до 1669 года архиепископ Иосиф IV 1674–1681 Павел Моравский 1681–1686 Авраамий 1687–1700 Стефан Яворский 1700–1722 Епископы Рязанские и Муромские: Сильверст Холмский 1723–1725 Гавриил Бужинский 1726–1731 Лаврентий Горка 1731–1733 Алексий Титов, архиеп. 1733–1750 Димитрий Сеченов 1752–1757 Палладий Юрьев 1758–1778 с 1764 года “Рязанский и Шатский” Архиепископы Рязанские и Зарайские: СимонЛобов 1778–1804 Амвросий Яковлев-Орлин 1804–1809 Феофилакт Русанов 1809–1817 Сергий Крылов-Платонов 1817–1824 с 1819 года архиепископ Филарет Амфитеатров 1825–1828 с 1826 года архиепископ Григорий Постников 1828–1831 Евгений Казанцев 1831–1837 Гавриил Городков 1837–1858 Смарагд Крыжановский 1858–1863 Иринарх Попов 1863–1867 Алексий Ржаницын 1867–1876 Палладий Раев 1876–1882 с 1881 года архиепископ Феоктист Попов 1882–1894 с 1885 года архиепископ Иустин Полянский 1894 Михайловское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Рязани): Ювеналий Карюков 1868–1871 Василий Левитов 1873–1880 Авраамий Летницкий 1880–1881 Августин Гуляницкий 1881–1883 Иустин Полянский 1883–1885 Феодосий Рождественский 1886–1892 Иоанникий Казанский 1892 Саратовская Учреждена в 1828 году. Кафедра в Саратове. Епископы Саратовские и Царицынские: Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1828–1832 Иаков Вечерков 1832–1847 Афанасий Дроздов 1847–1856 Иоанникий Горский 1856–1860 Евфимий Беликов 1860–1863 Иоанникий Руднев 1864–1873 Тихон Покровский 1873–1882 Павел Вильчанский 1882–1889 Авраамий Летницкий 1889–1893 Николай Налимов 1893 Симбирская Учреждена в 1832 году. Кафедра в Симбирске. Епископы и архиепископы Симбирские и Сызранские: Анатолий Максимович, архиеп. 1832–1842 Феодотий Озеров 1842–1858 с 1856 года архиепископ Евгений Сахаров-Платонов 1858–1874 Феоктист Попов 1874–1882 Варсонофий Охотин 1882 Смоленская Учреждена в 1137 году. 70 Кафедра в Смоленске. Епископы Смоленские: Мануил Кастрат, грек 1137–1169 Константин 1180 Симеон I 1190–1197 Игнатий I 1206–1219 Лазарь хир. 1219 Афанасий Иоанн I Дионисий упом.до 1238 Порфирий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842. Еп. до 1835. Бенедикт Григорович 1842–1850. Дамаскин Россов 1850–1851. Аркадий Федоров 1851–1869. Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877. Палладий Пьянков 1877–1882. Павел Доброхотов 1882–1897. Назарий Кириллов 1897–1901. Анастасий Опоцкий 1901–1905. Мисаил Крылов 1905–1908, Никанор Надежин 1908. Каргопольское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в Сласо-Преображенском Каргопольском мон.): Варнава Накропин 1911. Омская, учр. в 1895 г. 36 Кафедра в Омске Епископы Омские и Семипалатинские: Григорий Полетаев 1895–1900. Сергий Петров 1901–1903. Михаил Ермаков 1903–1905. Гавриил Голосов 1905–1911. Владимир Путята 1911. Епископы Омские и Акмолинские (с 4 окт. 1911 г.): Владимир Путята 1911. Семипалатинское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в г. Семипалатинске): Киприан 1911. Оренбургская, учр. в 1799 г. Кафедра в Оренбурге (перенесена из Уфы в 1859 г.). Епископы Оренбургские и Уфимские: Амвросий Келембет 1799–1896. Августин Сахаров 1806–1819. Иннокентий Смирнов 1819. Феофил Татарский 1819–1823. Амвросий Морев 1823–1828. Арнадий Федоров 1829–1831. Михаил Добров 1831–1835. Иоанникий Образцов 1835–1849. Иосиф Богословский 