2) Будимская, в грамоте импер. Леопольда – будимская и стольно-белградская. Будим есть сербское название венгерского города Офена. Стольный Белград, – по-немецки Штульвейссенбург, по-венгерски Szekes-Fejervar находится на юго-запад от Офена. В записи на одном рукописном сербском Евангелии упоминается под 1552 г. митрополит будимский Матфей (см. в Србско-далматинск. Магазине кн. XXIV 1865 г., стр. 175). Хотя и Будимль собственной Сербии (о котором см. выше) иногда называется в памятниках также Будимом (cfr Речник Даничича под словом Боудимля); но, как кажется, гораздо вероятнее разуметь в помянутой записи митрополита именно венгерско-будимского, а вместе с тем и открытие епархии будимской или овенской относить к первой половине XVI века. 3) Шегединско-бачская. Город Шегедин (Szegedin) находится в Венгрии, при впадении Мароша в Тейсу; Бачкой называется область Венгрии, лежащая на юг от Шегедина, между Тейсой и Дунаем. Первое известное нам упоминание об епархии (митрополии) шегединско-бачской, неизвестно когда открытой, относится к 1579 г. (см. Шафарика Geschichte der Südslawischen Literatur B. 3, Prag, 1865, S. 219, 154). 4) Вараждинская или хорватская. Епархия эта находилась в северной Кроации, обнимая православное население комитатов вараждивского и крейцского или крижского, и называлась вараждинскою по городу Вараждину, а хорватскою по области Хорватии или Кроации. Она называлась еще марчскою по монастырю Марче, в котором была кафедра епископов и который находится недалеко от г. Крейца или Крижа. Начало существования этой епархии относится ко второй половиве XVI в. и положено было тем, что пришедшие в северную Кроацию боснийские православные переселенцы привели с собой своего епископа (см. у Чапловича в Slavonien II, 18 sqq, Мушицкого каталог в Гласн. VI, 82, Чёрнига Ethnographie der Oesterreichischen Monarchie II, 169, -Мушицкий относит прибытие епископа к 1573 г., Чаплович к 1576–78 г., Чёрниг к 1600; полагаем, что вернее у Чапловича). Со второй половины XVI в. епархия существовала непрерывно в продолжение всего настоящего периода. Ряд епископов ее был: 1) Гавриил, первый епископ, приведенный переселенцами, 2) Симеон Вретанский или Вретания 344 ), 3) Максим Моисило, 4) Макарий, 5) Гавриил Мышленович, 6) Савва Станисавлевич, 7) Гавриил Миякич, 8) Павел Зорич (у Чапловича ibid.). Епархия не была закрытою и во время переселения в Австрию патр. Арсения Черноевича; она не упоминается в грамот импер. Леопольда от 1695 г., нет сомнения, потому, что тогдашний ее епископ, последний из названных выше Павел Зорич, принял унию с латинскою церковию (у Чаплов. ibid. II, 21, у Мушицк. ibid. 83), и что правительство надеялось превратить ее из православной в униатскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Катехизис изд. 1828 г. в ответе на вопрос: „Что есть Катехизис?“ утверждал понятие нравственное, „как краткое учение о благочестии христианском“, а Катехизис изд. 1839 года в ответе на тот же вопрос выдвигает уже наперед понятие догматико-теоретическое как „наставление в православной вере христианской“, являющейся условием для благочестия. Катехизис изд. 1828 года понятие о присутствии Христа в евхаристии определяет путем термина, преложение („хлеб и вино прелагаются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову»), а Катехизис 1839 года, после слова „прелагаются“, вводит еще выражение „или: пресуществляются“ с обстоятельным далее пояснением термина „пресуществление“. Катехизис изд. 1828 г. определяет церковь , как „соединенное множество верующих“, а Катехизис изд. 1839 года – как „от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами“. Катехизис изд. 1828 года основание для собрания