Действительно, акты Д. Х. показывают, что он, напр., применял упрощенную процедуру проверки подлинности письменных доказательств вопреки предписаниям Василик (Pon. Diaph. 31, 89; ср.: Медведев. 2001. С. 459-462), признавал действительным завещание в устной форме (Pon. Diaph. 36). Несмотря на прямой запрет конкубината при визант. имп. Льве VI Мудром (кон. IX в.), Д. Х. при разбирательстве семейных и наследственных споров неоднократно признавал юридические последствия конкубината. Кроме того, Д. Х. допускал расторжение брака по основаниям, не предусмотренным законодательством Византии, в т. ч. по причине «непреодолимой ненависти» (τλειον μσος) супругов (Pon. Diaph. 141, 143; ср.: Медведев. 2001. С. 208-215). Д. Х. в сочинениях много цитирует Свящ. Писание, античных авторов и отцов Церкви. О юридической квалификации Д. Х. говорит приведение им в актах большого числа правил Соборов, имп. новелл, синодальных постановлений, сочинений визант. канониста Феодора Вальсамона и др. канонистов и светских юристов. Особенно часто Д. Х. использует Василики, хотя во мн. случаях он пользовался текстом Василик не прямо, а через Синопсис Василик, труды Вальсамона, «Пиру». Правовые сочинения Д. Х. наряду с актами Иоанна Апокавка являются ценным источником для изучения поздневизант. юридической практики и социальной жизни в целом. Они выявляют противоречия в визант. судоустройстве, роль женщин в системе правоотношений, демонстрируют уровень юридических знаний в обществе, методы аргументации при ведении судебных разбирательств. Д. Х. также составил службу свт. Клименту Охридскому и краткое его Житие (на основе пространного Жития, принадлежащего перу патриарха св. Феофилакта), к-рые были переведены на слав. язык (об этом см. в кн.: Флоря Б. Н. , Турилов А. А. , Иванов С. А. 2004, где раскрыта связь краткого Жития Климента с церковно-политической деятельностью Д. Х.). Ист.: Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. Τ. 5. Σ. 430-434; Pitra. Analecta sacra. 1891. T. 6; Grani F. Odgovori ohridskog arhiepiskopa Dimitrija Homatijana//Свето-Савски зб. Београд, 1938. 2. С. 147-189; Дуйчев И. Краткото Климентово житие от Димитър Хоматиан//Климент Охридски. София, 1966. С. 161-164; Острогорски Г. Писмо Дuмumpuja Xoмamujaha св. Сави//Сабрана дела. Београд, 1970. 4. С. 170-189; Demetrii Chomateni Ponemata Diaphora: Das Aktencorpus des Ochrider Erbischofs Demetrios Chomatenos/Rec. G. Prinzing. B.; N. Y., 2002. (CFHB; 38).

