састанак слависта у Вукове дане (Београд, Нови Сад, Mahacuja, 9-13 сент. 1997). Београд, 1998. С. 507-516; Симаков Н. К. Житие и труды прп. Иустина (Поповича)// Иустин (Попович), архим. Достоевский о Европе и славянстве. СПб., 1998. С. 5-8; Афанасий (Евтич), иером. Жизнеописание отца Иустина// Иустин (Попович), прп. На Богочеловеческом пути. СПб., 1999. С. 3-75; Степанян Е. В. Прп. Иустин (Попович): Ученик, исследователь и молитвенник о Достоевском: О книге прп. Иустина (Поповича) «Достоевский о Европе и славянстве»//Достоевский и мировая культура: Альманах. М., 2001. 14. С. 316-327; М. у Христа. Београд, 2002; Слава и боль Сербии: О серб. новомучениках. М., 2002. С. 155-186; С. прп. Jycmuha о просвети//Црквене cmyдuje. Ниш, 2004. Год. 1. Бр. 1. С. 187-193; Човек Богочовека Христа/Уред.: еп. Amahacuje 2004; Прп. Jycmuh Нови Жumuje, чуда/Уред.: еп. Amahacuje Београд, 2005; Савва (Яковлевич), иером. Архим. Иустин и его экзегетические труды по посланиям ап. Павла: Дис./МДА. Серг. П., 2006; В. Без Бога ни преко прага: Србски духовници XX в. Београд, 20073; П. Jycmuh и обнова логоцентризма//Црквене cmyдuje. Ниш, 2007. Год. 4. Бр. 4. С. 95-113; Njebaч Н. Богочовечанска просвета по ави Jycmuhy Београд, 2007; С. Дocmojebcku и дело Jycmuha Београд, 2009; Б. Jycmuh и Pycuja. Београд, 2009; А. Догма и духовност у о. Jycmuha meoлoruja данас: Зб. радова 2009 симпосиона одржаног на правосл. богосл. фак-ту. Београд, 2009. 1. С. 97-102; Л. Прп. ава Jycmuh у мом животу. 2010; М. Богочовек као истински човек по прп. Jycmuhy Пожаревац, 2010. Бр. 4. С. 147-161; Б. Jycmuh неопатристика и рус. фuлocoфuja - поводом jeдhe српско-руске прошлости: Осврт на др Б. «Jycmuh и Pycuja»//Там же. С. 367-372; Р., прот. Прп. Jycmuh као писац жumuja светих: Поводом (1979-2009)//ГлСПЦ. 2010. Бр. 4. С. 137-140. Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов

http://pravenc.ru/text/1237931.html

Упраздненные (в границах Луганской обл.): луганский Троицкий (мужской, в Луганске, основан в 1912, упразднен в 1923), Успенско-Серафимовский Раздабаровский (женский, в с. Фомовка Сватовского р-на, основан в 1897 как община, с 1904 мон-рь, упразднен в 1927), скит во имя св. Жен-мироносиц (женский, на хуторе Писаревка Старобельского у. (ныне село Новопсковского р-на), основан в 1867, упразднен в 1924). Арх.: ЦГАВОГВУ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2187, 2193; Оп. 2. Д. 951, 1026, 2255, 2256; Оп. 3. Д. 1064, 1115, 1147, 1640; Ф. 4648. Оп. 3. Д. 23; ЦГАООУ. Ф. 1. Оп. 20. Д. 1450, 1842, 2006, 2318. Ист.: Кравченко А. Н. «И свет во тьме светит...». Од., 1996 (на укр. яз.). Лит.: Никифоренко А. Р. Вилучення церк. цihhocmeй niд час голоду 1921-1922 pp.: На мат-лах Донеччини//Мат-ли наук. конф. професорсько-викладацького складу за niдcyмkaмu haykobo-дocлiдhoï роботи: icm. науки, noлimoлoriя. Донецьк, 1997. Кн. 1. С. 104-107; Хюренина И. Ю. Антирелиг. политика советской власти и обществ. настроения в Донбассе в 20-е гг.//Hobi cmopihku icmopiï Донбасу. Донецьк, 1998. Кн. 6. С. 134-142; Форостюк О. Д. Правосл. Луганщина в годы гонений и трагических испытаний (1917-1988 гг.): Справ. Луганск, 1999; он же. Правове державно-церк. biдhocuh на Дohбaci у 1917-1941 рр. Луганськ, 2000; он же. Змihu в зakohoдabcmbi УРСР щодо peлiriï hanpukihцi 20-х - на початку 30-х рр.//Bichuk Ун-ту bhympiшhix справ МВС Украïни. Х., 2001. Вип. 13. С. 202-205; он же. Нагляд i perлaмehmaцiя peлiriйhoro життя органами державноï влади в paдяhcьkiй Ykpaïhi в 20-х рр.//Проблеми правознавства та правоохоронноï дiяльhocmi. Донецьк, 2001. 1; он же. Впровадження радянського законодавства щодо peлiriï на Дohбaci у 20-30-х рр.//Bichuk Луганського ин-ту bhympiшhix справ МВС Украïни. Спец. вип.: Iдeя правовоï держави: icmopiя i cyчachicmь. 2001; Пригарин А. А. Рус. старообрядцы и сектанты в Юж. Украине и Бессарабии: численность и расселение в 1860-е гг.//Apxeoлoriя та emhoлoriя Cxiдhoï Мат-ли i дocлiджehhя: Зб. наук. poбim. Од., 2000.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Лит.: Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1. С. 372; Т. 2. С. 705-706; Лimonuc руський. К., 1989; Мовчан I. I. Nibдehhuй форпост стародавнього Киïв: Apxeoлoriчhi дocлiджehhя 1984-1989 рр.: Зб. наук. праць. К., 1993. С. 187-205; он же. Китаïвський apxeoлoriчhuй комплекс, 9-13 ст.//Зbiд пам " яток icmopiï та культури Украïни. Киïв: Енцикл. вид./Biдn. ред. П. Тронько. К., 1999. Кн. 1. Ч. 1. С. 466; Зноско В., свящ. Рясофорный монах (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской лавры и первый руководитель и наставник прп. Серафима Саровского//Киевские подвижники благочестия. К., 1994. Т. 1. С. 38-39; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 149; Бобровський Т. Kumaïbcьki печери, 16-18 ст.//Зbiд пам " яток icmopiï та культури Украïни. 1999. Кн. 1. Ч. 1. С. 467; Крайняя О. А. Св.-Троицкий Китаевский мон-рь. К., 2004; Naïciй (Величковський), прп. Abmoбiorpaфiчha nobicmь//Печерський блarobichuk. К., 2004. 2. С. 50-53; Рылкова Л. П. Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за правосл. веру в 20 ст. К., 2008; Крайня О. О., Cmpixap М. М. Печерники Китаïвськоï nycmuhi лаври у XVIII ст.//Moruляhcьki читання, 2012. К., 2013. С. 37-45. О. А. Крайняя Архитектура Архитектура ансамбля пустыни отразила черты различных стилей от барокко до эклектики. Не сохранились изображения или описания 1-го известного храма на территории комплекса - ц. прп. Сергия Радонежского, возведенной на средства киевского ген.-губернатора Голицына в 1716 г. по благословению местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского) . Одновременно были построены деревянные кельи и храм во имя Трех святителей. Между 1752 и 1761 гг. эта церковь была перестроена на средства имп. Елизаветы Петровны при содействии печерского архим. Луки (Белоусовича) по проекту П. И. Неёлова. В то же время под одной с ней крышей был возведен деревянный храм во имя Двенадцати апостолов. В 1763-1767 гг. С. Д. Ковниром на месте обветшалой Сергиевской ц. был поставлен каменный Троицкий храм с приделом во имя прп. Сергия Радонежского. Средства на строительство пожертвовали сын Голицына, Алексей, староста И. Сичевский, мещане В. Гудима и К. Сулима. Этот прямоугольный в плане 3-апсидный 2-светный 6-столпный 5-главый храм, с главами на высоких барабанах по сторонам света, представлял собой пример укр. барокко.

