Евлампий Пятницкий , иеромонах. Из бакалавров греческого языка в 1824 году перемещен на класс богословских наук на место Гавриила. После преподавал нравственное и обличительное богословие. Афанасий Дроздов, иеромонах. Бакалавр по классу чтения свящ. Писания с 1824 года. В 1828 г. определен ректором пензенской Семинарии. Скончался в сане архиепископа в 1876 году (см. гл. X). Евграф Казанцев-Платонов, иеромонах. Бакалавр по классу чтения свящ. Писания с 1828 года. Скончался в 1833 г. в ростовском Яковлевском монастыре на покое (см. о нем Чт. м. общ. истор. и древн. 1876, кн. 3, стр. 55). Василий Григор. Примеров. С октября 1828 года до июля 1829 года преподавал полемическое богословие, с августа 1829 в течение года преподавал истолковательное богословие. Выбыл из Академии в 1837 году и поступил на службу в м. опекунский совет, где был помощником директора и выслужил пенсию. Платон Казанский, иеромонах. В августе 1830 года занял кафедру истолковательного богословия. Потом инспектор. Филарет Гумилевский , иеромонах. В 1831–33 г. бакалавр по классу чтения св. Писания, потом нравственного и пастырского богословия. Феогност Лебедев, магистр петербургской Академии, иеромонах. С кафедры церковной словесности в 1832 году перемещен на кафедру нравственного богословия. В 1833 году поступил в ректоры вологодской Семинарии; в 1841 году переведен на ту же должность в петербургскую Семинарию. В 1848 году рукоположен в епископа острогожского, викария воронежского; в 1852 назначен епископом вологодским, в 1856 году переведен в Тобольск и в 1862-м получил сан архиепископа. В год же году перемещен во Псков, где и скончался в 1869 году. Филофей Успенский, иеромонах. Из бакалавров церковной словесности, бакалавр по классу герменевтики и библейской археологии с октября 1833 года. В 1838 г. определен на должность инспектора петербургской Академии. Ныне митрополит киевский (см. гл. X). Платон Фивейский , иеромонах. С 1836 до 1842 г. преподавал пастырское богословие (кроме церковной словесности).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Вашего Преосвященства покорнейший слуга Филарет М. Московский 10 . Авг. 16, 1828. 10 Мир со духом Вашим, Преосвященнейший! Вторым отношением Вашим о беглом я доволен, и спор с Вами кончился. О лесных церковных дачах неудобь сказаемое слово. Помнится, было представление в Синоде, и Синод усомнился дозволить продажу. А если бы и дозволена была продажа, деньги следуют не на сирот, а должны составить постоянный капитал в пользу тех церквей и причтов, которым дачи принадлежат. Мне кажется, лучше сперва для опыта продать от ста до трех сот десятин, в таком месте, где сие вернее сделано быть может: опыт указал бы путь для будущего. Если Евфимий отрекся доказывать, почему не приступить к выписке? Но едва ли удобно предварительно представлять о сём С. Синоду, а надобно решиться Вам с Комиссией, если дело даст основание к сей решимости. Слов Преосвященного Григория 11 о Семинарском здании не понимаю. Не то ли они значат, что на сём месте нечего делать, а надобно избрать другое, и назначить одно для Семинарии, а другое для низших училищ? Знаю, что занятие мест в Вашей Епархии при некоторых Ваших предшественниках было не на радость приемникам. Что делать? Надобно то, что досталось, употреблять с разумом и со страхом Божиим. Да поможет Вам Бог и доброе сохранить и худое исправить. Филарет М. Московский . Окт. 4, 1828. 11 Преосвященнейший Владыко! 