вселенских соборов видят единственно в примере Апостольского собора в Иерусалиме, а Катехизис изд. 1839 года – помимо этого – в важности церкви с ее определениями, откуда вселенский собор представляется лишь способом для изречения определений вселенской церкви. Отдел о церкви в Катехизисе 1839 года изложен вообще подробнее, чем в Катехизисе 1828 года, поскольку здесь выпуклее выражены понятия о видимости церкви, учение об Иисусе Христе, как единой главе церкви, о согласии единства церкви с существованием многих поместных церквей, о кафолической церкви, как единственной спасительнице душ, о церковной иерархии, или священноначалии, о состоянии душ умерших до всеобщего воскресения,... о праздниках,... о соравенстве Св. Синода с святейшими православными патриархами. В редакции 1839 года Катехизис продолжает существовать до настоящего времени. Внешняя история образования Катехизиса объяснение свое находит в двух, главным образом, факторах: а) в правительственно-административном, б) в литературно-общественном, так или иначе влиявших на образование Катехизиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Церковь " Всех Скорбящих радость " иконы Божией Матери при Обуховской мужской больнице. Название свое «Обуховская» больница получила или от соседнего Обухова моста, или от места, на котором она построена и которое, как говорят, когда-то принадлежало купцу Обухову… До 1828 г. при Обуховской больнице не было особой церкви и все требы были исправляемы священниками Павловского кадетского корпуса, как видно из заметки, сделанной в метрической книге больничной церкви за 1828 г. В 1828 г. императрица Мария Федоровна, приняв Обуховскую больницу с 1 марта под свое покровительство, первое свое посещение больницы изволила ознаменовать изъявлением предположения – устроить в ней церковь. Сперва в верхнем этаже главного больничного здания, в среднем зале, устроена была церковь временная на сумму 8369 руб. 25 коп. асс., отпущенную из приказа общественного призрения, и 22 июля 1828 г. была освящена преображенского полка протоиереем А. Г. Гавриловым… Престол в ней устроен один. Церковь устроена по плану, составленному архитектором Квадри, план хранится в ризнице. К дню освещения церкви государь император Николай Павлович изволил пожаловать в 3 экземплярах ризницу, которую умножила императрица Мария Федоровна, прислав на нее 664 руб. ассиг.; притом изволила пожаловать полную утварь, круг богослужебных книг и в день освящения церкви в капитал оной – 1000 руб. ассиг. Устроению и благолепию церкви многие усердствовали своими приношениями как денежными, так и вещественными. Значительную помощь церковь получила от бывшего градского главы коллежского советника Кусова, который по поручению других доставил в церковь 4 560 руб. ассиг., и от коммерции советника Пономарева, принявшего на себя уплату за живопись иконостаса в количестве 2 000 руб. ассиг., за что оба были удостоены высочайшего государыни императрицы благоволения при ее рескриптах на имя попечителя. Самое же деятельное и особое усердие при построении церкви как изысканием средств – сбором капитала в 864 руб. 63,5 коп., так и свой распорядительностью оказал сам попечитель больницы тайный советник, сенатор Алексей Данилович Стог. Устроенный в 1828 г. храм существовал в своем виде до 1833 г. Он занимал меньшую часть центральной залы о двух светах. В 1833 г., исполняя завет августейшей покровительницы заведения, попечитель ходатайствовал перед государем императором об устроении постоянной церкви в той же зале, во всю величину. Государь собственноручно изволил начертать на плане, составленном архитектором Плавовым, как устроить церковь, и 3 декабря 1833 г. она была освящена.

