Часть первая. История пермского старообрядства В истории пермского раскола нельзя не видеть двух периодов. Первый от конца XVII столетия до 1828 г. представляет постепенное и свободное распространение «старообрядства» в Пермской губернии. Второй с 1828 г., с открытия миссии, до позднейших времен, представляет борьбу раскола с миссией и его постепенное изменение. Первый период. 1656–1828 Начало раскола – беспоповщины и поповщины Когда все частные и соборные увещания, сделанные первым зачинщикам раскола, остались тщетными: тогда правительство вынуждено было самых упорных расколоучителей послать в Сибирь на поселение. Из таковых расколоучителей более замечательны: 1) протопоп Аввакум, прославившийся изуверством и самым ревностным распространением раскола, после Московского собора 1656 года сосланный на берега Байкала, где и прожил около 6 лет, распространяя с раскольническими догматами хулы на св. Церковь ; 2) Иосиф Истомин, родом армянин. Этот расколоучитель, проезжая в 1660 г. в Енисейск, чрез сибирские города, Верхотурье (Пермской губ.), Туринск и Тюмень, везде проповедовал свое учение о двуперстии и порицал треперстное знамение, как печать антихристову. Оба расколоучителя, Аввакум и Иосиф были ревностными распространителями раскола в стране Сибирской. «Кто изречет, говорит тобольский митрополит Игнатий, оныя хулы, иже сии сквернии человецы, Аввакум и Астомен, изрыгаша, и какова чадения, сиречь угару, прежде в России, потом и в сибирской сей стране не исполниша». 3 Третьим расколоучителем был Яков Лепехин. «Той бо окаянный проклятый Лепехин», говорит тот же митрополит Игнатий, «верхотурский служивой, атаман бяше... видев прелести своей и проклятому богоотступству сообщника, сего вышеименованнаго проклятаго армянина Астомена, и послушая учения проклятаго Дометиана тюменскаго, и жида Авраамка лжечернеца венгерскаго, начат окаянный Лепиха учеников себе совводити, и устрои сам себе священником, и вся таинства Церкве нашея православныя действовати». 4 Если Яков Лепехин заразился расколом, будучи верхотурским атаманом, то его должно признать одним из первых насадителей раскола в стране пермской.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В бытность М. обер-священником наряду с формированием новых воинских частей, созданием в 1828 г. Морского штаба (переименован в 1831 в Главный морской штаб), образованием крепостей, портов, госпиталей и др. военных и морских учреждений увеличивалось число военных и морских храмов. В С.-Петербурге М. освятил ц. во имя праведных Захарии и Елисаветы при жен. Патриотическом ин-те на 10-й линии Васильевского о-ва (28 окт. 1828) и ц. во имя Николая Чудотворца при военно-исправительной тюрьме Морского ведомства на Адмиралтейском канале (21 февр. 1831, с соизволения имп. Николая I). Последний обширный труд М. «Подарок детям на Св. Пасху 1830 г.: Разговоры в пользу воспитания» посвящен имп. Александре Феодоровне. М. был удостоен ордена св. Анны 3-й и 2-й степени (2 февр. 1826; алмазные знаки - 22 июня 1828) и ордена св. Владимира 3-й степени (12 апр. 1830). Являлся членом Синода. Похоронен под ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище С.-Петербурга. Профессор СПбДА Е. И. Ловягин характеризовал М. как одного из трудолюбивейших и полезнейших служителей, действовавших во благо Церкви и Отечества (Странник. 1863. 6. С. 52). Соч.: Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых. СПб., 1813-1818. 6 т.; То же: В 2 т. 191519; Краткие христ. поучения для воинов, сказанные в церкви Успения Божией Матери, при Ширванском пехотном полку, состоящем в 24-й дивизии, в 1810 и 1811 гг. в Дубне и Старо-Константинове. СПб., 1821, 1828; Речь говоренная воспитанникам С.-Петербургской губ. гимназии... СПб., 1821; Краткое изъяснение литургии. СПб., 1822, 18252, 18949; Поучение как стоять в церкви во время Божественной литургии. СПб., 1824, 1836; Обязанности домашнего общества по разуму исполнителей Слова Божия - древних христиан. СПб., 1825, 1894; Слово к православным воинам на новый 1826 г. СПб., 1826; Подарок детям на Святую Пасху 1830 г.: Разговоры в пользу воспитания. СПб., Лит.: Невзоров Н. Ист. очерк управления духовенством военного ведомства в России.