1849–1853. Антоний Шокотов 1853–1858. Антоний Радонежский 1858–1859. Епископы Оренбургские и Уральские 37 : Антоний Радонежский 1859–1862. Варлаам Денисов 1862–1866. Митрофан Вицинский 1866–1879. Архп. с 1879 . Вениамин Быковский 1879–1882. Вениамин Смирнов 1882–1886. Макарий Троицкий 1886–1895. Николай Адоратский 1895–1896. Тихон Клитин 1896; скончался вскоре после назначения. Владимир Соколовский 1896–1903. Иоаким Левицкий 1903–1908. Оренбургские и Тургайские: Иоаким Левицкий 1908–1910. Феодосий Олтаржевский 1910. Челябинское викариат., учр. в 1908 г. Епископы: Дионисий Сосновский 1908. Орловская, учр. в 1788 г. 38 Кафедра в Орде (с 1819 г.) Епископы Орловские и Севские: Аполлос Байбаков 1788–1798. Досифей Ильин 1798–1817. Иона Павинский 1817–1821. Гавриил Розанов 1821–1828. Никодим 1828–1839.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Важнейшим источником сведений об иргизских б-ках является описание книг И. м. 1828 г. (РГИА. Ф. 379. Оп. 1. Д. 971; опубл.: Ряжев, Починская. 1991). Б-ки муж. мон-рей предстают в описании значительными собраниями со сложившимся учетом книг, сохранившиеся экземпляры имеют нумерацию, относящуюся к 1-й трети XIX в. По описи 1828 г., Нижне-Воскресенский мон-рь владел 477 книгами: 346 печатными и 131 рукописной (из них 39 нотно-певч. рукописей). 225 изданий установлены: 115 книг московской печати 1-й пол. XVII в., 14 «книг киевской печати», 17 московских изданий 2-й пол. XVII-XVIII в., 79 старообрядческих изданий XVIII - нач. XIX в. Уникален для старообрядческих б-к хранившийся в Нижне-Воскресенском монастыре Требник, изданный в 1547 г. в серб. Вознесенском монастыре Милешева . В б-ке Средне-Никольского монастыря значилось 311 книг: 259 печатных и 52 рукописные (из них 27 нотно-певч. рукописей). 158 изданий установлены: 100 книг московской печати 1-й пол. XVII в., 55 старообрядческих изданий XVIII в. и 3 книги синодальной печати. Собрание Верхне-Спасо-Преображенского монастыря насчитывало 187 книг: 119 печатных и 68 рукописных (из них 30 нотно-певч. рукописей). Определены 85 изданий: 28 московской печати 1-й пол. XVII в., 30 старообрядческих, 17 московских изданий 2-й пол. XVII-XVIII в., 8 укр. книг XVII в., 2 книги гражданской печати. Б-ки жен. обителей на Иргизе были беднее, содержали преимущественно богослужебные книги: в Верхне-Покровском мон-ре имелось 32 книги, в т. ч. 4 рукописные, в Средне-Успенском мон-ре - 31 книга, в т. ч. 3 рукописные. В описании 1828 г. отмечено значительное число западнорус. книг, в основном хранившихся в Нижне-Воскресенском мон-ре: «Полуустав, сиречь Требник» (Вильно, 1622), Евангелие (Львов, 1690), «Страсти Христовы» (1624, 1691). В б-ках И. м. имелись московские и киевские издания 2-й пол. XVII-XVIII в., нетипичные для старообрядческих б-к: сборник переводов Епифания (Славинецкого) (М., 1665), «Мессия правдивый» Иоанникия (Галятовского) (К., 1669), «Мир с Богом человеку» Иннокентия (Гизеля) (К., 1669), «Книга житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)) (К., 1689-1704. 4 т.), «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония (М., 1719), соч. «О добротолюбии» (М., 1793) и др. По мнению И. В. Починской, основную часть неатрибутированных книг, упомянутых в описи 1828 г., составляли старообрядческие издания XVIII в.