http://sobory.ru/article/?object=24831

Никифор Немировский за отличие в сражениях против польских мятежников в 1831 г. 55 23) Священник Олонецкого пехотного полка о. Иоанн Парадовский за подвиги в 1831 г. в делах против польских мятежников 56 . 24) Священник Шлиссельбургского пехотного полка о. Симеон Антонович за мужество под страшным неприятельским огнем 25 и 26 августа при взятии штурмом Варшавских укреплений 57 . 25) Священник Лифляндского пехотного полка о. Никита Еленев за подвиги в Турецкую войну 1828 и 1829 гг. 58 26) Священник Елецкого пехотного полка о. Марк Сиомацкий за подвиги в битвах с польскими мятежниками в 1831 г. 27) Вологодского пехотного полка о. Степан Переверзев за подвиги при штурме Варшавских укреплений. 28) Священник 3-го морского полка о. Симеон Кашинский за отличие при штурме Варшавских укреплений 25 и 26 августа 1829 г. 29) Иркутского пехотного полка о. Павел Кондрацкий за подвиги в войне с турками в 1828–1829 гг. 30) Протоиерей пехотного Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича полка Стефан Кучинский за подвиги в течение войны 1828–1829 гг. 59 31) Священник Дацкевич за подвиги в Турецкую войну 1828 и 1829 гг. 60 32) Священник Черноморского линейного 1-го батальона о. Александр Иванов за подвиги 26 мая 1840 г. при взятии Абинского укрепления на Кавказе 61 . 33) Священник Апшеронского пехотного полка о. Даниил Попруженко за подвиги в походах 1843 г. в Кавказской экспедиции 62 . 34) Священник Егерского Князя Черногорского полка о. Михаил Смолянский за подвиги при осаде и штурме укрепления Гергебель 63 . 35) Полковой священник о. Захария Борисов за примерное мужество и неустрашимость в делах против кавказских горцев в 1845 г., особенно 5 июня 64 . 36) Состоявший при корпусном штабе осадного Браиловского корпуса священник Даниил Луцкевич за участие в деле 29 апреля 1828 г. во время осады и приступа к крепости Браилову. Вместе с тем по засвидетельствовании о таком доблестном поведении на поле брани Его Императорским Высочеством Великим Князем Михаилом Павловичем он тогда же награжден еще саном протоиерея 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

39) Волыно-Житомирская 1) Стефан, с 1813 по 1828 год, из архимандритов Троицкого Каменецкого монастыря, переведен в Вологду; 2) Амвросий, с 1828 по 1832 год, из оренбургских епископов, перемещен в Нижний Новгород; 3) Иннокентий, с 1832 по 1840 год, из курских епископов, переведен в Орел; 4) Никанор, с 1840 по 1842 год, из минских архиепископов. С 1842 года волынской епархией стали управлять варшавские архиепископы. 40) Пермская 1) Дионисий, с 1823 по 1828 год, из архимандритов Донского монастыря, уволен на покой; 2) Мелентий, с 1828 по 1831 год, из киевских викариев, перемещен на иркутскую кафедру; 3) Аркадий, с 1831 по 1851 год, из оренбургских епископов, переведен в Олонец; 4) Неофит, с 1851 по 1855 год, из вятских епископов. Томская 1) Агапит, с 1834 по 1841 год, из ректоров черниговской семинарии, уволен на покой; 2) Афанасий, с 1841 по 1853 год, из ректоров с.-петербургской семинарии, переведен в Иркутск; 3) Парфений, с 1853 по 1855 год, из ректоров казанской духовной академии. 42) Пензенская 1) Ириней, с 1825 по 1830 год, из архимандритов кишиневского Курковского монастыря, переведен в Иркутск; 2) Иоанн, с 1830 по 1835 год, из ректоров с.-петербургской духовной академии, перемещен на нижегородскую кафедру; 3) Амвросий, с 1835 года, низведен из нижегородских епископов, умер в 1854 году; 4) Варлаам, с 1854 по 1855 год, из архангельских епископов. Саратовская 1) Моисей, с 1828 по 1832 год, из епископов вологодских, переведен экзархом в Грузию; 2) Иаков, с 1832 по 1847 год, из ректоров екатеринославской семинарии, перемещен в Нижний Новгород; 3) Афанасий, с 1847 по 1855 год, из подольских викариев. 