Донская 1) Афанасий, с 1829 по 1842 год, из тамбовских епископов, уволен на покой; 2) Игнатий, с 1842 по 1847 год, из олонецких архиепископов, перемещен на воронежскую кафедру; 3) Иоанн, с 1847 по 1855 год, из нижегородских епископов. 22) Иркутская 1) Михаил, с 1814 года, из ректоров тверской семинарии, умер в 1830 году; 2) Ириней, с 1830 по 1831 год, по Высочайшему повелению удален и заключен в вологодский Спасоприлуцкий монастырь; 3) Мелетий, с 1831 по 1835 год, из пермских епископов, переведен в Харьков; 4) Иннокентий, с 1835 по 1838 год, из харьковских епископов, перемещен в Екатеринославль; 5) Нил, с 1838 по 1853 год, из вятских епископов, переведен в Ярославль; 6) Афанасий, с 1853 по 1855 год, из томских епископов. 23) Екатеринославская 1) Феофил, с 1823 по 1827 год, из оренбургских епископов, удален на покой за драку в пьяном виде с екатеринославским вице-губернатором; 2) Онисифор, с 1827 года, из вологодских епископов, умер в 1828 году; 3) Гавриил, с 1827 по 1837 год, из орловских епископов, перемещен на херсонскую архиепископию; 4) Анастасий, с 1837 по 1838 год, из новгородских викариев, уволен на покой; 5) Иннокентий, с 1838 по 1853 год, из иркутских епископов, уволен также на покой; 6) Леонид, 1853 по 1855 год, из костромских епископов. 24) Калужская 1) Григорий 1-й, с 1825 по 1828 год, из петербургских викариев, переведен в Рязань; 2) Гавриил, с 1828 по 1831 год, из ректоров нижегородской семинарии, переведен в Могилев; 3) Никанор, с 1831 по 1834 год, из петербургских викариев, назначен в Минск; 4) Николай, с 1834 года, из московских викариев, умер в 1851 году; 5) Григорий 2-й, с 1851 по 1855 год, из ректоров казанской духовной академии. 25) Смоленская 1) Иосиф, с 1821 по 1834 год, из архангельских епископов, уволен на покой; 2) Тимофей, с 1834 по 1855 год, из новгородских викариев. 26) Нижегородская 1) Афанасий, с 1826 по 1832 год, из киевских викариев, переведен в Тобольск; 2) Амвросий, с 1831 по 1835 год, из волынских епископов, низведен на пензенскую кафедру; 3) Иоанн, с 1835 по 1847 год, из пензенских епископов, переведен на донскую архиепископию; 4) Иаков, с 1847 года, из саратовских епископов, умер в 1850 году; 5) Иеремия, с 1850 по 1855 год, из полтавских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В возрасте восьми лет Сашу отдали в Костромское духовное училище, где он, при помощи отца, довольно хорошо учился. Его высоко ценили товарищи и особенно хвалили за скромность. Затем, пройдя шестилетний курс в училище, Горский перешел в Костромскую духовную семинарию. 2. В святилище русской богословской науки Новая эпоха моей жизни – поступление в Академию. А. В. Горский. Дневник ли один за другим годы. Горский был уже на философском отделении Костромской семинарии и держал перед летней вакацией экзамен, готовясь перейти на богословский курс. Но весной 1828 года жизнь юного философа Александра Горского приняла совершенно иной поворот, к полной неожиданности для него и его родителей. Вопреки семинарским порядкам, он прямо из философского класса, минуя богословский, назначен был для продолжения образования в Московскую Духовную Академию. Дело было в том, что 1828 год в Московской Академии был «курсовым», то есть таким, когда студенты, заканчивая обучение, покидали духовную школу, а другие в нее поступали. Академическое Правление, проявляя заботу о наборе новых слушателей, на своем собрании постановило «вытребовать пятьдесят воспитанников из семинарий Московского и Казанского округов» и «при истребовании из упомянутых семинарий воспитанников дозволить семинарским правлениям избирать на сей предмет учеников из среднего отделения, буде в высшем не найдутся ученики к тому способные» 13 . 