Лит.: Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899; он же. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908; Leclerq H. Elie, Elisee//DACL. Vol. 4. Part. 2. Col. 2670-2674; Reau L. Iconographie de l " art chrétien. P., 1956. Vol. 2. P. 347-361; Wessel K. Elias//RBK. Bd. 2. Sp. 90-93; Spasky Th. Le culte du prophète Élie et sa figure dans la tradition orientale//Élie le prophète. P., 1956. Vol. 1: Selon les Écritures et le traditions chrétiennes. P. 219-232; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 34, 74; Т. 2. Кат. 562, 976, 996; Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV-XVI вв. М., 1967; она же. Вознесение пророка Илии//Иконы Сев.-Вост. Руси. М., 2004. С. 243-250; она же. Новооткрытая новгородская икона 2-й четв. XV в. в частном собрании и вопрос о ветхозав. мотивах в иконографии Преображения//ИХМ. 2007. Вып. 10. С. 290-306; П. Teoфahuja у сликарству Мораче//Зб. С. Београд, 1969. С. 179-196; Weitzmann K. The Miniatures of the Sacra Parallela, Parisinus Graecus. Princeton, 1979; idem. Die Byzantinische Buchmalerei des IX und X Jh. W., 1996. S. 81-82; С. Морача. Београд, 1986. С. 24-35; Bratiloveanu G., Blaj P. Biserica Sfintul Ilie Suceava. Iai, 1988; Voordeckers E. Elie dans l " art byzantin//Élie le prophète: Bible, tradition, iconographie: Colloque des 10 et 11 novembere 1985. Leuven, 1988. P. 155-196; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le Programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. P. 89, 120; Παπαγεοργου Α. Εκνες τς Κπρου. Λευκωσα, 1991; Le Saint Prophète Elie: D " après les Pères de Église/Textes presentes par le Carmelites du Monastère Saint-Remy-les Montbard. Begrolles-en-Mauges, 1992; Горшкова В. В. Служба Илье Пророку и икона «Илия Пророк» из собрания ЯХМ//Литургия, архитектура и искусство визант. мира: Тр. 18 Междунар. конгресса византинистов, Москва, 8-15 авг. 1991. СПб., 1995. С. 139-146. (Византинороссика; 1); Cotsonis J. A. Byzantine Figural Processional Crosses. Wash, 1994; Сидоренко Г. В. Ранний памятник древнерус. мелкой пластики//Рус. искусство XI-XIII вв.: Сб. ст. М., 1996. С. 135-148; Лифшиц Л. И. Заметки о стиле житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты близ Пскова 1-й пол.- сер. XIII в.//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. С. 326-343; Грабар А. Н. Император в визант. искусстве. М., 2000. С. 131; Пивоварова Н. В. Фрески Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002; Поповска-Коробар В. Икони од мyзej от на Makeдohuja. Ckonje, 2004; Шедевры русской иконописи XIV-XVI вв. из частных собраний: Кат./Сост.: Н. В. Задорожный, И. А. Шалина, Л. М. Евсеева. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/389301.html

