Церковь в честь Воскресения Христова в иргизском Нижне-Воскресенском мон-ре. Фотография. Кон. XIX в. И. м. юридически считался сельским поселением Дворцового (Удельного) ведомства с правами на собственность и владения, с платежами и повинностями. Права иноков определялись их сословной принадлежностью на время поступления в обитель (напр., настоятель Прохор числился мещанином г. Вольска и платил подушную подать по месту приписки). Монаршие привилегии иргизские монахи-староверы (освобождение в 1797 от рекрутской повинности, право на общинное поземельное владение с 1804) получали в виде исключений. По свидетельству майора К. Вилимсона, в 1775 г. проводившего перепись на Иргизе, первые деревянные постройки сильно пострадали во время Пугачёвского восстания: «...скит… весьма беден, в 1773 году киргисцами сожжон». При преемнике Авраамия мон. Андриане в обители была построена и 15 авг. 1787 г. освящена 5-главая деревянная холодная ц. Воскресения Христова с 3-ярусной колокольней. В нач. XIX в. (до 1812) к храму пристроили боковые галереи. По преданию, иконы для Воскресенской ц. написал знаменитый тверской мастер И. Пешехонов. От благотворителей, саратовских и вольских купцов, а также от винного откупщика В. А. Злобина храм получил богатое убранство: уникальный 7-ярусный иконостас, 6-пудовую дарохранительницу, 18-пудовое 6-ярусное медное высеребренное паникадило. По описи еп. Иакова (Вечеркова) , в храме хранилось до 20 дониконовских антиминсов, самый древний из к-рых был освящен в 1536 г. На средства Злобина в 1795 г. была построена деревянная теплая ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя ап. Иоанна Богослова (разобрана в 1863, на ее месте возведен каменный храм). К кон. 20-х гг. XIX в. в обители были построены настоятельский корпус, ризница, б-ка, больница, гостиница для паломников, более 60 келий (в т. ч. 2-этажные), деревянная ограда с каменными воротами. В 1791 г. за монастырской оградой, на хуторе, построили амбары для хранения хлеба и проч. припасов, хозяйственные постройки, 2 ветряные и водяную мельницы, а также 10 деревянных келий. В версте от хутора располагалась монастырская пасека. Во время генерального межевания 1801-1804 гг., проводившегося по указу имп. Павла I, обитель получила 2660 дес. 1664 саж. земли, занятой пашней, сенокосными лугами, степными пастбищами и лесом. В 1828 г. монастырь владел 107 лошадьми и 316 головами рогатого скота. В 1-й четв. XIX в. выручка от продажи продуктов животноводства составляла 2-3 тыс. р. в год. В 1818-1819 гг. мон-рь организовал подворье в Вольске. Со времени основания в совместном пользовании обители и окрестных крестьян были рыбные ловли на реках Б. Иргиз, Б. Кушум и на ближайшем к мон-рю озере, за к-рые иноки вносили часть платежа в Дворцовую (Удельную) контору. После перевода И. м. в единоверие (1828) они платили деньги в местную казенную палату, что было обусловлено передачей в 1828 г. удельных земель на Иргизе в казну.

