своего недостоинства присоединяет и положительную веру в силу добра над злом, таким образом его совесть не содрогается от ужаса пред своим идеалом, но с дерзновением и надеждой зовет к себе эту силу добра для победы над злом, восклицая с полной верой в божественное всемогущество Добротворца: но только скажи словом, и исцелится отрок мой. – О следующем затем исцелении прокаженного (5, 12 – 15) мы уже говорили при сравнении обоих повествований у ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Господь повелел человеку Божию не есть хлеба, не пить воды в Вефиле и не возвращаться той же дорогой, по которой он пришел 419 . В Вефиле тогда жил другой пророк-старец. Когда человек Божий отправился из Вефиля, вефильский пророк настиг его и упросил войти к себе в дом поесть хлеба и напиться воды. Человек Божий возвратился в Вефиль. Но когда они сидели за столом, вефильский пророк получил откровение от Бога и сказал гостю: «Так говорит Господь: за то, что ты не соблюл повеления Господня, ты не будешь погребен с отцами твоими». Когда человек Божий отправился домой, лев умертвил его на дороге и стоял с ослом его подле тела его до тех пор, пока вефильский пророк не пришел и не похоронил его. Иеровоам не вразумился словами пророка Божия и наказанием Божиим, поэтому Господь определил истребить весь дом его и развеять за идолопоклонство народ Израильский за реку Евфрат. Заболел сын Иеровоама Авия. Иеровоам велел жене своей переодеться, сходить в Силом к пророку Ахии и спросить его, что будет с сыном. Ахия от старости не мог видеть. Но Господь возвестил ему, что к нему идет жена Иеровоама, переодетая, и открыл, что он должен сказать ей. При входе в дверь царицы, Ахия сказал ей: «Войди, жена Иеровоама; для чего это ты переоделась? Поди, скажи Иеровоаму, так говорить Господь: за то, что ты Меня оставил, Я истреблю дом Иеровоамов. А ты иди домой, и как только нога твоя вступит в город, дитя твое умрет. И изгонит Господь израильтян из этой доброй земли и развеет за реку (Евфрат) за то, что они сделали себе идолов». И пошла жена Иеровоама домой. Как только ступила она на порог дома, дитя умерло. Иеровоам вел беспрерывную войну с царем иудейским Ровоамом и потерпел от сына его Авии сильное поражение, в котором потерял до полумиллиона войска. И поразил его Господь, и он умер, процарствовав 22 года ( 3Цар. 12:25–33, 13, 14:1–20; 2 Парал. 12:15, 13). Нават, Вааса, Ила, Замврий и Амврий После Иеровоама вступил на престол израильский сын его, Нават. Во второй год царствования он изменнически убит был своим военачальником Ваасою, который истребил весь род Иеровоама и воцарился над Израилем. Вааса предпринял войну с иудейским царем Асою, но Аса склонил на свою сторону сирийского царя Венадада I, который завоевал северные области царства Израильского. Вааса царствовал 24 года. Сын его Ила на втором году царствования был убит пьяный во время пира военачальником Замврием. Замврий царствовал только 7 дней. Будучи осажден во дворце другим военачальником, Амврием, он зажег свой дворец и погиб в огне. Но не все израильтяне признали царем Амврия, другие избрали Фамния. После смерти Фамния, Амврий воцарился над всем Израильским царством. Амврий основал столицу Израильского царства в Самарии. Царствовал 12 лет. Ему наследовал сын его, Ахав ( 3Цар. 15:25–34, 16:1–28; 2 Парал. 16:1–6). Ахав (4585 год от сотворения мира, 924 год до Рождества Христова)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

246 Св. Ап. Павел приводит ( Рим.15:21 ) это место согласно с греческим переводом: «не имевшие о Нем известия увидят и неслышавшие узнают»; если буквальное значение греческого перевода несколько отлично от еврейского, то смысл греческого не чужд еврейскому, потому что в том же 15-м стихе говорится: «многие народы приведет Он в изумление, и цари закроют уста пред Ним», а выше в стихе 10-м: «все концы земли увидят спасение Бога нашего»: ср. особ. парал. 49:6: «чтобы спасение Мое простерлось до концов земли»; кроме того, ср. 66:19... 