Как в крещении Иисус Христос был духовно помазан на великое дело служения и явлен миру, так в Преображении Он получил честь от Бога Отца за Свое пророческое служение в качестве Учителя небесной истины. Ввиду приближения спасительного часа Моисей и Илия должны были слышать об этом из уст Иисуса Христа и явиться вестниками искупления душам умерших. Апостолы имели пронести слово Евангелия по всему миру; но для этого нужно было дать им силу для сохранения веры в Спасителя, как страждущего Мессию, чтобы проповедовать потом Христа распятого, бывшего соблазном для иудеев и безумием для язычников. Таким образом, Преображение Господа было поворотным пунктом искупительной деятельности Спасителя; отсюда должно было начаться первосвященническое служение Христа, послужившее основанием нового благодатного царства, в которое умершие вступают по вере в Господа чрез посредство Моисея и Илии, живущие же – чрез принятие слова апостольского. Но для этого Моисею и Илие необходимо было узнать от Господа об исходе, который Ему надлежит совершить в Иерусалиме ( Лк.9:31 ), а Петр, Иаков и Иоанн должны были видеть славу Спасителя, чтобы с возможной твердостью перенести предстоящее испытание и не соблазниться. Вопрос только в том, почему три, а не все ученики удостоены были присутствия на горе? Вероятно, причина этого в личных свойствах избранных. Дело шло о таком предмете, который требовал слишком большой силы веры, какую не все могли иметь. Верно, конечно, что и очевидцы события не удержались на высоте чистой мессианской идеи: Иаков и Иоанн просили Господа посадить одного по правую, другого по левую сторону Себя ( Мк.10:37 и парал.), а Петр трижды отрекся от Христа ( Мф.26:34,69–75 и парал.), но это значит только, что божественное действие и наставление не насиловали природы и не лишали апостолов свободы. Сам Спаситель предвидел неизбежность соблазна учеников ( Мф.26:31 ), но Он дал им указания, которые бы самостоятельно привели их к вере в Распятого. Поэтому, удостоивши Петра, Иакова и Иоанна быть свидетелями Своей власти над смертью ( Мк.5:37 ; Лк.8:51 ) и небесного прославления в Преображении, Христос только их берет с Собою в сад Гефсиманский и делает очевидцами Своего уничижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

268 . Христос Спаситель в окрестностях Вифсаиды ( Мф. 14, 1–34 и парал.)//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1913. – Янв. 269 . Христос Спаситель в пределах Магдалинских, в Вифсаиде и окрестностях Кесарии Филипповой//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1913. – Июль – авг. 270 . Христос Спаситель как чудотворец ( Мф. 8, 1–9, 34 и парал.)//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1911. – Окт. – нояб. 271 . Хронология Книги Деяний Апостольских//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1911. – Янв. 272 . Экзегетические заметки. – Киев: Тип. Горбунова, 1904. – 8 с. 273 . Экзегетические заметки. – Киев, 1904. – 27 с. 274 . Экзегетические заметки. – Киев, 1905. – 18 с. 275 . Экзегетические заметки: Вып. 3–7. – Киев: Тип. Горбунова, 1907–1911. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1907–1911. Переводы 276 . Блаженного Августина «Две книги Евангельских вопросов»//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1917. – Сент. – дек. 277 . Догматические Творения Тертуллиана , пресвитера Карфагенского/Пер. с предисл. и примеч.//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1908. – Янв. – май; 1910.-Апр. Литература о жизни и деятельности 278 . Попов К.Д. Отзыв о сочинении профессора Киевской Духовной Академии Д.И. Богдашевского «Послание св. Апостола Павла к ефесянам» (Киев, 1904 г.) на соискание степени доктора богословия. – Киев, 1905. – 14 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – Апр. Виталий (Гречулевич Василий Васильевич) (1822–1885) Преосвященный Виталий (в мире Василий Васильевич Гречулевич) родился 1 января 1822 года в селе Аннополе Брацлавского уезда Подольской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Шаргородском Духовном училище, а в 1835 году поступил в Подольскую Духовную семинарию. По окончании семинарии в 1843 году он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1847 году со степенью магистра богословия. По окончании курса Василий Васильевич был определен законоучителем в Гатчинский сиротский институт, а в 1849 году принял священный сан и был