http://pravenc.ru/text/178183.html

Лит.: С. Una Poenitentium: Mapuja Египатска у српской уметности XIV в.//Зб. Народног мyзeja. 1964. Т. 4. С. 255-265; Kaftal G. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting. Florence, 1965. N 252. Col. 764. Fig. 896; Niero A. La basilica di Torcello e Santa Fosca. Venezia, 1968. P. 38; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 361. С. 23; Кат. 701. С. 264-265; Кат. 1023. С. 490; Менолог. 1973. С. 191, 336, 371; Stylianou A. The Communion of St. Mary of Egypt and Her Death in the Painted Churches of Cyprus//CIEB, 14. Actes. 1976. Vol. 3. P. 435-441; LCI. Bd. 8. Sp. 643; Jolivet-L é vy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 113, 145, 193, 256, 274, 327-328; Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в./Пер., предисл., коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 436-463; Nicolaid è s A. L " église de la Panagia Arakiotissa à Lagoudéra, Chypre: Etude iconographique des fresques de 1192//DOP. 1996. Vol. 50. P. 122-123; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 19972. P. 117-121; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. Кат. 179. С. 129; Сарабьянов В. Д. Георгиевская ц. в Ст. Ладоге. М., 2003. С. 57. Ил. 56; он же. Собор Рождества Богоматери Антониева мон-ря//Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.: Кат. СПб., 2004. С. 762, 763, 765; Рус. искусство из собр. ГМИР. М., 2006; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля. М., 2009; Татарченко С. Н. «Причащение Марии Египетской» в визант. монументальной живописи//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2012. Вып. 1(7). С. 71-83; Юхименко Е. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М., 20122. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Братское движение оказало влияние на решения почти всех Киевских Соборов 20-40-х гг. XVII в. Собор 1621 г. поддержал братское движение. Вероятно, в числе мирян, широко представленных на Соборе 1629 г., были и киевские братчики. Киевский Собор 17 сент. 1640 г. подтвердил ставропигию братств и мон-рей. Считается, что на Соборе был утвержден устав К. б., однако этот памятник не сохранился. В Соборах принимали участие братские священники. О священнослужителях К. б. ничего не известно, вероятно, это были игумены Братского Богоявленского мон-ря. 7 июня 1640 г. кор. Владислав IV в ответ на просьбу игум. Братского мон-ря Игнатия (Оксеновича-Старушича) , поддержанную шляхтой, предоставил мон-рю и К. б. 2 киевские церкви с их имениями: Трехсвятительскую и Воздвиженскую. Находясь в 1649 г. в Киеве, Иерусалимский патриарх Паисий I посетил местные святыни, в частности Богоявленскую обитель, в к-рой особо отметил уч-ще. Б. М. Хмельницкий и Ю. Б. Хмельницкий подтвердили акт 1632 г. о слиянии киево-печерской и братской школ. В дальнейшем упоминания о К. б. становятся редкими, его функции перешли к Братскому мон-рю и коллегиуму. В пожалованиях рус. царей К. б. не упоминается. Ист.: ПККДА. Т. 2. С. 385-422, 428-439; Ykpaihcьka лim-pa XVII ст.: Синкретична nuceмhicmь, noeзiя, дpaмamypriя, белетристика/Ред.: О. Мишанич. К., 1987. С. 232; Боротьба Nibдehho-Зaxiдhoï Pyci i Украïни проти ekcnahciï Bamikahy та yhiï (Х - початок XVII ст.): Зб. дok-mib i мam-лib. К., 1988. 162. С. 209-210; Yhibepcaлu Ibaha Мазепи (1687-1709). К.; Льbib, 2006. Ч. 2. С. 419-421. Лит.: Флеров И. Е. О правосл. церк. братствах, противоборствовавших унии в Юго-Зап. России, в XVI, XVII и XVIII ст. СПб., 1857. С. 98-103; Максимович М. А. Записки о первых временах Киевского Богоявленского братства// Он же. Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 172-204; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: Опыт ист. исследования. К., 1883. Т. 1. С. 241-412, 449-553; 1898. Т. 2. С. 241-463, 470-524; Савич А. Нариси з icmopiï культурних pyxib на Bkpaïhi та Бiлopyci в XVI-XVIII в.

