Поэтому-то Спаситель не позволил разглашать исповедание при Кесарии вне круга Своих ближайших последователей ( Мф.16:20 и парал.), а в настоящий раз запрещает очевидцам рассказывать о случившемся на горе даже и прочим апостолам. Нужны были время и факт, которые бы без насильственного давления на свободу учеников при руководстве авторитетных собратьев выяснили им дело в истинном значении. Сам Христос-Господь выразил такой принцип постепенности, когда при другом случае сказал ученикам: «вы теперь не можете вместить» ( Ин.16:12 ). Беседа Господа с учениками при спуске с горы Преображения Запрещение Иисуса Христа Петр, Иаков и Иоанн приняли во всей его силе и, как сообщает ев. Лука, после выполнили в точности заповедь Господа, но некоторое недоумение возбудило в них теперь замечание Спасителя о воскресении: они не поняли, что значит воскреснуть из мертвых ( Мк.9:10 ) 133 ? Недоумение касалось, конечно, не общего вопроса о воскресении людей пред вторым пришествием Христа: это было ученикам известно и никаких сомнений вызвать не могло. Не так легко было апостолам применить эту истину к личности учителя-Мессии. Уже ранее Спаситель выставлял необходимым предшествующим моментом Своего воскресения страдание и смерть и в настоящем случае указывал на τ κ νεκρ ν ναστ ναι ( Мк.9:11 ). Ученики никак не могли помириться с мыслью о смерти Господа, Который был признан ими Сыном Бога живого ( Мф.16:16 и парал.) и за несколько моментов пред сим показал Себя в такой славе. По их воззрению, основанному на своеобразном истолковании ветхозаветных пророчеств (напр. Ис.9:6 ; Дан.7:13–14 ; Пс.109:4 ), Мессия должен быть вечным владыкой нового царства. Вероятно, апостолы имели в душе тоже, что некогда высказал Спасителю народ при словах Его о Своих страданиях: мы слышали из закона, что Христос пребывает во век; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну человеческому ( Ин.12:34 )? Недоумение осталось неразъясненным; ученики не смели прямо спросить Господа, помня историю с Петром, желавшим удержать Его от хождения во Иерусалим ( Мф.10:22–23 ). Однако же волновавшие апостолов думы обнаружились несколько с другой стороны. Спутники Спасителя обращают внимание на тот факт, что Мессии должен предшествовать Илия, как восстановитель и устроитель нормальных отношений между людьми, что по их суждению решительно исключало возможность страданий Господа. Последнюю мысль апостолы выражают неясно, но своим ответом Иисус Христос дал им знать, что Он понимает цель их вопроса. Таким образом, в последующей беседе нужно видеть отголосок тех недоумений, которые возникли в уме свидетелей Преображения при слове о воскресении. В то же время ученики хотели примирить только что бывшее явление Илии с мнением книжников. Они верили учению этих представителей своего народа, но встречали затруднение согласиться с ними в виду скорого исчезновения обещанного Предтечи, прибытие которого они считали ручательством того, что основание нового царства обойдется без тяжелой катастрофы в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Стыд . Какая польза от стыда, и какой вред от оскудения его? (1:28) Суббота . Таинственное значение субботы (19:113–114). Суд . О том, как полезна память о суде Божием (89:514). Т Тайны . Уста молчаливые истолковывают тайны Божии (8:68). – Боящийся Бога, обогащается тайнами Божиими (9:78). – Утаивай от всякого свои тайны, деяния и брани (9:78). – Глубокое созерцание небесных тайн открылось людям по воплощении Слова (18:110). – Тайны не все открываются не только людям, но и самим ангелам; некоторые же тайны остаются в высших чинах ангельских (18:111). – О духовном и таинственном значении дня воскресного и субботы (19:113–114). – Вера есть дверь к таинствам (28, 175–176; 82:480). – Что приносит с собой уразумение тайн Божиих? (38:208) – Молчание есть таинство будущего века (42:231). – Чревоугодие препятствует постижению тайн (42:231–232). – За смиренномудрием следует хранение тайн целомудрия (48:269). – Смирение есть таинственная сила (53:294). – Тайны открываются смиренномудрым (53, 295; 56, 351; 66:421–422). – Василий Великий и Григорий были созерцателями Божественных тайн (55:305). – Как человек через делание заповедей и трудническое житие восходит до созерцания тайн (55:322). – Ум, достигши естественного душевного здравия, наслаждается тайнами нового мира (55:322). – Желать исследованиями и расспросами уразумевать тайны Духа есть неразумие души (55:324). – Святой апостол Павел созерцал тайны, не передаваемые языком человеческим (55:324). – Какими делами должно начинать восхождение к тайнам нового мира? (55:324–325) – Первая тайна – чистота, которая достигается деланием заповедей (55:326). – Верой познаем существование тайн Духа (55:327). – Пришествием Утешителя (см.: Ин.14:15:16 ) Господь называет дарование откровения тайн Духа (55:328). – Делание заповедей не препятствует, а содействует приятию таинственного созерцания (55:328). – Должно с осторожностью подходить к тайнам (56:350–351). – Отчего рождается ощущение тайн Божиих? (74:450) – Молитва – ключ к уразумению тайн Писания (85:493).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Между этими основными группами находятся меньшие по объему поучения Христа: Его разъяснение роли Иоанна Крестителя ( Мф. 11:1–19 ); предсказание о печальной участи непокаявшихся галилейских городов ( Мф. 11:20–24 ); благодарение Богу за то, что Он открылся людям с по–детски чистым и искренним сердцем ( Мф. 11:25–27 ); приглашение, обращенное к труждающимся и обремененным ( Мф. 11:28–30 ); пояснение о соблюдении субботнего дня и предостережение фарисеям, которые были готовы совершить непростительный грех и приписать чудеса Христа действию бесовских сил ( Мф. 12 ); порицание преданий старцев и лицемерия фарисеев ( Мф. 15 – 16 ); пророчество о Церкви, которая будет создана на основании великого исповедания Петра, и предсказание о страданиях Христа, которыми будет добыта победа ( Мф. 16 ); проповедь о маленьких детях, у которых следует учиться простоте сердца и смирению, чтобы не поддаться соблазнам гордости; проповедь о необходимости прощения в Царстве Божьем и притча о немилосердном слуге ( Мф. 18 ); проповедь о разводе и обличение фарисеев; благословение маленьких детей; предостережение об опасности богатства; притча о виноградарях и о сущности будущих наград ( Мф. 19 – 20 ); исчерпывающие ответы Господа на искушающие вопросы фарисеев и саддукеев ( Мф. 22 ). Все эти проповеди вплетены в повествование о чудесах Христа и прочих событиях Его жизни. Чудеса аналогичным образом объединяются друг с другом (например, в Мф. 8 и Мф. 9 ) или кратко подытоживаются (например, в Мф. 4:23–25 ). Преображение ( Мф. 17 ) – это водораздел между активной и пассивной жизнью; оно было явлением небес на земле, предвкушением будущей славы Христа, залогом воскресения, оно укрепило Иисуса и трех Его избранных учеников перед лицом грядущих испытаний, кульминацией которых стало распятие, а итогом – воскресение. 917 Отрывки, которые есть только у Матфея В Евангелии от Матфея есть целый ряд уникальных отрывков. 1 . Десять речений Господа: большая часть Нагорной проповеди ( Мф. 5 – 7 ); благодарение за откровение, данное младенцам ( Мф. 11:25–27 ); трогательное обращение к обремененным ( Мф. 11:28–30 ), которое может сравниться с любым отрывком из Евангелия от Иоанна; предостережение против пустословия ( Мф. 12:36–37 ); благословение Петра и пророчество о создании Церкви ( Мф. 16:17–19 ); большая часть проповеди о смирении и прощении ( Мф. 18 ); отвержение еврейского народа ( Мф. 21:43 ); порицание фарисеев и книжников ( Мф. 23 ); описание последнего суда ( Мф. 25:31–46 ); Великое Поручение и обетование присутствия Христа до скончания века ( Мф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Quaestiones quodlibetales ( ποραι και λσεις)/Editio princeps von P. Joannou. Ettal, 1956; Иоанн Итал/Греческий текст с вариантами и примечаниями по материалам Гр. Ф. Церетели; Ред. и предисл. Η. Н. Кечакмадзе. Чилиси, 1966; Conley Th. М. John Italos’ Methodos Rhetorikë Text and Commentary//Greek, Roman and Byzantine Studies 44 (2004), 411–437. Издания текста процесса над Италом: Успенский Ф. И. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси//Известия Русского археология, ин-та в Константинополе. Т. 2. Одесса, 1897. С. 1–67 (парал. рус. пер.); Gouillard J. Le proces officiel de Jean 1’Italien: les actes et leurs sous-enten- dus//Travaux et Memoires 9 (1985), 133–174 (парал. франц. пер., коммент.); Rigo А. Giovanni Italos commentatore della Gerarchia celeste dello Pseudo-Dionigi l " Areopagita// Να Ρμη: Rivista di ricerche bizantinistiche 3 (2006), 223–232. Анафематизмы Синодика в Неделю Православия: Синодик в Неделю Православия/Сводный текст с приложениями Ф. И. Успенского. Одесса, 1893; Он же. Образование второго болгарского царства. Одесса, 1879. Приложение I. С. 1–10. Рус. пер.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. 2М., 1993. С. 862–863. Критич. изд. греч. текста с франц. пер.: Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxie. Edition et Commentaire//Travaux et Memoires 2 (1967), 55–60. Исследования: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. 3М., 2001 (1Одесса, 1893). С. 125–156; Брянцев Д. Иоанн Итал и его богословско-философские взгляды, осужденные византийской Церковью//Вера и разум. 1904. 7, 8, 10, 11, 19–24 (Т. 2. Ч. 1. С. 243–272, 305–336, 402–422, 435–452; Т. 2. Ч. 2. С. 231–246, 255–276, 293–304, 306–324, 337–357, 371–381); Он же. Иоанн Итал, византийский философ XI века//Там же. 1905. 5–7 (Т. 2. Ч. 1. С. 153–166, 193–212, 229–237); Salaville S. Philosophic et theologie ou episodes scolastiques a Byzance de 1059 a 1117//Echos d’Orient 29 (1930), 141–145; Stephanou [P.] E. Jean Italos. La immortalite de 1’ame et la resurrection//Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Афанасия. У самого св. Кирилла предельной точкой в развитии этой формулы будет выражение κ δο φσεως («из двух природ») в первом письме к Суккенсу (Ер. 55, АСО 1, 1, 6, 153:21). Как известно, это выражение греческие епископы долго отстаивали на Халкидонском Соборе, пока не были вынуждены римскими легатами заменить его на более безупречное ν δο φσεσιν («в двух природах») из послания св. папы Льва Великого (Durand 1964. Р. 299. Примеч. 3). 437 Kambylis 1976. S. 13–24. Самое первое издание двух коротких отрывков из «Вступления» (§ 17, 18) было сделано Аллатием в диссертации о сочинениях Симеона (PG 120, 311CD, 310В – с параллельным латинским переводом). 438 Koder 1969. P. 106–135 (c парал. франц. пер.). Греческие переиздания Кодера самостоятельной ценности не представляют (Συμεν Νος Θεολγος. μνοι (Α–ΚΖ). Θεσσαλονκη, κδ. οκος Βυζντιον, Πατερικα κδσεις Γρηγριος Παλαμς, 1990. Σ. 14–35. Φιλοκαλα τν Νηπτικν κα σκητικν 19Ε. ΕΠΕ [с парал. новогреч. пер.]; Συμεν Νος Θεολγος. ργα. Τ. Γ. μνοι, πιστολα. Θεσσαλονκη, ρθδοξος Κυψλη, 1990. Σ. 11–23). Ср. пер. на кафареусу: Το σου πατρς μν Συμεν το νου θεολγου τ ερισκμενα διρημνα ες δο. ν Σρ, 1886. Σ. 24–27. Здесь вступление Стифата названо προθεωρα εσαγωγ. 442 А. Камбилис издал текст вступления по следующим рукописям: Venetus Marcianus 494 (E; XIII в.), Bodleianus Baroccianus 5. (bl; XIX в.), Parisinus Suppl, gr. 103 (P; XIV в.), Zwicaviensis gr. III (Q; XIV в.), Patmensis 427 (T; XIV в.). 443 И. Кодер опирался на те же самые рукописи, что и А. Камбилис, за исключением Q. В то же время он учёл Vaticanus 1782 (1584 г.). Однако коллация рукописей выполнена А. Камбилисом значительно лучше. 445 Сочинение «Против порицателей святых» (Κατ γιοκατηγρων) фрагментарно сохранилось в единственной рукописи Iviron 4508 (388) Л. 530–531 об. и пока что не издано (публикация текста готовится иером. Дионисием (Шленовым)) . Основная идея этого сочинения передаётся в 3-й Сотнице прп. Никиты (гл. 63–66), где обличаются клеветники. 