44) Харьковская 1) Виталий, с 1826 по 1832 год, из архимандритов лубенского полтавского монастыря, переведен в Астрахань; 2) Иннокентий 1-й, с 1832 по 1835 год, из ректоров смоленской семинарии, перемещен в Иркутск; 3) Мелетий, с 1835 года, из иркутских архиепископов, умер в 1840 году; 4) Смарагд, с 1840 по 1841 год, из могилевских архиепископов, переведен в Астрахань; 5) Иннокентий 2-й, с 1841 по 1848 год, из вологодских епископов, перемещен в Херсон; 6) Елпидифор, из воронежских викариев, управлял епархией менее года и переведен в Подольск; 7) Филарет, с 1848 по 1855 год, из псковских викариев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Вениамин Гжельский. В 1817 г. из Инспекторов Московской семинарии Ректор Вифанской; в 1818 уволен на покой в Уфимский Успенский монастырь. Скончался в Устюге, в тамошнем Архангельск. монастыре. 6) Никанор Клементьевский . Ректор с 1818 г. до 1826 г., а в сем году хиротонисан во Епископа Ревельского (см. список наместников Лавры). 7) Платон Березин, магистр первого курса и инспектор Московской Академии; в Архимандриты посвящен в 1822 году; Ректором Вифанским определен в 1826 году. В 1828 г. переведен на должность Ректора Киевской Академии, и вскоре по приезде в Киев скончался. 8) Смарагд Крыжановский. Магистр 3-го курса Спб. Академии (1819) из Ректоров Киевской семинарии переведен в Вифанскую в 1828 и в том же году определен Ректором Киевской Академии. Скончался в сане Архиепископа Рязанского в 1863 году. 9) Анастасий Воскресенский. Магистр первого курса Московской Академии (1818). Из Ректоров Пензенской семинарии Ректор Вифанской с 1828 до 1829 г. а в сем году переведен в М. Петровский монастырь в качестве настоятеля. Скончался на покое в Боголюбове монастыре, близ Владимира. 10) Венедикт Григорович. Магистр первого курса Петербургской Академии. В 1814 г. прямо по окончании курса определен Ректором Могилевской семинарии. В Вифанскую семинарию переведен из Ректоров Калужской в 1829 году; в 1831 г., определен Ректором Петербургской Академии; в 1833 пожалован Епископом Ревельским. Скончался в Декабре 1850 в сане Архиепископа Олонецкого. 11) Евлампий Пятницкий . Магистр 2-го курса Московской Академии (1820). Из Инспекторов Московской Академии в Ноябре 1831 г. определен Ректором Вифанской семинарии. В 1834 году хиротонисан во Епископа Екатеринбургского Викария Пермской Епархии, в 1840 г. переведен в Орловскую Епархию, а в 1847 в Вологодскую. В 1851 г. пожалован Архиепископом Тобольским. В 1856 г. по прошению уволен на покой и скончался в Свияжском Богородицком монастыре в 1862 году. 12) Агапит Введенский. Магистр 6-го курса Москов. Академии (1828). Из Инспекторов Владимирской семинарии Ректор Вифанской с 1834 до 1842 г., а в сем году по прошению уволен во вверенный ему Иосифов Волоколамский монастырь; с 1851 г. Архимандрит М. Новоспасского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Елизавета Иоасафова (1823 – ?) была выдана замуж за диакона церкви Нерукотворного Образа Христа Спасителя г. Чистополя Григория Яковлева Казанского (1821 – ?). Григорий Казанский, сын консисторского сторожа, в 1841 г. вышел из среднего отделения Казанской духовной семинарии, службу начал пономарем в Богородицкой церкви г. Казани. В 1846 году произведен Высокопреосвященнейшим Владимиром Архиепископом Казанским и Свияжским во диакона г. Чебоксары ко Введенскому Собору. В семействе у них в 1865 году подрастали дочери: Елена 17 лет, Александра 2 лет; и сыновья Владимир 16 лет и Константин 12 лет, обучавшиеся: первый в среднем отделении, второй в низшем отделении Чистопольского духовного Младший брат Луки Воецкого Михаил Фомин Воецкий (1808 – до 1861) обучался в Первой Казанской духовной академии (с 1818 года – семинарии) с 1815 по 1828 год. Вышел из семинарии с аттестатом 2 разряда. 