7 июля 1828 года от Комиссии духовных училищ последовало в Академию на постановление Правления согласие, в силу чего от Академии было сделано по семинариям соответствующее распоряжение и определено, чтобы выбор воспитанников в состав академического курса в семинариях: Рязанской, Тульской, Ярославской и Костромской поручить назначенным туда ревизорам. Ревизором Костромской духовной семинарии был назначен бакалавр Академии иеромонах Афанасий (Дроздов) (впоследствии архиепископ Астраханский и Енотаевский). Прибыв в семинарию 11 июля, ревизор в течение недели до 18 числа выполнил главное свое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Александр Петр. Смирнов. Из профессоров московской Семинарии бакалавр психологии и нравственной философии с августа 1865 года. С 1870 года преподает один предмет – опытную психологию. С ноября 1871 года экстраординарный профессор. Процессоры и бакалавры истории а) общей церковной Никанор Клементьевский , иеромонах. Из учителей и проповедников славяно-греко-латинской Академии определен бакалавром церковной истории в 1814 году. В ноябре сего года получил сан архимандрита вифанского монастыря и должность наместника Троицкой лавры. Предмет свой преподавал первому курсу студентов в 1816–1818 гг. В 1818 году определен ректором вифанской Семинарии. Скончался в 1856 году в сане митрополита новгородского и с.-петербургского. Михаил Добров, иеромонах. Магистр первого курса московской Академии. Бакалавр с 1818 года. В 1819 году переведен на должность инспектора московской Семинарии (см. гл. X). Сергий Извеков. Кандидат первого курса московской Академии, иеромонах. Из бакалавров французского языка, бакалавр церковной истории в 1819 году. В сентябре 1820 г переведен на должность инспектора калужской Семинарии. В 1826 назначен ректором подольской Семинарии; в 1828 году по случаю глазной болезни уволен на жительство в Троицкую Сергиеву лавру; в 1834 году назначен настоятелем рыльской Николаевской пустыни. Скончался в саровской пустыни в 1848 году. Феодор Алексеев. Терновский-Платонов, магистр. Бакалавр с 1820 года. В 1828 году переведен на кафедру гражданской истории. С генваря 1832 г. читал вместе и церковную историю до мая 1833 года, в котором скончался. Амвросий Николаевский, иеромонах. Бакалавр с 1828 г. В 1829 году назначен на должность инспектора костромской Семинарии. Потом переведен в тобольскую Семинарию. Скончался в 1838 году. Платон Казанский, иеромонах. Бакалавр с 1829 года. В 1830 году переведен на класс богословских наук. Потом инспектор. Филарет Гумилевский , иеромонах. Бакалавр с сентября 1830 года. В генваре 1832 г. переведен на богословский класс. После ректор. Александр Васильевич Горский. Из профессоров московской Семинарии с 1833 г. бакалавр с 1839 ординарный профессор. После ректор

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

811. На страдание Господа, во Свитый и Великий Пяток. 1839. I. 303. 812. На святую Пасху. 1840. II. 36. 813. Из текста: В начале бы слово. 1840. II. 194. 814. На Святую Пятьдесятницу. 1834. II. 245. 815. На Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. III. 162. 816. Похвальное Пресвятой Деве, Богородице Марии. 1839. IV. 27. 817. Похвальное Апостолу Павлу. 1840. II. 304. 818. Похвальное Апостолу Андрею. 1839. IV. 188. 819. Похвальное Иоанну Златоустом у. 1840. I. 65. I.       Беседы: 820. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLVIII. 265. 821. На Святую Пасху. 1835. II. 3. 822. О предании Божественной Литургии. 1839. IV. 36. 823. Послание к Армянам о Вере. 1841. I. 351. Св. Феодота, Епископа Анкирского †около 431 I. Слова: 824. В день Рождества Христова. 1825. XX. 270. 825. На Святую Богородицу и на Симеона. 1841. I. 226. II. Беседы: 826. В день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. IV. 303. 827. В день Иоанна Богослова, против Нестория. 1839. II. 190. 828. III. Толкование на Символ Св. Никейских трехсот осьмнадцати Отец. 1841. II. 214. Преподобного Марка Подвижника †около 450 829. Слово о посте. 1834. II. 250. 830. О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав. 1821. III. 267. 