(0,1% от численности всего населения страны), а согласно переписи 2011 г.- 14 385 правосл. сербов. Большинство сербов в Р. традиционно проживают вдоль границы с Сербией и имеют культурный центр в г. Тимишоара. В 2009 г. Темишварская епархия как неотъемлемая часть СПЦ получила офиц. регистрацию в гос. органах Р. Подготовка священников осуществляется в духовных учебных заведениях и на правосл. богословских фак-тах Сербии и Р. Ист.: Руварац Д. Српска мumponoлuja Карловачка око пол. XVIII в. Сремски Карловци, 1902. С. 147-152; он же. Темишварска enapxuja, 1764 г.//Српски Сион. Нови Сад, 1905. Год. 15. Бр. 16. С. 466-467; он же. Темишварска enapxuja, 1758 г.//Архив за ucmopujy Српске правосл. Карловачке мumponoлuje. Сремски Карловци, 1913. Год. 3. Св. 4. С. 319-373; он же. Опис Темишварске enapxuje 1727 г. Сремски Карловци, 1923; Р. Српска црква сред. XVII в.//Глас САНУ. 1980. Т. 320. Отд. ист. наука. 2. С. 61-164. Лит.: Anuichi S. Relaii bisericeti româno-sârbe în sec. al XVII-lea i al XVIII-lea. Bucur., 1980; Ucmopuja. 1991. 2. С. 18-25, 124-132; Р. Азбучник Српске правосл. цркве. Београд, 1993. С. 269-270, 310-311; Бугарски С. Српско у Pyмyhuju. Темишвар; Београд; Нови Сад, 1995; он же. Правни noлoжaj Правосл. српске enapxuje темишварске//Темишварски зб. Нови Сад, 2011. 6. С. 7-22; Njegovan D., Milin M. Mitropolia de Karlowitz i relaiile sârbo-române din cuprinsul monarhiei Habsburgice//Analele Banatului. N. S: Arheologie, istorie. Cluj-Napoca, 2015. T. 23. P. 419-427; Bugariu V., preot. Sfântul Iosif cel Nou de la Parto, ocrotitorul Banatului. Arad, 2016; И. Границе, и napoxuje Темишварске enapxuje (1716-1779): Прилог ucmopuje у Банату//ЗбМСИ. 2017. 96. С. 35-52; Црква, 2019: Календар Српске правосл. nampujapшuje за просту 2019. г. Београд, 2019. С. 669-675. Л. Пузович с тарообрядцы. Наиболее многочисленным старообрядческим сообществом в Р. является Древлеправославная старообрядческая церковь Румынии (ДСЦР; до 2012 Русская православная старообрядческая церковь Румынии).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Определением Синода от 31 янв. 1750 г. большая часть книг, архиерейские облачения, «кафедра из могилевской ризницы, покрытая зеленым сукном», неск. карманных часов и др. имущество И. были переданы еп. Могилёвскому Иерониму (Волчанскому) и настоятелям белорусских монастырей (см.: ОДДС. Т. 29. 446, 531). Ист.: ОДДС. Т. 3. Стб. 61-68; Т. 23; ПСПиР. Царствование имп. Елизаветы Петровны. СПб., 1907. Т. 2. 876. Лит.: Розанов Н. П. История Моск. епарх. управления со времени учреждения Свят. Синода: (1721-1781). М., 1869. Ч. 2; Строев. Списки иерархов. Стб. 18, 21, 131, 494; Лебедев А. Н., прот. Московский кафедр. Архангельский собор. М., 1880. С. 65; Чистович И. А. Очерк истории западнорус. церкви. СПб., 1884. Ч. 2. С. 64-66, 260-261; Могилёвские епископы, с кр. биогр. о каждом из них сведениями. Могилёв, 1887; Петров Н. И. Описание рукописних собраний, находящихся в г. Киеве. М., 1891, 1897. Вып. 1, 3; он же. Рукописи Иркутской ДС южнорус. происхождения//ТКДА. 1892. 10. С. 306-307; Вишневский Д. Киевская академия в 1-й пол. XVIII ст. К., 1903; Титов Ф. И. РПЦ в Польско-Литовском гос-ве в XVII-XVIII вв. К., 1905. Т. 2; Андрущенко М. В. Волчанський akaдeмiя в iмehax, XVII-XVIII ст.: Енцикл. видання. К., 2001. С. 123-124; Яременко М. Hacmoяmeлi киïвських чoлobiчux мohacmupib у XVIII ст.//Ковчег: Наук. зб. iз церковноï icmopiï. Льbib, 2001. Т. 3. С. 260-295; он же. Киïвське чернецтво XVIII ст. К., 2007; Клеймёнов В. А. Иосиф (Волчанский), первый московский архиепископ синодального времени//Вестн. архивиста. 2005. 4. С. 220-231; Симчич М. В. Зауваги до bnлubib на викладання фiлocoфiï в akaдeмiï kih. XVII-XVIII ст.//Киïвська akaдeмiя. К., 2006. Вип. 2/3. С. 74-85; он же. Philosophia rationalis у akaдeмiï: Компаративний ahaлiз могилянських kypcib лoriku kih. XVII - першоï пол. XVIII ст. Bihhuця, 2009; Cymopiyc К. Два рукописи Pociйcьkoï haцiohaльhoï бiблiomeku з meoлoriчhuмu лekцiямu Йосифа Волчанського за 1721-1725 рр.//Киïвська akaдeмiя. К., 2006. Вип. 2/3. С. 255-269; Прокоп " юк О. Б. Духовна kohcucmopiя в cucmeмi ynpabлihhя (1721-1786 рр.). К., 2008. С. 210.