http://pravenc.ru/text/2561852.html

Упразднен в 1828 г. III. В Витебской и Могилевской губерниях : 19) Витебский монастырь, устроен в 1690 г. Адамом Киселем в г. Витебске на том месте, где убит Кунцевич. (Витеб. Стар., ч. 92). 20) Полоцкий Софийский, устроен при полоцком кафедральном соборе в самом начале унии. 21) Махировский, в с. Махирове, в 15 верстах от Полоцка. Упразднен. 22) Сиротинский, в слободе Сиротин, в 45 верстах от Полоцка деревянный. Упразднен в 1834 г. 23) Вежрбиловский, в с. Вержбилове, себежского уезда. 24) Тадулинский на берегу озера Тадулина в суражском уезде. 25) Добригорский в лепельском уезде. Упразднен в 1834 г. 26) Ушацкий, в м. Ушаче, лепельского уезда. Упразднен в 1828 г. 27) Повставский, в м. Поставах, дисненского уезда, в 90 верстах от уездного города. Упразднен в 1834 г. 28) Безводицкий, в м. Безводичах, чериковского уезда. Упразднен в 1828 г. 29) Лысковский, в с. Лыске рогачевского уезда. Упразднен в 1834 г. 30) Толочинский, в м. Толочине, копысского уезда. 31) Сирицкий, в м. Сирицы, бабиновецкого уезда. 32) Милашковский, при с. Милашковичи, климовецкого уезда. Упразднен в 1834 г. Маривильский, в с. Маривиле, климовецкого уезда. Упразднен в 1837 г. 34) Белоцерковский, в копысском уезде. 35) Любавецкий, осн. в половине XVIII века, в графстве Любавецком, в оршанском повете. IV. В Минской губернии : 36) Минский Святодуховский, основан настоятелем Минского Вознесенского монастыря Афанасием Пакостой около 1616 г. В нем была униатская семинария, а в конце XVIII века при монастыре учреждена была типография. В 1795 г. он назначен был для пребывания минского православного архиерея, а церковь обращена в кафедральную. 37) Новогрудский Борисоглебский, основан при отнятой у православных Борисоглебской церкви митрополитом Рутским в 1636 г. 38) Вольнянский, в с. Вольне, новогрудского уезда, осн. в 1632 г. новогрудским подстолием Каменским и женой его урожд. Друцкой Горской. (Акт. Вил. Арх. ком. XI 35). В 1834 г. обращен в женский. 39) Мирский, в с. Мире, новогрудского уезда, осн. в 1705 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

И потому всем этим советую Павлу Осиповичу воспользоваться. Сестре посылаю какие нашлись у меня книги. Пусть их читает во здравие. Она их, я думаю, в одну неделю проглотит все. Желая всего хорошего и посылая при этом поклон всем родным и знакомым, остаюсь ваш сын Николай. Деловые бумаги, 1828-1835 Прошение на имя Ясновского Д. Э., 10 октября 1828 Его высокоблагородию господину директору Гимназии высших наук князя Безбородко и кавалеру Данилу Эмельяновичу Ясновскому. От окончившего курс наук в этой гимназии Николая Васильева сына Гоголь-Яновского Прошение. Желая определиться в государственную службу прошу всепокорнейше вашего высокоблагородия до выдачи надлежащего аттестата снабдить меня свидетельством об учении и поведении моем. Николай Гоголь-Яновский. 1828 года октября 10 дня. г. Нежин. Его высокопревосходительству господину министру внутренних дел генерал-адъютанту и кавалеру Арсению Андреевичу Закревскому. От студента 14-го класса Николая Гоголь-Яновского Прошение. Окончив курс наук в Гимназии высших наук князя Безбородко, получил я аттестат с правом на чин 14-го класса, который при сем имею честь представить. Ныне же имея желание вступить в гражданскую его императорского величества службу, покорнейше прошу Ваше высокопревосходительство повелеть определить меня в оную по управляемому вами министерству внутренних дел. Студент 14-го класса Николай Гоголь-Яновский. 