247 Это говорит пророк от лица главн. образом проповедников слова – ср. 52:7–8 – о кресте Христовом, так как и самому ему отчасти открыта была эта тайна, и он должен был возвещать ее современникам: если далее пророк говорит: «мы отвращали от Него, т. е. от Раба Господня, лице свое», то изображает духовное состояние при первоначальном восприятии тайны – даже теми, которые потом уверовали, и настоящее состояние неверующих: пророк говорит, что «не без причины непокорность, не без предлога отпадение» (см. у Св. Кирилла Александрийского , том 8-ой, стр. 215): в понятие «мы» пророк включает также своих современников и вообще людей, слушающих проповедь из всех времен и народов. Даже в первом стихе из понятия «мы» не следует непременно исключать народ (разумея только благовестников), – так как подобно греческому τ κο μν означает одновременно: а) «слышанному от нас» (ср 52:15, где речь идет о проповеди) или «проповеди», «благовествованию» нашему и: б) «слышанному нашему» или: «тому, что стало слышно, известно между нами», – хотя чрез проповедника, ср. 52:15, 7. – 248 – «открылась», «стала явною» (ср. 40:5), или «известною» (парал. словам: «кто поверил слуху нашему», «вести нашей?», ср. 23:1). – 249 Гизебрехт полагает, что нужно вместо читать «пред нами». Но хотя подлежащим во всех стихах 53-й главы до 8-го служит «мы», однако чтение «пред Ним», т. е. пред Господом (имя Которого находится в конце 1-го стиха), имеет за себя то, что Страждущий называется, именно «Рабом Господним» (ср. «и ныне что у Меня здесь?» 52:5; ср. еще 49:5,4: «я почтен в очах Господа», «мое право у Господа», ср. с 62:11 и др.). –

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Сын Иоаса, Амасия, делал угодное Господу, однако не от полного сердца. Он воевал с идумеянами и победил их. В числе добычи ему достались идолы идумейские, он принес их в Иерусалим и стал поклоняться им. За это Бог наказал его. Возгордившись победой над идумеянами, он вызвал померяться с собой силами царя израильского, Иоаса. Иоас разбил его, взял в плен и привел в Иерусалим, разрушил часть стены иерусалимской и взял себе сокровища храма и дворца. Амасия был убит заговорщиками (царствовал 29 лет. После смерти его, в малолетство сына его, было междуцарствие 11 лет; 4Цар. 8:16–29, 9:21–29, 11, 12, 14:1–20 ; 2Пар. 21–25 ). Озия Озия (Азария), сын Амасии, делал угодное Господу. За это Бог помогал ему во всем: он успешно воевал с филистимлянами и аравийцами и заставил платить себе дань аммонитян; укрепил Иерусалим и другие иудейские города. Сделавшись силен, он возгордился и вошел в Святилище, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. За ним вошел в Святилище первосвященник Азария с 80 священниками и сказал ему: «Не тебе, Озия, кадить Господу, это дело священников. Это не будет тебе поставлено в честь у Бога». Озия разгневался на священников, но тотчас на челе его явилась проказа. После этого, как прокаженный, он должен был до конца жизни своей жить в отдельном доме (царствовал 52 года; 4Цар. 14:21–22, 15:1–7; 2 Парал. 26). Иоафам Иоафам, сын Озии, делал угодное Господу. Он обустроил Иерусалим, построил несколько укрепленных городов и счастливо воевал с аммонитянами, которые платили ему дань (умер на 16-м году своего царствования; 4Цар. 15:32–38; 2 Парал. 27). Вследствие близкого общения Иудейского царства с Израильским при последних царях и вследствие побед и завоеваний, сделанных в предшествовавшие царствования, начало проникать и в Иудейское царство корыстолюбие, алчность, обман, неправосудие, притеснение бедных, роскошь, разврат, за что сильно обличали иудеев пророки Осия и Исаия ( Ос. 5:10 ; Исх. 1:23, 2:7, 3:12–25 ). Ахаз (742 год до Рождества Христова) Пророчество Исаии о рождении Спасителя от Девы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В книге же Псалмов написано и пр.: указывая, что ниспадение Иуды из лика апостолов было не случайное, апостол сказал уже выше, что это было предречено от Духа Св. устами Давида (ст. 16 и прим.); здесь приводятся самые подлинные слова этого пророчества об Иуде. Пророческие слова приведены из двух псалмов – Пс.68:26 и Пс.108:8 . Первое из этих мест приведено с легким изменением против подлинника, второе – с буквальной точностью. В обоих этих псалмах изображается невинно страждущий от врагов своих праведник и содержатся в виде молитвы прещения его на этих врагов и, главным образом, против одного из них. Кто бы ни был этот страждущий, сам