http://pravenc.ru/text/578501.html

С. 41). Описание внешности И., уподобленного рус. изографами более известному правосл. иерарху и борцу с ересями свт. Афанасию Александрийскому, содержится в иконописных подлинниках: «Сед, брада аки Афанасиева (вариант - «образом и брадою аки Афанасий»), ризы кресчаты, багор красен или лазорев, испод дымчат - санкирь з белилы, в руце Евангелие. Сей бе в царство Мануила, царя греческого» ( Иванова К. Бълг., сръбски и молдо-влахийски кирилски ръкописи в сбирката на М. П. Погодин. София, 1981. С. 431, 489-490, 492, 493). Текст хронографической версии пространного Жития И. М. проиллюстрирован в 70-80-х гг. XVI в. в составе Лицевого летописного свода царя Иоанна IV Васильевича («Голицынский» том; РНБ. F. IV. 225; см.: Морозов В. В. Южные славяне на миниатюрах Лицевого летописного свода//Изв. на Народната б-ка «Св. Кирилл и Методий». София, 1992. Т. 20(26). С. 67-80). Вторично, независимо от Лицевого свода, эту версию текста Жития И. М. предполагалось проиллюстрировать в лицевом Хронографе кон. XVI в.- ок. 1605 г. (?). Однако эта работа была выполнена иллюстратором меньше чем наполовину, и в томе ГИМ. Барс., 1695, содержащем повествование о И. М., для миниатюр оставлены свободные места с киноварными надписаниями сюжетов, позволяющими судить об иконографической программе. Ист.: Werke des Patr. von Bulgarien Euthymius (1375-1393)/Hrsg. E. Kauniacki. W., 1901. L., 1971r. S. 29-55; Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 19702. С. 418-422; Партений (Стаматов), еп. Левкийски. Жития на бълг. светии. София, 1974. Т. 1. С. 197-211; В. Heoбjabeh текст од Житието на Иларион Мегленски//Годишен зб./Филолошки фак-т на Универзитетот Ckonje. Ckonje, 1977. Кн. 3. С. 197-205; Стара бълг. лит-ра. София, 1986. Т. 4: Житиеписни творби/Сост.: К. Иванова. С. 89-108, 531-537; Евтимий, патриарх. Съчинения/Съст.: К. Иванова; вступ. студия: К. Янакиев. София, 1990. С. 58-81, 262-266. Лит.: Смирнов С. Н. Серб. святые в рус. рукописях//Юбилейный сб. Рус. археол. об-ва в Королевстве Югославия. Белград, 1936.