http://pravenc.ru/text/1841139.html

Лит.: Stebelski I. Dwa wielkie wiata na horyzoncie Polockim. Wilno, 1781. T. 1. S. 166-179; Lukaszewicz J. Historia szkól w Koronie i w Wielkim Ksiestwie Litewskim od najdawniejszych czasów a do rock 1794. Pozna, 1851. T. 4; Д[митрие]в М. [А.] Лавришево//День. М., 1864. 42. 17 сент. С. 14-15; Савич К., свящ. Явление из совр. религ. жизни одного прихода в Зап.-Рус. крае//ТКДА. 1874. Т. 1. Янв. С. 98-110; Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864; Описание церквей и приходов Минской епархии. Минск, 1879. Ч. 9: Новогрудский у. С. 66-71; Чистович И. А. Церковь униатская в России в царствование имп. Александра I: Состояние ее//ПО. 1879. Т. 2. 5/6. С. 205-231; 8. С. 629-676; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. 18932. Вып. 2. Окт. С. 152-154; Зверинский. Т. 3. С. 86-87. 1709; Диковский Н. Базилианский орден и его значение в зап.-рус. униатской церкви в XVII и нач. XVIII в.- до Замойского провинциального собора 1720 г.//Гродненские ЕВ. 1906. 24/25. С. 672-686; Посещение преосв. Митрофаном, еп. Минским и Туровским, с. Щорсы Новогрудского у.//Минские ЕВ. 1913. 17. Ч. неофиц. С. 462; Свенцицкий И. Лавришевское Евангелие нач. XIV в.: (Палеогр.-грамматич. описание)//ИОРЯС. 1913. Т. 18. Кн. 1. С. 206-228; Friedelowna T. Ewangeliarz Lawryszewski: Monografia zabytku. Wroclaw, 1974; Щапов Я. Н. Восточнослав. и южнослав. рукоп. книги в собраниях Польской Нар. Республики. М., 1976. Ч. 1. С. 78-85. 32; А. [К.] Apxeaлariчhыя дacлeдbahhi ман-ра на Nahямohhi//З rлыбi Наш край. Mihck, 1996. Вып. 1. С. 228-236; Pyciha О. В. До ampuбyцii вкладних зanucib Лabpaшibcьkoro археогр. щopiчhuk. Н. с. К., 1999. Т. 6/7. Вип. 3/4. С. 98-102; Smorag Rozycka M. Ewangeliarz Lawryszewski. Kraków, 1999; Caмycik А. Ф. Бaзыльяhcki ордэн у cicmэмe асветы Бeлapyci: (XVII - 1-я трэць XIX ст.)//Xpыcцiяhcmba у ricmapычhым лёсе беларускага народа: Зб. навук. Гродна, 2008. С. 204-208; Семянчук А.[А.] Евангелле//Silva rerum nova: Шmyдыi гонар 70-годдзя Г. Я. Гaлehчahki/Уклад.: А. Дзяphobiч, А. Семянчук. Biльhя (Biльhюc); Mihck, 2009. С. 236-246; А., iepэй. Да пытання пра зachabaльhika 2012. 18.

http://pravenc.ru/text/2462481.html

2001. С. 156-157; Она же. 2008. С. 150-151). Поэтому нельзя исключить, хотя вопрос нуждается в дополнительном исследовании, что памятник попал в рус. традицию еще на рубеже XIV и XV вв., до широкого распространения у юж. славян Евфимиевой редакции Жития. Старший список содержится в октябрьской Минее-Четье 80-х гг. XV в. из б-ки подмосковного Иосифова Волоколамского мон-ря (РГБ. Ф. 113. 591. Л. 128-140; см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 501). Ряд ранних списков этого Жития вместе со службой находится в приложении к февральским Минеям-Четьим домакариевского состава 2-й четв. XVI в. (РГБ ОР. 144; ЯИАМЗ. 15244). Др. версии пространного Жития И. Р., бытовавшие у юж. славян и в славяно-румын. книжности, известности на Руси не получили. Возможно, что определенное влияние на рост почитания И. Р. в Москве в кон. XV - нач. XVI в. сыграл приезд посольств из афонского Пантелеимонова мон-ря в 1497, 1499, 1506 и 1509 гг. (см.: Bo š kov M. Ruski letopisi o dolasku staraca iz atoskog Sv. Pantelejmona u Moskvu krajem XV v.//Godišnjak Filozofskog fakulteta u Novom Sadu. 1999. Knj. 17. S. 119-128; Она же (Бошков М.). О односима св. Nahmeлejмoha са Pycujoм (до средине XVI в.)//Зб. Матице Српске за славистику. Нови Сад, 2000. Бр. 58/59. С. 46-47, 52). С посл. трети XV в. этот святогорский мон-рь, братия к-рого уже полтора века была сербской, был связан договором с Рильским мон-рем ( Дылевский Н. М. Договор 1466 г. между болг. Рыльским мон-рем и обителью Пантелеймона-Русиком на Афоне//Études balcaniques. Sofia, 1969. Vol. 2. Р. 81-98); договор был заключен по инициативе Марии Бранкович, покровительством к-рой пользовались обе обители. Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1764 г. (Музей Центра славяно-визант. исследований им. И. Дуйчева) Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1764 г. (Музей Центра славяно-визант. исследований им. И. Дуйчева) В 1-й четв. XVI в. (между 1516 и 1522) проложное Житие И. Р. было использовано в Иосифовом Волоколамском мон-ре при создании Русского Хронографа в качестве источника по истории Болгарии XII-XIII вв.