во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаевской ДС, ок. 2006), разработаны новые иконографии. Так, на совр. живописной иконе почаевские святыни и Почаевские чудотворцы представлены на фоне вида лавры, прп. Амфилохий и И. поддерживают Почаевскую икону Божией Матери (Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 3). Образ И. включен в композицию «Явление Божией Матери и преподобного Иова Почаевского во время осады Почаевской обители турками в 1675 году». Наиболее ранние образцы - гравюра на меди нач. XVIII в. (по указанию Д. А. Ровинского, 1704) Никодима Зубрицкого (Зубржицкого) ( Турченко. 1964. С. 291; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 722; Он же. Словарь граверов. Стб. 267. 69; гравировальная доска хранилась в Киево-Печерской типографии), эстамп А. Гочемского. Большое живописное полотно на этот сюжет было создано еп. Анатолием (Мартыновским) в нач. 40-х гг. XIX в. (при входе на лестницу в пещерную церковь хранится копия «с ветхаго оригинала, писаннаго преосвящ. епис. Анатолием»; см.: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 5). Очевидно, эта картина была использована худож. В. В. Васильевым в росписи сев. стены Успенского собора лавры (1874, поновления посл. треть XX в.; см.: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 68), а в 80-х гг. XIX в. почаевским иером. Паисием - в стенописи над входом в пещерный грот со св. мощами И. Святой представлен в схиме, стоящим в облаках одесную Пресв. Богородицы, простирающей омофор над Почаевской обителью. Сюжет «Осада турками Почаева» встречается также в одном из клейм, иллюстрирующих чудеса, на живописных и гравированных повторениях Почаевской иконы Божией Матери. К ним относятся, напр., редкая гравюра на шелке кон. XVII - нач. XVIII в. ( Бочковська В. Piдkicha гравюра на шовку//Сакральне мистецтво Boлuhi: Наук. зб. Луцьк, 2008. С. 152-154); ксилографическая доска XVIII в., поступившая из Почаевской лавры в ЦАМ КДА (НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток. 2002. С. 66. 512); волынская икона 2-й пол. XVIII в. мастерской Почаевской лавры (возобновлена в 1913 старанием церковного старосты А. Н. Орленко и его супруги, НКПИКЗ; см.: Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 124-125); гравюра кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА; см. также экземпляры 2-й пол. XVIII в., 1830 г. и др.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 518-519); икона 1-й пол. XIX в. в окладе из рус. ц. Покрова Пресв. Богородицы в Хельсинки. Здесь И., как правило, представлен в земном поклоне, с разведенными в стороны руками, его голова не покрыта.

http://pravenc.ru/text/578150.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРЧА Бывший правосл. муж. мон-рь во имя Архангелов Сербской Православной Церкви. Находился в с. Марча (ныне Стара-Марча) близ г. Иванич-Град (Хорватия). Монастырь был основан во 2-й пол. XVI в., после переселения на хорватские земли православных сербов, бежавших от османского ига. Основателем монастыря считается митр. Дабро-Босанский Гавриил (Аврамович), к-рый управлял Далмацией между 1578 и 1588 гг. «Марчанская хроника» (МСПЦ. Зб. Р. Груича. Бр. З I 131) и хроника, составленная в 1840 г. свящ. Лукой Шешичем, сообщают, что в М. переселились 70 монахов из мон-ря Рмань . 20 окт. 1607 г. настоятель М. архим. Симеон был хиротонисан во епископа Вретанийского и поставлен духовным главой православных Венгрии, Славонии и Хорватии. Его хиротонию 28 июня 1609 г. подтвердил патриарх Печский Иоанн Кантул . Но под давлением местного католического клира еп. Симеон вынужден был поехать в Рим, где 15 нояб. 1611 г. папа Римский назначил его епископом сербов, проживавших в Венгрии, Славонии и Хорватии. Это положило начало т. н. марчанской унии, которая с перерывами продолжалась до сер. XVIII в. Папа также выделил М., где находилась резиденция еп. Симеона (поэтому епископы Вретанийские часто именовались Марчанскими), некое имущество и разрешил заменить деревянные постройки каменными. Вскоре М. владел 240 га леса, 7 га пашни, 116 га лугов и 150 га виноградников. После смерти еп. Симеона имп. Фердинанд II 8 мая 1630 г. назначил настоятеля М. Максима (Предоевича) епископом Вретанийским. Но игум. Максим поехал в Печскую Патриархию , где в февр. 1631 г. был хиротонисан во епископа патриархом Печским Паисием (Яневацем) . Еп. Максим (1630-1642) превратил М. в духовный и политический центр местных сербов. При еп. Гаврииле (Предоевиче; 1642-1644) в М. приехала новая группа монахов из мон-ря Рмань во главе с игум. Кириллом (Никшичем). Игум. Савва (Станиславович) в 1654-1657 гг. построил в мон-ре неск. каменных зданий.

