2. Частный характер ветхозаветного предсказания, как боговдохновенной истории Нового Завета в Ветхом Слушайте небеса, и внимай земля! – так начинает свою победную, торжествующую над ограниченным ведением человеческим пророчественную песнь величайший из древних пророков Исаия (1:2), когда к его проповеди оказывались глухими те, которые должны были бы не только внимательно выслушать, но и с любовью, с духовным торжеством радости передать ее всем народам земли. И небеса, послушные воле Того, Кто говорил к ним устами Пророка, не ограничиваемые никакими препятствиями, встречавшимися на пути проповедания лучей утренней зари, блеска которых не всякий мог выносить, –зеркальной поверхности воды, в которую не всякий хотел и был способен всматриваться, чтобы видеть в них единый предмет проповедания – восход солнца правды – Христа, по всей вселенной пронесли голос слова Божия (сн. Рим. 10:17,18 с парал. ветхозав.). Тут нет уже никаких посредств: это прямо – не слово человеческое, а воистину – слово Божие (срав. Рим. 10:17 ). Точно также нет никаких стесняющих условий места, времени и пр. Ибо Дух дышит, где хочет ( Иоан. 3:8 ). Отсюда-то ветхозаветное предсказание собственно скорее может быть названо новозаветной историей в Ветхом Завете, нежели ветхозаветной историей Нового Завета, какой были история Израиля и закон. Отсюда же проповедь небес в Ветхом Завете большей частью прямо переносится и в Новый Завет ( Рим. 10:6–21 ). Но и небо с землей не так вечны, как вечно слово Божие (Мф. 5:18; Луки 16:17,21,33 ) и они обветшают и изменятся, оставив неизменяемость только Тому, Который через них открывал Себя в Ветхом и Новом Завете т. е. Сын Божий в Боге Отце и Св. Духе (сн. Евр. 1:10–12 с 2Пет. 3:7–13 и парал. ветхозав.). И ветхозаветное предсказание, будучи столь неограниченным по различным условиям, терпело некоторое ограничение, но ограничение нисколько не со стороны людей, не завися от воли их (срав. 2Пет. 1:21 ), а ограничение в Самом же Духе божественном, при сообщении его существам ограниченным людям, в бесконечной Премудрости ветхозаветного Домостроителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

31. Ин. 10:31 . Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Ин. 8:59 . Опять: указание на 8:59. – Схватили каменья: греческое выражение здесь сильнее, чем 8:59. Там означается больше угроза, здесь стремление привести эту угрозу в исполнение. Так всё сильнее и сильнее время от времени выражалась злоба против Христа врагов Его! В самом притворе едва ли находились камни, и раздражённым надобно было удалиться за ними на некоторое расстояние и разомкнуть круг, в котором они держали Господа (ст. 24). Может быть, этой минутой воспользовался Господь, чтобы снова соединиться с учениками Своими ради большей безопасности от разъярённых врагов. 32. Ин. 10:32 . Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Ин. 10:25, 7:24 ; Мк. 7:37 ; Деян. 10:38 ; Пс. 108:4 д. Иисус отвечал им: Господь на этот раз не уклоняется от них, как прежде (8:59) и после (10:39), но поражает их таким вопросом, что камни выпадают из рук их, и они невольно укрощаются и смиряются пред этой силой слова и выраженным Им сознанием собственной правоты и неправоты их. – Добрых дел: греческое слово означает понятие не только добрых – благих, благодетельных, благотворительных дел, но дел славных, величественных, поразительных и вместе дел нравственно прекрасных и святых. Указываются сим дела главным образом необыкновенные – чудесные, как и во всех подобных случаях (см. ст. 25 и парал.). – Много: поразительные дела чудесные в Иерусалиме совершены были Господом, о коих упоминает Иоанн, два – исцеление недужного при Вифезде (гл. 5) и исцеление слепорождённого (гл. 9), о других Иоанн просто замечает, что многие, видя чудеса, которые Он творил, веровали в Него ( Ин. 2:23 ). Но, без сомнения, до Иерусалима доходили слухи и о славных