http://pravenc.ru/text/471475.html

27 авг. 1989 г. решением Черновицкого облисполкома бывш. помещения и земли мон-ря были переданы Черновицкому епархиальному управлению. 7 авг. 1991 г. Свящ. Синод УПЦ по ходатайству еп. Черновицкого и Буковинского Онуфрия (Березовского) благословил восстановить К. м., назначив настоятелем игум. Владимира (Мороза; впосл. митрополит). С кон. 1992 г. наместником был архим. Евсевий (Дудка), к-рый 16 сент. 2014 г. решением Синода УПЦ избран епископом Хотинским; новым наместником назначен архим. Серафим (Дудка). В К. м. над источником сохранились каменная часовня с деревянным верхом (кон. XVII в., реконструирована в XX в.) и Иоанно-Богословская ц. (ок. 1765-1768). Композиционная схема храма строга и лаконична. К юж. стене притвора примыкает невысокая массивная колокольня. Своеобразие рельефа обусловило необходимость дополнительных опор. Для этого используются контрфорсы, с юга и запада укрепляющие колокольню, а с севера - апсиду. Обрамленный архивольтом арочный проем во 2-й ярус колокольни связан с соседней террасой мостиком. В интерьере сохранились росписи кон. XIX - нач. XX в. Также в К. м. построены собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы с нижней ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1998), часовня прп. Кукши Нового (1996), братский корпус (50-е гг. XX в.), корпус с трапезной церковью (1999-2001), 3 келейных (1992-1996) и хозяйственный корпуса. Под монастырской горой есть небольшая пещера, где, по преданию, жили иноки, основавшие обитель. В нижнем храме Благовещенского собора находятся рака с частицами мощей преподобных Кукши и Лаврентия Черниговского, чтимая икона вмц. Варвары, в алтаре - ковчег с частицами многих святых. В Иоанно-Богословской ц. хранится ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских. К. м. владеет 10 га земли, имеется подсобное хозяйство. Лит.: Михаïл (Мензак), Kpanлi духовноï води: Biд жерела св. Ibaha Богослова в Крищатику. Чephibцi, 1935; Icmopiя мicm i ciл Украïнськоï РСР: Чephibeцьka обл. К., 1969. C. 78; Гоберман Д. По Сев. Буковине. Л., 1983. C. 124; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1986. T. 4. C. 354-355; Мон-ри УПЦ: Справ.-путев./Сост.: В. Дятлов. К., 1997. С. 89; Piдyш Б. Neчephi мoh-pi Буковини//Питання стародавньоï та cepeдhьobiчhoï icmopiï, apxeoлoriï й emhorpaфiï: Зб. наукових статей. Чephibцi, 1997. Вип. 3. C. 108-111; Никодим (Руснак), митр. Жребий, предначертанный Богом: (Отрывки из книги)//Bichuk прес-служби УПЦ. К., 2005. Вип. 45. C. 51-55.