http://pravenc.ru/text/673917.html

Другая монастырская церковь была теплая, с посвящением ее во имя св. Алексия, митрополита Московского; занимала в длину с алтарем и трапезою 12 ½ саж., шириною 5 саж., имела одну главу. До пожара 1864 г. она существовала в том самом виде, как была построена и исправлена храмоздателем. Полы были в церкви из опокового камня. Иконостас вместо прежнего был устроен вновь в 1799 г. на сумму госпожи Твердышевой. По обветшании этого иконостаса в 1828 г. был сделан другой. Из прежних икон многие были отданы в 1846 г. Ставропольского уезда в церковь села Архангельского, Крестовые Городищи тож. Иконостас 1828 г. был о двух ярусах, столярной работы, с колоннами, карнизом и аркою, выкрашен белою краскою, по местам украшен резьбою и по полименту вызолочен червонным золотом. При этой церкви была придельная, имевшая с главною сообщение церковь трех святителей вселенских, длинною с алтарем 6 саж., шириною 3 ½ саж. Построенная в 1734 г., она была обновлена и в ней устроен иконостас вместо обветшавшего в 1784 г., потом поновленный с написанием вновь образов в 1828 г. Колокольня церкви была на двух саженях во все стороны, высотой с крестами 15 саж., восьмиугольная, трехъярусная. Прежде на ней были железные часы, упоминаемые в описи 1778 г. В 1863-64 гг. при игуменье Серафиме вместо церкви св. Алексия, митрополита Московского, и трех святителей был построен каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери, но во время пожара, бывшего 19 августа 1864 г. сгорело все, что только было доступно огню. После пожара храм был возобновлен и окончен устройством при игуменье Евпраксии. Новый храм – византийской архитектуры, пятиглавый, с каменною в пять ярусов колокольнею, высота которой 25 саж. Снаружи он простирается в длину на 24 саж., а в ширину на 9 ½ саж. Храм устроен в два света: в нижней части больших к верху полуциркульных окон 14, вверху под сводами на южной и северной стенах 8 циркульных окон; кроме того, на паперти под колокольнею четыре окна большого размера и три циркульных окна на западной стороне колокольни над дверьми, ведущими на паперть.

http://sobory.ru/article/?object=30517

В 20-х гг. XIX в. Российское Библейское общество приступило к переводу ВЗ. В Вифанской ДС был образован комитет по работе над переводом кн. Исход; И. занимался сличением перевода, сделанного преподавателем Вифанской ДС с древнеевр. языка, с текстом Библии на франц. языке; работа была отправлена в МДА и затем в комиссию духовных уч-щ. С 1826 г. И. читал в Вифанской ДС курс философии и курс психологии, для к-рого написал учебник на лат. языке. Во время ректорства (1826-1828) игум. Платона (Березина) И. заболел и подал прошение об отставке с тяготившей его секретарской должности. Не найдя взаимопонимания с новым ректором, он обратился к митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову) , и тот предложил И. принять постриг, чтобы И. имел более широкий выбор рода деятельности. И. отказался. 29 дек. 1826 г. он был уволен с должности секретаря; в 1827 г., оставив церковную карьеру, получил чин 8-го класса. При ректоре (1828-1830) архим. Смарагде (Крыжановском ; впосл. архиепископ Рязанский) И. уволился из уч-ща (19 сент. 1828). По рекомендации свт. Филарета И. поступил на службу домашним учителем к ген. П. М. Капцевичу, у которого жил «сначала как воспитатель сына, а потом как друг дома». Генерал был знаком с обер-прокурором Синода (1817-1833) кн. П. С. Мещерским . По протекции последнего И. был принят в синодальную канцелярию и 3 янв. 1829 г. приступил к делам. И. продолжал заниматься с сыном генерала, и обер-прокурор давал ему особые поручения, к-рые можно было исполнять дома. В соч. «Из воспоминаний секретаря при Святейшем Синоде» (1882) И. подробно описал здание 12 коллегий на Васильевском о-ве С.-Петербурга, где размещался Синод, структуру канцелярии и делопроизводства. Во время 1-го доклада в присутствии И. так волновался, что «ни одного шагу не мог сделать без благоговения», чувствовал себя «в каком-то молитвенном состоянии, как бы в церкви» (Из восп. секретаря. 1882. С. 73-74). В ведении И. находились дела 21 епархии РПЦ, а также дела ГПЦ и высшей духовной цензуры. Он описывал трудности, с к-рыми столкнулся: от скончавшегося предшественника ему досталось 1,5 тыс. необработанных дел при ежемесячной нагрузке 150-200 дел (Там же. С. 76).