чудесах Господа, совершённых Им в Галилее, ибо славою Его как чудотворца полна была вся Палестина и даже окрестные страны, как видно из всех Евангелий. Посему под многими славными делами здесь можно разуметь чудеса, совершенные Им вообще до сего времени. – От Отца Моего: т. е. силою Отца Моего, – выражение, может быть, нарочито употреблённое Господом для указания, что Он не обольститель народа (ст. 25 и прим.) и не силою вельзевула творит чудеса, как распускали слухи фарисеи ( Мф. 12 и далее и парал.). – За которое из них и пр.: в вопросе слышится глубокая скорбная ирония (ср. 2Кор. 12:13 ). Господь знал, что не за добрые в самом деле дела хотят они побить Его камнями, но вместе знал, что эти добрые дела Его они не признают добрыми, иначе объясняют их и тем обманывают свою собственную совесть, и Своим вопросом открывает им истинное положение дела, указывая, что делами Своими Он заслужил совершенно не того, чтобы побивать Его камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Не притязая на значение самостоятельного исследования книга о. Льва должна быть отмечена, как первая русская «Жизнь Иисуса», стоящая на уровне современной западной науки. В заслугу о. Льву надо поставить собранный им – в сжатой форме – богатый научный материал. Это касается прежде всего глл. I-II, содержащих историю науки, источниковедение, критику текста, и вышеуказанного дополнения по иудейской археологии. Несомненную ценность представляют и отдельный наблюдения, встречающаяся на протяжении книги. Вслед за о. Львом, высказывающим свои догадки с величайшею осторожностью, читатель готов видеть в Иисусе не плотника, а каменщика (78) и в среде, Его окружавшей с детства, – «бедных Израиля», верных закону, но воспринимавших мессианские чаяния не чувственно, а духовно (ibid). В объяснении Галилейского периода евангельской истории о. Лев усвояет большое значение вражде Ирода Антипы, заставившей Иисуса покинуть Капернаум и перейти на положение странника (87 и сл.). Суд Ирода в истории Страстей автор понимает – очень правдоподобно – как экспертизу, в которой нуждался Пилат. На основании внутренних данных о. Лев отдает предпочтение (104 и сл. примеч.) той форме евангельского текста, в которой предсмертный вопль Иисуса ( Mk. XV, 34, 35 и парал.) понимается языческим солдатом! – как обращение не к Илии, а к солнцу (ριος). Можно привести и другие ценные и интересные наблюдения автора. Так, например, понимание предсказания эсхатологической речи ( Mk. XIII и парал.) о конце Иерусалима в смысле прообраза мировой катастрофы в эсхатологическом свершении (98) решает главную трудность эсхатологической речи, которая состоит в недостаточно ясном различении конца Иерусалима и конца мира. Через всю книгу проходить стремление к объективности. О. Лев знает критические вопросы, вызываемые евангельским повествованием, но боится поспешного их решения. Это касается, в равной мере, распространенного в западной науке суждения о двух насыщениях – пяти тысяч и четырех тысяч, – как о дублетах, т. е. двукратном преломлении в устном предании одного и того же события (89, прим.), и убеждения покойного Гарнака, что в слове Mф. XVI, 18 о камне Церкви мы имеем римскую интерполяцию (137 примеч.). О. Лев готов допустить (96 примеч.), вопреки многим современным ученым, и то, что Иисус был помазан дважды: сначала – в Галилее ( Лk. VII ), затем – в Вифании, накануне Страстей (Мф., Мк., Ин.) и, наоборот, очищение храма он склонен – вместе с синоптиками и вопреки Иоанну – относить не к началу, а к концу общественного служения Иисуса (97 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Луку и Павла, в Троаде (см. прим. к Деян.16:8 ): причину, почему они ушли вперед, дееписатель не указывает; может быть для приготовления удобнейшего плавания Павла от Троады далее, из описания коего (плавания) можно догадываться, что у Павла был нарочито для его путешествия приготовленный корабль. – После дней опресночных: т.