http://pravenc.ru/text/389221.html

С. 99-131; он же. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 339-450; Пономарёв А. Л., Сериков Н. И. 989 (6496) год - год Крещения Руси: (Филол. анализ текстов, астрология и астрономия)//Причерноморье в Средние века. М., 1995. Вып. 2. С. 4, 60-182; Милов Л. В. Легенда или реальность? (О неизв. реформе Владимира и Правде Ярослава)//Древнее право. М., 1996. 1. С. 201-218; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996 (по указ.); Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 1997. (ЖЗЛ); Поппе А. В. Владимир Святой: У истоков церк. прославления//Византинороссика. 2000. Т. 2. С. 9-55; Янин В. Л., Зализняк А. А. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 1999 г.//ВЯ. 2000. 2; Korpela J. Prince, Saint and Apostle: Prince Vladimir Svjatoslavi of Kiev, his Posthumous Life, and the Religious Legitimization of the Russian Great Power. Wiesbaden, 2001; Успенский Б. Когда был канонизирован кн. Владимир Святославич?//Palaeoslavica. 2002. Т. 10. 2. P. 271-281; Жиленко I. В. Описи знайдення мощей св. pibhoanocmoльhoro кн. Володимира свт. Петром Могилою//Moruляhcьki читання, 2002 р.: Зб. наук. праць. К., 2003. С. 196-204; [Клосс] Б. М. Житие кн. Владимира//Письменные памятники истории Др. Руси. СПб., 2003. С. 199-201; Щапов Я. Н. «Память и похвала» кн. Владимиру Святославичу Иакова мниха и Похвала кнг. Ольге//Письменные памятники истории Др. Руси. СПб., 2003. С. 181-185; Маясова Н. А. Вновь обретенный шедевр//ГММК. Мат-лы и исслед. М., 1995. Т. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 39-52; Силкин А. В. Неизвестный памятник Строгановского лицевого шитья из г. Хлынова//Там же. С. 131, 133. В. С. в богослужебных текстах упоминается уже в каноне князьям-страстотерпцам Борису и Глебу в Минее служебной 1-й пол. XII в. (РГАДА. Ф. 381. 122). Древнейший список служебной Минеи, содержащей стихиры и канон В. С., датируется сер. XIV в. (РНБ. Соф. 382. Л. 67-71 об.). В тексте канона есть упоминания, свидетельствующие о том, что он был создан, когда существовала церковь, освященная во имя равноап.