448 μ δνασθα τινα το λοιπο πρς ψος ναδραμεν γιτητος κατ τος πλαι γους ν τ παροσ γενε τν νθρπων. Iviron 4508 (388). Л. 530. 449 Прп. Симеон писал в 29 катехитическом слове: «Но о тех говорю и тех именую еретиками, которые утверждают, что нет никого в наши времена и среди нас, кто смог бы сохранить евангельские заповеди и уподобиться святым отцам» (λλ περ κενων λγω κα κενους νομζω αρετικος, τος λγοντας μ ενα τινα ν τος καθ μς χρνοις κα ν μσ μν τν δυνμενον φυλξαι τς εαγγελικς ντολς κα κατ τος γους γενσθαι πατρας. Sym. N. Theol. Catech. 29:137–140. SC 113).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: Исх. 25:1, 18, 19–22, 26:1, 31 ; 3Цар. 6:23–29,32, 8:10–11, 9:3 ; Числ. 20:6 ;. Иис. Нав 7:6 ; 2Цар. 6:14, 12:20 ; Псал. 5:8; 3 Цар, 8:12–53, 9:3; 1 Парал. 28:2; Псал. 79:2 ; Иоан. 2:13–17 ; Мк. 11:11, 15–17 ; Исаии 6:1–5; Дан. 7:9–14 ; Иоан. 14:9 ; Лук. 3:22 ; Откр. 5:6 ; Псал. 137:1–2, 16:15, 94:6 . Верующие должны отличать священное от неосвященного и нечистое от чистого: Лев. 10:10 ; Иезек. 44:23. Идол в мире ничто, поэтому и изображение его вымышленное, ложное: Деян. 17:29 ; 1Кор.8:4 ; икона же изображение истинного Бога, св. ангелов и угодников Божиих и Божией Матери. Различие между иконой и идолом существенное: 2 Коринф. 6:15–16. Идолов считали богами: Исх. 32:8 ; 3Цар. 12:28–30 ; Исаии 44:17; Иер. 2:27 . Иконы считаем только изображениями. Идолам приносили человеческие жертвы: Втор. 12:31 ; Псал. 105 ; Иер. 7:31 ; Иезек. 16:20–21; Иез. 20:31, 23:39 ; совершали пред ними блудодеяние: Иез. 23:37 . Пред иконой же мы молимся тому, кто на ней изображен. Иконы нужны: а) для возбуждения нашей веры: Втор. 6:5–10 ; Евр. 13:7; 6 ) для выражения любви к Богу, ангелам, Богоматери и святых; в) для прославления Бога даром художества: Исх. 35:30–35, 36:1–2 ; Исх. 38:22–23 ; г) для неграмотных иконы то же, что и Библия. Изображать Бога можно, ибо Его видели люди в Ветхом Завете: Быт. 18:1– 6, 32:30 ; Исх. 33:11 ; Числ. 12:6–8 ; Исаии 6:1 – 15; Дан. 7:9–14; 2 Парал. 18:18; Апос. 9:1. Видели Его и в Новом Завете: Иоан. 1:14 ; Иоан, 6:36, 1:14–18, 14:9; 1Кор. 15:8 ; Деян. 9:3–4, 7:55–56 ; Лук. 3:21–22 ; Деян. 2:1–4 ; Откров. 4:2–5; Откров. 5:6–8, 7:4–11 и др. Что касается употребления и почитания священных изображений в последующие II и III века христианства, то есть также исторические данные о существовании иконопочитания и за этот период. Правда, свидетельства эти не многочисленны, но не следует забывать, что христианство в то время было религией гонимой язычниками, которые нередко подвергали осмеянию и похулению то, что признавалось христианами за святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Автографы 2013 . Fonki B. L. Markos Eugenikos als Kopist//BZ 1991–1992. 84–85. 17–23. Б. Л. Греческие рукописи европейских собраний 3 .196). М. 1999. 109–117. 2014 . Фонкич Б. Л. Новые автографы Марка Евгеника//ВВ 1997. 57. 157–160. Б. Л. Греческие рукописи европейских собраний 3 .196). М. 1999. 118–121. 2015 . Фонкич Б. Л. Новые автографы Марка и Иоанна Евгеников (в печ.). Рукописи 2016 . Τ ερισκμενα Μρκου το φσου ν τ βιβλιοθκ το Βατοπεδου//GP 1918 .2. 734. 2017 . Oikonomides Ν. Περ χειρογρφων Μρκου το Εγενικο// Νον Αθναιον. 1955. 1. 41–48. Перечень 6 .2033. 423–440. (116 Полного научного перечня творений (как изд., так и неопубл.) до сих пор нет. Предвар. списки насчитывают не менее 115 произведений (Mamone K. E. Μ ρκος Εγενικς, βος κα ργον 6 .2044). 553–563; Boulovits 6 .2031). 