831. О законе духовном 200 глав. 1821. II. 237. 832. Разговор ума со своею душою. 1828. XXIX. 14. Св. Нила †450 833. Увещания к монахам. 1835. III. 139. 834. Увещания. 1827. XXV. 271. 835. Беседа о нравственных и других предметах, содержащих в себе правила для духовной жизни. 1830. XXXIX. 146. 836. Сто пятьдесят три главы о молитве. 1828. XXXII. 125. 837. Об осьми злых духах. 1826. XXIV. 125. 838. О различных порочных помыслах. 1827. XXVII. 43. 839. Духовные мнения. 1827. XXV. 271. 840. Краткие мысли. 1827. XXVII. 168. 841. Учительное письмо о Святой Троице. 1830. XL. 3. 842. Письма: Зосиме домостроителю, Филимону Схоластику, Досифею, Птоломею, Маркиану, Ксенону, Феодориану, Евфразию Епископу, Афанасию Екдику, Иппонику, Амфилохию, Декуриону, Максимиану, Аттику Чтецу, Елевферию, Мартину Диакону, Левкадию, Фортунату, Феоне, Химазию, Леониду, Гераклиту Схоластику, Феофилу Стратиону, Евсевию Диакону, Евифию, Сосфену, Зосарию, Трибуну, Помпею Диакону, Аникию, Аффонию, Самаритянину, Ему же, Вениамину Еврею, Ему же, Клеарху, Евлампию, Аглаию, Евграммию, Ему же, Ему же, Астерию Чтецу. 1828. XXXVI. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

28 июля 1824 года Вениаминов прибыл на Уналашку, где он активно принялся за строительство часовни и обустройство своего дома. Правитель отдела Родион Яковлевич Петровский прикрепил к нему туземцев-рабочих, которых русский миссионер быстро выучил различным строительным ремеслам. Сам Вениаминов активно участвовал в строительстве, сделав, в частности, обстановку для своего дома. 29 июня 1826 года была освящена построенная за год новая часовня на острове Уналашка, а 12 марта 1825 года Вениаминов открыл элементарную школу для мальчиков. Священник острова Уналашки помимо постоянного церковного служения и многих поездок в байдарках и байдарах по островам для проповеди Православной Веры, упорно занимался лингвистическими, географическими и этнографическими исследованиями. Он создал алфавит алеутского языка, перевел русский Краткий Катехизис и Евангелие от Матфея на алеутский язык. Краткое изложение христианской доктрины Путь в Царство Небесное, написанное И.Вениаминовым на алеутском языке для обращения островитян, позднее было переведено на русский и до его кончины выдержало 40 изданий. В течение семи из десяти лет его пребывания на Уналашке Вениаминов вел первые на Аляске ежедневные метеорологические наблюдения и записи состояния погоды. Посещая отдаленные уголки своего прихода, путешествуя на байдарках и перенося штормы, дожди и —60— холода, он знакомился с региональными особенностями природы и коренного населения, тщательно фиксируя их в своих дневниках. В 1823 году была поставлена церковь во имя Святого Николая Угодника на острове Атка, а в 1828 году священником этой церкви назначен уроженец острова креол Яков Нецветов. В 1827 году Вениаминов совершил свой первый пастырский визит на острова Прибылова. В 1828 году – путешествовал в трехлючной байдарке к острову Акун в группе островов Креницына. В 1828 и 1832 годах он посетил новый форпост Российской Американской компании, установленный на реке Нушагак на американском материке. В 1834 году Фердинанд Петрович Врангель, восхищавшийся Вениаминовым как ученым, так и священником, настоял на его переводе в столицу колоний – поселок Ново-Архангельск на острове Баранова, куда Святитель прибыл в ноябре того же года. Он создал в Ново-Архангельске мастерскую, где занимался починкой и изготовлением мебели, делал и чинил часы и даже построил орган. Хотя жители Ситки и прилегающих американских берегов – калоши (тлинкиты) весьма сопротивлялись крещению, Вениаминов взялся изучать их язык и написал приложение к своей работе по Уналашкому отделу, посвященное этому народу. Только после жесточайшей эпидемии оспы, свирепствовавшей в колониях в 1836 и 1837 годах, тлинкиты, обращаясь к русским