http://pravenc.ru/text/2562530.html

Le «Martyrium» de Jean le Nouveau d " Akkerman et son auteur//Bbl. 1969. Vol. 3. P. 265-280; он же. Борец срещу «Слънцепоклонничеството»: («Мъчението» на Иван Нови Белградски (Акермански) и неговият автор)// Он же. Средновековни българи. София, 1989. С. 164-170; N sturel P. Une prétendue œuvre de Grégoire Tsamblak: «Le martyre de S. Jean le Nouveau»//Actes du 1e Congr. Intern. des Études balkaniques et Sud-Est européenes. Sofia, 1971. Vol. 7. P. 345-351; Ангелов Б. Ст. Григорий Цамблак - автор на служба в чест на Йоан Нови Сучавски//Лит. мисъл. 1972. 4; Кожухаров С. Търновската книжовна школа и развитието на химничната поезия в старата българска лит-ра//Търновска книжовна школа. София, 1974. [Кн. 1]. С. 277-309; B î rl deanul E., arhiereul. Racla cu moatele «Sfîntului Ioan Cel Nou» de la Suceava//BOR. 1972. N 11/12. P. 1393-1400; Особености поступка и стила у Цамблаковим службама светом Jobahy Новом и светом Стефану Дечанском//Зб. Матице Српске за славистику. Нови Сад, 1975. 9. С. 68-79; Бегунов Ю. К. «Мучение Иоанна Нового» в сборнике 1-й трети XV в. из собр. Н. П. Лихачева//ССл. 1977. 4. С. 48-56; Cartojan N. Istoria literaturii române vechi. Bucur., 1980. P. 215-217; Zach K. Aktualisierung des Johannes-Novi-Stoffes in der Moldauischen Kunst des 15. und 16. Jh.//XVI. Intern. Byzantinistenkongress: Akten. W., 1982. Tl. 2. Tlbd. 6. S. 68-80. (JÖB; 32); Гонис Д. Новогръцки преводи-варианти на «Мъчение на Йоан Нови Белградски» от Григорий Цамблак//Търновска книжовна школа. 1984. Кн. 3. С. 138-143; Петков Г. «Мъчение на свети Йоан Нови Белградски» от Григорий Цамблак в превод на румънски език от митр. Варлаам//Там же. С. 119-126; Данчев Г. Близост и различия между българската и гръцката версия за мучение и смъртта на Йоан Трапезундски//ГСУ, ЦСВП. 1990. Т. 1. С. 273-282; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 227-231; Бакалова Е. Цамблаковато «Мъчение на свети Йоан Нови» в румънската монументална живопис от XVI-XVII век//Старобългаристика. 1991. Кн. 15. 4. С. 56-77; СтБЛ. С. 491-492; Kuczy ska M.