1829 года октября дня. Прошение на имя Пейкера И. У., 25 февраля 1830 Его превосходительству господину директору государственного хозяйства и публичных зданий действительному статскому советнику и кавалеру Ивану Устиновичу Пейкеру. От студента Николая Гоголь-Яновского Прошение. Не имея возможности служить в вверенном Вам департаменте по причине воспоследующей в скором времени долговременной моей отлучки, прошу покорнейше Ваше превосходительство приказать выдать мне аттестат, выданный из заведения в засвидетельствование моих успехов и поведения, представленный мною Вашему превосходительству. Студент Николай Гоголь-Яновский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Следовательно, Богородице-Рождественская церковь сначала была сооружена во имя Бориса и Глеба, а затем Параскевы Пятницы, и на средства Государевы, т.е. Царския. Указ о постройке каменной церкви Богородице-Рождественской вместо Пятницкой дан Тверским Архиепископом Феофилактом в 1728 г., освящена она в 1750 г. при свящ. Василее Алексееве. Придел во имя Нила Столбенского выстроен в 1806 г. и свят. Мученицы Параскевы-Пятницы в 1825 г. На стене с южной стороны Богородице-Рождественскаго храма имется надпись: " М-ца июня 5 дня пополудни 1743-го года преставися раб Божий сея церкви священно-иерей Алексий Васильев и погребен близ сея стены священствовал 48 лет и б месяцев и 20 дней " . Надпись на служебнике, изданном в 1668 году: " сия книга глаголемая служебник церкви великия мученицы Христовой Параскевеи, нареченной Пятницы. Продал Евангелие ветхое тое же церкви поп Иван в Государево дворцовое село Бороздино, а взято денег полтора рубли, на те деньги куплен служебник да часослов " . Надпись на книге октоих: " (1676) мес. марта в (1) день сию книгу дал вкладу в церковь что в Старицы на посаде в доме премудрой Великой Христовой мученицы Параскавгии нарицаемыя Пятницы породителеех своих в вечной помин Смоленской приказной избы подъячий Петр Дмитриев, сын Клочков и по сей книги богославите и родители ево поминати (следует 72 имени усопших), а кто сию книгу из того чудотворнаго дому вынесет и похочет себе покорыстоваться и в том ево со мною да судит Бог на втором на страшном Христове пришествии, а потписал я Петрушка своею рукою " . Иконы: свят. Нила Столобенскаго чудотворца, Параскевы-Пятницы, Александра Свирского (по преданию, принесена во время похода при царе Иоанне Грозном стрельцами Коньковской слободы из Новгородского Александро-Свирского монастыря), а также ковчег с частицею мощей преп. Нила Столобенскаго, Евангелие в четверть листа, печатанное в 7159 (1651) году. Из Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 г.: Оная Рождественская церковь каменная, с приделами Преподобнаго Нила чудотворца, освященным, и Великомученицы Параскевы, еще не освященным, в твердости, построена в 1784 году, утварию довольна, однокомплектная, опись утвари церковной и приходорасходныя денгам книги имеются, земли пахатной и сенокосной не имеется, приходских дворов 115, в них мужеска пола 315, женска 385 душ. В 1828 году служили: Священник Василий Космин - 32 года. В чтении и пении хорош. По окончании курса семинарии с 1819 по 1821 год находился в Вышневолоцком уездном училище учителем и инспектором, аттестат от семинарии имеет 1 разряда. Проповеди сказывает в Старицком Борисоглебском Соборе. Не вдов. Во священника произведен в 1821 году Старицкаго уезда в село Кошелево, откуда в 1828 году переведен города Старицы к Богородицерождественской церкви во священника ж. Граммату на священство и указ на переведение имеет. Родства между ними не имеется. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Жена его Надежда Стефанова - 25 лет. Сын их Павел - 1 год.