для прививок против этой болезни, стали более податливыми к православной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1828 и 1829 годах все уже пришло в движение в среде униатской церкви. Вдохновляемая и руководимая Иосифом Греко-униатская коллегия издала много постановлений, вытекавших из указа 22 апреля 1828 г. Кроме Белорусской семинарии, учрежденной для униатов еще при митрополите Лисовском, учреждена, в 1828 г., вторая – Литовская, в м. Жировицах, и ректором ее назначен член коллегии, друг Иосифа и соученик его по Главной семинарии, протоиерей Антоний Зубко. В Жировицкой греко-униатской семинарии, также как и в Полоцкой, принят был тогдашний устав православных русских семинарий, и преподавание всех общеобразовательных предметов постепенно вводилось на русском языке. В Жировицкую униатскую семинарию, по внушению Иосифа и согласно с желанием лучших представителей светского клира, назначены были начальниками и наставниками, на первых порах, преимущественно бывшие воспитанники Главной семинарии, – люди, при своем высоком образовании, уже предрасположенные к православию и убежденные в его превосходстве над унией. На образование в епархиальных семинариях – Жировицкой и Полоцкой, и в духовных училищах, устроенных в самом начале преобразования унии, всегда склонные к латинству базилиане не имели уже никакого влияния; образование священников поведено в духе греко-восточной церкви и русской народности. Заботы правительства о воспитании детей униатского духовенства и об улучшении его положения на счет базилианских имений встречены были белым духовенством с признательностью. Но базилиане были крайне смущены новыми распоряжениями правительства, выходившими обыкновенно от имени коллегии – средоточия церковного управления унии. Против преобразований Иосифа были пущены доносы в высшие правительственные места и в Рим. Римский двор в двух нотах возражал против сокращения числа униатских епархий и учреждения двух митрополий – католической и униатской, против предположенного закрытия базилианских монастырей, против уничтожения в униатской церкви латинских нововведений, узаконенных Замойским собором. На две указанные ноты был написан сильный и обстоятельный ответ Иосифом Семашко ю.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

8 ноября 1822 года Игнатий возведен в сан архимандрита. В конце июля 1823 года он был назначен ректором Новгородской духовной семинарии и профессором богословия, а две недели спустя – настоятелем Новгородского Антониева второклассного монастыря и членом Новгородской духовной консистории. И на том, и на другом посту он сменил архимандрита Иннокентия (Платонова; 1773–1842). Всецело отдаваясь своему делу, Игнатий во всех отношениях превосходно поставил семинарию. Свои богословские предметы (богословие догматическое, нравственное, основное и пастырское, герменевтику) он преподавал не по давно устаревшим учебникам, а по собственным разработкам; он положил начало преподаванию в семинарии церковной археологии, подготовив курс лекций. В своем монастыре Игнатий завел строгое благочиние. 21 декабря 1826 года архимандрит Игнатий был награжден орденом св. Анны 2-й степени и в том же году – особой серебряной медалью за составление церемониала встречи тела скончавшегося 19 ноября 1825 года в Таганроге императора Александра I. 3 декабря 1827 года Высочайшим указом Игнатий был назначен епископом Старорусским, викарием при Новгородском и Петербургском митрополите Серафиме (Глаголевском). 