е. после праздника иудейской Пасхи (ср. Лк.22:1 и парал.), которую Павел праздновал в своей христианской свободе и христианском духе, или если и не праздновал, то оставался в покое по заповеди ( Лк.23:56 ). – Дней в пять прибыли в Троаду: в первый раз из Троады, вызванные видением, они скорее совершили путь от этого города до Филипп ( Деян.16:11 и дал.). Воскрешение Павлом Евтиха в Троаде (7–12) В первый же день недели: по еврейскому счету седмиц, неделя оканчивалась субботой, первый день недели был первый по субботе, т.е. по-нашему воскресенье, день, в глубокое утро которого воскрес из мертвых Спаситель мира Господь Иисус Христос (ср. Мф.28:1 и прим. и парал.). – Когда ученики, т.е. христиане троадские, собрались для преломления хлеба: кажется, надобно признать, что это было богослужебное собрание (хотя святой Златоуст и не признает сего, а считает упоминаемое здесь преломление хлеба простой трапезой), в котором совершалось установленное Господом в Его воспоминание таинство Евхаристии, после чего бывали так называемые вечери любви (о преломлении хлеба в общении и по домам см. прим. к Деян.2:42 ; Деян.2:46 ). Что именно в первый день недели, т.е. в воскресенье, совершали это богослужебное действие в Церкви апостольской (а с тех пор и всегда после), видно частью из сего места Книги Деяний, частью из одного послания Павлова ( 1Кор.16:2 ), а, главным образом, из постоянного предания церковного. И очень естественно, что сим действием стали праздновать этот день с самого начала христианской Церкви, как величайший из дней недели, как день Господень ( Откр.1:10 ). – Павел продолжил слово до полуночи: нет никаких оснований твердых полагать, чтобы для празднования дня Господня или воскресного торжественным совершением таинства Евхаристии верующие собирались вечером. Если теперь так долго продолжалось собрание, то сие случилось по особой, указанной дееписателем, причине и было, может быть, исключительным случаем. Павел намеревался отправиться из Троады в следующий день, и беседа его, предшествовавшая совершению таинства (ст. 11), была продолжительна (ст. 9), может быть очень, как беседа любящего и любимого отца и учителя с любящими и любимыми чадами и учениками при расставании навсегда (ср. ст. 25); может быть она продолжалась от раннего утра до полуночи и потом до рассвета, в посте и бдении и молитвенном настроении. Ни учителю, ни ученикам, вероятно, не хотелось прерывать этой беседы, как ни была она продолжительна. – Было довольно светильников (лампад): чтобы придать особую торжественность празднеству, и чтобы осветить горницу собрания, когда настала уже ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Похоть, о которой говорит здесь апостол Иоанн, это то, что по словоупотреблению святого апостола Павла называется вообще греховностию, как злое греховное расположение извращенной природы человека по падении (см. особенно Рим. 7:7 и далее и парал.). В этой природе человека кроются три страсти, на которых, как на рычаге, вертится мир, лежащий во зле, и со стороны которых искушал Самого Господа Иисуса Христа искуситель на горе в пустыне (ср. Мф. 4:1–11 и парал.; см. прим.). Первая из этих похотей, или страстей, есть похоть плоти, или вообще чувственности. Это – страстные возбуждения, раздражения и пожелания плотские, или чувственные, во всех многообразных их видах. Главное действующее начало в них не тело, не телесные потребности и склонности естественные, но греховное начало, действующее чрез члены тела и, следовательно, противное Богу и несогласное с любовию к Богу и ближним. Сфера действия этой похоти чрезвычайно обширна; чувственность почти главный рычаг действия греховного мира на человека. Похоть очей: это та исконная похоть, или страсть, которой изначала искушены были наши прародители и которой они согрешили и грешат все их