12 Возлюбленный о Господе Брат! Благословен Христос Господь, Начальник мира, Ходатай благоволения Божия, Обновитель человечества: Благословен Он и за сей дар, что даже доныне торжественное воспоминание спасительного явления Его знаменуется миром и взаимным соутешением между верующими в Него и служащими Ему. С такою благодарностью получил я от Вашего Преосвященства слово утешения и доброжелательства во имя Рождшагося Спаса нашего. Молю благость Его, да сохраняет Вас выну в мир и Благодати, в здравии и обновлению жизни, ко благу Церкви. Вашего Преосвященства покорнейший слуга Филарет М. Московский . 31 Декабря, 1828. Представление о Протоирее поздно: дело о награждениях кончено. Не знаю, можно ли будет что сделать. Да, сколько я слышал, и Протоирею ближе думать о смерти, нежели о мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

12 Воспитывавшийся в Черниговской Семинарии и Невской Академии с 1797 г.; по окончании учения 1802 Инспектор Тихвинского Духовного Училища; 1805 Архимандрит и Настоятель Китайской в Пекине миссии, но остался в Иркутске и сделан Ректором Семинарии; 1821 Настоятель Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; 1837 Новоспасского; скончался в Ростове, куда был переведен 1857 г. О. Б. Архимандрит Аполлос (в мире Алексей Максимович Алексеевский). 13 Первоначально напечатанного в «Христианском Чтении», потом изд. 2 в Москве, в Университетской типографии 1828 г., в 8 д. О. Б. 14 То есть, «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа», сперва появившегося в «Христианском Чтении» 1828 и оконченные в 1830 г. Как это, так и «Жизнь Св. Апостола Павла» обратили на себя в то время всеобщее внимание, и журнал на расхват раскупался. Это было лучшее время сего Журнала. Некоторые, впрочем, неточности в объяснении слов Евангельских в последнем сочинении вызвали распоряжение о неперепечатании «Христианского Чтения» за 1828–1830 г. Уже только после смерти сочинителя «Последние дни», пересмотренные им, вышли в Одессе 1838 г. См. «Обзор Духовной Литературы» Филарета, Архиепископа Черниговского. Чернигов, 1843, кн. 2, стр. 282. О. Б. 15 Палладий Городков, Иеродиакон, после Кандидат Петербургской Академии 7-го выпуска 1827 г., помышлявший в это время о высшей ученой степени. Умер Архимандритом при брате в 1842 г. О. Б. 16 Евгений, в свете Евфимий (в «Обзоре Духовной Литературы» Филарета, Архиепископа Черниговского, II, стр. 225, Епифаний, но по чему?) Болховитинов, род. 1767 г., Декабря 18, в Воронеже, от Священника Вход Иерусалимской церкви Алексия, учился сперва в Воронежской Семинарии до половины Философского курса, а потом послан был в Московскую Академию и в Университет; с Генваря 1789 Учитель Риторики и Франц. языка Воронежской Семинарии; с Июля 1790 Философии; с Сентября Префект Семинарии, Учитель Богословия, с Августа 1797 Церковной Истории, Герменевтики, Еврейского, Ново-Греч. и Франц. языков; 1796 г. Протоиерей города Павловска, с оставлением при Семинарии; по овдовении 1799 г. вызван Новгородским Митрополитом Амвросием в Петербург, и с Марта 1800 монах, Префект Академии, Учитель Философии и Красноречия, Архимандрит и Настоятель Зеленецкого монастыря, тогда же (1800 г.) с Апреля Учитель Богословия; с Генваря 1804 г. Епископ Старорусский и Викарий Новгородский; с Генваря 1808 Вологодский: с Июля 1813 Калужский, с Февраля 1816 Архиепископ Псковский; в Генваре 1822 Митрополит Киевский и Член Св. Синода; с Февраля 1825 и Комиссии Духовных Училищ; умер 23 Февраля 1837 г., и погребен в Софийском Соборе. О. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Сильвестр (Цветков) епископ, рукоположен с 27.12.1821 † 29.10.1823 Моисей (Богданов-Платонов) епископ, рукоположен со 2.03.1824 по 28.11.1827 еп. Вологодский и Великоустюжский Игнатий (Семенов) епископ, рукоположен с 26.02.1828 по 22.05.1828 еп. Олонецкий и Петрозаводский Тимофей (Котляров) епископ, рукоположен с 7.10.1828 по 24.02.1834 еп. Смоленский и Дорогобужский Анастасий (Ключарев) епископ, рукоположен с 13.05.1834 по 22.05.1837 еп. Екатеринославский и Таганрогский Феодотий (Озеров) епископ, рукоположен с 11.06.1837 по 7.08.1842 еп. Симбирский и Сызранский Иустин (Михайлов) епископ, бывший еп. Винницкий, викарий Подольской епархии с 27.07.1842 по 14.11.1842 еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии Леонид (Зарецкий) епископ, рукоположен с 10.01.1843 по 25.02.1850 еп. Костромской и Галичский Нафанаил (Савченко) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 25.02.1850 по 19.12.1850 еп. Полтавский и Переяславский Антоний (Шокотов) епископ, бывший еп. Вольский, викарий Саратовской епархии с 19.12.1850 по 27.08.1853 еп. Оренбургский и Уфимский Антоний (Павлинский) епископ, бывший еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии с 3.10.1853 по 8.12.1854 еп. Архангельский и Холмогорский Иоанникий (Горский) епископ, рукоположен с 16.01.1855 по 15.04.1856 еп. Саратовский и Царицынский Платон (Фивейский) епископ, рукоположен с 24.05.1856 по 31.07.1856 еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии Евфимий (Беликов) епископ, рукоположен со 2.12.1856 по 29.08.1860 еп. Саратовский и Царицынский Феофилакт (Губин) епископ, рукоположен со 2.10.1860 по 1.12.1862 еп. Кавказский и Черноморский Герасим (Добросердов) епископ, свт., рукоположен с 10.03.1863 по 13.01.1864 еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии Аполлос (Беляев) епископ, рукоположен с 16.02.1864 по 22.02.1866 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Серафим (Протопопов) епископ, рукоположен с 10.04.1866 по 14.04.1869 еп. Смоленский и Дорогобужский Феоктист (Попов) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Таким образом настоящая книга является первой крупной публикацией трудов архимандрита Фотия за сто с лишним лет. Житие епископа пензенского и саратовского Иннокентия (Смирнова) Печатается по рукописи (РГИА, ф. 834, оп. 3, 3885). Публикуется впервые. Епископ Пензенский и Саратовский Иннокентий (Смирнов) (1784–1819) был учителем Фотия в бытность обучения последнего в Санкт-Петербургской духовной академии (тогда Иннокентий в сане архимандрита был ректором семинарии), канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. Рукопись выполнена рукой переписчика на английской бумаге 1819 года, в синем роскошном сафьяновом переплете с застежками; общий объем – 93 листа, из них заполнено 46. В конце рукописи знаменательная приписка (рукой переписчика; возможно, владетельная надпись): «Графиня Шарлотта Карловна Ливен. Адрес: Князю Сергию Петровичу Трубецкому, на Аглицкой наб. в дом гр. Лаваля». Шарлотта Карловна Ливен, рожденная баронесса Гаугребен (1742–1828), была воспитательницей великих княжон, дочерей Павла Петровича, а впоследствии и великих князей Николая (будущего императора Николая I ) и Михаила Павловичей. С 1826 – княгиня, с титулом светлости. Сын княгини, Карл Андреевич, в 1828–1833 занимал пост министра народного просвещения. Вероятно, эта владетельная надпись появилась в 1822–1828. Князь С. П. Трубецкой (1790–1860), один из самых активных декабристов (пресловутый «диктатор», избранный на эту должность заговорщиками; впрочем, на Сенатскую площадь не явился). Был арестован в декабре 1825 года, приговорен Верховным судом к смертной казни, но по резолюции императора Николая I смертная казнь была заменена каторгой. Дом тестя князя С. П. Трубецкого Ивана Степановича Лаваля (1761–1846) размещался на Английской набережной (дом 4); при императоре Александре I Лаваль был членом Главного правления училищ. В настоящее время известны как минимум четыре списка «Жития…», причем три из них (писарским почерком) – почти идентичны друг другу. Хранятся в РГАДА. Цитируемый экземпляр отличается от трех московских дополнением, добавленным рукой Фотия, под названием: «Откровение об Иннокентии епископе и видение Отенского монастыря игумену Никону» от 7 ноября 1822 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