назначен законоучителем в Николаевский сиротский институт. В 1860 году отец Василий был переведен законоучителем в Императорское воспитательное общество, и в том же году основал журнал «Странник», который сыграл большую роль в деле просвещения в России. По замыслу основателя, «журнал был призван не только удовлетворять потребности любителей духовного чтения, но и возбуждать охоту к такому чтению в тех, кто считает его скучным или даже несоответствующим современному направлению общества». Отец Василий был не только издателем и редактором журнала, но и его активным автором. Издательская деятельность отца Василия не ограничилась изданием «Странника». С 1863 года он издавал газету для духовенства «Современный листок» и газету для мирян «Мирское слово». В 1861 году отец Василий был назначен членом Санкт-Петербургского Комитета духовной цензуры, в 1862 году – возведен в сан протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опуская речи Крестителя к народу, сказанные до крещения Господа, изложенные другими евангелистами, Иоанн излагает свидетельства его о Христе, сказанные уже после крещения Христова, о которых другие евангелисты ничего не упоминают. – Иоанн свидетельствует, т. е. удостоверяет, разумеется, по непосредственному откровению Божию, чем свидетельствуется непреложная истинность и достоверность сего свидетельства. – И, восклицая: собственно – громким голосом кричит, или, как объясняет св. Златоуст (ср. Феофил.), «проповедует смело, свободно, без всякой боязни», открыто, всенародно (ср. Ин. 7:28, 37 ). – Сей Тот, о Котором я сказал: ссылается Креститель на свои слова, сказанные народу прежде, когда он многое благовествовал о Христе народу, поучая его ( Лк. 3:18 ). Слова, подобные сказанным вслед за сим, записаны у первых трёх евангелистов с некоторым видоизменением в образе речи ( Мф. 3 , и парал.) и записаны, как произнесённые Иоанном ещё до крещения Христова, чем и объясняется в настоящем месте употребление прошедшего времени (я сказал). – Идущий за мною стал впереди меня: Мессия Иисус и родился и вступил в общественное служение несколько после Иоанна Крестителя, почему сей и выражается – Идущий за мною, т. е. явившийся после меня. Но этот Идущий за мною стал впереди меня, т. е. выше меня по достоинству, – то же, что у первых трёх евангелистов означается словами – крепльший меня, сильнейший меня ( Мф. 3 и парал.). «Что значит: стал впереди меня? – Славнее и досточтимее меня. Не думайте, что я больше Его потому, что я прежде Его пришёл проповедовать. Я гораздо меньше Его, и в такой степени меньше, что недостоин быть в чине раба Его. Вот что означают слова: стал впереди меня. То же самое, иначе выражая, Матфей говорит: Которого обувь я недостоин понести» (Злат., ср. Феофил.). Потому что (Он) был прежде меня: вот причина, почему Он выше меня. – Прежде меня – собственно первый ( πρτος, вместо πρτερος), первейший, чем я. Это выражение первый в приложении к Богу в Писании означает вечность Божию ( Ис. 44:6 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Этим явлением Он обратил меня и убедил так, что я не мог противиться» (Злат.). Вследствие сего из гонителя я сделался проповедником гонимого мной до сего, как велено было мне при явлении Его. – За сим кратко апостол обозначает как круг, так и содержание своей прежней с тех пор проповеднической деятельности: круг его деятельности проповеднической обнимал собой сперва Дамаск ( Деян.9:19 и д.), потом Иерусалим ( Деян.9:26 и д. и парал.), потом всю землю Иудейскую (усиленное выражение), во время его путешествий из Антиохии в Иерусалим и обратно, и наконец – язычников, во время неоднократных путешествий его по Малой Азии, Македонии и Греции. – Содержание своей проповеди апостол характеризует обще, как проповедь о покаянии и обращении к Богу иудеев и язычников, чтобы при сем покаянии и обращении они творили и дела, достойные покаяния (см. прим. к Мф.3:2 ; Мф.3 :8л Деян.2:38 и парал.). – Быстро переходит затем апостол к указанию на свое теперешнее положение, как на следствие такой своей проповеднической деятельности, но вместе с тем указывает, что эта проповедь не есть что-либо совсем новое для иудеев, самим им измышленное, за что иудеи по праву могли бы негодовать на него и требовать его осуждения; нет, он проповедовал только о том, что предрекали Моисей и пророки, которым иудеи сами верят, или мнят быть