http://pravenc.ru/text/1684575.html

С. 177-184; Ленченко В. О. Бароковий ансамбль Видубицького мон-ря за планом 1740-х рр.//Apximekmypha спадщина Украïни. К., 1997. Вип. 4. С. 160-162; Проценко Л. А. Некрополь Киево-Выдубицкого мон-ря//ПКНО, 1991. М., 1997. С. 389-398; она же. Видубицький некрополь//Npaцi Центру пам " яткознавства. К., 2003. Вип. 5. С. 198-205; Зbiд пам " яток icmopiï та культури Украïни. К., 1999. Кн. 1. Ч. 1. С. 241-249; Kiлecco Т. С. Видубицький монастир. К., 1999; Оглоблин О. П. Михайло Миклашевський// Он же. Люди староï Украïни та ihшi npaцi. Острог; Н.-Й., 2000. С. 152-166; Вечерський В. В. Ikohocmac Гeopriïbcьkoï ц. Видубицького мон-ря// Он же. Bmpaчehi об " apximekmyphoï спадщини Украïни. К., 2002. 34; Бобровський Т. Печери Видубицького монастиря у (За мат-ми дocлiджehь biддiлy «Kuïb-niдзeмhuй»)//Киïв i кияни: Мат-ли щopiчhoï науково-практ. конф. К., 2005. Вип. 5. С. 6-9; он же. Niдзeмhi споруди biд haйдabhiшux чacib до сер. XIX ст.: Спелео-археол. нарис. К., 2007; Тоцька I. Ф. «Страшний Суд» в монументальному жubonuci Киïвськоï Pyci//Moruляhcьki читання, 2004. К., 2005. С. 541-552; Ульяновский В. И. Выдубицкий Чуда Архангела Михаила мон-рь: История в лицах, памятниках архитектуры и церк. искусства. К., 2009; он же (Ульяновський В. I.). Перша посвята Видубицького Гeopriïbcьkoro собору в cbimлi арх. дok-mib, пам,яток мистецтва та розпису Св. Coфiï Киïвськоï//Coфiйcьki читання. К., 2009. Вип. 4. С. 333-344; Эртель А. Новые данные по истории Выдубицкого мон-ря. 1920// Ульяновский В. И. Выдубицкий Чуда Архангела Михаила мон-рь. 2009. С. 610-623; Видубицький Muxaйлibcьkuй монастир - погляд kpiзь biku: Зб. мam-лib науковоï конф., присвяченоï 940-лimmю Cb.-Muxaйлibcьkoro мон-ря у К., 2010; Обитель Архангела. К., 2010; Ковалинський В. Kuïbcьki мihiamюpu. К., 2011. Кн. 9. Ч. 1. С. 198-247. В. И. Ульяновский, Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Й. опубликовал большое число средневек. серб. лит. памятников, прежде всего апокрифов и житий, по рукописям, хранящимся в собрании Сербии и Черногории, а также Австрии, Афона, Болгарии и Румынии. Из памятников агиографии помимо сочинений патриарха Печского Паисия (Яневаца) и св. Саввы Сербского Й. издал «Похвальное и историческое слово» деспоту Стефану Штиляновичу (Похвално и повесно слово деспоту Стефану ucmopuja. Београд, 1978. Год. 10. Бр. 38. С. 335-377) и Житие прп. Петра Коришского ( Teoдocuje Хиландарац. Жumuje Петра Коришког//Там же. 1980. Год. 12. Бр. 48. С. 635-681). Им был подготовлен к изданию слав. текст сочинений св. серб. кор. Стефана Первовенчанного (см. Симон монах; Стефан Првовенчани. Сабрана дела/Пред., ком.: Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 1999), иером. Доментиана ( Дoмehmujah. Жumuje св. Саве/Пред., ком.: Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 2001). Ряд публикаций Й. посвятил изданию и исследованию записей писцов и читателей на рукописях и старопечатных книгах XII-XVIII вв. са kojoм су студенички монаси путовали у Pycujy 1758/59 г.//Осам векова Студеница: Зб. радова. Београд, 1986. С. 241-245; Неки heoбjabлehu записи из старе збирке Народне библиотеке Cpбuje//АрхПр. 1996. Бр. 18. С. 219-227; В. као и проучаловац старих српских записа и натписа//АрхПр. 1997. Бр. 19. С. 323-382). Большое место в творчестве Й. занимает популяризация памятников средневек. серб. книжности и культурного наследия в целом. Им опубликованы переводы с церковнославянского на совр. серб. язык собрания сочинений патриарха Паисия ( Najcuje, nampujapx Сабрани списи. Београд 1993), ветхо- и новозаветных апокрифов (Апокрифи старозаветни: Према српским преписима. Београд, 2005; Апокрифи новозаветни. Београд, 2005), «Повести о Варлааме и Иосафе» (Варлаам и Joacaф. Београд, 2005), церковнослав. перевода укр. книжника иером. Самуила (Бакачича) книги о чудесах Пресв. Богородицы критского мон. Агапия Ланд(ос)а ( Aranuje Ландос Чуда Пресвете Богородице. Вршац, 2002 2), серб. описаний Св. Земли (Света у cpnckoj од XIII до kpaja XVIII в. Београд, 2007). Переводами на совр. сербский язык снабжены и многие подготовленные Й. публикации памятников на церковнославянский язык сербского извода. Й. составлены и опубликованы антология и хрестоматия древнесерб. лит-ры (Стара српска Избор из Noeзuja, похвале, апокрифи. Београд, 1997; Стара српска Xpecmoмamuja. Београд, 2000). В связи с 800-летием монастыря Хиландар (1998) Й. подготовил по архивным материалам издание перевода Д. Костича древнейших Житий св. Симеона Сербского ( Св. Сава, Стефан Првовенчани. Жumuje св. Симеона/Прев.: Д. Kparyjebaц, 1997) и 2 сочинений по истории серб. монашества на Афоне иером. Саввы Хиландарца со своими послесловиями ( Сава Хиландарац. Ucmopuja ман-ра Хиландара: Успомена на С. Калик. Београд, 1997; Он же. Типикарница св. Саве у Kapeju. Торонто, 2000).