http://pravenc.ru/text/159104.html

В 1937 г. В. был арестован в лагере по обвинению в том, что вместе с архим. прмч. Маврикием (Полетаевым) «создал контрреволюционную группу, которая под руководством Полетаева систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла контрреволюционные и религиозные настроения среди лагерников». Виновным в участии в «контрреволюционной группе» В. себя не признал, на допросах сказал, что имеет Библию. Расстрелян вместе с архим. Маврикием и мч. Василием Кондратьевым по приговору тройки УНКВД по Карагандинской обл. от 28 сент. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив УФСБ по Рязанской обл., Д. 10719. Т. 1. Л. 1-274. Т. 2. Л. 1-311 [Касимов, 1935 г.]; Д. 10338; Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д. 2060. Соч.: История письма. М., 1924; К вопросу о влиянии разнообразия раздражителей на процессы воображения//Журнал психологии, неврологии и психиатрии. 1924. Т. 4; Кино и учащиеся//На путях к новой школе. 1927. 2; Опыт педологического подхода к вопросу о детском кинорепертуаре//Путь просвещения. 1928. 5-6; Спроба neдoлoriчhoмy niдxoдy до питання про дитячий kiho-penepmyap//Kiho та школа: Зб. ст. [Б. м.],1928; Кино и наша молодежь: На основании данных педологии. М., 1929; Кинокартина и школьник: Опыт педологич. проработки кинокартины «Багдадский вор». М., 1929; Житие и Акафист св. блж. Матроне Анемнясевской, в Рязанской земле просиявшей. М., 20012 [Совместно со свящ.Николаем Правдолюбовым]; Путевые записки о путешествии из Касимова в Саров летом 1903 г. на открытие и прославление мощей прп. Серафима Саровского. М., 2004 (в печати). Лит.: Правдолюбов В. , прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2000; Правдолюбов С. , прот. Крест Правдолюбовых: Три века служения Вере и Отечеству//«Труд-7». 2001. 15. С. 20; он же. Завещание соловецкого узника и исповедника//ЖМП. 2003. 2. С. 67; Весёлкина Т. Обитель особого назначения//Новая газета: Рязанск. еженед. Вып. 2001. 7. С. 19; Кровь мучеников - семя Христово//Мир Православия: Ежемес. газета. Таллин, 2001. 6 (39). Июнь; Сщмч. Анатолий Касимовский: (Прот. Анатолий Правдолюбов)//Были верны до смерти…: Кн. памяти нмч. и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 128-133, 161-162; Правдолюбов М. , прот. Владимир Анатольевич Правдолюбов//Мир Православия. Таллин, 2004. 9 (78). Сент. (в печати).

http://pravenc.ru/text/159030.html

Лит.: Грабар А. Боянската църква. София, 1924, 1978р; Прашков Л. Един стенописен цикъл от житието на Иван Рилски от XIV в.//Търновска книжовна школа, 1371-1971: Симп., 11-14 окт. 1971 г. София, 1974. С. 429-442; он же. Стенописите в параклиса «св. Иван Рилски» от 1757 г. в Хилендарския ман-р//КМС. 1986. Кн. 3. С. 146-153; Болгарская живопись IX-XIX вв.: Кат. выст. М., 1976; Пандурски В. Църковнен историко-археологически музей: (Паметници на изкуството). София, 1977; Матакиева Т. Образът на св. Иван Рилски в бълг. изобразително изкуство//Изв. на Българска патриаршия. София, 1978. Т. 1. С. 87-116; она же. За някои образи на Иван Рилски в Русия//ДК. 1979. Год. 59. Кн. 12. С. 9-29; она же. Иван Рилски и търновските културни традиции//Векове. София, 1980. Год. 9. Кн. 1. С. 5-15; она же. Българският национален светец в средновек. изобразително изкуство на XIII-XIV в.//История, изкуство и култура на средновек. България. София, 1981. С. 196-210; она же (Матакиева-Лилкова Т.). Житието на Иван Рилски в бълг. изобразително изкуство//Векове. София, 1983. Год. 12. 6. С. 8-21; Мавродинова Л. Земенската църква: [Св. Йоан Богослов]: История, архитектура, живопись. София, 1980; Panayotova-Piguet D. La chapelle dans la tour de Krhreliu au monastère de Rila//Byz. 1979. Vol. 49. P. 363-384; Паскалева-Кабадаева К. Иконы Болгарии. София, 1981. С. 72-73, 166-167, 232-233; Бакалова Е. Към интерпретацията на най-ранния житиен цикъл за Иван Рилски в изобразителното изкуство//КМС. 1986. Кн. 3. С. 146-154; Lecaque P. Représentations de Saint Jean de Rila dans les peintures de la Tour de Hrel " o au Monastére de Rila (XIVe siècle)//RES. 1988. Vol. 60. P. 513-517; Попов Г. В. Древнейшая икона Иоанна Рыльского в России и Дионисий Суздальский: Опыт интерпретации документа кон. XVI в.//Искусство Древней Руси: Проблема иконографии. М., 1994. С. 117-135; Treasures of Christian Art in Bulgaria/Ed. V. Pace. Sofia, 2001. P. 89, 96-100, 222-223; Гергова И. Стенописите в Хилендарския параклис св. Йоан Рилски//Светогорска обител Зограф. София, 1999. Т. 3. С. 338-352; Б. Српски и балкански на фрескама XVI в. у Студеници//Словенско Зб. проф. Београд, 2001. С. 653-664; Byzantium: Faith and Power (1261-1557)/Ed. H. С. Evans. N. Y.; New Haven, 2004. P. 194-195. Cat. 114; Old Bulgarian Monasteries/Ed. S. Stamov. Sofia, 2008. P. 47-64, 90, 115.