верующими, и следовательно, неистовство их против него незаконно и бессмысленно. – За сие, за проповедь о покаянии и обращении к Христу всех – иудеев и язычников (ст. 20): очевидно, общее обозначение предмета проповеди апостола, возбудившей ненависть против него иудеев. – Иудеи схватили и пр.: см. Деян.21:27 и д., где излагается только ближайший повод к нападению иудеев на Павла, тогда как здесь апостол указывает самую внутреннюю причину их ненависти к нему. – Получив помощь от Бога: в избавлении себя от столь явной опасности, в какой апостол находился, когда его схватили в храме, он видит помощь себе Божию, которая видимо явлена была в быстром прибытии тысяченачальника с воинами в помощь ему ( Деян.21:31 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1Цар.15:10 и д. 1Цар.16:12 и д.), но здесь речь, вероятно, об окончательном отриновении Саула, выразившемся в несчастной смерти его, после которой Давид фактически сделался царем еврейским. – Сказал, свидетельствуя и пр.: приводимое Павлом изречение Божие о Давиде есть свободное сочетание того, что сказано от лица Божия Самуилом Саулу о его отвержении, и того, что Псалмопевец (Ефам) вкладывает в уста Божьи, как сказанные в видении святому Божию Самуилу ( 1Цар.13:14 ; Пс.88:20–21 ). Так поступает Павел потому, что и слова Самуила к Саулу и слова Псалмопевца – суть слова и свидетельство Божьи. – Нашел Я: человекообразно представляется, что Бог как бы искал среди народа своего такого человека, каков был Давид, человека угодного Ему, мужа по сердцу Моему, какого желает и ищет сердце Мое. – Который исполнит все хотения Мои или вообще – волю Мою. Саул не был точным исполнителем воли Божией, открывавшейся ему через Самуила, и за то отвергнут. Муж по сердцу Божию будет не таков, его отличительной чертой будет то, что он будет исполнять волю Божию и таким образом не будет своеволием своим препятствовать исполнению Божьих определений. – Из его-то потомства и пр.: от Давида апостол быстро переходит к проповеди о Христе, как цели всей руководимой Богом истории Израиля. – По обетованию: это в речи апостола существенный пункт для возбуждения веры в проповедь свою как природных иудеев, так и прозелитов, ибо как тех, так и других нельзя было убедить в мессианском достоинстве Иисуса из Назарета, не указав Его происхождения от Давида, сообразно обетованиям и пророчествам (см. пр. к Мф.1:1 и парал.). – Бог воздвиг Спасителя: в том же смысле, как и Деян.2:30 и парал. (см. прим.). Мужи братия и пр.: с любвеобильным, еще более усиленным, чем прежде (ст. 16), обращенным к сердцу и совести слушателей, воззванием апостол приступает к изложению сущности евангельской проповеди о страданиях, смерти и воскресении Христовом и совершенном Им спасении человечества, каковую проповедь и предлагает теперь своим слушателям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Не всему народу, но свидетелям, предизбранным от Бога, тем, которые с ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. 42. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога судия живых и мертвых. 43. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Сего Бог воскресил: см. прим. Деян.2:32 и парал. – Дал Ему являться: оборот речи такой же, как и в выражении – Бог Его воскресил; все приписывается Богу-Отцу, хотя Христос силой божества своего воскрес и являлся по воскресении. – Свидетелям: т.е. апостолам и другим ученикам Его и ученицам, как это видно из евангелий. – Предизбранным от Бога: избрание Христом апостолов в свидетели всей Его жизни и воскресения апостол созерцает как совершившееся по предизбранию и предопределению Бога-Отца, соответственно изречениям самого Господа ( Ин.17:6 ; Ин.17:9 ; Ин.17:11 ; Ин.6:37 ; ср. Рим.1:1 ; 1Кор.1:1 ; Гал.1:1 ; Гал.1:15 ). – С Ним ели и пили по воскресении Его: см. Лк.24:41–43 ; Ин.21:12 . Это вкушение пищи было для апостолов несомненным доказательством действительности воскресения Господа, и апостол указывает здесь именно на сие обстоятельство для непреложного уверения Корнилия, что они, апостолы, вкушавшие с Ним пищу, суть несомненные свидетели действительности воскресения Его и истинной, а не призрачной, жизни Его по воскресении (ср. Злат.). – И Он, т.е. воскресший Христос, повелел нам проповедовать людям (собственно – народу, т.е. иудейскому первоначально, а потом и всем народам; ср. Мф.28:18 ) – проповедовать, т.