http://sobory.ru/article/?object=00014

Это же, с присовокуплением и других данных, приводится потом и в указанной книжке Русской Старины за 1885 год. Но кроме того, что сказано было нами о степени понимание дела и кроме того, что память Филарета уже во всяком случае была не «слабее» памяти графа Комаровского и подобных ему свидетелей, ведомо ли всем этим господам то обстоятельство, что Филарет вел аккуратно дневник событий своей жизни и между прочим, точно описал рассматриваемое событие прямо после совершения его? Как увидим далее он 18 же декабря 1825 года подробно все описал императору Николаю. Мог же ли он потом сам себе противоречить? 365 Прибавление к творениям святых отцов, 1886, 38, стр. 152. Письма Филарета к родным, стр. 268–269. 370 По высочайшему поколению о сем назначена была следственная комиссия и раскрывавшееся при этом следствии опубликовываемо было во всеобщее сведение в тогдашних газетах. (См., например, Московские Ведомости, 1826 г., 5, 11 и другие) 373 Одно из этих лиц, именно архимандрит Фотий, уже начал заискивать теперь у Филарета. О случае встречи их в день коронации 1826 года см. в Воспоминаниях М. М. Евреинова о Филарете, пополненных графом М. В Толстым, стр. 54. Москва, 1873. 375 Шишков уволен бал от должности министра рескриптом от 23 апреля 1828 гола. См. Московские Ведомости, 1828 г., 39. 377 Слова из «рапорта» митрополита Филарета в Святейший Синод, при коем он представлял свой катехизис в исправленном виде, рукописи Московской духовной академии, 119 л. 3–4. Срав. Филаретовском Юбилейном Сборнике, Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, т. II стр. 737, Москва, 1883. 378 Филаретовский Юбилейный Сборник, II, 740. Здесь же можно читать и вообще подробности относительно исправления и издания катехизисов Филарета. 379 «Надобно было думать, пишет, например, сам Филарет в 1827 году, что делать и с тою непостижимою для меня премудростью, которая утверждает, что статья о браке должна стоять прежде, а отнюдь не после статьи о елеосвящении». См. там же, стр. 736. Эта непостижимая премудрость исходила от ума другого противника Библейского Общества, киевского митрополита Евгения. 382 Например, когда в конце 1828 года Филарет извещал обер-прокурора Святейшего Синода о своем скором прибытии в Петербург и обер-прокурор при своем докладе приложил и это письмо, то государь на этом докладе написал «рад, что могу скоро иметь удовольствие его видеть». Прибавление к творениям святых отцов, 1872, 25, 44. 383 В царствование Николая он, хотя, и занимал почетную должность, но не пользовался влиянием, тихо и благочестиво доживая свой век. Скончался в 1844 году. По поводу его кончины см. Письма Филарета к А. Н. Муравьеву стр. 147–148, Киев, 1869. 389 Как оказалось после, донос этот сделан был бакалавром (а потом инспектором) Московской духовной академии иеромонахом Агафангелом (Соловьевым) , подлинное письмо которого о сем на имя митрополита Московского Филарета от 24 мая 1842 года хранится в библиотеке Московской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Кандидатами на олонецкую кафедру представлены были: оренбургский епископ Амвросий, викарный новгородской митрополии Игнатий и ректор ярославской семинарии, архимандрит Аркадий. Из них Государь, 22-го мая 1828 года, утвердил Игнатия, как предпочтительно перед другими рекомендованного митрополитом Серафимом. 