В 1824-1828 гг. И. исполнял обязанности библиотекаря КДА, члена внутреннего академического правления по учебной части, члена внешнего академического правления и академической конференции, открытой в дек. 1823 г. Он инспектировал состояние Кишинёвской и Екатеринославской семинарий, 11 апр. 1828 г. был утвержден в должности инспектора КДС. 8 мая 1828 г. И. был назначен ректором КДС и настоятелем киевского Выдубицкого мон-ря с возведением 18 июля в сан архимандрита. При И. на средства иеродиак. Пимена, с.-петербургского купца П. Авакумова и киевского купца А. Ходунова в Выдубицкой обители была изготовлена позолоченная серебряная рака. В раке, украшенной чеканным изображением сцен из Жития вмч. Георгия Победоносца, хранились мощи святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, вмч. Георгия, вмц. Варвары, преподобных Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Киево-Печерских святых и др. Ректорство в семинарии И. совмещал с должностями присутствующего в консистории, служил членом цензурного комитета при КДА, к-рую с 27 авг. 1830 г. возглавлял его однокурсник свт. Иннокентий (Борисов). По нек-рым сведениям, И. был лишен ректорства после трагического случая: несмотря на его запреты, семинаристы в непогоду купались в Днепре и плавали на лодках по реке, в 1833-1834 гг. утонуло 8 чел. 3 июля 1834 г. И. был назначен настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря и 12 июля того же года определен ректором Черниговской ДС. При И. на отпущенные из казны средства (ок. 45 тыс. р.) осуществлялись ремонтные работы монастырских построек, однако в целом мон-рь был беден, земли в Чернигове и вокруг него сдавались в аренду. В 1834 и 1835 гг. по указу Синода И. командировался в С.-Петербург для прохождения чреды священнослужения и проповеди. 23 мая 1837 г. за успешную службу И. был награжден орденом св. Анны 2-й степени. 1 июня 1841 г. состоялось наречение, а 20 июня в киевском Софийском соборе - хиротония И. во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, к-рую совершил митр.

http://pravenc.ru/text/1237939.html

2) Пономари 1) Симеон Сергеев 1814 г. 2) Александр Иванов , 1814–1816 гг. Перемещен в 1814 г. из села Никольского, Горы тож, Дмитровской округи. В 1816 г. выбыл в Московский почтамт для определения в инвалиды. 3) Прохор Сергеевич Руднев, 1816–1820 гг. Уволенный из класса поэзии бывшей Московской академии, 30 июня 1816 г. определен в пономаря к Крестовоздвиженской церкви, а 6 мар. 1820 г. переименован во дьячка. 4) Алексей Петрович Зверинский 1820–1826 гг. Перемещен 6 марта 1820 г. из села Воскресенского, Савино тож, Подольской округи. В 1826 году уволен. 5) Феодор Григорьевич Соколов 1826–1828 гг. По увольнении из риторического класса Московской семинарии, определен к Крестовоздвиженской церкви в пономаря 5 нояб. 1826 г. 6) Евфимий Иванович Стремленов. 1828–1834 гг. По увольнении из риторического класса Спасо-Вифанской семинарии в 1815 г., был причетником при церквах: архидиакона Стефана, за Яузою; Иоанна Богослова, под Вязом; св. Николая, в Хамовниках, и с 24 окт. 1828 г. – при Крестовоздвиженской. 