ли Давид, как прообраз Мессии, или другое лицо, во всяком случае псалмы эти имеют типологически-прообразовательное значение (ср. о сем прим. к Ин.13:18–19 и парал.), и во всей полноте изображаемое в них исполнилось в лице и обстоятельствах невинно страждущего Мессии. Враги невинного страдальца, изображаемые в сих псалмах, против которых изрекаются прещения, суть враги Господа Иисуса Христа, предавшие Его смерти и особенно один из них, представитель их – предатель Его, Иуда Искариот. Уверенный, что об этом именно враге Господа говорят пророческие слова приводимых псалмов, ап. Петр в первом из приведенных изречений переменяет множественное число (подлинника) на единственное, и прещение против врагов представляет как прещение против одного врага – представителя всех прочих врагов – Искариота. – Да будет двор его пуст и пр.: запустение двора или места жительства есть символ гнева Божия на обитавших там (ср. Ис.34:10–15 и парал.); изгнание с такого места есть кара Божия. В приложении этого образного выражения к Искариоту оно означает: апостольское место его в сонме апостолов будет праздно, оставлено занимавшим его, который, как враг Мессии, должен был быть извергнут из него по суду правды Бога, гневающегося на врагов Сына Его и карающего их, и не должен более занимать его. Но оно не навсегда должно быть праздно, вместо недостойного оно должно быть замещено достойным; об этом также есть пророчество: достоинство его да приимет другой, место врага изгнанного должен занять друг. Принимая слова пророческие в теснейшем смысле, св. Златоуст и бл. Феофилакт под двором разумеют село (купленное: «ибо что могло бы быть пустее кладбища, и кладбища общественного, каковым стало это село»?) и дом Иуды, а под достоинством – начальство, священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Митрополит Филарет заметил, что в родословной Мессии есть несколько языческих женщин как Фамарь, Руфь, которые предзнаменовали обращение к церкви Божией и принятие ею в свои недра языческих племен. Заметим еще по поводу читаемых нами стихов, что мы никак не можем понять начертание Второзакония (по мнению, Коленсо и др.) Иеремией или кем либо после Давида в виду того, что любимейший из царей израильских происходил сам от моавитянки. Мы понимаем, что отступление от данного Моисеем закона не поставлено Господом в вину верному рабу своему Давиду, в потомстве которого родился Мессия, которого самая родословная с языческими женщинами в премудрости Божией имела глубокое пророческое всеобъемлющее для человечества значение, – но мы отказываемся понять, чтобы летописец или пророк после этих примеров выдумал закон, не имевший применения и неоднократно нарушенный в родословной лучших людей Израиля. 566 (Ст. 7–8). Мы в праве думать, что идумеяне и египтяне в нравах своих были гораздо чище, чем упомянутые выше племена, и что (в отношении Египта, это подтверждается историей см. напр. у Вилькинсона Ancient Egyptians: ch. I sociallife) у них уважалась семья, которой закон Господень дает такое важное значение, и уважалась женщина (Wilkinson " s Anc. Egyp. vol. I, p. 4 and sequ). Вследствие этого идумеи и египтяне, могли быть приняты, как члены народа Господня в лице внуков вновь поселившихся в Палестине. Указание на идолопоклонство идумеев мы встречаем относительно поздно, лишь в 2 Парал. XXV, 14 и притом в таких выражениях, что можно думать, что они как Иеровоам Израильский думали чтить Иегову, чтя какое то изображение (может быть опять тельца как символ силы творящей). В указанной главе Парал. ст. 2 об Амасии сказано, что «он делал угодное в очах Господних»; а после поражения идумеян он «принес богов сынов Сеира... и пред ними кланялся и кадил». Нельзя думать, чтобы он внезапно сделался идолопоклонником. Очень любопытное указание делает Фл. Иос. (Ист. Uyд. XV , гл. XI, что прежде чем Гиркан заставил их принять обрезание и религию иудеев, (1.