http://pravenc.ru/text/674987.html

На стр. 154 Пушкину приписаны слова: «Шекспир есть величайший творец живых существ, после Бога». Эти слова, по–видимому, заимствованы почти дословно у Тэна: «1е plus grand faiseur d’ames humaines ». На стр. 32 «Записок» рассказаны живые картины, поставленные в 1828 году в доме Карамзиных. Пушкин нарядился мужиком, Климентий Россет надел венгерку; Глинка играл на гитаре трепака и мазурку; на столе поставлен был бронзовый Петр Великий на коне, по Фальконету. Жуковский подсказал Смирновой: «Это Пушкин и Мицкевич перед статуей Петра Великого». Мицкевич не был знаком в этом обществе, не бывал у Карамзиных; в 1827 или 1828 г. он имел какойто разговор с Пушкиным о Петре Великом, которого содержание осталось тогда же незаписанным и в настоящее время никому не известно, но оно послужило основою для написания Мицкевичем впоследствии, в Дрездене, в 1832 г., высоко художественного стихотворения «Памятник Петра В.», вошедшего в состав отрывка «Петербург», приложенного к третьей части «Дзядов». Стихотворение Мицкевича есть несомненно поэтическая фикция. Оно передает чувства, будто бы выраженные Мицкевичу Пушкиным, при сопоставлении им памятника, созданного Фальконетом, с конною статуею Марка Аврелия у подъема в Капитолий, близ Ага Coeli в Риме. Ничего подобного не мог высказывать Пушкину Мицкевич в 1828 г., потому что сам он увидел впервые конного Марка Аврелия в Риме в 1829 и 1830 годах: Пушкина же познакомил с этою статуею Смирнов, женившийся на А. О. Россет в 1831 г. (Зап. Смирновой, стр. 244). Из рассказа о живых картинах у Карамзиных следовало бы заключить, что собравшееся у Карамзиных общество было уже настолько знакомо с содержанием стихотворения, увековечившего ничем не замечательный и не записанный ни одним из двух поэтов их разговор, что собравшиеся способны были отгадать смысл изобразившей эту беседу живой картины, чего, конечно, в действительности быть не могло. Не подлежит сомнению, что в доме Смирновых поклонение Пушкину, пока он жил, было глубокое, а по его смерти память о нем хранилась свято; этот культ Александра Осиповна Смирнова передала и дочери, Ольге Николаевне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Голицын, проживая в Петербурге, занимался музыкой и литературой. В 1828 г. был одним из соучредителей Общества любителей музыки и устроил с благотворительной целью в общей сложности около 300 концертов по России. В 1836 г. он участвовал в одной из пробных репетиций оперы Глинки «Жизни за царя». Имя его стало известным в музыкальном мире тем, что Бетховен посвятил ему написанные по его же заказу увертюру Ор. 124 и три струнных квартета. Переписка с Бетховеном длилась с 1822 г. до кончины композитора (1827 г.). Голицын был сотрудником газеты «Северная пчела» (1828–1858 гг.) и журнала «Bulletin du Nord» (1828–1829 гг.), много писал для других столичных журналов. В 1838 г. вышел его французский перевод пушкинского «Бахчисарайского фонтана». Также он был дружен и с поэтом И. И. Козловым, поэму которого «Чернец» издал по-французски в 1836 и 1837 гг. Тогда же он издает оригинальные сочинения: «Офицерские записки, или Воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 гг.» (1837); «Переезд через Кавказские горы» (1837); «Призрак-обличитель» (1837); «Effusion à la vue des beautés de la côte méridionale de Crimée» (1837); «Essais poétiques» (1837); «La bataille de Boro-dino, par un témoin oculaire» (1839 и 1840) и многое другое. Помимо литературных штудий, кн. Голицына увлекала идея воссоединения Востока и Запада. Предупреждая в этом Вл. С. Соловьева , он писал сочинения, посвященные проблеме воссоединения Церквей, правда с явно прокатолических позиций. За анонимное сочинение «О воссоединении Православной церкви и Католической», изданное за границей, на несколько лет подвергся домашнему аресту и негласному наблюдению. Публикуемое произведение – одно из многочисленных примеров светского увещевания середины XIX в., обращенного к современникам. Искать означенный «подлинник» для сочинения кн. Николая Голицына, конечно же, бессмысленно – его не существует. Текст примерно того же содержания перепечатывался многократно в течение всего XIX в. под названием «Время: (Из творений блаженного Августина , епископа Иппонийского)» «Афонскими листками», издаваемыми Афонским Русским Пантелеймоновым монастырем. См.: Афонские листки (сто листков No 1–100), изданные Афонским Русским Пантелеймоновым монастырем (М.: Типография И. Ефремова, Бол. Якиманка, дом Смирновой, 1888).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