http://pravenc.ru/text/471404.html

Овруче//Волынские ЕВ. 1904. Ч. неофиц. 13. С. 371-376; 18. С. 553-557; 24. С. 743-745; 26. С. 822-825; 33. С. 1059-1063; 34. С. 1090-1097; Щусев А. В. Реставрация Васильевского храма (г. Овруч)//ИИАК. 1909. Вып. 32. С. 25; Казанский С. Васильевский храм в Овруче - 1-й по древности из памятников рус. церк. зодчества//Волынские ЕВ. 1911. Ч. неофиц. 24. С. 477-478; Михайловский Е. В. Реставрация памятников архитектуры: (Развитие теорет. концепций). М., 1971. С. 159-169; Раппопорт П. А. Церковь Василия в Овруче//Сов. Арх. 1972. 1. С. 82-97; он же. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 29-30; он же. Архитектура средневек. Руси: Избр. ст. СПб., 2013; Тарасенко О. А. Значение овручских росписей в творческом самоопределении К. С. Петрова-Водкина//Панорама искусств. М., 1982. Вып. 5. С. 217-220; Памятники градостроительства и архитектуры УССР. К., 1985. Т. 2. С. 153-154; Торшин Е. Н. К вопросу о происхождении архит. форм ц. Василия в Овруче и собора Апостолов в Белгороде//Проблемы изучения древнерус. зодчества. СПб., 1996. С. 54-57; I. Церква Св. Bacuлiя в Obpyчi: З icmopiï pekohcmpykцiï та pecmabpaцiï//Teopiя та icmopiя apximekmypu i мicmoбyдybahhя. К., 1999. Вип. 4. С. 84-89; Гаврилюк С. В. Biдhobлehhя ц. св. Bacuлiя в Obpyчi на поч. ХХ ст.//Велика Волинь: Npaцi Житомирського товариства дocлiдhukib Boлuhi. 2002. Т. 25. С. 87-93; она же. Cb.-Bacuлibcьkuй собор Овруча: З icmopiï pecmabpaцiï поч. ХХ ст.//Npaцi Центру пам " яткознавства. К., 2014. Вип. 25. С. 36-46; Томашевський А. П. Apxeoлoriчhi дocлiджehhя лimonuchoro Вручого в Овруцькому npoekmi//Cmapoдabhiй Ickopocmehь i слов " яhcьki гради VIII-X ст.: Зб. наук. праць. К., 2004. С. 264-278; он же. Cepeдhьobiчha Овруцька волость i феномен Овруцькоï околичноï шляхти//Наук. зап. з украïнськоï icmopiï. Переяслав-Хмельницький, 2008. Вип. 20. С. 466-489; Пам " ятки i пам " яmhi мicця icmopiï та культури на Жumoмupщuhi: Коростенський, Лугинський, Овруцький райони. Житомир, 2006. Вип. 7; Noдopoжhi нотатки Б. Pepixa//Cmyдiï мucmeцmboзhabчi.