26 февраля 1828 года в Казанском соборе Петербурга прошла его хиротония. Вскоре он возвратился в один из древнейших русских городов. Во все воскресные и праздничные дни епископ Игнатий «неопустительно» священнодействовал в Софийском соборе, очень часто заканчивая богослужения подходящими случаю проповедями. Служба Игнатия в Новгороде была недолгой: 22 мая 1828 года он был переведен во вновь открытую Олонецкую епархию. Это назначение показывало, что на преосвященного возлагаются большие надежды. В епархии с населением свыше 200 тысяч человек имелось всего 180 храмов, а свыше трети населения принадлежали к старообрядчеству в виде беспоповского раскола. В самом Петрозаводске существовал только один храм, а по всей епархии постоянно совершались языческие празднества. В Петрозаводск епископ Игнатий прибыл 7 августа 1828 года. Его кафедра находилась в Петропавловском соборе, где 12 августа он отслужил первую литургию. В короткий срок он открыл духовную консисторию, приобрел и устроил архиерейский дом, добился причисления к епархии угодий упраздненного Клименецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. От города епископ получил участок пригородной земли и превосходно организовал здесь хозяйство. Одновременно с хозяйственными заботами епископ Игнатий вел борьбу с языческими празднествами и обычаями. 29 июня 1829 года, по окончании литургии в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, он выступил с обличением языческого праздника Купалы, и слово его имело необыкновенный успех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Жезл свой св. князь показует, и как-бы вручает благословляющему его самому миродержцу, Иисусу Христу. На левой, обратной, стороне иконы изображен, также масляными красками, придельный храм, сооруженный в Москве, в память рождения великого князя Александра Николаевича (Императора Александра II), благочестивейшими его родителями; под изображением храма находится следующая надпись: заложен 1818 года, июня 14, а освящен 1820 г. сентября 5-го. 6) Икона Божией Матери, шитая по канве, в золоченой раме, та самая, которая, как сказано выше, была в числе приданого Великой Княгини Екатерины Павловны 55 . 7) Икона Богоматери, писанная на дереве. Она прислана Императору Николаю I в декабре 1828 г. от молдаванского пахарниса, Авраама Ставро. (Тогда же повелено ее поставить в алтарь). См. дела придв. контор. 1828 г. 129). 8) Икона (небольшая) св. Николая Чудотворца, писанная на кипарисе, в серебряной-позлащенной ризе. Прислана от того же лица Императрице Александре Феодоровне. 9) Икона св. Иосифа обручника с младенцем Иисусом, писанная на дереве, поднесена Императору Николаю в 1828 г. (10 мая), при проезде его чрез г. Могилев, Павлом, епископом могилевским 56 . 10) Серебряная вызолоченная дарохранительница большого формата, на пьедестале из 6 досок синего стекла. Она устроена на подобие храма ап. Петра в Риме; в куполе сделано помещение для св. Агнца преждеосвященных литургий; св. Дары полагаются в особый (в виде ведерка с ручкою) ковчежец, который удобно вынимается. Затем, для запасных св. даров имеется еще, с задней стороны дарохранительницы, шкафик, с полочками и дверцею. Дарохранительница эта поступила в дворцовую церковь при Великой Княгине Екатерине Павловне (см. выше). Кроме ее, из церкви Великой Княгини во вновь устроенный в 1817 г. храм поступили: а) серебряные и вызолоченные сосуды; б) Евангелие напрестольное (в лист), обложенное серебряными вызолоченными досками, с финифтяными изображениями; в) серебряная вызолоченная, в виде креста, дарохранительница; г) серебряный позлащенный, с финифтяным распятием, напрестольный крест; д) серебряное, на подножии, блюдо для благословения хлебов; е) серебряное (массивное) кадило (2 ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