7) Иероним Нестеровский. Магистр первого курса Московской Академии (1818). Из Профессоров Вифанской семинарии определен инспектором в 1822 г., в 1823 произведен в Архимандрита и определен Ректором Орловской семинарии. Отсюда переведен в Вятку и там скончался. 8) Феодотий Озеров. Магистр С.-Петербургской Академии пятого курса (1823). Должность Инспектора проходил с 1823 до 1828 года, в сем году определен Ректором Оренбургской, a в 1831 г. Рязанской семинарии; в 1837 году хиротонисан во Епископа Старорусского, в 1842 г. переведен в Симбирскую Епархию; в 1856 пожалован саном Архиепископа. Скончался в 1858 году. 9) Варлаам Успенский. Магистр 6-го курса Московской Академии (1828). Инспектор с 1828 года; в 1832 переведен в Тульскую семинарию на ту же должность. В последствии Епископ Архангельский, потом Пензенский; ныне Архиепископ Тобольский. 10) Евсевий Орлинский . Магистр Московской Академии 8-го курса (1832); в 1832 г, поступил на должность Инспектора. В 1834 году переведен на ту же должность в Московскую семинарию. В 1838 определен инспектором Московской Академии, в 1841 Ректором той же Академии; в 1847 г. Ректором С.-Петерб. Академии и хиротонисан в 1851 году Епископа Винницкого. В 1851 году переведен на Епархию в Самару, в 1854 г. в Иркутск. Ныне Архиепископ Могилевский. 11) Антоний Смолин. Магистр Московской Академии 8-го курса (1832 г.). В 1832 г. определен Инспектором Ярославской семинарии; перемещен на ту же должность в Вифанию в 1834 г. В конце 1840 года определен Ректором Рязанской семинарии. В 1858 г. переведен Ректором в Орловскую семинарию, и в том же году хиротонисан во Епископа Одесского, викария Херсонской Епархии. После того был Епископом Пензенским, ныне Епископ Пермский. 12) Ювеналий Знаменский. Магистр 12 курса Москов. Академии (1840). Из Профессоров Вифанской семинарии Инспектор с 1841 г. до 1849 г., а в сем году переведен на должность рек- гора Вологодской семинарии; в 1860 году перемещен Ректором в Рязанскую семинарию. В 1867 году уволен в Казанскую Епархию с правом настоятельствования в Зилантове монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