499–508), из к-рых половина не издана. Ниже приведен неполный список (в осн., произведений, переведенных на рус. яз). Для паламитских споров наиболее важны трактаты «Силлогические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов» 6 .2019) и неизданные соч. ( Προς τ πρτα, Πρς τ δετερα). Обзор учения Марка Ефесского о различении Божественной сущности и энергии см. в фундам. работе еп. Иринея (Буловича) 6 .2031), учитывающей ркп. Приводим сод. публикации А. Норова , где впервые был издан ряд соч. св. Марка: 2018 . Неизданные сочинения Марка Ефесского /[Изд. и] пер. с рук. Парижской имп. б-ки Авраам Норов . [Текст парал. греч. и рус.) Париж 1859. 89. 2 ХЧ 1860. 1. 3/4 [в Приложении с отд. пагинацией] и отд. изд.: СПб. 1860. 79. Текст парал. греч. и рус. пер. Предисл. 10–31: Окружное послание (др. изд.: 1698//РО 1923. 17. 449–459). 32–41: Назидательные мысли (Отдельные поучения, κεφλαια παραινετικ πνυ φλιμα). 42–47: Предсмертное завещание Георгию Схоларию. 48–51: Георгия Схолария ответ на предсмертное завещание Марка Ефесского . 52–55: Предсмертные слова (Исповедание, произнесенное св. Марком при самой его кончине). 56–77: Надгробное слово Марку Ефесскому . 78–79: Эпитафия Марку Ефесскому] [Норов].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Деян.5:18 ). – Тогда были дни опресноков: см. прим. к Лк.22:1 и парал. – Четырем четверицам воинов: четырем сменам, в каждой по четыре человека, так чтобы на каждую из четырех ночных страж (см. прим. к Мф.14:25 ) приходилось по четыре стража – воина. Усиленная стража при Петре объясняется важностью (мнимого) преступника. Но «чем тщательнее была стража, тем более удивительно обнаружение силы Божией» (Феофил). – Намереваясь после Пасхи (ср. пр. к Мф.26:7 и парал.): в праздник и притом такой великий как Пасха не позволительно было осуждать на казнь, а потому Ирод Агриппа хотел осудить Петра по окончании праздника. – Вывести его к народу: торжественно перед народом судить, осудить и произнести смертный приговор (ср. Злат.). Любитель зрелищ, как воспитывавшийся в Риме, царь хотел сделать народное зрелище и из осуждения и казни первоверховного из апостолов Христовых. – Между тем Церковь прилежно молилась о нем: это замечание, стоящее среди сказаний о заключении Петра и об освобождении его, очевидно указывает, что чудесное освобождение апостола было совершено между прочим по молитве о нем Церкви, ибо сия молитва о нем, без сомнения, была молитва о том, чтобы Господь сохранил его жизнь для блага Церкви своей, так или иначе освободив его из рук врагов, как и прежде Он освободил из темницы всех апостолов ( Деян.5:13 и дал.). «Они находились теперь в самом опасном положении. Их устрашало и то, что тот (Иаков) убит, и то, что этот (Петр) посажен в темницу». Но «они не возмущались, не производили смут, а обратились к молитве, прибегли к этой непреоборимой поборнице» (Злат.). 6. Когда же Ирод хотел вывести его; в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. 7. И вот Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. 8. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою, и иди за мною. В ту ночь: ночь перед тем днем, когда царь хотел публично произнести смертный приговор над Петром.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Повествование Иоанново о путешествии жён мироносиц и учеников к гробу Воскресшего значительно отличается от повествований о сем первых трёх евангелистов. Отличие это происходит оттого, что Иоанн опускает почти все описанное первыми евангелистами и восполняет их сказания тем, что относится только к Марии Магдалине и двум ученикам, тогда как те описывают происходившее с прочими жёнами мироносицами, кроме Марии, хотя при исчислении мироносиц они упоминают и о Магдалине. Из снесения повествований о сем всех четырёх евангелистов слагается полная история событий этого единственного в истории утра, утра светлого Христова воскресения, и все кажущиеся разности сказаний совершенно исчезают. – В первый день недели: по-нашему в воскресенье; см. прим. к Мф. 28 и парал. у Мк. и Лк. – Мария Магдалина приходит ко гробу: по сказаниям первых трёх евангелистов она была не одна, а был целый сонм мироносиц. Это видно и из сказания Иоаннова, что она