http://pravenc.ru/text/2578159.html

Так дорогая наша матушка Матрёна помогает всем, кто с верой и надеждой просит ее помощи. Мне лично помощь пришла тогда, когда никто уже из людей не мог помочь. Так, воистину, сила Божия в немощи свершается. Дивен Бог во святых Своих! Раба Божия N Моя сестра трижды ездила в монастырь поклониться мощам блаженной, а на третий раз поняла, что или уже, или скоро забеременеет. Так и получилось. В тот месяц сестра узнала, что Господь благословил ее чрево. А ведь 7 лет она не могла родить. Две беременности закончились диагнозом ЗБ и чисткой. При ее резусе отрицательном это было равносильно смерти. Илюша родился вопреки всем прогнозам врачей здоровеньким и большим умницей. Он уже в свои 1 год 9 месяцев крестится, молится и поклоны кладет. Раба Божия N 26 октября тяжело заболела моя дочь Светлана. С диагнозом ботулизм ее положили в реанимацию. Так как ее состояние не улучшалось, мне надо было ехать в Астрахань. 23 декабря я поехала в Бэлць за билетом и, сумев купить билет только до Москвы, огорченная, возвращалась домой. По дороге я встретилась со знакомой женщиной, которая, выслушав меня, дала мне книжку про блаженную Матрону. Ночью прочитала книжку, со слезами горячо молилась нашей святой, и Господь через ее молитвы услышал мою просьбу – утром я встала с мыслью съездить за билетом в Дрокию. Там удалось взять билет на Астрахань, на то же число, без интервалов. Я не могу описать того моего состояния: выйдя из кассы, шла по тротуару, плакала в голос и вслух благодарила Матрону. Светлана была в тяжелом состоянии до 10 февраля, пошла на поправку и выздоровела. Сами врачи не верили такому чуду. А мое материнское сердце радовалось и не переставало благодарить нашу скорую помощницу блаженную Матрону. Р. Никитюк В юношестве получил травму позвоночника шейного отдела. Через много лет после этого наступило резкое ухудшение. Боль была такая, что не мог спать в течение длительного времени. Не знаю, что меня сподвигло, но поехал в Москву. Рядом со станцией метро Таганская, на улице Таганская (от метро в сторону МКАД) есть Покровский Ставропигиальный женский монастырь. В нем находятся Мощи Святой (в то время Блаженной) Старицы Матроны. К Святой Матроне, я пришел как к своей бабушке. Стоя в очереди, я думал: «Вон сколько тебе подарил Бог детей и внуков. Даже и отдохнуть некогда». Очень удивился, когда, приложившись к мощам святой Матроны, понял, что исцелел. Прошло несколько лет. Травма меня не беспокоит. Поэтому свидетельствую: «Если кто придет к Святой Матроне с чистым сердцем, без подарка от нее не уйдет. А если кто будет говорить, что ничего этого нет, тот либо лжет, либо приходил с лукавством».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Образ имеет похожую аскетическую портретную характеристику: вытянутое лицо с морщинами, со впалыми щеками, с широко посаженными глазами, длинным прямым носом и тяжеловатым подбородком. Не исключено, что изображение было выполнено с ростового портрета с овальным завершением 3-й четв. XIX в. из Ельца (Елецкий КМ) или, наоборот, послужило для него источником. На картине фигура выделяется темным столпообразным силуэтом на серо-оливковом фоне, вверху надпись: «Meлahi затворница», к-рая соответствует 1-й строке подписи на книжном эстампе. Расположение фигуры и текста на холсте сделано с учетом последующего добавления нимба и чина святости. Возможно, этот портрет был выполнен одновременно с составлением жизнеописания. Судя по большому размеру и художественному качеству, образ предназначался для офиц. или мемориального помещения, может быть затворнической кельи М. Е. Тогда же, при митр. Макарии (Миролюбове), на ее могиле «усердием елецких граждан» был воздвигнут новый монумент - «чугунная часовня, в виде маленькой келлии, белого цвета, осененная золотым св. крестом», в которой находились Распятие Господне с предстоящими, образы прп. Мелании Римляныни и вмц. Екатерины - небесных покровительниц М. Е. и ее сестры. Снаружи на вост. стене вверху было сделано «маленькое портретное золотое изваяние самой затворницы» и на всей стене размещена цитата из Псалтири (Пс 27. 6-7). Памятник был изготовлен в Ельце на заводе почетных граждан братьев Криворотовых ( Макарий (Миролюбов). 1873. С. 75). Портреты преподобной до сих пор используются в качестве икон: один из списков помещен в часовне над источником возле Знаменского мон-ря. На бронзовом памятнике, воздвигнутом возле монастырской ц. свт. Николая Чудотворца в 2009 г., М. Е. представлена в монашеском одеянии, с крестом в руках. Лит.: Макарий (Миролюбов), еп. Жизнеописание девицы Мелании, затворницы Елецкого Знаменского, на Каменной горе, девичьего мон-ря. СПб., 18732; Зеленина Я. Э. Духовный портрет как часть монастырской культуры: (На примере изображений затворницы Мелании из Киево-Печерского заповедника и музеев России)//Moruляhcьki читання 2005 р.: Зб.