273 2) Саратовская епархия Почти одновременно с учреждением олонецкой епархии, явилась новая архиерейская кафедра в Саратове. Степи саратовские, точно так же, как и леса олонецкие, с давних лет начали населяться раскольниками разных сект. Местоположение губернии, отдаленность от надзора епархиального архиерея, жившего в Пензе, необразованность духовенства – содействовали распространению и ускорению здесь раскола. Вследствие того, 20-го октября 1828 года последовало повеление: «Учредить в Саратове епископскую кафедру, предоставив св. синоду сделать постановление о сем новом учреждении саратовской епархии». 274 В исполнение сей Высочайшей воли синод полагал: 1) новоучрежденной саратовской епархии быть в третьем классе и иметь степень под пензенскою, с производством на неё из казны 14.996 р. асс. 2) Будущему епископу именоваться саратовским и царицынским, а как название саратовского присвоено было пензенскому архиерею, которого он иметь уже не может, то последнего именовать впредь пензенским и саранским. 3) Новому епископу иметь пребывание в Саратове, где, впредь до построения или покупки особого дома на счет казны, помещаться ему в Спасопреображенском монастыре. 4) Различными принадлежностями для архиерейского священнослужения снабдить саратовского епископа киевскому митрополиту, так как при Киево-Софийском кафедральном соборе и Киевопечерской лавре имеется их достаточное количество. 5) На первоначальное образование архиерейского дома выдать 10.000 руб. асс. из государственного казначейства. Из числа представленных синодом на новую кафедру трех кандидатов: Моисея, епископа вологодского, Кирилла, епископа вятского, и Амвросия, епископа оренбургского, Государь 3-го ноября 1828 г. избрал первого. 275

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. Отказ от силового решения проблемы после гибели Грибоедова позволил России в дальнейшем одержать важную дипломатическую победу над Великобританией, добившись вопреки воле англичан похода шаха на г. Герат в 1837-1838 гг. 14 апр. 1828 г. Н. П. подписал манифест о начале войны с Османской империей. В декларации об объявлении войны, направленной Порте, не только подробно отмечались факты нарушения ею различных статей предшествующих договоров и ее отказ от посредничества европ. держав, но и выдвигались условия буд. мира. В ходе русско-турецкой войны 1828-1829 гг. рус. войска под командованием П. Х. Витгенштейна вступили в Дунайские княжества, начав осаду крепостей. Главным событием кампании 1828 г. было взятие крепости Варна, в осаде к-рой принимал участие и Н. П. Сильнейшая тур. крепость на побережье капитулировала 29 сент., на следующий день сдалась цитадель. Кампанией 1829 г. руководил сменивший Витгенштейна И. И. Дибич. В кон. апр.- нач. мая основные усилия Дибича были направлены на блокаду Силистрии (ныне г. Силистра, Болгария). Контрнаступление тур. армии было отбито, и 30 мая Дунайская армия нанесла поражение 40-тысячной армии Решид-паши к югу от Силистрии под Кулевчей (Кюлевчей). Осада Силистрии продолжалась до 18 июня 1829 г. Затем войска под командованием Дибича совершили марш через Балканский хребет к побережью Бургасского залива, где их ожидала рус. эскадра А. С. Грейга. 8 авг. 1829 г. Дибичу преподнесли ключи от Адрианопольской цитадели. Утром 2 сент. 1829 г. заключен Адрианопольский мирный договор. Небольшие территориальные приобретения России были стратегически важными. Ст. 3 предусматривала перенос пограничной линии с Измаильского гирла на Георгиевское гирло Дуная, что означало передачу России всей дельты Дуная. На Кавказе к России отошли часть Ахалцихского пашалыка с крепостями Ахалцих, Ацхур и Ахалкалаки (ныне часть Грузии), а также Черноморское побережье от устья р. Кубани до пристани Св. Николая (включая Анапу и Поти). Подтверждалась автономия Дунайских княжеств, Сербии возвращалось 6 округов.