http://pravenc.ru/text/1238009.html

Все тексты парижских богословов (кстати, не вполне «парижских», многие из них после войны переехали в США), например, Антона Карташева, Георгия Флоровского, Александра Шмемана, Киприана Керна, Владимира Лосского и других, известны в России не одно десятилетие, они не были открыты вдруг только в ноябре прошлого года. Кто-то с этими трудами соглашается, кто-то полемизирует, это нормальная ситуация в сфере академической науки. Мысль о том, что вот Париж присоединился – и в русском богословии что-то изменилось, очень странная. Даже в то время, когда архиепископия была под омофором Константинопольского Патриархата, мы прекрасно знали ее богословов и общались с ними. Нынешний декан Сергиевского института отец Николай Чернокрак и раньше частенько приезжал в Россию на богословские конференции. Не было такого, что митрополит Дубнинский Иоанн (Реннето) и его клирики в храме Христа Спасителя получили грамоту из рук Патриарха Кирилла – и с этого дня мы что-то новое узнали о богословии и открыли для себя парижскую школу. Милена Фаустова: «– Когда к Русской Православной Церкви присоединялась западноевропейская архиепископия, часть духовенства в штыки приняла возможное доминирование «парижского небезосновательные особенно в условиях пренебрежения, а то и… уничижительного отношения к отечественному опыту и… просто элементарного его непонимания-вмещения… Синдром «попугайства» - разве не превалирующий фактор постперестроечной жизни, практически «загнавший» Великую еще недавно Страну в тупик, сведший, по мнению ряда авторитетных аналитиков – в разряд т.н. «третьего мира»? Не миновал он, разумеется, и сферу духовную, но если бы то касалось исключительно внешних форм хотя и то небезопасно… Едва ли не расхоже «общеупотребительны» ныне слова небезызвестного Зб. Бжезинского о том, что после коммунизма врагом для Запада является Русская Православная Церковь, но ведь замысел-то, реализуется? Церковь «размывается» изнутри - способами разными… И. безусловно, имеется смысл о том поразмышлять… «Человек проживший за рубежом более трех лет потерян для своего народа» - в таком «ключе» сравнительно недавно выразился один из нынешних политиков, знающий жизнь не «по монитору»… Как-то по обстоятельствам «пришлось» присутствовать при встрече молодого человека прожившего совсем малость в США… Манеры-повадки – характер мышления - все «чужое» - хорошо, что вдохнув и в тот раз чуток «дыма Отечества» человеку все же достало ума вернуться на Родину… Литературный Штирлиц и тот в одном из эпизодов начинает «отождествлять» себя с немецким народом… И не случайно.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/19/episko...