После того как в результате успешного завершения русско-турецких войн позиции России на черноморском побережье укрепились,в Георгиевске был заключен (1783) Русско-грузинский трактат. Персидский шах ответил опустошительным походом на Карабах и Грузию. В годы русско-персидской (1804–1813) и русско-турецкой (1806–1812) войн армяне были на стороне России, всячески помогая ей в борьбе против персов и турок. Начавшаяся в 1826 г. вторая русско-персидская война закончилась Туркманчайским договором (10 февраля 1828), по которому к России были присоединены Ереванское и Нахичеванское ханства, образовавшие Армянскую область, куда переселились более 40 тысяч армян из Персии. В результате второй русско-турецкой войны (1828–1829), когда по Адрианопольскому договору (2 сентября 1829) Россия возвратила Турции Карс, Ардаган, Баязет, Эрзурум, 90 тысяч армян переселились на восток под власть России. В ходе Крымской войны (1853–56) и национально-освободительного движения на Балканах армяне всемерно помогали русским в борьбе против Турции. В 1877–1878 гг. из-под ига Турции были освобождены Баязет, Алашкерт, Ардаган, Карс, Эрзурум. Однако условия Сан-Стефанского договора (19 февраля 1878), по которому эти области отходили к России, были пересмотрены Берлинским международным конгрессом (июнь 1878), и за Россией остались Карс, Ардаган и Батум. Все это вызвало преследование армян со стороны турецкого правительства, мечтавшего об их уничтожении как нации. Тысячи беженцев уехали в Америку, Европу и другие страны в конце прошлого и первой четверти настоящего столетия. В этот период в Эчмиадзине при католикосе уже имеется Синод (с 1828), который избирает двух кандидатов на патриарший престол и подает на утверждение русскому императору. До самой октябрьской революции Армянская Церковь выполняла “Положение” 1836 г., состоявшее из 141 статьи. В декабре 1917 года декретом СНК РСФСР “Турецкая Армения” получила право на свободное самоопределение. В Армении правительство возглавили дашнаки. В 1918 г. Турция, разорвав Брестский договор, оккупировала значительную часть Армении. После разгрома войск Деникина, а затем и турецких войск, вторгшихся в Армению в 1920 г., по инициативе дашнаков, Армения вынуждена была согласиться с условиями Анкары и Александрополя, и в декабре 1920 г. стала маленьким государством с территорией в 30 тыс. кв. км. С декабря 1922 г. в составе РСФСР вошла в СССР.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Новоназначенный Екатеринославский архиепископ Феофил (Татарский) не согласился ни с одним из предложенных вариантов размещения храма и выдвинул свой: «в виду деревянных Семинарских строений, … прямо против дороги, ведущей с горы в нижнюю часть города». Согласно современной сетке застройки кварталов это место можно примерно обозначить как пересечение проспекта Карла Маркса и ул. Ворошилова и Клары Цеткин. В построенном позднее здании семинарии сейчас располагается корпус 4 ДНУ и банк «Аваль». В 1827 году Преосвященнейший Владыка Феофил подал свое «мнение» Святейшему Правительствующему Синоду. Началась переписка между Синодом и Министерством внутренних дел. Неожиданно Феофил по болезни сложил с себя «бремя Епархиального управления», а в 1830 году почил о Господе в одном из монастырей близ Харькова. В 1828 году на Екатеринославскую кафедру назначен был архиепископ Онисифор (Боровик). Он поднял вопрос о строительстве в Екатеринославе не холодной церкви, а «теплой», то есть с отоплением. По этому поводу появился интересный документ. 21 января 1828 года Святейший Синод определил: в несуществующем еще екатеринославском соборе «устроить необходимое число печей, а при Алтаре камин по образцу Санкт-петербургскаго Петропавловскаго Собора». В это время в Строительный Комитет Министерства внутренних дел уже были «препровождены» план, фасад и смета на постройку нового собора. В этом Комитете они были рассмотрены и исправлены. Но каким образом после стольких десятилетий скитаний Преображенский собор удалось «вернуть на гору»? Длительный спор вокруг места расположения екатеринославского собора разрешился неожиданно. Министр внутренних дел предоставил план - фасад, профиль и смета на сумму 178246 руб. 50 копеек «на Высочайшее усмотрение Государя Императора Николая Павловича». Монарх, первый раз ознакомившись с документами по екатеринославскому собору, утвердил их, согласившись с доводами о перемене места. 24 июля 1828 года Святейший Синод указал - соборную церковь строить на площади съестных припасов (современная пл. Демьяна Бедного).