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И избрал себе Давид моровую язву 386 . Послал Господь язву, и умерло 70000 человек. В третий день язвы Давид увидел между небом и землей, над гумном Орны Иевусеянина, Ангела с мечом в руке, простертым над Иерусалимом 387 . Давид пал на лицо свое и стал молиться Господу о народе своем. Тогда пришел к нему пророк Гад, велел поставить жертвенник Господу на гумне Орны. Давид купил у Орны гумно и всю гору Мориа, на которой стояло гумно; на гумне устроил жертвенник, положил на него жертвы и призвал Господа. Господь услышал его и послал на жертвы его огонь с неба, и язва прекратилась. После этого Давид несколько раз приносил жертвы Богу на этом месте и назначил его для построения храма ( 2Цар. 24; 1 Парал. 21, 22). Помазание на царство Соломона. Завещание и смерть Давида Когда Давид состарился, сын его Адония задумал провозгласить себя царем и привлек на свою сторону первосвященника Авиафара, Иоава и других военачальников. Давид, узнав об этом от Вирсавии и Нафана, повелел первосвященнику Садоку и Нафану помазать на царство сына своего Соломона, которого Бог избрал сидеть на престол царства Господня над Израилем. Садок торжественно, при народе, помазал Соломона на царство. Узнав о помазании Соломона, сообщники Адонии разбежались, а сам Адония бежал в скинию и ухватился за роги жертвенника 388 . Соломон обещал не делать ему вреда, если он будет человеком честным. Под конец жизни своей Давид призвал Соломона и других сыновей своих и начальников народа, убеждал их соблюдать заповеди Господни и завещал Соломону служить Богу от всего сердца и создать Ему храм. После этого наставления он передал Соломону чертежи храма, составленные им по внушению Божию, и материалы, приготовленные для него; пригласил всех к пожертвованиям на храм и помолился Богу о народе своем и о Соломоне. На другой день после этого Соломон во второй раз помазан был на царство. Когда приблизилось время умереть Давиду, он еще сделал Соломону последнее завещание исполнять закон Божий и обезопасить себя от подозрительных людей и умер 70 лет ( 3Цар. 1, 2:1–11; 1 Парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

– Приложилось довольно народа: при деятельности в Антиохии Варнавы в это время великое число уверовавших там прежде (ст. 21), увеличилось еще значительным числом вновь обратившихся к вере во Христа; вероятно и здесь, как и в ст. 21, речь идет о обратившихся язычниках, так что это новое общество христиан из язычников в Антиохии было очень велико, и – это было новое и великое явление в апостольской истории. 25. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла, и нашедши его, привел в Антиохию. 26. Целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. Варнава пошел в Тарс и пр.: видя благодать Божию в новообразовавшемся обществе христиан из язычников Антиохии и поняв все великое значение этого события, как прямого перехода царства Божия от иудеев к язычникам, видя в сем волю Божию о принятии язычников в Церковь Христову без посредства иудейства, Варнава, без сомнения, часто думал о Савле. Введший Савла в иерусалимское христианское общество при рассказе о обращении его ( Деян.9:27 ), Варнава, без сомнения, хорошо знал о назначении Савла быть апостолом язычников ( Деян.9:15 и парал.), и вот теперь в среде этого нового общества из язычников мысль Варнавы невольно могла обращаться к этому бывшему гонителю, обращенному для того, чтобы он был апостолом язычников: здесь его место теперь, а далее – что Господь укажет! Почему Варнава, конечно не без внушения Духа Св., которого он был исполнен (ст. 24), отправился в соседнюю Киликийскую область, в главный город этой области Тарс – место родины Савла ( Деян.9:11 и парал.), куда Савл удалился из Иерусалима, когда тамошние эллинисты хотели убить его ( Деян.9:29–30 ). – Нашедши Савла, Варнава убедил его идти с ним в Антиохию и привел его туда. Здесь они действовали вместе в продолжение целого года, и хотя дееписатель не говорит о плодах их деятельности, но, без сомнения, плоды эти были обильны. – Собирались они в церкви, т.е. в общие богослужебные собрания христиан, и учили немалое число людей, собиравшихся к богослужению и слушанию их учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