М. История гос-ва Российского. СПб., 1892. Т. 2. С. 90; Петров Н. И. Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896. С. 175; он же. Историко-топографические очерки древнего Киева. К., 1897. С. 40-41; Айналов Д. В., Редин Е. К. Древние памятники искусства Киева: Софийский собор, Златоверхо-Михайловский и Кирилловский мон-ри. Х., 1899. С. 58; Голубинский. История РЦ. 1901. Т. 1. С. 259; Хвойко В. В. Киево-Кирилловская палеолитическая стоянка и культура эпохи мадлен//Археологическая летопись Юж. России, 1903. К., 1904. Т. 1. С. 26-57; Успенский А. И. Очерки по истории рус. искусства. М., 1910. Т. 1. С. 58; Яремич С. П. Михаил Александрович Врубель: Жизнь и творчество. М., 1911; Лященко Т. И. Св. Кирилл Александрийский: Его жизнь и деятельность. К., 1913. С. 211; Советов А. Киево-Кирилловская церковь//Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов КДА. К., 1914. Вып. 12. С. 233-384; Зуммер В. М. Врубель у Kupuлibcьkiй цepkbi//Юbiлeйhuй зб. на пошану акад. Д. Й. Бarлiя. К., 1927. С. 425-438; Лихачёв Н. П. Мат-лы для истории визант. и рус. сфрагистики. Л., 1928. Вып. 1. С. 83-85. (Тр. Музея палеографии); Зуммер В., Ернст Ф. Kupuлibcьkuй державний зanobiдhuk//Киïв: Npobiдhuk/Ред.: Ф. Ернст. К., 1930. С. 640-649; Ю. С. Apximekmypa Kupuлibcьkoro зanobiдhuka//Apximekmyphi пам " ятники. К., 1950. С. 73-85; Прахов Н. А. Страницы прошлого: Очерки-воспоминания о художниках. К., 1958. С. 94-115; Холостенко Н. В. Новые данные о Кирилловской ц. в Киеве//Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1960. Вып 2. С. 6-19; Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 442; Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1963. Т. 2. С. 132, 159, 162, 234; Мурашко М. I. Спогади старого вчителя. К., 1964. С. 69-82; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в Х - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 100; Сычёв Н. П. Искусство Киевской Руси// Он же. Избранные труды. М., 1977. С. 278. (Из истории реставрации памятников искусства); Гупало К. М., Ивакин Г. Ю., Сагайдак М. А. Исследование киевского Подола (1974-1975)//Археология Киева: Исслед.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. СПб., 1861. 2 ч.; Кондаков Н. П. , Толстой И. И. Рус. древности в памятниках искусства. СПб., 1897. Вып. 5; 1899. Вып. 4; Покровский Н. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде//ВАИ. 1914. Вып. 22; Храм Воскресения и Покрова при 2-й моск. общине старообрядцев поморского брачного согласия в Токмаковом пер. М., 1914 (отд. отт. из: Церковь. 1914); Гущин А. С. Памятники худож. ремесла Др. Руси X-XIII вв. Л., 1936; Grabar A. N. Le reliquaire byzantin de la cathédrale d " Aix-la-Chapell//Karolingische und Ommonische Kunst. Wiesbaden, 1957. Bd. 3. S. 282-297; Даркевич В. П. Произведения зап. худож. ремесла в Вост. Европе (X-XIV вв.). М., 1966; Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971; она же. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004; Василенко В. М. Народное искусство: Избр. труды о нар. творчестве X-XX вв. М., 1974; он же. Рус. прикладное искусство: Истоки и становление. М., 1977; Постникова-Лосева М. М. Рус. ювелирное искусство: Его центры и мастера XVI-XIX вв. М., 1974; Пуцко В. Г. Оклад рус. литург. книги XIV-XVI вв.//Myзej уметности. Београд, 1974. Зб. 18. С. 13-32; он же. Рус. сюжетное худож. литье и его модели//Рус. медное литье. М., 1993. Вып. 2. С. 17-29; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975; она же. Черневое дело Др. Руси. М., 1986; она же. Древнерус. наследие в ювелирном деле ранней Москвы, XIV в.: Облачение митр. Алексея. М., 1998; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси. М., 1976; Банк А. В. Прикладное искусство Византии XI-XII вв. М., 1978; Рындина А. В. Древнерус. мелкая пластика: Новгород и центр. Русь XIV-XV вв. М., 1978; она же. О литург. символике древнерус. серебряных панагий//Восточнохрист. храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 204-219; Большая иллюстрир. энцикл. древностей/Пер.: Б. Б. Михайлов. Прага, 1980. С. 56-62. Ил. 60-72; Демидов С. В. Художник С. И. Вашков и его постройки в пос. Клязьма//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 111-116; Рус.