потомки, это – все, что приятно для глаз и вожделенно потому, что дает знание ( Быт. 3:6 ), всякое греховное и страстное желание и вожделение видеть, знать, испытывать. Сфера действия этой похоти так же обширна, как и похоти плоти, но эта похоть еще глубже входит в душу, чем чувственность, и тоньше действует и на ум, и на более глубокие способности души. – Гордость житейская: если похотию очей и вожделением знания согрешили прародители, то похотию гордости согрешил диавол, и потому эта похоть, как начало, действующее в мире, может быть еще сильнее и страшнее, чем указываемые две похоти. Сфера действия ее так же широка, как и тех, но еще глубже действует в мире, и на мир, и на человека. – Это три страшные пружины, которые управляют миром, во зле лежащим, и все, что ими живет и управляется, не есть от Бога, но от мира сего, и, следовательно, в том нет любви Отчей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Были некоторые пророки и учители: пророчество и учительство были в первенствующей Церкви особенными дарами Св. Духа некоторым избранным Божьим ( 1Кор.12:28 ; Еф.4:11 ). Пророк – провозвестник истины Божией, воспринимаемой им по преимуществу в апокалиптической форме и относящейся нередко к тайнам будущего; учитель – провозвестник той же истины Божией, излагающий оную без особенных ему откровений о ней, при озарении, конечно, от Духа Божия, но более самостоятельно. В новоучрежденной антиохийской церкви были мужи, обладавшие этими дарованиями, что указывает на высокое уже ее благодатное состояние. В числе этих мужей указываются и Варнава с Савлом, как принадлежащие к церкви антиохийской, но к какому классу – пророков или учителей – относятся они, а равно и другие поименованные здесь, не видно из текста. Варнава поставлен на первом месте в числе этих особенных мужей, вероятно, по великому к нему уважению в первенствующей Церкви (см. прим. к Деян.11:22 ) и по особенному участию его в устроении антиохийской Церкви; Савл же – на последнем, так как он позднее вступил в общение с антиохийской Церковью, и его апостольская деятельность только еще начиналась (ср. Злат и Феофил.). О прочих троих, поименованных здесь, из новозаветных книг ничего неизвестно. – Симеон, называемый Нигер (черный) – вероятно, христианин из прозелитов, может быть римских, как можно догадываться из его прозвания. – Луций или Лукий киринеянин (из Киринеи, см. прим. к Деян.2:10 и парал.) может быть тот, о котором упоминает апостол Павел в послании к Римлянам ( Рим.16:21 ); может быть он был одним из тех первых в Антиохии проповедников Евангелия язычникам, о которых дееписатель говорит как о кипрянах и киринейцах ( Деян.11:19 ). – Манаил или Манаим – совоспитанник Ирода четвертовластника, т.е. Ирода Антипы, тетрарха Галилейского во время жизни Господа (см. прим. к Мф.2:22 и парал.). – Совоспитанник: греческое слово может означать или – молочного брата, так что мать Манаила была кормилицей Ирода Антипы, или – сотоварища по воспитанию вообще, так что Манаил воспитывался вместе с Иродом Антипой и, следовательно, при дворе Ирода так называемого Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Такой ответ этих учеников, конечно, не мог не удивить апостола и он спрашивает: во что же вы крестились?. Что было предметом вашей веры и исповедания при крещении, если вы о Духе Святом даже и не слыхали, не только сами не приняли Его? – В Иоанново крещение: в то, что составляло предмет крещения Иоаннова и исповедание чего требовалось при этом крещении. В ответ на этот ответ апостол кратко и сжато, но весьма рельефно характеризует крещение Иоанново и его отношение ко Христу. – Иоанн крестил только крещением покаяния (см. прим. к Мк.1:4 и парал.); цель его – приготовление людей (говоря людям) к вере грядущего по нем, то есть во Христа (Мессию) Иисуса, поясняет кратко апостол; следовательно, это только приготовительное к христианскому, а не само христианское крещение. – Услышав сие, т.