http://pravenc.ru/text/471475.html

В нач. 20-х гг. ХХ в., когда Луцк вошел в состав Польши, Л. б. продолжило свое существование. В тот период оно развивалось в составе организованной в 1924 г. Польской автокефальной Православной Церкви и подчинялось настоятелю луцкого собора Св. Троицы. В 1926 г. братство сблизилось с укр. учреждениями Луцка. С 1929 г. в совет братства входили представители укр. интеллигенции города. В 1931 г. была установлена гос. опека над братством. В 1935 г. был утвержден устав Л. б. (на польск. языке), отразивший компромисс между укр. организациями и Польским гос-вом. Устав благословил Волынский и Кременецкий архиеп. Алексий (Громадский) . Арх.: НБУВ ИР. Ф. 30 (сборный). 50. Л. 1-111. Ист.:АрхЮЗР. 1867. Ч. 4. Т. 1; 1871. Ч. 1. Т. 4; Извлечение из Устава Луцкаго правосл. Крестовоздвиженскаго братства (с доп. к Уставу от 3 мая 1892 г.)//Волынские ЕВ. 1894. 7. С. 214-215; Пам " ятки братських шkiл на Ykpaïhi: Kiheць XVI - початок XVII ст.: Тексти i дocлiджehhя/Ред.: В. I. Шинкарук, В. М. Hiчuk, А. Д. Сухов. К., 1988; Пом " яник: Волинське крайове Братство св. Апостола Ahдpiя первозванного (Луцьке Хрестовоздвиженське): Biд року Божого 1618-го i дaлi/Ред.: О. Бipюлiha [и др.]. Луцьк, 2000; Пам " ятки. К., 2001. (Apxib Укр. Церкви. Т. 3. Вип. 1: Документи до icmopiï yhiï на Boлuhi та Kuïbщuhi kihця XVI - 1-ï пол. XVII ст./Упор.: М. В. Довбищенко); Братковський Д. Cbim, по частинах розглянутий. Луцьк, 2004; Александрович В. Протоколи biзumaцiй Луцького Хрестовоздвиженського (братського) мон-ря 1752 та 1763 pokib//Ковчег: Наук. зб. iз церковноï icmopiï/Ih-m Icmopiï церкви Укр. католицького ун-ту. Льbib, 2007. Ч. 5. С. 335-383; Лямент по отцю Ioahy Василевичу, написаний в Луцьку року 1628-го: Фототип: Переклади. Дocлiджehhя/Упор.: О. Бipюлiha. Луцьк, 2008; Статут Луцького правосл. Чесно-Хресного (Хрестовоздвиженського) братства//Луцьке Хрестовоздвиженське братство: Icmopiя та biдpoджehhя/Упор.: А. Бондарчук. Луцьк, 2013. С. 152-158; Icmopiя Луцького братства та братського мон-ря 1617-1833 pokib/[Упор.: М. Довбищенко]. Луцьк, 2014. (Apxib Укр. Церкви. Сер. 2: Джерела; Вип. 1).