е. евангелие царства Божия или учение о Христе, как искупителе мира (это общее содержание их проповеди), и свидетельствовать (в частности), что Он есть предопределенный Богом (в предвечном свете Божьем) судья живых и мертвых (ср. Ин.5:21–30 и парал.), т.е. всего человечества, всех времен и народов. Петр указывает именно эту черту проповеди, заповеданной Господом, чтобы указать конец и цель последнего дела Христова в мире. – Живых, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Писатель указывает, что может быть пустое благочестие как при исполнении закона Моисеева, так и совершенного закона свободы, закона Христова. В противоположность сему пустому благочестию, чистое и непорочное благочестие, или богопочтение, истинное и правильное, пред Богом и Отцом, то есть в очах Божиих, пред судом правды Божией ( 2Пет. 3:11 ), есть то, чтобы, во-первых, призирать вдов и сирот в их скорбях: без сомнения, это один из видов истинного благочестия, приведенный для примера; общая мысль в сем примере – благотворительная любовь ко всем нуждающимся и несчастным, составляющая существо христианской чистой нравственности и за которую Христос дарует блаженство на Страшном суде Своем ( Мф. 25:46 и далее). Такое представление благотворительной любви в примере призрения бедных сирот и беззащитных вдовиц весьма обыкновенно у священных писателей. Эта благотворительная любовь к бедным должна иметь основанием веру в Господа Иисуса Христа ( Иак.2:1 ). «Итак, если хочешь быть благочестивым, покажи благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказывании сострадания к ближнему, ибо сострадание к ближнему есть своего рода уподобление Богу ( Лк. 6:36 ); только милосердие ваше должно быть чуждо лицеприятия» (Феофилакт). Вторую черту чистого и непорочного благочестия указывает апостол в том, чтобы хранить себя неоскверненным от мира: под именем мира разумеется, в смысле слов Христовых ( Ин. 7:7 и парал.), вся совокупность враждебных Богу и добру сил в мире, стоящих под властию князя мира сего ( Ин. 12:31 и парал.) – диавола. Следовательно, выражение означает: хранить себя от всякого приражения мирского зла вообще, – черта очевидно очень общая, объемлющая множество частных черт. Христиане, в силу своего возрождения от Бога словом истины (ст. 18), изъяты из мира, выше мира ( 1Ин. 4:4–6 ), не члены мира; но, с другой стороны, по силе греха, который и в них остается, и по силе внешней связи с миром они пребывают еще в мире, почему и должны хранить себя от осквернения им.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Это бодрствование необходимо в особенности потому, что Апостол предвидит скорое появление «лютых волков, не щадящих стада», под каковыми надо понимать лжеучителей  — еретиков. Апостол указывает на два вида этих лжеучителей: одни войдут в Ефесскую церковь извне, другие восстанут из среды самих верующих. Ефес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение религиозные и философские системы востока и запада: появления лжеучителей здесь естественнее было ожидать, чем в каком-либо другом месте. Когда Апостол три года спустя писал из своих римских уз послание к Ефесской церкви, здесь еще не было лжеучителей, но они появились уже (ессео-гностического направления), во фригийском городе Колоссах, как видно из написанного в то же время послания святого Апостола Павла к Колоссянам. Из посланий же Апостола к Ефесскому Епископу Тимофею видно, что подобные лжеучители появились и в Ефесе. Здесь идет речь, конечно, и о тех лжеучителях, против которых направлены апокалипсические письма святого Иоанна Богослова, послание Иудино и первое послание Иоанна Богослова. Предречение Павлово, таким образом, в точности исполнилось. В пример бодрствования Апостол приводит самого себя, напоминая, как он «три года день и ночь непрестанно со слезами учил» — собственно: три месяца в синагоге и два года в училище Тиранна (19:8 и 10), а три года это — круглое число. В 4-ой части с 32 по 35 стих Апостол изрекает благословение, предает их Богу и слову благодати Его и увещевает их подражать его бескорыстию, какое он сам осуществлял в жизни по слову Господа: «блаженнее давать, нежели принимать». Почему святой Апостол хотел жить своим трудом, хотя он и учил ясно, как и Сам Господь Иисус Христос, что всякий делатель Господа достоин пропитания (Мф. 10:9-10  и парал.), и что проповедник Евангелия должен жить от благовествования (1 Кор 9:7–11  ; 13-14 и парал.)