е. что проповеданный их учителем Иоанном Мессия действительно пришел и есть именно Иисус из Назарета и что недостаточно одного Иоаннова крещения для вступления в царство Мессии, ученики крестились во имя Господа Иисуса, т.е. крещением христианским (см. прим. к Деян.2:38 и Мф.28:19 ), и по возложении на них рук Павлом (см. прим. к Деян.8:15–17 ) приняли Духа Святого, вследствие чего начали говорить иными языками (см. прим. к Деян.2:4 ; Деян.10:44–48 и парал.) и пророчествовать (см. прим. к Деян.11:27 ; ср. Деян.13:1 . 1Кор.14 ). Отделение христиан от иудеев (8–10) 8. Пришедши в синагогу, он небоязненно проповедовал месяца три, удостоверяя о царствии Божьем. 9. Но как некоторые ожесточались и не верили, злословя путь Господень пред народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна. 10. Сие продолжалось года два, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины. Пришедши в синагогу, как обыкновенно делал Павел ( Деян.17:2 и прим.), он проповедовал месяца три небоязненно: последнее слово показывает, что хотя иудеи и были расположены к нему и его проповеди, но не все, и возникло мало помалу и развивалось противление ему; несмотря впрочем на это он небоязненно, смело, без особенных опасений проповедовал целую четверть года.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

8). – Ждите обещанного от Отца: с этим для человеческого чувства тяжелым повелением – оставаться во враждебном им городе тотчас соединяется утешительное обетование, величайшее обетование – о ниспослании им всесильного покровителя и руководителя от всемогущего Отца. Речь идет, очевидно, о полном излиянии даров Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (ст. 5; ср. Деян.2:2 и д.). Отчасти они получили уже от Господа дары Св. Духа ( Ин.20:21–22 и прим.), но полного излияния на них этих даров они должны были еще ожидать в Иерусалиме, что и совершилось в день Пятидесятницы. Господь называет здесь это сошествие Св. Духа обещанным от Отца (ср. Лк.24:49 : обетование Отца), так как Бог-Отец в Ветхом еще Завете через пророков дал обетование об излиянии Св. Духа во времена Христовы (ср. Ис.44:3 ; Иоил.3:1 и др.). О чем вы слышали от Меня: указывается не на подобную речь Господа, записанную у ев. Луки ( Лк.24:49 ), ибо та речь и рассматриваемая здесь, кажется, одна и та же. Господь указывает на речи свои об этом обещанном от Отца, сказанные еще до страданий Его. Таковы речи Его о помощи им от Духа Божьего в деле их проповеди и во время гонений ( Лк.12:11 и дал.; Мф.10:20 и парал.), таковы в особенности (ср. Злат. и Феофил.) речи Его об ином Утешителе в последней прощальной беседе Его с учениками, где Он с особенной полнотой раскрыл им учение об имеющем прийти к ним Утешителе – Духе Святом ( Ин.14:15–17 ; Ин.14:26 ; Ин.15:26 ; Ин.16:7 ; Ин.16:12–16 ). «Знай же, какую необходимость оставаться в Иерусалиме Господь возложил на них данным обещанием: чтобы по вознесении они не разбежались снова, этим ожиданием, как бы какими узами, Он удерживает всех их там» (Феофил., ср. Злат.). 5. Ибо Иоанн крестил водою; а вы чрез несколько дней после сего, будете крещены духом Святым. Иоанн крестил водою и пр.: об этом сошествии Св. Духа на апостолов говорили древние пророки, говорил сам Христос, говорил и предтеча Его – великий Иоанн Креститель. Господь указывает на изречения Иоанна Крестителя, записанные у евангелистов ( Лк.3:16 ; Ин.1:33 и парал.), который говорил, что грядущий по нем (Мессия) будет крестить своих последователей Духом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Деян.13:46 и парал.). Цель сего посланничества Павла к иудеям и язычникам – открыть глаза их – образное выражение понятия открытия их внутреннего смысла для познания истины Божией, то же что – просветить их светом истины (ср. прим. к Мф.4:16 ). Цель же этого открытия глаз их та, чтобы