549 Ст. 39. Некоторые евреи думают, что царство Израильское должно было возвратился к дому Давидову, в царствование Асы, но что сей государь сделал себя недостойным сего счастья. Другие совсем не относят обещания Божьего к восстановлению царства, но сего требует связь всего пророчества. Посему не без основания можно прилагать сие пророчество к Мессии. 556 Сие место избрано для собрания, вероятно потому, что народ свободнее мог здесь действовать нежели в Иерусалиме. 558 Они называются отроками, 3Цap. XII, 8 , так как и сам Ровоам Юнейшим, 2 Парал. XIII, 7, не столько по возрасту, (ибо сей имел уже в сие время 41 год от рождения), сколько по незрелости рассудка и по неопытности. 559 2 Парал. X, 10, 11. Надобно, чтобы Ровоам слишком ослеплен был гордостью, если он таким образом превозносил себя над отцем своим. Но может быть он хотел сказать только, что начало его царствования требует больших издержек, а следственно больших поборов и взыскательности, нежели царствование отца его в его силе. 560 Из предыдущего видно, что Ровоам подал к сему случай своею гордостью и неосторожными поступками, но более в сем виновен израильский народ, который своевольно отложился от дома Давидова 3Цap. XII, 19 , избранного Богом, и Иеровоам, который сделал себя пружиною заговора для получения того, чего мог ожидать от Бога. 562 В переводе семидесяти толковников: юницы, 3Цap. XII, 28 , также у Иосифа Древ. книг. VIII, гл. 3 и даже в еврейском тексте у Осии, X 5. В последнем месте сим названием, по мнению некоторых, изображается презрение к предмету. 563 Хотя образец своих идолов Иеровоам нашел вероятно в Египте, однако он почитал их образом истинного Бога, приписывая им изведение из земли египетской и, может быть, оправдывал их примером Аарона. 565 Иосиф Древ. кн. VIII, гл. 3, почитая сего человека лжепророком, думает, что он из зависти хотел через сие погубить истинного Пророка. Но Феодорит Quaest. XLII, in Lib. III. reg. и признает оного истинным Пророком и самую ложь его извиняет желанием получить от человека Божия благословение. Вероятно, что он, переселясь в Вефиль из Самарии, 4 Царст. XXIII, 18 старался заслужить внимание царя и народа и для сего почел нужным чего бы то ни стоило приобрести дружбу славного Пророка и чудотворца, не предвидя однако несчастного последствия своего поступка.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Не довольствуясь устроением новой скинии для ковчега Божия, Давид однажды сказал пророку Нафану: «Вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий стоит под шатром». Нафан сказал царю: «Делай все, что есть у тебя на сердце». Но в ту же ночь Господь сказал Нафану: «Пойди, скажи рабу Моему Давиду: “Не ты построишь Мне дом для обитания, потому что ты пролил много крови. Когда ты почиешь с отцами своими, Я после тебя восставлю Семя твое. Он создаст дом имени Моему, и Я навеки утвержу престол царства Его; Я буду Ему Отцом, а Он будет Мне Сыном”» 376 . Нафан пересказал слова Господни Давиду. Давид молитвою возблагодарил Господа за милость Его к нему и его потомству и стал приготовлять все нужное для построения храма Господня ( 2Цар. 7; 1 Парал. 17; 1 Парал. 22:8, 28:3). После дел благочестия Давид более всего занимался внутренним благоустройством своего царства. В управлении царством он всегда руководствовался законом Божиим, данным через Моисея. Закон этот был любимым чтением его: он изучал его день и ночь. Суд производился под строгим надзором его и был правый и милостивый 377 . Победы Давида над соседними народами и распространение царства его. Война Давида с аммонитянами, падение его и раскаяние. Покорение аммонитян За благочестие Бог благословил Давида многими победами над врагами его 378 и распространил его царство. Давид усмирил навсегда филистимлян, покорил моавитян 379 , наложил дань на сирийцев, покорил идумеев и, наконец, аммонитян. Из войн, которыми Давид распространил свое царство, замечательна война с аммонитянами. Она началась по следующей причине: Давид, услышав о смерти Нааса, царя Аммонитского, оказавшего ему некогда благодеяние 380 , послал послов к сыну его, Аннону, утешить его. Аннон принял послов за шпионов, велел обрить им половину бороды 381 , обрезать одежду и отпустил. Когда донесли об этом Давиду, он велел им оставаться в Иерихоне, пока не отрастут бороды, и начал войну с аммонитянами; он послал военачальника своего Иоава с войском взять Равву, столицу аммонитскую, а сам остался в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010