? На это нужно сказать, что Апостол не сделал и для себя правилом отказываться от того, что ему предлагали (Деян 16:15  ; 2 Кор 11:8  ), но он старался ничего не просить, дабы не поставить этим препятствия своему благовествованию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Начало крестных ходов, как прообраз новозаветных, указано еще в ветхозаветной церкви: «И дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа, Бога вашего, и священников и левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним» (Иис. Нав. 3:3 ). Прообразы крестных ходов были при царе Давиде ( 3Цар. 6:1–3, 13:15 ) и при царе Соломоне ( 3Цар. 8:1–5 ; см. Парал. 5:2, 6). В Новом Завете установил крестный ход Господь Иисус, а продолжал это Божественное установление Симон Киринеянин ( Иоан. 19:17 ). «Неся крест Свой. Он вышел на место, называемое Лобное, по еврейски Голгофа». Здесь был образ современных крестных ходов – св. крест, первосвященник – Господь Иисус Христос, апостолы и народ. Также и другие обряды и вообще вся внешняя сторона православного богослужения, на которую нападают сектанты, имеет для себя основание в Св. Писании. Таковы – обращение лицом к востоку при богослужении (2 Парал. 5:12–14). »И стал Соломон у жертвенника Господня впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои, – ибо Соломон сделал медный амвон, длиною в пять локтей и шириною в пять локтей, а вышиною в три локтя, и поставил его среди двора; и стал на нем, и преклонил колена впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу» (ср. Дан. 6:10 ). Богослужебное употребление светильников. «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время» ( Исх. 27:20 ; Левит. 24:4 ). «В горнице, где мы собрались, было довольно много светильников» ( Деян. 20:8 ). Употребление Фимиама. «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить Фимиам имени Моему, чистую жертву, велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» ( Малах. 1:11 ). «И, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и павши поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф. 2:11 ; ср. Лук. 1:9 ). Нарочитые св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

– Вы слышали, что придет антихрист: слышали частию из Евангелия Христова, но яснее и определительнее из учения апостольского, особенно апостола Павла, преимущественно же от самого Иоанна. Господь говорил иудеям, что Он пришел во имя Отца Своего, и они не принимают Его, а если иной придет во имя свое, того они примут ( Ин. 5:43 ; ср. прим.); под этим иным, по мнению некоторых отцов Церкви (например, Златоуста, в Толковании на Ин. 5:43 ), Господь прикровенно разумел антихриста, означая его как одно лицо, как одного человека. В другом месте ( Мф. 24:24 и парал.; ср. прим.) Он говорит о лже-Христах, которые в известном смысле суть тоже противники Христа, или антихристы, и говорит о них во множественном числе, как бы отличая их от одного, особенного. Святой апостол Павел подробно изображает антихриста, не называя его, впрочем, именно этим словом ( 2Сол. 2:2–10 ), и изображает его как особое, отдельное лицо, как одного человека, а не как общее понятие или собирательное лицо, или как общий противохристианский дух, или противохристианское направление, как это видно из самого состава речи. Святой же Иоанн Богослов называет его этим самым точным и определительным наименованием – антихрист – в рассматриваемом месте и далее (ст. 22; 1Ин. 4:3 и парад.). В Апокалипсисе святой Иоанн подробно изображает его и его действия под образом зверя ( Апок. 13:2, 4, 8,11 и парал.), отличая его как особое лицо от подобных противников Христа. В греческом подлиннике в рассматриваемом месте имя антихрист стоит с определенным указательным членом, совершенно отделяющим это имя, как известного, определенного лица, тогда как другие антихристы, кроме главного, не стоят с определенным членом и, следовательно, как многие, как общее понятие, отличаются от него. Таким образом, апостол различает в рассматриваемом месте антихриста и антихристов; первый придет пред вторым пришествием Христовым на последний суд, а те, как предтечи его, начали появляться еще при апостолах и, конечно, будут появляться во все времена христианства как представители антихристианского духа или направления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010