http://pravenc.ru/text/673915.html

Гурийская 1) Софроний, архиепископ, управлял гурийской епархией с 1785 по 1834 год, совместно с имеретинскою, уволен, как сказано выше, на покой; 2) с 1834 по 1844 год управляли гурийской епархией грузинские викарии; 3) Евфимий, самостоятельный гурийский епископ с 1844 по 1853 год, переведен на имеретинскую кафедру; 4) Иоанн, с 1853 по 1855 год, из архимандритов Гаснатского монастыря. Абхазская 1) Герман, с 1851 по 1855 год, из имеретинских архимандритов и духовников владетельного князя Абхазии. 461 Викарные епископы 1) Киевской метрополии: 1) Афанасий, с 1823 по 1826 год, из архимандритов калязинского (тверского) монастыря, переведен в Нижний Новгород; 2) Мелетий, с 1826 по 1828 год, из архимандритов Киево-братского Богоявленского монастыря, назначен на пермскую кафедру; 3) Кирилл, с 1828 по 1835 год, из архимандритов того же монастыря, уволен на покой; 4) Владимир, с 1835 по 1836 год, из ректоров калужской семинарии, перемещен в Кострому; 5) Иннокентий, с 1836 по 1841 год, из ректоров киевской духовной академии, переведен в Вологду: 6) Иеремия, с 1841 по 1843 год, также из ректоров киевской академии, перемещен на кавказскую епархию; 7) Варлаам, с 1843 по 1845 год, из ректоров курской семинарии, переведен на архангельскую кафедру; 8) Аполлинарий, с 1845 по 1855 год, из ректоров астраханской семинарии. 2) Новгородской метрополии 1) Моисей, с 1823 по 1827 год, из ректоров киевской духовной академии, переведен в Вологду; 2) Игнатий, с 1827 по 1828 г., из ректоров новгородской семинарии, перемещен на олонецкую архиепископию; 3) Тимофей, с 1828 по 1834 год, из ректоров смоленской семинарии, переведен в Смоленск; 4) Анастасий, с 1834 по 1837 г., из архимандритов тамбовского Трегуляева монастыря, получил екатеринославскую кафедру; 5) Феодосий, с 1837 по 1842 год, из ректоров рязанской семинарии, переведен в Симбирск; 6) Иустин, из подольских викариев, пробыл менее года (1842) и переведен викарием в С.-Петербург; 7) Леонид, с 1842 по 1850 год, из ректоров могилевской семинарии, перемещен на костромскую кафедру; 8) Нафанаил, из с.-петербургских викариев, был, менее года (1850) и получил полтавскую епископию; 9) Антоний Ι-й, с 1850 по 1853 г., из саратовских викариев, перемещен на оренбургскую кафедру; 10) Антоний II-й, с 1853 по 1854 год, из викариев воронежских, переведен в Архангельск; 11) Иоанникий, с 1854 по 1855 год, из ректоров с.-петербургской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1807 г. отчисления из гос. казны на семинарию выросли с 4 до 8 тыс. р. Еп. Моисей (Близнецов-Платонов) выявил недостатки в обучении семинаристов и разработал для Нижегородской ДС программу, обучение по к-рой осуществлялось до преобразования семинарии в 1818 г. в соответствии с уставом духовных школ 1814 г. В ходе реформирования Нижегородская ДС была включена в состав Московского учебного окр. и подчинена Московской духовной академии (МДА). Ректором Нижегородской ДС в сане архимандрита в 1818-1828 гг. состоял свт. Гавриил Городков ; впосл. архиепископ). В 1818 г. в учебный курс были введены естественные науки, при семинарии открылись физический, минералогический и нумизматический кабинеты. В 1818 и 1823 гг. здание семинарии горело; к 1828 г. был возведен новый главный корпус. 2-я пол. 30-х - сер. 40-х гг. XIX в.- время кризиса Нижегородской ДС. Проведенные в ней в 1838, 1840 и 1842 гг. ревизии выявили недостатки и нарушения в экономической сфере и в учебно-воспитательном процессе. В 1842 г. семинария была выведена из подчинения МДА и подчинена возобновленной в том же году КазДА. Окончательно преодолеть кризис удалось в 1846 г. По итогам вступительных экзаменов в КазДА в 1858 г. Нижегородская ДС была признана лучшей в Казанском учебном окр. В 1-й пол. 60-х гг. XIX в. помимо действовавшей в семинарии с XVIII в. фундаментальной б-ки начала функционировать б-ка ученическая. Она поддерживалась на средства учеников, выделявших для этой цели ежегодно небольшие суммы (напр., во 2-й пол. 80-х гг. XX в.- по 20 к.). В 1864-1871 и в 1885-1905 гг. при семинарии издавались «Нижегородские епархиальные ведомости»; с 1906 г. журнал именовался «Нижегородский церковно-общественный вестник», издавался до 1918 г. Здание Нижегородской ДС. 1828 г. Фотография. Нач. XX в. Здание Нижегородской ДС. 1828 г. Фотография. Нач. XX в. Устав духовных школ 1867 г. был введен в Нижегородской ДС уже с 1867/68 уч. г. Материальное положение семинарии значительно улучшилось. Существовавшие прежде 2-годичные отделения семинарии (словесное, философское и богословское) были разделены на 6 одногодичных классов, из к-рых с 1-го по 4-й были общеобразовательными, а 2 последних имели богословское направление.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