14 марта 1828 года из Казанской духовной консистории в Казанское семинарское правление поступило уведомление следующего содержания: «Благоволите оное правление быть известно, что Казанской Семинарии Богословия за учеником Михаилом Воецким предоставлено Казанской округи в селе Паратах 2-е священническое место, с получением от онаго доходов, о чем и дан ему из Консистории Указ с тем, чтоб он, до поступления на оное место в действительного священника, обучался языку прихожан. Марта 13 дня 1828 г. Подписал Протоиерей ... В ноябре 1828 года Михаил Фомин был рукоположен к Дмитриевской церкви села Параты Казанского уезда. В 1829 году по прошению помещика был переведен к церкви села Уланова Свияжского уезда. Михаил Лукин был достойным преемником своего отца, проявив недюжинную активность в качестве проповедника, за что неоднократно был отмечен правлением епархии. 16 декабря 1833 года «за отличное служение Олтарю Господню и проповедание Слова Божия награжден набедренником». В 1838 году «Его Высокопреосвященством Владимиром Архиепископом Казанским и Свияжским за похвальную способность и ревность к проповеданию слова Божия рекомендован Консисторией иметь его на хорошем замечании». В 1835 году «определен благочинным и сотрудником попечительства к 14 церквям Свияжского уезда». В 1840 году по желанию переведен к Троицкой церкви г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиепископы Казанские и Свияжские: Иларион Рогалевский 1732–1735. Гавриил Русской 1735–1738. Епископы: Лука Конашевич 1738–1755. Гавриил Кременецкий 1755–1762. Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782. Митр. с 1775. Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785. Амвросий Подобедов 1785–1799. Архиепископы Казанские и Симбирские (до 1832 г.): Серапион Александровский 1799–1803. Павел Зернов 1803–1815. Амвросий Протасов 1816–1826. Иона Павинский 1826–1828. Казанские и Свияжские (с 1832 г.): Филарет Амфитеатров 1828–1836. Владимир Ужинский 1836–1848. Григорий Постников 1848–1856. Митр. с 1856. Афанасий Соколов 1856–1866. Антоний Амфитеатров 1866–1879. Еп. до 1867. Сергий Ляпидевский 1880–1882. Палладий Раев 1882–1887. Павел Лебедев 1887–1892. Владимир Петров 1892–1897. Арсений Брянцев 1897–1903. Димитрий Ковальницкий 1903–1905. Димитрий Самбикин 1905–1908. Никанор Каменский 1908–1910. Иаков Пятницкий 1910. Чистопольское викариатство, учр. в 1899 г. Епископы (в Казани): Антоний Храповицкий 1899–1900. Алексий Молчанов 1900–1905. Феодосий Олтаржевский 1905. Алексий Дородницын 1905. Чебоксарское викариат., учр. в 1853 г. Епископы (в Казани): Никодим Казанцев 1854–1861. Гурий Карпов 1866–1867. Викторин Любимов 1868–1874. Иоанн Жданов 1875–1878. Павел Вильчанский 1878–1882. Кирилл Орлов 1882–1888. Сергий Соколов 1888–1891. Никанор Каменский 1891–1893. Анастасий Опоцкий 1893–1897. Антоний Храповицкий 1897–1899. Иоанн Алексеев 1899–1902. Иоанн Смирнов 1902–1904. Хрисанф Щетковский 1904–1905. Митрофан Симашкевич 1905–1907. Михаил Богданов 1907. Мамадышское викариат., учр. в 1907 г. Епископы (в Казани): Андрей кн. Ухтомский 1907–1911. Варсанофий Лебедев 1911. Калужская, учр. в 1799 г. Кафедра в Калуге Епископы Калужские и Воровские: Серапион Александровский 1799. Феофилакт Русанов 1799–1809. Архп. с 1803. Евлампий Введенский 1809–1813. Евгений Болховитинов 1813–1816. Антоний Соколов 1816–1819. Филарет Амфитеатров 1819–1825. Григорий Постников 1826–1828. Гавриил Городков 1828–1831.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 6. - Санкт-Петербург, 1878 г. Напечатано в синодальной типографии. Дом призрения малолетних бедных Императорского Человеколюбивого общества с домовой церковью св. апостола Никанора. Утраченное здание.   