http://pravenc.ru/text/171620.html

В сент. 2008 г. во Львове состоялась международная научная конференция «Историко-богословское и культурологическое наследие протопресвитера Гавриила Костельника». Выступая на конференции, Львовский и Галицкий архиеп. Августин (Маркевич ; ныне митрополит Белоцерковский) сообщил о создании по благословению предстоятеля УПЦ Киевского митр. Владимира (Сабодана) комиссии по изучению наследия К. и вопроса о возможности его канонизации. Соч.: Римская Церковь и единство Христовой Церкви. М., 1948; Ватикан и Православная Церковь. М., 1948; Buбpahi твори. К., 1987; Buбpahi твори. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 2008; Ultra posse: Buбpahi твори. Ужгород, 2008; Noeзuja и проза. Нови Сад, 2013. Лит.: Макарий [Оксиюк], архиеп. Протопр. о. Г. Костельник: (Некр.)//ЖМП. 1948. 10. С. 11-14; Теплов В. Мученик-подвижник и борец за веру православную и за свой народ: К годовщине мученической кончины протопр. о. Г. Костельника//Там же. 1949. 10. С. 33-42; Николаев К. Н. Восточный обряд. П., 1950. С. 291-292, 303; Ведерников А. Неподкупный обличитель Ватикана: (К 3-й годовщине со дня убийства д-ра протопр. о. Г. Костельника)//ЖМП. 1951. 9. С. 41-44; Политыло В., прот. 25-летие со дня мученической кончины протопр. Г. Костельника//Там же. 1974. 1. С. 11-12, Карпяк И., прот. Богословские труды протопр. д-ра Г. Костельника//Там же. 1981. 10. С. 74-77; Тамаш Ю. Гавриïл Костельник медзи доктрину и природу. Нови Сад, 1986; Добош О., прот. Yhiя в Ykpaïhi: Bik ХХ. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 1996; Bociurkiw В. R. The Ukrainian Greek Catholic Church and the Soviet State (1939-1950). Edmonton; Toronto, 1996; Цыпин. История РЦ. С. 343-347; Вежель Л. Фiлocoфcьko-ecmemuчha та жyphaлicmcьka дiяльhicmь Г. Костельника у pycлi духовних npoцecib Украïни 1-ï пол. ХХ ст. К., 2004; Галадза П. Костельник Г.//КатЭ. Т. 2. Стб. 1322-1324; Г. Костельник на mлi доби: пошук icmuhu: Зб. наукових праць/Ред.: Я. Гарасим. Льbib; Ужгород, 2007; Ярема Р., прот. Львовский Церковный Собор 1946 года в свете торжества Православия в Зап. Украине. К., 2012. С. 5, 7, 8, 12, 17-24, 38, 48-57, 66-71, 73, 77-98, 91-126, 129, 132-137, 140-143, 146-148, 150, 153, 160, 164-170, 172, 173, 185, 194-196, 198. Р. М. Конь Рубрики: Ключевые слова: АЛЕШ Павел (род. в 1935 г.), прот., д-р богословия, проф. церковной истории, директор канцелярии епархиального управления Оломоуцко-Брненской епархии, член Митрополичьего совета Православной Церкви Чешских земель и Словакии

http://pravenc.ru/text/2458863.html

При этом тропарники большинства ранних серб. списков Иерусалимского устава 1-3-й четв. XIV в. (Никодимов типик 1319 г. (погиб в пожаре в 1941; см.: Типик архиеп. Никодима/Уред.: Л. Београд, 2004-2007. 1-2), Романов типик 1331 г. ( Р. Романов типик//ЗбМСД. 1956. Св. 13/14. С. 47-59), Ковинский 1-й пол. XIV в. (Белград. Архив САНУ. 294), Хлудовский 1356-1371 гг. (ГИМ. Хлуд. 122), Шафариков 60-х гг. XIV в. (Прага. Народный музей. IX F 23), Севастьяновский ок. 1372 г. (РГБ. Ф. 270. II, 27/М. 1458) и др.) эти песнопения не содержат; наиболее ранний пример включения памяти И. Р. в Устав церковный представляет т. н. Симеонов типик 3-й четв. XIV в. (Загреб. Б-ка нац. ун-та, R 4068; см.: Mo š in V. irilski rukopisi i pisma Nacionalne sveuilišne biblioteke u Zagrebu//Radovi Staroslovenskog insmimuma. Zagreb, 1964. Knj. 5. S. 19). Вместе с тырновской редакцией стишного Пролога во 2-й пол. XIV в. в Сербии получает распространение и проложное Житие И. Р. Старшие списки содержатся в сербских стишных Прологах 3-й четв. (Черногория. Монастырь Николяц. 34; см.: Петков Г. Бугарска пролошка жumuja у српским рукописима стиховног пролога//Словенско Зб. проф. Београд, 2001. С. 159-175) и посл. четв. (Македония. Прилеп. ц. Благовещения. М-3; см.: Словенски ракописи во Makeдohuja. Ckonje, 1971. Кн. 1. С. 195, 206. 97) XIV в. Свидетельством роста почитания И. Р. в Сербии во 2-й пол. XIV - нач. XV в. (не позже 20-х гг. XV в., возможно, после османского завоевания Тырнова) является изменение молитвенного обращения в заключительной части проложного Жития, куда наряду с болгарами включаются и сербы (см.: Сръбска средновековна «слава» на балкански и южнослав. светци//Старобългарска лит-ра. София, 1983. Кн. 14. С. 88-89). Вероятно, в это же время в серб. книжность проникает и пространное Житие И. Р. в редакции патриарха Евфимия. Старший список находится в составе минейного Торжественника, переписанного по повелению патриарха Сербского Никона дьяком Андреем в 1425 г. (София. ЦИАМ. 182). В 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/471475.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010