присвояя себе обязанности, монашеству неприличные», чем нарушал предписания Духовного регламента (Там же. Л. 18 об.- 19). Вслед. разбирательства в мае 1828 г. за «предосудительные монашескому званию поступки для исправления» И. был направлен под строгий надзор настоятеля в козловский во имя Святой Троицы монастырь «с отлучением от священнодейства и допущением до онаго для спасения души во дни только праздничные» (Там же. Л. 19 об.). Во время этих событий в письме (от 21 мая 1828) духовному ученику И. упоминал, что посетивший обитель «архимандрит Н.» оказал ему «снисхождение, удостоил с собой служить. Взял мой указ и обещал облегчить мою участь». При этом И. советовал ученику «сносить жребий свой великодушно и без роптания... забывать нанесенные нам обиды», помнить, что дням «печальным всегда последуют радостные» ( Авель (Ванюков). 1853. С. 167-169; 1996. С. 151). Приписка к письму: «Козловский Троицкий монастырь, где по ложному доносу О. Иларион был под эпитимиею» - в следующем, «исправленном и дополненном» издании 1883 г. книги иером. Авеля исчезла. Характерно, что это единственная редакционная правка гл. 12 «Духовник Саровской братии иеромонах Иларион». Всего через месяц прещение, наложенное на И., было снято. 19 июня 1828 г. казначей козловского Троицкого мон-ря иером. Димитрий сообщал: И. «в течение мая месяца никуда из монастыря не отлучался, вел себя хорошо и соответственно монашескому званию равно и ни в каких худых поступках никогда не замечен». Вскоре И. вернулся в Саровскую пуст. (ЦГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Д. 351. Л. 21). В 1-ю неделю 1833 г. И. участвовал в отпевании прп. Серафима. По преданию, когда И. вкладывал в руку почившего разрешительную молитву, «рука сама разжалась» (Житие прп. Серафима. 2003. С. 405). И. один из первых засвидетельствовал факт паломничества ко гробу прп. Серафима Саровского (ЦГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 252. Л. 61). Посетивший в 1838 г. Саровскую пуст. инок Парфений (Агеев) «многажды беседовал с старцем и духовником иеромонахом Иларионом» ( Парфений (Аггеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. земле. М., 2008. Т. 1. С. 163).

http://pravenc.ru/text/389177.html

В. Тишанка Бобровского у.), вероятно восходившая к постройке 1715 г., и ц. Рождества Богородицы (1793-1796) в слободе Черкасская (Тростянка) Острогожского у., состоявшая из 5 крестообразно расположенных объемов. При разработке регулярных городских планов вокруг каменных храмов проектировались площади, на них ориентировались новые улицы. По плану 1774 г. в Воронеже были проложены 3 улицы, лучами расходившиеся от кафедрального собора и архиерейского двора, комплекс к-рого был создан для еп. Тихона (Малинина) по проекту Дж. Кваренги и к кон. XVIII в. включал Благовещенский и Архангельский соборы, архиерейский дом, здания ДС, колокольни и др. (c 1836 - территория муж. Митрофанова мон-ря, закрытого в 20-х гг., снесенного в 50-х гг. XX в.). Архиерейский дом замыкал одну из главных магистралей, Б. Московскую ул., к старому 2-этажному зданию пристроили симметричные боковые части с пилястровыми портиками и низкими 4-гранными куполами, в вост. части находилась крестовая ц. К западу была запроектирована 3-ярусная колокольня, замыкавшая перспективу Б. Девицкой ул.; ярусы украшали колонные портики, далее по проекту линию построек продолжал корпус консистории и ДС (построен не был), повторявший архитектуру архиерейского дома, колокольня должна была служить осью симметрии ансамбля. Певческий корпус (позднее ДС) с куполом в центре, изогнутый дугой, размещался к востоку от архиерейского дома, в створе Мещанской ул. Замысел Кваренги в основном был осуществлен в 1784-1787 гг.; колокольня со статуями евангелистов (1793-1803) после надстройки 4-го яруса со шпилем (1828) превратилась в главную высотную постройку Воронежа (74,5 м). Со стороны города ансамбль был оформлен строениями в новом стиле, закрывшими старые храмы, а со стороны реки сохранил прежний облик. Архиерейский двор. Архит. Дж. Кваренги. 1784–1787, 1828 (колокольня) гг. Фотография. Нач. ХХ в. Архиерейский двор. Архит. Дж. Кваренги. 1784–1787, 1828 (колокольня) гг. Фотография. Нач. ХХ в. Значительную роль в распространении форм раннего классицизма в церковном зодчестве В.

http://pravenc.ru/text/155254.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010