http://pravenc.ru/text/2459041.html

С. 164, 170-171, 174, 181-183, 191, 193, 199-200; Мошин В. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI-XII вв.//Bsl. 1947. Vol. 9. S. 55-85; 1950. Vol. 11. S. 32-60; он же. О периодизации русско-южнославянских литературных связей X-XV вв.//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 28-106; То же: Русь и южные славяне: Сб. ст. СПб., 1998. С. 7-114; Μυλωνκος Ν. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος κα ο Σλαοι. Αθναι, 1960; Smolitsch I. Le Mont Athos et la Russie//Le Millénaire du Mont Athos (963-1963): Etudes et Mélanges. Chevetogne, 1963. Vol. 1. P. 279-318; Duj ev I. Le Mont Athos et les Slaves au Moyen Âge//Ibid. 1964. Vol. 2. P. 121-143; Kampfer Fr. Ivan Groznyj und Hilandar//JGO. 1971. Vol. 19. N 4. S. 499-519; idem. Die russische Urkunden im Archiv des Kloster Hilandar//Хиландарски зб. Београд, 1986. Т. 6. С. 271-296; Μαμαλκης Ι. Π. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος (ρδβλθυοτεΑθως) δι μσου τν ανων. Θεσσαλονκη, 1971; Дуйчев И. Русский Пантелеимоновский мон-рь на Афоне как центр русско-болг. связей в период средневековья//АДСВ. 1973. 10. С. 95-98; Питирим (Нечаев), архиеп. Братские визиты предстоятеля Русской Церкви: Паломничество на Святую гору//ЖМП. 1973. 4. С. 10-18; Просвирнин А. , свящ. Афон и Русская Церковь//Там же. 1974. 3. С. 2-25; 4. С. 5-15; 5. С. 8-12; 6. С. 12-28; То же: Библиогр.//БТ. 1976. Т. 15. С. 185-256; Tachiaos A. -E. Mount Athos and the Slavic Litteratures//Cyrillomethodianum. Thessal., 1977. T. 4. P. 1-35; Dagron G. Chronologie de Saint-Pantéléèmôn des origines à 1500//Actes de Saint-Pantéléèmôn. P., 1982. P. 3-19; Tché ré missinoff K. Les archives slaves médiévales du monastère de Zographou au Mont-Athos//BZ. 1983. Bd. 76. S. 15-24; В. Света гора и Хиландар до шеснаестог века. Београд, 1985; Nastase D. Les débuts de la communauté oecuménique du Mont Athos//Σμμεικτα. 1985. T. 6. σ. 251-319; Nikolaou T. Der heilige Berg Athos und die orthodoxe Kirche in Russland//Orthodoxes Forum. 1988. T. 2. S. 209-226; Todorovich S. The Chilandarians: Serbian Monks on the Green Mountain.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

К 2018 г. в Одесской обл. насчитывалось 9 мусульм. общин: 5 общин в ведении Духовного управления мусульман Украины, 2 общины в ведении Духовного центра мусульман Крыма, 2 независимые общины. В Одессе действуют 6 зарегистрированных мечетей. Новые религиозные движения В нач. 90-х гг. XX в. в Одессе распространились неорелигии. В 1993 г. появилась община последователей Шри Чинмоя, в 1994 г.- филиал Всемирного духовного ун-та «Брахма Кумарис». В городе действуют крупнейший на Украине центр Новоапостольской церкви и Центр дианетики (см. Сайентология ). Арх.: ЦГАВО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 219, 295; Оп. 8. Д. 129, 178, 179, 182; Ф. 5. Оп. 1. Д. 2190; Оп. 2. Д. 239, 1042-1045, 2272; Оп. 3. Д. 1092; Ф. 4648. Оп. 3. Д. 25, 48, 49, 55, 116, 148, 185, 200, 242, 275; Оп. 5. Д. 149, 311; ГА Одесской обл. Ф. 37. Оп. 1. Д. 149. Ист.: Отчет о состоянии церк. школ Херсонской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1914-1915 уч. г. Од., 1916; Безверхний А. Старообрядцы в Одессе//Вечерняя Одесса. 1990. 18 июля; Евреи Одессы и юга Украины: История в док-тах/Авт.-сост.: Л. Г. Белоусова, Т. Е. Волкова. Од., 2002. Кн. 1: Кон. XVIII - нач. ХХ в. (Тр. ГА Одесской обл.; Т. 7); Рос. духовенство и свержение монархии в 1917 г.: (Мат-лы и арх. док-ты по истории РПЦ)/Сост., предисл. и коммент.: М. А. Бабкин. М., 20082. Лит.: Мурзакевич Н. Н. Епархиальные архиереи Новороссийского края//ЗапООИД. 1875. Т. 9. С. 297-302; Андреевский А. А. Мат-лы для истории Южнорус. края в XVIII ст.: (1715-1774). Од., 1886; Квитко И. М. Св. Иннокентий Балтский и иннокентьевщина. М.; Л., 1926; Котлер И. Очерки по истории евреев Одессы. Иерус., 1996; Серафима (Шевчик), игум. Молитвенные лампады: История одесских мон-рей. Од., 1996; Таранець С. В. Балта К., 2001. Вип. 1. С. 187-190; он же. Cmapooбpядцi в Nibдehhiй Бeccapaбiï (biд початку поселення до 1917 р.)//Наук. зап. Ihcm. укр. apxeorpaфiï та джерелознавства НАН Украïни: Зб. праць молодих вчених та acnipahmib К., 2001. Т. 7. С. 61-91; Лебеденко О. М., Тичина А. К. Украïнське Подунав " я: Минуле та сучасне.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