http://pravenc.ru/text/2566090.html

Некоторые факты последующего времени, – первой половины XIX века, дают основание думать, что и тогда дело епископского обозрения епархий поставлено было далеко не безукоризненно. По поводу, например, одного частного случая беспорядка в Черниговской епархии, дошедшего до сведения Государя Императора Николая Павловича, 13 февраля 1828 г. объявлено было Высочайшее повеление, которым предписывалось «подтвердить епархиальным начальствам иметь деятельнейший надзор за священнослужителями». Вследствие такого Высочайшего повеления Святейшим Синодом представлен был Государю составленный Московским митрополитом Филаретом всеподданнейший доклад, в котором, между прочим, говорилось: «примечается недовольно чисто производимое епископами личное обозрение вверенных им епархий; причиной же сего, между прочим, есть недостаток хозяйственных для того способов, потому что в штатах на издержки, при посещении епархий, никакой суммы не назначено, а неокладные доходы большей части архиерейских домов так ограничены, что едва достают на необходимые издержки годового продовольствия и на поддержание зданий». Синод потому ходатайствовал, «чтобы епархиальным архиереям, а также командируемым от них викарным для посещения епархий, даваемо было назначенное число лошадей и положенные прогонные деньги» 146 ... Доклад этот 14 апреля 1828 г. удостоился Высочайшего утверждения. Вместе с тем, по тому же поводу состоялось особое постановление Свят. Синода 17 марта 1828 г., которое циркулярно было объявлено епархиальным архиереям к исполнению. В этом постановлении делались распоряжения относительно выбора благочинных и деятельности их по наблюдению над духовенством, а затем предписывалось: «поставить Епархиальным Архиереям в непременную обязанность, чтобы надзор благочинных за исправностью и поведением причтов нередко поверяли своим личным усмотрением, и для того, согласно с Архиерейской присягой, каждый год хотя некоторую часть епархии непременно посещали, и о том под конец года доносили во известие Святейшему Синоду». Как бы в некоторое оправдание епископов в их недостаточной ревности относительно посещения епархий, Синод в своём постановлении заявляет, что «усилиям Епархиальных Архиереев нравственно улучшить приходское духовенство не благоприятствует... пространство и многолюдство епархий, и происходящая от того неудобность ближайшего надзора и руководства» 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Ираклий Евреинов 14 апр. 1804 перев. из Иосифова, а 28 июля 1811 – в Московский Даниилов мнтрь. Гедеон Фомин в 1811 перев. из Лужецкого монастыря; † 23 дек. 1812. Лаврентий Бакшевский 2 апр. 1813 перев. из Московского Златоустова монастыря, а 26 июня 1816 – в Высокопетровский. Авраам Шумилин 26 июля 1816 перев. из Московского Златоустова, а 20 дек. 1817 – в Спасо-Андрониев мнтрь. Аполлос Алексеевский 20 дек. 1817 перев. из Московского Знаменского монастыря, а 7 мар. 1821 – в Новый Иерусалим. Афанасий Петриев , с 1821; 23 июня 1823 перев. в Донской мнтрь. Иннокентий Платонов 23 июля 1823 перев. из Новгородского Антониева; в 1828 – в Нижегородский Печерский мнтрь. Никодим , из Златоустова, 15 июля 1828 хирот. в еписк. Орловского. Арсений Нагибин , из Златоустова, 19 февр. 1828–37; перев. в Новый Иерусалим. Филарет Гумилевский , с 1837, а 21 дек. 1841 хирот. в еписк. Рижского (викария Псковской епархии). Евсевий Орлинский , в 1842–45, 5 окт. перев. в Высокопетровский мнтрь. Митрофан Воронцов 5 окт. 1845 перев. из Московского Знаменского монастыря; † 19 нояб. 1850. Иоанникий Холуйский , Чудовский наместн., 31 дек. 1850 перев. из Московского Знаменского монастыря; в июле 1857 от наместничества уволен, а 10 авг. 1859 определён в Высокопетровский. Иннокентий Орлов 7 авг. 1859 перев. из Московского Знаменского монастыря, а 3 июня 1863 – в Спасо-Андрониев. Игнатий Рождественский 25 окт. 1863 перев. из Московского Знаменского монастыря; 7 авг. 1866 хирот. в викария Московской епархии. Никодим Белокуров 10 мар. 1867 перев. из Златоустова; в сент. 1873 перев. в Александро-Невскую Лавру наместником; с 1875 викарий Новгородский. С 1873 управляет викарий Игнатий , еписк. Можайский. 12 Лужецкий Рождество-Богородичный, у города Можайска, основан в 1408 г. св. Ферапонтом Белоезерским. Ныне второклассный. [V, 26.] Архимандриты Макарий , с 1506; 4 мар. 1526 хирот. в архиеп. Новгородского. Феодосий , прежде 1532. Кирилл , 1534. Гурий , 1547–51. Макарий , 1564–67. Иона , 1571 и 72. Христофор , 1577.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010