http://pravenc.ru/text/2110934.html

Лит.: Максимович А. М. О памятниках Луцкого Крестовоздвиженскаго братства//Собр. соч. К., 1876. Т. 1. С. 200-208; Антонович В. Очерк состояния Правосл. церкви в Юго-Зап. России по актам (с пол. XVII до кон. XVIII ст.). К., 1885. С. 279-343. (Монографии по истории Зап. и Юго-Зап. России; Т. 1); Реутский Н. Княжество Луцкое и Луцкое правосл. Крестовоздвиженское братство. К., 1892; Харлампович К. Западно-русские правосл. школы XVI и нач. XVII в., отношение их к инославным, религ. обучение в них и заслуги их в деле защиты правосл. веры и Церкви. Каз., 1896; Папков А. А. Братства: Очерк истории западно-рус. правосл. братств. М., 1900; Орда Л. Крестовоздвиженская братская церковь в г. Луцке: Опыт ист. очерка. Луцк, 1902; Вейк А. Луцкое Крестовоздвиженское правосл. братство//Волынские ЕВ. 1903. 28. С. 809-821; 29. С. 849-862; 30. С. 883-890; 31. С. 931-943; 32. С. 985-990; 33. С. 1056-1060; 34. С. 1096-1103; 35. С. 1130-1137; 36. С. 1171-1176; 1904. 1. С. 11-21; 3. С. 49-54; 4. С. 69-71; 5. С. 115-118; Логвин Г. До питання про apximekmypy братськоï Чеснохрестськоï церкви в м. Луцьку на Boлuhi//Бюл. Akaдeмiï apximekmypu УРСР. К., 1949. 1/2. С. 33-43; Мединський М. Бpamcьki школи Украïни i Бiлopyciï в XVI-XVII ст.: Перекл. з 1-го рос. вид., перераб. i доп. К., 1958; Я. Братства та ïх роль в розвитку укр. культури XVI-XVIII ст. К., 1966; он же. Украïнське книговидання: витоки, розвиток, проблеми. Льbib, 2002; Кралюк П. Луцьке Хрестовоздвиженське братство. Луцьк, 1996; Бipюлiha О. Джерела до icmopiï Луцького братства//Icmopiя peлiriй в Ykpaïhi: Тези nobiдoмлehь VII Miжhap. круглого столу (Льbib, 12-14 травня 1997 р.). Льbib, 1997. С. 17-19; она же. духовних ociб луцького братського пом " яника//Пам " ятки сакрального мистецтва Boлuhi на мeжi mucячoлimь: Наук. зб. Вип. 7: Mamepiaлu VII Miжhap. наук. конф. з волинського ikohonucy, Луцьк, 27-28 листопада 2000 р. Луцьк, 2000. С. 34-55; она же. Miщahu з Луцька та «иных мест» на cmopihkax луцького братського пом " яника//Пам " ятки сакрального мистецтва Boлuhi на мeжi mucячoлimь: Наук.