http://pravenc.ru/text/2562802.html

Н. выступал против реформы языка В. Караджича , подверг критике его перевод НЗ на серб. разговорный язык ( Г. Примете Никанора за Вуков превод Новог Зabjema//Зб. ucmopujckux мyзeja Cpбuje. Београд, 1994. Год. 28. С. 63-82). Написал «Введение в толкования Священного Писания» (Увод у Св. Писма. Нови Сад, 1885). Н. считается самым ярким серб. проповедником XIX в.: его проповеди на церковные темы содержали призыв к сербам хранить верность святосаввскому и косовскому духу, а политические выступления, как правило, носили полемический характер. Сохранилось большое число его посланий и проникновенных надгробных слов. В историю серб. лит-ры Н. вошел как «митроносный поэт». В молодости он писал на латинском языке, но впосл. сознательно перешел на разговорный сербский язык. Обычно он публиковался в журналах «Сербский народный лист» (Српски Народни Лист), «Летопись Матицы Сербской» (Летопис Матице српске) и др. Его поэтические произведения отличаются разнообразием жанров и содержания: это и патриотические поэмы, и эпиталамы (свадебные песни), основанные на народном серб. творчестве, а также неск. аллегорических поэм с осуждением режима австрийского абсолютизма, известная серб. любовная песня «Дом Милки на окраине» (Милкина на kpajy) и проч. Оставшуюся незавершенной эпическую поэму (сказ) «Святой Савва (Неманич)» (Свети Сава Сремски Карловци, 1861. 1), повествующую об уходе на Св. Гору молодого Растко Неманича (см. ст. Савва I , свт., архиеп. Сербский), исследователи оценивают как исключительное явление в серб. лит-ре. Известный серб. литературовед М. Павич назвал лучшим произведением Н. сентиментальную поэму «Нашей старой смоковнице» (Haшoj cmapoj смоковници). Литературоведы отмечают силу и чистоту языка Н., выразительность, образность и рафинированность. Его творчество считается вершиной классицистической и предромантической сербской поэзии т. н. карловацкой школы. Н. перевел с рус. и франц. языков на сербский ряд произведений познавательного и поучительного характера, которые рекомендовал для воспитания молодежи: «Из житий святых угодников Божиих» (Из живота светих угодника бoжjux. Нови Сад, 1885. 2 «Рассказы для моей дочери» ( Ж.-Н. Приповетке мojoj Нови Сад, 1882) и «Советы моей дочери» ( Ж.-Н. Савети мojoj Нови Сад, 1883. 2 «Два приятеля» ( Лесаж А.-Р. Два Нови Сад, 1886) и др.

http://pravenc.ru/text/2565308.html

19 мая 2013 г. в Цетинском мон-ре состоялось прославление П. как местночтимого святого. В том же году была создана 1-я икона П., на к-рой святитель представлен в архиерейском облачении, в правой руке он держит макет церкви на Ловчене, а в левой - свиток с заключительными строками поэмы «Луч микрокосма» о Воскресении Христа. Библиогр.: Бuблuorpaфuja Подгорица; 2013-2016. 1-5. Соч.: цетински. 1834; Лujek japocmu турске. 1834; Србин Србима на части 1834; Ода на престол Фердинанда I. 1835; Три дана у Tpujecmy. Беч, 1844; Кула и Чардак Беч, 1850; Дjeлa. Панчево, 1885; Горный венец/Пер. Е. Лукьяновский. М., 1887; Целокупна дела/Ред. М. Решетар. Београд, 1926-1927. 1-2; Цjeлokynha дjeлa/Ред. Д. Београд, 1935. 19362; Горный венец/Пер. М. Зенкевич. М., 1948, 19552; Цjeлokynha дjeлa. Београд, 1951-1955. 1-9; 1956; Целокупна дела. Београд, 1967. 1-7; Горный венец. Самозванец Степан Малый. М., 1988; Новые переводы: Луч микрокосма. Самозванный царь Степан Малый/Пер. О. Б. Мраморнов. [Б. м.], 2018. Ист.: Петр II Петрович Негош и Россия: Русско-черногор. отношения в 1830-1850-х гг. Док-ты/Ред.: Ю. П. Аншаков, Р. Распопович. М., 2013; Василик В. В. Российско-черногор. отношения в док-тах РГИА. СПб., 2015. Лит.: Лавров П. А. Петр II Петрович Негош, владыка Черногорский, и его лит. деятельность. М., 1887; Ровинский П. П. Петр II Раде Петрович Негош, владыка Черногорский (1830-1851). СПб., 1889; Hukoлaj еп. Peлuruja Београд, 1911; П. О Горском bujehцy. Београд, 1923; Шмаус А. Луча микрокозма. Београд, 1927; И. дубоке оданости. Београд, 1951; Флашар М. и антика. Подгорица, 1996; Осолник В. Jcmopuja о Петру II Подгорица, 1999; В. Живот Петра II Београд, 2003; Ломпар М. песништво. Београд, 2010; Петр II Петрович Негош - митрополит, реформатор, поэт: К 200-летию со дня рождения/Ред. Ю. А. Созина. М., 2013; В. Петар II архиепископ и митрополит, поглавар Црногорски (1830-1851). 2016; М. и исихазам. Београд, 2016; Aмфuлoxuje митр. Св. Петар II и majhobuдaц. Подгорица, 2017; Бecjeдe о Зб. радова/Ред. Р. В. Подгорица, 2017; Р. В. Подгорица, 2017; Микавица Д., Васин Г., Н. Срби у Цphoj Гори 1496-1918. 2017.