В 1828 г. М. сдал экзамены в Имп. Московском ун-те и получил аттестат о его окончании (от 9 апр. 1828 г.). 10 авг. 1828 г. определен в ведомство Мин-ва иностранных дел с причислением к дипломатической канцелярии главнокомандующего 2-й армией генерал-фельдмаршала гр. Витгенштейна, участвовавшей в русско-тур. войне. 12 окт. 1828 г. произведен в должность губернского секретаря, 9 авг. 1829 г.- коллежского секретаря, 26 дек. 1829 г.- титулярного советника. Начало своей «биографии» М. относил ко времени, когда в лагере под Адрианополем он задумал поездку на Св. землю: «…эта минута была самая решительная в моей жизни… ибо все, что я ни приобрел впоследствии как в духовном, так и в вещественном, истекло для меня единственно из Иерусалима…» ( Муравьёв. Мои воспоминания. 1913. С. 7-8). При содействии главнокомандующего рус. армией ген. гр. И. И. Дибича 10 окт. 1829 г. М. получил Высочайшее дозволение на путешествие в Иерусалим, к-рое совершил в дек. 1829 - июле 1830 г. По словам М., его приняли как вестника мира, поскольку он стал первым рус. паломником, посетившим Иерусалим по окончании войны (Там же. С. 9). Перед отъездом патриарх Иерусалимский Афанасий V посвятил М. в рыцари Св. Гроба, благословив крестом на фиолетовой ленте с частицей Древа Креста Господня. 6 июня 1832 г. М. писал патриарху: «Я поручил себя Святому гробу, не на одно лишь время моего там пребывания, но и на всю жизнь» (цит. по: Лисовой. 2005. С. 19). Путешествие М., принадлежавшего к влиятельному аристократическому роду Российской империи, имело резонанс в рус. обществе и было истолковано как символическое указание на религ. миссию России на Востоке. По возвращении из Иерусалима М. посвятил все время описаниею путешествия. Основные впечатления и события были зафиксированы непосредственно в пути, но исторические сведения заимствованы из книг: 20-томной истории Церкви аббата К. Флёри ( Fleury C. Histoire ecclésiastique. P., 1691-1720. 20 t.), творений св. отцов и Житий пустынных подвижников Востока. К осени 1831 г. рукопись была готова. В. А. Жуковский просмотрел рукопись, поправил слог и одобрил текст. При участии знакомой с детства Е. В. Новосильцевой М. был представлен митр. Московскому и Коломенскому свт. Филарету (Дроздову) , которого убедил прочитать рукопись с церковной т. зр. Замечания митрополита на полях рукописи, по словам М., были строги, «иногда [митр. Филарет] вымарывал целые страницы, однако я нисколько этим не смущался и тем охотнее исправлял он труд мой… совершенная искренность была положена в основание нашего знакомства…» ( Филарет (Дроздов). 1869. С. XI). М. считал себя учеником митр. Филарета, от к-рого «в живых вопросах и ответах с совершенною свободою духа» воспринял «глубокое учение, вместе богословское и церковное» ( Муравьёв. Мои воспоминания. 1913. С. 21-22). Цензором книги был О. И. Сенковский, обладавший, по мнению М., глубокими знаниями практической стороны жизни на Востоке.

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

Из-за усиления раскола в Саратовской губ. имп. Николай I 20 окт. 1828 г. издал повеление об учреждении в Саратове самостоятельной церковной кафедры. Синод вынес постановление (завизировано императором 3 нояб. 1828) о выделении Саратовской и Царицынской епархии из состава Пензенской и Саратовской. Из 3 предложенных Синодом кандидатов имп. Николай I выбрал М., ставшего 1-м правящим архиереем восстановленной епархии (3 нояб. 1828 - 12 марта 1832). 19 нояб. М. получил из Синода указ о своем назначении, 22 дек. приехал в Саратов ( Новиков, Барзилов. 2000. С. 306). В составе епархии находилось на тот момент 545 церквей, клир составляли более 2,5 тыс. священно-церковнослужителей, паства насчитывала более 1 млн человек. М., согласно указу Синода, сразу приступил к устройству органов епархиального управления - архиерейского дома и духовной консистории. Городское купечество арендовало находившийся близ Александро-Невского собора 2-этажный особняк, на верхнем этаже к-рого расположились покои М. и домовая Крестовая ц., на нижнем - помещения консистории. Открытие консистории состоялось 30 дек. 1828 г. Консистория состояла из 2 отделений - присутствия и канцелярии, ей были подведомственны 5 духовных правлений епархий, включавших благочиннические округа. М. сам осуществлял руководство и надзор за деятельностью всех епархиальных органов управления и учреждений, лично просматривал документацию. В кон. февр. 1829 г. в ризницу Александро-Невского собора из Киево-Печерской лавры и киевского Софийского собора по договоренности М. и митр. Киевского Евгения (Болховитинова) были доставлены предметы для архиерейского служения: митры, панагии, саккосы, омофоры, рипиды, орлецы и т. д. К сер. апр. 1829 г. был полностью укомплектован штат архиерейского дома (56 служителей). В нач. 1830 г. архиерейский дом был устроен в постоянном здании, консистория переехала во флигель Межевой конторы. М., по его словам, видел смысл своей архипастырской деятельности в служении ближним, помощи нуждающимся, он опекал вдов, сирот и престарелых.