они обратились; обращение это характеризуется двумя соотносительными противоположностями: с одной стороны – тьма и царство сатаны, с другой – свет и Бог; от первых, к которым они теперь обращены – отвратиться и обратиться к последним, от коих теперь они отвращены. Тьма и свет – образы духовного омрачения и просвещения; состоящие в этом духовном омрачении и в отчуждении от истины Христовой находятся под властью сатаны – врага Божия, который как князь мира сего владычествует над ними ( Ин.12 :31и прим.); просвещенный истиной Христовой переходят из-под власти этого князя мира под благодатную власть Бога – Отца светов. Конечная цель этого обращения от тьмы к свету и от сатаны к Богу – прощение грехов по вере в Господа (см. прим. к Деян.2:38 ; Деян.3:19 и парал.), и принятие жребия с освященными (ср. Деян.20:32 и прим.), т.е. блаженство в вечном царстве Божьем со всеми святыми. 19. Посему, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению; 20. Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом на всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтобы покаялись, и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния. 21. За сие схватили меня Иудеи в храме, и покушались растерзать. 22. Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет. 23. То есть, что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестит свет народу (Иудейскому) и язычникам. Потому, что это явление было небесное, столь поразительное и убедительное, столь ясное и необычайное, я не воспротивился воле Господа, выраженной так, не отринул призвания, а покорился ему от всего сердца, – не воспротивился, как казалось иудеям, что должен был воспротивиться и не покоряться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

На этом основании не только защитники подлинности второй части книги пророка Исаии, но даже отвергающие ее, соглашаются, что некоторые его речи (56, 57, 66) указывают на время Манассии. Надобно обратить внимание также на приведенные уже слова Апостола Павла в послании к Евреям, о презрении пророков. Древнее предание именно говорит, что пророк Исаия претрен был деревянною пилою. Почему же не думать, что Апостол при этих словах имел в виду именно это мучение Исаии, и – значит верил ему? Что касается до того предположения, что Исаия не мог дожить до времен Манассии потому, что был бы уже слишком стар, то это предположение не заслуживает вероятия. Положим, что он призван был к пророческому служению около 30 летнего возраста, (а известно, что и ранее этого возраста призываемы были к пророческому служению, напр., Иеремия), проходил это служение около 62 лет до Манассии и при нем хотя год, будет около 95 лет, старость почтенная, но небеспримерная, особенно в те времена; современник пророка священник Иоддай умер 130 лет, по сказанию 2 кн. Парал. И предание говорит, что пророк Исаия претерпел мученическую смерть в глубокой старости. И так как пророк вел, подобно другим своим собратиям, строгую аскетическую жизнь, то можно думать, что он мог сохранить до глубокой старости крепость тела и духа. Но особенно в пользу этого мнения говорит единодушное предание всей древности; не могло же в самом деле такое согласие взяться ни с того, ни с сего; верно это было постоянным преданием в церкви Иудейской и христианской. И так, можно думать, что Исаия проходил свое пророческое служение около 62лет 759–697 г. до Рождества Христова. Если Исаия не довел до конца биографии Езекии, то вероятно потому, что после 15-го года его царствования не случилось ничего особенно замечательного; и в книге царств и в книге Парал. тем же самым оканчивается биография Езекии; в последней сказано, что прочие деяния Езекии значатся в дневных записях царей Иудейских, а это значит, что в них не было ничего такого, что могло взойти в богодухновенные книги на память будущим родам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010