1834 г. марта 17 дня. 7) Симеон Лукич Соловьев, 1834–1868 гг. Определен 13 апр. 1834 г. из звонарей Ивановской колокольни. В училищах не обучался. В 1868 г. уволен за штат. 8) Николай Михайлович Цветков, 186– 1873 гг. Определен из учеников среднего отделения Московской духовн. семинарии 14 окт. 1868 г. В 1873 г. перемещен к Пименовской церкви. † 1896 г. 3) Псаломщики 1) Иван Сергеевич Воздвиженский, 1873–1881 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1872 г., был псаломщиком при церкви Трех Святителей, что на Кулишках; 9 авг. 1873 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. В 1881 году переведен к Николо-Москворецкой церкви, состоял там же диаконом, а в 1895 г. поступил в пресвитеры Московского Успенского собора. 2) Александр Михаилович Гедеонов, 1881–1885 гг. По окончании курса в Московской духов. семинарии в 1879 г., состоял учителем в Коломенском духовном училище. 28 мая 1881 г. определен во псаломщика к Крестовоздвиженской церкви. В 1885 г. перемещен к Воскресенской, на Остоженке, церкви. В настоящее время состоит диаконом при Пятнице-Божедомской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

6. Архиеп. Феофил (1823–1827 г.), в мире Феодор Петрович Татарский, священнический сын харьковской епархии, родился в 1767 г. По окончании курса (1789 г.) в харьковском коллегиуме, рукоположен был в священника и потом был благочинным над военным духовенством. В 1803 г. пострижен в монашество и тогда же возведен (24 июля 1803 г.) в сан игумена Корельского монастыря (архангельской епархии); потом был настоятелем монастырей – архангельского училищного) с 1804 г.), сийского (1806 г.), вяжицкого (1810 г.), а с 1813 г. был ректором черниговской семинарии. В 1819 г., 23 марта, хиротонисан в еп. оренбургского, а в 1823 г. перемещен был в Екатеринослав, где пожалован был (1826 г.) саном архиепископа; 16 октября 1827 г. уволен на покой в Куряжский, харьковской епархии, монастырь. Там скончался 14 ноября 1830 г. и погребен в харьковском кафедральном соборе. Он имел (с 1800 г.) наперсный крест, орден св. Анны 1 ст. (с 1824 г.) и бриллиантовую панагию. 463 7. Архиеп. Онисифор Боровик (1827–28 г.), по окончании курса в могилевской семинарии, в 1788 г. был рукоположен во священника и в 1796 г. возведен в сан протоиерея; в 1800–1813 г. был благочинным над военным духовенством; в 1814 г. пострижен в монашество и 22 февраля того же года хиротонисан в еп. вологодского; 28 ноября 1827 г. перемещен в Екатеринослав, где возведен был (1828 г.) в сан архиепископа. Скончался 20 апреля 1828 г. и погребен в Самарском монастыре. Он имел в белом духовенстве наперсный крест (с 1800 г.), камилавку (с 1804 г.), наперсный крест с украшениями (с 1803 г.) и орден св. Анны 2 ст. (с 1810 г.), в монашестве – орден св. Анны 1 ст. (с 1820 г.). 464 8. Архиеп. Гавриил (1828–1848 г.), в мире Василий Федорович Розанов, сын священника села Рожествена, костромской епархии, родился 26 января 1781 г., обучался сперва в костромской семинарии до философского класса включительно, а потом (с октября 1799 г.) в Троицкой, где и окончил курс в 1803 г. и поступил учителем в костромскую семинарию. В 1811 г., 15 октября, был пострижен в монашество в Петербурге, в Александро-невской лавре, и с 24 октября того же года был, в сане архимандрита, префектом, а с 11 сентября 1814 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

д. 12 – Таковы были начальные действия по движению дела воссоединения униатов. Начало этого движения как раз совпало с тем временем, когда святитель Московский Филарет, еще с 1819 года состоявший членом Св. Синода и уже в 1826 году возведенный в сан митрополита, после довольно долгого перерыва (1828 – 1827 гг.), снова вызван был Высочайшею волею в Петербург и находился там для участия в заседаниях Св. Синода, которому, конечно, не чуждо было дело, орудием осуществления коего был Иосиф Семашко . Известно, сколь великое участие и значение в делах Синодального управления имел Филарет, не даром стяжавший название мудрого. Как человек, в высшей степени