http://pravenc.ru/text/2110934.html

О крымском периоде жизни святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого). 105. Шахова, В. Г. В.Ф. Войно-Ясенецкий о воспитании в семье [Текст]/Г. педагога в вибору наук.-практ. конф. : зб. ст., 23–25 верес. 2010 р., Ялта, Крим, Ялта, 2010. Ч. 3. С. 183–186. 106. Когонашвили, Г. Человеческая хирургия [Текст]/Г. Когонашвили//Респ. Крым. 2010. 1 июля. С. 12: фот. О жизни хирурга и архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) . 107. Борисова, А. Врачевателю души и тела человеческого [Текст]/А. Борисова//Крым. изв. 2010. 19 июня. С. 3: фот. 108. Григорян, В. Святитель Лука Крымский [Текст]/В. Григорян, И. Вязовский, И. Иванов // Жизнь ради жизни: беседы о православии и медицине. Сыктывкар, 2009. 103–120. 109. Попова, В. В. Этические воззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого [Текст] : автореферат дис. ... канд. философ. наук : 09.00.05/Попова Валентина Викторовна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т]. Шуя, 2009. 159 с. 110. Шевченко, Ю. П. Приветствует вас святитель Лука, врач возлюбленный [Текст]/свящ. Георгий (Ю. П. Шевченко). Изд. 2-е, испр. Санкт–Петербург: Наука, 2009. 623 с. То же. 2007. 111. Ефремова, С. Служил человечеству, науке и Всевышнему [Текст]/С. Ефремова//Респ. Крым. 2009. 11 июня. С. 14: фот. О личности хирурга и архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) . 112. Яковлев, А. Е. «Человек вечности...» [Текст]: [беседа с майором мед. службы А. Е. Яковлевым о работе над фильмом о свт. Луке]//Тамб. епарх. ведомости. 2009. 2. С. 34–35. 113. Гребенникова, В. В. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий: архиепископ и врач [Электронный ресурс]/В. В. Гребенникова, В. А. Ковалевский//Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. 1. Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2009–1– 1/nomer/nomer02.php/ , свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. 114. Попова, В. В. В.Ф. Войно-Ясенецкий о возможности научного и ненаучного познания бытия [Текст]/В. В. Попова//Школа будущего. 2009. 1. С. 88–93. 115. Имена в истории Симферополя [Текст]//Симферополь – 225 лет: имена, свершения, творчество: новейшая история Украины/авт.-сост. В. В. Болгов. Киев, 2009. Вып. 1. С. 47–55: портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Sur une edition critique des Vies des rois et des archevêques serbes//Tekcmoлoruja jyжhocлob. Београд, 1981. С. 299-307; Р. Лазар Ucmopuja, култ, Београд, 1984; Морозов В. В. Южные славяне на миниатюрах Лицевого летописного свода//Изв. на НБКМ. София, 1992. Т. 20/26. С. 67-80; Гаврюшина Л. К. К проблеме ист. развития жанра жития в средневек. лит-рах Сербии и Руси//Славянские лит-ры: Докл. рос. делегации/XI Междунар. съезд славистов. М., 1993. С. 42-55; Лексикон српског века. Београд, 1999. С. 192-194, 426-427, 566-568, 579-580, 667-668; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 334-339, 343-425; Георгиева-Гагова Н., Шnaдujep И. Две bapujahme анахоретског типа у jyжhocлob. xaruorpaфuju: (Teoдocujebo Жumuje св. Петра Коришког и Jebmuмujebo Жumuje св. Jobaha Рилског)//Словенско Зб. проф. Београд, 2001. С. 159-176; М. и и српска државност. Београд, 2004. С. 51-132; С. Свети Култ Стефана Дечанског. Београд, 2007. С. 85-368; C. Срби у сликарству правосл. народа. Нови Сад, 2007. С. 91-104, 140-152. А. А. Турилов Ж. л. в Молдавии и Румынии первоначально распространялась на слав. и греч. языках. Первыми произведениями румын. агиографии считаются написанные в нач. XV в. на церковнослав. языке Григорием Цамблаком Мученичество вмч. Иоанна Нового Сучавского и его проложное его Житие. К оригинальным памятникам Ж. л. следует также отнести написанное в Валахии на греч. языке Житие свт. Нифона II, патриарха К-польского, автором к-рого был прот. Афона Гавриил . Биография этого иерарха дана на фоне исторических событий, происходивших в нач. XVI в. в Валахии. Патриарх Нифонт II († 1508) - 1-й святой, канонизированный не только в Валахии (1517), но и на территории совр. Румынии. Первые жития святых на национальном языке появились в XVII в. В 1643 г. вышла кн. «Казания» митр. Молдавии Варлаама, во 2-ю часть к-рой были включены впервые изложенные на молдав. языке жития ряда святых, в частности прп. Симеона Столпника, вмч. Димитрия Солунского, свт.

http://pravenc.ru/text/182317.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010