http://pravenc.ru/text/2563990.html

Вед. 1900 г. 43, стр. 1737; сн. Собр. мнений и отз. митр. Филарета, т. дополн. изд.1887 г., стр. 232. 79 Там же, л. 86. – На ряду с блестящими цифрами присоединений к единовернию, особенно в управление преосвящ. Вениамина Красноцевкова-Румовского ( 1798– 1811 гг.), заслуживают внимания отзывы преемника его епископа Моисея. Хваля первоначальных нижегородских единоверцев, он сообщал, что позднейшие единоверцы комплектовались из лиц, выражавших желание соединиться с церковью светскому начальству по причине нахождения под судом за совращение других в раскольническое заблуждение. В то же время еп. Моисей отмечает факт стремления многих записных православных в единоверие, совпавший с новой переписью раскольников и заключает, что «само позволение иметь церковь единоверческую чрез прописанные обстоятельства делается ныне как бы уже безплодным» (л. 87). 84 Вера и Церковь , 1900 г. 10, стр. 694–695. – Напр., по вычислениям г. Дорофеева, с 1828 –1835 гг. на правилах единоверия приблизительно присоединилось 39427 чел. Если прибавить к этому числу 40817 и 78139 чел., показанных в отчетах за 1836–37 гг. и 1838–47 гг. обратившимися в единоверие, то получится 80244 чел. за 1828 –37 гг. и 158383 за 1828–47 гг. Между тем в 1838 г. правительство, предлагая единоверие екатеринбургским раскольникам, указывало, что «так сделали уже 50000 душ старообрядцев» (Собр. пост, по ч. раск. Лондон, 1, 198); а митр. Филарет писал в 1848 г., что «твердость, оказанная правительством против раскола, с 1827 г. приобрела церкви около 200000(?) единоверцев» (Собр. мнений и отз.. т. дополнит, изд. 1887 г.. стр. 232), причем принимался во внимание лишний 1827 г. Кроме сего г. Дорофеев ошибочно признает 25830 чел., показанных в примечании таблицы 1836 г. как излишек против присоединений к церкви вообще за 1835 г., обратившимися из раскола с прочими сектами. 87 Напр, в Саратовском крае до 1835 г. обращений в единоверие не было (Раскол в Саратовском крае. Н. С. Соколова, стр. 428–429), а преосвященный олонецкий Игнатий (1828–42 гг.) предпочитал присоединять из раскола к общему православию (Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

335 См. в св. синоде дело 1828 года под 159, по предложению г. синодального обер-прокурора, с приложением прошения штата главной конторы пермских заводов унтер-шихтмейстера Пермякова с жалобою на племянника бывшего пермского епископа Дионисия, расстроившего бракосочетание его с дочерью умершего унтер-шихтмейстера Падерина, и в этом деле объяснение преосвященного Дионисия от 9-го февраля 1828 года. 337 См. в св. синоде дело 1828 года под 153, по предложению синодального члена преосвященного Серафима, митрополита новгородского, с изъяснением высочайшего повеления о переводе пермского епископа Дионисия в другую епархию. 339 См. в св. синоде дело 1828 года, 153, по предложению синодального члена преосвященного Серафима, с изъяснением высочайшего повеления о переводе пермского епископа Дионисия в другую епархию. 340 См. в св. синоде дело 1826 года, 314, но прошению коллежского советн. Назимова, с жалобою на неправильное вступление преосвященного архангельского в разбирательство жалоб на него жены его, и в нем прошение Назимова и предложение князя Мещерского синоду. 344 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело 9-го августа 1830 года о перемещении полтавского епископа Георгия в архангельскую епархию, по увольнении от управления сею последнею епископа Аарона, и в нем доклад св. синода Государю. 345 См. в той же канцелярии дело 7-го ноября 1829 года об устроенной преосвященным полтавским при доме своем свечной лавки, с отдачею оной на откуп. 346 См. в приведенном деле о перемещении полтавского епископа в архангельскую епархию, по увольнении от управления последнею епископа Аарона, письмо князя Мещерского к князю Репнину. 