http://sobory.ru/article/?object=05280

43 11) Протоиерей Лейб-гвардии гренадерского полка о. Евфимий Левитский. При начале действий авангарда Гвардейского корпуса против польских мятежников при деревне Рудках о. Евфимий Левитский с полным самоотвержением под жесточайшим картечным и ружейным огнем мятежников приобщал Святыми Тайнами труднораненых и умиравших. Государь Император в награду столь примерного подвига о. Левитского по докладу Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Павловича сопричислил его к ордену Св. Анны 2-й степени с мечами и, кроме того, Высочайше повелеть соизволил возложить на него золотой наперсный крест на Георгиевской ленте и назначить ему пожизненную пенсию по 100 руб. ежегодно. 44 12) Священник пехотного Невекого полка о. Николай Иванов за военные подвиги в течение всей войны 1828 и 1829 гг. с Турцией 45 . 13) Священник 11-го егерского полка о. Николай Самчевский за подвиги в Турецкой войне в 1828 и 1829 гг. 46 14) Протоиерей Севастопольского пехотного полка о. Тимофей Мокрицкий за участие в славном деле покорения Эривани 47 . 15) Священник драгунского Нижегородского полка о. Симеон Лещинский за подвиги с 1818 г. по 1829 гг. во всех походах и сражениях с персами 48 . 16) Священник Чугуевского уланского полка о. Иоанн Михайловский за Персидскую войну 1826–1827 и 1828 гг. в воздаяние отличного мужества 49 . 17) Священник Азовского пехотного полка о. Николай Трофимовский за отличное мужество при осаде крепостей Шумлы и Варны 50 . 18) Священник 10-го егерского полка о. Николай Хоцевич в воздаяние отличного усердия и неустрашимости в сражении 13 июня 1829 г. при взятии крепости Кале 51 . 19) Протоиерей Киевского военного госпиталя о. Корнилий Кошич за отличное мужество при исполнении пастырских обязанностей в течение Турецкой войны 1829 г. 52 20) Протоиерей Елисаветградского гусарского полка о. Николай Успенский за подвиги при взятии штурмом Варшавских укреплений 53 . 21) Протоиерей 16-го егерского полка о. Марк Буйницкий за подвиги при осаде крепости Силистрии 54 . 22) Священник Саратовского пехотного полка о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

4-го Дек. 1827 г. 138. Марии Петровне Колычевой Ненависть – от диавола, а любовь непорочная – от Господа. «Не побежден бывай от зла; побеждай благим злое» – так написано в Священном Писании . Сие нужно свидетельствовать самим делом. Не можно делить душу, чтобы служить миру и Богу. Кого Господь удостоил благотворить другим от избытков своих, тому нужно хранить благочестие, тому нужен страх Божий. Нужно все презреть на свете, Чтоб одно иметь в предмете – вечное спасение! Оно окрадывается минутою, разлучающею от Бога. Душой моей душу вашу убеждаю хранить себя от гнева и от праздных слов. Декабря 18-го, 1828 года 154. Марии Петровне Колычевой Христос посреди нас! Что сделается словом, или делом, или помышлением против святого и вечного закона Божия и воли Божией святой, все то грех есть. Спасайтесь поручением Господним и рассматриванием себя во всякое время в деле, и слове, и помышлении. Июля 7-го, 1828 года 161. Марии Петровне Колычевой Слава Богу! Христос посреди нас. Малое обращение ока творит, чтоб нам или с солнцем быть, или с тенью тела нашего. Взирающему к солнцу открыт свет; к тени же уклоняющемуся следует потемнение. Вашего спасения-о Христе жаждущий Георгий. Сердцем предаваться Богу- Се есть подвиг выше всех! Мир теснит и гонит иного Душу, алчущу утех Царствия небесного- Единого любезного. Сентября 7-го, 1828 г. 172. Марии Петровне Колычевой Всегда в виду моем жизнь и свет, тьма и смерть: вечно буду я счастлив, когда тесным и прискорбным путем достигну моего отечества... Да покровительствует вас Небесная Царица! Спасайтесь, Матушка! да сохранить Св. Ангел нашего Г. С. от раскольнических толков и сетей диавольских! Куда ни пойдем, всюду они расставлены на уловление спасающихся; и где бы ни быть, повсюду нужно иметь безропотное терпение – до самого конца. Убедительно прошу вас, не преставайте в сердце вашем именовать всегда имя Христово; не внимайте находящим, пусть кто что хочет говорить, но ложь во истине не стоит: довольно вам внимать своему спасению, Евангелию и Апостолам и поучаться в книгах, преданных святою Церковью . Берегитесь от голов, высоко парящих: дым вредит глазам чистым. Да сохранит вас Матерь Божия-под своим покровом!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010