была не одна; возвратившись к апостолам Петру и Иоанну, она говорит им: не знаем, где положили Его. Это могла она сказать только от лица своего и других мироносиц, следовательно, она была не одна. Подобный способ повествования находим у ев. Луки: он повествует о путешествии к гробу Христову одного Ап. Петра ( Лк. 24:12 ), а затем передаёт слова еммаусских путников: и пошли некоторые из наших ко гробу и пр. ( Лк. 24:24 ; ср. ст. 22). Но вместе с сим надобно предположить (вместе с Злат., и др.), что Мария, пошедши на гроб вместе с другими жёнами, упредила их на пути, как всегда деятельная и скорая по преимуществу пред другими, и пришла или подошла ко гробу настолько, чтобы видеть отваленный камень, ранее прочих жён. Этим объясняется и указание Иоанном времени её прибытия к гробу: рано, когда было ещё темно, тогда как прочие жены подошли уже когда рассветало (ср. прим. к Мк. 16:2 и парал.). – Увидев, что камень отвален от гроба (Ангела на камне, явившегося потом прочим жёнам, она не видела), она подумала, что тело Господа унесено (ст. 2), и немедленно бежит с поспешностью известить о сем учеников Господа Петра и Иоанна. На этом обратном пути она, конечно, встретилась с прочими жёнами (которых между тем занимала мысль, кто отвалит им большой камень от двери гроба, Мк. 16:3 ) и сообщила им своё опасение (потому и говорит потом апостолам – не знаем). – Пришедши к Петру и Иоанну (ср. 13:23; 19 и прим.), она высказывает им свою догадку. Между тем прочие жены мироносицы подходят к гробу, видят Ангелов, слышат благовестие о воскресении Господа и поспешно удаляются от гроба к апостолам, о чём подробно повествуют первые евангелисты ( Мф. 28:5–8 ; Мк. 15:4–8 ; Лк. 24:3–8 и прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Сообщаемый после того одним ев. Лукою чудесный лов рыбы (5:111), как и исцеление Капернаумского бесноватого ( Лк.4:3137 и парал.), вызывает только ужас и трепет в ап. Петре и его сотоварищах (ст. 9:11), выразившийся в просьбе Петра подобной просьбе Гадаринцев ( Мф.8:34 и парал.), чтобы Господь вышел от него, как человека грешного (ст. 8). Знамение это очевидно имело образно-символический характер призвания и предуготовления Петра 593 и его сотоварищей – Иакова и Иоанна к апостольскому служению (ст. 1011), почему о нем умалчивает ев. Матфей (4:1822), как и ев. Марк (1:1620). Соответствие веры ап. Петра вере сотника здесь оказывается только по отрицательной и низшей стороне веры («уйди от меня, потому что я человек грешный, Господи!» – говорит Ап. Петр, – «Господи! я не достоин, чтобы под мой кров вошел Ты.» – говорит сотник). Но между тем как вера Ап. Петра ограничивается этим сознанием его недостоинства перед Святым Божиим и потому соединяется с невольным ужасом греховной совести, вырывающимся в трепетном крике к своему нравственному идеалу, уйди от меня, – Капернаумский сотник к сознанию своего недостоинства присоединяет и положительную веру в силу добра над злом, таким образом его совесть не содрогается от ужаса перед своим идеалом, но с дерзновением и надеждою зовет к себе эту силу добра для победы над злом, восклицая с полною верою в божественное всемогущество Добротворца: но только скажи словом, и исцелится отрок мой. – О следующем затем исцелении прокаженного (5:1215) мы уже говорили при сравнении обоих повествований у ев. Матфея (8:14). Можно присоединить разве еще из ев. Марка: посмотрев на него строго, тот час изгнал (ξβαλεν) его (1:43), – и: он же, вышедши, начал провозглашать много и рассказывать о событии (ст. 45), что может набрасывать некую тень на духовно-нравственную личность (веру) исцеленного. – При исцелении расслабленного ( Лк.5:1712 ) Господь, по всем евангелистам-синоптикам (ср. Мф.9:2 ,– Мк.2:5 ), видит веру принесших больного ко Христу для исцеления, но ближайших указаний на качество и силу веры этой евангелисты не дают.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010