М., 1972. [Вып.:] Художественная культура домонгольской Руси. С. 104-125; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975. Кат. 97-99, 120-121; Банк А. В. Два свидетельства почитания культа Бориса и Глеба вне пределов России//Преслав. София, 1976. Вып. 2. С. 144-154; Попов Г. В. , Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979. Кат. живописи, 1; кат. прикладного искусства, 1, 21; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Северо-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980; Спирина Л. М. Неизвестные произведения искусства и исторические документы, связанные с погребальным комплексом Годуновых//ПкНо. 1980. Л., 1981. С. 457-465; Смирнова Э. С. , Лаурина В. К. , Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. Кат. 4; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. Кат. 1, 30, 75; Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до нач. XVI в. М., 1983. Кат. 9, 13, 17, 37, 84; Хлебов Г. В. Житийная икона Бориса и Глеба из Мурома//ПкНо, 1982. Л., 1984. С. 263-274; Плешанова И. И. , Лихачева Л. Д. Древнерус. декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея: Кат. Л., 1985. 4. С. 18; ГТг: Кат. собр. М., 1995. Т. 1, 9, 31, 32, 58; И. Представе св. Бориса и у Милешеви и српско-руске везе прве пол. XIII ст.//Зб. радова са науч. скупа «Свети Сава у cpnckoj ucmopuju и mpaдuцuju». Београд, 1998. С. 295-308; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3: Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг.; Жарнов Ю. Э. , Жарнова В. И. Произведения прикладного искусства из раскопок во Владимире//Дри. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Древняя Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). С. 451-461; Васильева О. А. Житийная икона 1545 г. «Владимир, Борис и Глеб» из собр. Псковского музея-заповедника//ПкНо, 2000. М., 2001. С. 178-184; Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Смирнова Э. С. Заметки о связях иконографии св.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

2. С. 82, 108, 112). Иконография Прижизненные и посмертные изображения Е. А. довольно многочисленны. Вместе с сыновьями Драгутином и Милутином она представлена на иконе «Апостолы Петр и Павел» кон. XIII в., вложенной в собор ап. Петра в Риме и ныне находящейся в Музее-сокровищнице базилики св. Петра в Ватикане (см.: М. Икона апостола Петра и Павла у Ватикану//Зограф. Београд, 1967. Бр. 2. С. 11-16), и вместе с Милутином - на датируемом примерно тем же временем образе свт. Николая, хранящемся в соборе в Бари (см.: Муро В. Српске иконе у цркви св. Николе у Бapujy//ЗЛУ. 1966. 2. С. 107-124). Изображения Е. А. в монашеском облачении вместе с Урошем и ктитором храма Драгутином имеются на росписи Драгутиновой капеллы в мон-ре Джурджеви Ступови (1282/83) и соборов в Арилье (ок. 1295), Градаце (не сохр.), Сопочани и Грачанице; в 2 последних случаях в сопроводительной надписи она названа «св. монахиней». В росписях мон-ря Градиште (1620) Е. А. изображена с короной в богатом облачении. Ист.: Данило II, архиеп. Животи и архиепископа српских. Београд, 1988. С. 79-107. Лит.: Ч. Ко je Jeлeha. Нови Сад, 1902; Иларион (Руварац), архим. Кральице и царице српске//Зб. Илариона Руварца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 8-12; Г. Jeлeha Ahжyjcka - ктитор црквених споменика у Npuмopjy//Ucmopujcku гласник. Београд, 1958. Бр. 1-2. С. 131-148; Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смередево, 1965. С. 85-88; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975 (по указ.); Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1976 (по указ.); Jupeчek J. К. Ucmopuja Срба/Прев. J. Радонин. Београд, 19782. 1, 2 (по указ.); McDaniel G. On Hungarn-Serbian Relations in the XIII Century: John Angelos and Queen Jelena//Ungarn Jb. Münch., 1982/1983. Bd. 12. P. 43-50; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 168-171. В. С. Путятин, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГАВРИИЛ I (Раич; † 1659), патриарх Печский (1648-1655), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.)

http://pravenc.ru/text/189749.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010