347 См. в приведенном деле о перемещении полтавского епископа Георгия письмо князя Репнина к князю Мещерскому. 348 См. в приведенном выше деле о перемещении полтавского епископа Георгия доклад князя Мещерского Государю Императору. 350 См. в св. синоде дело 1835 года 1604, по определению св. синода о переведении преосвященного епископа нижегородского Амвросия на другую, низшей степени, епархию, и в нем определение синода 29-го октября 1834 года. 354 См. в деле о переведении преосвященного епископа нижегородского Амвросия в другую, низшей степени, епархию указ св. синода. 357 См. в св. синоде дело 1835 года, под 1611, о перемещении Иоанникия, епископа вятского, на кафедру оренбургской епархии и о бытии ректору ярославской семинарии архимандриту Нилу епископом вятским. 361 См. выше выговор Иннокентию, епископу екатеринославскому, и также указ синода от 11-го июня 1851 года. Читать далее Источник: Материалы для истории православной церкви в царствование императора Николая I [Текст]/изд. под ред. Н. Ф. Дубровина. - Санкт-Петербург : Тип. Т-ва " Обществ. польза " , 1902. - 26 см. - (Сборник императорскаго Русскаго историческаго общества). Т. 113, кн. 2: Кн. 2 [Текст]. - 1902. - 404 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 ноября 1827 года Клеветы других согласился бы я рассмотреть предварительно: а клеветы на меня рассматривать не мое дело. […] 29 декабря 1827 года Как наше время походит на последнее! Соль обуявает. Камни святилища падают в грязь на улицу. С горем и страхом смотрю я в нынешнюю бытность мою в Синоде на изобилие людей, заслуживающих лишения сана. Но и то правда, что боюсь чужих грехов, а не своих! Молитесь о мне, и о нас, и о всех. 1 января 1828 года Если я и не приемлю похвалы Вашей, сие не есть смиренномудрие, а только необходимое сознание моих недостатков и окаянства. Если Вы думаете, что я моим поведением в отношении к Вам что-нибудь заслужил у Вас, то награждайте меня не похвалами, но откровенным сообщением мне истины, советами, обличениями и молитвами. […] 8 января 1828 года Если бы надлежало объявить войну какой одежде, то, по моему мнению, не шляпам священнических жен, но великолепным рясам архиереев и священников. По крайней мере это во-первых, но сие-то и было забыто. Священницы Твои, Господи, да облекутся правдою 551 . 16 августа 1828 года Печально! Когда вземлется добрая душа: мне приходит на мысль, что заграждается один из притоков благословений на оставшееся на земле. Кончина государыни 552 показывает, с нею было благословение. Много страдав в продолжение лет заботою любви о сыне и Отечестве, утешена возвращением сына; благовременно занялась приготовлением к смерти, пред исповедью оставалась немалое время в уединении, без сомнения, чтобы собраться предварительною молитвою, размышлением и обозрением жизни; исповедывалась и приобщилась Святых Тайн с великим вниманием; не позволила поспешности в чтении молитв; потом благословила детей, одних лично, других заочно; со всеми простилась; скончалась тихо, имея государя подле себя, на коленях стоящего. Государь и государыня оплакивают ее, как наилучшие дети наилучшей матери; да и все оплакивают, как мать. Мир душе ее! […] 4 ноября 1828 года Евреи худо праздновали: и в наказание Господь обращал их праздники в плач. Мы худо праздновали: и Господь попустил обращать праздники в будни. Люди думают, что полезнее дни, в которые работают себе и миру, нежели те, в которые служат Богу. Жалуются, что в Церкви часты праздники, а в театре праздники ежедневно. Праздники потеряны в духе, оттого не хотят их и в обряде. Что же? Может быть, уже надобно и нам не столько требовать их в обряде, сколько оплакивать их в духе, не сжалится ли Господь праздников, не сотворит ли по Своему слову: Вечер водворится плач, а заутра радость 553 – праздник принятого покаяния и данной благодати. […]

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010