проницательный, он скоро понял всю сущность предпринятого Иосифом дела, а как человек, глубоко преданный Церкви и Отечеству, тогда же оценил всю его важность для той и другого и не мог не тяготеть всею душою к нему, а равно и ко всем лицам, принимавшим в нем то или иное участие 13 , особенно же, как само собою разумеется, к главному деятелю – Иосифу Семашко ; наконец, как человек весьма влиятельный, он очень сильно способствовал успеху дела. Тесные и добрые взаимоотношения между Филаретом и Иосифом установились еще в 1828 – 1829 годах, и затем не прекращались во все остальные годы жизни обоих святителей, причем гениальная сообразительность Филарета открывала нередко Иосифу новые виды на дело и на план его осуществления, а глубокая опытность, мудрая предусмотрительность и осторожность первого умеряли пылкую нетерпеливость и горячую ревность последнего в потребных случаях. «В это самое время (т. е. именно в 1828 – 1829 годах), – пишет о себе сам Иосиф, – перевел я на польский язык сочинение митрополита Московского Филарета: Разговоры между испытующим и уверенным о православии Греко-Российской восточной церкви 14 . Сочинение это, может быть, слабое для православных, весьма впечатлительно для иноверцев. Я испытал это на себе, испытал после и на прочем униатском духовенстве. Я предложил его напечатать и распространить. О сем было совещание между митрополитом Филаретом, Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ижма. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1806 и 1828. Адрес: Ижемский район, с. Ижма, ул. Набережная, 19 Координаты: 65.009399, 53.907114 Проезд:летом - маршрутка от Ираёля или своим ходом на автопароме от Нарьян-Мара, далее по а/д Усть-Ижма - Ираёль. Зимой по а/д из Ухты. В центре села у автостанции, видно отовсюду. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Огромные, величественные храмы парили над нарядными крашеными домами. Колокола гудели, и торжественный звон разливался в чистом воздухе солнечного дня. Главным украшением «столицы» Ижемского края был величественный храм — церковь Преображения господня, который бы сделал честь любому губернскому городу. Внутренне убранство этой церкви было поразительно по пышности и богатству. В 1700 году в Ижме был большой пожар, истребивший большую часть домов и церковь со всем ее имуществом и архивом. Вместо сгоревшей в 1728 году была устроена и освящена новая деревянная одноэтажная церковь Преображения Господня. В 1773 году ижемцы соорудили новую деревянную церковь, в которую была внесена древняя уцелевшая храмовая икона Преображения Господня. Но ввиду непрочности этого деревянного сооружения прихожане в 1801 году попросили разрешение на постройку каменной двухэтажной с колокольнею над папертью. Строительство каменной церкви началось в 1806 и закончилось в 1828 году. Деревянный же Преображенский храм был разобран. Здание каменной Преображенской церкви до сих пор является архитектурной доминантой для села Ижмы и его окрестностей. Над обычным кубом храма — очень высокий свод барочного вида с мощным световым барабаном и огромной широкой главой, нависающей над барабаном. Этот силуэт вызывает представление о могучем «столпе», который среди окружающих его северных просторов производит впечатление большой мощи, особенно с дальних подходов. Ижемцы гордятся своим храмом — второго такого на всем Севере не было и нет. www.izhma.ru Церковь во имя Преображения Господня (1807-1828) – находится в центре с. Ижма. Интересный памятник. Единственный храм в Коми с почти полностью сохранившимся многоярусным иконостасом первой трети XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=12537

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010