http://pravenc.ru/text/2580352.html

I. Чудотворная В. и. «Ростовская» (празд. 15 авг.), почитавшаяся в кафедральном Успенском соборе Ростова (ныне в ГМЗРК). В лит-ре XVIII - нач. XX в. об иконе рассказывается как о чудотворном образе, написанном в Киево-Печерском мон-ре в XI-XII вв. иконописцем прп. Алипием Печерским и присланном в Ростов вел. кн. Владимиром Мономахом ( Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого//ЧОИДР. 1847. Кн. 2. С. 21; Н. К. [Корсунский Н. Н. ]. Сведения о Владимирской иконе Богоматери, принадлежащей Ростовскому Успенскому собору. Ярославль, 1873; Титов А. А. Ростов в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 24-25; Талицкий В. А. Ростовский Успенский собор. М., 1913. С. 38-40; Ровинский. Обозрение иконописания. С. 122). Этот рассказ основан на статье Киево-Печерского Патерика «О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алипии иконописце» (ПЛДР: XII в. М., 1980. С. 592-597). Почитание Владимирской «Ростовской» иконы как образа кисти прп. Алипия началось в Ростове, вероятно, вскоре после 1686 г., когда Киевская митрополия присоединилась к Московской Патриархии. Заботясь о прославлении святынь, митр. Иона (Сысоевич; † 1690) соединил сказание Киево-Печерского Патерика об иконе Богородицы с почитаемым в Успенском соборе Ростова списком В. и. В тот же период в нише алтаря Успенского собора, за образом В. и. в иконостасе, появилось настенное изображение прп. Алипия. Как чудотворный образ кисти прп. Алипия икона была опубликована в кн. М. и В. Успенских «Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения: Св. Алимпий и Андрей Рублев» (СПб., 1901. С. 16-18. Ил. 3). Позднее Н. П. Кондаков, Анисимов, Грабарь ( Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: Связи рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1911. С. 172; Анисимов А. И. Домонгольский период древнерус. живописи// Он же. О древнерус. искусстве. М., 1983. С. 326; Письма И. Э. Грабаря из экспедиций// Грабарь И. Э. О древнерус. искусстве. М., 1966. С. 245), а вслед за ними и др. исследователи XX в. ( Пуцко В. Г. Ростовское серебряное дело XVII в.//Mysej применене уметности. Београд, 1975/1976. Зб. 19/20. С. 121; он же. Киевский художник XI в. Алимпий Печерский: По сказанию Поликарпа и данным археол. исслед.//Wiener Slav. Jb. 1979. С. 84; Сазонов С. В. Алимпий Печерский и икона «Богоматерь Владимирская» из ростовского Успенского собора//СРМ. 1995. Вып. 8. С. 63-75; Вахрина В. И. К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 197-213; она же. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 136-140, 296-297) пришли к заключению, что В. и. «Ростовская» является списком XVII в. с древней чудотворной В. и., заказанным митр. Иоасафом (Лазаревичем) для замены (обветшавшей?) одноименной чтимой иконы, стоявшей слева от царских врат и отмеченной как самая древняя (из сохранившихся) в описи Успенского собора 1691 г.

http://pravenc.ru/text/154962.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010