1828 - арх. Куци Антон Матвеевич; 1852-1853 - арх. Львов Владислав Павлович - расширение и перестройка; 1858-1859 (?) - техник Пиргов Евгений Алексеевич. Дом призрения для малолетних бедных при Императорском Человеколюбивом обществе существовал с 1816 г. В 1818 г. коллежская асессорша Ф. М. Баташева пожертвовала средства для приобретения участка на Лиговской ул. Застройка на участке отсутствовала. К 1828 г. был построен двухэтажный каменный дом под четырехскатной вальмовой крышей с десятью окнами на лицевом фасаде. Проект составил арх. А. М. Куци. Первый этаж был рустован, оконные проемы декорированы львиными масками. На плане 1828 г. указан г-образный каменный дом по красной линии Лиговского канала. В период между 1828 и 1849 гг. арх. В. П. Львов частично разобрал постройку, оставив лишь двухэтажное здание в три оси, и, на расстоянии от него, возвел такое же здание, между ними разбив сквер. В 1853 г. по его же проекту на средства собранные по подписке в саду было построено «особое здание для церкви». Храм был освящен 20 декабря 1853 г. митрополитом Никанором во имя св. апостола Никанора. В 1858 г. на средства предоставленные известными благотворителями В. Ф. и И. Ф. Громовыми архитектор Е. А. Пиргов обновил существующие здания. Соединил их дакхэтажным корпусом и увенчав треугольными фронтонами. Во дворе возвели двухэтажный флигель с каретными сараями. Дому призрения покровительствовало Железнодорожное ведомство. К концу XIX в. в Дом призрения принимались мальчики 7-12 лет, сироты или дети беднейших родителей. Количество воспитанников достигло 115. Заведовал Домом призрения действительный статский советник А. Ф. Липский, архитектором Дома призрения служил его сын архитектор и художник, техник Городской управы В. А. Липский.

http://sobory.ru/article/?object=24660

наук. и 17-го на публичном экзамене. (Бак. иером. Афанасия донесение от 25 июля 1828 г., в дел. Ак. Прав.). 85 «Правления Костр. Дух. Семинарии представление в правлен. М. Д. А. от 31 июля 1828 г. за 405. С разрядными списками учеников», в дел. Акад. Правл. 87 Копия предписания правлен. М. Д. А. в правлен. Костр. Семин. от 23 июля 1828 г. за 515. Сн. Представлен. правл. Костр. Семин. в правлен. М. Д. Акад. с отчетами в Семинарск. суммах от 31 янв. 1828 г. за 49, в дел. Акад. Правл. 93 В арх. Горского между его студенческими сочинениями сохранилось в черновом виде слово его на день Иоанна Богослова. Видны на нём поправки карандашом – рукою, кажется, Ф.А. Голубинского. 96 Темна трагическая судьба этого Иудейского царя. Неужели народ как бы он ни был недоволен его правлением, мог предать крайнему поруганию – ослиному погребению – своего Давидита? Но как же согласить слово пророческое и запись историка? Возможны два предположения. Возможно, что Иоаким пал в битве с полчищами Халдеев, Сириян, Моавитян и др. и эти враги Иуды предали павшего царя её жестокому поруганию и лишь после нашествия он погребен был в Ганазане (Ср. 4Цар.21:26 ). Но возможно и то, что похороненный здесь, может быть вместе с Манассиею и Аммоном, ( 4Цар.21:18:26 ), по взятии Иерусалима Навуходоносором он, как изменник, был выброшен за город на зной дневной и на холод ночной. 97 4 Дек. были возложены венки на могилу Императора. М. Вед. в от 14 Дек. сообщают, что в начале Генваря прибудет депутация от Казанского учебного округа для постановки у гроба почившего Царя неугасаемой лампады. 98 Первый из этих дней есть день утверждения ассигновки сумм из Государственного казначейства для воспособления бедному сельскому духовенству; во второй положена Царская резолюция на благодарственном адресе Св. Синода; в третий увеличена пенсия наставникам духовно-учебных заведений при выходе их со службы в отставку. 99 Имеется в виду недавний факт, когда папа потребовал, чтобы один из католических государей, намеревавшийся посетить Италию и папу, не заезжал сначала в Квиринал, – к королю Гумберту, – с которым папа, как известно, ведет счеты, вследствие чего визит не состоялся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010